УДК 336.7
СЕКЬЮРИТИЗАЦИЯ ИПОТЕЧНЫХ АКТИВОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ
SECURITIZATION OF MORTGAGE ASSETS AS A CONDITION FOR MORTGAGE LENDING DEVELOPMENT IN RUSSIA
Варламова Татьяна Петровна
Varlamova Tatyana Petrovna
кандидат экономических наук, доцент, ССЭИ (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Саратов
Cand. Sc. (Economics), associate professor, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov
e-mail: taniavar@rambler.ru
В представленной статье проанализировано современное состояние рынка ипотечного жилищного кредитования в России, обоснована необходимость секъюритизации ипотечных активов коммерческих банков, определены функции секьюритизации, рассмотрены этапы и схемы секьюритизации, современные подходы к секьюритизации ипотечных активов коммерческих банков в России. Особое внимание уделено роли Агентства ипотечного жилищного кредитования (АИЖК) в развитии рынка ипотечного кредитования в условиях современной российской экономики.
Ключевые слова: ипотечное кредитование, российский рынок ипотечного кредитования, секьюрити-зация ипотечных активов коммерческих банков, АИЖК.
The paper analyzes the current state of the mortgage lending market in Russia, states the necessity of securitization of mortgage assets of commercial banks, identifies functions of securitization, and discusses stages and schemes of securitization, modern approaches to securitization of mortgage assets of commercial banks in Russia. Particular attention is given to the role of the Agency for Housing Mortgage Lending (HMLA) in the development of the mortgage lending market in Russia.
Keywords: mortgage lending, the Russian market of mortgage lending, securitization of mortgage assets of commercial banks, Agency for Housing Mortgage Lending.
Современное состояние рынка ипотечного жилищного кредитования (ИЖК) в России. Современная история ипотеки в России начинается с 1998 г. с принятия Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля 1998 г. [5].
До конца декабря 2014 г. состояние рынка ИЖК в России характеризовалось следующими отличительными особенностями.
В течение 2012 - 2014 гг. существенно увеличивалось количество кредитных организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты. Так, по состоянию на 1 января 2014 г. число участников первичного рынка ипотечного жилищного кредитования по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. возросло на 4,3% (т.е. на 27 кредитных организаций) и составило 658 участников [9].
За указанный период наблюдался динамичный рост абсолютных показателей, характеризующих объемы предоставляемых ипотечных жилищных кредитов: количество выданных ипотечных жилищных кредитов выросло за 2012 г. на 30%, за 2013 г. - на 19% (до 825 тыс. единиц) [8, 9].
За январь - август 2014 г. выдано 619 026 ипотечных кредитов на общую сумму 1070,3 млрд руб., что превосходит уровень января - августа 2013 г. на 30% в количественном и на 40% - в стоимостном выражении [10].
По итогам 2014 г. согласно предварительным оценкам специалистов на условиях ипотечного жилищного кредитования было продано более 75 млн кв. м жилья, т.е. почти 30% от общего объема проданного жилья (по новостройкам - до 50%) [10].
Продолжился рост доли ипотечных жилищных кредитов, предоставленных в рублях. По итогам 2014 г. доля рублевых кредитов в общем объеме ИЖК составила более 98%. После кризиса 2008 г. большинство российских банков отказалось от предоставления ипотечных кредитов в иностранной валюте.
В течение 2013 г. наблюдалось дальнейшее снижение ставок и сокращение первоначального взноса по ипотечным кредитам, а также либерализация условий их предоставления. В 2013 г. средневзвешенная процентная ставка по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным в рублях, составила менее 12%. Размер первоначального взноса во многих российских банках (таких как ВТБ24, Сбербанк, Россельхозбанк, РОСТбанк и др.) составлял не более 10%. Данные взяты с официальных сайтов банков и представлены в табл. 1.
В результате за 2013 г. общая задолженность по ипотечным жилищным кредитам возросла до 2,6 трлн руб., т.е. на 32,6% (за 2012 г. - на 35,0%) [8].
Однако с августа 2014 г. уровень ставок по рублевым ипотечным кредитам начал демонстрировать тенденцию к росту, вызванную высокой стоимостью фондирования для участников рынка. Ставка по кредитам, выданным в течение августа 2014 г., составила 12,3%, что на 0,1 п.п. выше уровня июля. Соответственно, средневзвешенная ставка по ИЖК на 01.10.2014 - 12,46%, на 01.01.2015 - 13,15%, т.е. по сравнению с июлем 2014 г. ставка по ИЖК возросла почти на 1% [10, 13].
Несмотря на общее ухудшение макроэкономической ситуации и замедление темпов роста рынка ипотеки, ИЖК до декабря 2014 г. оставалось одним из основных источников роста банковского кредитования. Суммарный ипотечный портфель на балансах банков продолжал расти и составлял на 01.01.2015 г. более 3 трлн 288 млрд руб., а его качество оставалось на достаточно высоком уровне, поскольку объем просроченной задолженности не превышал 4,5% [10, 13].
Вместе с тем очевидно, что развитие рынка ИЖК в России в 2015 - 2016 гг. будет в значительной степени затруднено. Так, на 01.01.2015 ипотечные жилищные кредиты предоставляли 629 кредитных организаций, т.е. число участников ипотечного кредитного рынка сократилось на 29 кредитных организаций, или на 4,4% (по сравнению с 4,3% прироста по итогам 2013 г.). В г. Саратове и области на 01.01.2015 предоставляли кредиты девять коммерческих банков.
Особую тревогу у участников ИЖК вызывает рост просроченной задолженности по уже предоставленным ипотечным кредитам. Как следует из отчета Банка России на 15.03.2015, на 01.02.2015 общий объем просроченной на задолженности по ИЖК увеличился по сравнению с состоянием на 01.01.2015 с 4,5% до 5,6% (т.е. на 24%), при этом удельный вес просроченной задолженности от 1 до 30 дней увеличился с 1,75% до 2,27% (т.е. на 29,7%), от 31 до 90 дней - с 0,61% до 0,99% (т.е. на 38,3%), от 90 до 180 дней - с 0,37% до 0,44% (т.е. на 19%) [13].
Многие отечественные и зарубежные аналитики относят к факторам, ограничивающим развитие рынка ИЖК в нашей стране, следующие:
- низкий уровень реальных доходов большей части населения и отсутствие для большинства нуждающихся возможностей привлечения приемлемых для банка гарантов и поручителей;
- высокий уровень монополизации в отраслях строительного комплекса на региональном и муниципальном уровнях при относительно низком уровне производительности труда;
- значительные административные барьеры на стадии оформления земельных участков под новое строительство на стадии подключения к коммуникациям, необходимость разнообразных согласований и, как следствие, коррумпированность (особенно на региональном и местном уровнях);
Таблица 1
Условия предоставления коммерческими банками ипотечных кредитов в 2013 г.
Сумма Срок % годовых Первоначальный взнос
ВТБ24 От 700 тыс. до 75 млн руб. До 50 лет От 11,5% От 10%
Сбербанк До 3 млн руб. До 30 лет От 12% От 10%
Россельхозбанк До 20 млн руб. До 25 лет 10,5% От 15%
Русский ипотечный банк От 600 тыс. до 18 млн руб. 5 - 25 лет 11,25 - 13,25% От 15%
Данные получены с официальных сайтов соответствующих банков. Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
- отсутствие в большинстве регионов системы социальной аренды жилья, что увеличивает спрос на рынке ИЖК, поскольку стоимость аренды жилья часто сопоставима с ежемесячными платежами по ипотечному кредиту;
- нарастающий темп инфляции (к апрелю 2015 г. по предварительным оценкам уровень инфляции в годовом исчислении составит 18 -20%) и неэффективность используемых государством мер по ее нейтрализации. В связи с этим для определенной части граждан остается актуальным приобретение жилья как средства для спасения сбережений от инфляции;
- отсутствие для большинства российских банков возможностей привлечения финансовых ресурсов на долгосрочной основе;
- высокие трансакционные издержки и ускорившийся, как уже отмечалось выше, рост процентных ставок по ипотечным кредитам. В период с середины декабря 2014 г. и до начала февраля 2015 г. многие российские банки вообще временно приостановили выдачу ипотечных кредитов;
- неэффективность развития государственных некоммерческих ипотечных программ во многих регионах;
- отсутствие в большинстве регионов альтернативных форм жилищного кредитования (в частности, популярных во многих странах Европы стройсберкасс, а также получивших развитие у нас в стране в 1970 - 1980-е гг. жилищно-строительных кооперативов) (рисунок).
Для преодоления всех вышеназванных ограничений необходима развернутая комплексная программа жилищного строительства как на федеральном, так и на региональном уровне, а также разработка системы мер государственной поддержки банков, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты, и других участников рынка ипотечного кредитования, в частности дальнейшее совершенствование нормативной базы функционирова-
ния ипотечного рынка, чтобы не допустить существенного удорожания и усложнения условий привлечения ИЖК, что неизбежно приведет к усилению социальной напряженности в обществе, сокращению объемов жилищного строительства и, как следствие, дальнейшему замедлению экономического роста. Об усложнении ситуации в секторе ипотечного кредитования свидетельствуют данные отчета о деятельности группы АИЖК начиная с августа 2014 г.
Первым шагом в этом направлении явилось принятие на заседании Правительства РФ 17 марта 2015 г. решения о поддержании ставки по ипотечным кредитам, преимущественно для новостроек, на уровне 12% годовых. Г. Греф и В. Костин поддержали инициативу Правительства России, направленную прежде всего на преодоление кризисных явлений в отраслях строительного комплекса, заявив, что готовы кредитовать ипотечные программы по названной ставке без финансовой поддержки со стороны государства. По мнению многих представителей банковского сектора экономики, несмотря на все вышеназванные проблемы, ипотечное кредитование является в настоящее время одним из немногих банковских продуктов, способных обеспечить необходимый уровень доходности банковской деятельности, однако в условиях ухудшения экономической ситуации необходимым условием увеличения объемов ипотечного банковского кредитования является секьюритизация ипотечных банковских активов.
Возможности развития рынка ИЖК на основе секьюритизации ипотечных активов. Механизм секьюритизации ипотечных банковских активов впервые был сформирован и апробирован в 1970-е гг. в США и, по сути, совершил революцию в банковском и финансовом секторах экономики. Многие специалисты называют его одной из главных инноваций XX в., давшей импульс развитию финансовых рынков.
Традиционная схема секьюритизации предполагает перевод банковских (низколиквидных) активов в более ликвидную форму, а именно - в ценные бумаги, обеспеченные денежными доходами от исходных активов, что обеспечивает распределение риска между первичным владельцем активов, гарантом и инвесторами. Однако для того, чтобы осуществить эмиссию ценных бумаг, обеспеченных ипотечными активами, необходимо накопление определенного объема (пула) ипотечных кредитов.
Возможно накопление ипотечных кредитов на балансе выдавшего их банка, однако этот
...; ипотека "Ч без ипотеки
Доля ипотечных сделок в общем объеме сделок с жильем в России по итогам 2014 г.
вариант в условиях российской экономики считается экономически нецелесообразным в связи с низкой капитализацией российских банков и одновременно высокими требованиями, предъявляемыми к ним Банком России согласно Положению № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности». В соответствии с указанным положением кредитная организация обязана осуществлять классификацию активов, чтобы обеспечить собственную финансовую надежность, выделяя сомнительные и безнадежные долги, и создавать резервы (фонды) на покрытие возможных убытков в порядке, устанавливаемом Банком России. Вследствие этого и возник механизм накапливания активов на балансе «SPV» (Special Purpose Vehicle) - специальной организации-накопителя, что позволяет устранить риски, связанные с иной деятельностью, осуществляемой банком-продавцом активов. «SPV» юридически не зависима от своего учредителя и может осуществлять виды коммерческой деятельности, строго ограниченные законодательством. После того как она приобретет у банков-оригинаторов, первоначально выдавших ипотечные кредиты, необходимое количество ипотечных активов, она эмитирует ценные бумаги, обеспеченные этими активами.
Основная функция банка-оригинатора -обслуживание выданных ипотечных кредитов, т.е. выполнение функции сервисного агента. Однако, помимо основного, может создаваться и резервный сервисный агент, приступающий к обслуживанию пула в случае утраты ликвидности банком-оригинатором. Банк, выступающий как резервный сервисный агент, должен обладать соответствующими финансовыми ресурсами, иметь безупречную репутацию и высокий кредитный рейтинг.
Формируемый на балансе «SPV» пул кредитов должен быть относительно однородным по таким важнейшим показателям, как срочность, процентная ставка, кредитные риски и ликвидность, что обеспечивает возможность расчета средневзвешенных характеристик эмитируемых ценных бумаг. В пул кредитов не должны включаться некачественные (проблемные) кредиты, поэтому многократно возрастают требования к унификации и стандартам кредитования, что обеспечивает минимизацию возможных рисков и надежность ценных бумаг. В связи с этим банк-оригинатор должен осуществить разделение выданных кредитов по соответствующим группам.
Затем осуществляется непосредственная продажа активов «SPV», которая продает их ипотечному (платежному) агенту, т.е. организации, осуществляющей эмиссию ипотечных ценных бумаг, наиболее важной характеристикой которых с экономической точки зрения является разделение эмитированных ценных бумаг на старшие и младшие транши.
Продажа активов для банка-оригинатора имеет большое значение из-за воздействия на баланс ссудодателя, так как позволяет соблюсти международные требования по ведению бухгалтерского учета (GAAP) и нормативные требования Банка России по достаточности капитала.
Размещение ценных бумаг проводится при взаимодействии следующих участников: эмитента ценных бумаг, андеррайтера (подписчика на определенный пакет эмитированных ценных бумаг), рейтинговой компании, страховой компании (гаранта), юридической и аудиторской фирм - с определенным размером вознаграждения каждому участнику. Подготавливается информационный меморандум для потенциальных инвесторов.
Выпуски ипотечных ценных бумаг обычно разделяются на старшие и младшие транши, главное различие между которыми - в очередности исполнения обязательств. По старшим траншам обязательства исполняются в первую очередь (т.е. они менее рискованны для инвесторов), затем - по младшим (более рискованным).
Эмитированные ипотечные ценные бумаги размещаются на фондовом рынке, а денежные средства, вырученные от их реализации, поступают банку-оригинатору, который в дальнейшем аккумулирует выплачиваемые заемщиками по кредитам денежные средства для уплаты процентов по эмитированным ценным бумагам и их погашения.
Помимо классической, существует так называемая синтетическая секьюритизация, при проведении которой пул кредитов не продается специальному юридическому лицу, а лишь выделяется на балансе банка-оригинатора. При синтетической секьюритизации происходит передача риска, связанного с активами, а не самих активов. Изоляция секьюритизируе-мых активов от риска банкротства банка-ори-гинатора при этой схеме осуществляется посредством отделения пула кредитов от общей конкурсной массы при банкротстве банка-оригинатора и закрепления в законодательстве первоочередного права инвесторов - держателей эмитированных в процессе секъюри-тизации ипотечных ценных бумаг на данный
пул активов по сравнению с другими кредиторами.
Одной из самых важных причин секьюри-тизации банковских активов является относительно высокая стоимость заемного капитала в силу недостаточно развитого национального банковского сектора и фондового рынка. Выход кредитных организаций на рынок ипотечных ценных бумаг позволяет им постоянно восполнять недостаток кредитных ресурсов, привлекая средства на более выгодных условиях.
Таким образом, основными преимуществами секьюритизации ипотечных банковских активов являются:
- возможность рефинансирования ипотечных кредитов;
- повышение уровня ликвидности банка-кредитора;
- снижение уровня кредитного риска для банков-кредиторов;
- повышение доходности банковских операций на основе снижения стоимости заимствований;
- возможность участия в ипотечном кредитовании относительно малых банков, у которых, как правило, нет доступа к недорогим долгосрочным ресурсам и которые поэтому не имеют возможности держать на своем балансе ипотечные активы.
Таким образом, значимость секьюритиза-ции ипотечных банковских активов сложно переоценить. Однако эффект от секьюритиза-ции ипотечных активов не ограничивается банковским сектором экономики, а имеет масштабный макроэкономический характер, поскольку секьюритизация позволяет более эффективно распределить риски по всему финансовому сектору, мобилизовать средства пенсионных, страховых и инвестиционных фондов, других инвесторов, вкладывающих денежные средства в ипотечные ценные бумаги. Возникает «эффект мультипликатора от секьюритизации».
Однако у механизма секьюритизации есть и определенные недостатки. Основным недостатком секьюритизации как способа рефинансирования кредитов для банка является сложность организации сделки и, как следствие, ее высокая стоимость, что обусловливает необходимость формирования крупного пула кредитов (более 100 млн руб.) для достижения экономической эффективности сделки. Кроме того, из объективной сложности сделки вытекает ее зависимость от законодательства страны, в которой она осуществляется.
Рынок секьюритизации российских банковских активов является одним из наиболее
быстроразвивающихся сегментов финансового рынка. В настоящее время он представлен тремя основными сегментами.
Первый связан с трансграничной секьюри-тизацией, поскольку большинство компаний-эмитентов до 2014 г. размещали секьюритизи-рованные облигации на внешнем рынке (так называемая трансграничная секьюритизация, когда «ЭРУ» зарегистрирована вне территории РФ). Ориентация эмитентов на внешний рынок была связана в первую очередь с недостаточным уровнем развития внутренней инвестиционной базы и проблемами в законодательстве. Однако доступ облигаций российских эмитентов на внешний рынок в настоящее время существенно ограничен в связи с введенными санкциями, а также снижением кредитных рейтингов страны в целом и отдельных компаний.
Второй сегмент - локальная секьюритиза-ция - регламентирован российским законом «Об ипотечных ценных бумагах» [3]. Новые возможности локальной секьюритизации, связанные с внесением существенных изменений в нормативные акты, регламентирующие функционирование российского рынка ценных бумаг, будут рассмотрены ниже.
Третий - секьюритизация с использованием механизма закрытых паевых инвестиционных фондов. Она осуществляется на основе Закона «Об инвестиционных фондах» и, по мнению экспертов, имеет в настоящее время большой потенциал [4].
Перспективы развития рынка секьюрити-зации в России связаны с поиском внутренних источников рефинансирования ипотеки, расширением присутствия на рынке пенсионных фондов, страховых компаний, крупных корпоративных инвесторов [12].
Совершенствование рефинансирования ИЖК в России. В условиях дальнейшего сокращения реальных доходов значительной части населения ипотечные кредиты могут стать доступными для большинства нуждающихся только в том случае, если доход потенциальных заемщиков будет достаточен для осуществления ежемесячных выплат по кредитам без значительного ущерба для текущего потребления. По предварительным оценкам ипотечные кредиты становятся доступными, если ежемесячные выплаты по ним не превышают 30 -50% от совокупного дохода семьи. Минимизация выплат может быть достигнута за счет снижения процентной ставки, уменьшения суммы кредита и увеличения его срока.
В России повышение доступности ипотечных кредитов опирается на снижение надбавки за риск. Оно обеспечивается тем, что основ-
ные риски ипотечного кредитования принимает на себя государство: частично за счет предоставления ипотечных кредитов государственными банками (такими как ОАО «Рос-сельхозбанк) и банками с государственным участием (такими как ОАО «Сбербанк России», ВТБ24), частично - за счет использования схемы вторичного ипотечного рынка. Ее суть заключается в том, что ипотечный кредит выдается коммерческим банком, а затем продается (иногда через посредника, иногда - напрямую) государственной организации - АИЖК, которая и выступает в качестве «ЭРУ» [7]. Соответственно, процесс передачи ипотечных кредитов непосредственно АИЖК либо ипотечным агентам обеспечивает секьюритиза-цию (т.е. защиту от кредитных рисков) ипотечных активов кредитующего банка.
АИЖК финансирует кредиты за счет выпуска собственных долговых обязательств, гарантированных государством, т.е. фактически за счет государственного долга. Таким образом, АИЖК привлекает для финансирования ипотечных кредитов самые дешевые ресурсы, которые можно найти на рынке, а именно -средства, вкладываемые в наименее доходные (но и наименее рискованные) государственные ценные бумаги. Долговые обязательства, выпускаемые АИЖК, обычно рассчитаны на срок до 30 лет. Соответственно, кредит (в случае, если он досрочно не погашается) финансируется в течение срока его жизни за счет пяти выпусков долговых обязательств Агентства. Выпуская обязательства со сравнительно небольшим сроком, АИЖК дополнительно снижает стоимость ресурсов, однако при этом берет на себя, помимо кредитного, еще и процентный риск. Принимая на себя основные риски ипотечного кредитования и не устанавливая при этом соответствующей надбавки за риск, государство фактически субсидирует все ипотечные кредиты на сумму этой надбавки. В результате обеспечивается предложение ипо-
течных кредитов населению на относительно приемлемых условиях.
За девять месяцев 2014 г. в рамках реализации специальных ипотечных программ (таких как «Молодая семья», «Военная ипотека», «Материнский капитал», «Молодые учителя», «Молодые ученые» и т.п.) Агентство рефинансировало 9505 ипотечных кредитов на сумму 17,8 млрд руб. Средневзвешенная ставка выкупа АИЖК ипотечных жилищных кредитов за девять месяцев 2014 г. составила 10,8%, а по специальным продуктам - 10%. Было осуществлено 12 выпусков ипотечных ценных бумаг (жилищных облигаций с ипотечным покрытием, далее - ИЦБ) на общую сумму 108 млрд руб. Из них с той или иной формой участия АИЖК было проведено девять сделок на сумму 47,2 млрд руб. (43,7% от общего объема выпущенных ИЦБ).
По состоянию на 01.10.2014 объем заключенных АИЖК контрактов на выкуп старших выпусков ИЦБ составил 35,13 млрд руб. По состоянию на 01.10.2014 совокупный объем предоставленных АИЖК целевых займов на накопление ипотечного покрытия и завершение сделок секьюритизации составил 30,2 млрд руб. АИЖК было предоставлено семь поручительств по ипотечным ценным бумагам третьих лиц на общую сумму 10,4 млрд руб. За девять месяцев 2014 г. АИЖК выступило в роли резервного сервисера в шести сделках секью-ритизации на общую сумму 19,5 млрд руб. [10].
В рамках реализации программы «Жилье для российской семьи» на 17.10.2014 АИЖК заключено 61 соглашение об обеспечении строительства жилья экономического класса объектами инженерно-технического обеспечения. В соответствии с соглашениями общий объем жилья экономического класса, планируемого к вводу в эксплуатацию в срок до 01.07.2017, составляет 18,8 млн кв. м [10].
Согласно данным Банка России общий объем рефинансированных ИЖК на 01.01.2015 представлен в табл. 2 [13]:
Дата Рефинансирование ИЖК с продажей пула ИЖК (прав требований по ИЖК), млн руб. Объем привлеченных средств при продаже пула, млн руб. Рефинансирование ИЖК с сохранением актива на балансе банка, млн руб. Объем привлеченных средств при сохранении актива на балансе банка, млн руб.
Без формирования дополнительного финансового инструмента С дальнейшей эмиссией ипотечных ценных бумаг
01.01.2014 84 329 109 872 110 240 34 294 33 300
01.07.2014 34 166 18 096 18 530 11 332 11 000
01.01.2015 124 942 100 894 111 406 42 312 35 700
14 марта 2014 г. состоялась Всероссийская конференция «Секьюритизация ипотечных и неипотечных активов. Перспективы российского рынка», организованная агентством «Media Business Solutions» при поддержке ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию». Как отметил вице-президент Ассоциации региональных банков России Олег Иванов, «сейчас происходят самые масштабные за последние 15 лет изменения банковского законодательства, появилась возможность осуществлять сделки, которых ранее просто не было в российском законодательстве» [11]. Это связано с тем, что в декабре 2013 г. были приняты федеральные законы № 379-ФЗ и № 367-ФЗ [1, 2], которые значительно расширяют возможности выпуска ценных бумаг, обеспеченных ипотечными и иными видами кредитов. В частности, закон № 379-ФЗ (на этапе разработки известный как «Закон о се-кьюритизации»), вступивший в силу с 01.07.2014, регулирует широкий круг вопросов: сделки секьюритизации прав требования, проектного финансирования, выпуск облигаций, обеспеченных залогом прав требования, особенности новых видов банковских счетов (эскроу, номинальных и т.д.).
Основная задача, по единодушному мнению участников конференции, - стандартизация сделок высококачественной секьюритиза-ции. С этой целью необходимо внедрить рыночный стандарт сделок, в том числе определить допустимые активы, которые могут быть включены в сделки, требования к их структуре, правила ответственного кредитования, стандарты уставных документов «SPV», типовые договоры по сделкам и т.п.
В работу ипотечных агентов также внесены существенные изменения, позволяющие
несколько диверсифицировать риски их деятельности. В частности, расширен перечень видов деятельности соответствующих организаций (добавлена возможность страхования, совершения иных сделок, снижающих риски потерь). Кроме того, ипотечное агентство может теперь создаваться в формате ООО (ранее разрешалась регистрация только в форме акционерных обществ). Отменены требования по поддержанию чистых активов ипотечного агента, что позволяет успешно изолировать активы ипотечного агента до полного исполнения обязательств по облигациям. Ранее ипотечный агент мог быть ликвидирован в случае появления отрицательных чистых активов, даже если он еще не исполнил все обязательства по облигациям. Теперь это невозможно. Кроме того, ранее любой кредитор ипотечного агентства мог обратиться с заявлением о его банкротстве. Теперь это право принадлежит только представителю владельцев облигаций на основании решения их общего собрания. Принят и ряд других положений, способствующих защите прав держателей ипотечных облигаций, что, по мнению участников конференции, несомненно, будет способствовать дальнейшему развитию рынка ипотечного кредитования [11].
Как отмечается в Законе Саратовской области «Об ипотечном жилищном кредитовании», ипотечные жилищные кредиты должны в ближайшем будущем стать доступными для большинства граждан. Добиться этого можно за счет специальных механизмов, которые увязывают интересы всех участников рынка и создают гарантии для выполнения принятых обязательств [6].
Библиографический список (References)
1. Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Federal'nyy zakon ot 21 dekabrya 2013 g. № 379-FZ «O vnesenii izmeneniy v otdel'nyye zakonodatel'nyye akty Rossiyskoy Federatsii». [Federal Law of 21 December 2013 № 379-FZ «On Amendments to Legislative Acts of the Russian Federation].
2. Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 367-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».
Federal'nyy zakon ot 21 dekabrya 2013 g. № 367-FZ «O vnesenii izmeneniy v chast' pervuyu Grazhdanskogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii i priznanii utrativshimi silu otdel'nykh zakonodatel'nykh aktov (polozheniy zakonodatel'nykh aktov) Rossiyskoy Federatsii». [Federal Law of 21 December 2013 № 367-FZ «On Amendments to Part One of the Civil Code of the Russian Federation and Repeal of Certain Legislative Acts (Provisions of Legislative Acts) of the Russian Federation».]
3. Федеральный закон от 11.11.2003 № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» (с изм. и доп.).
Federal'nyy zakon ot 11.11.2003 № 152-FZ «Ob ipotechnykh tsennykh bumagakh» (s izm. i dop.). [Federal Law
of 11.11.2003 № 152-FZ «On Mortgage Securities (revised and extended).]
4. Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (с изм. и доп.).
Federal'nyy zakon ot 29.11.2001 № 156-FZ «Ob investitsionnykh fondakh» (s izm. i dop.). [Federal Law of 29.11.2001 № 156-FZ «On Investment Funds» (revised and extended).]
5. Федеральный закон Российской Федерации «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля 1998 г. (с изм. и доп.).
Federal>nyy zakon Rossiyskoy Federatsii «Ob ipoteke (zaloge nedvizhimosti)» ot 16 iyulya 1998 g. (s izm. i dop.). [Federal Law of the Russian Federation «On Mortgage (mortgage security)» of 16 July 1998 (revised and extended).]
6. Закон Саратовской области № 17-ЗСО от 07.02.2008 «Об ипотечном жилищном кредитовании». Zakon Saratovskoy oblasti № 17-ZSO ot 07.02.2008 «Ob ipotechnom zhilishchnom kreditovanii». [Law of the
Saratov region № 17-ZSO dated 07.02.2008 «On Mortgage Lending».]
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.1996 № 1010 об учреждении ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию».
Postanovleniye Pravitel>stva Rossiyskoy Federatsii ot 26.08.1996 № 1010 ob uchrezhdenii OAO «Agentstvo po ipotechnomu zhilishchnomu kreditovaniyu» [Resolution of the Government of the Russian Federation of 26.08.1996 № 1010 on the establishment of «Agency for Housing Mortgage Lending».]
8. Годовой отчет Банка России за 2013 г. URL: www.cbr.ru. С. 27.
Godovoy otchet Banka Rossii za 2013 g. [Annual Report of the Bank of Russia for 2013]. URL: www.cbr.ru. S. 27.
9. Годовой отчет Банка России за 2012 г. URL: www.cbr.ru. С. 31.
Godovoy otchet Banka Rossii za 2012 g. [Annual Report of the Bank of Russia for 2012]. URL: www.cbr.ru. S. 31.
10. Отчет АИЖК за 9 месяцев 2014 г. URL: http://www.ipocred.ru/events/news/3417-razvitie-rynka-ipotechnogo-kreditovaniya-i-deyatelnost-aijk.
Otchet AIZHK za 9 mesyatsev 2014 g. [Report of Agency for Housing Mortgage Lending for 9 months of 2014]. URL: http://www.ipocred.ru/events/news/3417-razvitie-rynka-ipotechnogo-kreditovaniya-i-deyatelnost-aijk.
11. URL: http://www.event-mbc.ru/sekyuritizatsiya-ipotechnyih-i-neipotechnyih-aktivov.
12. URL: www.klerk.ru|bank|artikles|100674.
13. URL: www.cbr.ru /statistics/UDStataspk.
УДК 336.0/.5
НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ
TAX REGULATION OF FINANCIAL AND ECONOMIC SECURITY
Кириллова Ольга Святославовна
Kirillova Olga Svyatoslavovna
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой налогов и налогообложения, ССЭИ (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Саратов
PhD. (Economics), professor, head of the department of taxes and tax regulation, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov
e-mail: okirill2008@mail.ru
В статье основное внимание уделено инструментам и направлениям налогового регулирования в масштабах страны и отдельных территорий. Основная идея автора заключается в том, что в современных условиях любые мероприятия налогового регулирования должны быть сопряжены с вопросами финансовой безопасности, базироваться на необходимости обеспечения устойчивости и стабильности экономического развития территорий.
Ключевые слова: экономическая безопасность, налоги, налоговый федерализм, налоговые льготы, налоговая политика.