Научная статья на тему 'Сельскохозяйственная потребительская кооперация: экономико-правовые проблемы развития в современной России'

Сельскохозяйственная потребительская кооперация: экономико-правовые проблемы развития в современной России Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
328
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / АГРАРНАЯ СФЕРА / ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ГОСПОДДЕРЖКИ / AGRICULTURAL CONSUMER COOPERATION / SMALL BUSINESS FORMS / AGRICULTURAL AREA / LEGAL BASIS / ECONOMIC MECHANISM OF STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Воронин Б. А., Маланичева А. В., Воронина Я. В., Погарцева Е. Е.

Сельскохозяйственная потребительская кооперация играет важную роль в развитии малых форм хозяйствования на селе, укреплении экономического потенциала сельскохозяйственных товаропроизводителей по обеспечению продовольственной безопасности, в устойчивом социально-экономическом развитии сельских территорий. Сельскохозяйственная потребительская кооперация вместе с другими малыми формами хозяйствования во взаимосвязи с корпоративными производственными сельскохозяйственными организациями способна обеспечить трудовую занятость сельских жителей, их благосостояние и оказать существенное влияние на повышение уровня качества жизни сельского социума. Поэтому ее позитивное развитие будет способствовать решению исключительно важных социально-экономических задач не только на селе, но и в целом в государстве. За последние годы органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ принимают реальные меры по экономической поддержке малых форм хозяйствования, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Финансово-экономические механизмы господдержки определены в утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 июля2012 г. № 717 Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, в которой имеется подпрограмма «Развитие малых форм хозяйствования». Господдержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов и других малых форм хозяйствования оказывается из бюджета субъектов федерации, а в отдельных случаях из бюджета органов местного самоуправления. В ряде субъектов Российской Федерации получает развитие частно-государственное партнерство в области малых форм хозяйствования в аграрной сфере. В статье рассмотрены вопросы правового регулирования функционирования малых форм хозяйствования в аграрной сфере, в том числе сельскохозяйственной потребительской кооперации, содержание экономического механизма государственной поддержки малых форм хозяйствования, функционирования сельскохозяйственной потребительской кооперации в Свердловской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Воронин Б. А., Маланичева А. В., Воронина Я. В., Погарцева Е. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGRICulTuRAl CONSuMER COOpERATION: ECONOMIC-lEGAl pROBlEMS OF DEVElOpMENT IN MODERN RuSSIA

Agricultural consumer cooperation plays an important role in the development of small forms of enterprises in rural areas, strengthening the economic capacity of agricultural producers to ensure food security, sustainable socio-economic development of rural areas. Agricultural consumer cooperation, together with other small entities in conjunction with the corporate agricultural production organizations is able to provide employment of rural people, their welfare and have a significant impact on improving the quality of life in the rural society. Therefore, the positive development will contribute to the solution of critical social and economic problems not only in rural areas but in the whole state. In recent years, the state authorities of the Russian Federation and subjects of the Russian Federation take real measures for economic support of small farms, including agricultural consumer cooperatives. Economic and financial mechanisms of state support are defined and approved by the RF Government decree of July 14, 2012 № 717 in State program of development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020, which has a subprogramme “Development of small forms of managing”. State support of agricultural consumer cooperatives and other small farms is from the budget of subjects of federation, and in some cases from the budget of local governments. In a number of subjects of the Russian Federation public-private partnership has development in the field of small forms of managing in agrarian sector. In the article the questions of legal regulation of small farms in the agricultural sector, including agricultural consumer cooperatives, the content of the economic mechanism of state support of small forms of managing, the functioning of agricultural consumer cooperation in the Sverdlovsk region discussed.

Текст научной работы на тему «Сельскохозяйственная потребительская кооперация: экономико-правовые проблемы развития в современной России»

Экономика

УДК 334.735:34

сельскохозяйственная потребительская

КООПЕрАЦИЯ: ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Б. А. ВОРОНИН, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой,

Уральский государственный аграрный университет,

А. В. МАЛАНИЧЕВА, кандидат экономических наук, начальник отдела,

Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области,

Я. В. ВОРОНИНА, старший преподаватель,

Е. Е. ПОГАРЦЕВА, старший преподаватель,

Уральский государственный аграрный университет

(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42)

Ключевые слова: сельскохозяйственная потребительская кооперация, малые формы хозяйствования, аграрная сфера, правовые основы, экономический механизм господдержки.

Сельскохозяйственная потребительская кооперация играет важную роль в развитии малых форм хозяйствования на селе, укреплении экономического потенциала сельскохозяйственных товаропроизводителей по обеспечению продовольственной безопасности, в устойчивом социально-экономическом развитии сельских территорий. Сельскохозяйственная потребительская кооперация вместе с другими малыми формами хозяйствования во взаимосвязи с корпоративными производственными сельскохозяйственными организациями способна обеспечить трудовую занятость сельских жителей, их благосостояние и оказать существенное влияние на повышение уровня качества жизни сельского социума. Поэтому ее позитивное развитие будет способствовать решению исключительно важных социально-экономических задач не только на селе, но и в целом в государстве. За последние годы органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ принимают реальные меры по экономической поддержке малых форм хозяйствования, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Финансово-экономические механизмы господдержки определены в утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, в которой имеется подпрограмма «Развитие малых форм хозяйствования». Господдержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов и других малых форм хозяйствования оказывается из бюджета субъектов федерации, а в отдельных случаях из бюджета органов местного самоуправления. В ряде субъектов Российской Федерации получает развитие частно-государственное партнерство в области малых форм хозяйствования в аграрной сфере. В статье рассмотрены вопросы правового регулирования функционирования малых форм хозяйствования в аграрной сфере, в том числе сельскохозяйственной потребительской кооперации, содержание экономического механизма государственной поддержки малых форм хозяйствования, функционирования сельскохозяйственной потребительской кооперации в Свердловской области.

agricultural consumer cooperation:

ECONOMIC-LEGAL PROBLEMS OF DEVELOPMENT IN MODERN RUSSIA

B. A. VORONIN, doctor of legal sciences, professor, head of the chair, Ural State Agrarian University,

A. V. MALANICHEVA, candidate of economic sciences, head of department,

The Ministry of agriculture and food of the Sverdlovsk region,

Ya. V. VORONINA, senior lecturer,

E. E. POGARTSEVA, senior lecturer,

Ural State Agrarian University

(42 K. Liebknechtа Str., 620075, Ekaterinburg)

Keywords: agricultural consumer cooperation, small business forms, agricultural area, legal basis, economic mechanism of state support.

Agricultural consumer cooperation plays an important role in the development of small forms of enterprises in rural areas, strengthening the economic capacity of agricultural producers to ensure food security, sustainable socio-economic development of rural areas. Agricultural consumer cooperation, together with other small entities in conjunction with the corporate agricultural production organizations is able to provide employment of rural people, their welfare and have a significant impact on improving the quality of life in the rural society. Therefore, the positive development will contribute to the solution of critical social and economic problems not only in rural areas but in the whole state. In recent years, the state authorities of the Russian Federation and subjects of the Russian Federation take real measures for economic support of small farms, including agricultural consumer cooperatives. Economic and financial mechanisms of state support are defined and approved by the RF Government decree of July 14, 2012 № 717 in State program of development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020, which has a subprogramme "Development of small forms of managing". State support of agricultural consumer cooperatives and other small farms is from the budget of subjects of federation, and in some cases from the budget of local governments. In a number of subjects of the Russian Federation public-private partnership has development in the field of smallforms of managing in agrarian sector. In the article the questions of legal regulation of small farms in the agricultural sector, including agricultural consumer cooperatives, the content of the economic mechanism of state support of small forms of managing, the functioning of agricultural consumer cooperation in the Sverdlovsk region discussed.

Положительная рецензия представлена А. Н. Митиным, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой теории и практики управления Уральского государственного юридического университета.

Аграрный вестник Урала № 08 (150), 2016 г. - . ¿588^

Экономика ^Ф/

Первый Всероссийский съезд сельских кооперативов России, состоявшийся 21 марта 2013 г., принял Концепцию развития кооперации на селе на период до 2020 г., в которой четко прослеживается понимание в государстве и обществе значимости аграрного сектора экономики, сельского населения, кооперации на сельских территориях [1]. В Министерстве сельского хозяйства России разрабатывается Ведомственная целевая программа по развитию сельскохозяйственной кооперации, которая рассматривается как ключевое звено развития сельских территорий и повышения уровня жизни сельского населения.

Большое значение в этих документах придается развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации.

Сельскохозяйственный потребительский кооператив - это организация, целью которой является удовлетворение потребностей ее членов - сельскохозяйственных товаропроизводителей - в кредитовании их деятельности, переработке и сбыте производимой ими продукции, снабжении их средствами производства и оказании других необходимых им услуг. От других видов потребительских кооперативов он отличается в первую очередь тем, что его членами могут быть в основном производители сельскохозяйственной продукции.

Потенциально социальной базой кооперации в сельской местности являются не только все сельские жители, но и 40 тыс. действующих сельскохозяйственных организаций, а также около 300 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств (включая индивидуальных предпринимателей).

Наибольшую активность в кооперации проявляют крестьянские (фермерские) хозяйства и более 2 млн товарных хозяйств населения. Однако в условиях ужесточения конкуренции на мировых рынках продовольствия и в целях сохранения социальной стабильности на селе и экономического роста сельскохозяйственной отрасли России важно вовлечение в кооперативные отношения всех жителей села, фермеров и сельскохозяйственных организаций.

В настоящее время в большинстве развитых капиталистических стран сельскохозяйственные кооперативы - это наиболее массовая экономическая организация фермеров. Кооперативное движение в Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии, Нидерландах и Японии характеризуется практически стопроцентным охватом сельскохозяйственного населения. Во Франции и ФРГ кооперативы объединяют не менее 80 % всех сельских предприятий [2].

Ряд исследователей посвящали свои труды проблемам становления и развития кооперативного движения в мире. Так, профессор А. П. Макаренко отмечал, что в настоящее время кооперация фактически стала необходимым элементом агропромышленного производства в странах Европы [3].

В частности, в Бельгии распространены кооперативы, ориентированные на снабжение средствами производства, сервисное обслуживание, сбыт продукции. Достаточно активно функционируют и кредитные кооперативы. Интересен опыт формирования кооперативов, которые характеризуются отличительными чертами потребительского и производственного кооперативов. В целях производства семян картофеля бельгийскими сельхозпроизводителями был сформирован кооператив Deblooux plants, имеющий в совместной собственности земли для их выращивания. Собственники, функционирующие в его рамках, имеют фермерские хозяйства с пахотными угодьями для производства продовольственного картофеля. Данный кооператив занят сбытом продукции товаропроизводителей и снабжением средствами производства [4].

В Германии куда большее развитие получили кредитные кооперативы, курируемые группой «РайффайзенБанк», обслуживающие снабженческо-сбы-товые, страховые и иные формы кооперативов (распространены и многофункциональные сельскохозяйственные кооперативы) [5].

В Дании около 45 тыс. фермеров на федеральном уровне находятся в объединении в рамках сельскохозяйственного совета. В него входит Федерация датских кооперативов, при этом последние функционируют во всех сферах деятельности сельского хозяйства и объединяют фермеров на всех уровнях.

В США сельскохозяйственные потребительские кооперативы также являются достаточно важным фактором развития сельского хозяйства. Так, в штате Айова функционирует сельскохозяйственный снаб-женческо-сбытовой кооператив, который объединяет более 100 фермеров, имеет свой комбикормовый цех, элеватор, содействует товаропроизводителям в области сбыта зерна и обеспечивает высококачественными кормами животноводческие хозяйства. В США также распространены земельные и кооперативные банки, сосредоточенные в 12 районах страны и объединенные в целостную кооперативную кредитную систему, которая характеризуется довольно развитой инфраструктурой (аудиторской, консультационной, контролирующей и т. д.) [6].

Мировая практика показывает, что деятельность сельскохозяйственных потребительских кооперативов содействует снижению трансакционных издержек и дает возможность реализовывать контрольные функции в сфере производства продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в различных рыночных сегментах.

На протяжении множества лет в передовых государствах кооперативный сектор является важнейшим институтом развития малого и среднего предпринимательства и фактически выступает одним из

Экономика

Таблица 1

Удельный вес потребительских кооперативов в агробизнесе в экономически развитых странах, % [7]

Table 1

The share of consumer cooperatives in agribusiness in economically developed countries, % [7

Страны Countries Направление деятельности Direction of activity

Маркетинг, материально -техническое снабжение (в среднем) Marketing, logistics (average) Сбыт Sales

Молоко Milk Мясо Meet Овощи и фрукты Fruits and vegetables Зерно Grain

США USA 86 - 20 40 11-45

Канада Canada 59 20-54 7-25 54 15-40

Швеция Sweden 99 79-81 60 75 75

Нидерланды Netherlands 82 35 70-96 - 40-50

Германия Germany 55-60 30 60 - 50-60

факторов эффективного функционирования рынка. Как специфический общественно-хозяйственный институт кооперация выступает инструментом формирования, соединения и реализации коллективного интереса, тесно переплетает в себе частные интересы в систему, при этом сохраняя сформировавшиеся социально-экономические структуры.

Хозяйственная практика убедительно подтверждает, что кооперирование малых форм хозяйствования в сельской местности не только возлагает на себя экономические и производственные функции, но и вносит значительный вклад в поддержку экологического равновесия в сельской местности, повышение качества жизни сельского населения и его материального благосостояния, нивелирование социальной напряженности [8].

Потребительская кооперация располагает всеми исходными средствами, чтобы преодолеть расслоение общества, безработицу. Кооперативы ставят задачу помочь людям получить работу, добиться повышения жизненного уровня, осуществить свое право на достойную жизнь. Кооперация является уникальной организацией, порожденной самой жизнью как путь борьбы с бедностью [9].

Можно сказать, что фактически потребительская кооперация на селе выступает ключевым фактором обеспечения устойчивого развития сельских территорий, является связующим элементом между инструментами государственного воздействия на социальное развитие сельской местности и непосредственно сельским населением с присущими ему традициями, стремлениями и умениями. Кроме того, нельзя не отметить также геополитическое значение сельской кооперации, которая играет важную роль в сохранении населения на сельских территориях и недопущении запустения отдельных регионов и территорий нашей страны.

Решение задач по раскрытию социально-экономического потенциала сельских территорий следует в определенной степени связывать с эффективностью функционирования малых хозяйственных форм, объединяющихся в кооперативы. Фактически потребительские кооперативы на селе обладают необходимыми резервами, которые способны задействоваться на местном и региональном уровнях с учетом территориальной специфики той или иной местности [7].

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы следует отличать от организаций потребительской кооперации, поскольку правовой основой для создания и функционирования сельскохозяйственных потребительских кооперативов является Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-Ф3 «О сельскохозяйственной кооперации» [10], а потребительское общество создается и функционирует на основе Закона РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» [11].

Закон № 193-Ф3 определил правовые и экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, составляющих систему сельскохозяйственной кооперации Российской Федерации. Необходимо отметить, что наряду с этим федеральным законом отношения, связанные с созданием и деятельностью сельскохозяйственных кооперативов и их союзов (ассоциаций), регулируется также Гражданским кодексом, земельным законодательством, другими федеральными законами, законами субъектов федерации, иными нормативными правовыми актами на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ.

Данный закон установил два вида сельскохозяйственных кооперативов: 1) сельскохозяйственный производственный кооператив; 2) сельскохозяйственный потребительский кооператив.

Экономика

Таблица 2

Основные признаки сельскохозяйственного производственного и потребительского кооперативов

Table 2

The main characteristics of agricultural production and consumer cooperatives

Вид кооператива Cooperative type

Производственный Production Потребительский Consumer

1. Создан гражданами для совместной деятельности 1. Created by citizens for joint activities 1. Создан сельскохозяйственными товаропроизводителями (гражданами) и (или) юридическими лицами 1. Established by agricultural producers (citizens) and (or) legal entities

2. Совместная деятельность членов этого кооператива основана на их личном трудовом участии 2. Joint activity of members of the cooperative based on their personal labor participation 2. Обязательное участие членов этого кооператива в его хозяйственной деятельности 2. Mandatory participation of members of the cooperative in its business operations

3. Является коммерческой организацией 3. Is a commercial organization 3. Является некоммерческой организацией 3. Is a non-profit organization

4. Число членов кооператива - не менее пяти 4. The number of cooperative members - not less than five 4. В составе кооператива должно быть не менее двух юридических лиц или пяти граждан (кроме кредитных кооперативов) 4. In the composition of the co-operative should be not less than two juridical persons or five citizens (except for credit cooperatives)

5. Не менее 50 % объема работ в кооперативе должно выполняться его членами 5. At least 50% of the volume of work in the cooperative should be run by its members 5. Не менее 50 % объема работ (услуг), сделанных кооперативами, должно выполняться для своих членов 5. At least 50 % of the volume of works (services) made by the cooperatives, should be performed for its members

Кооператив создается и функционирует на основе следующих принципов:

добровольности членства в кооперативе; взаимопомощи и обеспечения экономической выгоды для членов кооператива, участвующих в его производственной и иной хозяйственной деятельности;

распределения прибыли и убытков кооператива между его членами с учетом их личного трудового участия или участия в хозяйственной деятельности кооператива;

ограничения участия в хозяйственной деятельности кооператива лиц, не являющихся его членами;

ограничения дивидендов по дополнительным паевым взносам членов и паевым взносам ассоциированных членов кооператива (в ред. Федерального закона от 18 февраля 1999 г. № 34-Ф3);

управления деятельностью кооператива на демократических началах (один член кооператива - один голос);

доступности информации о деятельности кооператива для всех его членов.

Рассмотрим состояние функционирования и государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов и других малых форм хозяйствования в аграрной сфере Свердловской области.

На 1 января 2016 г. на территории Свердловской области ведут хозяйственную деятельность 38 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из них 26 снабженческо-сбытовых, 7 кредитных, 5 перерабатывающих.

Динамика выручки от оказания услуг членам кооператива и населению по годам составила (без кредитных): 2011 г. - 232,0 млн руб.; 2012 г. -257,5 млн руб.; 2013 г. - 226,9 млн руб.; 2014 г. -432,9 млн руб.; 2015 г. - 722,2 млн руб. Успешно работающие сельскохозяйственные потребительские кооперативы:

- сельскохозяйственный потребительский кооператив «Россельхозкооперация» (Белоярский ГО) -выручка за 2015 г. составила 370,4 млн руб.;

- снабженческий сельскохозяйственный потребительский кооператив «Агростандарт» (Каменский ГО) - 64,8 млн руб.;

- сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий кооператив «Уралкомбикорм» -42,8 млн руб.

Динамика выдачи займов кредитными сельскохозяйственными потребительскими кооперативами членам кооператива: 2011 г. - 281,55 млн руб., 2012 г. - 743,74 млн руб., 2013 г. - 514,18 млн руб., 2014 г. - 592,5 млн руб., 2015 г. - 782, 8 млн руб., в том числе представленных к субсидированию 577,8 млн руб.

По рейтингу кредитования за 2015 г. сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы заняли третье место среди других кредитных организаций. Успешно работающие сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы:

- сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Уралець» (МО город Екатеринбург) -выдано кредитов в 2015 г. - 351 млн руб.;

Экономика

- сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Ирбитский» (Иритское МО) - выдано кредитов в 2015 г. - 195,1 млн руб.;

- сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Вектор» (Каменский ГО) -96,8 млн руб.

В ходе реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и государственной программы Свердловской области «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 23 октября 2013 г. № 1285-ПП [14] Министерством агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области проводилась организационная работа по стимулированию создания системы сельскохозяйственных кооперативов, в том числе нормативно-правовому обеспечению, регулирующему деятельность малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, развитию системы мер государственной финансовой поддержки.

Во исполнение Областной государственной целевой программы «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Свердловской области в 2008-2010 годах» [15] потребительским кооперативам было передано в пользование 15 единиц государственного имущества, в том числе: 4 грузовых автомобиля, 4 автомобиля с изотермическим фургоном, 1 охладитель молока, 1 трактор и 5 единиц сельскохозяйственных машин на общую сумму 6,05 млн руб.

Государственная поддержка оказывается путем предоставления субсидий из областного и федерального бюджетов на возмещение пенсионных затрат.

Так, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и обществам потребительской кооперации за 2010-2015 гг. предоставлено субсидий из областного и федерального бюджетов на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам, затрат на закупку молока от населения и затрат на приобретение техники и оборудования на сумму 1183 млн руб., в том числе по годам: 2010 г. - 63; 2011 г. - 16,3; 2012 г. - 20,9; 2013 г. - 22,6; 2014 г. -17,8; 2015 г. - 34,3 млн руб.

При этом общая сумма выручки от оказания услуг сельскохозяйственными потребительскими кооперативами за эти годы составила более 2222,9 млн. За этот же период кредитными сельскохозяйственными потребительскими кооперативами выдано займов членам кооператива на сумму 3078,9 млн руб.

Начиная с 2011 г. по настоящее время сельскохозяйственным товаропроизводителям Свердловской области оказывается государственная поддержка в виде предоставления субсидии на возмещение части фактически произведенных затрат на приоб-

ретение сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственного оборудования в соответствии с постановлениями Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 г. № 83-ПП, от 14 декабря 2012 г. 158-ПП, от 21 февраля 2013 г. № 200-ПП, от 9 апреля 2014 г. № 298-ПП [16]:

- в размере не более 40 % на: тракторы сельскохозяйственные общего назначения, за исключением тракторов мощностью менее 200 лошадиных сил, машины и оборудование для доения и транспортирования молока, оборудование холодильное (шкафы, камеры, прилавки и витрины), плуги общего назначения, за исключением плугов, не относящихся к плугам оборотным, оборудование газовое, его узлы и детали;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- не более 30 % на: сеялки тракторные, за исключением сеялок с шириной захвата менее 6,5 м, сеялки зернотуковые, за исключением сеялок с шириной захвата менее 6,5 м, комбайны зерноуборочные, комбайны кормоуборочные, комбайны картофелеуборочные, сушилки для послеуборочной сушки зерна перед закладкой на хранение, сушилки и аппараты стационарные и передвижные для активной газации и вентиляции зерна.

Дополнительно сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, созданными в соответствии с законом № 193-ФЗ, предоставляются субсидии в размере не более 70 % на: автомобили общего назначения (бортовые, шасси и фургоны) полной массой не более 3,5 т, прицепы и полуприцепы тракторные, тракторы сельскохозяйственные общего назначения, за исключением тракторов мощностью более 100 лошадиных сил, тракторы сельскохозяйственные универсально-пропашные, за исключением тракторов мощностью более 100 лошадиных сил, машины и оборудование для доения и транспортирования молока, косилки тракторные, грабли тракторные, пресс-подборщики, оборудование холодильное (шкафы, камеры, прилавки и витрины), цистерны для перевозки молока на шасси автомобилей, за исключением автомобилей полной массой более 3,5 т.

Государственная поддержка сельскохозяйственным потребительским кооперативам с 2011 г. составила 108 074,198 тыс. руб.: из них федерального бюджета - 58308,586 тыс. руб.; областного бюджета - 49765,612 тыс. руб.

В 2015 г. Правительством Свердловской области принято постановление от 24 июля 2015 г. № 669-ПП «О порядке предоставления грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы» [17], которым предусматривается выделение гранта в размере до 10 млн руб. на строительство производственных объектов, приобретение оборудования, специализированного автотранспорта.

- - Аграрный вестник Урала № 08 (150), 2016 г.-. ^^ _

Экономика ^Ф/

На эти цели в 2015 г. из областного бюджета выделено 8000 тыс. руб. Определены четыре грантополу-чателя: сельскохозяйственный потребительский кооператив «УралАгро» (председатель - О. А. Бугров), городской округ Сухой Лог; снабженческо-обслу-живающий сельскохозяйственный потребительский кооператив «Услуга» (председатель - А. М. Латников), Режевской городской округ; сельскохозяйственный потребительский обслуживающий кооператив «Универсал» (председатель - Р. В. Николаева), МО Красноуфимский округ; потребительское общество «Пищекомбинат» (председатель - Е. В. Космачев), ГО Богданович.

На выделенные средства приобретены холодильное оборудование, оборудование для сортировки, мойки и фасовки картофеля, овощей и специализированный автотранспорт (изотермические фургоны).

В 2016 г. Законом Свердловской области от 3 декабря 2015 г. № 138-О3 «Об областном бюджете на 2016 год» [17] на поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы предусмотрены средства областного бюджета в сумме 10 000 тыс. руб.

Кроме того, в текущем году выделены средства из федерального бюджета на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы в сумме 18 104 тыс. руб. (основание - распоряжение Правительства РФ от 27 февраля 2016 г. № 321).

Государственная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоК) в Свердловской области в виде субсидий и грантов осуществляется в основном по шести направлениям:

1) субсидия на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам), полученным на развитие растениеводства, переработку и реализацию продукции растениеводства, развитие животноводства, переработку и реализацию продукции животноводства, строительство и реконструкцию объектов для молочного скотоводства, строительство и реконструкцию селекционно-генетических и селекционно-семеноводческих центров в подотраслях животноводства и растениеводства в пределах одной третьей ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации;

2) субсидия на возмещение части затрат на уплату процентов по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам (займам), взятым малыми формами хозяйствования на приобретение техники и оборудования, специализированного транспорта для перевозки комбикормов, инкубационного яйца, цыплят, племенного молодняка и стад птиц, тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, оборудования для животноводства, птице-

водства, кормопроизводства, оборудования для перевода грузовых автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин на газомоторное топливо, специализированного технологического оборудования, холодильного оборудования, сельскохозяйственных животных, племенной продукции (материала), в том числе для поставки их членам кооператива, на строительство, реконструкцию и модернизацию складских и производственных помещений, хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, объектов животноводства, кормопроизводства и объектов по переработке льна и льноволокна, строительство и реконструкцию сельскохозяйственных рынков, торговых площадок, пунктов по приемке, первичной переработке и хранению молока, мяса, плодоовощной и другой сельскохозяйственной продукции, а также на закладку многолетних насаждений и виноградников, включая строительство и реконструкцию прививочных комплексов для многолетних насаждений, на приобретение запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и оборудования, в том числе для поставки их членам кооператива, на приобретение материальных ресурсов для проведения сезонных работ, молодняка сельскохозяйственных животных, отечественного сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки, на закупку сельскохозяйственной продукции, произведенной членами кооператива для ее дальнейшей реализации, и на развитие направлений, связанных с развитием туризма в сельской местности (сельский туризм), включая развитие народных промыслов, торговли в сельской местности, а также с бытовым и социально-культурным обслуживанием сельского населения, заготовкой и переработкой дикорастущих плодов, ягод, лекарственных растений и других пищевых и недревесных лесных ресурсов в размере одной третьей ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации;

3) субсидия на поддержку технической и технологической модернизации, инновационного развития сельскохозяйственного производства в размере не более 70 % стоимости автомобилей, прицепов и полуприцепов тракторных, тракторов сельскохозяйственных мощностью не более 100 лошадиных сил, машин и оборудования для доения и транспортирования молока, косилок тракторных, граблей тракторных, пресс-подборщиков, оборудования для охлаждения и (или) хранения молока, цистерн для перевозки молока сельскохозяйственным потребительским кооперативам, закупающим на территории Свердловской области у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, сырое молоко для последующей (промышленной) переработки или реализации

Экономика

для последующей (промышленной) переработки на территории Свердловской области;

4) грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы, включая:

строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по заготовке, хранению, подработке, переработке, сортировке, убою, первичной переработке сельскохозяйственных животных и птицы, картофеля, грибов, овощей, плодов и ягод, в том числе дикорастущих, подготовке к реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки;

приобретение и монтаж оборудования и техники для производственных зданий, строений, помещений, цехов, предназначенных для заготовки, хранения, подработки, переработки, сортировки, убоя, первичной переработки сельскохозяйственных животных и птицы, рыбы и аквакультуры, охлаждения молока, мяса, птицы, картофеля, грибов, овощей, плодов и ягод, в том числе дикорастущих, подготовки к реализации, погрузки, разгрузки сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, оснащение лабораторий производственного контроля качества и безопасности выпускаемой (производимой и перерабатываемой) продукции и проведение государственной ветеринарно-санитарной экспертизы (приобретение оборудования для лабораторного анализа качества сельскохозяйственной продукции);

приобретение специализированного транспорта, фургонов, прицепов, полуприцепов, вагонов, контейнеров для транспортировки, обеспечения сохранности при перевозке и реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки;

уплату части взносов (не более 8 % от общей стоимости предметов лизинга) по договорам лизинга оборудования и технических средств для хранения, подработки, переработки, сортировки, убоя, первичной переработки сельскохозяйственных животных, рыбы, аквакультуры, охлаждения молока, мяса, птицы, картофеля, грибов, овощей, плодов и ягод, в том числе дикорастущих, подготовки к реализации, погрузки, разгрузки и транспортировки сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки;

5) субсидия на возмещение части затрат на закупку сырого молока у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в размере 3000 руб. за тонну закупленного и реализованного молока;

6) субсидия на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 га посевной площади сельскохозяйственных культур (несвязанная поддержка).

Получателями средств государственной поддержки в 2015 г. были 20 потребительских кооперативов, сумма государственной поддержки составила 34,3 млн руб. (из федерального бюджета -17,2 млн руб., из областного - 17,1 млн руб.), в том числе:

возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам - 22,0 млн руб.; поддержка технической и технологической модернизации - 1,2 млн руб.; гран-товая поддержка для развития материально-технической базы - 8 млн руб.; возмещение части затрат на закупку сырого молока у граждан - 2,7 млн руб.; оказание несвязанной поддержки - 0,14 млн руб.

В 1-м квартале 2016 г. потребительским кооперативам выплачено бюджетных средств в сумме 2,4 млн руб., в том числе: возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам - 2,05 млн руб.; возмещение части затрат на закупку сырого молока -0,35 млн руб.

Министерством агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области продолжится реализация постановления Правительства Свердловской области от 1 октября 2015 г. № 871-ПП «О мерах по развитию мероприятий по закупу сельскохозяйственной растениеводческой и дикорастущей продукции от граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на территории Свердловской области на период до 2020» [17].

Ежегодно от владельцев личных подсобных хозяйств и населения Свердловской области будет закупаться сельскохозяйственная и дикорастущая продукции в тоннах: молока - 17 500; мяса - 5080; картофеля - 750; овощей - 100: дикоросов - 6; плодов и ягод - 170; грибов -180.

В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 24 июля 2015 г. № 669-ПП «О порядке предоставления грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы» [17] предусмотрена государственная поддержка в виде грантов на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

С 2016 г. на основании принятого постановления Правительства Свердловской области от 25 ноября 2015 г. № 1066-П «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение части прямых понесенных затрат на создание оптово-рас-пределительных центров» начинается реализация проектов по строительству специализированных логистических центров, осуществляющих прием и хранение сельскохозяйственной продукции, оказывающих спектр комплексных логистических услуг. Государственная поддержка предусмотрена путем возмещения прямых понесенных затрат на создание оптово-распределительных центров до 20 % от сто-

www.avu.usaca.ru

Экономика

Изложенная информация свидетельствует о том, что в Свердловской области проводится системная работа по государственной поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов и других малых форм хозяйствования на сельских территориях, что позитивно отражается на результатах сельскохозяйственной деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и выполнении показателей продовольственной безопасности, а также социально-экономическом развитии сельских территорий. Литература

1. Концепция развития кооперации на селе на период до 2020 г. М. : Минсельхоз России, 2013.

2. URL : http://www.kaicc.ru/novoe-v-apk/peredovoj-opyt/mirivoj-opyt-razvitija-selskohozjajstvennoj-kooperacii.

3. Макаренко А. П. Теория и история кооперативного движения. М., 1999.

4. Казарезов В. Бельгийский фермер - работник, предприниматель, гражданин. М., 2000.

5. Хамдамов А. Альтернативные (негосударственные) машинно-тракторные парки // Аграрная реформа. Экономика и право. 2002. № 2. С. 17-19.

6. Сельскохозяйственная потребительская кооперация как основа развития сельских территорий и гражданского общества : монография / под общ. ред. И. В. Палаткина, А. А. Кудрявцева. Пенза, 2012.

7. Путинцев В. В., Гудкова О. Е. Социально-экономический потенциал сельскохозяйственной потребительской кооперации // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10. № 11.

8. Рудь Л. Н. Эффективность развития сельскохозяйственных кооперативов // Вестник Орловского государственного аграрного университета. 2011. № 5. С. 60-67.

9. Бойков В. К. Усиление социальной роли потребительской кооперации // Фундаментальные и прикладные исследования. 2004. № 2-3.

10. СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4870.

11. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 30. Ст. 1788.

12. СПС «КонсультантПлюс». URL : www.consultant.ru.

13. СЗ РФ. 2012. № 32. Ст. 4549.

14. Областная газета. 2013.

15. Областная газета. 2007.

16. Областная газета. 2011; 2012; 2013; 2014.

17. Областная газета. 2015.

имости строительства после приемки объекта в эксплуатацию.

Выводы. Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов имеет место в тех регионах страны, где органы власти оказывают им заметную организационную и финансово-экономическую поддержку, особенно, когда такая поддержка выражается в дополнительных к федеральным мерах - в форме софинансирования капитальных вложений или возмещения части уже понесенных затрат.

References

1. The concept of development of cooperatives in rural areas for the period up to 2020. M. : Ministry of agriculture of Russia, 2013.

2. URL : http://www.kaicc.ru/novoe-v-apk/peredovoj-opyt/mirivoj-opyt-razvitija-selskohozjajstvennoj-kooperacii.

3. Makarenko A. P. Theory and history of cooperative movement. M., 1999.

4. Kazarezov V. Belgian farmer - worker, entrepreneur, citizen. M., 2000.

5. Khamdamov A. Alternative (non-state) machine-tractor parks // Agrarian reform. Law and Economics. 2002. № 2. P. 17-19.

6. Agricultural consumer cooperation as the basis of rural development and civil society : monograph / ed. by I. V. Palatkin, A. A. Kudryavtsev. Penza, 2012.

7. Putintsev V. V., Gudkova O. E. Socio-economic potential of agricultural consumer cooperation // Economic and social phenomenon and processes. 2015. Vol. 10. № 11.

8. Rud L. N. The effectiveness of the agricultural cooperatives development // Bulletin of Orel State Agrarian University. 2011. № 5. P. 60-67.

9. Boykov V. K. Strengthen the social role of consumer cooperation // Fundamental and applied research. 2004. № 2-3.

10. Code of laws of the Russian Federation. 1995. № 50. Art. 4870.

11. Bulletin of the Congress of people's deputies and the Supreme Soviet of the Russian Federation. 1992. № 30. Art. 1788.

12. Reference legal system "ConsultantPlus". URL : www.consultant.ru.

13. Code of laws of the Russian Federation. 2012. № 32. Art. 4549.

14. The regional newspaper. 2013.

15. The regional newspaper. 2007.

16. The regional newspaper. 2011; 2012; 2013; 2014.

17. The regional newspaper. 2015.

www.avu.usaca.ru 81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.