Научная статья на тему '«Семь шагов модернизации»'

«Семь шагов модернизации» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / ТЕХНОЛОГИИ КОНВЕРГЕНЦИИ СЕТЕЙ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРОВ СВЯЗИ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондарик В. Н.

Данная статья посвящена актуальным проблемам отрасли связи и важнейшим задачам, стоящим перед телекоммуникационным комплексом страны. В ней содержатся предложения по модернизации в телекоммуникациях, касающихся следующих вопросов: технологии конвергенции сетей; трансформации деятельности операторов связи; государственной поддержки при реализации ШПД; межведомственного взаимодействия в ИТК; межгосударственного взаимодействия в ИТК; создания эскпозиционно-испытательного центра отечественного оборудования и технологий; электронного проектирования и электронной библиотеки НТИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Семь шагов модернизации»»

РЕГУЛИРОВАНИЕ

в

ва

ass

sss

ss

s

КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ

«Семь шагов модернизации»

В.Н. БОНДАРИК,

генеральный директор ОАО «ГИПРОСВЯЗЬ»

«Фактически за предстоящее десятилетие нам предстоит заложить новую инфраструктурную базу страны... Убежден, нам необходимо запустить новую волну индустриального технологического развития России, создать условия для притока долгосрочных так называемых умных инвестиций и передовых технологий. У нас нет другого выбора, другой альтернативы, если мы хотим обеспечить конкурентоспособность и востребованность нашего человеческого потенциала».

Из выступления премьер-министра В.В. Путина в Государственной Думе 20 апреля 2011 года [1]

Данная статья посвящена актуальным проблемам отрасли связи и важнейшим задачам, стоящим перед телекоммуникационным комплексом страны. В ней содержатся предложения по модернизации в телекоммуникациях, касающихся следующих вопросов: технологии конвергенции сетей; трансформации деятельности операторов связи; государственной поддержки при реализации ШПД; межведомственного взаимодействия в ИТК; межгосударственного взаимодействия в ИТК; создания эскпозиционно-испытательного центра отечественного оборудования и технологий; электронного проектирования и электронной библиотеки НТИ.

Задачи отечественного телекоммуникационного рынка

Для преодоления технологического отставания, для качественного, инновационного прорыва отрасли связи необходим новый уровень организации управленческих и технологических процессов, иначе желанный синергетический эффект не будет достигнут.

Рынок стагнирует, что наблюдается уже не первый год, причем касается это не только фиксированной, но и мобильной связи. Абонент-

Wortc PC

ASUS IP Cam

Entertainment System

Laptop

ШАГ ПЕРВЫЙ

Одной из точек объединения двух сетей (шлюзом перехода-катапультирования из мобильной сети в проводную и обратно) может стать трёхдиапазонный домашний коммуникатор

ская база исчерпана, ARPU падает. Сегодня это происходит не только в России, такова общемировая тенденция. Реакция на это операторов - продвижение конвергенции фиксированной и мобильной связи (Fixed-Mobile-Convergence). Глубокое технологическое объединение проводной и подвижной связи, развитие сегментов широкополосного доступа, в том числе 4G, являются на обозримое будущее основным трендом в мире и в нашей стране [2]. Одной из точек объединения двух сетей (шлюзом перехода-катапультирования из мобильной сети в проводную и обратно) может стать трехдиапазонный домашний коммуникатор WiGig, работающий на частотах 2,4; 5 и 60 ГГц, который при сохранении совместимости с существующими Wi-Fi устройствами будет передавать данные со скоростью до 7 Гбит/с, что в 10 раз быстрее, чем самая высокая скорость 802.11 п. При этом потребуется пересмотреть ряд сетевых концепций: правила маршрутизации, роуминга и биллинга.

Другое дело, даст ли должный эффект объединение двух стагнирующих составляющих? На этот счет, как мне кажется, можно высказывать вполне обоснованные сомнения. Эффективному драйверу рынка необходима дополнительная составляющая, и эта составляющая - информационные технологии. Многочисленные провайдеры, предоставляющие сегодня веб-услуги (контент-провайдеры), получают значительные доходы, что, конечно, неплохо. Однако, с точки зрения операторов, создающих и поддерживающих телекоммуникационную инфраструктуру, контент-провайдеры паразитируют на транспортных сетях и сетях доступа. Очевидно, что телеком-операторам необходимо перестраивать свою деятельность за счет инфокоммуникационной составляющей, им надо трансформироваться в сервис-интеграторов (сервис-провайдеров). Вот это и является наиболее актуальной на сегодня задачей для крупнейших игроков телекоммуникационного рынка [3].

Возможности сети с использованием трехдиапазонного домашнего коммуникатора WiGig

22

ВеК КАЧЕСТВА № 3 • 2012

КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ

а

□г

□□г

□□г

□с

а

РЕГУЛИРОВАНИЕ

Год

Целевые показатели проникновения широкополосного доступа

ШАГ ВТОРОЙ

Телеком-операторам необходимо перестраивать свою деятельность за счет привнесения в нее инфокоммуникационной составляющей, им надо трансформироваться в сервис-провайдеров

Роль государства в развитии ШПД

Имеются существенные препятствия для развертывания широкополосной инфраструктуры. Частные инвестиции в этом секторе требуют определенности в отношении правил государственного регулирования, получения прибыльности, использования различных технологий. Многие операторы телекоммуникационных услуг не желают или не могут двигаться вперед, не имея четких ориентиров или поддержки. Национальные широкополосные сети следующего поколения действительно могут значительно улучшить взаимодействие потребителей, бизнеса и правительства, подстегивая тем самым общий экономический рост. Очевидно, что в рамках развертывания таких сетей государственные органы должны ликвидировать те препятствия, которые непреодолимы для частного сектора, то есть осуществлять инвестирование, вводить эффективные модели генерирования доходов и снижения рисков. Вне традиционного государственного регулирования у государственных органов существует три основных способа участия в инвестициях:

^ вкладывать в развитие инфраструктуры;

^ содействовать новым бизнес-

моделям;

^ стимулировать спрос [4].

Внедрение широкополосного доступа положительно сказывается на экономическом росте, причем этот рост оказывается выше, чем при использовании

традиционных телефонных сетей и Интернета. Важно, что эта тенденция проявляется отчетливее в развивающихся странах по сравнению с развитыми (табл. 2). Во многих странах ШПД уже стал национальным императивом. Рост телекоммуникационных технологий напрямую влияет на рост ВВП, причем в развивающихся странах наблюдается более существенный рост ВВП (табл.3).

Кевин Радд, в бытность свою премьер-министром Австралии, однаж-

ды заметил: «Так же, как железная дорога определила будущее в XIX веке, а электросеть - в XX веке, широкополосный доступ представляет собой основу инфраструктуры XXI века». Между тем существующая в нашей стране нормативно-правовая база, вместо того чтобы стимулировать развитие этого важнейшего телекоммуникационного направления, пока продолжает оставаться сдерживающим фактором, создает для него препятствия.

Определяющую роль государства в этом вопросе можно продемонстрировать на примере Германии. В ноябре 2008 г. канцлер Германии Ангела Меркель объявила о планах организации на территории всей страны универсального доступа в Интернет со скоростью не менее 1 Мбит/с. Для этого использовались частоты, высвобождаемые в результате перехода аналогового телевидения на цифровое (телекоммуникационные компании смогут создать беспроводные мобильные сети для ШПД, используя частотный диапазон 790-862 МГц). К 2011 г. эта часть программы в Германии была выполнена.

Целью второго этапа является перевод

ШАГ ТРЕТИЙ

Необходима государственная поддержка реализации технологии широкополосного доступа как одной из важнейших элементов телекоммуникационной инфраструктуры, влияющей на рост ВВП страны

Таблица 1. Перспективные направления развития телекоммуникационной отрасли

Новые услуги Новые технологии Новые требования к

• Высокоскоростной доступ проводных сетей; • высокоскоростной доступ беспроводных сетей; • голос по IP-сетям - VoIP; • цифровое интерактивное телевидение по IP-сетям - IP-TV; • виртуальные частные сети (VPN); • «облачные» услуги SaaS, PaaS, IaaS; • Интернет-услуги • ШПД; • GPRS/UMTS; • мультисервисной сети IP/MPLS; • уровня коммутации и шлюзов • Сетевым архитектурам; • видам трафика; • правилам маршрутизации; • сетевым протоколам; • сервисным моделям; • обеспечению QoS; • обеспечению надежности; • обеспечению информационной безопасности и защиты от НСД

Таблица 2. Внедрение широкополосного доступа в странах мира

Страна Заявленная дата Общий объем инвестиций, млн долл. Инвестиции на душу населения, долл.

Новая Зеландия 2009 840 205

Австралия 2009 3,300 159

Сингапур 2008 110 154

Португалия 2009 1,060 100

Греция 2008 1,030 92

Малайзия 2008 120 21

Ирландия 2009 110 25

США 2009 1,200 24

Южная Корея 2009 890 18

Германия 2009 200 2

№ 3 • 2012 ВЄК КАЧЕСТВА

23

РЕГУЛИРОВАНИЕ

в

□а

ваа

BSS

BS

в

КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ

Таблица 3. Влияние 10%-ного увеличения проникновения различных технологий на экономический рост, в процентах ВВП

Технологии Развитые страны Развивающиеся страны

Фиксированная связь 0,43% 0,13%

Мобильная связь 0,60% 0,81%

Интернет 0,11% 1,12%

Широкополосный доступ 1,21% 1,38%

ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ

Необходимо создать ряд межведомственных рабочих групп для выработки интерфейсных и протокольных решений в телекоммуникационных сетях по важнейшим направлениям построения информационного общества (ЖКХ, телемедицина, дистанционное обучение и др.)

к 2014 г. 75% всех домохозяйств на информационный доступ со скоростью до 50 Мбит/с. Ожидается, что меры по развитию ШПД создадут порядка 250 тыс. рабочих мест. Федеральное правительство планирует выделить на эти цели до 180 млн евро, 150 млн из которых будут доступны органам местного самоуправления. Суммарный вклад со стороны частного сектора ожидается на уровне 50 млрд евро [4].

ШПД и управление объектами ЖКХ в реализации направления «Умный дом»/«Умный город»

В рамках проблематики «Умный дом» (Smart House) сегодня идет борьба технологических концепций организации телекоммуникационной инфраструктуры в зданиях и сооружениях. Есть ряд серьезных нерешенных проблем, в частности, пока отсутствуют отечественные технические регламенты, объединяющие ШПД, умный дом, радиотрансляцию, оповещение, видеонаблюдение и т.п. Это исключительно актуальный вопрос, поскольку сейчас в массовом порядке реализуются проекты «волокно в каждую квартиру», прокладываются сети кабельного телевидения и т.п. Из-за отсутствия отечественных технических регламентов приходится пользоваться иностранными, главным образом двумя стандартами Национального института стандартов и технологий (США): ANSI/TIA/EIA-568 (Стандарт телекоммуникационных кабельных систем зданий) и ANSI/TIA/EIA-569 (Стандарт телекоммуникационных трасс и пространств зданий) [5].

Проблемы ЖКХ обсуждались на Форуме «Развитие инфокоммуникаций в России в условиях перехода к информа-

ционному обществу», который состоялся 27-29 февраля 2012 г. в г. Москве в ОАО «ГИПРОСВЯЗЬ» при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. В своем обращении в Минреги-он России участники форума предложили создать три рабочих группы, в которые должны войти представители Мин-комсвязи России, Минрегиона России, СРО НП, НОП и привлекаемых научнопроизводственных предприятий.

Первая рабочая группа (РГ) должна инициировать разработку технических регламентов строительства коммерческих зданий в части телекоммуникационного доступа и функционирования телекоммуникационных сетей.

Вторая РГ призвана разработать ТЗ на новые стандарты, регламентирующие закладку во время строительства телекоммуникационной инфраструктуры (телекоммуникационных трасс, каналов, кабельных шахт, помещений аппаратных и проч.). Вторая РГ также должна вырабатывать требования к телекоммуникационным системам выравнивания потенциалов коммерческих зданий и заземлению, стандарты теле-

гии, которые предстоит внедрять, предполагают выработку новых подходов к вопросам межгосударственного взаимодействия. Меняются, причем значительно, требования к сетевым архитектурам и протоколам, правилам маршрутизации, сервисным моделям, обеспечению качества передачи, к надежности систем и информационной безопасности. Ключевым звеном здесь становятся вопросы проектирования сетей, систем и сооружений связи. Очевидно, что для снижения издержек при увеличении объемов трафика и предоставляемых услуг требуется решать вопросы проектирования на более современном уровне.

На прошедшем совещании от лица российской делегации было высказано предложение организовать при СО ЭС РСС рабочую группу по проектированию [7]. ОАО «ГИПРОСВЯЗЬ» - крупнейшая в России проектная организация - должна стать информационно-технической площадкой рабочей группы СО ЭС РСС. Это кажется тем более естественным, что большую часть своей 80-летней истории институт с успехом выпол-

ШАГПЯТЫЙ

На базе ОАО «ГИПРОСВЯЗЬ» создать экспозиционноиспытательный центр современного отечественного телекоммуникационного оборудования и технологий

)

коммуникационных кабелей системы коммерческих зданий, стандарт администрирования телекоммуникационной инфраструктуры коммерческих зданий, требования по выбору технологических решений оптических пассивных сетей и другие нормативные акты.

Третья РГ, по мнению участников форума, должна заниматься проблемами интерфейсных и протокольных решений телекоммуникационных сетей, предназначенных для единой системы мониторинга (автоматизированного контроля, диспетчеризации и сигнализации) инфраструктуры объектов ЖКХ по каналам связи и для автоматизированного управления экономичным потреблением энерго- и теплоресурсов [6].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Позиция РСС на проблемы модернизации телекоммуникационного комплекса

В начале марта 2012 г. в Люцерне (Швейцария) состоялось 29/25-е совместное заседание Совета операторов электросвязи РСС и Комиссии РСС по электросвязи, а также 29-е заседание Комиссии РСС по экономике связи. Речь шла о том, что новые техноло-

нял именно такую роль - головной организации, координирующей и направляющей работу проектных бюро в республиках бывшего СССР [8]. Сегодня ОАО «ГИПРОСВЯЗЬ» - это свыше 800 специалистов высочайшей квалификации. Институт и три его филиала ежегодно выпускают свыше тысячи проектов, в числе которых важнейшие государственные программы, такие как «Строительство олимпийских объектов и развитие города Сочи как горноклиматического курорта» [9], здесь разрабатываются проекты национальной телекоммуникационной компании ОАО «Ростелеком» [10, 11], ОАО «Газпром» [12] и др. Институт активно участвует в формировании нормативно-правовой документации отрасли связи и создании нормативно-справочной базы по проектированию, что в значительной степени определяет техническую политику отрасли.

В ОАО «ГИПРОСВЯЗЬ» разрабатываются генеральные схемы развития связи с использованием новейших технологий, формируются стратегии и техническая политика телекоммуникационных сообществ. Например, совсем недавно было завершено формирование очеред-

24

ВЄКІ КАЧЕСТВА № 3 • 2012

5

GG

КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ ggg

GG

G

ШАГ ШЕСТОЙ

При Совете операторов электросвязи Регионального содружества в области связи (СО ЭС РСС) создать рабочую группу по проектированию. Информационнотехнической площадкой рабочей группы должно стать ОАО «ГИПРОСВЯЗЬ»

ного пакета системных документов для внедрения решений IP/MPLS и GPON на сетях операторов связи [13]. Одним словом, ОАО «ГИПРОСВЯЗЬ» вполне соответствует тем масштабным задачам, которые необходимо решать в рамках совместной работы РСС.

В результате обсуждения в Люцерне всеми его участниками было признано целесообразным создание при СО ЭС РСС Рабочей группы по проектированию. Было определено, что концептуальные функции РГ должны сосредотачиваться на выработке рекомендаций и предложений:

^ по сближению нормативно-

правовой документации го-сударств-участников;

^ по проведению мероприятий

РСС, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ под управлением РСС;

^ по разработке типовых проектов новых технологий в сетях связи;

^ по организации открытых электронных аукционов проектных работ.

Типизация проектных технологий на современном этапе

В советское время институт «Ги-просвязь» щедро делился с другими регионами своим богатым опытом, предлагал и даже обязывал использовать типовые проекты для городских и сельских телефонных сетей, МТС, телеграфных станций, сооружений магистральной и внутризоновых первичных сетей, сетей проводного вещания и так далее. Сейчас наступает момент вернуться к прежнему положительному опыту на другом технологическом уровне - на уровне электронного проектирования [8].

Специалисты отдают себе отчет в том, что достижение прогнозируемых 3 млн РТТх-подключений в год означает троекратную (!) интенсификацию проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию. Поиск дешевых абонентских терминалов (ONT/OLT/ STB) неизбежно приведет к снижению надежности и качества обслуживания QoS. Необходима типизация проектных решений, при этом период бумажных типовых проектов закончился в середине 1990-х гг. В ситуации, когда на телекоммуникационных рынках в ши-

роком диапазоне представлена продукция многих производителей, когда происходит быстрая смена поколений оборудования и версий программного обеспечения и беспрерывно расширяется ассортимент телекоммуникационных услуг, возможна только типизация процесса подготовки проектной документации с помощью автоматизированных программных комплексов.

Проектные организации, проектные структурные подразделения операторов связи и строительных компаний на правах «Облачных услуг по технологии БааБ и РааБ» получат возможность использовать платформу и программные пакеты комплексов автоматизированного типового проектирования под контролем проектировщика-модератора. Ввод исходных данных, поэтапное и окончательное согласование, получение проверочного электронного экземпляра ПД и, наконец, готового комплекта ПД (в электронном и бумажном виде) -все эти операции будут производиться дистанционно.

В ОАО «ГИПРОСВЯЗЬ» уже детально проработаны вопросы типового проек-

этапа. На первом осуществляется анализ технологических и технических решений по видам объектов. На втором создаются соответствующие библиотеки шаблонов (электронные библиотеки НТИ). На третьем этапе вырабатываются типовые решения с использованием автоматизированных методов расчетов электрических параметров и автоматического получения спецификаций, а также методов трехмерного моделирования. Наконец, на четвертом этапе разрабатываются комплексы автоматизированного проектирования типовой ПД.

Кроме того, планируется открыть электронную биржу торгов реализации проектной документации [5]. ■

Литература

1. Путин В.В. Отчет Государственной Думе о деятельности Правительства Российской Федерации за 2010 год, 20 апреля 2011 года // http://premier.gov.ru/events/ пе^($/14898. Дата обращения 11.04.2012.

2. Бондарик В.Н. «Ростелеком» в ритме инноваций // Электросвязь. 2011. № 4.

3. Бондарик В.Н., Котляр М.Л., Семенов Ю.В., Пяттаев В.О., Кучерявый А.Е. Новейшие технологии в проектах «ОАО «ГИПРОСВЯЗЬ» // «Связь времен» (к 80-летию ОАО «ГИПРОСВЯЗЬ»). М.: Издательский дом ТОНЧУ, 2012. С. 138-149.

4. Бондарик В.Н. О трансформации бизнеса отраслевых предприятий-операторов связи и смена отраслевой парадигмы // Материалы Форума «Развитие инфокоммуникаций в России в условиях перехода к информационному обществу». М.: ОАО «ГИПРОСВЯЗЬ», 2012.

5. Бондарик В.Н. О проектировании новых телекоммуникационных сетей с использованием новых технологий// Материалы Форума «Развитие инфокоммуникаций в России в условиях перехода к информационному обществу. М.: ОАО «ГИПРОСВЯЗЬ», 2012.

6. Материалы Форума «Развитие инфо-коммуникаций в России в условиях перехода к информационному обществу». М.: ОАО «ГИПРОСВЯЗЬ», 2012.

7. Бондарик В.Н. О целесообразности создания при СО ЭС РСС Рабочей группы по разработке типовых проектов новых технологий в сетях связи // http://giprosvyaz.ru/press-center/news/. Дата обращения 17.04.2012.

8. Бондарик В.Н. «ГИПРОСВЯЗЬ» - идеолог развития инфокоммуникаций в России // Электросвязь. 2012. № 1.

9. Бондарик В.Н. Жаркий этап подготовки к зимним Олимпийским играм 2014 года // Connect. 2011. № 7.

10. Бондарик В.Н. Технологическая стратегия развития современного холдинга на телекоммуникационном рынке // Век качества. 2011. № 2.

11. Бондарик В.Н. Цели и задачи технологической стратегии развития холдинга «Связьинвест» // Век качества. 2011. № 3.

12. Бондарик В.Н. Масштабность стратегического мышления «Газпрома» нам чрезвычайно импонирует // Бизнес и класс. 2011. № 9.

13. ОАО «ГИПРОСВЯЗЬ»: завершена разработка пакета технических документов для внедрения решений IP/MPLS и GPON на сетях операторов связи // http://giprosvyaz.ru/ press-center/news/xPages/entry.488.html. Дата обращения 11.04.2012.

ШАГ СЕДЬМОЙ

Следует создать отраслевой «облачный центр автоматизированного типового проектирования по технологии БааБ и РааБ» и электронную библиотеку НТИ, формализованной по международным стандартам

тирования, эта работа ведется в четыре

РЕГУЛИРОВАНИЕ

№ 3 • 2012 ВеК| КАЧЕСТВА

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.