ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
УДК 329.1:519.767(47+57)
СЕМАНТИКА ЭМБЛЕМ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
А.В. БАБАЙЦЕВ
(Донской государственный технический университет)
В статье с позиций семиотики анализируются эмблемы партий, прошедших в результате выборов в Государственную Думу РФ в декабре 2007 г. Выявляется структура эмблем, их символические, графические, цветовые, текстовые и иные элементы. Выяснилось, что особенности партийных эмблем выражаются в архаизации, фольклоризации и конструируются на основе культурной диффузии, что позволяет им быть частями различных текстов, образуя «подвижные» семиотические системы.
Ключевые слова: семантика, партийная эмблема, символ, цвет, графическая фигура, шрифт, структура.
Введение. Избиратели очень редко рационально идентифицируют себя с какой-то политической партией. Чаще всего это происходит символически. К основным символическим идентификаторам прежде всего относятся партийные эмблемы. Политические субъекты влияют на массовое сознание, используя партийную эмблематику. Для того чтобы это воздействие было эффективным, необходимо четко представлять семантическое строение эмблем.
Основная часть. В силу того, что эмблематическое поле современной российской политики весьма обширно, для анализа были отобраны эмблемы лишь тех политических партий, которые представлены в Государственной Думе пятого созыва в результате голосования 2 декабря 2007 г. После выборов в российском парламенте оказались четыре партии: «Единая Россия» -64,30% голосов избирателей; КПРФ - 11,57%; ЛДПР - 8,14%; «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь» - 7,74% [1].
Источником изображений партийных эмблем являются визуальные материалы, полученные из архива ЦИК РФ, - копии эмблем, сделанные с документов, предоставленных партиями в центральную избирательную комиссию; цветные плакаты, официально распространявшиеся ЦИК РФ [2], а также избирательные бюллетени. В результате анализа партийных эмблем необходимо будет определить, какие именно эмблематические элементы, какую закодированную при помощи семантических средств информацию передают потребителям символической «продукции». Изучая партийную эмблематику, мы будем опираться и на официальную трактовку эмблематических элементов (если она есть), и на семиотические средства анализа визуальной (графической и цветовой) символики. Партийные эмблемы также можно рассматривать как графические ассоциации «на заданную тему», а большое количество содержательно однородного материала позволяет применить классическую парадигму анализа вербальных ассоциаций, использовавшуюся Е.В. Черневич при исследовании рисунков-эмблем [3, с.100-104]. Правомерно применить и методику, разработанную Б. Эльбрюнном для исследования логотипов [4, с.34]. При анализе необходимо учесть символические, графические, цветовые, текстовые и пространственные детали партийных эмблем, направленность «движения» элементов, «глубину» эмблемы, ее содержание, особенности шрифта, представленное «время» и общее впечатление от композиции.
На выборах в Государственную Думу в 2007 г. партия «Единая Россия» использовала эмблему, существующую по настоящее время. Она представляет собой композицию, в верхней части которой расположено стилизованное изображение развевающегося полотнища с полосами равной ширины белого, синего и красного цвета, символизирующего флаг Российской Федерации, окаймляющего с правой стороны стилизованное изображение в сочетании белого и синего цвета силуэта медведя, развернутого правым боком к зрителю, под которым по всей ширине изображе-
91
ния полотнища буквами одинакового размера синего цвета горизонтально в два ряда изображена надпись: «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Иногда цвета могут меняться местами: при изображении эмблемы на темном фоне надпись «ЕДИНАЯ РОССИЯ» исполняется буквами белого цвета [5].
Основным элементом партийной эмблемы «Единой России» является образ медведя. В нем отражаются социальные пристрастия российского народа, его взгляды и обычаи, мифопоэтические и фольклорные традиции.
Медведи (Ursus L.) - род хищных млекопитающих, семейства медвежьих. Представители этого рода - наиболее крупные из современных хищников. Они имеют относительно короткое, но мощное, туловище, а также массивные, стопоходящие, пятипалые конечности с большими когтями. У медведей густой, лохматый волосяной покров и короткий хвост. В России обитают три вида
- бурый, черный и белый медведи [6, с.964-965]. Поведение этого животного противоречиво: он неповоротлив, неуклюж, косолап, но, несмотря на кажущуюся неловкость, медведь хорошо бегает и плавает, искусно лазает по деревьям [7, с.301]. Медведь обладает удивительным умением пользоваться при добывании пищи лапами: он так аккуратно может выкопать какой-нибудь корешок, что в этом месте остается лишь узкая изящная канавка, сделанная только двумя выдающимися вперед когтями указательного и среднего пальцев передней лапы. Трудно поверить, что такой мощный зверь с огромными лапами, как медведь способен выкопать настолько маленькую ямку [8, с.7]. Все это привело к тому, что медведь - амбивалентный символический образ. Антропо-морфизации медведя способствовал, видимо, тот факт, что у него есть своеобразное мозолистое образование (плантарная мозоль на передней лапе и пальмарная на задней), которое оставляет на земле следы, абсолютно не похожие на следы других зверей, а оттиск задних ног медведя очень напоминает след человека.
В. И. Даль отмечает, что бурому медведю дано много имен: черный зверь, лапистый зверь, косолапый, куцый, косматый, мохнатый, мохнач, костоправ, лесник [9, с.141]. Общеславянское слово медведь имеет внутреннюю форму, оно образуется путем сложения двух основ: именной мед - меду из *тейй5 и глагола есть из *ёй15 (этот корень встречается в словах еда, съедать, съедение, съедобный, в устарелом слове снедь, в областном - снедать (принимать пищу, есть)). В соединившихся словах произошло изменение «у» на «в», так возникло имя медведь, буквально -«едящий мед», «медоед» [10, с.589; 11, с.260].
Большое количество названий медведя говорит о том, что это животное было тотемом, и на его исконное имя налагалось табу, а наиболее распространенным стало медведь. В регионах России складывались различные варианты наименований - косолапый, космач, лесник, хозяин и т.д. Кроме того, медведь в силу своего тотемного статуса, уважения и очеловечивания получает человеческие имена - Миша, Мишка, Михаил, Михайло, Михайло Иваныч, Михайло Потапыч, Михайло Иваныч Топтыгин. Видно, что встречаются как уменьшительно-ласкательные, так и официальные, уважительные, с именем, отчеством и фамилией. (Фамилия происходит от глагола «топтать», что означает приминать и придавливать ногами на ходу.) У медведицы тоже есть свои имена: Матрена, Аксинья, Настасья Филипповна. Маленький медведь - медвежонок - также имеет множество прозвищ - мишутка, медведик, мишенька, медвежатка. Ласковые имена есть и у взрослого медведя: медведушка, медведюшка, медвежатушка.
Эпитеты, которые употребляются при обращении к медведю, выражают к нему отношение как к человеку с высоким социальным статусом: «старик, одетый в шубу», «когтистый старик», «господин», «хозяин леса и гор», «владыка чащи», «князь зверей», «сын горного бога», «горный человек», «царь скал», «горный бог», «царь-человек». Кроме того, некоторые названия указывают на то, что медведь является богом: «священный зверь», «вещий лесной зверь», «мудрый священный зверь», «дорогое священное божество» [12, с.81].
Медведь у многих народов России одновременно является и зверем, и человеком, и божественным существом. Кроме того, у некоторых народов, населяющих Россию, существовало поверье, что медведь прежде являлся сверхъестественным существом и был спущен на Землю специ-
ально для того, чтобы карать грешников. Поэтому задранный медведем человек считался грешником, а если был убит медведь, предполагалось, что он прогневал божество и за это наказан [13, с.74]. По старинным поверьям, медведь сохранил в себе не только следы человеческой природы, он также обладает сакральным знанием. Медведя ни в коем случае нельзя считать злым, потому что хорошего человека он никогда не тронет. Карает медведь также тех, кто непочтительно о нем отзывается, даже в его отсутствие [14, с.81].
А. В. Скиперских обращает внимание на феноменологическую противоречивость политической легитимации образа медведя. Он считает, что современные технологии посылают массовому сознанию «сверхзакодированный» сигнал, и какие конкретно ассоциации будут «разбужены» этим сигналом, трудно определить: кто-то вспомнит картину И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору», а кто-то конфеты «Мишка косолапый» [15, с.144]. Этот пример говорит о разновари-антности раскодирования образа медведя, но в любом случае будет дешифровываться один и тот же символ. Вариации возможны, при этом интерпретации отбросят те ассоциации, которые вовсе не соотносятся с данным символом.
При выборе животных-символов имеют значения традиционные смыслы, которые вкладываются в тот или иной символический образ. В большинстве русских сказок главным персонажем является медведь. Он - царь леса, его все слушаются, он может быть как злым, так и добрым, но всегда - честным и справедливым и никогда хитрым и лицемерным. Медведь в эмблеме «Единой России» символизирует «хозяина территории россиян (своеобразного российского племенного объединения)» [16], начальника, строгого, но справедливого и честного. По словам официального представителя «Единой России» В.Р. Мединского, медведь был выбран партийной эмблемой, потому что это «самый позитивный зверь в лесу, у него нет недостатков. Он всегда такой добрый, самый сильный зверь. По русской былинной традиции он выполняет в лесу роль судьи, старшего товарища. И за рубежом Россия всегда ассоциируется с медведем» [17].
Медведь, изображенный в эмблеме партии «Единая Россия», воплощает в себе идеи мощи, силы, динамизма, активности, интенсивности, инициативности. О. Рябов и А. Лазари обращают внимание на то, что после распада СССР Россия нуждалась в национальном, объединяющем символе, который был бы противопоставлен как советской эпохе, так и Западу. Эта социальная потребность проявилась в создании новой модели мужчины, отличающегося и от «советского порабощенного коллективиста» (который не имеет личностных качеств), и от западного эгоцентричного, избалованного метросексуала [18]. С 1999 года, когда партия власти начала использовать в своей эмблеме образ медведя, животное-символ стало наделяться положительными коннотациями. Это было замечено в мире: медведь стал ассоциироваться именно с постельцинским периодом. В начале 2000-х гг. в западной прессе частыми были заголовки, где российская власть или политика ассоциировались с этим животным: «Русский медведь возвращается», «Пробуждение русского медведя», «Русский медведь играет мускулами». В 2007 г. на конкурсе World Press Cartoon первое место заняла карикатура, в которой президент В. В. Путин был представлен в облике медведя [18]. Теперь, когда президентом является человек с «медвежьей фамилией», символизм образа медведя в эмблеме «Единой России» многократно усиливается.
Движущийся медведь, помещенный в центральную часть эмблемы, создает зрительное представление о направленности вперед и энергичности, а правая сторона, куда устремлено животное, символизирует будущее. Цвета Государственного флага Российской Федерации, расположенные в самом верху, символизируют Россию, государство, власть. Нижняя часть эмблемы представляет собой символ земли (медведь уверенно ступает по гладкой, ровной и твердой поверхности). Название партии акцентирует внимание на идеи государственности. Положение букв создает ощущение спокойствия, стабильности, постоянства, устойчивости. Текст приложен к рисунку, а не составляет часть эмблемы. Он производит впечатление целостной фигуры, однородного текста, в котором все элементы отсылают к единому, гармоничному образу. Верхняя часть эмблемы семиотически соотносится со шлемом русских воинов, советских и российских космонавтов, хок-
кеистов и т. д., что выражает собой идеи защиты и успеха. Все это позволяет воспринимать эмблему позитивно. Как такового контура у эмблемы нет, что может символизировать идею распространения, расширения, укрупнения, охвата всего, готовности к общению и диалогу. Фон пронизывает сюжет со всех сторон, что усиливает символизм искренности, широты, движения. Эмблема гармонична как графически, так и хроматически: ее элементы взаимосвязаны четким пропорциональным строем, который упорядочивает зрительное и символическое восприятие изображения в целом. Эмблематический образ легко «читается», что предоставляет возможность быстро и без труда его обнаружить и интерпретировать. Он семантически и эмоционально насыщен, его композиция предельно лаконична. Некоторые авторы считают, что изображение медведя в эмблеме «Единой России» светлыми красками связано с тем, что более темные или черные тона вызвали бы у воспринимающих этот символ негативные ассоциации и эмоции [16].
В эмблеме присутствуют два основных цвета-архетипа - красный и белый из красно-белочерной архетипической цветовой триады. В. Тэрнер выделяет ряд смыслов красного и белого. Красный - цвет жизни, крови, мужчины. Это символ связи матери и ребенка, что в свою очередь способствует формированию социальной организации, так как передача крови от поколения к поколению выступает своеобразным «маркером» членства в социальной группе. В то же время красный - цвет добычи, животной пищи, войны, смерти. Поэтому красный цвет в высшей степени амбивалентен: он связан как с положительными эмоциями и смысловыми рядами, так и с отрицательными. Белый - цвет жизни, здоровья, лунного света, женщины, силы, чистоты, цвет семени -символ союза мужчины и женщины, материнского молока - связи матери и ребенка. Красный и белый (наряду с черным, которого нет в эмблеме партии) трансцендентны человеческому сознанию, они позволяют контролировать социально-политические отношения, могут «увлечь человека», преодолев силу его сопротивления. Кроме того, цвета-архетипы имеют объединяющие значения [19, с.87-103]. Есть также и синий, символизирующий спокойствие, серьезность, монументальность. Основные ассоциации - небо, вечерние сумерки, даль, космос, бесконечность и вечность. Синий - самый трансцендентный и мистический цвет. Г.В.Ф. Гегель пишет, что «синее характеризует нечто более кроткое, тихое, осмысленное, взор, исполненный чувства» [20, с.233].
Партийная эмблема «Единой России» современна не только с точки зрения вложенных в нее значений (несмотря на использование древнего образа), но и своей динамичной стилистикой. Цветовая триада повторяется дважды. Присутствует катоптрический эффект, усиливающий символические значения эмблемы. Три расположенные рядом элемента (фрагментарная линейность) выражают отсутствие границы. Флаг, составленный из полос, создает ощущение поверхности, а медведь с бликами - глубины. Образ поверхности создают и буквы, символизирующие почву, землю, а развевающееся знамя - небо, воздух, пространство, свободу. Вся эмблема производит впечатление основательности, мощи, солидности, серьезности. В эмблеме ясно представлено будущее время. Присутствует четкая вертикальная и горизонтальная упорядоченность элементов, используются принцип «вещь в действии».
Эмблемой КПРФ является взаимоувязанные воедино серп, молот и открытая книга, символизирующие солидарность рабочих, крестьян и интеллигенции. Основанием эмблемы является аббревиатура «КПРФ». По окружности эмблемы расположены слова «РОССИЯ», «ТРУД», «НАРОДОВЛАСТИЕ», «СОЦИАЛИЗМ» [21].
Центральным символом эмблемы является изображение серпа и молота, при этом отсутствует один из основных элементов советской символики - красная звезда. Серп и молот - уникальный символ, у которого нет автора: изображение перекрещивающихся серпа и молота появляется одновременно, начиная с 1917 г., в разных российских губерниях [22, с.269]. Таким образом, именно социальность «вытолкнула» из народных масс тот символ, который был необходим, который смог наиболее полно выразить союз рабочих и крестьян в борьбе против помещиков и буржуазии. Некоторые авторы обращают внимание на семантическую схожесть символа серп и молот с христианским и мусульманским символами, что вполне определенно влияло на социум и
позволяло добиваться политическим субъектам весьма положительных социальных эффектов [23, с.77]. Книга - образ, ранее не употреблявшийся в сочетании с серпом и молотом, - является символом мудрости, знания, высокой культуры. В данном случае символизирует интеллигенцию.
Аббревиатура партии «КПРФ» изображена современным шрифтом, являющимся символом устойчивости, постоянства, силы. Показательно, что некоторое время партия использовала старославянский шрифт, который отсылал не к интернациональным, а к традиционно русским ценностям. Основную часть эмблемы обрамляет круг, составленный из слов, набранных прописными буквами: «РОССИЯ», «ТРУД», «НАРОДОВЛАСТИЕ», «СОЦИАЛИЗМ». Эти слова-символы представляют основные партийные ценности.
Центральная геометрическая фигура, присутствующая в эмблеме, - круг. Она выражает идеи гармонии, совершенства, вечности, полноты, динамизма. Эта графема имеет отношение к комплексу простейшей, первоначальной символики, соотносящейся с солнечным диском или движением Солнца по небосводу [24, с.80-88]. Эмблема имеет форму замкнутого пространства, помещенного в круг, отделяющего ее от любого внешнего фона. Это символизирует то, что партия не готова сразу же, легко устанавливать социально-политические контакты, говорит об автономии, отделении, изоляции, обособленном положении на политической арене.
Гармонизирующим элементом эмблемы КПРФ выступает ритм контурных линий с ритмичным изменением кривизны. Символ кажется очень устойчивым, константным, неизменным, благодаря тому, что круг расположен на мощном основании аббревиатуры «КПРФ». Эмблема партии независима от окружающего фона. Этот символический эффект удается получить при помощи четких, ясных линий. Они подтверждают границы эмблемы, что создает возможность использовать ее в любом контексте, на любых поверхностях самых различных предметов. Композиция символа основана на применении хроматических контрастов (белый - красный), взаимосвязь которых усиливает выразительность, целостность и согласованность всего изображения. Контрастными компонентами выступают мягкие, пластичные линии и жесткие стреловидные элементы серпа и молота.
Имеет значение также цветовая гамма всей эмблемы. Революционный красный традиционно используется пролетарскими организациями, что подчеркивает интернациональный смысл партийного символа. Применяется и белый цвет. Эмблема партии состоит из двух цветов-архетипов, противопоставленных по принципу бинарной оппозиции (прерывности). Присутствуют пять элементов (серп, молот, книга, кайма, аббревиатура), наложенных друг на друга, определена четкая граница. Используются четкие символы, с «богатой» семантикой. Общее представление от эмблемы - серьезность, последовательность, логичность. Время в эмблеме - настоящее. Архитектоника рисунка строгая и свободная, композиционное построение равномерное. Последовательное расположение элементов в эмблеме - символ рациональности, порядка, системы. Эмблема легко «читается», ее можно применить к различным объектам, она информативна, ее легко изменить в случае необходимости, она «способна» к развитию. К 2007 г. сформировался устоявшийся партийный образ, который идентифицирует Коммунистическую партию РФ, сплачивает «своих» и отвергает «чужих».
Официальная эмблема ЛДПР представляет собой прямоугольник синего цвета с соотношением сторон 2:3, с изображением на нем в центре краткого наименования партии «ЛДПР» буквами желтого цвета [25]. Долгое время эмблемой партии являлся щит голубого цвета, на котором изображалась Россия, окрашенная в розовый цвет, в границах до 1917 г., также присутствовал образ сокола, парящего в лучах восходящего солнца. Но в силу того, что эмблема ЛДПР представляла соединение разнородных элементов, массу мелких деталей, и воспринимающие ее были «оглушены» резким столкновением гладких и ломаных линий, светлых и темных, красных и синих пятен, а обилие мелких деталей не позволяло его печатать без искажений, она была превращена в герб ЛДПР, а эмблемой стала другая композиция.
Эмблема ЛДПР состоит из прямоугольника, аббревиатуры, синего и желтого цветов. Прямоугольник - геометрическая фигура, которая впервые возникает в практике землеустройства, переходя впоследствии в храмовое строительство [26, с.271]. Эта графема семантически соотносится с квадратом, символизирующим устойчивость, постоянство, основательность. Квадрат диалектически уравновешивает противоположности, воплощая собой идею структуры, порядка, совершенства, целостности, пропорциональности, безопасности. Эта графема также имеет значения пунктуальности, организованности, осторожности, ограниченности. Несомненно, квадрат противостоит «динамическим» графемам (кругу, спирали, кресту, треугольнику), являясь наиболее статичной фигурой [27, с. 141]. Именно поэтому человек чувствует сильное напряжение, если хочет заставить прямые стороны и прямые углы квадрата выразить движение [28, с.75].
Аббревиатура партии изображена «спокойным», прямым шрифтом, который символизирует деловитость и солидность. Синий цвет фона «иллюстрирует» логичность, последовательность, основательность, серьезность, а желтый - выражает несдерживаемую экспансивность, раскованность, полную радостных надежд изменчивость. Психологические эксперименты показали, что если синий - это наиболее «серьезный», то желтый - наиболее «веселый» цвет, настраивающий человека на интерес к внешнему миру, на общение, контактность, эмоциональную вовлеченность и коммуникабельность [29, с.79-83]. М. Люшер говорит о том, что желтый - самая светлая краска, поэтому она воздействует легко и живо. Главная характеристика желтого, утверждает М. Люшер,
- «отражение света», что символизирует беспрепятственное распространение и освобождение [30, с.195]. Сочетание синего и желтого в эмблеме партии выражает одновременно серьезность и веселость, рассудительность и безрассудство, рациональность и эмоциональность.
Объект (квадрат) и его элементы (буквы аббревиатуры) имеют четкие границы. Эмблема представлена в двух измерениях, «движение» букв - вертикальное, а прямоугольника - горизонтальное, создается ощущение поверхности. В эмблеме используется «пестрый» колорит - сочетание синего и желтого. Прямоугольник и аббревиатура символизируют логичность и порядок, а цветовая гамма - противоречивость, двойственность, случайность. Время, представленное в эмблеме, - настоящее. Общее впечатление от эмблемы - противоречие логики графических фигур и «запутанного» цветового колорита.
Эмблема партии «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь» представляет собой композицию из следующих частей: стилизованного изображения развевающегося полотнища, состоящего из трех горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета (соотношение высоты полос к общей высоте флага составляет: белая - одна пятая, синяя -одна пятая, красная - три пятых), на красной полосе полотнища размещена горизонтальная надпись прописными буквами желтого цвета в две строки «Справедливая РОССИЯ»; горизонтальной надписи, расположенной под изображением полотнища по всей его ширине, прописными буквами красного цвета «РОДИНА ПЕНСИОНЕРЫ ЖИЗНЬ» [31].
Элементами партийной эмблемы, таким образом, являются два прямоугольника, зигзагообразные (волнистые) линии, белый, синий, красный и желтый цвета. Красный символизирует борьбу, движение вперед и имеет архетипические значения. Они усиливаются зигзагообразной линией, которая образуется в результате наложения прямоугольников. И если прямоугольник -символ стабильности, неизменности, постоянства, четкости и конкретности, то зигзаг - решительных, иногда спонтанных и непродуманных действий. Зигзаг, появляясь в эпоху неолита, символизирует воду, молнию, змею. Эта графема семантически связана с оппозицией движущих начал бытия: земли и неба, темного и светлого, мужского и женского и т. д. Графические фигуры в виде зигзага или волны выступают в значении оплодотворяющих сил земли, женского начала [32, с.74-83].
Эмблема представляет собой четыре цвета: белый, синий, красный, желтый. Первые цвета выражают идею непрерывности и естественности, а также российскую государственность, а желтый - величия, силы, власти, семантически соотносясь с золотыми серпом, молотом и звездой
на флаге СССР. Таким образом партия заявляет о том, что для нее значимыми являются как ценности современной России, так и Советской эпохи. Присутствует зеркальность: два прямоугольника, наложенных друг на друга со смещением вправо. Представлен контраст вертикальных и горизонтальных линий. Эмблема передана в двух измерениях, четко ограничена, ее движение осуществляется по горизонтали вправо, она создает впечатление глубины. Полосы символизируют небо, свет, пространство, а также поступательное движение (иногда неравномерное), обеспечивающее стабильность. Время эмблемы не вполне определено, лишь шрифт, наклоненный вправо, символизирует будущее.
Анализируя эмблемы, можно выявить некоторые закономерности. Употребляются конкретные символы, с богатой семантикой, простые сочетания элементов и цветовые контрасты. Лишь одна партия четко заявляет о себе как партия, которая стремится в будущее и готова к сотрудничеству («Единая Россия»). Три другие партии используют символы, выражающие только стремление к стабильности, постоянству, низменности, а если и движения, то очень незначительного и медленного. Также все эмблемы символически «сообщают» о том, какие ценности отстаивают партии. Эти ценности не иллюстрируются прямо, а передаются в зашифрованном графическими и хроматическими средствами виде.
Выводы. Итак, выявлены особенности формирования современной партийной политической символики в российском обществе, которые выражаются в архаизации, фольклоризации. Эмблемы конструируются на основе культурной диффузии, что дает возможность объяснения диссонанса политико-символического пространства. Символотворчество основано на создании узнаваемых «конструкций», которые соотносятся с конкретными политическими ценностями. Обнаруживается связь с выработкой таких элементов партийной эмблематики, способных впоследствии, входя в структуру эмблемы, создавать в массовом сознании определенные эталоны. Партийные эмблемы также имеют конструктивные возможности. Они могут складываться в «подвижные» системы, тиражироваться и транслироваться по различным информационным каналам.
Библиографический список
1. См.: Постановление ЦИК РФ от 8 дек. 2007 г. № 72/591-5 «О результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва» // Рос. газета. - 11 дек.
- 2007.
2. Письмо и приложение на 56 листах Бабайцеву А.В. за № 07-13/2794 от 31.07.07 от секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Н.Е. Конкина.
3. См.: Черневич Е. В. Язык графического дизайна: материалы к методике художественного конструирования. - М.: Изд-во ВНИИТЭ, 1975.
4. Эльбрюнн Б. Логотип: пер. с фр. / под ред. С.Г. Божук. - СПб.: Издат. дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Инвест», 2003.
5. Единая Россия : Официальный сайт партии // Устав Всероссийской политической партии «Единая Россия» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.edinros.rU/er/rubr.shtml7110102#1.
6. Медведи (Ursus L.) // Сельскохозяйственная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. В.В. Мацке-вич, П.П. Лобанов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Сов. энцикл., 1975. - Т. 3. - 1972.
7. Брэм А.Э. Жизнь животных: в 3 т. - Т.1. - Млекопитающие / ред. С. Кондратова. - М.: Терра-ТЕккА, 1992.
8. Пажетнов В. С. Бурый медведь / В. Пажетнов. - М.: Агорпромиздат, 1990.
9. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание: ок. 1500 ил. / В.И. Даль. - М.: Астрель: АСТ, 2006.
10. Фасмер Э.М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. - Т.2. (Е-Муж): пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева. - 2-е изд., стер. - М.: Прогресс, 1986.
11. Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. / Н.М. Шанский, В.В. Иванов, Т.В. Шанская. - 2-е изд., испр. и доп. / под ред. С. Г. Бархударова. - М.: Просвещение, 1971.
12. Васильев Б.А. Медвежий праздник / Б.А. Васильев // Сов. этнография. - 1948. - №4.
13. Соколова З.П. Культ животных в религиях / З.П. Соколова. - М.: Наука, 1972.
14. Попова А.М. Медведь в воззрениях русского старожилого населения Сибири / А.М. Попова, Г.С. Виноградов // Сов. этнография. - 1936. - №3.
15. Скиперских А.В. Образ «медведя»: феноменологический аспект политической легитимизации / А.В. Скиперских // Социол. исслед. - 2004. - №8.
16. Медведев М. Брендинг и параллельное позиционирование в избирательной кампании 2003 г. [Электрон. ресурс] // ЗАО «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРЕСС-КЛУБ. ЧУМИКОВ PR И КОНСАЛТИНГ» Режим доступа: http://pr-club.com/PR_Lib/medvedev.doc.
17. См.: Зубченко Е. Самый позитивный зверь в Думе. Партийная символика, как и реклама, помогает политикам продать себя избирателям // Новые Известия. - 2006.— 24 нояб.
18. Рябов О., Лазари А. Россия - медведь [Электрон. ресурс] // ИноСМИ - Все, что достойно перевода. Режим доступа: http://www.inosmi.ru/world/20080520/241458.html.
19. Тэрнер В. Символ и ритуал / сост. В.А. Бейлис. - М.: Наука. Гл. ред. вост. лит., 1983.
20. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. Система отдельных искусств // Гегель Г. В. Ф. Эстетика: в 4 т. - М.: Искусство, 1971. - Т. 3.
21. КПРФ: Официальный сайт // Устав политической партии. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: //kprf. ru/pa rty/charter/.
22. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. / А.Ф. Лосев. - 2-е изд., испр. - М.: Искусство, 1995.
23. См. об этом: Бойко Д.А. Истоки и развитие герба Армении в составе России // Гербо-вед. - 1996. - № 3.
24. См., напр.: Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. - Л.: Наука. Ле-нингр. отд-ние, 1979.
25. Либерально-Демократическая партия России : Официальный сайт партии // Устав политической партии [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.ldpr.ru/partiya/198/.
26. Лукач Д. Абстрактные формы эстетического отражения действительности / Д. Лукач. Своеобразие эстетического: в 4 т. - М.: Прогресс, 1985. - Т. 1.
27. См.: Тресиддер Дж. Словарь символов: пер. с англ. С. Палько. - М.: ФАИР-ПРЕСС,
1999.
28. Иттен И. Искусство цвета / И. Иттен: пер. с нем. - 4-е изд. - М.: Изд. Д. Аронов, 2007.
29. См.: Серов Н. В. Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета: информация - цвет
- интеллект. - СПб.: Речь, 2001.
30. Люшер М. Оценка личности посредством выбора цвета // Драгунский В. В. Цветовой личностный тест: практ. пособие. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2001.
31. Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь : Официальный сайт партии. Программные документы. Символика партии [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.spravedlivo.ru/information/section_11/section_29/.
32. См., напр.: Голан А. Миф и символ. - 2-е изд. - М.: РУССЛИТ, 1994.
Материал поступил в редакцию 06.12.10.
References
1. Sm.: Postanovlenie CIK RF ot 8 dek. 2007 g. № 72/591-5 «O rezul'tatah vyborov deputatov Gosudarstvennoi Dumy Federal'nogo Sobraniya RF pyatogo sozyva» // Ros. gazeta. - 11 dek. - 2007. -In Russian.
2. Pis'mo i prilojenie na 56 listah Babaicevu A.V. za № 07-13/2794 ot 31.07.07 ot sekretarya Central'noi izbiratel'noi komissii Rossiiskoi Federacii N.E. Konkina. - In Russian.
3. Sm.: Chernevich E. V. Yazyk graficheskogo dizaina: materialy k metodike hudojestvennogo konstruirovaniya. - M.: Izd-vo VNIITE, 1975. - In Russian.
4. El'bryunn B. Logotip: per. s fr. / pod red. S.G. Bojuk. - SPb.: Izdat. dom «Neva»; M.: «OLMA-PRESS Invest», 2003. - In Russian.
5. Edinaya Rossiya : Oficial'nyi sait partii // Ustav Vserossiiskoi politicheskoi partii «Edinaya Rossiya» [Elektron. resurs]. Rejim dostupa:
http://www.edinros.ru/er/rubr.shtml?110102#1. - In Russian.
6. Medvedi (Ursus L.) // Sel'skohozyaistvennaya enciklopediya: v 6 t. / gl. red. V.V. Mackevich, P.P. Lobanov. - 4-e izd., pererab. i dop. - M.: Sov. encikl., 1975. - T. 3. - 1972. - In Russian.
7. Brem A.E. Jizn' jivotnyh: v 3 t. - T.1. - Mlekopitayuschie / red. S. Kondratova. - M.: Terra-TERRA, 1992.
8. Pajetnov V. S. Buryi medved' / V. Pajetnov. - M.: Agorpromizdat, 1990. - In Russian.
9. Dal' V.I. Illyustrirovannyi tolkovyi slovar' russkogo yazyka: sovremennoe napisanie: ok. 1500 il. / V.I. Dal'. - M.: Astrel': AST, 2006. - In Russian.
10. Fasmer E.M. Etimologicheskii slovar' russkogo yazyka: v 4 t. - T.2. (E-Muj): per. s nem. i dop. O.N. Trubacheva. - 2-e izd., ster. - M.: Progress, 1986. - In Russian.
11. Shanskii N.M. Kratkii etimologicheskii slovar' russkogo yazyka. / N.M. Shanskii, V.V. Ivanov, T.V. Shanskaya. - 2-e izd., ispr. i dop. / pod red. S. G. Barhudarova. - M.: Prosveschenie, 1971. - In Russian.
12. Vasil'ev B.A. Medvejii prazdnik / B.A. Vasil'ev // Sov. etnografiya. - 1948. - №4. - In
Russian.
13. Sokolova Z.P. Kul't jivotnyh v religiyah / Z.P. Sokolova. - M.: Nauka, 1972. - In Russian.
14. Popova A.M. Medved' v vozzreniyah russkogo starojilogo naseleniya Sibiri / A.M. Popova, G.S. Vinogradov // Sov. etnografiya. - 1936. - №3. - In Russian.
15. Skiperskih A.V. Obraz «medvedya»: fenomenologicheskii aspekt politicheskoi legitimizacii / A.V. Ski perskih // Sociol. issled. - 2004. - №8. - In Russian.
16. Medvedev M. Brending i parallel'noe pozicionirovanie v izbiratel'noi kampanii 2003 g. [Elektron. resurs] // ZAO «MEJDUNARODNYI PRESS-KLUB. ChUMIKOV PR I KONSALTING» Rejim dostupa: http://pr-club.com/PR_Lib/medvedev.doc. - In Russian.
17. Sm.: Zubchenko E. Samyi pozitivnyi zver' v Dume. Partiinaya simvolika, kak i reklama, pomogaet politikam prodat' sebya izbiratelyam // Novye Izvestiya. - 2006.— 24 noyab. - In Russian.
18. Ryabov O., Lazari A. Rossiya - medved' [Elektron. resurs] // InoSMI - Vse, chto dostoino perevoda. Rejim dostupa: http://www.inosmi.ru/world/20080520/241458.html. - In Russian.
19. Terner V. Simvol i ritual / sost. V.A. Beilis. - M.: Nauka. Gl. red. vost. lit., 1983. - In
Russian.
20. Gegel' G.V.F. Lekcii po estetike. Sistema otdel'nyh iskusstv // Gegel' G. V. F. Estetika: v 4 t.
- M.: Iskusstvo, 1971. - T. 3. - In Russian.
21. KPRF: Oficial'nyi sait // Ustav politicheskoi partii. [Elektron. resurs]. Rejim dostupa: http://kprf.ru/party/charter/. - In Russian.
22. Losev A.F. Problema simvola i realisticheskoe iskusstvo. / A.F. Losev. - 2-e izd., ispr. - M.: Iskusstvo, 1995. - In Russian.
23. Sm. ob etom: Boiko D.A. Istoki i razvitie gerba Armenii v sostave Rossii // Gerboved. -1996. - № 3. - In Russian.
24. Sm., napr.: Boriskovskii P.I. Drevneishee proshloe chelovechestva. - L.: Nauka. Leningr. otd-nie, 1979. - In Russian.
25. Liberal'no-Demokraticheskaya partiya Rossii : Oficial'nyi sait partii // Ustav politicheskoi par-tii [Elektron. resurs]. Rejim dostupa: http://www.ldpr.ru/partiya/198/. - In Russian.
26. Lukach D. Abstraktnye formy esteticheskogo otrajeniya deistvitel'nosti / D. Lukach. Svoeobrazie esteticheskogo: v 4 t. - M.: Progress, 1985. - T. 1. - In Russian.
27. Sm.: Tresidder Dj. Slovar' simvolov: per. s angl. S. Pal'ko. - M.: FAIR-PRESS, 1999. - In
Russian.
28. Itten I. Iskusstvo cveta / I. Itten: per. s nem. - 4-e izd. - M.: Izd. D. Aronov, 2007. - In
Russian.
29. Sm.: Serov N. V. Svetocvetovaya terapiya. Smysl i znachenie cveta: informaciya - cvet - intellekt. - SPb.: Rech', 2001. - In Russian.
30. Lyusher M. Ocenka lichnosti posredstvom vybora cveta // Dragunskii V. V. Cvetovoi lich-nostnyi test: prakt. posobie. - M.: AST, Mn.: Harvest, 2001. - In Russian.
31. Spravedlivaya Rossiya: Rodina/Pensionery/Jizn' : Oficial'nyi sait partii. Programmnye dokumenty. Simvolika partii [Elektron. resurs]. Rejim dostupa: http://www.spravedlivo.ru/information/section_11/section_29/. - In Russian.
32. Sm., napr.: Golan A. Mif i simvol. - 2-e izd. - M.: RUSSLIT, 1994. - In Russian.
A.V. BABAITSEV
CURRENT RUSSIAN POLITICAL PARTIES EMBLEM SEMANTICS
A semiotic analysis of the emblems representing the parties elected to State Duma in December, 2007, has been carried out. The emblem structure, and their symbolic, graphical, colour, text and other elements are revealed. It has been found that emblem characteristics are expressed in archaization, folklorization, and are constructed on the ground of cultural diffusion. That permits them to be parts of different texts forming 'moving' semiotic systems.
Key words: semantics, party emblem, symbol, colour, graphic figure, type, structure.