НАУЧНЫЙ ПОИСК
Языкознание
YAK 811.161.1 '373 ББК 81.411.2-3
И.В. ШЕРСТЯНЫХ
I.V. SHERSTYANYKH
СЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА, ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЕ И СИНТАГМАТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ПОАИСЕМАНТА «ПРАВДА»: ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
THE SEMANTIC STRUCTURE OF THE POLYSEMANTIC WORD «TRUTH - ПРАВДА»: ITS PARADIGMATIC AND SYNTAGMATIC RELATION MODELS OF PRESENTATION
Статья посвящена описанию семантической структуры и системных связей полисе-манта «правда» с привлечением широкого лексикографического материала. Совокупность информации, собранной и проанализированной в рамках лексикографического портрета слова «правда», содержит достаточно обширную информацию о каждом лексическом значении исследуемого слова, что позволяет сравнить эти значения между собой, увидеть их отличительные особенности и сделать вывод о существовании самостоятельных стереотипных образов, находящихся в сознании говорящего индивида и коллектива в целом.
The article is devoted to the description of the semantic structure and systematic relationships of the polysemant «truth» on the basis of wide lexicographical material. The total amount of information collected and analyzed within the framework of the lexicographic portrait of the word «truth» contains extensive information about each lexical meaning of the word under consideration, that allows to compare these meanings to each other, to see their differences and make a conclusion about the existence of independent stereotypical images in the minds of both an individual and the community.
Ключевые слова: лексикография, лексикографическое портретирование, парадигматика, полисемант, сема, семантическая структура, синтагматика.
Key words: lexicography, lexicographic portraying, paradigms, polysemant, seme, semantic structure, syntagmatics.
Одной из ведущих тенденций современной отечественной лексикографии является стремление к интегральному описанию лексических единиц, полному представлению в словаре их особенностей. Новизна исследования состоит в комплексном описании полисеманта «правда» с привлечением широкого лексикографического материала. Как метод создания интегрального словаря лексикографическое портретирование слова позволяет соединить в словарной статье информацию из различных областей гуманитарного зна-
ния. Принцип интегральности превращает лексикографическое описание каждой лексемы в самостоятельную научную задачу.
Выбор полисеманта «правда» в качестве объекта исследования обусловлен тем, что понятие правды теснейшим образом связано с особенностями русского менталитета, принадлежит к числу высших ценностей русской духовности и выступает важнейшей духовной составляющей нашей жизнедеятельности.
Данные этимологических словарей [20, 23, 24] позволяют утверждать, что слово «правда» имеет древнее происхождение (с XI в.), является общеславянским индоевропейского характера, образовалось с помощью суффикса -ьд- от древнерусского прилагательного «правый» (праславянская основа *pravъ). Родственные слова: правый, править, правило, право. Первоначальное значение слова «правда» - «справедливость, истинность, правильность».
В первом академическом словаре русского языка уже отмечается по-лисемичность слова «правда» и возможность его функционирования как в роли существительного, так и в функции служебных слов. В «Словаре Академии Российской» (1793 г.) четко прослеживается связь слова «правда» с понятиями «закон», «право», здесь представлены следующие значения слова «правда»: 1) истина, справедливость; 2) употребляется иногда в значении слов: хотя, положим, пусть; 3) присяга, клятва; 4) уложение, собрание законов [13, с. 1043].
В современных толковых словарях количество значений у полисеман-та «правда» колеблется от 6 до 7. Прирост значений слова «правда» идет за счет расширения функций и значений, которые присущи неизменяемым словам - союзу, частице и наречию. Однако слово «правда» остается многозначным и не распадается на омонимы (ни в одном словаре омонимов оно не представлено), так как семантика частицы, союза и наречия мотивирована прямым значением слова. До сих пор прослеживается связь слова «правда» с понятиями «закон» и «справедливость», что обусловлено его этимологическим родством со словами «править», «право».
Анализ словарных статей полисеманта «правда» позволяет составить полное представление о его наполнении как в семантическом, так и в сем-ном структурировании. Представим семантическую и семную структуру слова «правда» в виде таблицы, которая выявлена путем компонентного анализа значений слова, представленных в лексикографических источниках.
Таблица
Семантическая и семная структура слова «правда»
Словарные дефиниции Семы
1 2
«истина», «то, что соответствует действительности, реальному положению вещей» [4, 6, 7, 10, 15, 17, 19]; «то, что имеет место в действительности» [11] «истина», «реальность», «действительность»
«справедливость» [6, 11]; «справедливость, честность, правое дело» [7, 10]; «справедливость, порядок, основанный на справедливости» [4, 7, 15] «справедливость»
«правдивость, правильность» [4, 7, 10, 15]; «правильное мнение» [11] «правильность»
«правосудие, законность» [6]; «средневековые названия сводов законов» [4, 6, 15, 19] «закон»
«безгрешность» [6]; «идеал поведения» [19]; «соответствие чувств и поступков этическому идеалу» [11]; «порядок, основанный на справедливости» [4, 7] «эталон поведения»
Окончание табл.
1 2
«действительно, в самом деле» [7, 15, 19]; «утверждение истинности, верно, в самом деле» [10]; «выражает утверждение, уверенное подтверждение» [4, 10]; «подтверждение» [11]; «конечно» [6]; «следует признать, что» [10] «подтверждение истинности утверждения»
«хотя» [4, 6, 10, 15]; «хотя и» [11, 15] «признание истины»
Поскольку слово «правда» полисемантично, считаем необходимым охарактеризовать многозначность данного слова.
Основное (прямое) значение:
1) то, что соответствует действительности, истина. Говорить правду.
Второстепенные (производные) значения:
2) порядок, основанный на справедливости, честности. Страдать за правду. Бог тому дает, кто правдой живет;
3) правдивость, правильность / честность как качество человека (разг.). Не все то правда, что люди говорят. У каждого своя правда;
4) правосудие, законность, справедливость. Правда суда не боится; средневековые названия сводов законов. Русская правда;
5) идеал поведения, заключающийся в соответствии поступков требованиям морали, долга. Жить по правде;
6) в значении частицы, наречия выражает уверенность, подтверждение истинности: действительно, верно, в самом деле. Я и правда ничего не понял;
7) в значении союза выражает уступку, поправку к сказанному ранее, уточнение: хотя, на самом деле. День был ясный, правда морозный.
В целях определения парадигматики полисеманта «правда» проследим, как представлено слово «правда» в семонимических словарях.
В словаре синонимов А.П. Евгеньевой слово «правда» открывает собой синонимический ряд, включающий слово «истина», сопровождаемое пометой приподн. [14, с. 413].
В «Словаре синонимов русского языка» З.Е. Александровой синонимический ряд, доминантой которого является слово «правда», включает слово «истина» и фразеологический оборот «правда-матка (прост.)» [1, с. 400].
Во многих словарях слова «правда» и «истина» определяются посредством друг друга, ставятся в один ряд в устойчивых сочетаниях (правда-истина), но их нельзя рассматривать как полностью совпадающие смысловые единицы. В русском языке наблюдается дифференциация между этими словами.
Об истине говорят в терминах религии и права. Истину называют божественной, святой, небесной и священной. Истине поклоняются, ей служат, приносят добровольные жертвы, ее жаждут, к ней стремятся, ее обретают и находят в ней блаженство. Этому же слову отдается предпочтение тогда, когда речь идет о человечестве, его идеалах и конечных целях. Проекция же Божественного мира на жизнь и речевую деятельность людей обозначается словом «правда» [2, с. 26].
В двух русских словах - «правда» и «истина» воплощено, предзадано двоякое понимание «истины»: как «закона, положенного («прочерченного») человеку извне, в виде предписаний, правил, ритуала», - «истина», и как «образца поведения, как нормы, исходящей изнутри человека», - «правда». Носителем истины является установленный порядок, закон; носителем правды -образцовый человек, за которым можно следовать по внутреннему побуждению [18, с. 325].
Не являясь доминантой, слово «правда» входит в следующие синоними-
ческие ряды. В «Словаре синонимов русского языка» А.П. Евгеньевой «правда», сопровождаемое пометой разг., входит в синонимический ряд с доминантой «справедливость» [14, с. 549].
По данным словаря синонимов З.Е. Александровой, полисемант «правда», актуализируя разные значения, входит в синонимические ряды, доминантами которых являются слова «справедливость» («правда» как правосудие), «реалистичность» («правда» как то, что соответствует действительности, реальности), «действительно» (значение наречия или вводного слово «правда») [1, с. 117, 467, 516].
В «Словаре-тезаурусе синонимов русской речи» под редакцией Л.Г. Ба-бенко слово «правда» выступает в качестве доминанты синонимического ряда правда, истина [16, с. 181].
В качестве не доминантного члена синонимического ряда встречаем слово «правда» в нескольких разделах словаря.
Слово «правда» выступает в качестве разговорного синонима к наречию «действительно» [16, с. 230], выражающему уверенность, подтверждение истинности, обязательности. Это соответствует значению слова «правда» в функции наречия.
Слово «правда», сопровождаемое пометой разг., входит в синонимический ряд, возглавляемый частицей «действительно» со значением «согласие, подтверждение истинности» [16, с. 239]. Такое значение слова «правда» также зафиксировано в словарях. В этом ряду представлено несколько разговорных и разговорно-сниженных производных от слова «правда» (вправду, взаправду, заправду), а также несколько идиом, в составе которых присутствует слово «правда» (ваша правда, что правда, то правда). Это свидетельствует о значимости данной единицы для синонимического ряда, она хоть и не является доминантой, но занимает центральное положение. Для русского человека согласие с собеседником непосредственно связано с признанием его правоты, истинности его мнения.
Еще одна идеографическая группа, в которой встречается слово «правда», имеет заголовок «Универсальные представления, смыслы и отношения // Универсальные смыслы // Истина/ложь // Истина». Здесь исследуемое слово встречается сразу в двух рядах.
ИСТИНА, аксиома, правда, разг.- сниж. правда-матка [16, с. 240].
РЕАЛИСТИЧНОСТЬ, жизненность, правда, правдивость [16, с. 240].
В обоих рядах слово «правда» выступает в своем основном значении «то, что соответствует действительности, истина», характеризуется как стилистически нейтральное.
К семонимическим изданиям относятся и словари антонимов, которые также описывают парадигматические связи слов в лексической системе.
В «Словаре антонимов русского языка» М.Р. Львова и в «Словаре антонимов русского языка» Л.А. Введенской представлены пять антонимических пар: правда - ложь, правда - неправда, правда - обман, правда - враньё (разг.), правда - кривда (нар. - поэт.) [5, с. 315-316; 9, с. 207-208].
В каждой антонимической паре у полисеманта «правда» актуализируются разные значения.
В антонимической паре «правда - ложь (враньё, разг.)» противопоставляются значения «истина» и «намеренное искажение истины».
В паре «правда - неправда» на первый план выходит второе значение слова: «то, что соответствует действительности», противостоит «тому, что не соответствует действительности».
В паре «правда - обман» актуализируется значение слова «правда», которое непосредственно связано с законом и справедливым судом - «честность, справедливость, правосудие».
Антонимическая пара «правда - кривда» используется в народнопоэтической речи и несет в себе глубокий нравственный и идеологический подтекст. Для русского человека правда, прежде всего, идеал поведения, заклю-
чающийся в соответствии поступков требованиям морали, долга, в правильном понимании и выполнении этических принципов, все, что находится за пределами этого идеала, - это извращение закона, безобразная пародия на жизнь, «кривда».
Согласно данным «Русского ассоциативного словаря», испытуемыми даны 207 реакций на стимул «правда» [12, с. 498]. Самой частотной реакцией на слово-стимул «правда» является слово «газета» (45 реакций). Такая реакция непосредственно связана с реалиями жизни советского человека, многие печатные издания того времени носили название «Правда»: Комсомольская правда, Московская правда и др. Вторая по частотности реакция отражает антонимические отношения «правда - ложь». Следующие четыре реакции отражают сочетаемостные возможности слова - «горькая» (13 реакций), «чистая» (9 реакций), «Комсомольская», «матка» (по 7 реакций).
В целях сравнения реакций на слово-стимул «правда» в конце ХХ века и в начале XXI века нами был проведён психолингвистический эксперимент. Испытуемыми в ассоциативном эксперименте явились студенты 2-4 курсов Иркутского государственного лингвистического университета и ВосточноСибирской государственной академии образования (в возрасте от 18 до 23 лет). Общее количество респондентов - 86 человек. Участникам эксперимента предложено слово-стимул «правда» с заданием написать слова-ассоциации. Результаты эксперимента представим в виде ассоциативного поля.
ПРАВДА: истина 22; ложь 17; горькая 14; газета, честность 10; чистая 7; доверие, искренность, Комсомольская 3; всегда, голая, добро, друг, кривда, настоящая, неправда, свет, сила, суровая, чистота 2; благородство, важно, вера, враньё, гордость, действительность, добродетель, жестокая, жизнь, клевета, КПСС, май, мама, матка, наивная, нет ее, приятная, прозрачная, пьесы Островского, радость, разговор, разная, самое лучшее, своя, скрыть, сладкая, спасение, справедливость, счастье, труд, ум, хороший, хорошо, человек, честно, чушь, ценность 1.
Испытуемыми дано 148 реакций на слово-стимул «правда», 57 - разных реакций, 0 - отказов испытуемых, 37 - единичных реакций.
Самой частотной реакцией является слово «истина» (22 реакции), второе место занимает реакция «ложь» (17 реакций). Обе эти реакции отражают парадигматические связи слова «правда»: синонимические и антонимические соответственно. Третья по частотности реакция связана со словом «горькая» (14 реакций), реакция отражает сочетаемостные возможности слова. Четвертая позиция (по 10 реакций) принадлежит словам «газета» (эта реалия жизни значительно утратила свои позиции, но все еще присутствует в современном обществе: Комсомольская правда) и «честность» (отражает системные связи слова-стимула). Пятая - слову «чистая» (7 реакций), отражает синтагматические отношения слова. В целом основные элементы ассоциативного поля остались неизменными, однако на несколько позиций назад сместилась реакция «газета» (с первой на третью), что связано с изменениями в общественной жизни, на первое место с седьмого поднялась реакция «истина», что говорит о еще большем сближении синонимов «правда» и «истина» в сознании носителей языка, вплоть до их полного отождествления.
Полученные реакции на стимул «правда» можно объединить в следующие семантические группы.
1. Правда - то, что соответствует действительности: истина, настоящая, действительность.
2. Правда - порядок, основанный на справедливости, честности: справедливость, честно, честность, доверие, искренность.
3. Правда - идеал поведения: ценность, всегда, добро, хорошо, сила, важно, добродетель, жизнь, самое лучшее, счастье.
4. Правда - качество человека: благородство, гордость, ум, хороший.
5. Соотнесенность с темой Бога: вера, свет, спасение.
6. Отражение сочетаемостных возможностей слова «правда»: горь-
кая, чистая, голая, суровая, жестокая, приятная, прозрачная, разная, своя; скрыть.
7. Отражение антонимических отношений: ложь, кривда, неправда, вранье, клевета.
8. Соотнесенность с фразеологизмом «правда-матка»: мама, матка.
9. Соотнесенность с реалиями жизни: газета, Комсомольская, КПСС.
Анализ сочетаемости слова «правда» позволяет сделать вывод о том,
что данная языковая единица широко представлена в составе как свободных сочетаний, так и устойчивых выражений.
Анализ фразеологизмов, пословиц и поговорок, включенных во фразеологические словари [3, 8, 21, 22], позволяет выделить несколько метафорических признаков, присущих полисеманту «правда».
Прежде всего, правде приписываются признаки женщины, матери: правда-матка, правда-матушка.
Правда может иметь такие черты характера человека, как прозорливость (Как ни хитри, а правды не перехитришь), жестокость (Правда глаза колет), серьезность (Правда шутки не любит. С правдой не шути!).
Правда имеет темпоральные характеристики: она стара (Правда старше старосты), вечна (Все минется, одна правда останется. Правда есть, так правда и будет) или настолько древняя, что осталась в прошлом (Уж сорок лет, как правды нет. Правда прежде нас померла).
Правда представлена метафорами самостоятельно движущегося объекта: Правда к Петру и Павлу ушла, кривда по земле пошла. Правда движется по прямой: Правда прямо идет, а с нею не разминешься. Правда движется быстро, быстрее, чем ложь: Какова резва не будь ложь, а от правды не уйдет. Однако, правда постоянно находится в движении потому, что ей нет места на земле: Велика святорусская земля, а правда нигде нет места.
Характерной особенностью правды является чистота, возможность самоочищаться, самостоятельно выходить на поверхность: Завали правду золотом, затопчи ее в грязь - все наружу выйдет. Правда - что шило в мешке не утаишь. Правда сама себя очистит.
Правда источает свет, просвещает, ведет за собой: Правда светлее солнца. Правда - свет разума.
Правда имеет хозяина: Твоя правда/моя правда/ваша правда. И твоя правда, и моя правда, и везде правда - а где она.
Своему обладателю она помогает жить: Правда со дна моря выносит. Правда из воды, из огня спасает. Наряду с неправдой и верой является средством достижения цели: всеми правдами и неправдами, верой и правдой. Тот, кто не имеет правды, не придерживается ее, несчастен. Без правды жить -с бела света бежать. Без правды веку не изживешь. Без правды не житье, а вытье. В ком правды нет, в том добра мало. Правда сильнее денег, является большой духовной ценностью, богатством: Многое деньги могут, а правда - все. Правда дороже золота. Однако тот, кто имеет правду, беден материально: Правдой жить - ничего не нажить. Правда - в лаптях, а кривда -в сапогах.
В устойчивых сочетаниях материализуются коннотации полисеманта «правда»: правду сказать (оценочный компонент), истинная правда, голая правда (эмоционально-оценочный компонент), верой и правдой, правдами и неправдами (параметрический компонент), и правда, что правда, то правда (стилевой компонент), Русская правда (культурный компонент).
Как видим, в несвободном употреблении, как правило, актуализируются два значения слова «правда»: 1) правдивость, правильность, честность; 2) правосудие, законность, справедливость:
Метафорические признаки, присущие слову «правда» при несвободном употреблении, это: 1) признаки живого существа: а) пол (женщина); б) характер (прозорливость, серьезность, жестокость); в) возраст (старая, вечная, относящаяся к прошлому); г) способность передвигаться (прямо,
быстро); 2) качественные характеристики (чистота, свечение, ценность); 3) вещественность (имеет хозяина, является средством достижения цели, имеет практическое применение).
Таким образом, данные словарей различных типов, их анализ позволили рассмотреть слово «правда» на фоне полного набора лингвистических правил, что дало возможность создать лексикографический портрет данной языковой единицы. Проведённое исследование позволяет разработать структуру и состав словарной статьи в рамках интегрального описания языка. Полученные в ходе исследования результаты могут представлять интерес для современной отечественной лексикографии, ориентированной на создание универсального (интегрального) словаря.
Литература
1. Александрова, З.Е. Словарь синонимов русского языка [Текст] / З.Е. Александрова. - М. : Рус. яз., 1986. - 600 с.
2. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека [Текст] / Н.Д. Арутюнова. - М. : Яз. рус. культуры, 1999. - 896 с.
3. Бирих, А.К. Русская фразеология. Историко-этимологический словарь [Текст] / А.К. Бирих, В.М. Мокиенко, Л.И. Степанова. - М. : Астрель: АСТ: Люкс, 2005. - 465 с.
4. Большой толковый словарь русского языка [Текст] / гл. ред. С.А. Кузнецов. -СПб. : Норинт, 2008. - 1536 с.
5. Введенская, Л.А. Словарь антонимов русского языка [Текст] / Л.А. Введенская. - Ростов н/Д : Феникс, 1995. - 460 с.
6. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] : в 4 т. / В.И. Даль. - СПб. : Диамант, 1996. - Т. 3. - 800 с.
7. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный [Текст] / Т.Ф. Ефремова. - М. : Рус. яз., 2001. - 1232 с.
8. Зимин, В.И. Пословицы и поговорки русского народа. Большой объяснительный словарь [Текст] / В.И. Зимин, А.С. Спирин. - Ростов н/Д : Феникс; М. : Цитадель-трейд, 2006. - 543 с.
9. Львов, М.Р. Словарь антонимов русского языка [Текст] / М.Р. Львов. - М. : Рус. яз., 1985. - 384 с.
10. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М. : АЗЪ, 1994. - 928 с.
11. Проспект активного словаря русского языка [Текст] / отв. ред. Ю.Д. Апресян. - М. : Яз. слав. культур, 2010. - 784 с.
12. Русский ассоциативный словарь [Текст] : в 2 т. / Ю.Н. Караулов [и др.]. - М. : Астрель: АСТ, 2002. - Т. 1 : От стимула к реакции. - 784 с.
13. Словарь Академии Российской [Текст] : в 6 ч. - СПб. : Императорская академия наук, 1793. - Ч. 4 : М-Р. - 640 с.
14. Словарь синонимов русского языка [Текст] / под ред. А.П. Евгеньевой. -М. : Астрель: АСТ, 2002. - 600 с.
15. Словарь современного русского литературного языка [Текст] / гл. ред. Ф.П. Филин. - М. ; Л. : Наука, 1948-1965. - Т. 11 : Пра-Пятью. - 1842 стлб.
16. Словарь-тезаурус синонимов русской речи [Текст] / под общ. ред. Л.Г. Ба-бенко. - М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007. - 512 с.
17. Солганик, Г.Я. Толковый словарь. Язык газеты, радио, телевидения [Текст] / Г.Я. Солганик. - М. : АСТ: Астрель, 2008 - 430 с.
18. Степанов, Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования [Текст] / Ю.С. Степанов. - М. : Яз. рус. культуры», 1997. - 824 с.
19. Толковый словарь русского языка [Текст] : в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. -М. : Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1939. - Т. 3 : П-Ряшка. - 1424 с.
20. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка [Текст] : в 4 т. / М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева. - М. : Астрель: АСТ, 2003. -Т. 2 : Муза-Сят. - 832 с.
21. Федоров, А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка [Текст] / А.И. Федоров. - 3-е изд., испр. - М. : АСТ, 2008. - 879 с.
22. Фразеологический словарь современного русского литературного языка
[Текст] : в 2 т. / А.Н. Тихонов, А.Г. Ломов, А.В. Корольков ; под ред. А.Н. Тихонова. - М. : Флинта: Наука, 2004. - 546 с.
23. Цыганенко, Г.П. Этимологический словарь русского языка [Текст] / Г.П. Цы-ганенко. - Киев : Рад. шк., 1989. - 511 с.
24. Шанский, Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка [Текст] / Н.М. Шанский, В.В. Иванов, Т.В. Шанская ; под ред. С.Г. Бархударова. -М. : Просвещение, 1975. - 543 с.