Научная статья на тему 'Сельский рынок труда центральной России: состояние и проблемы'

Сельский рынок труда центральной России: состояние и проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
843
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / УРОВЕНЬ ЗАНЯТОСТИ / БЕЗРАБОТИЦА / ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / РЕГИОНЫ ЦФО / SWOT-АНАЛИЗ / ECONOMY / RURAL AREAS / EMPLOYMENT / UNEMPLOYMENT / TARGETS / REGIONS OF THE CENTRAL FEDERAL DISTRICT / SWOT ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Злобин Е. Ф., Студенникова Н. С., Полухина М. Г.

На сегодняшний день одной из острых проблем экономики является отсутствие так необходимых высококвалифицированных специалистов всех областей и ускоренный приток низкоквалифицированных мигрантов, что в свою очередь ведет к росту бюджетной нагрузки. Целью данного исследования было проследить изменения в состоянии рынка труда, происшедшие на сельских территориях субъектов Центрального федерального округа за время реализации целевых программ, а также определению основных проблем рынка труда сельских территорий. Оценка современного состояния сельского рынка труда проводилась с использованием целевых показателей Стратегии устойчивого развития сельских территорий. Исследование динамики показателей рынка труда за последние 7 лет позволило авторам установить основные тренды и проблемы современного рынка труда. Исследование проводилось на примере субъектов Центрального федерального округа. В основу работы легли материалы Федеральной службы государственной статистики, а также нормативно-правовые акты Российской Федерации. В работе применялись методы анализа и синтеза, монографический и сравнительный метод, а также логический анализ. Произведен стратегический SWOT-анализ развития рынка труда на примере муниципального образования «Город Вязники». Проведенные исследования помогли выявить наиболее острые проблемы труда и занятости сельского населения: широкое распространение неформальных, трудовых практик; нарушение контрактных обязательств; снижение качественных характеристик рабочих мест и рабочей силы; низкая оплата труда; усиление межрегиональной конкуренции на рынках рабочей силы, рост оттока высококвалифицированных кадров в регионы с более высоким уровнем оплаты труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RURAL LABOUR MARKET OF THE CENTRAL RUSSIA: STATE AND PROBLEMS

Today one of the relevant problems of the economy is the absence of highly qualified specialists in all areas and a rapid low skilled migrant influx, which in its turn leads to an increase in the budgetary burden. The aim of this study was to trace the changes in the labour market status that have occurred in the rural areas of the Central Federal District during the implementation of the target programs, as well as identifying the key issues of the labour market in rural territories. The assessment of the current state of the rural labour market was conducted using targets of the strategy of sustainable development of rural territories. The study of the dynamics of labour market indicators over the past 7 years allowed the authors to identify the major trends and challenges of the modern labour market. The study was conducted on the example of the Central Federal District. The basis of this work was the materials of the Federal service of state statistics, as well as normative legal acts of the Russian Federation. The methods of analysis and synthesis, monographic and comparative method as well as logical analysis were used in the paper. A strategic SWOT analysis of the development of the labour market on the example of the municipal formation "The City of Vyazniki" was conducted. The researches helped to identify the most relevant problems of labour and employment of the rural population: wide spread of informal labour practices; breach of contract; reduction of qualitative characteristics of workplaces and labour force; low remuneration of labour; strengthening of the interregional competition on labour markets, growth of the outflow of highly qualified personnel to the regions with higher level of remuneration.

Текст научной работы на тему «Сельский рынок труда центральной России: состояние и проблемы»

УДК / UDC 631.158:331.5(470.32)

СЕЛЬСКИЙ РЫНОК ТРУДА ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ

RURAL LABOUR MARKET OF THE CENTRAL RUSSIA: STATE AND PROBLEMS

Злобин Е.Ф., доктор экономических наук, профессор Zlobin E.F., Doctor of Economic Sciences, Professor

E-mail: [email protected] Студенникова Н.С., старший научный сотрудник Studennikova N.S., Senior Researcher E-mail: [email protected] Полухина М.Г., кандидат сельскохозяйственных наук, старший научный сотрудник Polukhina M.G., Candidate of Agricultural Sciences, Senior Researcher

E-mail: redhvost@yandex. ru ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет

имени Н.В. Парахина», Орел, Россия Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin", Orel, Russia

На сегодняшний день одной из острых проблем экономики является отсутствие так необходимых высококвалифицированных специалистов всех областей и ускоренный приток низкоквалифицированных мигрантов, что в свою очередь ведет к росту бюджетной нагрузки. Целью данного исследования было проследить изменения в состоянии рынка труда, происшедшие на сельских территориях субъектов Центрального федерального округа за время реализации целевых программ, а также определению основных проблем рынка труда сельских территорий. Оценка современного состояния сельского рынка труда проводилась с использованием целевых показателей Стратегии устойчивого развития сельских территорий. Исследование динамики показателей рынка труда за последние 7 лет позволило авторам установить основные тренды и проблемы современного рынка труда. Исследование проводилось на примере субъектов Центрального федерального округа. В основу работы легли материалы Федеральной службы государственной статистики, а также нормативно-правовые акты Российской Федерации. В работе применялись методы анализа и синтеза, монографический и сравнительный метод, а также логический анализ. Произведен стратегический SWOT-анализ развития рынка труда на примере муниципального образования «Город Вязники». Проведенные исследования помогли выявить наиболее острые проблемы труда и занятости сельского населения: широкое распространение неформальных, трудовых практик; нарушение контрактных обязательств; снижение качественных характеристик рабочих мест и рабочей силы; низкая оплата труда; усиление межрегиональной конкуренции на рынках рабочей силы, рост оттока высококвалифицированных кадров в регионы с более высоким уровнем оплаты труда. Ключевые слова: экономика, сельские территории, уровень занятости, безработица, целевые показатели, регионы ЦФО, SWOT-анализ.

Today one of the relevant problems of the economy is the absence of highly qualified specialists in all areas and a rapid low skilled migrant influx, which in its turn leads to an increase in the budgetary burden. The aim of this study was to trace the changes in the labour market status that have occurred in the rural areas of the Central Federal District during the implementation of the target programs, as well as identifying the key issues of the labour market in rural territories. The assessment of the current state of the rural labour market was conducted using targets of the strategy of sustainable development of rural territories. The study of the dynamics of labour market indicators over the past 7 years allowed the authors to identify the major trends and challenges of the modern labour market. The study was conducted on the example of the Central Federal District. The basis of this work was the materials of the Federal service of state statistics, as well as normative legal acts of the Russian Federation. The methods of analysis and synthesis, monographic and comparative method as well as logical analysis were used in the paper. A strategic SWOT analysis of the development of the labour market on the example of the municipal formation "The City of Vyazniki" was conducted. The researches helped to identify the

most relevant problems of labour and employment of the rural population: wide spread of informal labour practices; breach of contract; reduction of qualitative characteristics of workplaces and labour force; low remuneration of labour; strengthening of the interregional competition on labour markets, growth of the outflow of highly qualified personnel to the regions with higher level of remuneration.

Key words: economy, rural areas, employment, unemployment, targets, regions of the Central Federal District, SWOT analysis.

Введение. Проблемы сохранения статуса сельских территорий, обеспечения продовольственной безопасности страны, стабильного повышения качества и уровня жизни сельского населения являются основными направлениями реализации Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года и федеральной целевой программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» [1, 2]. Реализация основных направлений данных документов способствовала тому, что тысячи сельских семей улучшили жилищные условия, в том числе молодые семьи и молодые специалисты, вырос уровень газификации сельского жилищного фонда и обеспеченность сельского населения питьевой водой, увеличилась сеть общеобразовательных школ на селе, культурно-досуговых учреждений, районных и участковых больниц, амбулаторно-поликлинических учреждений, фельдшерско-акушерских пунктов, спортивных сооружений и площадок [3]. Для развития основных направлений Концепции была утверждена Стратегия устойчивого развития сельских территорий на период до 2030 года, в которой сформулированы целевые показатели, которых предстоит достичь к 2030 году [4].

Цель исследования - проследить изменения в состоянии рынка труда, происшедшие на сельских территориях субъектов Центрального федерального округа за время реализации целевых программ.

Условия, материалы и методы. В работе были использованы материалы Федеральной службы государственной статистики, нормативно-правовые акты Российской Федерации; методы анализа и синтеза, монографический и сравнительный метод, а также логический анализ. Произведен стратегический SWOT-анализ развития рынка труда на примере муниципального образования «Город Вязники».

Мониторинг состояния сельского рынка труда проводился на основании данных выборочного обследования населения по проблемам занятости, проводимого Федеральной службой государственной статистики, данных Федеральной службы по труду и занятости Министерства труда и социальной защиты, а также сведениям Центров занятости населения [5]. Рассматривалась динамика показателей состояния рынка труда за период с 2010 по 2016 годы.

Оценка изменений проводилась путем сравнения достигнутых значений показателей с их целевыми ориентирами, приведенными в Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года (Стратегия). В соответствии со Стратегией, в качестве базового использованы фактические показатели 2013 года. В качестве целевого показателя рынка труда в Стратегии приведен показатель уровня занятости сельского населения. В соответствии со Стратегией уровень занятости сельского населения является одним из основных показателей устойчивого развития сельских территорий.

Результаты и обсуждение. Сопоставление достигнутых значений с целевыми показало, что в 2014 году уровень занятости сельского населения РФ был выше целевого значения на 0,1%, в 2015 году уже ниже на 0,1%, в 2016 году -ниже на 0,4% (табл. 1). Динамика данного показателя показывает его стабилизацию в последние годы, вместо ожидаемого роста. В Центральном федеральном округе уровень занятости сельского населения, несмотря на стабилизацию, за весь период наблюдения превосходил целевые показатели и среднероссийское значение.

Таблица 1 - Сравнение фактического уровня занятости сельского населения с целевыми значениями Стратегии ___

Области ЦФО 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

факт. цель факт. цель факт. цель факт.

РФ 60,2 60,5 60,6 60,8 60,7 61 1 60,7

ЦФО 62,8 60,5 62,6 60,8 62,9 61 1 62,9

Белгородская область 64,4 60,5 62,6 60,8 62,5 61 1 64,8

Брянская область 59,9 60,5 62,5 60,8 63,0 61 1 64,3

Владимирская область 67,8 60,5 64,4 60,8 65,9 61 1 60,5

Воронежская область 56,4 60,5 55,5 60,8 56,8 61 1 55,8

Ивановская область 63,8 60,5 64,0 60,8 64,0 61 1 64,6

Калужская область 63,6 60,5 63,4 60,8 64,2 61 1 65,2

Костромская область 60,1 60,5 60,0 60,8 59,5 61 1 61,7

Курская область 60,8 60,5 61,4 60,8 62,2 61 1 59,9

Липецкая область 63,3 60,5 63,4 60,8 61,7 61 1 62,9

Московская область 69,4 60,5 68,2 60,8 69,2 61 1 69,0

Орловская область 61,2 60,5 61,4 60,8 61,5 61 1 60,9

Рязанская область 55,4 60,5 53,0 60,8 56,1 61 1 54,5

Смоленская область 63,7 60,5 63,7 60,8 63,6 61 1 63,4

Тамбовская область 59,4 60,5 59,7 60,8 59,3 61 1 59,1

Тверская область 61,0 60,5 63,1 60,8 61,3 61 1 61,3

Тульская область 62,1 60,5 65,2 60,8 63,3 61 1 65,2

Ярославская область 64,4 60,5 66,7 60,8 66,2 61 1 65,8

В 2014 году уровень занятости сельского населения ниже целевого значения был отмечен всего в 4 субъектах ЦФО, а именно, в Костромской, Тамбовской, Воронежской и Рязанской области. Самый низкий в Рязанской и Воронежской области, который был ниже целевого значения на 7,5% и 5,0% соответственно. Самый высокий уровень занятости наблюдался в Московской, Ярославской и Тульской области и превысил целевой показатель на 7,7%, 6,2%, и 4,7% соответственно. В 2015 году аналогичная ситуация сохранялась. В 2016 году уровень занятости ниже целевого был зарегистрирован также в Орловской, Владимирской и Курской области. На протяжении последних трех лет высокий уровень занятости сохранялся среди сельского населения Московской, Ярославской и Тульской области.

В качестве одного из показателей, характеризующих состояние сельского рынка труда, может быть рассмотрен показатель «доля занятого населения в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве в общей численности занятого населения в экономике субъекта». В ЦФО сохраняется тенденция сокращения доли работающих в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве. В субъектах ЦФО наблюдаются разнонаправленные тенденции в изменении данного показателя. За период с 2010 по 2016 годы в Тамбовской, Липецкой, Орловской и Костромской области наблюдалось практически ежегодное увеличение доли занятых в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве, причем наибольшее увеличение произошло в Тамбовской и Липецкой областях (на 3,4% и 2,9% соответственно). В Рязанской, Белгородской, Воронежской, Курской и Брянской области происходило практически ежегодное сокращение доли занятых в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве [6, 7].

Численность экономически активного населения на сельских территориях России за последние семь лет (2010-2016 гг.) снизилась на 817 тыс. чел., или на 4,3%, в ЦФО этот показатель составил 3,9%. Численность экономически активного сельского населения в большинстве субъектов ЦФО имеет нестабильную динамику и тенденцию к сокращению (табл. 2).

Таблица 2 - Динамика численности экономически активного сельского населения субъектов ЦФО_

Изменение за 2010-

Области ЦФО 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2016 г. 2016гг.

тыс. чел. %

РФ 18906 19119 18100 18081 17893 18089 -817 -4,3

ЦФО 3545 3556 3478 3484 3419 3405 -139 -3,9

Костромская 111 111 95 95 92 92 -19 -17,2

Орловская 137 139 124 129 124 121 -17 -12,0

Курская 191 185 181 182 175 168 -22 -11,8

Тамбовская 227 224 214 212 208 201 -26 -11,5

Владимирская 168 172 167 170 162 151 -17 -10,1

Рязанская 152 155 143 144 136 137 -15 -9,8

Ивановская 110 113 105 105 103 100 -9 -8,6

Воронежская 372 369 360 364 350 340 -32 -8,5

Липецкая 216 209 212 207 203 198 -18 -8,2

Тверская 170 177 171 167 169 158 -12 -6,9

Брянская 191 191 190 185 187 185 -7 -3,5

Ярославская 123 124 115 120 121 120 -3 -2,6

Смоленская 137 141 139 139 136 137 0 -0,1

Калужская 123 122 124 124 123 123 0 0,0

Московская 724 723 731 726 716 725 0 0,0

Белгородская 242 244 245 255 248 253 11 4,6

Тульская 150 157 162 160 165 196 46 30,3

Из 18 субъектов ЦФО только в Белгородской и Тульской области сохраняется устойчивая динамика увеличения этого показателя. В Тульской области за рассматриваемый период времени численность экономически активного населения увеличилась на 30,3%, в Белгородской - на 4,6%. На сельских территориях Калужской и Московской области этот показатель не претерпел каких-либо изменений и колебался в Калужской области от 122 до 124 тыс. чел., в Московской - от 716 до 731 тыс. чел.

Наибольшее сокращение численности экономически активного сельского населения наблюдалось в Костромской, Орловской, Курской, Тамбовской и Владимирской области.

На фоне сокращения численности экономически активного сельского населения, в подавляющем большинстве субъектов ЦФО отмечается увеличение уровня экономической активности (табл. 3). За последние семь лет снижение уровня экономической активности населения было зарегистрировано только во Владимирской, Липецкой и Тамбовской области.

По данным Федеральной службы государственной статистики, в Российской Федерации регистрируется тенденция снижения уровня общей безработицы сельского населения. Тенденция снижения уровня общей безработицы регистрируется в субъектах, в которых он был традиционно высоким: Воронежской, Орловской, Курской и Тамбовской области. В Белгородской и Липецкой области уровень общей безработицы практически не снижается, оставаясь в то же время одним из самых низких среди субъектов ЦФО [8].

Рассмотрим проблемы сельского рынка труда на примере муниципальных образований Владимирской области. Одной из основных проблем рынка труда муниципальных образований Владимирской области остается близость крупных промышленных городов (г. Москва, г. Белгород) и рост отраслевой безработицы внутри поселений, что стимулирует поиск трудоспособным населением работы за пределами муниципальных образований.

Таблица 3 - Динамика уровня экономической активности сельского населения субъектов ЦФО_

Области ЦФО 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2010-2016 гг., %

РФ 65,2 66,2 65,8 65,7 65,7 65,9 65,9 0,7

ЦФО 64,8 65,8 66,3 66,4 66,1 66,5 66,6 1,8

Тульская 62,5 66,0 65,9 65,1 67,6 66,2 68,5 6,0

Белгородская 62,2 63,1 64,5 67,1 65,6 65,3 68,1 5,9

Брянская 62,9 63,6 66,0 64,4 66,5 67,1 68,1 5,2

Смоленская 63,8 66,9 68,1 68,3 67,1 68,0 67,4 3,5

Калужская 66,6 67,2 68,1 67,7 67,9 68,4 69,6 3,0

Орловская 62,5 63,8 62,8 65,4 64,3 65,3 64,7 2,2

Ярославская 68,9 69,3 66,7 69,5 70,8 71,4 70,8 1,9

Курская 61,6 61,8 65,2 65,3 64,7 65,9 63,5 1,9

Воронежская 58,8 59,2 61,0 61,7 60,4 61,2 60,6 1,8

Тверская 65,3 68,6 67,8 66,3 67,8 65,8 66,4 1,1

Московская 70,1 70,4 71,9 71,4 70,6 71,1 71,2 1,0

Ивановская 67,3 70,6 68,2 68,1 67,9 69,0 68,3 0,9

Рязанская 58,6 61,3 58,6 59,0 56,8 60,7 59,2 0,6

Костромская 66,3 66,7 63,9 64,1 63,8 64,8 66,3 0,0

Тамбовская 64,8 64,4 63,4 63,1 63,0 63,0 63,3 -1,5

Липецкая 68,1 66,4 67,6 66,1 66,1 65,1 65,9 -2,2

Владимирская 68,1 70,3 69,1 70,3 68,1 70,2 65,4 -2,7

Среди муниципальных образований прослеживается территориальная дифференциация уровня заработной платы, которая обусловлена структурой и видами деятельности организаций городских поселений и районов области. По данным на начало 2016 года среднемесячная заработная плата в Вязниковском районе по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 5,9% и составляла 18810 рублей, оставаясь при этом одной из самых низких в области.

С использованием SWOT-анализа были определены внешние и внутренние факторы, влияющие на состояние рынка труда муниципального образования «Город Вязники», а также оценены возможности и риски (угрозы) дальнейшего развития.

Проведенный стратегический анализ показал, что экономика муниципальных образований Вязниковского района остро нуждается в высококвалифицированных кадрах, поэтому подготовка кадров необходимой квалификации является одной из важнейших задач совместной деятельности администрации области и муниципальных образований (табл. 4).

Низкий уровень оплаты труда, низкое качество рабочих мест в сельском хозяйстве усугубляют диспропорции на рынке труда, в результате продолжается отток населения. Тренд сокращения численности сельского населения носит устойчивый и долговременный характер и приводит к усилению дефицита трудовых ресурсов на селе.

Отмечается, что среди безработных, проживающих на селе, значительно меньше граждан, имеющих высшее профессиональное образование, выше доля граждан, имеющих начальное профессиональное образование и не имеющих среднего общего образования. Неполная занятость, неэффективное использование рабочей силы, находящейся в вынужденном простое, может привести к обострению обстановки на рынке труда и росту фактической безработицы.

Таблица 4 - SWOT-анализ развития рынка труда муниципального образования «Город Вязники» [13]__

Сильные стороны Слабые стороны ^

1. Высокая доля населения в трудоспособном возрасте - 60%. 2. Миграционная привлекательность территории: выгодное экономико-географическое положение области. 3. Приоритетом в развитии области является: высокоразвитая экономика и промышленное производство, создание новых рабочих мест. 4. Ежегодное снижение абсолютных показателей безработицы (один из самых низких показателей средней продолжительности поиска работы в ЦФО). 5. Высокий уровень занятости в экономике (54,6% всего населения, 76,6% трудоспособного населения). 6. Ежегодный рост номинальной начисленной заработной платы работников организаций поселения. 7. Невысокий (по сравнению с ЦФО и РФ) уровень стоимости трудовых ресурсов. 1. Депопуляция населения, что обусловлено естественной и миграционной убылью населения. 2. Маятниковая миграция экономически активного населения в Московскую и Нижегородскую агломерации. 3. Низкий удельный вес населения моложе трудоспособного возраста и высокий показатель лиц пенсионного возраста (превышает средний по стране в 1,2 раза). 4. Структура собственного трудового баланса области оценивается как относительно неблагоприятная. 5. Высокий уровень зарегистрированной безработицы по сравнению с другими субъектами РФ, ЦФО. 6. Нехватка высококвалифицированных сотрудников рабочих специальностей [9].

Возможности (О) Угрозы (Т)

1. Использование имеющегося резерва собственных трудовых ресурсов на вновь создаваемых предприятиях и организациях области [10]. 2. Корректировка специализации выпускников вузов под потребности рынка труда [11]. 3. Приток квалифицированных мигрантов [11, 12]. 1. Рост социального расслоения, связанный с размытием среднего класса. 2. Постепенное снижение доли трудоспособного населения повлечет проблему кадров в реальном секторе. 3. Отсутствие свободных высококвалифицированных трудовых ресурсов в области для развития новых промышленных площадок. 4. Ускоренный приток низкоквалифицированных мигрантов и, как следствие, рост бюджетной нагрузки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нерешенность многих вопросов межотраслевого перераспределения рабочей силы в аграрной сфере, проблем устойчивого развития сельских территорий приводит к серьезным региональным деформациям на сельском рынке труда, усугубляемым отсутствием рынка жилья и слабой территориальной мобильностью рабочей силы [14]. При этом экспертами отмечается наличие структурной безработицы в сельских районах, обусловленной, по их мнению, низким уровнем образования и квалификации сельского населения, деквалификацией специалистов, деградацией сельского населения, нежеланием работать. Более половины экспертов склонны считать, что основная причина возникающих диспропорций на сельском рынке труда заключается в низком качестве вакантных рабочих мест (плохие условия труда, низкая его оплата, длительные задержки заработной платы, отсутствие перспектив и т.д.) [15].

Выводы. В настоящее время среди наиболее острых проблем труда и занятости сельского населения выделяют:

- широкое распространение неформальных, неправовых трудовых практик;

- нарушение контрактных обязательств;

- снижение качественных характеристик рабочих мест и рабочей силы;

- низкая оплата труда;

- усиление межрегиональной конкуренции на рынках рабочей силы, рост оттока высококвалифицированных кадров в регионы с более высоким уровнем оплаты труда [16].

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Концепция Устойчивого развития сельских территорий. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года N 2136-р.

2. Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (с изменениями на 25 мая 2016 года). Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598.

3. Богачев А.И., Полухина М.Г., Студенникова Н.С. Обеспеченность услугами здравоохранения сельских жителей центральной России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 201б. № 7. С. 169.

4. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 N 151 -р.

5. Обследование населения по проблемам занятости // URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publication s/catalog/doc_1140097038766.

6. Направление долгосрочного развития кооперации малых форм хозяйствования в сельской местности Орловской области / Н.И. Прока, В.И. Савкин, А.А. Полухин, Е.С. Суровцева // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 12. С. 9-17.

7. Савкин В.И. Приоритеты государства в обеспечении продовольственной безопасности России в условиях ВТО // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 43 (346). С. 16-25.

8. Студенникова Н.С. Состояние сельского рынка труда субъектов Центрально-Черноземного региона // Вестник научных конференций. 2015. № 1-3 (1). С. 126.

9. Гуляева Т.И., Бураева Е.В., Гришаева О.Ю. Кадровае обеспечение АПК региона: основные проблемы и направления совершенствования // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 1(6). С.3-8.

10. Гуляева Т.И., Бураева Е.В., Гришаева О.Ю. Роль аграрного образования в кадровом обеспечении АПК региона // АПК: экономика, управление. 2016. № 9. С. 17-25.

11. Гуляева Т.И., Григорьева Н.В. Функционирование и развитие рынка труда сельских муниципальных образований // Орел, 2014. 162 с.

12. Полухин А.А. Основные направления воспроизводства материально-технической базы сельского хозяйства России // АПК: экономика, управление. 2012. № 12. С.57-63.

13. Студенникова Н.С. Состояние рынка труда муниципального образования «Город Вязники» Вязниковского района Владимирской области и меры по созданию условий для стимулирования эффективной занятости населения. // Научный альманах. 2017. N 1-1(27). С. 192.

14. Особенности рынка труда в сельском хозяйстве // URL: http://kursak.net/osobennosti-rynka-truda-v-selskom-xozyajstve/.

15. Об утверждении стратегии социально-экономического развития Владимирской области до 2030 года (с изменениями на: 27.12.2016). Губернатор Владимирской области. Указ от 2 июня 2009 года N 10.

16. Калугина З.И. Рыночная трансформация аграрного сектора России: Социологический дискурс. Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2015. 342 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.