ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Посвящается 110-летнему юбилею С. Френе
УДК 37:93 ББК 74.03 (3)
СЕЛЕСТЕН ФРЕНЕ: ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
О. М. Барышникова
Ключевые слова: «Новое воспитание»; «Кооператив светского образования»; «Институт современной школы»; «свободный текст».
Резюме: в статье изложены историко-биогрфические факты из жизни и деятельности французского педагога-реформатора Селестена Френе, которые оказали огромное влияние на формирование его педагогической концепции и рассмотрение которых помогает понять смысл социально-педагогической деятельности Селестена Френе и раскрыть философскую идею его педагогики.
Педагогика Селестена Френе возникла в 20-е гг. XX столетия и до сегодняшнего дня привлекает большое внимание многих педагогов Запада и нашей страны. Благодаря созданному Селестеном Френе в 1924 г. движению учителей, имеющему своим символом школьную типографию, его идеи распространились до мировых масштабов. Созданная в 1961 г. «Международная федерация сторонников современной школы» представляет собой международную организацию, объединяющую многочисленные группы (кооперативы) учителей и насчитывающую несколько тысяч человек из 30 стран, работающих по педагогической системе Селестена Френе. В 1992 г. в конгрессе «Международной федерации сторонников современной школы» в Пуатье принимало участие 300 человек из 25 стран [6, 7, 8].
Чем же обусловлена столь обширная география педагогики Селестена Френе? Что в педагогике Селестена Френе привлекает внимание педагогов разных стран? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к личности автора, а также к исторической и политической ситуации в стране и в мире, на фоне которой происходило его становление как педагога-рефор-матора.
Селестен Френе родился 15 октября 1896 г. в крестьянской многодетной семье в провансальской деревне Гарс. Его крестьянское происхождение и воспитание в условиях природной среды, общение с простыми людьми оказали огромное влияние на формирование его мировоззрения и педагогических убеждений, согласно которым он ввел в свою педагогическую систему естественный (натуральный) метод обучения и воспитания, предполагающий учет естественных познавательных потребностей и интересов детей в организации учебного процесса.
Селестен Френе обнаружил незаурядные способности еще в деревенской начальной школе, и родители отправили сына учиться в неполную среднюю школу провинциального близлежащего городка Грас. В 1913 г. он поступил в школу в Ницце, которая давала возможность детям малоимущих родителей получить интеллигентную профессию учителя системы начального образования [2].
Однако Селестен Френе не окончил школу. В 1915 г. он был призван в армию и через год под Верденом получил тяжелое ранение в легкое, четыре года находился на излечении, но так и не избавился от последствий - ему было трудно говорить. Этот факт привел биографов Селестена Френе (Элиз Френе, Ханс Йорг) к мысли, что его ограниченные физические возможности явились отчасти причиной создания педагогики самостоятельности, как называют педагогику Селестена Френе [7].
Во время лечения в госпитале Селестен Френе занимался самообразованием, изучал педагогические произведения классических и современных ему авторов: Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, М. Монтессори, Г. Спенсера, В. Джеймса, В. Вундта, О. Декроли [9].
В 1920 г. он получил рабочее место в маленькой деревенской школе в городке Бар-сюр-Луп. Однако несостоятельность традиционного образования (схоластичность, консерватизм, несоответствие реальным жизненным запросам) привела его в популярное в 1920-е гг. реформаторское движение «Новое воспитание», которое проводило в жизнь идею педоцентризма. По словам Эдуара Клапареда, одного из основателей «Нового воспитания», эта «Коперникова революция» в практике обучения и воспитания являлась необходимым требованием психологии [1, с. 160].
Увлекаясь реформаторским движением, читая произведения К. Маркса и В. И. Ленина, Селестен Френе пришел к выводу, что изменить социальные отношения можно объединившись, если каждый на своем рабочем месте внесет посильный вклад в создание справедливых и достойных человека условий [9, 10].
Селестен Френе активно следил за изменениями в сфере школьного образования других стран: Германии, Италии, Америки, Бельгии, Испании, России. В 1923 г. он едет в Германию, чтобы познакомиться с «Законом о начальном школьном образовании», обнародованном еще в 1920 г. и обязывающем детей всех социальных слоев населения как минимум 4 года посещать единую «народную школу». Ее создание Селестен Френе приветствует как преодоление классового неравенства. Вот что он пишет о своих впечатлениях в журнале «Ciarte» от 15 января 1923 г.: «...Никто не может оценить важности и социального значения этого акта. Я своими глазами видел, как в немецких школах босые, в рваных одеждах и с грязными носами дети сидели рядом с юношами с чистыми руками и в начищенных ботинках. Когда будет сделан первый шаг к единой школе у нас?..» [8, с. 173]. С этого момента демократизация школы во Франции, а именно создание школы, предоставляющей всем детям независимо от социальной принадлежности одинаковые права и шансы в обучении, стало высшей политической и социальной целью всей педагогической деятельности Селестена Френе [9].
Тогда же в Германии, в Гамбурге-Алтона, Селестен Френе посещает так называемую эмансипированную школу и школу Германа Литца, находившуюся под руководством его соратника Петера Гехееба. В Германии Селестен Френе встречается с Адольфом Феррьером, а также знакомится с Петером Петерсеном, с которым он всю дальнейшую жизнь состоит в переписке [9].
В 1923 г. Селестен Френе принимает участие в конгрессе «Международной лиги нового воспитания» в Террите-Монтре, основанной в 1921 г. швейцарским педагогом Адольфом Феррьером, и становится членом этой организации. Селестен Френе установил личный контакт с руководителями объединения: Адольфом Феррьером, Эдуаром Клапаредом, Роже Кузине. Общение с передовыми педагогами того времени сыграло большую роль в становлении педагогической концепции Селестена Френе. Он начал использовать новаторские педагогические технологии своих коллег, но «не стал, - как говорит Б. Л. Вульфсон, - правоверным последователем ни одного из них, он упорно искал свои пути повышения эффективности деятельности школы» [2, с. 7]. Се-лестен Френе стремился не только применить на практике методы своих современников, но и развить, улучшить, синтезировать их в одну систему согласно своим политическим убеждениям, направляющим его по пути демократизации школы, что ему, безусловно, удалось. Практические действия школы Селестена Френе, по словам Эдуара Клапареда, «воплотили в жизнь самые возвышенные мечты психологов и педагогов» [5, с. 70].
Сам Селестен Френе утверждал, что его новаторское призвание воодушевила прежде всего встреча с Адольфом Феррьером и его книга «Школа деятельности» («L’ecole active»), в которой автор описывает, каким образом требование Георга Кершенштейнера «школа будущего - школа труда» может быть осуществлено на практике. Селестен Френе связал это требование с лозунгом бельгийского педагога Овида Декроли «к жизни - для жизни - через жизнь» и получил формулу своей философско-педагогической концепции «к жизни -для жизни - через трудовую деятельность», по которой он проводил реформу школы, реализуя идеи Эдуара Клапареда и Роже Кузине о функциональном образовании [9, с. 10].
Признавая приоритетное значение трудовой деятельности перед игровой в образовании, Селестен Френе поддерживает Роже Кузине, который утверждает: «Ребенок не любит просто играть, он любит работать, развлекаясь, он развлекается в работе» [4, с. 217]. Селестен Френе в своей книге «Трудовое воспитание» («L’Education du travail») провозглашает требование предоставлять ребенку возможность трудиться играя, а не наоборот.
Деятельностное обучение Селестен Френе осуществляет, соединяя идею Марии Монтессори о создании образовательной среды, содержащей необходимые материальные средства для самостоятельной работы детей, и идею Петера Петерсена о создании рабочих уголков в классной комнате. Так появляются в системе Селестена Френе рабочие уголки, содержащие необходимое оборудование для различных видов деятельности (рисование, чтение, лепка, шитье, лабораторные опыты по биологии, физике и т. д.).
В системе Селестена Френе находит место также метод «самовыражения в слове» бельгийского врача Овида Декроли, который уже с 1907 г. в своей
школе (Ecole de l’Ermitage) в Брюсселе начал печатать лучшие сочинения учащихся и выпускать ученическую газету. Метод Овида Декроли заключался в письменном или устном изложении детьми наблюдений во время уроков-прогулок. Однако Селестен Френе не стал ограничиваться пассивными наблюдениями. Он считал, что изучение среды приобретает смысл при воздействии на нее и ее преобразовании, при этом индивидуальные свидетельства учащихся в форме «свободных текстов», «школьной газеты» и «переписки» расширяет и обогащает этот процесс. Селестен Френе с октября 1923 г. начал использовать школьную типографию, которая сделала его впоследствии известным за рубежом [3].
В общем, описание методов и техник, используемых Селестеном Френе в своей практике, сводятся к реализации в организации образовательного процесса следующих принципов: центрации на личности учащегося, социальной направленности, самоопределения учащихся в обучении, организации общения, создания образовательной среды.
В поисках новых педагогических путей демократизации школы Селестен Френе осознает необходимость проведения реформ снизу. Поэтому он не ждет министерских указаний, а решает основать свой собственный «Кооператив светского образования» (Coopérative de l’Enseignement Laic), преобразованный позднее в «Институт современной школы» (Institut Coopératif de l’Ecole Moderne), который функционирует по сей день и является объединением людей всех профессий, желающих внести материальный, идейный, практический вклад в дело по улучшению школьного образования [8].
В 1925 г. Селестен Френе в составе делегации французских народных учителей и профсоюзных деятелей прибыл в Советский Союз, чтобы ознакомиться с «Единой трудовой школой», основанной в 1923 г., где встретился с Н. К. Крупской. Этой поездке он посвятил брошюру «Месяц с русскими детьми», в которой высоко оценил советских педагогов.
В 1926 г. Селестен Френе стал членом коммунистической партии Франции. Несмотря на свою политическую приверженность, он защищает свободу школы от политической идеологии, борется против стремления его политических соратников превратить его «Кооператив светского образования» в коммунистический профсоюз учителей. «Его коммунизм был коммунизмом, ищущим свободы.», - так выразился один из соратников Селестена Френе по движению «Института современной школы» Рауль Фор [9, с. 15]. Селестен Френе не предполагал, что коммунистическая партия подозрительно отнесется к «Кооперативу светского образования» и его педагогической деятельности, в которой он стремился дать ребенку полную свободу в формировании своей индивидуальности. Он хотел создать школу, свободную от принудительных требований со стороны правительства и односторонних политических догм. Партия не принимала этой позиции относительно свободы воспитания личности.
Несомненно, Селестен Френе был политиком, его политические взгляды обусловили создание «Кооператива светского образования», но он хорошо умел отличать педагогические цели от политических и никогда их не смешивал. В журнале «L’edukateur proletarian»-’ (1933, № 7) Селестен Френе делает признание: «Мы педагоги, а не политики. Все наши исследования исходят не из поли-
тических соображений. По нашему мнению, это ересь» [9, с. 13]. Он стремится создать школу, предоставляющую детям и учителям всех политических направлений возможность «оптимального раскрытия их способностей», что должно стать требованием всех политических и общественных организаций. Один из принципов устава «Института современной школы» гласит: «Мы против догм, мы не определяем заранее результат педагогических воздействий, избегаем навязывать ребенку какое-либо учение как «истину в последней инстанции», а стараемся воспитать в наших учащихся самостоятельность мысли и ответственность.» [7, с. 293].
К 1928 г., когда Селестен и Элиз Френе (в 1926 г. Селестен Френе женился на Элиз Лагир-Бруно, которая стала ему верным соратником в его педагогической деятельности) были переведены из Бар-сюр-Луп в Сен-Поль-де Ванс, главное в его работе уже наметилось: типография, переписка между школами, школьный кооператив и, на национальном уровне, «Кооператив светского образования», Селестен Френе благодаря активной деятельности стал к тому времени известным не только в своей стране, но и за рубежом [3].
В 1928 г. Селестен Френе вторично посещает Германию и принимает участие в Международном конгрессе «Лейпцигского объединения учителей». На конгрессе он представляет свою школьную типографию, интересовавшую многих учителей, а сам знакомится с «комплексным уроком», разработанным учителями этого объединения. В своей практике Селестен Френе применяет этот метод и называет его «уроком по центрам и комплексам интересов».
В период между 1929 и 1933 гг. супруги Френе углубили и расширили начатую деятельность «Кооператива светского образования». Но маленький городок Сен-Поль-де-Ванс к тому времени уже стал известным туристическим центром, и приезд туда двух учителей-коммунистов был столь же нежелательным, сколь и их продолжающаяся и расширяющаяся национальная и международная деятельность [3]. Политическая и профсоюзная деятельность Селе-стена Френе в Сен-Поль-де-Ванс стоила ему в 1932 г. рабочего места. Причиной его ухода послужил спор, который разгорелся вокруг «свободного текста» одного из учеников Селестена Френе по вопросу сопротивления церковно-буржуазной реакции. Этот спор, длившийся два года, в котором участвовала многочисленная общественность, включая педагога Адольфа Феррьера, писателя Ромена Роллана и педагогов кооператива Селестена Френе, закончился выходом последнего из официальной школы [7].
В 1933 г. во время активизации правых экстремистов во Франции, Германии, Италии и Испании семья Френе была переведена обратно в Бар-сюр-Луп, но занять предложенный пост они не согласились, хотя родители и дети оказали им радушный прием. Супруги Френе ушли в отставку и посвятили все свое время развитию «Кооператива светского образования», который стал настоящим предприятием по производству учебных материалов и изданию педагогической документации.
В таких условиях в 1934-1935 гг. при поддержке движения политических соратников и левой прессы Селестен Френе основал в городе Ванс по примеру Адольфа Феррьера свободную экспериментальную школу-интернат. На холме,
среди небольшой долины, школа с игровыми площадками, мастерскими, бассейном представляла собой идеальное место для реализации его педагогических идей. Проповедуя национальную солидарность, он принимал в школу еврейских детей из Германии и Испании, оставшихся без родителей [7, 9].
В 1939-1940 гг. последовали угрозы со стороны противников Селестена Френе. Чиновники школьного ведомства и реакционная пресса организовали ожесточенную травлю Селестена Френе, утверждая, что в руководимой им школе детей воспитывают в духе безнравственности и неуважения к национальным традициям. В защиту Селестена Френе выступили демократические организации и виднейшие представители прогрессивной интеллигенции А. Барбюс и Р. Роллан.
В начале Второй мировой войны со стороны французского правительства обрушились удары на коммунистов. В школе Селестена Френе неоднократно производились обыски, вызванные подозрением, что там подпольно печатается «Юманите» [2]. В 1940 г. Селестен Френе был арестован и заключен во французский лагерь для интернированных лиц, где содержался около двух лет [9]. Затем он был освобожден под надзор. Во время войны он стал членом, а затем руководителем маки в Бриансоне. В мае 1944 г. он возглавил Комитет освобождения Верхних Альп [3].
В 1945 г. Селестен Френе снова смог открыть школу в Вансе, при этом он отказался от излишней политизации своей педагогики. Об этом свидетельствует даже тот факт, что печатный орган движения Селестена Френе стал называться «L’Edukateur» вместо «Edukateur proletarian»-’. Само движение отказалось от «боевого» названия «Кооператив светского образования» и стало называться нейтрально «Институт современной школы», который разместился в Канне и стал важным центром производства и распространения учебных материалов [7].
В 1949 г. после попыток коммунистов подчинить деятельность Селестена Френе интересам партии он демонстративно выходит из ее рядов. От «Института современной школы» отделяются целые группы бывших политических соратников Селестена Френе, которые пытаются развить его идеи в русле коммунистической идеологии. На конгрессе в 1963 г. в городе Ньор при очередной попытке переубедить Селестена Френе и вернуть его в политику он заявил: «Я однозначно не буду присоединяться к какой-либо политической группе, когда политика овладевает школой, а педагогика вытесняется. У нас речь идет о ребенке, ни о чем, кроме ребенка, и только о ребенке» [8, с. 178]. Селестен Френе был против влияния политической и идеологической системы общества на цели, задачи и методы воспитания, хотя считал воспитание делом политической и социальной важности. Он не принимал во внимание требования общества и считал, что нужно заботиться не о пополнении рядов тех или иных социальных слоев населения, а о формировании черт характера [10].
В 1961 г. группы приверженцев «Института современной школы» имелись уже в 40 странах, было создано международное объединение сторонников педагогики Селестена Френе под названием «Международная федерация движения современной школы» (Federation Internationale des Mouvements de I’Ecole Moderne). Селестен Френе возглавлял ее французскую секцию. В 1965 г.
он последний раз принял участие в конгрессе, состоявшемся в Бресте. 8 октября 1966 г. Селестена Френе не стало.
После смерти Селестена Френе предпринимается попытка осуществить то, что не удалось сделать при жизни автора, т. е. усилить политическую ориентацию его педагогики. Эта борьба внутри французского движения его сторонников привела к распаду французской секции «Института современной школы». Возникла пропасть между идеями и намерениями Селестена Френе и педагогикой, пропагандируемой под его именем политически ориентированными группами [8].
Селестен Френе, в сущности, заключал в себе два начала: политического борца и увлеченного педагога, который был против вытеснения политикой педагогики и заплатил за политическую деятельность своим уходом из официального школьного образования. Эта двусторонность присуща и его педагогике, что нашло отражение в принципах центрации на личности учащихся и социальной направленности образовательного процесса, которые автор рассматривал как равнозначные. Но, как показала история, не все с этим были согласны и пытались превратить педагогику Селестена Френе и его методы в орудие политического воспитания детей. И педагогика Селестена Френе в силу своей социальной направленности давала прекрасную возможность использовать ее в этом одностороннем русле. Однако вся деятельность Селестена Френе и особенно его выход из коммунистической партии доказывают, что он, опережая время, видел будущее свободным от идеологий и стоящим на службе человека как личности. Именно этому будущему и свободному развитию личности должны соответствовать принципы воспитания. В этом состоит его философия и смысл его социальной деятельности.
Литература
1. Амлин Д. Эдуар Клапаред // Перспективы. Вопр. образования. -1994. - № 1/2 (85/86).
2. Вульфсон Б. Л. Вступление // С. Френе. Избр. пед. соч. - М., 1990.
3. Легран Л. Селестен Френе // Перспективы. Вопросы образования. -1994. - № 1/2 (85/86).
4. Район Л. Роже Кузине / / Перспективы. Вопросы образования. -1994. - № 1/2 (85/86).
5. Френе С. Избр. пед. соч.: Пер. с фр. - М., 1990.
6. Baillet D. Freinet - praktisch: Beispiele und Berichte aus rundschule und Sekundarstufe. - Weinheim; Basel, 1995.
7. Dietrich I. Handbuch Freinet-Pädagogik: eine praxisbezogene
Einführung. - Weinheim; Basel, 1995.
8. Jörg H. Biographische Anmerkungen zu Celestin Freinet // E. Freinet. Erziehung ohne Zwang: Der Weg Celestin Freinets. - Stuttgart, 1997.
9. Jörg H. So macht Schule Freude. Freinet-Pädagogik in Tezten, Dokumenten und Bildern. - Wolfsburg, 1985.
10. Zehrfeld K. Freinet in Praxis. - Weinheim; Basel, 1979.