Селфи как вид современной эстетической потребности субъекта
Ташлыкова Наталья Юрьевна,
канд. филос. наук, доцент, доцент кафедры философии, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)
E-mail: [email protected]
В тексте анализируется феномен селфи как форма современной эстетической потребности. Показано, что селфи есть акт самопрезентации, удовлетворяющий эстетическую потребность. Рассмотрены виды и формы массовой эстетической деятельности на интернет-платформах. Подчеркнуто, что именно цифровые технологии позволили миллионам людей сохранить и сделать доступными для пользователей интернета «свои следы» в виде селфи-фотографий, постов в социальных сетях, публикаций на порталах «проза.ру» и «стихи.ру», роликов на каналах Youtube. На первый взгляд, стала убедительной эстетическая концепция Н.Г. Чернышевского, о том, что прекрасное есть жизнь. Но в этом тезисе есть скрытое противоречие.
И. Кант абсолютно прав, указывая, что эстетическое суждение принципиально отличается от логического тем, что в нем проявляется жизненное чувство субъекта. Субъект говорит не о вещи, а о себе. Он самообъективирует себя через эстетическое чувство, которое не является буквально чувством, иначе оно не могло бы быть всеобще сообщаемым. «Sensus communis» философ определяет как удовольствие от рефлексии, удовольствие от гармонии рефлексии. Противоположную позицию отстаивают представители материалистической эстетической концепции, обосновывающие ценность именно общего чувства, общественного бытия, возникающего из коммуникации индивидов. В статье утверждается, что потребность в «селфи» указывает на потребность в объективировании сознания и мышления, но необходимость использования своего изображения в качестве средства для увеличения просмотров и продаж контента заставляет удовлетворяться внешней презентацией.
Ключевые слова: феномен селфи, самопрезентация, интернет, мышление, чувство удовольствия от гармонии рефлексии.
Феномен селфи стал воплощением давней мечты человека мгновенно фиксировать свою жизнь. К этой заветной мечте были направлены поиски в истории фотографии. Очевидно, что у любого человеческого сознания есть желание зафиксировать себя, «увековечить», а при помощи смартфона стало возможным мгновенно сделать сел-фи и оставить изображение своего лица навсегда в пространстве интернета. Раньше требовалось большое количество времени и усилий, чтобы получить фото.
Самое главное отличие цифрового «присутствия» сегодня - массовость. В попытке зафиксировать себя, свое «присутствие», многие определяют себя поэтами, художниками, певцами, режиссерами, писателями. Можно привести конкретный пример: на proza.ru на 27 апреля 2021 года опубликовано 9 665 546 текстов. На портале публикуется 314 273 авторов. На poezia.ru меньше текстов и авторов, но достаточно много: авторов - 746, произведений -76936. Может быть, не каждый из приславших претендовал на признание себя писателем или поэтом, но явно каждый из них хотел себя объективировать. Именно себя, как сознающего субъекта. Возможно, потребность объективировать себя встала на один уровень с потребностью продолжения рода, а может и превзошла последнюю.
В истории культуры были поэты, написавшие «Памятники», вслед за Горацием, высоко оценившим свое творчество. Были поэты, высказавшиеся о себе как о «тучках небесных», которым наскучили «нивы бесплодные». Но истории человечества никогда не жили одновременно в одной стране 314 тысяч писателей и 746 поэтов. Были «домашние сочинители», писавшие по предложению или строчке в день в своих тетрадях. Подобных «талантливых» дворян описывает М.Е. Салтыков-
263
Щедрин в «Пошехонской стороне», Ф.М. Достоевский в «Бесах». Но они крайне редко выставляли свои опусы на общественное прочтение. Сегодняшние «домашние сочинители» выставляют все свои опусы на площадках «Proza.ru» и «Poezia.ru». Почему они это делают? Ответить на этот вопрос пытаются психологи, социологи, культурологи. А в чем разница между стихами Пушкина и других? Здесь пролегает граница, которая отделяет эстетику как науку от искусствоведения как области искусства оценки произведений. Понимая эти различия, И. Кант писал, что объективно возможна только трансцендентальная критика, которая «должна развить и обосновать субъективный принцип вкуса как априорный принцип способности суждения». [1, с. 298] Таким образом, И. Кант указал на саму проблему: а возможен ли на самом деле вкус? «Критика как искусство пытается лишь применить к суждению о своих предметах физиологические (здесь психологические), стало быть эмпирические, правила, по которым вкус на самом деле действует (не задумываясь над их возможностью) и критикует изящные искусства, тогда как предмет ее науки - сама способность судить о них». [1, с. 299]
Как возможно судить о своем удовольствии как присущем другому субъекту? Эстетическое суждение - это априорно синтетическое суждения. Ведь, несмотря на эмпирический характер своего удовольствия, я требую согласия в отношении него другого субъекта. Кант резюмирует, что проблема вкуса относится к общей проблеме трансцендентальной философии и возможности априорно-синтетических суждений. И что, эстетическую способность можно назвать «общим чувством» в отношении того, что один человек хотел бы сообщить другому, которое может быть сообщено всем.
А что же может быть сообщено всем? В «Критике способности суждения» Кант говорит о душе не только как о единстве апперцепции, но уже как о сущности, подтверждающей свое су-
ществование с помощью признания мира Свободы, мира нравственного закона. Философ вводит в эстетику категорию возвышенного, которую определяет как «способность судить о природе без страха и мыслить свое назначение в том, чтобы возвышаться над ней». [2, с. 135]
Если отрицать неслучайность возникновения мышления, то возникают материалистические трактовки эстетического удовольствия. Искусствовед, куратор выставок современного искусства ГТГ Кирилл Светляков на выступлении в Кубанском государственном университете в апреле 2019 года высказался об эстетическом удовольствии как о самообъективированном удовольствии, удовольствии от своих ощущений. [3] В подобном определении просматривается материалистическое понимание эстетического удовольствия. На материалистическом определении эстетического удовольствия как удовольствия от возникающего в группе людей радости общности настаивает в своей концепции старший научный сотрудник сектора эстетики Института философии РАН Олег Владимирович Аронсон.
Николай Гартман в «Эстетике» писал, что эстетическому предмету присуще частичное, независимое от субъекта бытие. Один субъект объективирует в эстетическом предмете свое сознание, а другой эту объективацию воспроизводит и объективирует себя. [4, с. 108] И этим фактом ставится проблема онтологического статуса эстетического предмета, проблема духовного бытия. В эстетическом предмете, как сделанном человеком, всегда заключено некоторое духовного содержание, нечто от создавшего его человека. Духовное содержание включается в предметность и может передаваться другим людям, других эпох.
В феномене селфи можно увидеть страсть Нарцисса. В «Метаморфозах» Овидия Нарцисс рождается у нимфы Лириопы от насильственных домогательств бога рек Кефиса. Вода в качестве зеркала стала причиной его гибе-
264
ли. Овидий сообщает, что предсказание о причине смерти юноши не было сразу понято, потому что у Нарцисса была совершенно новая пагубная страсть. В мифе о Нарциссе Овидий указывает на жажду красоты лица, которая охватила юношу при созерцании своего отражения в ручье. Одновременно, юноша сильно страдает и хочет умереть, чтобы избавиться от страданий.
- «Времени жизни моей, погасаю я в возрасте раннем.
Не тяжела мне и смерть: умерев, от страданий избавлюсь.
Тот же, кого я избрал, да будет меня долговечней!
Ныне слиянны в одно, с душой умрем мы единой».
Уже находясь в Аиде, Нарцисс продолжал смотреть на свое лицо в водах Стикса.
- Даже и после - уже в обиталище принят Аида —
В воды он Стикса смотрел на себя. [5, с. 158]
Каролина Каррьеро, исследуя истоки поп-арта в работе «Потребление и поп-арт» отмечает, что на «фабрике» Энди Уорхола страсть к самолюбованию развилась до патологии. «...и все-таки что-то вижу - новый прыщ. Если прыщ в верхней части правой щеки прошел, новый появляется внизу левой щеки, на подбородке, рядом с левым ухом, на кончике носа, под волосками брови, прямо на переносице <...>. Если кто-нибудь спросил у меня: «Какая у тебя проблема?» -мне пришлось бы ответить: «Кожа»". [6, с. 191], 7, с. 21]
Виртуальная среда превосходит по количество связей любые оффлайн объединения. Постепенно общение переходит в виртуальный формат. И после пандемии, можно делиться впечатлениями от онлайн бизнес-встреч, лекций, семинаров, лабораторных работ и т.д. И до пандемии был опыт общения в skype, веб-конференциях. Но теперь получен опыт профессионального виртуального общения в видеоконференциях на платформах zoom и google meet. Отмечены плюсы и минусы он-
лайн формата занятий. Психологам предстоит сравнить результаты оффлайн и онлайн работы, дать профессиональные рекомендации использования видеоформатов. Можно отметить и особенности эстетического опыта в онлайн конференциях. В многочисленных отчетах педагогов видны образы фантастических существ, романтические фото учащихся.
Феномен селфи можно связывать с развитием рекламной индустрии. Рекламное фото и видео стали повседневными объектами нашей жизни, использующими человеческое лицо в чисто репрезентативной функции. Эта индустрия провоцирует: обучает потребителей саморекламе, созданию своих собственных страниц в соцсетях, пробуждает в них не только потребителей, но и самостоятельных агентов. Примером использования селфи в кинематографе является экранизация романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» режиссером Ю.В. Громовым. Видеоряд фильма создан из материалов любительских роликов, находящихся в свободном доступе в соцсетях. Таким образом, пользователи из разных стран мира стали героями фильма. [8, с. 138] Возможно, фильм доставит зрителям удовольствие от гармонии рефлексивной способности, но мгновенно сделанные сел-фи, сообщения в мессенджерах, презентации себя в разных формах превращают мышление в коммуникацию. А ведь человеческая речь может быть свидетелем бытия мышления как считали многие мыслители.
Литература
1. Кант И. Соч. в 6 томах. М.: Мысль, 1966. Т. 5.
2. Кант И. Критика способности суждения. М.: Искусство, 1994.
3. Светляков К. Выступление в КГУ. https://www.youtube.com/ watch?v=SkfsjQeNqcw (дата обращения 1.05.21)
4. Гартман Н. Эстетика. Киев: Ника-Центр, 2004.
5. Овидий. Метаморфозы. М.: Худож. лит., 1983.
265
6. Каррьеро К. Потребление и поп-арт. М.: Искусство-XXI век. 2010.
7. Уорхол Э. Философия Энди Уорхо-ла (От А к Б и наоборот). М., 2005.
8. Соловьева И.В. Экранизация русской классики как художественный синтез (На примере фильма Ю.В. Громова «Анна Каренина. Интимный дневник). Синтез в русской и мировой художественной культуре. Материалы XX Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти А.Ф. Лосева. М.: МПГУ, 2020.
SELFIES AS A MODERN AESTHETIC NEED OF THE SUBJECT
Tashlykova N. Yu.
Russian State University named after A.N. Kosygin (Technologies. Design. Art)
The text analyzes the phenomenon of selfies as a form of modern aesthetic need. It is shown that selfies are an act of self-presentation that satisfies an aesthetic need. Types and forms of mass aesthetic activity on Internet platforms are considered. It was emphasized that it was digital technologies that allowed millions of people to save and make "their traces" available to Internet users in the form of selfie photos, posts on social networks, and posts on prose portals. ru "and" poetry.ru, "videos on Youtube channels. The aesthetic concept of N.G. Chernyshevsky, that the beautiful is life, became convincing. But there is a hidden contradiction in this thesis. I. Kant is right, pointing out that aesthetic judgment is fundamentally different from logical one in that it manifests the life sense of the subject. The man is not talking about things, he is talking about himself. He self-objectifies himself through an aesthetic feeling that is not a feeling,
otherwise it could not be universally communicated. "Sensus communis" philosopher defines as pleasure of reflection, pleasure of harmony of reflection.
The opposite position is defended by representatives of the materialistic aesthetic concept, which justifies the value of a common feeling, social being arising from the communication of individuals. The article argues that the need for "selfies" indicates the need for objectifying consciousness and thinking, but the need to use your image to increase views and sales of content makes you satisfied with an external presentation.
Keywords: selfie phenomenon, self-presentation, internet, thinking, sense of pleasure from harmony of reflection.
References
1. Kant I. Collected Works in six volumes. M.: Thought, 1966. V.5.
2. Kant I. Criticism of the ability of judgment. M.: Art, 1994.
3. Svetlyakov K. Speaking at KSU. https:// www.youtube.com/watch?v=SkfsjQeNqcw (circulation date 1.05.21)
4. Gartman N. Aesthetics. Kyiv: Nika Center, 2004.
5. Ovid. Metamorphoses. M.: Art lit., 1983.
6. Carriero K. Consumption and pop art. M.: Art-XXI century. 2010.
7. Warhol E. Andy Warhol's philosophy (From A to B and vice versa). M, 2005.
8. Solovyova I.V. Adaptation of Russian classics as an artistic synthesis (On the example of the film by Yu.V. Gromov "Anna Karenina". Intimate diary). Synthesis in Russian and world art culture. Materials of the XX All-Russian Scientific and Practical Conference dedicated to the memory of A.F. Losev. M.: MPSU, 2020.
266