УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ
Вестник Омского университета. Серия «Право». 2010. № 2 (23). С. 124-128.
УДК 343
СЕКТАНТСТВО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
SECTARIANISM FROM THE PERSPECTIVE OF CRIMINAL LEGISLATION
М.С. ФОКИН (M.S. FOKIN)
С позиций уголовного законодательства рассматриваются признаки религиозных сект и мировоззренческих объединений, их деятельность.
Ключевые слова: религия, мировоззрение, секта, уголовная ответственность.
In the present article signs of religious sects and worldview associations and their activity are considered from a position of the criminal legislation.
Key words: religion, worldview, sect, criminal responsibility.
Именем Бога часто пытались и пытаются прикрыть различные по степени тяжести и способу совершения преступления.
Виновные в их совершении доказывают, что действовали во имя и на основе Его указаний, а равно во благо каких-либо религиозных ценностей. Подобные случаи не всегда свидетельствуют о противозаконности исповедуемого ими вероучения. Очень часто личные интерпретации какой-либо религии меняют её подлинный смысл, превращая подлинно духовное в суррогат, ложную конъюнктурную полезность.
Определяя границы дозволенного поведения в отношениях государства и религии, С.В. Познышев указывает, что «...недопустимы такие формы проявления религиозных убеждений, которые заключают в себе какое-либо преступление. Недопустимо, в частности, и уклонение во имя религиозных убеждений от выполнения обязанностей, в общих интересах налагаемых государством на отдельных лиц, например, от платежа налогов, воинской повинности и т. п. . ни одно государство не может поставить исполнение в
общих интересах предъявляемых им к личности требований в зависимость от убеждений этой личности» [1].
Исходя из этого, под приемлемой и допускаемой религией предполагается понимать ту, которая не поощряет совершение преступлений, не призывает к этому своих последователей, а равно вырабатывает у них позитивное отношение либо никаким образом не влияет на отношение последователей данной религии к выполнению ими своих гражданских обязанностей. Соответственно, преступная религия определяет обратные действия: поощряет совершение преступлений, призывает своих последователей (адептов) к совершению данных деяний, а равно побуждает либо принуждает к отказу от реализации гражданских прав и невыполнению гражданских обязанностей.
Любая преступная религия останется лишь безжизненной доктриной, если отсутствует субъект реализации, претворения в жизнь её догматов, основ вероучения. В качестве такого субъекта может выступать религиозное объединение, исповедующее данную религию.
© Фокин М.С., 2010
Не следует в то же время автоматически признавать преступными религии, если субъекты, их исповедующие, в процессе своей деятельности умышленно допускают нарушения законодательства. Зачастую в своей деятельности данные объединения действуют на основании собственных святых книг, догматов руководителей объединений, которые, провозглашая себя последователями какой-либо религии, полностью изменяют основы её вероучения вплоть до противоречащих первоначальным. В научной и публицистической литературе (как современной, так и дореволюционной; как отечественной, так и иностранной) подобные объединения именуют сектами. При этом слову изначально придается негативный, отрицательный смысл, а внимание акцентируется на противоправной характеристике не только функционирования, но и фактического существования такого объединения. При этом отсутствуют критерии, позволяющие отделить секту в религиозном и правовом смысле.
Наряду с понятием «секта» используются также и понятия «ересь», «раскол», «деструктивный культ» и другие. Для усиления смысловой нагрузки иногда используют такое понятие, как «тоталитарная секта» [2]. Так как данными понятиями оперируют не только публицисты, церковнослужители, но и правоведы, следует выяснить смысл данных понятий.
Согласно толковым словарям под сектой понимается либо религиозное объединение, отделившееся от какого-нибудь вероучения или принявшее свое вероучение, либо группа лиц, замкнувшаяся в своих мелких, узких интересах [3]. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона под сектой предлагает понимать «организованное общество людей, разномыслящих с господствующей церковью, но согласных друг с другом в религиозном отношении» [4]. Остальные из вышеперечисленных понятий признаются исследователями синонимами, хотя и с определенными оговорками [5].
Как видно из определений, никакой правовой характеристики они в себе не содержат. Однако воспринимается подобное религиозное объединение как посягающее на личность и права граждан, т. е. носящее преступный характер. Действительно, сущест-
вуют государства (например, Германия, Швейцария, Китай, Канада и др. [6]), законодатель которых знает такой вид религиозных объединений и оперирует им при создании норм права, но в Российской Федерации при характеристике данных видов религиозных объединений принято не обозначать их конкретным термином, а лишь называть, частично раскрывая содержание (религиозное объединение, посягающее на личность и права граждан).
Описывая сущность российского сектантства, А.М. Бобрищев-Пушкин писал: «Глубоки и грозны русские овраги: расколовшись не на две, а на десятки и сотни частей, все дальше расходятся, отделяясь друг от друга, холмистые участки русского православного плоскогорья, все стремительнее низвергается в темную глубину весенняя вода, роет и подрывает дно и растут овраги и в глубь, и в ширь, и в длину» [7].
Характеристика любого явления предполагает выяснение его признаков. Возможно ли установление исчерпывающего перечня критериев, на основании которого можно было бы отнести религиозное объединение либо к действующим преступно, либо функционирующим в полном соответствии с нормами права? Безусловно, выделение таких критериев свело бы к минимуму усилия, затрачиваемые на борьбу с религиозными объединениями, посягающими на личность и права граждан. Достаточно было бы лишь сопоставления указанных параметров и характеристик деятельности религиозного объединения. Соответствие уже одного признака автоматически влекло бы за собой признание деятельности религиозного объединения противоправной.
На наш взгляд, любая попытка установления подобного перечня будет сведена к констатации и раскрытию содержания одного условия: обязательного соответствия организации, принципов функционирования и непосредственно деятельности религиозного объединения нормам действующего законодательства. Кроме того, ни одно религиозное объединение, стремящееся к официальному осуществлению своих целей на территории государства, не будет в основах своего вероучения излагать позиции, соответствующие характеристикам религиозного объединения,
посягающего на личность и права граждан. В противном случае это объединение изначально ставит свое вероисповедание в целом и себя в частности не только вне правовой защиты, но и в положение незаконного существования.
В связи с этим возникает вопрос о возможности законодательно предусмотреть полный (исчерпывающий, но дополняемый) список религиозных объединений, деятельность которых запрещена на территории Российской Федерации (тем более что подобный положительный опыт уже имеется в других государствах - Франции, Греции, Австрии, Германии и др.). Положительный ответ на этот вопрос возможен лишь в случае создания системы государственного контроля за деятельностью религиозных объединений. Причем контроль этот должен состоять не только и не столько в государственной регистрации религиозных объединений, а также -и это главное - в координации деятельности всех государственных органов, которые в ходе своей работы соприкасаются с деятельностью религиозных объединений. Данному координирующему органу, на наш взгляд, должна вменятся в обязанность регистрация всех нарушений, допускаемых каждым из действующих на территории России религиозных объединений. Таким образом, каждое из объединений будет функционировать по накопительной системе, т. е. до определенного суммарного предела нарушений с его стороны. Достижение данного предела является основанием для ликвидации религиозного объединения.
В Японии, где религиозные объединения отличаются крайне экстремистским характером и агрессивностью по отношению к инакомыслию, по сообщению ИТАР-ТАСС от 15 августа 2000 г., в декабре 1999 г. был принят закон.
В соответствии с положениями данного нормативно-правового акта религиозные организации, среди последователей которых за последние десять лет имелись массовые самоубийства, становятся на специальный учет. Такой учет кроме обязанности объединений предоставлять каждые три месяца отчет о своей деятельности, включает также право свободно, без получения предварительной санкции, производить обыски в при-
надлежащих такому объединению помещениях. Доклады (так именуются ежеквартальные отчеты о деятельности) приносятся в следственное управление общественной безопасности.
В пользу создания органа контроля и надзора за деятельностью религиозных объединений свидетельствует также и единство банка информации о каждом из объединений (включая информацию об их функционировании за границей Российской Федерации). Оно позволило бы избежать возможности перерегистрации религиозных объединений, запрещенных на территории России, под другим наименованием, с сохранением прежних основ вероучения, целей и принципов деятельности. Подобная практика не привела бы к нарушениям, подобному тому, когда религиозной организации «АУМ Синрике» Федеральным управлением юстиции было отказано в регистрации в г. Москве в качестве централизованной религиозной организации [8], но после подачи документов под другим наименованием в Московское управление юстиции они были зарегистрированы как местная религиозная организация. Последствия деятельности этого религиозного объединения в г. Москве широко известны: массовые самоубийства и нарушенное психическое здоровье последователей.
Кажущаяся трудность в создании органа, осуществляющего контроль за деятельностью всех религиозных объединений на территории Российской Федерации, будет разрешена с появлением первых наработок по каждому объединению и компенсирована постепенным развитием системы религиозной безопасности в России. В системе органов государственной власти комитет по контролю за деятельностью религиозных объединений необходимо создавать, на наш взгляд, при Министерстве юстиции РФ.
Необходима корректировка и основ деятельности религиозных объединений. В качестве примера можно привести положение, содержащееся в Конституции Китайской Народной Республики, принятой 4 декабря 1982 г. Статья 36 Основного закона КНР предусматривает: «Религиозные организации и религиозные дела свободны от иностранного контроля» [9]. Соблюдение этого конституционного принципа поставлено на жесткий
контроль со стороны государственных органов безопасности. Кроме того, правительство периодически издает список запрещенных религиозных объединений. Сама принадлежность (вне зависимости от выполняемой роли) к таким объединениям уже является основанием, достаточным для привлечения к уголовной ответственности. Так, по сообщению ИТАР-ТАСС от 24 августа 2000 г. в Китайской народной республике состоялся суд над членами запрещенной постановлением Правительства КНР религиозной организации «Фалуньгун». 151 последователь был осужден к различным срокам лишения свободы [10].
В Российской Федерации в последнее время также наметилась тенденция по разграничению государственной политики в отношении традиционных для нашей страны конфессий и возникших либо привнесенных на территорию России в последнее время, т. е. получившие распространение во второй половине XX в. [11].
Государство как механизм реализации и соблюдения прав граждан не может мириться с негативными проявлениями и извращенными трактовками права на свободу совести и свободу вероисповедания. Но, имея в своей структуре аппарат принуждения, государство может не только признавать те или иные религии преступными, но и предусматривать ответственность за их исповедание, особенно если на почве подобного рода побуждений совершаются преступления.
1. Познышев С. В. Религиозные преступления с точки зрения религиозной свободы. - М., 1906. - С. 118.
2. Под тоталитарными сектами понимаются
религиозные объединения с жесткой структурой, имеющие обожествленного лидера или верхушку, применяющие методы по контролированию сознания своих членов и удерживанию их, жестко регламентирующие все аспекты их жизни, использующее обманные методы при вербовке и др. (Дворкин А. Сек-товедение: тоталитарные секты. - Нижний Новгород, 2000. - С. 35). К особенностям тоталитарных сект, отличающих их от «других групп, манипулирующих сознанием своих членов» относят следующие: беззаветная
преданность лидеру группы, детальная регламентация всех сфер жизни членов религиозного объединения, наличие у объединения признаков коммерческого культа, отсутствие
механизмов ответственности лидера, разрыв социальных связей участников религиозного объединения, непримиримость к инакомыслию. (См.: Дворкин А. Сектоведение: тоталитарные секты. - С. 42-43).
3. Ожегов С. И. Словарь русского языка : 70000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. - М. : Рус. яз., 1989. - С. 708 (См. также: Даль Вл. Толковый словарь живого великорусского языка. - Т. 4. -М. : Рус. яз., 1991. - С. 171; Толковый словарь ХХ века. Языковые изменения / под ред. Г. Н. Скляревской. - СПб. : Фолио-Пресс, 1998. - С. 579; Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Малый толковый словарь русского языка. -М. : Рус. яз., 1993. - С. 527-528 и др.).
4. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. - М. : Терра, 1992. - Т. 57. -С. 324.
5. Так, например, «между сектой и ересью та разница, что вторым словом обозначается не столько совокупность лиц, следующих известному учению, сколько содержание самого учения» (Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Указ соч. - С. 324).
6. Так, например, в Германии наряду с понятием «секта» используется термин «молодежные религии» со сходным содержанием. При характеристике молодежных религий исследователи прежде всего обращают внимание на их агрессивный характер и нарушение этими религиозными объединениями законодательства о свободе совести (см., напр.: Gasper H., Mueller J. und andere. Lexikon der Sekten, Sondergruppen und Weltanschauungen. - Verlag Herder, 1993. - S. 880-885, 949-957 и др.; Valentín F. Christliche Sekten // Handwoer-terbuch religioeser Gegenwartsfragen. - Freiburg, 1986. - S. 428-433; HummelR. Die sogenannten Jugendreligionen als religioese und ge-selschaftliche Phaenomene // Essener Geschpae-che zum Thema Staat und Kirche. 19. - Muen-ster, 1985. 64 и др.).
7. Бобрищев-Пушкин А. М. Суд и раскольники-сектанты. - СПб. : Сенатская типография, 1902. - С. 1.
8. На основании заключения экспертизы была
установлена опасность исповедания данного учения для психического здоровья исповедующих. В заключении медицинской комиссии под председательством руководителя клинического отделения Московского НИИ психиатрии Ю. И. Полищука отмечается, что деятельность таких организаций, как «АУМ Синрике», «сопровождается нанесением
серьезного ущерба психическому, физическому, нравственному здоровью человека и личности. ... Фактически людей доводят до психического самоуничтожения». (Цит. по: Егорцев А. Ю. Тоталитарные секты: свобода от совести. - М. : Сектор, 1997. - С. 7).
9. Конституции зарубежных стран : сборник. -М. : Юрлитинформ, 2000. - С. 343.
10. По оценкам исследователей численность последователей этого религиозного объединения, являющего собой смесь буддизма и оккультизма, составляет около 2 100 тыс. чело-
век (примерно 1 600 из них уже покончили жизнь самоубийством).
11. См., напр.: КазанникА. И. Этноконфессио-нальная безопасность Омской области // Регион-Плюс. - 1998. - № 1 (3).