СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКСПРЕССИВНЫХ СЛОВ В
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ РЕЧИ
Г. А. Хамидуллаева
Преподаватель кафедры русского языка и литературы Чирчикского государственного педагогического института Ташкентской области
Вероника Целых
Студент 2 курса Чирчикского государственного педагогического института
Ташкентской области
АННОТАЦИЯ
В статье анализируются семантические особенности экспрессивных слов в публицистической речи, выявляются средства их создания.
Ключевые слова: Средства массовой информации, экспрессивность, узуальные и окказиональные новообразования.
ABSTRACT
The article analyzes the semantic features of expressive words in publicistic speech, identifies the means of their creation.
Keywords: Mass media, expressiveness, usual and occasional neoplasms.
ВВЕДЕНИЕ
В эпоху глобализации язык средств массовой инофармации ориентирован на повышение экпрессивности. Это отражается на свех уровнях языка, а словообразовательный уровень русского языка обладает богатейшими ресурсами для экспрессивизации речи.
В публицистической речи встречаются различные типы новообразований, позволяющие назвать не только новое явление, предмет, но и экспрессивно перекодировать его, дать оценку. Современная газета дает обильный материал для наблюдений за образованием различных типов новообразований (узуальных и окказиональных).
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ
Категорию экспрессивности можно рассматривать как функциональную категорию, базирующуюся на коннотативных элементах лексического значения, необычном словоупотреблении, новизне и оригинальности речи.
Рассмотрим примеры экспрессивного словообразования в публицистическом стиле речи:
1) Хейтеры - ненавистники, недоброжелатели, завистники, склочники, которые испытывают злобу, неприязнь по отношению к чему-либо.
2) Контрсанкция - мера, принимаемая одним государством против другого в ответ на его санкции.
3) Ретроградный - реакционный, отсталый.
4) Топ-клуб - сильнейший, престижный спортивный клуб.
5) Санпропускники - это специальные помещения с оборудованием, обеспечивающим строгий санитарно-гигиенический контроль для предприятий и организаций, где это необходимо. К таким организациям относятся больницы, где больные проходят через санпропускник.
6) Блогер - это человек, который ведет онлайн-дневник, "блог", регулярно публикует в нем новые записи.
7) Блогинг - это ведение своего блога.
8) Оренбуржье - территория Оренбургской области.
9) Ковид-сертификат - это цифровой документ о вакцинации, который позволит путешествовать в ЕС.
10) Постковидный синдром - (симптомы, длящиеся свыше 12 недель, не объяснимые альтернативным диагнозом, способные меняться со временем, исчезать и вновь возникать, затрагивая многие системы организма).
11) Антивакцинаторство, также антипрививочное движение, противопрививочное движение - общественное движение, оспаривающее эффективность, безопасность и правомерность вакцинации, в частности -массовой вакцинации. Скептическое отношение к вакцинации включает в себя полный отказ от вакцинаций, отказ от отдельных вакцин, а также изменение сроков и схем иммунизации относительно рекомендуемых медицинскими учреждениями. Антиваксер человек этого движения.
12) Удалёнка - модный в XXI веке принцип организации работы без необходимости физического присутствия сотрудника в офисе.
13) Дистанционка - это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.
14) Флеш-тату - переводной рисунок на тело или волосы. Главное - эта тату временная.
15) Тест-драйв - поездка на автомобиле для оценки его ходовых качеств и общих потребительских свойств.
16) Бедняцкий - свойственный бедняку, характерный для него. Принадлежащий бедняку.
17) Допинг - "инговое" окончание слова означает, что это глагольное существительное означающее действие, именно процесс приёма веществ/препаратов для улучшения ...
18) «Русиано» - это кофе американо, названный так на русский манер.
19) Решала это - тот, кто за определённую плату оказывает услуги посредника по урегулированию проблем в различных вопросах, используя свои связи среди нужных кругах
20) Самоволка - сленговое обозначение самовольного оставления военнослужащим расположения воинской части или места службы на короткий срок.
21) Незамерзайка - это жидкость для обмывания ветровых стекол автомобиля в период холодов, представляющая собой концентрат из спиртов.
22) Социалка - система социального обеспечения, социальные льготы, привилегии.
23) Заказуха - произведение, созданное по заказу, за плату, а также практика создания таких произведений
24) Матрешка-фейс - новый тренд в западной косметологии. В странах Европы - повальное увлечение «русскими» лицами.
25) Оскародоносец - тот, кто награжден премией Оскар
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, опираясь на анализ приведенных примеров, мы включаем в сферу экспрессивного словообразования следующие словообразовательные явления:
1) весь фонд словообразовательных морфем (суффиксов и префиксов), которые служат целям экспрессивизации речи, т.е. выражают оценку ("хейтеры", "блогер", "блогинг", "удалёнка", "дистанционка", "бедняцкий", "допинговое", "социалка", "заказуха" и т.д.);
2) словообразовательные экспрессивы, стилистическая маркированность которых возникает без участия экспрессивных морфем ( "ковид-сертификат", "антивакцинаторство", "флеш-тату", "тест-драйв", "матрешка-фейс" и т.д.)
REFERENCES
1. Балли Ш. Язык и жизнь. М., 2003
2. Галкина-Федорук Е.М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке // Сборник статей по языкознанию. - М., 1958
3. Ефимов А. И. Стилистика художественной речи. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1961
4. Лукьянова Н. А. Экспрессивная лексика разговорного употребления: Проблемы семантики. Новосибирск, 1986
5. Исмаилова, Х. Н. (2021). Становление великого гения узбекской литературы алишера навои. Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS), 1(2), 76-83.
6. Исмаилова, Х. Н. (2021). Великая «хамса»(пятерица) а. навои как художественный прорыв тюркской литературы. Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS), 1(2), 67-72.
7. Исмаилова, Х. Н. (2021). Особенности выражения национальной ментальности в «пятерице» алишера навои»(на материале поэмы «смятение праведных»). Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS), 1(2), 57-66.
8. Хамидуллаева, Г. А. (2021). Императив как средство воздействия в рекламных текстах. Academic research in educational sciences, 2(8), 518-525.