М.В. Гаврилова
СЕМАНТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ «ДЕМОКРАТИЯ» В РУССКОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
Актуальность описания политических понятий обусловлена концептуальной разноголосицей в русском политическом дискурсе, т.е. вариативным содержательным наполнением слов, выражающих ценности русского социума и основные политические термины (патриотизм, справедливость, свобода, демократия и др.). В рамках понятийного направления в политологии (М.В. Ильин, А.А. Казанцев, В.П. Макаренко, В.М. Сергеев, В.Л. Цымбурский, R. David, J. Gandhi, J.L. Gibson, G.L. Munck, J. Verkuilen и др.), политической лингвистике (М.В. Гаврилова, Н.А. Купина, Е.И. Шейгал, T. van Dijk, R. Wodak и др.) исследуются способы употребления ключевых понятий политических теорий и вкладываемые в них содержательные различия. Ученые ставят перед собой цель «прояснять понятия, помогать им обретать большую четкость и строгость. Такое прояснение при одновременном усложнении понятий является важнейшей составляющей созидательной работы в политике» [Ильин, 1997, с. 4].
Данная статья посвящена описанию семантического развития понятия «демократия», поскольку демократия провозглашается целью и ценностью постсоветской России, а также является ключевым понятием современной западной политики. Материалом исследования служат выступления российских президентов и предвыборные программы парламентских политических партий.
Смысловая динамика слова «демократия» в русском политическом дискурсе
Слово демократия, известное в русском языке со времен Петра I, является символически насыщенным термином, описывающим особенности социалистического движения, советской системы управления и идеал постсоветской России.
Семантическое развитие слова демократия на протяжении ХХ в. таково: народодержавие, народовластие, мироуправство (начало ХХ в.) ^ форма правления, при которой власть осуществляется самим народом, массами, непосредственно или через представительные учреждения (30-е годы ХХ в.) ^ форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел, и наделение граждан достаточно широким кругом прав и свобод (60-80-е годы ХХ в.) ^ государственный строй и организация всей жизни общества, основанные на признании народа источником власти и всеобщего равноправия в сочетании с широким кругом политических и гражданских прав и свобод (90-е годы ХХ в.) ^ политический строй, основанный на признании принципа народовластия и наделения граждан широким кругом прав и свобод (начало XXI в.).
Сравнительный анализ выявил прототипическое основание лексического значения слова - народ как источник власти - и различные смысловые акценты, отражающие изменение общественных настроений: то, что противоположно единовластию (начало ХХ в.) ^ осуществление власти народом = массами через представителей (30-е годы ХХ в.) ^ форма политической организации общества, право народа участвовать в решении государственных дел, наделение граждан достаточно широким кругом прав и свобод (60-80-е годы ХХ в.) ^ всеобщее равноправие, широкий круг политических и гражданских прав и свобод (90-е годы ХХ в.).
В исторической перспективе сменяют друг друга слова, противоположные по значению демократии. В начале ХХ в. демократия противополагалась самодержавию, в советский период -мнимой, буржуазной демократии, в конце ХХ в. антонимом демократии является тоталитаризм, в начале XXI в. антагонистом выступает терроризм.
Особенность русской ментальности состоит в образно-символическом восприятии термина. Различные политические
силы имеют свой образ этой формы правления и очень часто навязывают его своим оппонентам под видом согласованного понятийного. Образных представлений о демократии может быть бесконечно много: на это указывает возможность ограничивающих понятие уточнений типа внутрипартийная, пролетарская демократия. В советский период словосочетания участвовали в идеологической борьбе, формируя и поддерживая оппозицию «свой» (социалистическая, советская, народная, революционная, подлинная демократия) - «чужой» (буржуазная, мнимая демократия).
В постсоветский период «демократия» вновь оказывается в центре идеологической борьбы, но уже внутриполитической. В 90-е годы наблюдается разнонаправленность оценочных смыслов понятия. С одной стороны, пейоративная (отрицательная) оценка, выраженная с помощью неологизмов (демократизатор, демократура) и развития новых значений (демократка - резиновая дубинка). С другой стороны, «взрыв» сочетательной активности прилагательного демократический, которое стало употребляться в положительном (мейоративном) контексте со словами мышление, основа, сознание, ценности, процедура, культура, движение, обновление, правительство и др.
В начале 2000-х годов слово демократия, разделявшее в 90-х годах общество на непримиримые группы, не способствовало политической стабильности, вероятно, поэтому наблюдается процесс перемещения демократии на периферию политического лексики. Во-первых, уменьшается количество словоупотреблений. Примечательно, что в таком важном идеологическом тексте, как инаугурационная речь в 2004 [Путин, 2004] и в 2008 гг. [Медведев, 2008], не прозвучали слова демократия, демократический, власть. Во-вторых, ограничиваются коммуникативные ситуации использования понятия. Оно звучит преимущественно во внешнеполитических документах, на пресс-конференциях с главами иностранных государств, в интервью и ответах на вопросы иностранных журналистов. Таким образом, слово демократия обращено, прежде всего, к зарубежной аудитории. Для российской аудитории слово используется в программных выступлениях (послание Федеральному собранию) и торжественных текстах (выступление на приеме в честь Дня России). Актуализируются утраченные в советский период лексические значения, где демократия означала «государство с такой формой правления»: «...именно эта Конституция открыла для России возможность войти в круг развитых мировых демократий» [Путин, Коидзуми, 2003]. Кроме того, подчеркивается
важность некоторых положений демократического централизма. В частности, то, что для развития демократии необходимо соблюдать принцип «подчинения меньшинства большинству»: «И нам нужно, основываясь на фундаментальных принципах демократии, выработать такие инструменты, которые позволяли бы подавляющему большинству людей в нашей стране влиять на внутреннюю и внешнюю политику, именно большинству, и чтобы при этом это большинство уважало мнение меньшинства и учитывало это мнение» [Путин, 2013].
В начале XXI в. русское языковое сознание постигает демократию преимущественно с помощью аналитически представленных понятий: атрибут, принципы, философия, ценности, цели, уровень, модель, механизмы, основы, пространство, институты демократии. Мы наблюдаем процесс определения и расширения понятия. Можно предположить, что политической элите и обществу важно определить ту совокупность предметов, к которому должно прилагаться понятие «демократия».
С 2004 г. в русском политическом дискурсе начинается процесс осмысления содержания понятия посредством приписывания признака. Так, в начале 2006 г. термин актуализируется в общественном сознании благодаря словосочетанию суверенная демократия. Важно подчеркнуть, что создание новых слов и выражений -одна из составляющих политической деятельности, поскольку борьба за номинацию - это борьба за фундаментальные групповые ценности.
Отметим, что «имя прилагательное + имя существительное» - основная грамматическая формула позиционирования материального и интеллектуального продукта в современном мире. Однако, как правило, используется не относительное, а качественное прилагательное (эпитет). Кроме того, в целях речевого воздействия в названии новой политической идеи следует использовать метафорическое выражение, так как метафора обладает преобразующей силой.
Словосочетание суверенная демократия составлено с нарушением лексической сочетаемости. В создании нового сочетания отчетливо проявилась тенденция внедрения иноязычных значений в русское языковое сознание. С одной стороны, говорится о необходимости «доказать, что о свободе и справедливости можно и должно думать и говорить по-русски» [Сурков, 2006]. С другой стороны, в политической речи актуализируются основные значения английских слов. На наш взгляд, словосочетание суверенная
демократия можно «перевести» как соревновательное движение россиян к свободному обществу и справедливому миропорядку.
С 2008 г. в русский политический дискурс вводятся новые сочетания - электронная демократия, интернет-демократия: «Все современные средства коммуникации, тот же самый интернет создают совершенно новые условия для развития демократии и в России, и в других странах мира» [Медведев, 2010]. В связи с развитием современных технических средств общения актуализируются сочетания непосредственная демократия, прямая демократия. В общественное сознание внедряются пропозиции:
а) реформы 1990-х годов привели к понятийному конфликту, поскольку «люди перепутали понятие "демократия" и понятие "благополучие"», и «демократия как явление слепилась с бедностью и дискомфортом от разрушения большой страны» [там же];
б) демократия связана с ответственностью: «Демократия - это не только свобода высказывать свои суждения, свобода принимать решения о том, кому отдать голос при выборах. Но это и внутреннее чувство ответственности, которое каждый человек должен испытывать за себя, за своих близких, за свою страну» [там же]; в) демократия имеет национальную специфику («российская демократия»); г) это «ммолодая демократия и несовершенная демократия».
С 2012 г. понятие участвует в семантическом противопоставлении «свой - чужой», актуализируя новую сочетаемость: подлинная демократия («Л подлинная демократия - это непременное условие построения государства, нацеленного на служение интересам общества»), настоящая демократия («Настоящая демократия не создается одномоментно» [Путин, 2012]). Неправильная демократия была в 90-е годы, когда «под флагом воцарения демократии мы получили не современное государство, а подковерную борьбу кланов и множество полуфеодальных кормлений. Не новое качество жизни, а огромные социальные издержки. Не справедливое и свободное общество, а произвол самоназначенных "элит ", откровенно пренебрегавших интересами простых людей» [там же]. Сейчас имплицитно представленная ИХ «демократия сводится к вывеске, когда за "народовластие" выдается разовое развлекательное политическое шоу и кастинг кандидатов, где содержательный смысл выхолащивается эпатажными заявлениями и взаимными обвинениями» [там же].
Таким образом, демократия как символически насыщенный термин активно участвует в идеологической борьбе. Новые слово-
сочетания и смысловые наращения слова навязывают оппонентам образное представление о демократии в качестве согласованного понятийного. Лексическая структура понятия «демократия» постоянно обогащается новыми значениями.
Особенности осмысления понятия «демократия» в инаугурационных выступлениях российских президентов
Идеологическая ориентация и программный характер выступления, призванного объединить нацию на основе провозглашаемых президентом ценностей и целей; речевой конструкт, созданный на основе результатов социологических опросов, - все эти признаки делают инаугурационное выступление полезным материалом для описания концептуализации политических понятий. Рассмотрим динамику семантического развития слова демократия в торжественных речах российских президентов с 1991 по 2012 г.
В 1991 г. Б.Н. Ельцин единожды произносит существительное демократия. Однако данное словоупотребление является одним из смысловых центров выступления благодаря использованию когнитивного механизма выдвижения значимой информации (слово стоит в сильной позиции в составе несогласованного определения путь демократии) и такому риторическому средству, как синтаксический параллелизм («это путь демократии, путь реформ, путь возрождения достоинства человека»). Сочетание слова путь с существительным, обозначающим цель общественного и государственного строительства, традиционно использовалось в советском политическом тексте. Например, путь коммунизма. Словосочетание путь демократии употребляется в синонимическом ряду с реформами, возрождением достоинства человека. Кроме того, Б.Н. Ельцин трижды использует прилагательное демократический, которое сочетается с существительными способ (преобразований), движение, государство [Ельцин, 1991]. В 1996 г. Б.Н. Ельцин единожды употребляет существительное демократия, соположенное со словом свобода, придавая словам смысловую близость, а также дважды употребляет прилагательное демократический, определяющее слова страна и преемственность (власти) [Ельцин, 1996].
В 2000 г. В.В. Путин трижды использует прилагательное демократический, при этом дважды с существительным государство и одно словоупотребление со словом образ (передачи власти). При
этом уточняется значение прилагательного демократический при помощи сочетания «по воле народа, законно и мирно». Таким образом, понятие о демократии содержит семы 'воля народа', 'закон' и 'мир' [Путин 2000]. Примечательно, что в инаугурационном выступлении 2004 г. не используются слова демократия, демократический, а также слово власть [Путин, 2004].
Добавим, что в 2008 г. Д.А. Медведев также не употребляет слова демократия и демократический. Однако говорит о том, что «высшей ценностью в нашем обществе» является охрана «прав и свобод человека». Президент произносит выражения («высокие стандарты жизни», «торжество закона», «институты гражданского общества», «свободные и ответственные граждане»), которые тематически близки демократической риторике [Медведев, 2008].
В 2012 г. В.В. Путин вновь вводит в словник инаугурацион-ной речи слова демократия и демократический. При этом президент говорит о том, что демократию необходимо сделать более сильной и прочной, т.е. укрепить. Демократия сочетается с прилагательным российская, что подчеркивает специфику ее национального развития. Кроме того, демократия наряду с единством и патриотизмом является условием достижения идеального устройства государства: «Мы добьемся наших целей, если будем единым, сплоченным народом, если будем дорожить нашим Отечеством, укреплять российскую демократию». Вместе с тем демократия понимается и как перспектива развития страны: «Мы хотим и будем жить в демократической стране, где у каждого есть свобода и простор для приложения таланта и труда, своих сил». В этом случае демократия связана со свободой и возможностями для самореализации граждан [Путин, 2012].
Мы выяснили, что в инаугурационном выступлении Б.Н. Ельцина прилагательное демократический имеет положительное контекстуальное значение и трактуется как «социальные изменения в обществе», «активное участие людей в жизни общества». В инаугурационных речах В.В. Путина это прилагательное употребляется без эмоционально-экспрессивной оценки, означает «участие граждан в выборах» и ассоциативно связано с понятием «государство».
В понимании сути демократии Б.Н. Ельцин делает акцент на личной инициативе граждан, В.В. Путин заявляет об ответственности демократического государства перед обществом.
В системе представлений Б.Н. Ельцина демократия связана с идеей мира и права, о чем свидетельствует ряд контекстуальных сино-
нимов, используемых в обоих инаугурационных выступлениях: «процветающее, демократическое, миролюбивое, правовое и суверенное государство»; «мирного, правового, демократического способа преобразований» (1991) - «мирной, демократической преемственности власти» (1996). Для В.В. Путина демократический синонимичен простому и современному. В 2000 г. в инаугурационном выступлении употребляются контекстуальные синонимы: «самым демократическим, самым простым образом»; «Россия становится по-настоящему современным, демократическим государством» [Путин, 2000].
Рассматривая лексическую сочетаемость прилагательного демократический, мы обнаружили преемственность политических взглядов российских президентов в употреблении словосочетания демократическое государство (страна). Кроме того, в системе политических представлений Б.Н. Ельцина и В.В. Путина демократия связана с ключевым концептом русской ментальности «мир» и понятием «право». Таким образом, понятие «демократия» обладает национально-культурной спецификой, поскольку в недавних диссертационных исследования было выяснено, что в американском политическом дискурсе демократия соположена равенству, свободе, всеобщему благу [Филиппова, 2007; Миронец, 2007].
Анализ показал, что изменяются концептуальные ряды, в которые включено понятие «демократия»: демократия, реформы, достоинство человека (1991) ^ демократия, свобода, преемственность власти (1996) ^ демократия, (мирные) выборы, закон (2000) ^ демократия, единство, патриотизм (2012). Разнонаправленные семантические векторы могут отражать изменение общественных настроений, политические знания и ценности лидера.
Концептуализация понятия «демократия» в выступлениях президента В.В. Путина
Рассмотрим особенности концептуализации понятия «демократия» в выступлениях президента В. В. Путина. Изучая тексты президента, мы выявили специфические интерпретации и смысловые наращения в значении слова демократия.
1. Демократия признается абсолютной политической ценностью («общепризнанные институты демократии», «общепринятые идеалы демократии», «общие ценности свободы и демократии»).
2. Цель развития страны - демократия, которая метафорически осмыслена как путь: «То, что мы сделали однозначный выбор
в сторону демократии, и то, что мы не представляем себе другого пути развития, это очевидно», «Но мы понимаем, куда идем, и с этого пути не свернем» [Путин, 2013].
3. Демократия развивается в странах с рыночной экономикой, демократии сопутствует процветание: «современная, процветающая демократия».
4. Демократия связана с юридическим понятием «право»: «...демократия - это же не анархия, не вседозволенность. Это правила, прописанные в законах, принятых конституционно избранным представительным органом власти - парламентом страны» [Путин, 2002].
5. Демократия является необходимым условием сотрудничества между странами: «Российская Федерация и Япония, разделяющие универсальные ценности свободы, демократии, верховенства права и уважения основных прав человека, и впредь будут...» [Путин, Коидзуми, 2003].
6. Демократия должна развиваться с учетом культурно-исторических особенностей страны: «демократия - это внутренняя субстанция развивающегося общества», «демократия - это набор известных принципов и ценностей, которые должны реали-зовываться в каждой отдельной стране в соответствии с ее традициями» [Путин, 2005]. В русском политическом дискурсе формируется новая идеологическая оппозиция «становление vs внедрение демократии»: «Однако институты демократии, принципы демократии не могут эффективно внедряться на той или иной территории без учета национальных традиций и истории», «демократия не может быть предметом экспорта из одной страны в другую» [Путин, Мубарак, 2005].
7. Установление демократического устройства - это длительный эволюционный исторический процесс: «А вы хотите, чтобы мы за два десятилетия преодолели путь, который другие страны преодолевали за 200, 300, 400 лет? Всё, конечно, делается постепенно, шаг за шагом» [Путин, 2013].
8. Демократия предполагает влияние народа на власть, что возможно при условии двусторонней коммуникации: «Демократия, на мой взгляд, заключается как в фундаментальном праве народа выбирать власть, так и в возможности непрерывно влиять на власть и процесс принятия ею решений. А значит, демократия должна иметь механизмы постоянного и прямого действия, эффективные каналы диалога, общественного контроля, коммуникаций и "обратной связи"» [Путин, 2012].
9. Плюрализм мнений, соревновательность, отсутствие партийной монополии - основа развития демократии: «Политическая конкуренция - это нерв демократии, ее движущая сила» [Путин, 2012].
10. Для укрепления демократии важно желание граждан участвовать в общественной жизни: «Необходимо, чтобы общество было готово к использованию демократических механизмов. Чтобы большинство людей почувствовали себя гражданами, готовы были бы на регулярной основе тратить свое внимание, свое время, свои усилия на участие в процессе управления. Другими словами, демократия работает там, где люди готовы в нее что-то вкладывать» [Путин, 2012]. В связи с этим большое значение уделяется развитию «муниципальной демократии»: «Местное самоуправление - школа демократии» [там же].
Таким образом, постоянное обогащение слова (со) значениями отражает динамику политических представлений (т.е. увеличение объема политических знаний и усложнение политического опыта (взаимо) действия) президента о демократии, а также изменение общественных настроений, которое должен учитывать глава государства. В различные политические периоды в толковании понятия «демократия» актуализируются различные семантические области: 2000-2004 гг. - государство, участие граждан в выборах; 2004-2008 гг. - государство, национально-культурные особенности развития демократии, новое политическое явление; с 2012 г. - ответственность государства перед обществом и желание граждан активно участвовать в общественной жизни, прежде всего, на уровне муниципалитетов.
Можно предположить, что в картине мира В. В. Путина понятие «демократия» ассоциируется с такими прототипическими атрибутами, как государство, выборы, современный. Демократия признается целью и условием развития России, а также ценностью в мировой политике.
Понятие «демократия» в предвыборных программах ведущих политических партий
Лингвокогнитивный анализ предвыборных программ политических партий (2011) показал, что на глобальном уровне организации дискурса, т.е. на уровне тематической макроструктуры, включающем название программы, лозунги, тематические рубри-
ки, слово демократия не употребляется. Иными словами, демократия не является значимым политическим символом для парламентских партий.
Рассмотрим программные документы партии «Справедливая Россия» (далее СР). В программе партии демократия не упоминается, но в манифесте единожды используется слово демократия и социал-демократия [Предвыборная программа партии «Справедливая Россия», 2011]. При этом демократия концептуально близка таким политическим ценностям, как свобода и справедливость, правовое государство, равные возможности: «Здоровые силы общества может объединить стремление к свободе и справедливости, становлению демократии и правового государства, обеспечению равных возможностей для всех граждан» [там же]. Следует обратить внимание на сочетание становление демократии, которое эксплицирует представление партийных идеологов СР о стадии развития демократии в России. Становление - это начальный этап, этап формирования.
В программе КПРФ не употребляются слова демократия, демократический, но единожды используется слово демократизация: «Мы гарантируем демократизацию политической системы и повышение ее эффективности» [Предвыборная программа КПРФ, 2011]. Партия считает важным реорганизовать систему на более демократических основах для того, чтобы она работала результативно.
В программе партии «Единая Россия» (далее ЕР) есть единичные употребления слов демократия и демократический. Члены ЕР сообщают избирателям, что они заинтересованы в усилении демократических принципов внутри партии и в политической конкуренции: «Наша партия намерена и дальше последовательно улучшать условия для политической конкуренции и развития внутрипартийной демократии» [Предвыборная программа Всероссийской ... 2011]. По мнению идеологов ЕР, инновационная экономика, демократические институты и правовое государство -это стратегические задачи развития страны: «Мы должны построить инновационную экономику, укрепить демократические институты и современное правовое государство» [Предвыборная программа Всероссийской. 2011].
В программе ЛДПР мы выявили семь словоупотреблений демократия и шесть словоупотреблений демократический. ЛДПР единственная парламентская партия, в программе которой эксплицитно представлено понимание демократии, которое связано, во-первых, со «свободными и честными выборами» («Демокра-
тия - это, прежде всего, свобода выбирать и быть избранным») и, во-вторых, с «многопартийной системой» [Предвыборная программа ЛДПР 2011]. Мы выяснили, что является демократическим, т.е. что относится к понятию «демократия»: формы управления государством, название партии, институты общества.
Примечательно, что в тексте дано идеологическое противопоставление: реальная - имитационная демократия («Вместо реальной демократии в стране складывается система демократии имитационной» [Предвыборная программа ЛДПР... 2011]). Политической импликатурой можно считать мнение о том, что существующая сейчас в России демократия - это ненастоящая, неподлинная демократия. ЛДПР недовольна политической ситуацией, поскольку в общественной жизни страны отсутствует движение («Единственной разумной альтернативой "наследственному" застою в общественно-политической мысли страны» [там же]). Кроме того, партия власти использует административный ресурс и осуществляет противоправные действия на выборах. Иными словами, есть ИХ демократия и НАША (ЛДПР) демократия. «Наша демократия - это свобода без анархии и выборность без давления со стороны партии власти и без использования административного ресурса» [там же]. Члены ЛДПР предлагают провести политическую реформу («следует сделать парламент однопалатным») и дать Государственной думе право «совершенствовать демократию». Таким образом, важную роль в развитии демократии в России должны играть парламентарии. Неслучаен и выбор слова совершенствование: совершенствовать - делать лучше. Таким образом, актуализируется инструментальная функция демократии. Вместе с тем в системе политических представлений членов ЛДПР демократия осмысляется как ценность и стоит в одном концептуальном ряду с либерализмом и патриотизмом: («идеология ЛДПР, основанная на проверенных временем ценностях демократии, либерализма и патриотизма» [там же].).
В программе ЛДПР проявилась лингвокреативная способность авторов текста в создании новых сочетаний «демократический экстремизм»: «Мы считаем, что деятельность гражданского общества должна заключаться не в "демократическом экстремизме", когда исполнение решения саботируется через организацию протестов, а в постоянном надзоре за деятельностью чиновников, в конструктивном и предметном диалоге с властью» [там же].
Сделанные наблюдения приводят к выводу о том, что в предвыборных программах российских партий демократия не является ключевым политическим понятием (единичные использования в слабых текстовых позициях) и входит в различные ценностные ряды: свобода, справедливость, правовое государство (СР) - инновационная экономика, современное правовое государство (ЕР) - либерализм, патриотизм (ЛДПР). При этом партии по-разному осмысляют уровень демократии в России: становление, т.е. начальный этап (СР) - уже существующее политическое явление, которому необходимо развитие, т.е. укрепление (ЕР) и совершенствование (ЛДПР).
Разнообразные интерпретации слова «демократия» ведущими политическими акторами свидетельствуют не только о его многозначности, но и о неустойчивости его понятийных границ, и о его семантическом развитии. Процесс постижения понятия «демократия» осуществляется преимущественно путем расширения объема. Однако в последнее десятилетие мы наблюдаем увеличение содержания понятия, что свидетельствует о расширении знаний и изменении установок относительно демократии. При этом сочетательные возможности слова демократия участвуют в идеологической поляризации «мы» и «они».
Понятие «демократия» ассоциируется с рядом прототипиче-ских атрибутов: правовое государство, мир, выборы.
Ценностный компонент понятия постоянно развивается, поскольку и российские президенты, и ведущие политические партии включают демократию в различные концептуальные ряды.
Аксиологический компонент понятия изменяется: в начале 1990-х годов демократия воспринималась как абсолютная ценность и была помещена в положительный контекст. В начале 2000-х годов наблюдается нейтрализация эмоционального восприятия демократии.
Осмысление понятия «демократия» имеет национально-культурные особенности: соотносится с ключевым концептом русской ментальности «мир», а также метафорически осмысляется при помощи модели «путь».
В общественном сознании политическими деятелями актуализируются такие характеристики демократии, как свободные прозрачные и альтернативные выборы на равноправной основе, наличие и гарантия политических свобод, политический плюрализм.
Литература
Ельцин Б.Н. Выступление на церемонии вступления в должность Президента России // Российская газета. - М., 1991. - 11 июля. - С. 1-2.
Ельцин Б.Н. Выступление на церемонии вступления в должность Президента России // Российская газета. - М., 1996. - 11 июля. - С. 1.
Ильин М.В. Слова и смыслы: Опыт описания ключевых политических понятий. -М.: РОССПЭН, 1997. - 432 с.
Медведев Д. А. Встреча с ведущими российскими и зарубежными политологами // Президент России. - Ярославль, 2010. - 10 сентября. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/8882 (Дата посещения: 11.11.2013.)
Медведев Д. А. Выступление на церемонии вступления в должность Президента России // Президент России. - М., 2008. - 7 мая. - Режим доступа: http://www. kremlin.ru/transcripts/1 (Дата посещения: 11.11.2013.)
Миронец Е.С. Эволюция и особенности языковой репрезентации аксиологического концепта «Democracy» в инаугурационных речах президентов США: Авто-реф. дис. ... канд. филол. наук. - Владивосток, 2007. - 19 с.
Предвыборная программа Всероссийской политической партии «Единая Россия» на выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва (Программное обращение Партии «Единая Россия» к гражданам России). - М., 2011. - 24 сентября. - Режим доступа: http://er.ru/party/program/ (Дата посещения: 11.11.2013.)
Предвыборная программа КПРФ. - М., 2011. - Режим доступа: http://kprf.ru/ crisis/offer/97653.html (Дата посещения: 12.12.2011.)
Предвыборная программа ЛДПР на выборах 4 декабря 2011 года. - Режим доступа: http://ldpr.ru/party/regions/Kostroma_region/Kostroma_events/Election_Program_ LDPR_election_December_4_2011/ (Дата посещения: 11.11.2013.)
Предвыборная программа партии «Справедливая Россия» - 2011. - М., 2011. -Режим доступа: http://www.spravedlivo.ru/5_48384.html (Дата посещения: 11.11.2013.)
Путин В. В. Выступление на церемонии вступления в должность Президента России // Президент России. - М., 2012. - 7 мая. Режим доступа: http://www. kremlin.ru/transcripts/15224 (Дата посещения: 11.11.2013.)
Путин В.В. Демократия и качество государства // Коммерсант. - М., 2012. - № 20, 6 февраля. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/1866753 (Дата посещения: 11.11.2013.)
Путин В.В. Выступление на приеме, посвященном 10-летию принятия Конституции Российской Федерации // Президент России. - М., 2003. - 12 декабря. - Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/text/appears/2003/12/57140.shtml (Дата посещения: 11.11.2013.)
Путин В. В. Выступление на церемонии вступления в должность Президента России // Президент России. - М., 2000. - 7 мая. - Режим доступа: http://archive. kremlin.ru/appears/2000/05/07/0002_type63374type82634type122346_28700.shtml (Дата посещения: 11.11.13.)
Путин В.В. Интервью американскому телеканалу «Фокс Ньюс» // Президент России. - Вашингтон, 2005. - 17 сентября. - Режим доступа: http://archive. kremlin.ru/text/appears/2005/09/93985.shtml (Дата посещения: 11.11.2013.)
Путин В.В. Интервью немецкой телерадиокомпании ARD // Президент России. -М., 2013. - 5 апреля. - Режим доступа: http://www.president.kremlin.ru/ news/17808 (Дата посещения: 11.11.2013.)
Путин В.В. Интервью польской газете «Газета выборча» и польскому телеканалу ТВП // Президент России. - М., 2002. - 15 января. - Режим доступа: http:// archive.kremlin.ru/text/appears/2002/01/28773.shtml (Дата посещения: 11.11.2013.)
Путин В.В. Обращение к гражданам страны при вступлении в должность Президента России // Президент России. - М., 2004. - 7 мая. - Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/appears/2004/05/07/1240_type63374type82634_64130.shtm l (Дата посещения: 11.11.2013.)
Путин В.В., Коидзуми Дз. Совместное заявление президента Российской Федерации и премьер-министра Японии о принятии российско-японского плана действий // Президент России. - М., 2003. - 10 января. - Режим доступа: http://archive. kremlin.ru/text/docs/2003/01/30606.shtml (Дата посещения: 11.11.2013.)
Путин В.В., Мубарак Х. Совместная пресс-конференция с президентом Египта Хосни Мубараком // Президент России. - Каир, 2005. - 27 апреля. - Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/text/appears/2005/04/87243.shtml (Дата посещения: 11.11.2013.)
Сурков В.Ю. Национализация будущего // Эксперт. - М., 2006. - № 43 (537), 20 ноября. - Режим доступа: http://expert.ru/expert/2006/43/nacionalizaciya_ buduschego/ (Дата посещения: 11.11.2013.)
Филиппова М.А. Идеологический концепт «демократия»: (на материале лингво-культуры США): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Волгоград, 2007. - 20 с.
Шейгал Е.Б. Семиотика политического дискурса. - М.: ИТДГК «Гнозис». - 326 с.