УДК 811.11
С. В. Канашина
кандидат филологических наук; преподаватель кафедры английского языка №3
факультета международной журналистики Московского государственного института международных отношений (университет) МИД РФ; e-maiL: svetLanakanashina@yandex.ru
СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-МЕМА КАК ПОЛИМОДАЛЬНОГО ДИСКУРСА
В статье рассматривается семантика интернет-мема, популярной полимодальной единици интернет-коммуникации. Семантика интернет-мема формируется при взаимодействии вербальных и невербальных средств и связана с когнитивными механизмами импликации, инференции, когнитивного диссонанса. Среди основных характеристик семантики мемов можно отметить полимодальность, имплицит-ность и прецедентность.
Ключевые слова: интернет-мем; мем; семантика; интернет-коммуникация; полимодальность; прецедентность; имплицитность.
S. V. Kanashina
SEMANTIC ASPECTS OF INTERNET MEME AS A MULTIMODAL DISCOURSE
The article looks at the semantics of the internet meme, popular multimodal unit of internet communication. The semantics of the internet meme is built up by the interaction of verbaL and nonverbaL means. The semantics of the internet meme is aLso connected with such cognitive operations as impLication, inference and cognitive dissonance. Multimodality, implicitness and precedence are notable among other characteristics of the internet meme semantics.
Key words: internet meme; meme; semantics; internet communication; multi-modality; precedence; implicitness.
Развитие Интернета привело к масштабным изменениям дискурсивного ландшафта. На платформе Интернета возникли такие новые жанры, как дискурс социальных сетей, интернет-реклама, дискурс электронной почты и т. д. Очевидно, что новые интернет-жанры имеют оригинальную дискурсивную природу и существенно отличаются от традиционных видов дискурса.
Среди новых интернет-жанров заслуживает внимания интернет-мем, культурное явление, появившееся на платформе Интернета
в начале XXI в. Интернет-мем можно определить как единицу, передающую культурную информацию от одного интернет-пользователя другому. При этом интернет-мемы разнообразны по форме и могут воплощаться в вирусных видео, интернет-шутках, забавных фотографиях и т. д. [Щурина 2012]. Кроме того интернет-мемы могут иметь полимодальную форму [Шереметова 2015], которая состоит из вербального компонента (сопроводительной надписи) и визуального компонента (картинки, фотографии, рисунка и т. д.). Полимодальные интернет-мемы являются самой популярной и распространенной разновидностью интернет-мемов.
Особенностями интернет-мема являются:
1) вирусность, которая заключается в способности быстро тиражироваться в интернет-пространстве, приобретая популярность среди интернет-пользователей;
2) серийность, которую можно понимать как способность формировать серии однотипных единиц;
3) реплицируемость, которую можно рассматривать как способность репродуцироваться, т. е. воспроизводиться в Интернете;
4) эмоциональность, которая реализуется в способности передавать определенные эмоции, апеллировать к ним;
5) медийность, которая воплощается в функционировании в ме-диапространстве, а именно Интернете, что обусловливает компьютерно-опосредованную форму интернет-мема.
Изучение интернет-мемов с лингвистической точки зрения является перспективным направлением. Во-первых, интернет-мемы имеют нестандартную форму презентации материала, коммуникативное послание представлено с опорой на вербальные и визуальные средства в сжатой и минималистичной форме. Во-вторых, механизм прагматического воздействия интернет-мемов имеет свои особенности, вместо информационной функции на первый план выходит аффективная, т. е. функция воздействия на эмоциональную сферу реципиента, стремление передать чувства, переживания, поделиться мнением [Лысенко 2017]. Кроме того при восприятии интернет-мемов задействованы различные когнитивные механизмы (инференция, когнитивный диссонанс, фокусирование / дефокуси-рование), изучение которых представляет интерес для когнитивной линвистики.
Особый интерес вызывает рассмотрение семантики мемов, поскольку семантика как лингвистическая категория является центральной областью при анализе текстовых единиц. Рассмотрение семантики мемов способно пролить свет на ряд вопросов, касающихся кодирования и декодирования информации в мемах. Поскольку значение в мемах заложено с помощью вербальных и невербальных средств, семантическое поле интернет-мемов усложняется. Вербальные и невербальные знаки образуют семантические связи и, взаимодействуя, формируют семантику мемов.
Семантику мемов можно рассматривать в двух традиционных аспектах, потому что существует универсальная семантическая оппозиция «значение - смысл». С одной стороны, представляет интерес изучение значения мемов, т. е. информационного содержания, выраженного полимодальной формой. Поскольку интернет-мем можно рассматривать как семиотически осложненный знак, значение мемов детерменировано полимодальной формой и формируется при взаимодействии вербального и невербального компонентов. С другой стороны, изучение семантики мемов предполагает рассмотрение смысла мемов как индивидуализированной интерпретации мема в отдельной речевой ситуации. Смысл мема в отличие от значения формируется не столько под влиянием знаковой формы, сколько под влиянием экстралингвистических, коммуникативных факторов с учетом культурного багажа, пресуппозиции, стереотипов и т. д.
Семантическое осмысление мемов также затрагивает вопрос двузначности мемов, которая реализуется в множественности возможных интерпретаций, потому что чем более сжата текстовая единица, тем более имплицитно выражена информация и тем больше когнитивных усилий прикладывает реципиент, чтобы декодировать текст.
Изучение семантики интернет-мема является актуальным, поскольку интернет-мемы - семиотически осложненные единицы коммуникации [Олешкова 2017], в которых информация закодирована с участием вербального и визуального компонентов, поэтому семантика интернет-мемов строится с участием более сложных когнитивных механизмов, чем семантика отдельной лексической единицы или семантика вербального текста.
Интернет-мем обладает рядом семантических особенностей.
1. Полимодальность. Полимодальность интернет-мемов понимается как наличие двух каналов передачи информации. При этом
вербальный и визуальный компоненты относятся к разнородным семиотическим системам, поэтому мем основан на взаимодействии компонентов разной семиотической природы, которые формируют семантику интернет-мемов и в то же время усложняют ее.
Процесс взаимодействия единиц различной семиотической природы определяется как семиотическая гибридизация. Данный термин акцентирует внимание на семиотической неоднородности единиц, входящих в состав интернет-мема, а также он указывает на сложный характер гибрида, смысл которого не сводится к сумме смыслов его составляющих.
На рисунке 1 представлен полимодальный мем, в котором наблюдается сложная метафора. Метафора конструируется под воздействием вербального и невербального компонентов. Вербальный компонент изображает военных с оружием, а сопроводительная надпись переводится как «Будьте милыми с Америкой, иначе мы принесем демократию в вашу страну». Коммуникативное послание автора заключается в том, что Америка - не демократичная страна, несмотря на попытки построить имидж мировой демократии. Хотя демократия - прогрессивный политический режим, заслуживающий распространения на как можно большее число стран, она не должна использоваться как политическое прикрытие США для достижения своих, не связанных с демократией целей. Сегодня наблюдается тенденция, при которой США активно нарушают суверенитет отдельных государств, используют военную силу, провозглашая борьбу за демократию, и в то же время преследуют свои интересы. Образный потенциал мема раскрывается при взаимодействии вербальной и невербальной составляющих, полимодальность позволяет конституировать сложный смысл мема.
2. Имплицитность. Также особенностью семантики интернет-мемов является имплицитный характер. Поскольку в интернет-
Рис. 1
мемах наблюдается компрессия информации, возрастает роль инференции, потому что чем более минималистична структура, тем больше когнитивных усилий прикладывает реципиент для декодирования информации. При этом важную роль играет процесс декодирования, «расшифровки» того, что было «зашифровано».
На рисунке 2 представлен мем, основанный на прецедентном феномене и содержащий аллюзию на колониальную политику Великобритании. Мем изображает королеву Великобритании Елизавету II на церемонии открытия Олимпийских игр в Лондоне в 2012 г. Сопроводительная надпись переводится как «Посмотрите на все эти страны, которыми я раньше владела». Автор мема намекает на колониальные амбиции современной Великобритании, но реципиент должен декодировать эту идею с помощью инференции. Характерное выражение лица королевы передает негодование и усиливает коммуникативный посыл мема. Для декодирования мема необходимо знание экстралингвистической реальности.
3. Прецедентность. Прецедентность понимается как лингвистическая категория, реализующаяся в использовании значимых для представителей определенной культуры феноменов, которые несут в себе определенный смысл и тесно связаны с определенными событиями, людьми, объектами и т. д., принадлежащими к экстралингвистической реальности [Гуторенко 2017]. Прецедентность предполагает наличие у коммуникантов определенного культурного багажа и лингвострановедческих знаний, которые можно рассматривать как пресуппозиции. В том случае, если пресуппозиции коммуникантов совпадают, интернет-мем декодируется правильно. Прецедентные феномены в мемах должны быть хорошо известны коммуникантам и без труда распознаваться. Прецедентные феномены разнообразны и могут быть представлены в форме прецедентных имен, событий,
Рис. 2
высказываний, текстов и т. д. Прецедентные феномены также становятся триггером механизма аллюзии, широко использующегося в мемах. Прецедентность мемов можно рассматривать как базовую категорию, лежащую в основе семантики мемов.
На рисунке 3 представлен мем, в котором заложена преце-дентность. В качестве прецедентного феномена выступает фильм «Великий Гэтсби». Визуальный компонент мема изображает кадр Рис. 3
из этого фильма с Леонардо Ди
Каприо в главной роли. Вербальный компонент переводится как «Это очень хорошо сделанная работа». Выражение лица героя передает настроение самодовольства, радости и успеха. Узнавание прецедентного феномена обеспечивает адекватное понимание. Если прецедентный феномен не разгадан, реципиент не декодирует юмористическую направленность мема.
Таким образом, семантика интернет-мемов является актуальной областью для изучения. Значение, заложенное в интернет-меме, сложнее постигается разумом за счет полимодальной формы передачи информации и требует определенных когнитивных усилий для интерпретации. Семантика интернет-мемов тесно взаимосвязана с когнитивными механизмами импликации, инференции, когнитивного диссонанса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гуторенко Л. С. Прецедентность в креолизованных текстах комического характера в современной интернет-коммуникации (на материале английского языка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. №. 3-3. С. 82-85. Лысенко Е. Н. Интернет-мемы в коммуникации молодежи // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2017. Т. 10. №4. С. 410-424. Олешкова А. М. Интернет-мем как способ воспроизводства культуры // Общество: философия, история, культура. 2017. №. 8. С. 164-166.
Шереметова В. С. Интернет-мем как лингвистический феномен // Научное
сообщество студентов. 2015. С. 97-101. Щурина Ю. В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации // Научный диалог. 2012. №. 3. С. 160-172. Díaz C., Mauricio C. Defining and characterizing the concept of Internet Meme // CES Psicología. 2013. Т. 6. №. 2. С. 82-104.