государственно-административными органами, Государственным Банком России хозяйственного опыта позволит не только извлечь в будущем необходимые уроки, но и проанализировать в целом эффективность проводимой современной банковской политики Центральным банком страны, позволит внести в банковскую политику серьёзные коррективы и поправки, учесть допущенные ошибки и в конечном итоге выработать научно обоснованные рекомендации.
Литература
1. АврехА.Я. Столыпин и судьбы реформ в России. М.: Политиздат, 1991. 286 с.
2. Гамбаров П. К вопросам о банках краткосрочного кредита, становление их на денежном рынке и наши банковские порядки. Киев: Тип. Кульчиенко, 1885. 66 с.
3. Гиндин И.Ф. Русские коммерческие банки. Из истории финансовой политики в России. М.: Госфиниздат, 1948. 453 с.
4. Государственный архив Российской Федерации (далее ГАРФ). Ф. 677. Оп. 1. Д. 663.
5. ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1.Д. 1020.
6. Новиков А.Н. Земельные банки в России // Банковское дело. 1994. № 7. С. 36-38.
7. Российский Государственный архив экономики (далее РГАЭ). Ф. 3429. Оп. 6. Д. 87.
8. РГАЭ, ф. 7480, оп. 2, д. 68.
9. Российский Государственный исторический архив. Ф. 583. Оп. 2. Д. 1251.
10. Составлено по данным: Ежегодник Министерства финансов. СПб., 1902. Вып. 1901 г.
11. Составлено по данным: Ежегодник Министерства финансов. СПб., 1903. Вып. 1902 г.
12. Составлено по данным: Ежегодник Министерства финансов. СПб., 1914. Вып. 1914 г.
13. Составлено по данным: Сводный баланс городских и сельских общественных банков на 1 января 1914 г. СПб., 1914.
14. Шепелев Л.Е. Акционерные компании в России. П.: Наука, 1973. 347 с.
ЧУМАКОВА АННА СЕРГЕЕВНА - кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой социальных дисциплин, Ульяновский государственный педагогический университет, Россия, Ульяновск ([email protected]).
CHUMAKOVA ANNA SERGEEVNA - candidate of historical sciences, senior lecturer, head of faculty of social disciplines, Ulyanovsk State Pedagogical University, Russia, Ulyanovsk.
УДК 631 -056.3(470.344)«1941 -1945»(091)
M.A. ШИРОКОВА
СЕЛЬСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ЧУВАШСКОЙ АССР В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Ключевые слова: интеллигентоведение, сельская интеллигенция, Чувашская АССР, тыл в Великой Отечественной войне, историография.
Проанализирован комплекс научных общетеоретических и специальных исследований по истории специфики положения и деятельности сельской интеллигенции Чувашской АССР в период войны 1941-1945 гг. Данная тема не нашла достаточного отражения в историографии, несмотря на то, что эта социальная группа сыграла большую роль в формировании материального и духовного потенциала тыла Чувашской АССР.
М.А. SHIROKOVA
THE RURAL INTELLIGENTSIA OF THE CHUVASH ASSR DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR: HISTORIOGRAPHICAL ASPECT
Keywords: studies of intelligentsia, the rural intelligentsia, the Chuvash ASSR, home front in the Great Patriotic War, historiography.
The complex of general-theoretical and special researches in the history of the rural intelligentsia of the Chuvash ASSR during War 1941-1945 is under consideration and analysis. The given subject has nor been fully disclosed in historiography though this social group played a great role in establishment of material and spiritual potential of the Chuvash ASSR's home front.
Тема сельской интеллигенции Чувашии практически не изучена в исторической науке. Особый интерес для исследователя данного предмета представляет период ее деятельности в годы Великой Отечественной войны, когда складываются экстремальные социальные условия, в корне меняющие жизнь обще-
ства. В постсоветский период развития исторической науки наблюдается рост интереса к теме интеллигенции, возникло новое научное направление - интел-лигентоведение. Это обусловлено расширением источниковой базы и совершенствованием методологии исследования. Основной целью статьи являются обзор и анализ историографической базы для создания более полной картины деятельности сельской интеллигенции Чувашской АССР в период Великой Отечественной войны. Данная статья не претендует на полноту охвата всех имеющихся трудов, а лишь того блока работ, который касается непосредственно сельской интеллигенции и, по нашему мнению, имеет значение для исследования темы. При обзоре и анализе литературы мы будем придерживаться про-блемно-хронологического принципа. Кроме того, представляет интерес изучение феномена сельской интеллигенции в рамках не только конкретных исторических периодов, но и национальных и территориальных границ. В результатах деятельности сельской интеллигенции отражается общественно-политический и социокультурный уровень развития села в годы войны, а освещение этой деятельности в региональных масштабах конкретизирует общую картину и наполняет ее более глубоким содержанием. Изучение деятельности интеллигенции в социокультурном пространстве провинции открывает более широкие возможности для выявления общих черт и особенностей конкретных территориальных образований России, позволяет воссоздать целостную картину социальной истории страны.
Определений понятия «сельская интеллигенция» в современном интел-лигентоведении множество. Мы будем придерживаться комплексного (социо-лого-профессионального и нравственно-этического) подхода к интерпретации этого понятия и подразумевать под сельской интеллигенцией социальную группу, в деятельности которой преимущественное положение занимает интеллектуальный труд. Кроме того, сельские интеллигенты обладают необходимыми практическими навыками и уровнем образования, а также духовнонравственным воспитанием, имеющим своей целью служение во благо общества. В такие кризисные периоды истории государства, как Великая Отечественная война, для характеристики ведущего интеллектуального слоя общества важен не только профессиональный уровень, но и моральный потенциал и способность жертвовать собой ради других. С нашей точки зрения, только человек, обладающий всем комплексом этих качеств, может называться интеллигентом. Таким образом, предмет нашего исследования - жизнь и деятельность сельской интеллигенции, временно или постоянно проживающей на территории Чувашской АССР в годы Великой Отечественной войны и формирующей ее материальный и моральный тыловой потенциал.
Для советского периода историографии характерен социологический подход к определению интеллигенции, который был сформулирован в марксистско-ленинском учении о классах. Согласно ему интеллигенция представляет собой своеобразную прослойку общества. Одной из важнейших задач советского правительства было создание качественно нового слоя интеллигенции, идейно верной существующему политическому строю. Важность данной задачи обусловливалась тем, что интеллигенция играет особую роль в развитии общества, являясь производителем новых идей, двигающих его вперед. Предвоенный период знаменовался становлением новой советской системы образования, советской идеологии, определением конкретных задач будущего и формированием интеллигенции, как особой социальной группы. Советская интеллигенция по ряду качественно важных характеристик отличалась от интеллигенции дореволюционной. Именно в этот период она обрела более конструктивные социальные границы, определенные отношения с властью и поддержку с ее стороны, повысила социальный статус и изменила менталитет. В советской историогра-
фии также господствовало мнение, что «ее нельзя объединить одним производственным признаком, она не занимает определенного места в производстве материальных благ, поэтому и не может играть самостоятельную роль в политической борьбе. Реальной и значительной общественной силой интеллигенция является лишь постольку, поскольку она опирается на какой-либо общественный класс и выступает как борец за интересы определенного класса, формируя политические и экономические требования определенного класса» [2].
Значительный вклад в развитие советского учения об интеллигенции внес В.И. Ленин. Его оценка интеллигенции некоторыми современными авторами вырывается из контекста и преподносится в современной публицистике как крайне негативная. Однако в его работах не содержится однозначно критической оценки этого социального слоя, все зависит от того, чьи интересы представляет интеллигенция и порождением какого класса является она сама. Например, о народной интеллигенции В.И. Ленин отзывался весьма положительно [14]. Он писал о необходимости привлечения и использования знаний интеллигенции в строительстве нового общества, но при этом он низко оценивал общественную значимость старой российской интеллигенции и говорил о создании новой социалистической интеллигенции из рабочих и крестьян. Развитие интеллигенции в условиях социализма им виделось как планово организованный и управляемый процесс. Оригинальный взгляд на советскую интеллигенцию изложил в своих работах А.В. Луначарский [16]. Он высоко оценивал труд интеллигенции и считал, что ее положение может быть «выдающимся» в системе общественной жизни.
Зарубежная историография интеллигенции весьма обширна. Необходимо отметить таких авторов, как А. Грамши, А. Гелла, Ч. Кадушин, которые делают акцент на исследовании роли интеллигенции в революционных трансформациях и отмечают особый вклад в этот процесс российской интеллигенции. Весомый вклад в изучение сущности и роли социалистической интеллигенции в обществе внес известный общественный и политический деятель итальянского социалистического движения А. Грамши. В своем труде «Возникновение интеллигенции» [7], входящем в знаменитые «Тюремные тетради», он наметил контуры комплексного подхода к изучению феномена социалистической интеллигенции, определил ее особенности и роль для нормального функционирования советской власти. Грамши утверждает необходимость контакта между «простыми людьми» и интеллигенцией, считая необходимой борьбу за интеллектуальное возвышение масс. Задача интеллигенции - донести «высокие» достижения культуры до народных масс, популяризовать их, превращая тем самым в основу для практической деятельности. В этом особая роль отводится сельской интеллигенции.
Историография данной темы в советский период не раз становилась темой специальных научных исследований, в которых содержались их подробный обзор и анализ [25].
На современном этапе историографии изучение феномена интеллигенции не менее актуально. Очередной переломный этап развития нашего государства поставил перед интеллектуальной элитой общества новые задачи. Получили новое звучание дискуссии о роли интеллигенции в обществе. В современном российском научном пространстве существует несколько научных центров интеллигентоведения: наиболее крупные - НИИ интеллиген-товедения при Ивановском госуниверситете в Иванове (B.C. Меметов [19, 20], В.В. Тепикин и др.) и центр «XX век в судьбах интеллигенции в России» в Екатеринбурге (М.Е. Главацкий [6, 24]). Исследования также ведутся в Новосибирске (В.Л.Соскин [26], С.А. Красильников [13]), Санкт-Петербурге (С.Н. Полто-рак) [21], Москве (А.В. Квакин) [12]. Ежегодно издаются общие сборники трудов
и монографии. Изучение этого блока литературы помогает ученому определиться с выбором методологических основ и теоретических инструментов исследования, найти ориентиры в современном научном пространстве.
Проблема формирования национальной интеллигенции в Чувашии получила отражение в монографиях и диссертационных работах Е.В. Агаевой «Процесс формирования творческой интеллигенции Чувашии: проблемы и истоки» [1] (хронологические рамки - 1920-е - начало 1940-х гг.), К.А. Долгашева «Становление и развитие художественно-профессионального образования в Чувашии: вторая половина XIX - конец XX вв.» [9], А.Н. Радиченко «Формирование и развитие технической интеллигенции Чувашской АССР в 1920-1991 гг.» [22], Л.А. Ефимова «Формирование и развитие педагогической интеллигенции Чувашии в конце Х1Х-ХХ вв.» [10] и Е.Л. Ефимова «Педагогическая интеллигенция Чувашии в 1917-1941 гг.» [11].
Роль сельской интеллигенции в формировании тылового потенциала Чувашской АССР отмечена в исследованиях общего характера о Великой Отечественной войне. Несмотря на то, что эти сведения нельзя назвать исчерпывающими, они весьма полезны для создания общего исторического фона той эпохи. Наибольший интерес для автора представляют работы В.В. Тимофеева [28, 29], где дается общий анализ положения республик Волго-Вятского региона в годы Великой Отечественной войны, а также историографический обзор темы.
Особую группу трудов составляют исследования краеведческого направления. Они содержат большое количество ценной фактической информации по истории отдельных районов или населенных пунктов республики [3, 4, 5, 8, 15, 17, 18, 23, 27, 30]. С нашей точки зрения, особый интерес представляют биографические данные о представителях интеллигенции. Информацию подобного рода достаточно сложно найти в огромном объеме литературы и архивных данных. Сожаление вызывает лишь тот факт, что о многих людях не осталось информации, а в краеведческих работах показаны в основном «местные знаменитости», начавшие деятельность в своем населенном пункте, а продолжившие уже на уровне республики, страны или в международном масштабе. О тех, кто посвятил малой родине всю жизнь, зачастую просто не осталось сведений. Особенностью данного вида литературы является то, что ее авторы в основном не историки-профессионалы, а любители, желающие сохранить память о своей малой родине. В работах иногда отсутствуют сноски на архивные документы, хотя авторы явно пользуются ими и оговаривают это в предисловии.
Следует отметить, что наибольшее освещение в региональной науке получили аспекты формирования местной интеллигенции в дореволюционный и советский периоды. Первый характеризуется появлением национальных кадров и началом возникновения сети учебных учреждений для их пополнения. В советский период чувашская интеллигенция значительно увеличивается по численности, приобретает большие возможности для своего развития, опираясь на достижения и традиции дореволюционного периода, но под жестким контролем власти и идейным влиянием социалистической культуры. Также следует сделать вывод о неравномерности исследования различных групп интеллигенции. Как видно из перечисленных работ, наибольшее отражение в историографии получила творческая (художественная), педагогическая и техническая интеллигенция. Кроме того, ни в одном исследовании не отражены особенности положения сельской интеллигенции, ее специфика и деятельность в военный период. Изучение научной литературы помогает ученому определиться с выбором методологических основ и теоретических инструментов исследования.
Литература
1. Агаева Е.В. Процесс формирования творческой интеллигенции Чувашии: проблемы и истоки: дис. ... канд. ист. наук. Чебоксары, 2006. 208 с.
2.Акназаров Х.З. Формирование советской интеллигенции (на материалах Казахской советской социалистической республики 1917-1940 гг.): автореф. дис. ... канд. филос. наук. Алма-Ата, 1954. 20 с.
3.АтрашкинГ.А. Красночетайский район: люди и годы. Чебоксары: РГУП «ИПК "Чувашия"», 2002. 336 с.
4. Белоусова Л. Судьба моя - Янгильдино. Казань: Слово, 2006.196 с.
5.Волков Я.Н. Деревня Бреняши: историко-документальные очерки. Шумерля: Шумерлинский издательский дом, 2005. 228 с.
6.Главацкий М.Е. История интеллигенции России как исследовательская проблема: историогр. этюды. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2003.
7. Гоамши А. Тюремные тетради: в 3 ч. М.: Политиздат, 1991. Ч. I. 560 с.
8. Гоигорьев Н.Г. Моя малая родина Кайакъял: о деревне и ее обитателях / ЧГИГН. Чебоксары, 2005. 352 с.
9.Долгашев К.А. Становление и развитие художественно-профессионального образования в Чувашии: вторая половина XIX- конецXX вв.: дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2005. 358 с.
10. Ефимов Л.А. Формирование и развитие педагогической интеллигенции Чувашии в конце Х1Х-ХХ вв.: учеб. пособие. Чебоксары: ЧГПИ, 2002.181 с.
11. Ефимов Е.Л. Педагогическая интеллигенция Чувашии в 1917-1941 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Саранск, 2006. 22 с.
12. Квакин А.В. Российское государство и российская интеллигенция: монография. Уфа: Восточный университет, 2008.
13. Красильников С.А. Феномен и природа конформизма российской интеллигенции в XX веке // Известия Уральского государственного университета. 1998. № 08.
14. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1970. Т. 51. С. 48-49.
15. Летуновский В.И. Алатырская земля. Алатырь, 2007.191 с.
16. Луначарский А.В. Об интеллигенции: сб. статей. М., 1923. 48 с.
17. Маклаков Н.В. Очерки о славных людях Козловского края. Чебоксары: Новое время, 2007. 319 с.
18. Матвеев А.М. Хыркасинцы. Чебоксары: Новое время, 2007. 207 с.
19. Меметов В.С. Идейно-воспитательная работа КПСС среди художественной интеллигенции в годы Великой Отечественной войны (1941-1945): дис. ... докт. ист. наук. Иваново, 1983. 468 с.
20. Меметов В.С. Генезис, формирование и деятельность интеллигенции // Проблемы теории и методологии исследования интеллигенции: монография. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2008.
21. Полторак С.Н. Нравственная позиция творческой интеллигенции Ленинграда в первые месяцы блокады (по материалам ленинградских газет) // Нравственный императив интеллигенции: прошлое, настоящее, будущее: тез. докл. междунар. науч.-теорет. конф. Иваново: Иванов, ун-т, 1998. С. 42-45.
22. Радиченко А.Н. Формирование и развитие технической интеллигенции Чувашской АССР в 1920-1991 гг.: дис. ... канд. ист. наук. Чебоксары, 2000. 302 с.
23. Родники памяти: краткие биографические очерки о людях Урмарского района / сост. Я.Н. Зайцев и др. Чебоксары: Новое время, 2009. 319 с.
24. Рыженко В.Г. Роль исследовательских центров в складывании современного интеллигентоведения. К 10-летию Центра «XX век в судьбах интеллигенции России» // Известия Уральского государственного университета. 2004. № 29. С. 174-181.
25. Самарцева Е.И. Интеллигенция России в отечественной историографии, 1917-90-е годы XX века: дис. ... докт. ист. наук. Тула, 1999. 367 с.
26. СоскинВ.Л. Власть и интеллигенция в 20-е гг.: политика партнерства или дискриминации? // Российская интеллигенция: XX век: тез. докл. и сообщ. науч. конф. Екатеринбурт: Изд-во Урал, ун-та, 1994. С. 133-135.
27. Судьба и быль земли Цивиль: очерки / авт.-сост. А.М. Ильин. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2005. 224 с.
28. Тимофеев В.В. Республики Волго-Вятского региона накануне и в годы Великой Отечественной войны (1938-1945 гг.): автореф. дис. ... докт. ист. наук. Чебоксары, 2005. 44 с.
29. Тимофеев В.В. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны: историография проблемы (на материалах республик Волго-Вятского экономического региона): монография. Чебоксары: КЛИО, 2005.112 с.
30. Ушаков Э. Турмыши: из истории села. Чебоксары: Новое время, 2008. 592 с.
ШИРОКОВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - ассистентка кафедры истории и культуры зарубежных стран, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
SHIROKOVA MARINA ALEKSANDROVNA - assistant, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.