ществляясь зигзагообразно. Маркс и Энгельс установили экономическую базу, Ленин - субъективный фактор сознания. По схеме диалектики отрицание отрицания должно было и далее начинаться с Маркса, Энгельса и Ленина. Это подразумевало нахождение ограниченности в концепциях классиков. Неделькович обнаружил их в небрежении единичным. Заявление об ошибках в марксизме вывело дискуссию на новый уровень, не допускаемый сталинизмом (с. 96). Монография Недельковича «Югославская философия в борьбе за социализм» была подвергнута суровой критике М. Джиласом. В 1953 г. Неделькович был отправлен на пенсию. Критическое переосмысление марксизма началось в Югославии позднее, при изменившихся обстоятельствах и другими философами (с. 97).
И.М. Цибизова
2019.03.022. Д.Г. ШКАЕВ. СЕМЬ ГРАНЕЙ ВЕЛИКОЙ СТЕПИ. КАЗАХСТАНСКИЙ ПУТЬ, ЕВРАЗИЙСТВО И ДРУГИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ В РАБОТАХ НУРСУЛТАНА НАЗАРБАЕВА. (Обзор).
Ключевые слова: Казахстан; Великая степь; независимость; равенство; межнациональные отношения; религия; культурный код; гражданское общество; интеграция; глобализация; евразийство; этнос; молодежь; Гумилев; Трубецкой; Савицкий; Монтень.
19 марта 2019 г. после почти 30-летнего правления Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев подписал указ о собственной отставке. Это время навсегда останется в истории казахского государства эпохой Назарбаева, которому парламент республики присвоил почетное звание «Лидер нации».
Будучи видным экономистом, Нурсултан Назарбаев уделил много времени философским аспектам исторического развития, государственного управления, национальной политики, социально-экономических вопросов. Его перу принадлежат несколько работ, заслуживающих внимания профессиональных философов, социологов, политологов и культурологов.
Стоит перечислить такие труды как «Казахстанский путь», «В потоке истории», «Эпицентр мира», «На пороге XXI века», «В сердце Евразии», «Эра незвисимости» и др. Нурсултан Назарба-
ев является автором идеи евразийской интеграции на постсоветском пространстве, которой предшествовали работы Гумилева, Трубецкого и Савицкого. Евразийство Назарбаева - прагматическое и основывается на четырех принципах: экономическая выгода, многовекторная интеграция, движение от малого к большому и поэтапная организация.
В работе «Эра независимости» (4) автор пишет следующее: «Единство географических и исторических связей народов Евразии обосновал в своих трудах известный историк и этнолог Лев Гумилев, чьи взгляды всегда импонировали мне. Досконально изучив опыт различных международных объединений, я пришел к выводу о необходимости активизации интеграционных процессов на великих просторах Евразии» (4, с. 105).
Впервые евразийская идея была озвучена Назарбаевым 22 марта 1994 г. во время визита в Великобританию, а уже 29 марта того же года с трибуны Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова прозвучали знаменитые слова президента Казахстана о необходимости объединения в Евразийский союз. 30 апреля 1994 г. с участием Нурсултана Назарбаева был подписан исторический документ, давший начало евразийской интеграции, - Договор о создании единого экономического пространства.
По словам Назарбаева, евразийская идея была поистине новаторской и сначала не нашла отклика во многих постсоветских странах, но действия президента Казахстана были направлены на опережение событий и в итоге оказались верным форсайтом.
Однако центральное место в трудах Назарбаева занимает его собственная вотчина, трудное и зачастую болезненное рождение демократического государства на пространстве бывшей Казахской ССР. Для реализации задуманного президент Казахстана употребил все возможности, и как пример изменений, произошедших в молодом государстве, сегодня на карте мира обозначена новая столица -Астана, город, которому после ухода Назарбаева с поста было присвоено его имя - Нурсултан.
«Как и всякое сердце, - пишет Назарбаев в книге с соответствующим названием "В сердце Евразии" (1), - новая столица сумела вдохнуть жизнь во все регионы Казахстана и поднять национальный дух и самосознание» (1, с. 21). Автор считает Астану
(ныне - Нурсултан) символом объединения Казахстана, символом веры народа, надежды и уверенности нации в своем будущем.
Как первый президент и лидер нации, в своих работах Нурсултан Назарбаев отражает основные идеи становления независимости Казахстана. В предисловии к книге «Казахстанский путь» (1) Назарбаев сравнивает государственное строительство с возведением дома. Как и в других работах, он, прежде всего, обращается к тем, кому предстоит жить в этом доме - к молодежи: «Стране требуется новое поколение молодых людей, которые могут принимать на себя ответственность. Новое поколение должно уметь справляться с решением крупных проблем, уметь как адаптироваться к изменившимся экономическим и технологическим обстоятельствам, так и использовать эти условия в свою пользу, предчувствуя глобальные тренды на два шага вперед» (2, с. 368).
Поскольку Казахстан является многонациональным государством, Назарбаев часто говорит и о важности гармоничного сосуществования этносов, отмечая, что «актуальность межнациональных отношений и их влияние на конкурентные преимущества разных стран не сводится только к событиям и датам нашей отечественной истории. Как показывает анализ последнего десятилетия мировой истории, главным событием последней четверти двадцатого века стали радикальные изменения в национальном и расовом составе планеты» (там же, с. 97).
В «Эре независимости» Назарбаев рассказывает о создании Ассамблеи народов Казахстана как уникальной модели межнационального согласия. «В то время как многие жители бывших прибалтийских республик после их выхода из СССР не получили гражданства и были лишены основных политических прав, мы последовательно утверждали политическое и гражданское равенство всех казахстанцев независимо от этнического происхождения и степени владения государственным языком» (4, с. 73).
Назарбаев подчеркивает, что ключевой политической задачей для страны является обеспечение межнационального согласия. С точки зрения автора, достижение реальной независимости и идейной консолидации возможно только при условии духовного согласия в обществе. И в целом, по мнению Назарбаева, успех государственного строительства определяется внутренней целостностью нации. Говоря об этом, автор цитирует высказывание французского
философа XVI в. Мишеля Монтеня: «Лучшее государственное устройство для любого народа - это то, которое сохранило его как целое» (2, с. 64).
Много говорится и о важности институтов гражданского общества, поскольку «гражданское согласие, позитивное взаимодействие общественных движений между собой и с государством -важный элемент общенациональной консолидации» (4, с. 75).
На страницах «Казахстанского пути» Нурсултан Назарбаев анализирует проблемные аспекты интеграции и глобализации не только с социально-экономической точки зрения, он рассматривает процесс становления Казахстана как независимого государства в многополярном мире без отрыва от духовных и нравственных ценностей и настаивает на необходимости их сбережения и развития. «Сохранение культурных истоков родного языка и духовных традиций, впитанных через систему образования, должно помочь молодому поколению выработать иммунитет от всепоглощающих, унифицирующих и ассимилирующих процессов глобализации» (2, с. 367).
Нурсултан Назарбаев считает, что сегодня происходит возрождение традиционных религиозных ценностей в новых условиях и новых формах, поэтому крайне важным представляется диалог мировых и традиционных религий, выстроенный в противовес экстремизму и радикальным взглядам. Значительным вкладом первого президента Республики Казахстан в этот процесс является организация межрелигиозного диалога - съезды лидеров мировых и традиционных религий, проходящие с 2003 г. По мнению Назарбаева, «озвученное коллективное мнение о неприемлемости для истинных верующих ненависти, нетерпимости, жестокости и несправедливого отношения к ближним является на сегодня решающим фактором сдерживания любых раздоров и распрей» (4, с. 429).
15 декабря 2014 г. в Казахстане был принят Патриотический акт - Мэцгшк Ел, опирающийся на черты культуры предков, западных и восточных народов, неповторимые особенности и формы развития евразийского типа культуры. Ценности Мэцгшк Ел - это единство, мир и согласие в обществе.
В программной статье «Семь граней Великой степи», опубликованной 21 ноября 2018 г. (3), Нурсултан Назарбаев отмечает: «В нашей истории было немало драматических моментов и траге-
дий, смертоносных войн и конфликтов, социально опасных экспериментов и политических катаклизмов. Мы не вправе забывать о них. Необходимо осознать и принять свою историю во всей ее многогранности и многомерности» (3). Семь граней Великой степи, по Назарбаеву, - это как пространство и время национальной истории, так и модернизация исторического сознания. Нурсултан Назарбаев говорит о глубинных культурных кодах казахского народа: наследии всаднической культуры, традициях древней металлургии, знаменитом зверином стиле, легендарном «Золотом человеке», о колыбели тюркского мира, Великом Шелковом пути и родине «яблок и тюльпанов» (там же).
Казахстан для Назарбаева - не просто родина и вверенное ему народом государство, это, прежде всего, культура, древний этнос, возродившийся как независимый и сохранивший свои традиционные ценности, свои культурные коды, которые автор называет гранями Великой степи. С его точки зрения, «вопрос не в том, чтобы показать свое величие за счет принижения роли других народов. Главное, спокойно и объективно понять нашу роль в глобальной истории, опираясь на строгие научные факты» (там же).
Достаточно прочитать одну из книг Назарбаева, чтобы понять - в своей деятельности он опирается на работы известных философов, социологов и политологов. Глобальный гуманитарный диалог, содружество народов и религий, пути евразийской интеграции, духовное и нравственное возрождение нации, - эти и другие социально-философские идеи звучат в работах Нурсултана Назарбаева, который предстает перед нами не только политиком, экономистом и государственным деятелем, но, прежде всего, человеком, который посвятил жизнь сохранению и развитию своей страны.
Заканчивая книгу «Казахстанский путь», Назарбаев пишет: «Человек всегда как бы поставлен перед вечным выбором между добром и злом, светом и тьмой, любовью и ненавистью, знанием и невежеством. Кажется, что все проблемы появляются перед человеком лишь для того, чтобы он смог преодолеть эти трудности и найти оптимальный путь для достижения своих целей. Настоящее счастье, когда человек делает правильный выбор каждое мгновение своей жизни и через это достигает гармонии с самим собой» (2, с. 369).
Список литературы
1. Назарбаев Н.А. В сердце Евразии. - Алматы: Жибек жолы, 2010. - 213 с.
2. Назарбаев Н.А. Казахстанский путь. - Караганда, 2006. - 372 с.
3. Назарбаев Н.А. Семь граней Великой степи. - Режим доступа: Шр://^'^^. акоМа.к2/ги/еуеп1з/81а1уа^1ауу^о8и11аге1уа-8ет^гапеьуе11коь81ер1 (дата обращения: 10.04.2019).
4. Назарбаев Н.А. Эра независимости. - Астана, 2017. - 508 с.