Филология
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 6 (2), с. 687-691
УДК 811.161.1373.61
СЕМАНТИЧЕСКАЯ СЕГМЕНТАЦИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ГНЕЗД ГЛАГОЛОВ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
© 2011 г. В.Г. Фатхутдинова, И.Д. Гарипова
Казанский (Приволжский) федеральный университет [email protected]
Поступила в редакцию 27.12.2010
Анализируется семантическая структура словообразовательного гнезда «смотреть» и выявляется специфика сегментации его отдельных смысловых блоков.
Ключевые слова: словообразовательное гнездо, семантика, сегментация, семантический блок, дери-
ват.
Содержательная сторона основных единиц словообразования всегда привлекала внимание ученых-дериватологов. Проблемы смысловой организации словообразовательного гнезда и составляющих его компонентов (словообразовательной цепи, парадигмы и пары) неоднократно рассматривались в работах А.Н. Тихонова, Е.А. Земской, Е.Л. Гинзбурга, А.И. Моисеева, И.А. Ширшова и др. «Словообразовательное гнездо - это итоговый, суммарный результат словообразовательных процессов (актов), начатых на базе исходного (корневого) производящего и продолженных на базе его производных и производных всех последующих ступеней производности, ставших производящими» [1, с. 86].
Для описания семантических отношений слов в словообразовательном гнезде, идентификации его границ, а также для выявления синхронной и / или диахронной соотносительности дериватов лингвистами все чаще используется понятие «семантическое пространство». На наш взгляд, семантическое пространство словообразовательного гнезда - это неоднородное ментальное образование, в формировании которого участвуют производные номинативные единицы, расположенные в определенной последовательности и образующие те или иные смысловые фрагменты. Рассмотрение семантической структуры словообразовательного гнезда как суммы смыслов или фрагментов выдвигает проблему его сегментации. В этой связи представляется актуальным выявить и описать каждый из сегментов такой сложной языковой единицы, как словообразовательное гнездо.
В своем исследовании мы руководствовались следующим положением: континуальный характер словообразовательного гнезда, обу-
словленный интегрирующей функцией его вершинного слова, отнюдь не препятствует выделению в его номинативно-смысловой структуре обособленных макрокомпонентов.
Семантическое разнообразие дериватов гнезда и наличие стержневых значений позволяют распределить все производные по отдельным смысловым группам. В качестве макрокомпонента содержательного пространства словообразовательного гнезда выступает определенная семантическая зона, для описания которой ученые используют различные термины: смысловое подгнездо, семантическая группировка, семантический блок и др. Наиболее оптимальным, с нашей точки зрения, является термин семантический блок. Специфика сегментации деривационного-семантического пространства гнезда может быть определена в процессе изучения структуры, содержания и принципов организации такого рода блоков.
Как известно, те или иные лексико-семантические группы слов (ЛСГ) обладают разным словообразовательным потенциалом. Структурно-семантический анализ словообразовательных гнёзд с вершинами, относящимися к определённым ЛСГ, позволяет выявить не только их словопорождающие свойства, но и степень актуальности для языкового сознания. В этой связи предметом нашего исследования стал анализ семантической структуры словообразовательного гнезда «смотреть», исходное слово которого принадлежит к группе глаголов зрительного восприятия, называющих различные процессы получения информации с помощью органов зрения. В семантике глаголов зрительного восприятия обычно различают два компонента:
1) собственно перцептивный (реакция соответствующего органа на действительность);
2) ментальный (осознание воспринятого, идентификация объекта, выявление его свойств) [2, с. 43]. Наличие в значениях глаголов зрительного восприятия ментального аспекта говорит о важности того, что именно через зрение в наше сознание поступает большая часть сведений об окружающем мире.
Семантическое пространство словообразовательного гнезда формируется в основном под воздействием таких внутрилингвистических факторов, как моносемия и полисемия слова-вершины и производных всех ступеней деривации. Исходное слово является формальным и семантическим ядром словообразовательного гнезда, оно влияет не только на структуру, но и на семантику производных слов. «Если полисемия в непроизводном слове, т.е. в вершине, - это проблема лексической семантики как таковой, то в производном слове (а это подавляющее большинство слов) она в значительной степени определяется словообразовательными связями слов, поэтому появляется возможность выявить источник её формирования» [3, с. 10].
Глагол смотреть в русском языке относится к словам с широкой понятийной основой и обладает сложной семантической структурой. Современные словари фиксируют 11 лексикосемантических вариантов этого слова (ЛСВ), а также большое количество фразеологических единиц и устойчивых сочетаний на его базе.
В теории гнездования слов существует гипотеза, что каждое производное слово возникает на базе строго определенного значения производящего, прямого или переносного [4, с. 38]. Это, безусловно, имеет место. В то же время между словами, образующими гнездо, складываются сложные и многосторонние смысловые связи, в результате реализации которых возникают фразеологизированные типы значений, отсутствующие у производящих основ.
Так, некоторые ЛСВ глагола смотреть соотносятся со стержневыми значениями семантических блоков, образуя тем самым различные смысловые фрагменты гнезда. Например, ЛСВ глагола смотреть ‘производить осмотр, освидетельствование, обследование’ (здесь и далее значения даются по [3]) соотносится с семантическим блоком ‘обследование, проверка и оценка’, в который могут входить не только глагольные дериваты - осмотреть, осматривать, досмотреть, досматривать, но и субстантивные дериваты - смотр, осмотр, досмотр, медосмотр, техосмотр, осмотрщик, досмотрщик. Наличие в словообразовательном гнезде «смотреть» данных номинативных еди-
ниц, в частности отвлеченных отглагольных существительных и существительных со значением лица, обусловлено тем, что именно зрительное восприятие как способ познания и идентификации предметов лежит чаще всего в основе профессиональной деятельности.
В семантическом пространстве словообразовательного гнезда «смотреть» реализуется ЛСВ вершинного глагола „иметь попечение, заботиться о ком-, чём-либо’. Оно соотносится со стержневым значением блока ‘следить, наблюдать за кем-, чем-либо с целью ухода, надзора’: присматривать ‘наблюдать за кем-, чем-либо, заботиться о ком-, чём-либо’; присмотреть; присмотр ‘надзор, постоянное наблюдение’; присматривание; ср. устар. - присмотр-щик, поприсмотреть. В эту же группу следует отнести глагол недосмотреть ‘наблюдая, присматривая, не уберечь от кого-, чего-либо’ и отвлеченное существительное недосмотр ‘недостаточный надзор, недостаточное наблюдение за кем-, чем-либо’.
Таким образом, данные значения глагола смотреть непосредственно связаны с отдельными семантическими блоками; производные, входящие в эти блоки, фактически наследуют компоненты семантики вершинного слова.
Между тем другие значения глагола смотреть, например, „виднеться, выглядывать откуда-либо’ (голубые куски неба смотрели из-за разорванных туч) или „быть обращенным, направленным в какую-либо сторону’ (окна смотрят в сад) — не наследуются производными словами, т.е. эти ЛСВ не получают дальнейшей словообразовательной детерминации. Кроме того, такие ЛСВ глагола смотреть, как „обращать внимание, считаться с кем-либо’ -обычно с отрицанием (разг.): не смотрите на них, делайте свое дело; „так или иначе относиться к кому-, чему-либо, оценивать кого-, что-либо’ (смотреть на вещи просто); „иметь какой-либо вид, выглядеть как-либо’ (разг.; смотреть молодцом) и др., имеют ограниченную лексическую сочетаемость и поэтому не получают дальнейшего деривационно-смыслового развития.
Те или иные формы глагола смотреть в составе некоторых выражений могут частично или полностью десемантизироваться, например, в случае употребления данной лексической единицы в качестве вводного слова: Ты, смотрю, совсем ослабел; в значении междометия, которое служит для привлечения внимания: Смотрите, не опоздайте!; в качестве предлога с дательным падежом: действовать смотря по обстоятельствам; в значении союза: смотря
по тому как (что, где, когда, откуда): Действуйте смотря по тому, как сложится обстановка.
Как известно, процесс десемантизации характерен, в первую очередь, для фразеологических единиц: смотреть не на что (разг.) - о ком-, о чём-нибудь непривлекательном, невзрачном: Мужичонка плюгавенький - смотреть не на что; на тебя (на меня, на него) смотрит (разг. шутл.) - говорится тому, кто потерял или ищет что-нибудь: Ищу шапку, а она на меня смотрит; смотря кто (что, как, где, когда, зачем и др.) - обозначает зависимость выбора от того, на что указывает местоименное слово: Ты любишь гулять? - Смотря где; куда смотрит кто? (разг. неодобр.) - почему не замечает, не реагирует так, как нужно: Подросток курит, куда смотрят родители? Список устойчивых словосочетаний, в составе которых компонент «смотреть» практически утратил свою «зрительную» семантику, можно продолжить: смотреть волком, смотреть
сквозь пальцы, смотреть смерти в глаза, смотреть в корень, смотреть в рот, смотреть другими глазами, смотреть косо, смотреть правде в глаза, смотреть сверху вниз, смотреть сквозь розовые очки, смотреть в оба и др.
Особый интерес представляет проблема семантических преобразований ЛСВ исходного слова в процессе его словообразовательной детерминации. По мнению А.Н. Тихонова, появление у производных слов с различными ступенями словообразования значений, отсутствующих у слов, относящихся к предыдущим ступеням, иногда ведет к ослаблению смысловых связей между звеньями. Нередко это приводит к потере прямой семантической соотносительности или к семантической декорреляции таких производных с исходным словом и со словами предшествующих звеньев словообразовательной цепи. Семантическая декорреляция - явление, получившее в русском языке широкое распространение. Она охватывает целые классы слов и носит закономерный характер. Связи между стержневыми значениями, на базе которых осуществляются группировки слов в гнезде (образуются подгнезда), могут постепенно ослабляться и даже утрачиваться [4, с. 40].
В ходе анализа деривационно-семантического пространства словообразовательного гнезда «смотреть» нами выявлены многочисленные случаи модификации и трансформации лексического значения его вершинного слова. Определенная общность в семантике дериватов позволяет сгруппировать их в отдельные блоки, стержневые значения которых являются резуль-
татом семантического преобразования и частичной декорреляции. Охарактеризуем некоторые из них.
1) Семантический компонент ‘украдкой,
тайком, внимательно наблюдать за кем-, чем-либо, стараясь узнать что-либо’ объединяет в один блок следующие производные: подсмотреть ‘тайком наблюдая, узнать что-либо’; подсматривать, подсматривание; высматривать ‘внимательно наблюдая, всматриваясь, стараться найти, обнаружить кого-, чего-либо’: что ты здесь высматриваешь, что хочешь увидеть? Для обоих глаголов - подсматривать и высматривать - характерен коннотативный компонент значения: отрицательная оценка,
неодобрительность действия.
2) Стержневым значением „обсуждать, разбирать, выносить решение’ объединены глаголы: рассматривать ‘разбирать, обсуждать, чтобы вынести решение, дать оценку, утвердить и т.п.’; рассмотреть ‘вникнув, разобрать, обсудить’; рассматриваться (страд. к рассматривать); рассматривание; рассмотрение. Дополнительный компонент значения „рассматривать заново, изменить точку зрения’ позволяет присоединить к этому блоку и другие производные: пересматривать ‘обсуждать что-либо заново, еще раз с целью иной оценки, принятия иного решения’; пересмотреть ‘рассмотрев заново, изменить’; пересматриваться, пересматривание, пересмотр. Еще один семантический компонент - „прийти к заключению о наличии чего-либо, признать существующим, счесть что-либо чем-либо’ - позволяет причислить к этой группе глагол усмотреть и его дериваты: усматривать, усматриваться, усмотрение: на ваше усмотрение.
3) Среди производных, имеющих в своей семантике компонент ‘освоиться с окружающей обстановкой, привыкнуть к ней’, выделяются глаголы: осмотреться ‘ознакомиться с окружающей обстановкой, привыкнуть к окружающим людям и предметам’, осматриваться, обсмотреться (простореч.), присматриваться „внимательно наблюдая, изучать кого-, что-либо, осваиваться с кем-, чем-либо’; присмотреться ‘внимательно разглядывая, изучая, освоиться с кем-, чем-либо’; поосмотреться (разг.); поприсмотреться (разг.) „присмотреться понемногу, постепенно’.
4) На основе значения „не заметить, пропустить, сделать ошибку по невнимательности’ выделен следующий блок: просмотреть „смотря, следя за кем-, чем-либо, не заметить, пропустить’; просмотр „пропущенная, просмотренная ошибка, недосмотр’; недосмотреть „наблюдая, присматривая за кем-, чем-либо, не уберечь от
чего-либо; недоглядеть’; недосмотр ‘ошибка, оплошность, допущенная по невнимательности, небрежности’.
5) Стержневым значением ‘умение предви-
деть результаты, события в будущем’ объединяются производные: предусмотреть
„предвидя, подготовиться к чему-либо; заранее принять во внимание’; предусматривать ‘заранее учитывать, предвидеть возможности чего-либо’; предусмотрительный ‘умеющий предусмотреть результаты, события в будущем’; предусмотрительность ‘свойство предусмотрительного’; дополнительный компонент значения „учесть в своем содержании’ позволяет включить в данный блок производные предусмотренный и предусматриваться: Этот материал предусматривается школьной программой.
6) На основе значения ‘внимательно разглядывая, находить для какой-либо цели’
включены в семантический блок следующие глаголы: присмотреть „подыскать, подобрать, наметить с какой-либо целью’ (присмотрел себе костюм); присматривать; высмотреть „внимательно осматривая, найти, заметить’ (высмотрел место для постройки дома); повы-смотреть (разг.).
В семантических блоках, как и в словообразовательном гнезде в целом, могут быть представлены стилистически разнородные пласты лексики. Так, в составе гнезда выделяются дериваты с нейтральной (пересмотреть, просмотреть), разговорной (присмотреть, поосмотреться), просторечной (обсмотреться) функционально-стилевой окраской. Здесь могут быть производные, имеющие специальную сферу употребления: таможенный досмотр, медосмотр сотрудников, техосмотр автомобиля.
Кроме того, среди производных слов может встречаться не только активная, но и пассивная, устаревшая лексика, раздвигающая границы гнезда до статуса лексического или этимологического. «Современное гнездо - это одно из состояний движущейся системы, поэтому не может включать только продуктивные и регулярные образования. Непродуктивные и нерегулярные образования тоже принадлежат системе, только не её ядру, а периферии» [5, с. 52.]
В отдельный семантический блок на основе значения ‘наблюдать, проверять, надзирать, охранять’ можно включить следующие диахронически маркированные лексемы: смотритель ‘лицо, занимающееся наблюдением, надзором за кем-, чем-либо’; смотрительница „жена смотрителя’; смотрительская, смотрительский ‘относящийся к смотрителю, принад-
лежащий ему’; смотрильня ‘пристройка к верху дома в виде небольшой башни, предназначенной для наблюдения, обозревания окрестностей’; смотрилев (разг.) ‘принадлежащий смотрителю’; смотрительницын (разг.) ‘относящийся к смотрительнице, принадлежащий ей’; смотрительство ‘должность, обязанность
смотрителя’; смотрельщик ‘тот, кто присматривает, наблюдает, следит за кем-, чем-либо’. Сюда же следует отнести и производные от глагола надсматривать ‘наблюдать, надзирать’:
надсмотр ‘надзор, наблюдение’; надсмотрщик ‘человек, который надсматривает, надзирает за кем-, чем-либо’, ср. надзирать и надзиратель.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют заключить, что семантическое пространство словообразовательного гнезда «смотреть» имеет комбинаторный характер, оно одновременно целостно и дискретно. Доминантные семантические блоки гнезда (смысловые под-гнезда) являются результатом трансформации лексического значения исходного слова, при которой перцептивный, сенсорный признак («зрительная» семантика) уступает место ментальному, предметно-характеризующему.
Отдельные смысловые блоки являются необходимым атрибутом словообразовательного гнезда, они выполняют организующую и моделирующую функцию. Сегментация словообразовательного гнезда происходит как на уровне семантических блоков, так и отдельных слов, их связей и отношений. Совокупность стержневых значений, их количество, набор и вариативность производных в определенной степени зависят от семантической структуры исходного слова и их принадлежности к той или иной ЛСГ.
Список литературы
1. Моисеев А.И. Словообразование и лексика // Die Beziechungen der Wortbildung zu bestimmten Sprachebenen und sprachwissenschaftlichen Richtungen: Beitrage zur slavistik; 16. Frankfurt am Main: Verlag Peter Lang, 1991. С. 75-95.
2. Падучева Е.В. К структуре семантического поля «восприятие»: (на материале глаголов восприятия в русском языке) // Вопросы языкознания. 2001. № 4. С. 23-44.
3. Ширшов И.А. Толковый словообразовательный словарь русского языка: Комплексное описание русской лексики и словообразования. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак», 2004. 1022 с.
4. Тихонов А.Н. Основные понятия русского словообразования // Словообразовательный словарь русского языка: в 2 т. Т.1. М.: Рус. яз., 1985. С. 1852.
5. Ширшов И.А. Границы словообразовательного гнезда // Филологические науки. 1996. № 5. С. 43-54.
SEMANTIC SEGMENTATION OF MORPHOLOGICAL CLUSTERS OF VISUAL PERCEPTION VERBS
V.G. Fatkhutdinova, I.D. Garipova
The paper gives an analysis of the semantic structure of the morphological cluster “to look”. Specific features of segmentation of its separate semantic units are revealed.
Keywords: morphological cluster, semantics, segmentation, semantic unit, derivative.