финансовый, а системный кризис. И кризис в первую очередь касается реального сектора экономики. При этом финансовый сектор в России выполняет инфраструктурную, обслуживающую функцию в отличие, например, от Великобритании, то есть отнюдь не главную. Ключевым же для отечественной экономики является промышленный, аграрный сектора, сектор, связанный с сервисом, где и сосредоточены в настоящее время основные проблемы. Причем наиболее тяжело ситуация развивается в агропромышленных предприятиях, оборонном секторе, металлургии, машино-
строении. Антикризисные меры Правительства обернулись ростом спроса. Субсидии предприятиям работают не на рост, а идут на погашение долгов.
Таким образом, под влиянием сокращения международных запасов, снижения внутреннего спроса и кредитного сжатия, реальная экономика может перейти в рецессию, которая скорее всего продлится достаточно долго. Необходим системный подход к решению существующих проблем, а не так называемые «точечные меры».
Литература:
1. Обзор банковского сектора РФ, № 84, октябрь. 2009. (Официальный сайт Центрального Банка РФ (Банка России): [сайт]. URL: http:// cbr.ru)
2. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2008 году [Электронный ресурс]: Официальный сайт Центрального Банка РФ (Банка России).
3. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2007 году [Электронный ресурс]: Официальный сайт Центрального Банка РФ (Банка России).
4. Бюллетень банковской статистики. № 9. 2009г.
5. Бюллетень банковской статистики. № 12. 2008г.
6. Программа Антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год // Официальный сайт Правительства РФ [сайт]: http://premier.gov.ru.
7. Доклад об экономике России (исследование Всемирного банка, №18, 2009 г.).
8. А. Сутурин. Заработал индекс антикризисной эффективности // Российская Бизнес-газета № 700 (16) от 5.05.2009г.
9. О. Солнцев. Три макросценария, по которым России предстоит выходить из кризиса // Электронный журнал Банковское дело [Электронный ресурс]: http://www.bankdelo.ru
УДК 336 (075)
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО - КАТАЛИЗАТОР РОСТА ДОХОДОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ
В.И. Катаев, кандидат экономических наук, Ульяновская ГСХА А.В. Сасина, аспирант, Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия
Своевременное поступление налоговых платежей в бюджет является одной из основных задач Правительства Ульяновской области. Налоги формируют значительную часть доходов областного бюджета (около 95%) и оказывают прямое влияние на социальноэкономическое развитие региона.
В 2008 году ульяновскими налогоплательщиками было уплачено во все уровни бюджетов и внебюджетные фонды налоговых платежей в размере 36,8 млрд. рублей, что на 14,5% превышает уровень предыдущего года.
В консолидированный бюджет РФ поступило 25 млрд. рублей. Удельный вес Ульяновской области в консолидированном бюджете среди регионов Российской Федерации составляет 2%. Следует отметить, что удельный вес в налоговых поступлениях соседних регионов не превышает показателя нашей области (Чувашская Республика - 2 %, Республика Мордовия - 1,4%, Пензенская область - 1,7%).
В бюджет Ульяновской области за 2008 год поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме 19,6 млрд. рублей, что на 18%
больше, чем в предыдущем. Доля сельского хозяйства в доходах бюджета составила всего лишь 1,6%. В то же время в областной бюджет недопоступило 909,4 млн. рублей, из которых 12,3% приходится на сельских налогоплательщиков области.
Несмотря на снижение общей задолженности по фискальным платежам по налогоплательщикам Ульяновской области с 13,8 млрд. рублей до 12,3 млрд. рублей или на 11%, в сельском хозяйстве наблюдается обратная тенденция - налоговые долги возрастают на 11%.
В 2009 году в условиях экономического кризиса ситуация с формированием бюджетов всех уровней резко изменилась. По результатам восьми месяцев (с января по август) 2009 года налоговые поступления в областной бюджет уменьшились на 20%. Это падение связано в основном с уменьшением платежей по налогу на прибыль, что обусловлено значительным сокращением объемов производства во всех секторах экономики и, прежде всего, в промышленности - индекс промышленного производства к аналогичному периоду составил 67,9%.
В то же время в непростых экономических условиях сельскохозяйственные организации, по данным статистики, продолжают демонстрировать уверенную динамику экономического роста. Сельское хозяйство - единственная отрасль в регионе, которая в период экономического кризиса избежала спада. Конечно, это обусловлено в большей степени тем, что на развитие агропромышленного комплекса региона в последние годы направлялись значительные средства из областной казны и федерального бюджета.
Со своей стороны Правительство области создает необходимые условия для экономического развития сельских товаропроизводителей. За последние два года эта поддержка достигала шестисот миллионов рублей. Однако в бюджете 2010 года планируемое финансирование сельского хозяйства составит лишь 42% от уровня 2009 года в связи с уменьшением доходов областного бюджета.
Сокращение объемов внешнего финансирования уже сейчас требует от сельскохозяйственных организаций задуматься над увеличением собственных источников развития. Требуются принципиально новые (инноваци-
онные) подходы к организации управления хозяйствующими субъектами в современных условиях и разработка механизмов согласования их экономических интересов с государством.
В настоящее время в аграрной сфере экономики возникла необходимость в разработке новых организационных форм, приемов и методов управления и, в первую очередь, в области налогообложения. С нашей точки зрения, именно налоговый фактор должен занять главное место, поскольку оказывает существенное влияние на финансово-экономические результаты организации. Решение данной проблемы имеет важное значение для стабильного развития не только аграрной сферы, но и сельских территорий.
Сельское хозяйство несет в себе мощный налоговый потенциал в условиях современного налогового законодательства. Налоговый потенциал представляет собой количественное выражение оптимальных отношений между налогоплательщиком и государством по поводу изъятия и использования вновь созданной стоимости, где критерием оптимальности служит улучшение финансовых результатов деятельности налогоплательщика. При оценке налогового потенциала акцент, в первую очередь, необходимо делать на увеличение прибыльности деятельности, а не сокращение налоговых платежей. Снижать налоги следует до тех пор, пока это вызывает увеличение чистой прибыли.
В результате проведения аграрных реформ свыше 75 % сельскохозяйственных организаций Ульяновской области потеряли свою финансовую устойчивость, а более половины из них находятся на грани банкротства. Потеря платежеспособности не позволяет им выполнять свои финансовые обязательства, что не только парализует деятельность сельских товаропроизводителей, но и не способствует финансовому обеспечению деятельности государства и муниципальных образований. Учитывая, что все сельскохозяйственные предприятия являются градообразующими, то развитие сельских территорий зависит в первую очередь от эффективности деятельности сельских налогоплательщиков и выполнения ими налоговых обязательств (что особенно актуально в части реализуемого №131 ФЗ РФ).
В настоящее время довольно часто можно встретить публикации и статьи о чрезмерной налоговой нагрузке в сельском хозяйстве. В работах многих специалистов уделяется внимание одной из главных проблем в нашей стране - кризисному состоянию сельского хозяйства. Одной из причин такого кризиса они видят в высоком уровне налогообложения, обосновывая этим необходимость минимизации налогов. В последнее время на практике сформировалась устойчивая тенденция абсолютной минимизации налогов многих предприятий вплоть до прекращения их деятельности.
Данная налоговая стратегия была экономически целесообразна в 90-е годы ХХ века, когда налоговая система включала в себя 128 видов фискальных платежей. В современных условиях налогового законодательства налоговое поле сельских товаропроизводителей составляет от 3 до 6 налогов при уплате единого сельскохозяйственного налога и от 4 до 7 - при применении общей системы налогообложения (причем по налогу на прибыль организаций и НДС имеются значительные льготы).
Сокращение налоговых выплат лишь только на первый взгляд ведет к увеличению размера прибыли в сельском хозяйстве. Эта зависимость в современных условиях налогообложения при существующем соотношении прямых и косвенных налогов не всегда бывает прямой. Вполне возможно, что сокращение одних налогов приведет к увеличению других, а также к финансовым санкциям со стороны контролирующих органов. Это чрезвычайно опасное заблуждение, поскольку оно наносит вред не только интересам государства в формировании доходной части бюджета, но и финансово-хо-зяйственной деятельности организации-налогоплательщика.
Именно доходность предопределяет само существование и предпринимательскую сущность развития производства. Например, увеличение прибыли может достигаться за счет полного использования налоговых вычетов по НДС (но не получения освобождения от обязанностей плательщика НДС), что приведет к снижению себестоимости и соответственно увеличению финансовых результатов деятельности. Увеличение положительного результата, как источника финансирования,
будет создавать благоприятные условия для роста технической оснащенности, совершенствования структуры производства, что в конечном итоге вызовет увеличение объемов производства продукции и размеров налоговых платежей. И этот процесс должен быть бесконечным.
Однако в данном случае увеличение налогов в абсолютном выражении должно происходить при одновременном росте, и причем в больших размерах объемов продаж и финансовых результатов деятельности (золотое правило экономики).
Рассмотрим данное положение на примере оценки налогового потенциала трех хозяйств Ульяновской области (СПК им. Н.К. Крупской Мелекесского района, СПК «Свия-га» Кузоватовского района и СПК «Победа» Радищевского района), которые применяют специальный налоговый режим для сельских товаропроизводителей (ЕСХН). Поскольку современный вариант Налогового кодекса предусматривает добровольный порядок перехода с уплаты ЕСХН на общую систему налогообложения, то сельхозтоваропроизводителям важно определить, будет ли выгоден этот переход, каков будет финансовый результат при увеличении налоговых платежей. При выборе системы налогообложения в аграрной сфере следует руководствоваться не только размером сумм налогов, но и влиянием данной системы на финансово-хозяйственную деятельность.
В таблице отражены налоговые отношения коллективных хозяйств с бюджетом, согласно форме 6-АПК, за 2008 год и предполагаемые налоговые платежи в бюджет и финансовые результаты деятельности при переходе на общую систему налогообложения.
Согласно расчетам при смене налогового режима сумма фискальных платежей в СПК им. Н. К. Крупской увеличится на 28558 тыс. руб., в СПК «Свияга» - на 25 тыс. руб., в СПК «Победа» - на 1836 тыс. руб. Это произойдет в основном за счет увеличения налога на имущество организаций, зачисляемого на счета регионального бюджета.
При этом начисленная налоговая нагрузка в СПК им. Н.К. Крупской увеличится в 1,9 раза, в СПК «Победа» - в 1,6 раза, в СПК «Свияга» - всего лишь на 1 %. Однако наличие обязанности по уплате НДС в процессе пере-
Оценка налогового потенциала сельскохозяйственных организаций при применении различных систем налогообложения в 2008 году
Показатели Сумма начисленных налогов
При уплате ЕСХН в 2008 году Прогноз при общей системе налогообложения
СПК им. НК. Крупской СПК «Свияга» СПК «Победа» СПК им. НК. Крупской СПК «Свияга» СПК «Победа»
НДС х х х -5218 -2931 -1557
Налог на прибыль х х 2 - - -
Налог на имущество х х х 13093 956 1764
Земельный налог 104 228 525 104 228 525
ЕСН 13569 1312 1070 34252 3312 2701
НДФЛ 14972 1264 955 14972 1264 955
ЕСХН 1735 147 116 1735 147 116
Водный налог 34 4 - 34 4 -
Прочие налоги 1244 141 176 1244 141 176
Налогов - всего, тыс. руб. 31658 3096 2844 60216 3121 4680
Годовой объем продаж, тыс. руб. 491163 45018 38030 491163 45018 38030
Налоговая нагрузка, коп. на 1 руб. продаж 6 6 7 12 7 12
Чистая прибыль, тыс. руб. 70249 20291 16760 98059 28199 20471
Налоговые выгоды (+), потери (-) от перехода на общую систему налогообложения, тыс. руб. х х х +27810 +7908 +3711
в т.ч. за счет: - изменения сумм налоговых платежей; х х х -28558 -25 -1836
- удешевление себестоимости продукции на сумму НДС, уплаченную поставщикам х х х +39286 +4024 +2538
- уменьшения стоимости приобретаемых основных средств х х х +17082 +3909 +3009
хода повлечет за собой уменьшение себестоимости сельскохозяйственной продукции СПК им. Н.К. Крупской на сумму НДС, уплаченного поставщикам, на сумму 39286 тыс. руб., СПК «Свияга» - на 4024 тыс. руб., СПК «Победа» - на 2538 тыс. руб.
Стоимость приобретаемых основных средств также уменьшится на суммы налога на добавленную стоимость в СПК им. Н.К.Крупской на 17082 тыс. руб., в СПК «Сви-
яга» - на 3909 тыс. руб., в СПК «Победа» - на 3009 тыс. руб., что в будущем удешевит стоимость производимой сельскохозяйственной продукции за счет уменьшения сумм амортизационных отчислений.
В итоге в СПК им. Н.К. Крупской размер чистой прибыли достигнет показателя 98059 тыс. руб. или увеличится в 1,4 раза, в СПК «Свияга» - 28199 тыс. руб. или возрастет в 1,4 раза, в СПК «Победа» - 20471 тыс. руб. или увеличится в 1,2 раза.
Исследования показали, что увеличение налогов на 1 рубль за счет изменения системы налогообложения вызывает у сельских налогоплательщиков улучшение финансовых результатов деятельности в среднем на 2 рубля.
Все вышеизложенное позволяет сделать важный вывод инновационного характера в области налогообложения в сельском хозяйстве - сельским налогоплательщикам, у которых доля материальных ценностей, приобретаемых с НДС, значительна - применение ЕСХН экономически не целесообразно, как с налоговой точки зрения, так и с финансовой (в инвестиционный период развития сельскохозяйственных организаций наиболее выгодной является только общая система налогообложения).
Увеличение налоговой нагрузки вызывает у сельских налогоплательщиков улучшение финансовых результатов их деятельности. В настоящее время использование организациями ЕСХН в массовом порядке приводит к увеличению диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию на 18% и снижению пополняемости регионального и местного бюджетов.
Таким образом, учитывая налоговый фактор для целей повышения эффективности
производства, сельскохозяйственные организации получают не только стимул для собственного развития, но и, увеличив налоговые поступления в бюджет за счет налога на имущество организаций, будут способствовать экономическому росту сельских территорий за счет увеличения доходной части их бюджетов.
Затраты на изменение системы налогообложения в сельском хозяйстве минимальны и сопоставимы с пятидневным объемом продаж. Если только у 30% эффективно функционирующих сельскохозяйственных организаций изменить систему налогообложения, поступления в областной бюджет увеличатся на 200 млн. руб. В условиях кризиса сельское хозяйство должно выступить катализатором роста доходов территориального бюджета в 2010 году.
Полученные выше результаты исследования имеют важное практическое назначение, направленное на ликвидацию финансовой (налоговой) безграмотности и повышение квалификации руководителей и специалистов с.-х. организаций.
УДК:631.16
внутренние и внешние факторы, определяющие финансовую устойчивость предприятий аграрного сектора экономики
Т.А. Ермошкина, аспирант Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия
Активное управление финансами предприятия, достижение желаемых финансовых результатов хозяйствования требуют не только соизмерения полученных доходов с затратами, но и повседневной оценки финансового положения предприятия. На современном этапе развития российской экономики выявление долгосрочных перспектив устойчивости отдельных предприятий и всей экономики в целом приобретает первостепенное значение.
Устойчивость предприятия, которая объединяет все аспекты его деятельности называют - «общей устойчивостью предприятия», которая в условиях рынка требует, прежде
всего, стабильного получения выручки, достаточной, чтобы расплатиться с государством, поставщиками, кредиторами и работниками. Главными компонентами общей устойчивости предприятий АПК, по мнению многих ученых, являются: экономическая, финансовая, рыночная и ценовая.
Определение устойчивости финансового состояния помогает ответить на вопрос, насколько правильно предприятие управляло финансовыми ресурсами в течение рассматриваемого периода, как эффективно оно использовало имущество, насколько рационально использовало собственный капитал,