Научная статья на тему 'Сельскохозяйственных предприятий: состояние и перспективы развития'

Сельскохозяйственных предприятий: состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРЕДПРИЯТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / ЗАНЯТОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарипов Ш. И.

В статье дан анализ тенденций развития потенциала сельскохозяйственных предприятий региона и страны в целом с акцентом на трудоресурсную составляющую. Выявлена динамика изменения численности занятых по категориям работников. Предложены направления и механизмы повышения эффективности предприятий АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сельскохозяйственных предприятий: состояние и перспективы развития»

34 (199) - 2010

АГРОРЕСУРСНЫИ ПОТЕНЦИАЛ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Ш. И. ШАРИПОВ,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления в агропромышленном комплексе

E-mail: [email protected] Дагестанская государственная сельскохозяйственная академия

В статье дан анализ тенденций развития потенциала сельскохозяйственных предприятий региона и страны в целом с акцентом на трудоресурсную составляющую. Выявлена динамика изменения численности занятых по категориям работников. Предложены направления и механизмы повышения эффективности предприятий АПК.

Ключевые слова: Республика Дагестан, ресурсный потенциал, сельское хозяйство, предприятие, государственная поддержка, рентабельность, занятость.

Конкурентоспособность аграрного сектора в значительной степени определяется уровнем его технико-технологической оснащенности, состоянием кадрового потенциала и степенью адаптиро-ванности к работе в условиях рыночной экономики. Проведенный анализ показал нарастание тенденций ухудшения конкурентных возможностей сельского хозяйства Республики Дагестан, вызванного углублением процесса разрушения потенциала сельскохозяйственных предприятий. И все это на фоне сохраняющейся на протяжении более 10 лет тенденции увеличения производства продукции в хозяйствах всех категорий на уровне 3—5 % ежегодно, обусловленного ростом населения в хозяйствах.

Как установлено в ходе исследования, объем производства продукции сельского хозяйства на предприятиях АПК республики в 2009 г. к уровню 1990г. составляет всего 27%, тогда как по РФ в среднем 59,3% (рис. 1).

В секторе предприятий АПК РФ и Республики Дагестан протекают разнонаправленные процессы. В РФ с 1999 г. происходит восстановление производства, хотя и медленными темпами, тогда как в Республике Дагестан только на коротком отрезке времени после дефолта 1998 г. отмечалась тенденция роста, а с 2004 г. происходит снижение объемов производства(рис. 1).

Для выявления тенденций развития сельскохозяйственных организаций период 1991—2009 гг. разбит на пятилетия. Как и ожидалось, самые высокие темпы падения сложились в 1991—1995 гг. В Республике Дагестан они составили в среднем 19,3 % при 13,5% в РФ в целом. За период 2001—2005гг. отмечен ежегодный прирост на 3,3 % в РФ и 1,3 % в Республике Дагестан (рис. 2).

С началом реализации национального проекта «Развитие АПК» на предприятиях агропромышленного комплекса страны сложилась устойчивая динамика развития со среднегодовыми темпами в 6,4%, в то время как сельскохозяйственные предприятия республики демонстрируют падение на 6,2% ежегодно. Трудно поддается объяснению тот факт, что в тот период, когда государство начало масштабную политику поддержки отрасли в рамках национального проекта, переросшего в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы, предприятия

'ИотеЯщиал jíaj&umufr

34 (199) - 2010

100 80 60 40 20 0

v s? s? s?

59,3%

-A'

* -A - A- 1-

27%

S? tm рф

<$5? ^

t1 г" г" г4 г" г4 г"

^ <$?> г г г

■Республика Дагестан

Рис. 1. Индекс объема продукции сельскохозяйственных предприятий РФ и Республики Дагестан (1990г. — 100 %)

110

106,4

103,3

101,3

99,2

90

70

1991-1995

х РФ

1996-2000

2001-2005

□ Республика Дагестан

Рис. 2. Среднегодовые темпы роста на сельхозпредприятиях по периодам, %

АПК республики снизили объемы, в то время как по стране произошло нарастание темпов прироста.

Тем более что относительный объем оказанной государственной поддержки предприятиям АПК республики выше, чем по стране почти в два раза. Так, сельскохозяйственные предприятия республики в расчете на 1 руб. выручки от реализации продукции получили 22,6 коп. бюджетных средств, тогдакакпо РФ в целом всего 12,4коп., ano СевероКавказскому федеральному округу еще меньше — 9,6коп. (табл. 1).

Однако тут необходимо отметить, что помимо средств государственной поддержки в сельскохозяйственные предприятия страны в последние годы идет активный приток частных инвестиций, поскольку большинство из них выкуплены как холдингами, так и частными лицами. В Республике Дагестан абсолютное большинство предприятий АПК имеет организационно-правовую форму сельскохозяйственных производственных кооперативов, не формирующих в силу своей природы стимулов для прихода частного капитала.

Предприятия АПК республики выглядят слабомощными не только по сравнению с сельскохозяйственными предприятиями РФ, но и Северо-Кавказского федерального округа (табл. 1). Так, средний объем товарной продукции, приходящейся на одно предприятие составляет всего 2,5 млн руб. при 43 млн руб. по РФ и 28,8 млн руб. по Северо-Кавказскому федеральному округу. При этом и объем задолженности сельскохозяйственных предприятий страны тоже выше, что объясняется активным участием в реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы в форме привлечения субсидируемых кредитов на модернизацию ресурсного потенциала.

На предприятиях АПК сложился уровень рентабельности 8—10%, чего явно недостаточно

2006-2009

Таблица 1

Сравнительные показатели экономического состояния сельхозпредприятий в 2009 г.

Наименование В расчете на одно хозяйство, млн руб. Задолженность к выручке от реализации, % Доля убыточных хозяйств, % Уплачено налогов к выручке от реализации, % Объем господдержки к выручке от реализации, % Уровень рентабельности, %

Выручка от реализации Общая задолженность Прибыль (убыток)

РФ 43 58,3 3,7 135,5 25,3 7,9 12,4 9,7

Северо-Кавказский федеральный округ 28,8 33,9 2,2 117,7 26,1 9,5 9,6 8,3

Республика Дагестан 2,5 3 0,2 121,8 27,3 10,6 22,6 9,7

'ИотеЩхал 34 (199) -2010

Таблица 2

Динамика численности работников на сельхозпредприятиях РФ и Республики Дагестан

Категория работников Республика Дагестан, чел. РФ, тыс. чел.

1990г. 2009 г. 2009г. к 1990г., % 1990г. 2009 г. 2009г. к 1990г.,%

Работники, всего 178 003 16 353 9,2 9 530,9 1 764,7 18,5

В том числе в сельхозпроизводстве 164 540 15 773 9,6 7 939,1 1 579,5 19,9

Рабочие постоянные 145 847 11 317 7,8 6 483,4 1 169,7 18

Трактористы-машинисты - 1 639 - 1420 273,1 19,2

Рабочие животноводства - 3 532 - 2 663,7 397,9 14,9

Руководители 3 515 598 17 283,8 87,8 30,9

Специалисты 6 451 2 369 36,7 524,2 184,4 35,2

Сезонные и временные работники 5 594 1 481 26,5 490,2 103,3 21,1

для формирования экономических предпосылок для ведения расширенного воспроизводства. Отдельные эксперты сложное финансово-экономическое состояние сельскохозяйственных предприятий объясняют чрезмерной налоговой нагрузкой, лишающей их источника укрепления экономики. Такие утверждения не имеют оснований, поскольку в 2009 г. сельскохозяйственные предприятия Республики Дагестан уплатили налога 10,6коп. в расчете на 1 руб. товарной продукции. По стране этот показатель составляет 7,9коп.

Из всех составляющих потенциала сельскохозяйственных предприятий наибольшее снижение за период 1991—2009 гг. произошло в сфере трудоресурсного потенциала, когда численность работающих в секторе сократилась более чем в 10 раз: из 178тыс. работавшихв 1990 г. в 2009 г. осталось 16,3тыс. чел., или 9,2% (табл. 2). На сельскохозяйственных предприятиях РФ темпы снижения в два раза ниже — индекс численности занятых в 2009 г. по отношению к 1990г. составил 18,5 %.

На фоне десятикратного снижения числа работающих на сельскохозяйственных предприятиях число специалистов сократилось всего в три раза, что объясняется тем, что количество самих предприятий не сократилось и, соответственно,

10 000

5 000

-РФ

■ Республика Дагестан

Рис. 3. Динамика среднемесячной зарплаты на сельхозпредприятиях, руб.

остается потребность в сохранении специалистов, которые нередко совмещают и функции простых работников. При резком снижении численности работающих на постоянной основе количество сезонных и временных работников сократилось всего в 3,5 раза, поскольку в силу сезонности хозяйственной деятельности руководители хозяйств предпочитают нанимать работников для выполнения определенных технологических операций.

Главной причиной резкого падения численности работающих в коллективном секторе, который прежде выступал основной сферой занятости большинства сельского населения, является снижение стимулов, поскольку среднемесячная зарплата на сельскохозяйственных предприятиях приобрела форму условной составляющей из-за крайне низкого ее размера и выплачиваемой с большой задержкой. Так, размер среднемесячной зарплаты на сельхозпредприятиях республики в 2009 г. составил 3 259 руб. (рис. 3).

На предприятиях России ее размер почти в три раза выше — 9 207 руб. На протяжении десятилетия зарплата на предприятиях АПК республики остается ниже установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда и, несмотря на то, что за это предусмотрена не только 9 207 административная, но даже и уголовная ответственность в отношении руководителей, правоохранительные органы не прибегают к таким мерам воздействия. При повышении реализационных цен и уровня товарности основных видов продукции на предприятиях АПК республики до среднероссийских показателей можно довести размер заработной платы до минимального уровня 4 300 руб.

4 014

3 259

■Прожиточный минимум

'ИотеЯщиал ра^^ити^. 34 (199) -2010

Таблица 3

Среднемесячная зарплата на предприятиях АПК РФ и Республики Дагестан в 2005 и 2009 гг., руб. в мес.

Категория работников 2005 2009

РФ Республика Дагестан Республика Дагестан к РФ, % РФ Республика Дагестан Республика Дагестан к РФ, %

Рабочие постоянные 3 131 1 099 35,1 8 776 3 243 37

Трактористы-машинисты 3 218 1 355 42,1 9 424 3 765 40

Дояры 3 000 933 31,1 8 097 3 570 44,1

Скотники крупного рогатого скота 2 378 1 308 55 6 723 2 922 43,5

Работники овцеводства 1486 989 66,6 4 701 2 755 58,6

Работники птицеводства 6 254 1 481 23,7 13 389 6 308 47,1

Руководители 6 128 1 773 28,9 16 450 7 729 47

Специалисты 3 930 1 283 32,6 10 320 2 583 25

Всего... 3 329 1 111 33,4 9 207 3 259 35,4

Среди основных сельскохозяйственных профессий, наименее оплачиваемых как на предприяти-яхАПКреспублики, таки РФ, был труд работников овцеводства. Среднемесячная заработная плата работников этой отрасли в 2009 г. в республике со-ставила2 755 руб. при 4 701 руб. в РФ (табл. 3).

На фоне крайне низких размеров заработной платы ее уровень у руководителей хозяйств республики в 2009г. составлял 7 729 руб., что в 2,4раза выше среднего по отрасли, тогда как это превышение по РФ составляло 1,8 раза.

Низкий уровень оплаты труда работников овцеводства выглядит не совсем экономически обоснованным, если учесть, что наиболее прибыльным видом деятельности на предприятиях АПК республики в 2009 г. было производство винограда, а также мяса овец и коз. Так, производство мяса овец и коз принесло предприятиям АПКреспублики 30,4 млн руб. прибыли. Даже с учетом глубокой убыточности производства шерсти (15,5 млн руб. убытков в 2009г.) в целом овцеводство дало более 15 млн руб. прибыли, что должно находить отражение при формировании оплаты труда в сельскохозяйственных организациях.

В 2009 г. размер заработной платы на предприятиях АПКреспублики не дошел бы до фактически сложившегося уровня, если бы не ряд аспектов, вызывающих вопросы относительно объективности статистических показателей. Так, анализ динамики размера зарплаты по месяцам 2009 г. показал, что резкое отклонение от сложившейся тенденции происходил перед формированием отчетных

данных: за январь — сентябрь и январь — декабрь (рис. 4).

Восемь месяцев подряд — с января по август — средний размер заработной платы был на уровне 2 500 руб. В сентябре уже 5 101 руб., а в декабре 11187 руб., что выше, чем в любой из месяцев 2009г. по стране (рис. 4). Поскольку в декабре ни в одном из регионов страны не отмечен такой всплеск уровня заработной платы, то нет для этого и оснований. Можно предположить, что это повышение происходило по иным причинам, не связанным с выплатой в этот период повышенной зарплаты.

Этот пример является дополнительным подтверждением наличия проблем в объективном отражении экономической деятельности органами статистики, поскольку такие же вопросы возни-

12 000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 000

5 000

6 000

4 000

2 000

.Û Œ .Û н Œ .с >Х -о гп х .Û 1— и .û Œ .û Œ Œ .û Œ .û Œ .û 1— Œ .û

ГО го ГО CD Q s ^ ГО ro ro (V

m X Œ m S Œ С s ее 1— 1— О ГО m X Œ m S Œ С

сс <L < X <L cc <L <

е (U LJ О e

2009 2010

РФ

Республика Дагестан

Рис. 4. Среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства в 2009—2010гг. (без субъектов малого предпринимательства), руб.

'ИотеЯи/хал feaj&wnufr

34 (199) - 2010

кают к учету численности поголовья овец, объему производства овощей и т. д.

Выявленная тенденция ухудшения потенциала сельскохозяйственных предприятий республики требует выработки системы мер по его укреплению, среди которых необходимо отметить:

- проведение реорганизационных процедур, предусматривающих формирование чувства собственника, для стимулирования привлечения инвестиционного капитала в модернизацию технико-технологической базы;

- содействие развитию интегрированных формирований по обеспечению справедливого учета интересов в технологической цепи «производство — переработка — реализация»;

- содействие привлечению финансовых ресурсов на основе возрастающих возможностей

осуществления лизинговых операций, а также субсидируемых инвестиционных кредитов, выдаваемых банковскими учреждениями сельскохозяйственным товаропроизводителям в рамках специальных программ. Учитывая, что в последние годы значительно возросло количество сельскохозяйственныхпредприятий, подвергшихся процедуре банкротства, к таким предприятиям следует принимать организационно-экономические меры, в том числе посредством расширения их участия в программе финансового оздоровления, укрепления менеджмента, предоставления гарантий республиканского залогового фонда для получения банковских кредитов. Эти меры должны быть направлены на недопущение разрушения накопленного производственного потенциала, ликвидации рабочих мест и роста безработицы в сельской местности.

Список литературы

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446.

2. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. URL: http://www. mcx.ru.

3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www. gks. ru.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009. М.: Росстат, 2009.

5. Сельское хозяйство, охота и лесоводство в России. М.: Росстат, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.