ГЛАВНАЯ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ НОВОСТИ КОНТАКТЫ
.Ж*'
*У V экон
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ И АВТОРЫ!
экономика
Электронный научны11|Я|||||11Н||||Я|||||^|: экономика и сельское хозяйство» включен в РИНЦ, цнс^|Д||||||^^||||||||||рТся в РИНЦ 1 раз в квартал, научные статьи публикуются ежедневно. Ежемесячная аудитория: более 10 000 уникальных пользователей. Приглашаем авторов к публикации научных статей. Возможны
срочные публикации!
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ СЕРВИСОЛОГИЯ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В
СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Главная страница журнала
Экономические науки
Agricultural cervicalgia as a methodological basis for the development of services in agriculture
Сельскохозяйственные науки УДК 681-3; 303-732(075)
О журнале
26.09.2016 о
Редакция
Общая лента
Выпуски
Выходные сведения:
Глущенко В.В., Глущенко И.И. Сельскохозяйственная сервисология как методическая основа развития сферы услуг в сельском хозяйстве // Аэкономика, 2016. № 3 (11). URL: http ://aecon omy. ru/scien ce/econ om y/selskokh ozyaystvennaya -servisologiya/
Авторы:
Глущенко В.В., профессор кафедры менеджмента и управления персоналом организации
Опубликовать статью. Авторам
НОВОСТИ
Московского государственного университета путей сообщения (МГУ ПС МИИТ) Императора Николая Второго, (127994, Москва, ул. Образцова, д. 9,стр.9) E-mail: glu-valery@yandex.ru
Глущенко И.И., профессор кафедры «Бухгалтерский учет и статистика» Российского государственного социального университета (РГСУ), (129226 Москва, ул. Вильгельма Пика ,д.4, стр.1), e-mail: prepodavatel-gii@mail.ru
Экономика
Сельское хозяйство
Authors:
Glushchenko V. V. ,Professor, chair of management and personnel management of the Moscow state University of means of communication (MGU PS MIIT) of Emperor Nicholas II, (127994, Moscow, Obraztsova str., 9,p. 9) E-mail: glu-valery@yandex.ru
Это интересно
Glushchenko I. I., Professor of Department "Accounting and statistics" Russian state social University (RSSU), (129226, Moscow, Wilhelm Pieck str., 4, p. 1), e-mail: prepodavatel-gii@mail.ru
Ключевые слова:
сельское хозяйство, сервис, услуга, экономика, управление, потребитель, безопасность, эффективность, сервисология, модель, свойства
Keyword:
agricultural industry, service, service, economy, management, consumer, safety, efficiency, servisologiya, model, properties
Аннотация:
Предметом статьи выступают теоретические основы сельскохозяйственной сервисологии как науки о развитии экономики и управления в сфере сервиса в сельском хозяйстве. Объектом статьи является сфера сервиса в сельском хозяйстве как структурный элемент современной глобальной и национальной экономики.
В процессе исследования сервис в сельском хозяйстве определен как оказание услуг организациям и физическим лицам занятым в сфере сельского хозяйства. Как отрасль экономики российский сервис в сельском хозяйстве должен все больше ориентироваться на нужды и
13.10.2016 Публикация научных статей по экономике, ринц, вак, агрис
интересы потребителей, отечественной экономики и общества в целях повышения ее глобальной конкуретоспособности и обеспечения геополитических интересов страны.
Целью настоящей статьи является развитие сельскохозяйственной сервисологии как научной основы развития сферы сервиса в современном сельском хозяйстве.
Для достижения поставленной цели решаются задачи:
- исследуется классификация, содержание и специфика сферы услуг в сельском хозяйстве и влияния на них научно-технического и социально-экономического прогресса;
-развиваются методические положения сельскохозяйственной сервисологии -науки о сфере сервиса в сельском хозяйстве и ее развитии;
- развивается четырехуровневая модель услуги, пригодной для сравнительного анализа услуг в сельском хозяйстве.
Научная новизна статьи определяется тем, что в ней формируются положения сельскохозяйственной сервисологии как научной основы развития сферы услуг в сельском хозяйстве, исследуются и формируются теоретические основы развития экономики и управления в сфере сервиса в сельском хозяйстве в условиях глобализации рынка услуг, развитием сервисных и информационных технологий и коммуникаций, предложена четырехуровневая модель услуги, которая может быть использована для анализа конкурентоспособности услуг в области сельского хозяйства
Annotation:
^s subject of article theoretical bases of an agricultural servisologiya as sciences about development of economy and management in the sphere of service in agricultural industry act. Subject of article is the sphere of service in agricultural industry as a structural element of modern global and national economy.
In the course of the research Service in agricultural industry it is determined as rendering services to the organizations and physical persons occupied in the sphere of agricultural industry. ^s an economy industry the Russian service in agricultural industry shall be guided more and more by needs and
©x
Прибыльный Торговый Робот
Бесплатный советник для валютных рынков. До 200% годовых! 18+
ПОЛУЧИТЬ
Ш IT-FX .ORG
^ чУ Просто. Выгодно. Надежно.
Публикация научных статей по экономике, ринц, вак, агрис
consumer interests, domestic economy and society for the purpose of increase in its global konkuretosposobnost and ensuring geopolitical interests of the country.
The purpose of this article is development of an agricultural servisologiya as scientific basis of development of the sphere of service in modern agricultural industry.
For achievement of an effective objective problems are solved:
- classification, content and specifics of service trade in agricultural industry and influences on them of scientific and technical and social and economic progress is researched;
- methodical provisions of an agricultural servisologiya - science about the sphere of service in agricultural industry and its development develop;
- the four-level model of the service suitable for the comparative analysis of services in agricultural industry develops.
Scientific novelty of article is determined that in it provisions of an agricultural servisologiya as a scientific basis of development of service trade in agricultural industry are created, theoretical bases of development of economy and management in the sphere of service in agricultural industry in the conditions of globalization of the market of services, are researched and created by development of service and information technologies and communications, the four-level model of service which can be used for competitiveness analysis of services in the field of agricultural industry is offered.
The practical value of article is determined by an opportunity to use its results for the analysis both all service trade in agricultural industry, and the comparative analysis, positioning of separate services.
Актуальность статьи определяется тем, что в настоящее время в условиях постиндустриального развития интенсивно развивается сфера услуг в сельском хозяйстве. В начале 21 века появились новые услуги и технологии в сельскохозяйственном сервисе, а глобализация сферы услуг остро ставит вопрос о конкуретоспособности российской сферы сервиса в сельском хозяйстве.
Современную экономику представляют в составе трех структурных составляющих элементов: производства, сервиса, сельского хозяйства.
При этом сельское хозяйство определяют как отрасль экономики, направленную на обеспечение населения продовольствием (пищей, едой) и получение сырья для ряда отраслей промышленности. В мировом сельском хозяйстве занято около 1
миллиарда экономически активного населения (ЭАН). От состояния сельского хозяйства зависит продовольственная безопасность государства.
На решение проблем сельского хозяйства прямо или косвенно направлены такие науки: рыболовство, агрономия, животноводство, мелиорация, растениеводство, лесоводство и другое. Кроме того в функционировании сельского хозяйства принимают участие маркетинг, менеджмент, финансы, страхование, образование и др. в сфере сельского хозяйства.
Определим сервис в сельском хозяйстве как оказание услуг организациям и физическим лицам занятым в сфере сельского хозяйства.
Как отрасль экономики российский сервис в сельском хозяйстве должен все больше ориентироваться на нужды и интересы потребителей, отечественной экономики и общества в целях повышения ее глобальной конкуретоспособности и обеспечения геополитических интересов страны.
Целью настоящей статьи является развитие сельскохозяйственной сервисологии как научной основы развития сферы сервиса в современном сельском хозяйстве.
Для достижения поставленной цели решаются задачи:
- исследуется классификация, содержание и специфика сферы услуг в сельском хозяйстве и влияния на сферу сервиса в сельском хозяйстве научно-технического и социально-экономического прогресса;
-развиваются методические положения сельскохозяйственной сервисологии -науки о сфере сервиса в сельском хозяйстве и ее развитии;
- развивается четырехуровневая модель услуги, пригодной для сравнительного анализа услуг в сельском хозяйстве.
Объект статьи - сфера сервиса в сельском хозяйстве как структурный элемент современной глобальной и национальной экономики.
Предмет статьи - теоретические основы сельскохозяйственной сервисологии как науки о развитии экономики и управления в сфере сервиса в сельском хозяйстве.
¡.10.2016 Публикация научных статей по экономике, ринц, вак, агрис
Услугой принято называть любое мероприятие, деятельность или выгода, которые одна из сторон может предложить другой стороне и которые в основном неосязаемы и не приводят к овладению чем -либо [1, с.13].
Сфера услуг и услуга как достаточно сложное общественное и экономическое явление выступают объектом изучения разнообразных наук: экономики, маркетинга, менеджмента, социологии, права, информатики, психологии и других наук [2]. Сфера сервиса (услуг) рассматривается как область деятельности по оказанию услуг.
Вся совокупность сельскохозяйственных услуг может рассматриваться как инструмент поддержания работоспособности, адаптации и развития технологий животноводства и растениеводства, техносферы, экономики и социальной сферы в сельском хозяйстве.
В интересах настоящего исследования условимся представлять сферу сервиса в сельском хозяйстве состоящей из таких структурных элементов:
-производственные услуги в животноводстве;
-производственные услуги в растениеводстве;
- услуги технического сервиса для сельскохозяйственной техники;
-услуги по научному обеспечению в животноводстве;
-услуги по научному обеспечению в растениеводстве;
-услуги по научному обеспечению создания новых образцов сельскохозяйственной техники; -образовательные услуги по обучению персонала сельского хозяйства; -финансовые услуги в сельском хозяйстве;
-услуги в сфере маркетинга и снабжения организаций сельского хозяйства;
-услуги в сфере маркетинга и реализации продукции организаций сельского хозяйства.
При классификации по субъектам, оказывающим услуги могут быть выделены услуги в сельском хозяйстве: некоммерческие (например, взаимное страхование сельхозпроизводителей),
коммерческие (например, банковское кредитование), государственные услуги (например, государственные научные программы). Это тоже может влиять на содержание, на специфику и требования к качеству соответствующих услуг
Под техносферой сельского хозяйства будем понимать сегмент, регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми в технические и техногенные объекты, составляющих искусственно созданную среду сельскохозяйственного производства и сельских населенных мест.
Формирование развитого рынка услуг в области научного обеспечения является необходимым элементом повышения эффективности институтов инновационного развития сельскохозяйственного машиностроения [3].
При этом исследователи признают, что в начале 21 века не существует завершенной теории услуг, которая систематизировала бы имеющиеся методологические и практические подходы к изучению и управлению этой сферой [2]. Это дополнительно подтверждает актуальность настоящей статьи и ее направленность на формирование и развитие ряда важных теоретических положений сельскохозяйственной сервисологии, освещающей научную основу развития и управления сферой услуг в сельском хозяйстве, исследующую сущность таких услуг с разных точек зрения.
Разработка целостной теории сферы сельхозуслуг помогла бы решить не только теоретико-методологические проблемы, которые имеют место в данной области, но и многие практические вопросы, которые обусловлены особенностями услуги как структурного элемента функционирования постиндустриального сельского хозяйства, экономики, общества.
В процессе исследований и практики оказания сельхозуслуг нужно учитывать, что особенности сферы услуг часто не позволяют применить к сфере услуг нормативно-правовые документы, которые достаточно эффективно используются для регулирования товарно-денежных отношений на рынках традиционных товаров и услуг [2].
По причине того, что сфера услуг (в частности, сельхозуслуг) является важным направлением развития постиндустриальной экономики ее развитие привлекает внимание ученных [1-4]. Сфера сельхозуслуг услуг может рассматриваться как часть глобальной экономики, общества и процессов потребления [4].
13.10.2016 Публикация научных статей по экономике, ринц, вак, агрис
Как считают исследователи в начале 21 века практически важна разработка концептуальных основ теории сельскохозяйственных услуг, которая могла бы стать объединяющим принципом исследования в разных предметных областях и явиться в том числе базой для разработки эффективных механизмов управления в сфере сельхозуслуг [4].
Поэтому существует необходимость развития теоретических аспектов сферы сельхозуслуг с ее теоретических истоков, а именно с определения сущности и специфики услуг в сельском хозяйстве.
Сфера сервиса в сельском хозяйстве выступает как структурный элемент сельского хозяйства, его экономики, которая включает в себя разработку предоставление всех видов коммерческих и некоммерческих услуг в сельском хозяйстве.
В современных экономике и обществе сфера сервиса в сельском хозяйстве набирает темпы своего развития и становится ключевым сектором развития экономики и некоммерческого сектора.
При этом именно сфера сервиса, в том числе в сельском хозяйстве, его научном обеспечении, составляет, в экономически развитых странах, основную часть экономики.
При различных подходах сфера услуг в сельском хозяйстве может быть определена как:
- часть сельского хозяйства, его науки, производства и экономики, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг;
- сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых юридическим и физическими лицами в сфере сельского хозяйства.
Услуга в сельском хозяйстве может быть определена и как потребительная стоимость труда не как продукта - результата предыдущей деятельности, а как самой деятельности; неосязаемое действие, не приводящее к владению чем- либо. Предоставление сельхозуслуг может быть связано с материальным продуктом или технологиями обслуживания потребителей в сельском хозяйстве. Услуга в сельском хозяйстве характеризуется следующими специфическими чертами.
Сельхозуслугу как способ и инструмент удовлетворения экономических, социальных или технических потребностей в сфере сельского хозяйства можно характеризовать ее особенностями, достоинствами и недостатками. Одной из отличительных характеристик и черт услуги в сельском хозяйстве является ее нематиальность (неосязаемость).
http://aeconomy.ru/science/economy/selskokhozyaystvennaya-servisologiya/ 9/25
Неразрывность производства и потребления сельхозуслуги определяется тем, что значительная часть услуг такова, что в них соединяется во времени и в пространстве процесс производства, распределения и потребления услуги.
При этом по мере индустриализации и развития высоких технологий в сфере сельхозуслуг происходит активное отделение производственной стадии от стадии распределения и потребления сельхозуслуг.
Кроме того, в условиях новых коммуникационных технологий многие виды услуг в сельском хозяйстве могут принимать форму товара или исключать контакт между производителем услуги и ее потребителем.
Непостоянство качества сельхозуслуги определяется тем, что значительная доля услуг предоставляется клиенту непосредственно работником организации или учреждения сферы услуг в различных климатических и погодных условиях. При этом качество предоставляемых сельхозуслуг в решающей степени зависит не только от стабильных факторов, но и от многих случайно изменяющихся или неопределенных факторов. Кроме того, на качество услуги в сельском хозяйстве оказывает свое влияние и масса сопутствующих обстоятельств (скорость оказания услуги, комплексный характер услуги и ее дополняемость другими видами услуг и т.п.). Данные особенности и обстоятельства оказания услуг в сельском хозяйстве затрудняют определение и установление стандартов качества сельхозуслуги. Однако, именно в направлении определения качества сельхозуслуг предпринимаются основные усилия по достижению и поддержанию постоянства качества услуг. Непостоянство качества услуг в сельском хозяйстве связано и с индивидуальным характером многих видов услуг, зависимостью необходимого качества услуги от индивидуальных запросов конкретного потребителя.
Несохраняемость сельхозуслуги, как ее свойство и характеристика, в определенной мере обусловлена неразрывностью производства, распре- деления и потребления услуг в сельском хозяйстве. На несохраняемость сельхозуслуги может влиять и необходимость личного контакта между производителем таких услуг и клиентом. Несохраняемость сельхозуслуги существенным образом влияет на процесс ее распределения. Несохраняемость услуги в сельском хозяйстве ограничивает возможности использования сезонных и иных колебаний спроса во времени, ведет к определенному переизбытку мощностей предприятий сферы сельхозуслуг в отдельные периоды времени.
Учитывая отмеченные выше особенности сельхозуслуги, можно выделить следующие характеристики ее предоставления: требования к услуге в сельском хозяйстве должны быть четко определены как характеристики, поддающиеся наблюдению и оценке клиентом (потребителем); в большинстве случаев управление сельхозуслугой и характеристики предоставления такой услуги могут быть достигнуты только посредством обеспечения управления процессом предоставления услуги в сельском хозяйстве.
Характеристика сельхозуслуги или процесса ее оказания (предоставления) может иметь качественное (заключается в сопоставлении по качеству) и количественное измерение и определяется тем, в каких именно целях, как и кем делается оценка (сервисная организация, потребитель, и т.д.).
В современной научной литературе изучению категории «услуга» уделяется значительное внимание. В научных работах исследуется экономическая природа услуг, уточняется экономическая трактовка этой категории, определяются перспективные направления всей сферы сервиса (включая сервис в сельском хозяйстве) в рамках рыночной трансформации экономики и общества. Учитывая всю сложность, многогранность и условность трактовки такого понятия, каким является услуга в сельском хозяйстве, можно предложить следующее экономическое определение сельхозуслуги: сельхозуслуга представляет собой финансово- хозяйственную деятельность, направленная на удовлетворение потребностей заказчиков (физических и/или юридических лиц являющихся производителями или потребителями сельскохозяйственной продукции) путем предоставления им научных, образовательных, духовных, социальных, материальных благ или создающая условия для производства, потребления или повышения эффективности технологических процессов в сельском хозяйстве и/или качества продукции сельского хозяйства.
Услуга в сельском хозяйстве может рассматриваться и как специфический продукт, результат действий, который имеет нематериальный характер, произведенный по желанию потребителя (заказчика), который выражается в изменении условий производства сельхозпродукции, потребления продукта или в изменении состояния самого потребителя.
В научном обеспечении сферы услуг (включая сельхозуслуги) проводятся исследования, в частности, направленные на размещение организаций услуг [4,5], которые могут иметь большое значение в сфере сельского хозяйства.
Кроме того, согласно данным полученным из Интеренета в начале 21 века развиваются и естественно-научные основы сервиса - сервисология. Термин «сервисология» уже применяется в работах Анастасии Смолиной (кандидата философских наук (PhD), ВГПУ, ВЮИ).
Однако достаточная для научного обеспечения сферы сельскохозяйственного сервиса развитая научная теория сервиса в области сельского хозяйства пока не сформировалась и недостаточно методически развита. Это затрудняет развитие сферы сельскохозяйственного сервиса и порождает риски устойчивого развития сельского хозяйства.
Многие актуальные вопросы развития сферы услуг в сельском хозяйстве невозможно решить без теоретического осмысления сущности услуги и развития научной теории услуг (сельскохозяйственной сервисологии). При этом такие научные исследования в области сервиса в сельском хозяйстве будут иметь не только теоретическое, но в значительной степени и прикладное значение, поскольку специфика технологии производства в сфере услуг, ресурсная составляющая и целевая установка непосредственно определяют систему менеджмента и маркетинга в сфере сельхозуслуг. Технологические особенности производства различных видов услуг в сельском хозяйстве непосредственно взаимосвязаны с проблемами формирования и установления систем стандартизации. Вопросы унификации, стандартизации и сертификации применительно к сфере услуг в сельском хозяйстве можно отнести к наиболее сложным для исследований. В современных публикациях, посвященных сфере услуг, много внимания уделяется управлению качеством, разрабатываются модели качества услуг, описываются этапы измерения качества с использованием различных подходов и методик, однако до сих пор остается актуальным вопрос о том, что такое качество услуги и как его оценить.
Обязательным элементом теории услуг в сельском хозяйстве может быть признано изучение экономических основ и особенностей их производства, предоставления и потребления в рамках рыночной экономики. Наличие производителей услуг в сельском хозяйстве, а именно организаций (предприятий) разных форм собственности, организационно-правовых форм, относящихся к различным секторам экономики, требует дифференцированных подходов к научной постановке целей и определению стратегии их деятельности, формированию источников ресурсного обеспечения деятельности, построению критериев эффективности функционирования, обеспечению адекватной кадровой политики и созданию системы отношений с внешними участниками процесса производства сельхозуслуг. Важной частью сельскохозяйственной сервисологии как общей теории услуг в сельском хозяйстве должен стать и
такой неотъемлемый компонент функционирований этой сферы, как финансовый менеджмент и механизм обеспечения производства услуг в сельском хозяйстве.
При разработке общей теории услуг в сельском хозяйстве (сельскохозяйственной сервисологии) необходимо учитывать специфику этой сферы деятельности, которая определяется технологическим процессом, целями деятельности, ресурсами и источниками финансирования, кадровой политикой, сегментом потребителей, приемами менеджмента и концепциями маркетинга, особенностями продвижении и коммуникации, а зачастую и формой собственности производителей сельхозуслуг.
Рассмотрение сельхозуслуг как юридических объектов также является важным элементом в проводимом исследовании. Необходимо отметить, что сельхозуслуге как объекту гражданских прав посвящено достаточное количество публикаций. Однако до сих пор у ученых нет согласия в том, чем отличается работа от услуги и в чем заключается особенность каждого из видов сельхозуслуг как объектов гражданских прав. Рассматриваемый вопрос имеет не только теоретическое значение, разрешение этого вопроса может в значительной степени повлиять на практику бизнеса в области услуг в сельском хозяйстве, так как от него зависят виды договоров на оказание различных сельхозуслуг.
В перечень основных концептуальных направлений, которые могли бы быть включены в сельхозсервисологию как общую теорию услуг в сельском хозяйстве, наиболее актуальными являются направления, связанные с экономикой и управлением в сфере услуг. Интерес к проблематике развития сервисологии (в частности сельхозсервисологии) проявляют как отечественные, так и зарубежные исследователи, которые рассматривают в своих работах теоретические и прикладные вопросы экономики и управления в сфере оказания услуг в сельском хозяйстве.
При этом несмотря на увеличивающийся интерес к названным научным проблемам, до сих пор отсутствует единое мнение по разным аспектам управления сферой сельхозуслуг. Отсутствует и полное единство исследователей на уровне терминологических основ сферы услуг в виде совокупности терминов относящихся к сфере сельхозуслуг.
При этом объектом общей теории сферы услуг в сельском хозяйстве должна быть сфера таких услуг и сама услуга, рассматриваемая как специфический продукт и объект экономической деятельности в особых условиях, обладающий особыми свойствами.
¡.10.2016 Публикация научных статей по экономике, ринц, вак, агрис
Предметом сервисологии в сельском хозяйстве можно считать и комплекс экономических, управленческих, организационных, финансовых, социальных отношений, которые возникают в процессе производства, продвижения и потребления услуги.
Субъектами сферы услуг в сельском хозяйстве являются производители, потребители, заказчики, посредники как физические, так и юридические лица, участвующие в процессе социально-экономических отношений в сфере производства и потребления услуг.
Сервисология в сельском хозяйстве может рассматриваться как структурный элемент современной науки и наукологии [7].
Сельскохозяйственной сервисологией (сервисологией в сельском хозяйстве) условимся называть науку о создании научных знаний и технологий, которая охватывает комплекс научных проблем, философию, идеологию, политику, мотивы, методы, способы, инструменты, технологии инновационного создания услуг, технологий, их обращении и оказания, а так же методы оценки финансовых результатов этой деятельности и влияния сферы услуг на развитие сельского хозяйства, государства, экономики и общества.
С гносеологической точки зрения сервисология в сельском хозяйстве может рассматриваться как методология исследования, анализа и управления методами решения научных задач, стоящих перед современными экономикой и обществом в сфере сервиса в сельском хозяйстве.
Определим научный метод, объект, предмет, функции и роли общей теории сервиса (сервисологии) в сельском хозяйстве.
Научным методом в сельхозсервисологии (сервисологии в сельском хозяйстве) условимся называть систему принципов и приемов, с помощью которых достигается объективное познание научных процессов и социально-экономических результатов проектирования, создания, обращения, оказания, модернизации услуг и технологий их реализации в сельском хозяйстве.
Функции (от слова «исполняю») сервисологии в сельском хозяйстве заключаются в том, что в рамках сельхозсервисологии может быть выполнено в сельском хозяйстве, геополитической, политической, социальной, экономической, технологической, экологической подсистемах государства, глобальных экономики и общества.
Экономическая и социальная роль (значимость) сельскохозяйственной сервисологии определяется эффективностью выполнения тех ее функций, которые эта сервисологии выполняет в отношении удовлетворения потребностей сельского хозяйства, экономики, общества, конкретного человека в услугах в сельском хозяйстве.
Базовыми функциями сельхозсервисологии предлагается считать: методологическую, познавательную, инструментальную, законотворческую, оптимизациионную, прогностическую, предупредительную, психологическую функции, функцию социализации знаний, минимизации техногенных, экологических и социальных рисков, системообразующую функцию сел ьскохозяйственной сервисол оги и.
Методологическая функция сервисологии в сельском хозяйстве состоит в разработке понятийного аппарата, теоретических основ научных исследований и методологии исследования сферы услуг, отдельных услуг, явлений и процессов в сельском хозяйстве, формулировании законов и категорий сервисологии, разработке инструментов управления научным исследованием, инновационным проектом (в различных сферах деятельности) по созданию услуг, жизненным циклом услуг с целью максимизации эффективности их оказания и использования в экономике и обществе, минимизации ущерба от техногенных рисков и обеспечения эффективности политики (системы мер) в области науки, инноваций, технологий в сфере услуг.
Познавательная функция сельхозсервисологии включает процессы накопления, описания, изучения фактов действительности в сфере сервиса в сельском хозяйстве, ее научного исследования, инноваций, технологий в сфере сервиса на различных уровнях (глобальном, национальном, отраслевом, региональном и т.п.), анализ конкретных явлений и процессов в сфере сервиса, научных исследований, осуществления инновационных проектов в сфере услуг, жизненного цикла услуг, выявления важнейших проблем и источников развития сферы услуг, обоснования отдельных мер и программ развития сферы услуг в сельском хозяйстве.
Инструментальная (регулятивная) функция сельскохозяйственной сервисологии имеет практический характер, так как состоит в: разработке способов и инструментов управления научными исследованиями во всех частях сферы услуг в сельском хозяйстве, управления инновационными проектами в сфере услуг, управления жизненным циклом технологий и услуг; выработке практических рекомендаций для властных структур, научно-исследовательских организаций, организаций сферы услуг; предварительной оценке эффективности услуг в
сельском хозяйстве и их модернизации в интересах повышения их экономической эффективности.
Законотворческая функция сельскохозяйственной сервисологии реализуется в процессе обоснования необходимости и разработки норм права, которые способствуют развитию сферы услуг, инноваций в сфере услуг, форм ответственности за нанесение ущерба третьим лицам, персоналу и обществу в целом при оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности в сельском хозяйстве и др.
Оптимизационная функция сельскохозяйственной сервисологии состоит в синтезе или выборе наилучших (с определенной точки зрения, например, минимальных затрат), достижения безопасных и экологических условий и последствий функционирования сферы услуг, технологий, способов и приемов реализации услуг в сельском хозяйстве, в экономике и общественном развитии.
Прогностическая функция сельскохозяйственной сервисологии охватывает оценку состояния сферы услуг, как части экономики и общества в будущем с точки зрения возможности развития определенных направлений и частей сферы услуг в сельском хозяйстве, их изменения под воздействием научно-технического прогресса в сферах науки, техники, технологий.
Предупредительная функция сельскохозяйственной сервисологии может находить выражение в проведении упреждающих и профилактических мер по результатам прогноза развития науки и техники с учетом возможности развития технико-экономических кризисов сферы услуг в сельском хозяйстве, техногенных катастроф, технологических кризисов и других видов негативных явлений, возникающих в результате развития негативных явлений в сфере сельскохозяйственных услуг.
Психологическая функция сервисологии в сельском хозяйстве заключается в объяснении гражданам необходимость финансовых и других затрат на постоянное развитие научной и инновационной деятельности в сфере услуг в сельском хозяйстве, ускорение научно-технического прогресса в сфере оказания таких услуг, ориентацию общества на устойчивый характер и эффективное управление научно-техническим прогрессом экономики и общества в сфере услуг в сельском хозяйстве.
Функция социализации знаний в сфере сельскохозяйственной сервисологии заключается в распространении знаний о роли и значении современных науки, технологий, техники для
¡.10.2016 Публикация научных статей по экономике, ринц, вак, агрис
современной сферы услуг в сельском хозяйстве и ее влияния на развитие государства и общества, необходимости эффективных мер по развитию научного обеспечения развития сферы услуг среди широких слоев населения. Выполнение функции социализации сервисологии имеет большое значение для обеспечения устойчивости развития и прогрессивного правового обеспечения развития науки и техники в сфере услуг и НТП в целом.
Системообразующая функция сельскохозяйственной сервисологии заключается в формировании и накоплении знаний направленных на комплексное обслуживание клиентов, обеспечение создания адекватных систем управления научным и инновационным процессами в сфере сервиса в сельском хозяйстве, включая, планирование, организацию, мотивацию и контроль результатов научного и инновационного процессов в сфере услуг.
Ролями сервисологии в сельском хозяйстве можно признать:
во-первых, ускорение развития сферы услуг в сельском хозяйстве и сельского хозяйства в целом;
во-вторых, гармонизацию, оптимизацию процессов развития научного обеспечения в сфере услуг и ее инновационного развития;
в-третьих, снижение рисков отрицательных отклонений результатов в процессе развития сферы услуг, при проведении научных исследований и реализации инновационных проектов в этой сфере;
в-четвертых, повышение финансовых результатов в сфере услуг, эффективности научной и инновационной деятельности в сфере услуг в сельском хозяйстве.
Законами сельскохозяйственной сервисологии можно назвать устойчивые причинно-следственные связи между методами научных исследований и реализации инновационных проектов в сфере услуг и наблюдаемыми при этом финансовыми результатами от функционирования сферы услуг в сельском хозяйстве, устойчивые логические связи при взаимодействии частей и отношения, возникающие в процессе развития сервисологии и сферы услуг.
Можно сформулировать следующие законы сельскохозяйственной сервисологии:
1) сельскохозяйственный сервис является частью сельского хозяйства, частью глобальной сферы сервиса, отраслью экономики и общественной жизни одновременно;
2) источником интенсивного развития сферы сельскохозяйственного сервиса является усложнение техносферы и общественной жизни в сельском хозяйстве одновременно;
3) рост количества видов, дифференциации и специализации услуг в сельском хозяйстве определяется ростом сложности хозяйственно-экономической и социальной жизни в сельском хозяйстве в постиндустриальных условиях;
4) причиной формирования услуг в сельском хозяйстве являются стремление к минимизации природных рисков (например, путем выведения устойчивых к природно-климатическим условиям сортов растений), адаптации сельского хозяйства к изменениям условий и развитию техногенной и социальной сферы;
5) эффективность услуг в сельском хозяйстве имеет одновременно экономическое, социальное и временное измерение;
6) в связи с продолжением тенденции (тренда) роста сложности технологий сельскохозяйственного производства, финансово-хозяйственной деятельности в сельском хозяйстве значение сферы услуг в сельском хозяйстве в будущем будет возрастать;
7) ускорения роста сложности технологий, финансово-хозяйственной деятельности в сельском хозяйстве приведет к росту сложности и комплексности оказываемых услуг и другие
Под эффективностью услуг в сельском хозяйстве условимся понимать их способность достигать поставленных перед ними заказчиком целей за оговоренный период времени при расходовании фиксированного количества ресурсов.
Технологией оказания сельскохозяйственных услуг будем называть системное объединение используемых при оказании услуг способов, технических средств и квалификационных навыков персонала организации сервиса.
Отмечают, что производство и оказание услуг (в том числе в сельском хозяйстве) могут быть или не быть связаны с товарами в их материальном виде [8].
Место в процессе и роль сферы сельскохозяйственного сервиса в обеспечении устойчивого развития сельского хозяйства, экономики и общества достаточно велико и будет увеличиваться и дальше. Это объясняется тем, что устойчивое развитие (англ. sustainable development) определяют как процесс экономических и социальных изменений, при котором
http://aeconomy.ru/science/economy/selskokhozyaystvennaya-servisologiya/ 18/25
13.10.2016 Публикация научных статей по экономике, ринц, вак, агрис
эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. В рамках концепции устойчивого развития в сельском хозяйстве во многом речь идёт об обеспечении повышения безопасности и качества жизни людей.
Изучение процессов бурного роста и увеличения номенклатуры технологических особенностей производства в сфере услуг в сельском хозяйстве, взаимосвязь услуг и овеществленных товаров, изменение соотношения в технологических процессах вещественных и невещественных продуктов в сельском хозяйстве, отраслевые особенности доли в конечном продукте собственно услуг или овеществленных товаров являются исключительно актуальными в сельском хозяйстве.
Известные и существующие в настоящее время классификации в сфере услуг требуют дальнейшего уточнения и систематизации в рамках сельскохозяйственной сервисологии. Это обусловливает важность определения главных и второстепенных критериев классификации указанных услуг в сельском хозяйстве.
Услуги технического сервиса в сельскохозяйственной техносфере развиваются для того, чтобы:
- обеспечить надежность функционирования техногенных объектов в сельском хозяйстве;
- повысить эффективность функционирования техногенных объектов в сельском хозяйстве;
- изменить отдельные характеристики функционирования техногенных объектов в сельском хозяйстве;
-повысить производительность труда и комфорт для персонала техногенных объектов в сельском хозяйстве и др.
Услуги в сфере образования в сельском хозяйстве предназначены для того, чтобы обеспечить процессы формирования, регистрации, накопления и передачи знаний в сельском хозяйстве как части знаний в экономике и обществе.
В условиях постиндустриального рынка, когда ценовая конкуренция между сельскохозяйственными производителями становится более жесткой, производители из сферы услуг в сельском хозяйстве часто говорят о том, что часто сложно отличить их услуги от услуг, предоставляемых конкурентами.
Для установления отличий одних услуг от других используют такие приемы как дифференциация и позиционирование. Проведение дифференциации услуг может быть основано на классификации услуг. При этом дифференциация и позиционирование услуг внутри одного класса могут быть основаны на модели услуги. При этом нужно учитывать, что неосязаемость и неразделимость услуги означает, что потребители услуг в сельском хозяйстве редко сравнивают альтернативные предложения до момента покупки услуги так, как это делают потенциальные покупатели товаров. Часто отличия, разница в привлекательности или ценности конкурирующих услуг в сельском хозяйстве не может быть явно прослежена потенциальным потребителем. Производители (поставщики) услуг в сельском хозяйстве часто используют оригинальные механизмы ценообразования для дифференциации своих предложений.
При этом инновации в сфере стратегии и тактики ценообразования в сельском хозяйстве (в частности условиях и факторах снижения их цены) очень быстро перенимают конкуренты. Одновременно жесткая ценовая конкуренция в сфере услуг в сельском хозяйстве уменьшает чистую прибыль и не способствует появлению устойчивого дифференцированного преимущества в долгосрочном периоде.
Альтернативой ценовой конкуренции в сельском хозяйстве может быть разработка дифференцированного предложения, способов предоставления услуг и имиджа услуг и их производителей. Предложение услуг в сельском хозяйстве может включать в себя новаторские черты и факторы, которые делают предложения компании отличающимся от предложения конкурентов.
При дифференциации услуг в сельском хозяйстве возникает и вторая проблема: большая часть нововведений в области услуг не могут быть запатентованы и очень легко копируются. Производители услуг в сельском хозяйстве - это организации сферы услуг, которые регулярно осуществляют инновационную деятельность и вводящие какие-либо усовершенствования в предоставляемые услуги, как правило получают целый ряд временных преимуществ, а также репутацию новатора, которая поможет сохранить покупателей, желающих получать самое новое и совершенное.
Разнообразие услуг в сельском хозяйстве подразумевает сложность стандартизации и контроля качества услуг. В целом, довольно трудно достичь постоянства качества услуг в сельском хозяйстве, но фирмы, которые настойчиво культивируют ориентацию на потребителя и разрабатывают эффективные схемы внутреннего маркетинга, как правило, в результате
повышают способность дифференциации своей марки. Это объясняется тем, что качество способа предоставления услуги таким производителем значительно выше, чем у их конкурентов.
Поэтому одним из направлений развития сельскохозяйственной сервисологии можно назвать разработку моделей для описания и анализа конкурентоспособности услуг в сельском хозяйстве.
Для этого предлагается использовать известную в маркетинге описательную трехуровневую модель товара, которая может быть применена и при исследовании услуг, их конкурентоспособности и эффективности, а так же при позиционировании услуг [9, с.247-248].
В ней первый уровень товара составляет основная выгода или услуга. Второй уровень товара составляют: свойства (надежность, ремонтопригодность, безопасность и др.), качество, внешнее оформление, марочное название, упаковка. Третий уровень товара включает: поставки и кредитование, монтаж, гарантию, послепродажное обслуживание [9, с.247-248]. Кроме того, было предложено выделять и описывать четвертый (стратегический, социально-экологический) уровень товара [10,11].
Адаптируем в настоящей статье эту модель к описанию услуг в сельском хозяйстве.
Первый уровень услуги в сельском хозяйстве составляет основная выгода или удовлетворяемая услугой техническая, экономическую, социальная потребность в сельском хозяйстве (растениеводстве, животноводстве, сельскохозяйственной техносфере и др.).
Второй уровень сельскохозяйственной услуги включает услугу в ее реальном исполнении: свойства (сохраняемость, надежность оказания, безопасность процесса и результата, цена и др.), качество, внешнее оформление процесса оказания услуги, марочное название услуги.
Третий уровень сельскохозяйственной услуги включает: доступность (поставка), кредитование оказания услуг, гарантия результата, послепродажное обслуживание в сельском хозяйстве.
Четвертый уровень услуги в сельском хозяйстве должен описывать и характеризовать влияние услуги на социально - экономическую и экологическую системы в сельском хозяйстве (затраты материалов и сырья, ущерб окружающей среде при оказании услуг и др.) и стратегическое (длительное) влияние на сельское хозяйство, сельскохозяйственный рынок и социально-экономическую среду и отношения в сельском хозяйстве.
Пример. Четырехуровневая модель услуги текущего ремонта сельскохозяйственной техники.
Первый уровень -основная выгода: поддержание работоспособности и безопасности работы сельскохозяйственной техники.
Второй уровень-услуга технического сервиса в сельском хозяйстве в реальном исполнении: доступность услуги в данном регионе; межремонтный период (или наработка); надежность функционирования сельскохозяйственной техники в межремонтный период; ремонтопригодность сельскохозяйственной техники; средняя цена ремонта данного вида сельскохозяйственной техники и др.
Третий уровень-услуга технического сервиса в сельском хозяйстве с подкреплением: возможность ремонта сельхозтехники в кредит; гарантия на проведенный ремонт сельхозтехники и др.
Четвертый уровень- стратегический и социально-экономический уровень сельхоз услуги: продление жизненного цикла сельскохозяйственной техники; сокращение затрат полезных ископаемых на изготовление новых образцов сельскохозяйственной техники и труда на создание и обслуживание техносферы в сельском хозяйстве и др.
Описанная выше четырехуровневая модель услуги может быть полезной при проектировании и позиционировании, сравнительной оценке конкуретноспособности и экономической оценке эффективности услуг в сельском хозяйстве.
В статье развиваются основы общей теории сельскохозяйственного сервиса-сельскохозяйственной сервисологии, сформулированы функции сервисологии в сельском хозяйстве, рассмотрены направления и особенности развития сферы услуг в сельском хозяйстве условиях постиндустриальной глобализации, описана четырехуровневая модель услуги технического сервиса в сельском хозяйстве, которая может быть использована при проектировании и позиционировании, оценке конкуретноспособности и экономической эффективности услуг в сельском хозяйстве.
Библиографический список
1. Кнышова Е.Н. Маркетинг. учебное пособие.- М.: ИД «ФОРУМ»:ИНФРА-М, 2009. - 282 с.
2. Симонян Г. А. Теоретические основы формирования сферы услуг// Вестник СГУТиКД. 2011. № 1 (15).
3. Глущенко И.И. Формирование институтов инновационного развития сельскохозяйственного машиностроения//Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http://naukovedenie.ru/Том 7, № 1(26), 2015, С.4, http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-1URL статьи: http ://naukovedenie.ru/PDF/16EVN115.pdfDOI: 10.15862/16EVN115 (http ://dx. doi. org/10.15862/16EVN115).
4. Алпатова О. Е. Изобилие и избыточность как феномены потребления//Известия Самарского научного центра Российской академии наук, Выпуск № 1-5 / том 17 / 2015
5. Christaller W. Central Places in Southern Germany / translated by C. W. Baskin. — NY: Englewood Cliffs, 1967.
6. Лимонов Л.Э. Региональная экономика и пространственное развитие // М.: Юрайт. — 2015. — Т. 1. — С. 90-96.
7. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Наукология: задача модернизации науки и инновационной деятельности - г. Москва: Глущенко Ирина Ивановна, 2015. - 116 с.
8. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: учебник для вузов// Пер. с англ. под ред. Р.Б. Ноздревой. М.:ЮНИТИ, 1998,787 с.
9. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: «Бизнес-книга», «ИМА-Кросс. Плюс», 1995. - 702 с.
10. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Четыре уровня товара: менеджмент и маркетинг, М. Рук. деп. в ВИНИТИ № 591 - В- 97 от 24.02.1997.
11. Глущенко И.И. Управление разработкой уровней товара в машиностроении. - М.: Проблемы машиностроения и автоматизации. Международный центр научной и технической информации, 1997, N 1-2, С.83-87.
References
1. Knyishova E.N. Marketing. uchebnoe posobie.- M.: ID «FORUM»:INFRA-M, 2009. - 282 s.
2. Simonyan G. A. Teoreticheskie osnovyi formirovaniya sferyi uslug// Vestnik SGUTiKD. 2011. # 1 (15).
3. Gluschenko I.I. Formirovanie institutov innovatsionnogo razvitiya selskohozyaystvennogo mashinostroeniya//Internet-zhurnal «Naukovedenie» ISSN 2223-5167 http://naukovedenie.ru/Tom 7, #1(26), 2015, S.4, http://naukovedenie.ru/index.php ?p=vol7-1URL stati: http ://naukovedenie.ru/PDF/16EVN115.pdfDOI: 10.15862/16EVN115 (http ://dx. doi. org/10.15862/16EVN115).
4. Alpatova O. E. Izobilie i izbyitochnost kak fenomenyi potrebleniya//Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk, Vyipusk # 1-5 / tom 17 / 2015
5. Christaller W. Central Places in Southern Germany / translated by C. W. Baskin. — NY: Englewood Cliffs, 1967.
6. Limonov L.E. Regionalnaya ekonomika i prostranstvennoe razvitie // M.: Yurayt. — 2015. — T. 1. — S. 90-96.
7. Gluschenko V.V., Gluschenko I.I. Naukologiya: zadacha modernizatsii nauki i innovatsionnoy deyatelnosti - g. Moskva: Gluschenko Irina Ivanovna, 2015. - 116 s.
8. Kotler F., Bouen Dzh., Meykenz Dzh. Marketing. Gostepriimstvo i turizm: uchebnik dlya vuzov// Per. s angl. pod red. R.B. Nozdrevoy. M.:YuNITI, 1998,787 s.
9. Kotler F. Osnovyi marketinga: Per. s angl. - M.: «Biznes-kniga», «IMA-Kross. Plyus», 1995. - 702 s.
10. Gluschenko V.V., Gluschenko I.I. Chetyire urovnya tovara: menedzhment i marketing, M. Ruk. dep. v VINITI # 591 - V- 97 ot 24.02.1997.
11. Gluschenko I.I. Upravlenie razrabotkoy urovney tovara v mashinostroenii. - M.: Problemyi mashinostroeniya i avtomatizatsii. Mezhdunarodnyiy tsentr nauchnoy i tehnicheskoy informatsii, 1997, N 1-2, S.83-87.
Возврат к списку
Кредитная карта 100 дней без %
Анкета за 10 мин! Кредитная карта с лимитом 750 ООО р. Онлайн-заявка.
КОНТАКТЫ
© 2014-2016 Электронный научный журнал «Аэкономика: экономика и сельское хозяйство», срочная публикация научных статей, 16+
Свидетельство Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области ИА № ТУ 52-01155 от 19 июля 2016 г., ISSN: 2500-0861, журнал включен в РИНЦ, ЦНСХБ
INNOV - разработка сайта, Нижний Новгород