Инновации
УДК 336.717
секьюритизация исламских финансов
как инновация
Б. С. ДЗАНСОЛОВА,
аспирантка кафедры банковского дела E-mail: 75339@mail. ru Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов РФ
В статье проведено исследование возможной секьюритизации исламских финансов, а также выявлены проблемы, сдерживающие развитие этого процесса.
Ключевые слова: секьюритизация, банк, исламский, финансы, рынок, ограничение.
Потребность мусульманского мира в развитии национальных банков и необходимость соблюдения при этом положений шариата предрешили создание исламских банков. Основными факторами, повлиявшими на развитие исламского банкинга, явились рост численности мусульманского населения во всем мире, бурное увеличение нефтяных доходов государств Востока, принятие механизмов исламского банкинга западными странами, поддержка их на законодательном уровне и как результат -использование механизмов исламского банкинга традиционными банками и их клиентами, являющимися представителями других конфессий.
При рассмотрении структуры исламских финансов отдельной единицей выделяются банки как источники финансирования предприятий и населения исламских стран [7, с. 14-15] (см. рисунок).
Создание более 40 лет назад первого исламского банка послужило началом развития нового направления в финансовой сфере, основанного на принципах шариата. Современный исламский банкинг переживает бурное развитие, связанное с
ростом глобализации и возрастающим интересом к механизмам его работы.
На сегодня совокупный объем активов исламских финансовых институтов во всем мире составляет от 700 млрд до 1 трлн долл. США с годовым темпом роста в 15-20 % в течение последних 10 лет [5]. На мировых рынках насчитывается около 500 исламских финансовых институтов, которые предлагают широкий спектр услуг от простого розничного финансирования до сложно структурированных продуктов.
Особенностью исламской финансовой индустрии является ее явно опережающее развитие по сравнению с традиционной финансовой системой. Особенно это заметно в банковском секторе тех стран, где государственной или ведущей религией является ислам.
За последнее десятилетие эта отрасль финансов развивается бурными темпами - 15-20 % ежегодного прироста активов [3, с. 22-29]. По оценкам журнала The Banker, из общей суммы активов исламских банков почти в 450 млрд долл. на Британию приходятся 10 млрд долл., Турцию - 9 млрд, Кувейт - 24 млрд, Бахрейн - 12 млрд, Пакистан - 2 млрд, Катар - 8 млрд, ОАЭ - 33 млрд, Малайзию - 38 млрд, Индонезию - 3 млрд долл. По оценкам рейтингового агентства Standard&Poor's, исламский банковский рынок обладает семикратным потенциалом развития.
Таким образом, можно сказать, что в настоящее время принципы исламского банкинга успеш-
но применяются не только в мусульманских странах, но и в странах Европы, в США. Многие западные банки открыли и поддерживают так называемые «исламские окна» (отделения банка, занимающиеся предоставлением услуг согласно нормам шариата:
- США - диалог с Ассоциацией арабских банкиров Северной Америки;
- Великобритания - пять утвержденных исламских банков, два оператора та-кафул;
- Сингапур - исламский фонд, торгуемый на бирже;
- Гонконг - создан совет по принципам исламского финансирования;
- Индонезия - принят закон о суверенном сукуке [2, с. 168-192].
Исламское финансирование практикуется как в странах с юридической системой, полностью отвечающей нормам шариата (Иран, Саудовская Аравия, Судан и т. д.), с частично исламской юридической системой (Малайзия, Бахрейн, Пакистан и т. д.), так и в светских странах (Великобритания, Сингапур, США и т. д.) [4, с. 409-413].
В России исламский банкинг также получил развитие, и для этого были и есть основания:
• во-первых, здесь проживают около 20 миллионов этнических мусульман;
• во—вторых, Россия является страной-наблюдателем в Организации «Исламская конференция»;
• в-третьих, проводятся ежегодные мероприятия по исламским финансам: Международная инвестиционная конференция, Казанский саммит, семинары и пр.;
• в-четвертых, есть возможности для позиционирования исламских финансов как этичных. В России осуществляли и в настоящее время
осуществляют деятельность следующие финансовые исламские финансовые институты:
- банк «Бадр Форте». Учрежден в 1991 г. Из устава банка: «...имеет право осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством России и нормами международного права, используя исламские экономические технологии ведения банков-
Структура исламской финансовой системы
ского дела, не противоречащие банковскому законодательству России». Результат: в 2006 г. лицензия отозвана Банком России;
- страховая компания «Итиль». В 2004 г. было создано Управление исламского страхования, исходя из «джентльменского» соглашения с Dubai Islamic Insurance and Reinsurance Company (ОАЭ). Результат: в 2005 г. проект был закрыт;
- потребительский кооператив «Манзэл». Осуществлял финансирование покупки жилья. Результат: из-за недостаточного спроса на свои услуги вскоре прекратил существование;
- банк «Экспресс» (Дагестан). В 2006 г. начал выпускать банковские карты, процентный доход по которым перечисляется на благотворительные цели. Результат: продукт получил позиционирование как соответствующий исламу, несмотря на то, что мобилизованные по картам денежные средства используются в активных (ростовщических) операциях и банк имеет обязательство платить за использование привлеченных ресурсов;
- паевой инвестиционный фонд «Халяль». Был организован в 2006 г. компанией «Брокеркре-дитсервис». Инвестиционный портфель может формироваться лишь в соответствии со стандартами индекса Dow Jones Islamic;
- компания «Зам-Зам+» была создана для проверки на соответствие стандартам инвестиционного портфеля «Халяль». Результат: используемые стандарты не единогласно одобряются шариатскими учеными.
Следует указать, что традиционные банки также находят ряд преимуществ в использовании
финансовая аналитика
проблемы и решения
7х"
31
продуктов исламских банков. Так, в конце августа 2006 г. российский банк «ГЛОБЭКС» привлек средства по контракту мурабаха в размере 20 млн долл. от одного из старейших в мире исламских банков - Дубай Исламик Банк [1, с. 18-26]. Ранее специалисты Альфа-Банка изучали возможности выхода на исламские рынки капитала, но посчитали механизм предоставления средств, используемый в работе исламских банков, невыгодным для себя. В частности, одним из главных недостатков были названы большие сроки оформления сделок.
Финансовая глобализация открывает большое разнообразие инвестиций и позволяет риску быть переданным через национальные финансовые системы. Среди сжатой окружающей среды распространения, вызванной нехваткой инвестиционных активов и глобальной ликвидности, секьюритизация играет специальную роль в этом контексте. Однако очень немногие структурированные кредитные сделки были выполнены в странах, где совместимость рынков капитала с мусульманским правом потребовало развития соответствующих законам шариата структур1.
Исламские финансы ограничены финансовыми отношениями, вовлекающими предпринимательский инвестиционный предмет к моральному запрету:
1) на доход от процентов или ростовщичество (riba) и денежное предоставление;
2) на haram - греховную деятельность, такую как прямая или косвенная ассоциация с торговыми специализациями, вовлекающими алкоголь, свиные продукты, огнестрельное оружие, табак и взрослое развлечение;
3) на предположение, пари и азартную игру (maisir), включая спекулятивную торговлю или обмен деньгами для долга без передачи базового актива;
4) на торговлю тем же самым объектом между покупателем и продавцом (al inah);
1 Исламские финансы предусматривают, что доход должен быть получен как прибыль от общего делового риска, а не гарантируемого возвращения. Фундаментальное отличие исламского банка от неисламского состоит в полном отказе от банковских процентов, которые приравнены к ростовщичеству. Получение и оплата процентов в исламе запрещены. В отсутствие процентов как средства получения прибыли банки основываются на положении Корана: «Аллах разрешил торговлю и запретил ростовщичество» (2:275). Следовательно, исламские банки могут заниматься только беспроцентным финансированием и делают это весьма успешно.
5) на предотвратимую неуверенность ^агаг), такую как все финансовые производные инструменты и др.
Самые популярные структуры в пределах исламских финансов обычно упоминаются как сукук-связи, поддержанные любой из трех канонических форм исламских финансов (синтетические ссуды, продажа или меры разделения прибыли).
Исламские рынки капитала слаборазвиты. Религиозные ограничения на допустимые инвестиции исключают обычные формы приносящих проценты долговых финансов. Банкам, работающим согласно мусульманскому праву, запрещены эффективное финансовое посредничество и углубление рынка капитала. Тем не менее такие учреждения имеют различные формы исламских финансовых инструментов, которые фактически идентичны по сути2.
Выполнение исламской секьюритизации требует двухэтапной фундаментальной проверки -процесса, который оценивает согласие шариата в отношении следующих аспектов:
1) тип активов в основном портфеле и окупаемость инвестиций;
2) операционная структура, которая включает конфигурацию повышения кредита (и другие формы кредита и ликвидности) и передачу формы собственности.
Секьюритизация с учетом интересов мусульманского права должна быть структурирована таким образом, чтобы вознаграждала инвесторов за прямое подвергание их деловому риску, т. е. инвесторы получают акцию прибыли, соразмерной риску. Все три типа актива исламских финансов имеют преимущественное право в исламской секьюритизации. Однако нерешенные проблемы, включая ограничения на долговую торговлю или управление риском предварительной оплаты, можно минимизировать использованием в качестве имущественного залога ценных бумаг.
В отличие от обычной секьюритизации в исламской передача доли собственности не разрешает получать многократных инструментов из одного основного актива, который создает или продажу долга, изолированного потока наличности, или косвенное обязательство интереса (Абди Dualeh, 1998). Успешная попытка преодолеть эти препятствия базируется на принципах шариата, которые применяются в исламских финансах.
2 Подробно об этом см. в работе [6].
Структурированные финансы в исламской юрисдикции окружают строгие ограничения правовых рамок, которые не всегда благоприятны для секьюритизации. Хотя главные препятствия дальнейшему росту этого процесса вращаются вокруг юридической неуверенности, это влечет за собой процедурные и потенциально неблагоприятные трудности - с позиций как спроса, так и предложения.
Список литературы
1. Беккин Р. И. Методы кредитования в работе исламских банков // Банковское кредитование. 2008. № 1.
2. Беккин Р. И. Особенности функционирования исламских финансовых институтов: российский опыт // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2006. Вып. 2.
3. Петров Г. Б. Банковский бизнес по исламским правилам // Управление в кредитной организации. 2008. № 5.
4. Прудникова Ю. Исламские банки и проблема правового регулирования их деятельности в немусульманских странах (на примере Великобритании) // Проблемы современной экономики. СПб, 2005.
5. Рыкова И. Н., Андреянова Е. В. Развитие исламского банкинга и новых финансовых инструментов // Банковское дело. 2011. № 7.
6. IMF Working Paper, Monetary and Capital Markets Department, the Economics of Islamic Finance and Securitization Prepared by Andreas A. Jobst Authorized for distribution by Ceyla Pazarbasioglu. August 2007.
7. Munawar Iqbal, Ausaf Ahmad, Tariqullah Khan. Challenges Facing Islamic Banking. Jeddah, 2008.
7""
33