УДК 330.59
Евгений Тихонов,
старший преподаватель, Валерий Реймер,
доктор экономических наук, доцент,
Дальневосточный государственный аграрный университет, г. Благовещенск
СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ КАК ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ БАЗИС ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА АГРАРНОЙ СФЕРЫ
В статье раскрываются свойства сельских территорий как пространственного базиса воспроизводства человеческого капитала сельского населения, приводятся характеристики категории «потенциал развития сельских территорий», дается определение понятия «потенциал воспроизводства человеческого капитала сельских территорий», излагаются функции сельских территорий как среды обитания человека, раскрываются цели государственной политики в отношении сельского развития, обосновываются принципы формирования потенциала воспроизводства человеческого капитала сельских территорий.
S u m m a r y
The artícle discloses properties of rural territories as spatial basis of reproduction of the human capital of rural population, provides characteristics of the category «potential of development of rural territories», gives definition of the concept «potential of reproduction of the human capital of rural territories», states functions of rural territories as habitats of the person, opens the public policy purposes concerning rural development, proves the principles of formation of potential of reproduction of the human capital of rural territories.
Ключевые слова: сельские территории, человеческий капитал, воспроизводство человеческого капитала, пространственный базис, аграрная сфера, сельское население.
Keywords: rural territories, human capital, reproduction of the human capital, spatial basis, agrarian sphere, rural population.
При рассмотрении субъектов, участвующих в процессе воспроизводства человеческого капитала, приоритет, как правило, отдается триаде: домохозяйство (семья) — хозяйствующий субъект — государство (общество), поскольку именно они являются наиболее активными участниками воспроизводственного процесса в части его инвестиционного обеспечения. Не отрицая приоритетность каждого выделенного типа субъектов воспроизводственных отношений, следует отметить, что обеспечение их системного взаимодействия происходит в рамках территорий, на которых формируются сообщества людей, объединенные по признаку локализации их проживания и жизнедеятельности.
Сельские территории составляют основу пространственного базиса воспроизводства человеческого капитала аграрной сферы. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие производственную деятельность в границах сельских территорий (хозяйства населения, предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные организации, интегрированные агропромышленные формирования, субъекты не аграрной экономики) формируют экономическую основу системы воспроизводства человеческого капитала, а сельские сообщества — его социальную основу.
В условиях плановой экономики категория «сельские территории» не использовалась, поскольку основными объектами
управления сельским развитием являлись колхозы и совхозы, на которые государством были возложены функции экономического и социального развития сельских населенных пунктов, формирования комфортной среды проживания сельского населения, воспроизводства трудовых ресурсов и вовлечения их в процесс общественного производства. Разрушив колхозно-совхозную систему организации сельскохозяйственного производства и сельского развития, государство долгое время не могло предложить обществу эффективную альтернативу. Резкое падение эффективности аграрного производства и катастрофическое сокращение объемов финансирования сельского развития обусловили деформационные изменения сельских территорий, повлекшие нарушение структурной и функциональной целостности их экономической и социальной подсистем, а их воспроизводственный потенциал был существенно подорван.
Сфера аграрного производства вошла в круг интересов бизнес-структур, ориентированных на бесконтрольное потребление природных благ и созданных до них ценностей. Углубление дисбаланса частных и общественных интересов усилило дезинтеграцию локализованных сельских сообществ, обусловив ускорение деградации сельских территорий, падение качества жизни сельского населения и снижение уровня развития их человеческого капитала.
В последнее время в качестве самостоятельного объекта исследования рассматривается потенциал развития сельских территорий, представляющий собой совокупность потенциалов естественных факторов (природно-климатический, экономико-географический и демографический потенциалы), производства экономических благ (производственный, инфраструктурный, институциональный и дивер-сификационный потенциалы), развития производственной подсистемы (инвестиционный, инновационный, воспроизводственный и адапатционный потенциалы) и социального развития (бюджетный, социально инфраструктурный, рекреационный, социально-инфраструктурный потенциалы). В контексте наших исследований приоритет отдается воспроизводственному потенциалу сельских территорий и, в первую очередь, потенциалу воспроизводства человеческого капитала.
Под потенциалом воспроизводства человеческого капитала сельских территорий предлагается понимать совокупность условий, определяющих структуру человеческого капитала, направления и интенсивность его формирования и возможности реализации у совокупности людей, ведущих жизнедеятельность в пределах локализованных территориальных образований.
Очевидно, что имеются значительные резервы наращивания человеческого потенциала сельских территорий, однако
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 5/2016
www.mshj.ru
АГРАРНАЯ РЕФОРМА И ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
обеспечить его качественно иной рост можно лишь на основе перевода агропро-довольственного комплекса и сельских территорий на инновационный путь развития. Но если инновационно-ориентированное развитие сельского хозяйства связано, в первую очередь, с ресурсными, технико-технологическими и организационно-экономическими инновациями, то для сельских территорий приоритетными будут являться социальные инновации и инновации в сфере управления сельским развитием [3, 5, 6].
Сельские территории традиционно рассматриваются как среда обитания и жизнедеятельности сельского населения, базовые функции которой были законодательно закреплены в Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. [2] — производственная, демографическая, трудоресурсная, жилищная, пространственно-коммуникационная, социального контроля над сельской территорией. Кроме данных функций в современной экономической литературе выделяются также социальная, политическая, культурная, экологическая, рекреационная, организационно-управленческая, информационная функции, функция оказания муниципальных услуг и др.
В трактовке Г.С. Староверовой и А.Ю. Медведева [4] среда обитания представляется в виде совокупности природных, социально-экономических, физических и других условий, оказывающих воздействие на жизнедеятельность человека или сообщества людей. Сельская территория, как среда обитания сельского социума, рассматривается как часть естественной среды, изменяющей свои свойства в результате хозяйственной деятельности человека. Среда обитания сельского социума объединяет естественные и искусственные компоненты. Естественные компоненты представлены элементами, сформированными и существующими независимо от человека, но которые могут быть вовлечены в процесс его жизнедеятельности. Преобладающая часть естественной компоненты представлена природным потенциалом сельской территории (совокупность естественных экосистем), определяющим естественные условия жизнедеятельности сельского сообщества и формирования его человеческого потенциала. Каждая экосистема характеризуется взаимодействием биотических и абиотических факторов и обладает уникальными свойствами самоорганизации и саморегуляции. Искусственные компоненты среды обитания представляют собой часть среды обитания, сформированную сельским сообществом в результате воздействия человека на природную среду в процессе общественного производства и жизнедея-
тельности социума в процессе удовлетворения потребностей и реализации своих экономических и социальных интересов.
Мы разделяем позицию Т.И. Алексее-вой-Бескиной [1], считающей, что искусственная среда обитания должна рассматриваться как сложная многофакторная система, сформированная сельскими жителями для реализации таких функций, как обеспечение их выживания (обеспечение продовольствием, водой, воздухом, поддержание здоровья и т.п.); обеспечение безопасности (физической, экономической, экологической, общественной); воспроизводство населения (семейные отношения, охрана детства, воспитание, обучение и т.д.); общение и коммуникация (средства обмена информацией, средства коммуникаций, возможность общения и др.); самоидентификация (творчество, образование, наука, религия, нравственность, менталитет, духовность, традиции, стереотипы поведения, образ жизни и др.); средства получения доходов (аграрное производство, ремесла, техника и технологии, предпринимательская и трудовая инициатива, ресурсы и т.п.); взаимодействие с естественной средой (добыча и потребление минеральных, биологических и других ресурсов, охрана окружающей среды, конструирование агроландшафтов и т.д.). Искусственная среда, по верному замечанию Т.И. Алексеевой-Бескиной, не может быть саморазвивающейся и в условиях прекращения ее поддержки начинает деградировать. Она предлагает различать материальную (производственная, инженерная, строительная и другие подобные среды) и нематериальную (система взаимоотношений, человеческий капитал, социальный капитал и т.п.) составляющие искусственной среды, а в качестве специфической подсистемы среды обитания выделять агротехническую среду (сельскохозяйственные угодья, агроландшафты, многолетние насаждения, гидротехнические сооружения и т.п.).
В соответствии с Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года [2] к основным целями политики государства в отношении сельского развития на период до 2020 г. относятся: формирование условий, необходимых для реализации сельскими территориями своих функций и задач сельского развития; развитие экономики сельских территорий, рост эффективности и устойчивости сельского хозяйства, доходов сельского населения; создание новых рабочих мест занятости, повышение качества жизни населения сельских территорий, приближение к стандартам жизни городского населения; стабилизация численности населения сельских территорий и увеличение срока жизни; снижение межрегиональных и внутрирегиональных
отличий в уровне жизни населения сельских территорий; формирование системы рационального использования природных ресурсов и охрана окружающей среды; развитие культурного и нравственно-духовного потенциала сельских территорий.
Но декларация целей и задач сельского развития на уровне государства без адекватной системы мотивации сельского населения и возможностей реализации их экономических интересов обуславливает неэффективность аграрной политики, поскольку не предполагают описания мер, реализация которых может принципиально изменить модель поведения сельских жителей.
Дифференциация сельских территорий по уровню социально-экономического развития, различия в природно-климатических условиях, уровнях интеграции в единое экономическое и информационное пространство, качестве жизни, выгодности географического положения, инвестиционном климате, качестве конкурентной среды объективно обуславливают выбор индивидуальных траекторий развития сельских территорий как пространственного базиса воспроизводства человеческого капитала. Попытки типологизации сельских территорий позволяют провести систематизацию проблем, ограничивающих возможности сельского развития, но не позволяют выработать универсальные рецепты их разрешения.
Принципы проведения государственной политики в отношении устойчивого развития сельских территорий были сформулированы в Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года. К их числу относятся:
• развитие сельской территории как единого комплекса, реализующего общественно значимые функции;
• защита прав сельского населения, обеспечение доступности социально значимых, государственных и муниципальных услуг;
• формирование партнерских отношений между государством, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами и сельским сообществом;
• реализация потенциала развития сельских территорий на основе формирования центров межпоселенческого обслуживания;
• дифференциация стратегий развития сельских территорий с учетом территориальной специфики в рамках сокращения уровня межрегиональной и внутри региональной дифференциации в качестве жизни;
• акцентирование внимания на преимущества сельского уклада при разработке и реализации молодежной и демографической политики;
МСХЖ — 60 лет!
- 15
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 5/2016
• интеграция сельских территорий в единое экономическое пространство;
• развитие местного самоуправления, формирование гражданской позиции;
• экологизация всех сфер жизнедеятельности сельского населения и развитие рекреационного потенциала сельских территорий;
• повышение инвестиционной привлекательности аграрного производства и сельских территорий;
• создание новых рабочих мест, требующих применения высококвалифицированного труда и высокого качества человеческого капитала;
• разработка мероприятий по привлечению внебюджетных средств, используемых для совершенствования социально-инженерной инфраструктуры и повышения качества жизни сельского населения [2].
На наш взгляд, в качестве основных принципов формирования потенциала воспроизводства человеческого капитала сельских территорий следует выделять:
• принцип системности (потенциал воспроизводства человеческого капитала рассматривается как элемент совокупного воспроизводственного потенциала сельской территории);
• принцип непрерывности (непрерывность воспроизводственного процесса обуславливает непрерывность развития потенциала воспроизводства);
• принцип комплексности (сложная структура человеческого капитала требует комплексного развития всех его элементов и соответственно комплексного развития сельских территорий);
• принцип многофункциональности (сельская территория должна развиваться с учетом многообразия реализуемых функций);
• принцип приоритетности (глобальная цель развития сельской территории определяется как эффективное воспроизводство сельского сообщества);
• принцип сбалансированности (сельские территории должны развиваться в интересах всех социальных групп);
• принцип уникальности (каждая сельская территория должна рассматриваться как уникальная социально-экономическая система, характеризующаяся спецификой потенциала развития и воспроизводственными возможностями);
• принцип рациональности поведения населения (активность экономического поведения населения сельской территории определяется системой их экономических интересов и мотивацией к повышению качества жизни);
• принцип равенства (все хозяйствующие субъекты, ведущие хозяйственную деятельность в границах сельской террито-
рии, должны иметь равный доступ к ресурсам и инфраструктуре);
• принцип социальной ответственности (все хозяйствующие субъекты, ведущие хозяйственную деятельность в границах сельской территории, ответственны за формирование социального потенциала локализованного сельского сообщества);
• принцип экономической и социальной интеграции (каждая сельская территория стремится оптимально интегрироваться в экономические и социальные системы более высокого уровня);
• принцип эффективности (структура инвестиций в воспроизводство человеческого капитала определяется исходя из экономической и социальной эффективности каждого направления инвестиций);
• принцип безопасности (эффективность воспроизводственных процессов определяется уровнем экономической, общественной, экологической и других видов безопасности сельских территорий).
Охватывая длительный временной период, стратегия устойчивого развития сельских территорий объективно сталкивается с проблемами рисков их реализации. К числу основных из них можно отнести:
• финансовые риски (рост инфляции, сокращение государственной поддержки развития сельских территорий, сокращение бюджетного финансирования мероприятий по развитию сельских территорий, возникновение разрывов в финансовых потоках хозяйствующих субъектов, ведущих деятельность на сельских территориях, ограничение доступа к финансовым ресурсам, рост стоимости финансовых ресурсов и др.);
• ресурсные риски (сокращения ресурсной базы, ускоренный моральный и физический износ ресурсов, рост стоимости ресурсов и др.);
• демографические риски (ускорение темпов депопуляции сельского населения и трудовой миграции, ухудшение демографической структуры, рост нагрузки на трудоспособное население и т.п.);
• социальные риски (рост социального напряжения, падения доходов сельского населения, рост бедности, ухудшение качества жизни сельского населения в целом и отдельных социальных групп, сокращение количества рабочих мест и др.);
• политические риски (риски смены политического курса и т.п.);
• экологические риски (ухудшение экологической ситуации, рост затрат на охрану окружающей среды и др.);
• правовые риски (изменение федерального и регионального законодательства по вопросам развития сельского хозяйств и сельских территорий и т.п.) и др.
В современной экономике существует три основные модели сельского развития: отраслевая (драйвером сельского развития выступает развитие аграрного производства), перераспределительная (акцент делается на перераспределение финансовых ресурсов для выравнивания уровня развития сельских и городских территорий) и территориальная (целью сельского развития является развитие сельских территорий).
Приоритетом аграрной политики государства в области сельского развития в последнее время стало развитие сельских территорий, причем перспективы этого развития связываются, в первую очередь, с диверсификацией сельской экономики, тогда как потенциал аграрного производства представляется далеко не исчерпанным. При этом следует признать, что технико-технологическая модернизация сельского хозяйства и переход на инновационный путь развития обуславливают существенное сокращение сельскохозяйственной занятости и рост социального напряжения на селе, что требует пересмотра структуры инвестиций в формирование человеческого капитала и формирования среды, обеспечивающей возможности его эффективной реализации.
Литература
1. Алексеева-Бескина Т.И. Социогеном искусственной среды обитания. М.: Канон+РООИ, 2012. 456 с.
2. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2010 г. № 2136-р // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. Режим доступа: http://base.garant.ru/ 2073544/
3. Реймер В.В., Улезько А.В. Концептуальный подход к разработке стратегии инновационного развития АПК Дальнего Востока // Экономика сельского хозяйства России. 2016. № 1. С. 20-26.
4. Староверова Г.С., Медведев А.Ю. Сельская территория как среда обитания и сфера жизнедеятельности человека // Проблемы развития территории. 2014. № 5 (73). С. 112-122.
5. Улезько А.В., Реймер В.В. Условия формирования инновационной модели развития социально-экономических систем // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2015. № 2 (45). С. 84-91.
6. Улезько А.В., Реймер В.В. Формирование механизма реализации инновационного сценария развития регионального АПК // Экономика сельского хозяйства России. 2016. № 2. С. 2-8.
16 -
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 5/2016 www.mshj.ru