СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХЕШТЕГА #BLACKLIVESMATTER
В.В. Катермина, Е.А. Яченко
Ключевые слова: хештег, семантический анализ, интернет-коммуникация, социальное движение, Black lives matter.
Keywords: hashtag, semantic analysis, internet communication, social movement, Black lives matter.
DOI 10.14258/filichel(2021)4-10
В настоящее время хештег считается особым лингвистическим феноменом. Хештеги не только объединяют неоднородный контент и связывают совершенно разных пользователей, но и обеспечивают «узнавание» информации о крупном явлении или движении, передаваемой с помощью хештега в сжатом виде, а также позволяют интерпретировать хештег за счет восстановления ассоциативных связей и коннотаций [Рябченко, Катермина, Гнедаш, Малышева, 2018, с. 143]. Мы считаем, что хештеги обладают большим потенциалом в интернет-коммуникации и являются благоприятным полем для лингвистического анализа. Многие современные социальные движения используют хештеги для быстрого и широкого распространения своих идей и приобретения популярности в online-пространстве. Причем значительная часть движений зарождается и развивается именно в нем, а затем конвертирует накопленный социальный капитал в offline [Рябченко, Катермина, Гнедаш, Малышева, 2018, с. 140]. К ним мы можем отнести и движение Black lives matter, которое оказалось в центре мирового внимания в 2020 г.
Интернет-коммуникация стала неотъемлемой частью жизни почти каждого человека. По мнению Л.Ю. Щипициной, интернет-коммуникация «...представляет собой один из исторических этапов в развитии коммуникационных средств», отличительной чертой которого является компьютерная опосредованность [Щипицина, 2010, с. 41]. Интернет радикально изменил сферу публичной коммуникации, увеличив число её субъектов и расширив их свободу в презентации своих мнений и доступ к информационным ресурсам и аудитории. Интернет-коммуникация обладает рядом особенностей, в частности, к ним относится языковая компрессия. «Она способствует лаконичности, динамичности текста, обогащению его неявно выраженными подтексто-выми смыслами, избавляет текст от ненужного повторения информа-
ции, поскольку опускается, редуцируется именно то, что менее информативно значимо [Атягина, 2012, с. 10]. При совершении действий с контентом интернет-пользователи опосредованно или намеренно совершают социальные действия, которые влияют на социально-политические процессы [Рябченко, Катермина, Гнедаш, Малышева, 2018, с. 145]. То же самое происходит при совместной классификации сообщений с помощью хештегов, или меток, связанных с классифицируемым информационным объектом посредством логики [Рябченко, Малышева, 2018, c. 364]. Хештег теперь не только отмечает отдельные твиты и посты, но и извлекает из них главную мысль или созданный образ и накапливает прагматический и мани-пулятивный потенциал [Емельяненко, 2013].
Говоря о первоначальной функции хештегов, важно отметить, что удобство их использования обусловливается тем, что возрастает плотность информационного потока и возникает потребность в управлении объемами информации и их фильтрации. Нами согласно данным, полученным с помощью графов, были систематизированы хештеги, наиболее часто встречающиеся в одном контексте с хештегом #blacklivesmatter, а также проведен их семантический анализ. Мы опираемся на тот факт, что «облако хэштегов представляет собой многослойный и многовекторный конструкт, непредвзято определяющий понятие, выраженное родительским хэштегом» [Рябченко, Малышева, 2018, с. 365]. Хештеги объединяют между собой контент, продуцируемый самыми разными интернет-пользователями, а сочетание различных хештегов в одном контексте формирует единое содержательное поле. Каждый хештег «соотносится через множество переходов со всеми другими, создавая сомкнутую сеть, отражающую непрерывность концептуальной сети человеческого сознания» [Беловодская, 2019].
Движение Black lives matter возникло в 2013 г. после убийства Джорджем Циммерманом подростка-афроамериканца Трейвона Мартина. Тот факт, что убийцу оправдали в суде, вызвал общественный резонанс. Создателем хештега #blacklivesmatter стала Патрис Куллорс, одна из основательниц движения, а Опал Томети, другая основательница, запустила одноименный веб-сайт и аккаунты в социальных сетях, а в 2016 г. была создана мировая сеть Black Lives Matter Global Network. Движение Black Lives Matter достаточно аморфно, у него нет формального руководства или иерархии. Сам хештег #blacklivesmatter актуализируется и входит в мировые тренды каждый раз, когда происходит несправедливое (согласно мнению общественности) убийство темнокожего человека.
I ЯЩк,________..._____^
Keyhole
Рис. 1. Частота использования хештега #Blacklivesmatter за май-август 2020 г. согласно сервису Keyhole
С помощью сервиса OSoMe: the IUNI observatory on social media нами было сгенерировано два графа корреляции хештега #blacklivesmatter с другими в популярной социальной сети Twitter (первый граф показывает корреляцию хештегов на неделе с 25 по 31 мая, второй — с 1 по 7 июня, данные периоды выбраны неслучайно: именно в это время наблюдается наиболее активное использование согласно сервису Keyhole). Каждая вершина графа обладает множеством устойчивых связей с другими, благодаря чему создается единое плотное поле хештегов.
Рис. 2. Пример графа, полученного с помощью сервиса OSoMe: the IUNI observatory on social media (25-31 мая)
Сам исследуемый хештег встречается в разных вариантах написания: собственно #blacklivesmatter, #black_lives_matter с нижним подчёркиванием, #blacklivesmatters (грамматически неверный вариант с глаголом в форме единственного числа), #blm (в данном случае мы наблюдаем аббревиацию, позиционирующую движение как бренд),
#blacklivesmatternyc с сокращенным названием города и некоторых других. Также сторонники движения связываются посредством использования хештегов #blackpower и #blacktwitter.
Итак, согласно тематике, можно разделить коррелирующие хеште-ги на 16 групп.
К первой группе относятся хештеги, маркирующие основную локацию движения Black lives matter, то есть топонимы: #america #usa #amerikkka #denver #losangeles #chicago #newyork #houston #washingtondc #minneapolis #portland #dallas #louisville #minnesota #atlanta #newyorkcity #la #nyc.
Следующая группа хештегов связана с предыдущей, так как в ней также присутствует компонент-топоним, однако к нему добавлен компонент, обладающий семой «протест, бунт», что позволяет отследить географию протестного движения: #atlantaprotest #atlantariot #minneapolisprotests #minneapolisriot #minneapolispolicemurder #minneapolisuprising #houstonprotest #chicagoprotest #dallasprotest #nycprotests #dcprotest #detroitprotest #seattleprotests #bostonprotest(s) #washingtondcprotest #laprotests #losangelesprotests. Таким образом, можно заметить, что, помимо Миннеаполиса — города, в котором 25 мая 2020 г. произошло убийство Джорджа Флойда, ставшее триггером для активизации социального движения Black lives matter, протесты охватили другие крупные города, а в начале июня протестное движение приобрело общенациональный характер, о чем свидетельствует добавление также таких хештегов, как #usaprotest #usarevolts #usariot #usaonfire. Помимо этого, стоит отметить, что география движения выходит за границы США, так как коррелирующими хештегами являются следующие: #blacklivesmatteruk #londonriots #uk #london #ukprotests #blacklivesmatterberlin #blacklivesmatteraustralia #brooklyn.
В третьей группе собраны хештеги, маркирующие референтов — участников ситуации, ставшей триггером для движения Black lives matter в 2020 году. Референтом большей части хештегов является афро-американец Джордж Флойд (жертва): #georgesfloyd #georgefloyd #floyd #floydgeorge #georgeflyod #georgefloydmurder #georgefloydwasmurdered #justiceforgeorge #justiceforfloyd #georgefloydprotest #ripgeorgefloyd #justiceforgeorgefloyd #georgefloydmemorial #derekchauvin (референт последнего хештега — полицейский Дерек Шовин, по чьей вине погиб вышеупомянутый мужчина). Следует отметить разнообразие написания хештегов, относящихся к референту, включая и неправильное написание имени. Е.А. Гончарова отмечает, что «вследствие недостаточной интегрированности текстов в гипертекст, сообщения, появляющи-
еся в Твиттере, быстро теряют свою актуальность» [Гончарова, 2019, с. 54], поэтому упор делается на быстроту отправки сообщения, что ведёт к пренебрежению орфографией.
В четвёртую группу объединены хештеги, референтами которых выступают другие жертвы-афроамериканцы: #ahmaudarbery #justiceforahmaud #breonnataylor #justiceforbreonnataylor #justiceforregis #tonymcdade #ericgarner #sandrabland #trayvonmartin #justicepouradama. Первые два хештега отмечают Ахмада Арбери, убитого во время пробежки в феврале 2020 г. Референт следующих двух хештегов — Бреона Тейлор была застрелена полицейскими в марте 2020 г. #justiceforregis относится к Регис Корчински-Паке, которая разбилась после инцидента 31 мая 2020 г. в Торонто. Тони Макдэйд был застрелен в конце мая 2020 г. Эти хештеги используются для создания дополнительных инфопово-дов. Примечательно, что также актуализируются хештеги, референты которых погибли достаточно давно. Эрик Гарнер был убит в июле 2014 г. в ходе задержания полицией. Сандра Блэнд погибла в июле 2015 г. после задержания полицией. Трейвон Мартин был убит в феврале 2012 г. Адама Траоре умер в июле 2016 г. в отделении полиции во Франции. Таким образом, использование имени собственного, особенно в сочетании с популярным компонентом "justice for", подогревает интерес общественности к проблеме и намекает на то, что расовая несправедливость — явление продолжительное. К данной группе также можно отнести хештеги #christiancooper #amycooper, которые выступают в качестве маркеров инцидента с темнокожим орнитологом, видеозапись инцидента стала вирусной.
Кроме того, в совместном употреблении с #blacklivesmatter актуализируется хештег #sayhername, возникший в 2015 г. для привлечения общественного внимания к дискриминации темнокожих женщин. По аналогии создаются новые хештеги #sayhisname и #saytheirnames, призывающие помнить имя каждой жертвы, так как сама по себе номинация обладает достаточной силой воздействия.
Следующая группа объединяет хештеги, референтом которых является другой, но уже менее определенный участник ситуации — полиция: #police #nypd (New York Police Department). В этой же группе собраны и сленговые выражения (включая нецензурные) #cops #acab (all cops are bastards) #fuckthepolice (ftp), которые обладают эмоционально-оценочным компонентом. Кроме того, сюда же можно отнести хештеги #policestate #neverforget1984, являющиеся отсылкой к антиутопии Джорджа Оруэлла «1984» (дается ассоциация на контроль населения силами полиции).
В шестой группе собраны хештеги, являющиеся маркерами политического дискурса, такие как #donaldtrump, #vote, #maga (хештег, запущенный в ходе предвыборной кампании Трампа, сокр. от Make America Great Again) #whitehouse #biden2020 #antifa #antifaterrorists (последние два хештега относятся к так называемому Антифа, движению против насилия и т.д.). Актуализируются такие хештеги, как #QAnon #anonymous, ранее маркировавшие одну из конспирологи-ческих теорий, в которой главной фигурой является Трамп). Референтом большей части хештегов является президент США Дональд Трамп. Эти хештеги отличаются особо негативной коннотацией и демонстрируют накал недовольства политикой и личностью президента: #dictatortrump #racist #trumpdictatorship #trumpincitesviolence #trumphasnoplan #trumpmeltdown #fucktrump. Некоторые хештеги являются яркими политическими лозунгами, направленными против Трампа: #trumpresignnow #trumpout #americaortrump #voteouthate. Отдельного упоминания заслуживает «бум» хештегов, маркирующих укрытие президента США в бункере во время протестов: #bunkertrump #bunkerboy (название вирусной песни) #bunkerdon #bunkerbabytrump #cowardinchief #babygate (временная стена, возведенная вокруг Белого дома). «Имена-этикетки становятся средством создания определенным образом окрашенного представления об обозначаемом персонаже или явлении. Массовое употребление того или иного хештега в такой функции становится медийным событием и попадает на страницы СМИ» [Галямина, 2014, с. 17].
В группе номер семь находятся хештеги с общей семой «протест, бунт»: #protesters #riot(s) #protest #rioting #resist #riots2020 #protests2020 #blmprotest. В одном поле оказываются такие, казалось бы, противоположные по значению хештеги, как #peacefulprotest и #revolution: ключевое слово в первом — «мирный», второй же обладает противоположным значением (в самой дефиниции слова "revolution" делается акцент на насильственное, жестокое действие»).
Также #blacklivesmatter коррелирует с хештегами, которые употребляются как маркеры пандемии, которая совсем недавно была самым центром обсуждений общественности: #coronavirus #covid #covid_19 #covid19 #lockdownextension. Отдельно стоит отметить хештег #policebrutalitypandemic, в котором присутствует игра слов, связывающая две острые проблемы 2020 г.
Далее мы выделяем хештеги, являющиеся маркерами новостей о параде сексуальных меньшинств, который проходит ежегодно в июне: #pride #pridemonth #pride2020. В 2020 г. не обошлось без столкновений
демонстрантов с полицией, что объясняет тот факт, почему данные хештеги находятся в одном поле с #blacklivesmatter.
В девятую группу нами были объединены хештеги-лозунги: #stopkiШngus #stopkiШngblackpeople #stoppolicebrutality #endpolicebrutality #endracism #stopracism #takeaknee #raisethedegree #saynotoracism #antiracism #theshowmustbepaused #nojusticenopeace #blackvoicesheard, без которых не обходится ни одно социальное движение. К концу второй недели к ним присоединяются более целенаправленные лозунги: #abolishthepolice #policethepolice #policereform #policereformnow #defundthepolice #8cantwait. Облачение лозунгов в форму хештегов способствует объединению разных людей и акций. Таким образом, данная лингвистическая единица приобретает особую культурную значимость [БоИв, 2011].
Следующая группа хештегов семантически охватывает причины активизации движения и «называет» те проблемы, на которые обращено его внимание: #hadenough #enoughisenough #murder #injustice #policeviolence #policebrutality #whitesupremacy #whiteprivilege #racisminamerica #systemicracism. 4 июня был добавлен новый хештег #bluefall, обращающий внимание на жестокость полицейских. Сюда же мы можем отнести хештеги #icantbreatheagain #icantbreathe, которые являются отсылкой к словам, сказанным Джорджем Флойдом перед смертью. Вслед за ней можно выделить хештеги, несущие положительную коннотацию и вызывающие соответствующие ассоциации с движением у пользователей: #peace #equality #love #humanrights #humanity #solidarity #justice #equalityforall #civilrights.
Двенадцатая группа хештегов указывает на появление оппонентов движения: #aШivesmatter #bluelivesmatter #whitelivesmatter. Первый хеш-тег символизирует недовольство тем шумом, которое собрало вокруг себя движение, авторы второго выступают против угнетения полицейских радикальными представителями движения, а третий хештег маркирует протест против угнетения светлокожих людей теми же радикальными представителями движения.
Также нами была выделена группа официальных хештегов новостных ресурсов, корреляция с которыми свидетельствует о том, что движение получило особый резонанс в средствах массовой информации: #СПП #news #breakingnews #trending #foxnews #breaking.
Наконец, стоит разобрать значение тех коррелирующих хештегов, которые не вошли в вышеупомянутые группы. Так, например, хештеги #phШyexploisons (относится к взрывам в Филадельфии, 2020) и #ШооНщ (пер. мародёрство) выступают в роли новостных маркеров, так же, как и хештеги #blackout #internetshutdown #blackoutday2020 (относят-
ся к слухам об отключении электричества как способе государственного контроля).
Проанализировав графы коррелирующих хештегов в период наиболее активного употребления головного хештега #blacklivesmatter и изучив значение каждого хештега, мы можем проследить, как представлено социальное движение Black lives matter в интернет-сообществе и какова реакция интернет-пользователей на данное движение. Выделенные группы коррелирующих хештегов демонстрируют широкую географию социального движения, выходящую за пределы США, выделяют ключевых лиц, имена и названия которых активно используются для актуализации движения, указывают на причины его возникновения, отражают его характер, пересечение с другими движениями или явлениями, транслируют его главные идеи. Значительная часть хештегов интегрирует социальное движение в политический дискурс. Хеш-тег — это тот инструмент, который помогает организовать социальное движение и сформировать представление о нём среди пользователей. Изучение хештегов является перспективным направлением лингвистических, политических и социологических исследований.
Библиографический список
Атягина А.П. Языковая компрессия в Twitter // Медиаскоп. 2012 №3. URL: http://www.mediascope.ru/node/1136.
Беловодская А.А. Об исследовательском потенциале изучения хэште-га как медиадискурсивного феномена // Медиалингвистика. 2019 № 6 (1) DOI: 10.21638/spbu22.2019.105.
Галямина Ю. Е. Лингвистический анализ хештегов Твиттера // Современный русский язык в интернете. М., 2014.
Гончарова Е.А. Жанрообразующие характеристики Твиттер // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики, 2019 № 3. DOI: 10.29025/20796021-2019-3-51-58.
Емельяненко В. Слова за решёткой // Русский мир.ги, 2013. № 2. URL: https://rusmir.media/2013/02/01/reshetka.
Рябченко Н. А., Катермина В. В., Гнедаш А. А., Малышева О. П. Политический контент социальных движений в online-пространстве современных государств: методология анализа и исследовательская практика // Южно-российский журнал социальных наук. 2018 Т. 19. № 3.
Рябченко Н.А., Малышева О.П. Управление политическим контентом: семантический анализ тегов и хэштегов // VIII международная социологическая Грушинская конференция «Социолог 2.0: трансформация профессии». М., 2018.
Щипицина Л.Ю. Компьютерно-опосредованная коммуникация: Лингвистический аспект анализа. М., 2010.
Solis B. The Hashtag Economy. Brian Solis. 2011. URL: http://www. briansolis.com/2011/06/hashtag-this-the-culture-of-social-media-is.
References
Atjagina A.P. Jazykovaja kompressija v Twitter. [Language Compression in Twitter Messages]. In: Mediaskop. [Mediascope]. 2012 No. 3 URL: http:// www.mediascope.ru/node/1136 (accessed 05.09.2020).
Belovodskaja A.A. Ob issledovatelskom potenciale izuchenija hjeshtega kak mediadiskursivnogofenomena. [About Research Potential of Studying Hashtag as Mediadiscourse Phenomenon]. In: Medialingvistika. [Medialinguistics]. 2019 No.6(1) DOI: 10.21638/spbu22.2019.105.
Galjamina Ju.E. Lingvisticheskij analiz heshtegov Tvittera. [Linguistic Analysis of Hashtags in Twitter]. In: Sovremennyj russkij jazyk v internete. [Modern Russian on the Internet]. Moscow, 2014.
Goncharova E.A. Zhanroobrazujushhie harakteristiki Tvitter. [Genre-forming characteristics of Twitter]. In: Aktual'nye problemy filologii i pedagogicheskoj lingvistiki. [Current Issues in Philology and Pedagogic Linguistics]. 2019 No. 3 DOI: 10.29025/20796021-2019-3-51-58.
Emel'janenko V. Slova za reshjotkoj. [Words behind the Hash]. In: Russkij mir.ru. [Russian World.ru]. 2013 No. 2. URL: https://rusmir. media/2013/02/01/reshetka (accessed 05.09.2020).
Rjabchenko N.A., Katermina V.V., Gnedash A.A., Malysheva O.P. Politiches-kij kontent social'nyh dvizhenij v online-prostranstve sovremennyh gosudarstv: metodologija analiza i issledovatelskaja praktika. [Political content of social movements in the online space of modern states: methodology of the analysis and research practices]. In: Juzhno-rossijskij zhurnalsocial'nyh nauk. [South-Russian Journal of Social Sciences]. 2018 Vol.19. No.3
Rjabchenko N.A., Malysheva O.P. Upravlenie politicheskim kontentom: semanticheskij analiz tegov i hjeshtegov. [Managing Political Content: Semantic Analysis of Tags and Hashtags]. In: VIII mezhdunarodnaja sociologicheskaja Grushinskaja konferencija «Sociolog 2.0: transformacija professii». [International Sociological Grushinskaja Conference „Sociologist 2.0: Transformation of Profession"]. Moscow, 2018.
Shhipicina L.Ju. Komp'juterno-oposredovannaja kommunikacija: Lingvisticheskij aspekt analiza. [Computer-assisted Communication: Linguistic Aspect of Analysis]. Moscow, 2010.
Solis B. The Hashtag Economy. 2011 URL: http://www.briansolis. com/2011/06/hashtag-this-the-culture-of-social-media-is/.