Антон Заруцкий
Сектант, миссионер, филантроп: микроистория оренбургского субботника Петра Маклакова
DOI: https://doi.org/lO.22394/2073-7203-2020-38-3-223-236 Anton Zarutsky
Sectarian, Missionary, Philanthropist: A Microhistory of the Orenburg Sabbaterian Pyotr Maklakov
Anton Zarutsky — Orenburg State Pedagogical University (Russia). forazi5@yandex.ru
Drawing upon materials from the State Archive of the Orenburg Region, the article reconstructs the biography, religious views and practices of the peasant Pyotr Maklakov, who "dropped out of Orthodoxy into the Sabbaterian sect" and actively propagated "the Jewish faith" among the inhabitants of the Orenburg district in the late 19th — early 20th centuries. Particular attention is paid to the reasons for such "deviation" (conversion) to Judaizers, the methods of spreading Judaism among the peasants, discussions between the followers of the Sabbaterian sect and Christian Orthodoxy, the circumstances of bringing the sectarian to legal responsibility. The author traces the evolution of religious practices of Pyotr Maklakov and his inner circle. Since he was twice prosecuted by secular and ecclesiastical authorities with an interval of ten years, the archival documents reflect the gradual transition of the sectarian from a "Jewish faith," spontaneously reconstructed from Christian sources, to Orthodox Judaism with its normative practices and prayer in Hebrew according to Sid-dur. The author also shows a contradictory combination of normative Jewish practices with active missionary activity unusual for rabbinical Judaism.
Keywords: Subbotniks, Judaizers, sects, religion, Judaism, missionary work.
Заруцкий А. Сектант, миссионер, филантроп: микроистория оренбургского субботника Петра Маклакова // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. № 38(3). С. 223-236. 2 23 Zarutsky, Anton (2020) "Sectarian, Missionary, Philanthropist: A Microhistory of the Orenburg Sabbaterian Pyotr Maklakov", Gosudarstvo, religiia, tserkov' v Rossii i za rubezhom 38(3): 223-236.
В ПРОЦЕССЕ изучения «старого русского сектантства» в Оренбургской губернии в середине XIX — начале XX века я столкнулся с тем, что в историографии практически отсутствуют исследования субботничества в регионе. В дореволюционный период в «Оренбургских епархиальных ведомостях» в 1897 и 1899 годах вышли статьи противосектантских миссионеров М. Головкина1 и Н. Гринякина2, посвященные публичным собеседованиям с иудействующими жителями хутора Угличанина — переселенцами из Саратовской губернии.
В сборник «Протестантизм в Оренбургском крае: история и современность», который был опубликован в 2013 году к 245-летию образования первой протестантской общины в регионе, вошла статья В.В. Ежкова «Адвентисты Оренбуржья: история и вероисповедная практика»3. В ней приводятся данные о количестве субботников в Оренбургской губернии по состоянию на начало XX века и выделяются их вероисповедные принципы, по мнению автора, сходные с адвентизмом. Однако сведений о связи субботников и адвентистов в регионе В.В. Ежков не приводит, а следовательно упоминание об иудействующих сектантах в данной публикации преследует лишь цели конфессиональной апологетики.
В кандидатской диссертации челябинского исследователя Д.Г. Корикова «Государство, церковь и сектантство в России во второй половине XIX — начале XX в. (на примере Южного Урала и Приуралья)»4 тема субботничества не рассматривается. Возможно, это связано с разделением русских сект на мистико-экстатические и движения протестантского типа, которого придерживается автор. Очевидно, что субботников нельзя отнести ни к протестантам, ни к экстатикам.
1. Головкин М. Вечер у субботников // Оренбургские епархиальные ведомости. Г. 25 1897, № 1-24. 1897. С. 117-125.
2. Гринякин Н. Сектанты Оренбургского уезда и их самозащита // Оренбургские епархиальные ведомости. Г. 27 1899, № 8 (15 апр.). 1899. С. 333-344.
3. Ежков В.В. Адвентисты Оренбуржья: история и вероисповедная практика // Протестантизм в Оренбургском крае: история и современность. Материалы Международной и Всероссийской научно-практических конференций. Оренбург: ИПК «Университет», 2013. С. 320-329.
4. Кориков Д.Г. Государство, церковь и сектантство в России во второй половине XIX — начале XX в. (на примере Южного Урала и Приуралья): диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Специальность: 07.00.02 — Отечественная история. Челябинск, 2011.
В крупных исследованиях движения русских иудействущих, в первую очередь, в кандидатских диссертациях Т.И. Хижей5 и А.Л. Львова6, а также в монографии А.Л. Львова «Соха и Пятикнижие: русские иудействующие как текстуальное сообщество»7 рассматривается субботничество преимущественно в регионах, где оно возникло и было наиболее распространено. Речь идет о Воронежской, Саратовской, Астраханской и других губерниях Юга и Центра России. Оренбургское субботничество, появившееся сравнительно поздно и находившееся на глубокой периферии, ранее не привлекало исследовательского интереса. Это служит наглядным подтверждением тезиса Т.И. Хижей о том, что «из поля зрения ученых выпадают целые хронологические пласты, многочисленные источники, современные локальные группы иудействующих»8.
В то же время отсутствие интереса к субботничеству в Оренбургском крае не представляется обоснованным. Хотя Оренбуржье не относится к центрам зарождения и наибольшего распространения движения иудействующих, численность его представителей в регионе была довольно значительной. Согласно миссионер-ско-статистическим ведомостям Оренбургской епархии, в начале XX века в Оренбуржье проживали от 200 до 300 приверженцев субботничества9. Для сравнения, в 1904 году в епархии количество хлыстов составляет 324 человека10. Разумеется, цифры офи-
5. Хижая Т.И. Движение иудействующих в России (XVIII — начало XX в.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Специальность: 09.00.13. — религиоведение, философская антропология, философия культуры. СПб., 2007.
6. Львов А.И. Простонародное движение иудействующих в России XVIII-XX веков (методологические аспекты этнографического изучения). Диссертация на соискание ученого звания кандидата исторических наук. Специальность: 07.00.07 — этнография, этнология, антропология. СПб., 2007.
7. Львов А.Л. Соха и Пятикнижие: русские иудействующие как текстуальное сообщество. СПб.: Издательство европейского университета в Санкт-Петербурге, 2011.
8. Хижая Т.И. Исследование движения субботников в российской науке: подходы, дискурсы, результаты // История религиоведения и интеллектуальная история России XIX — первой половины XX века. Архивные материалы и исследования / отв. редактор М.М. Шахнович, Е.А. Терюкова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018. С. 167.
9. Ежков В.В. Адвентисты Оренбуржья: история и вероисповедная практика // Протестантизм в Оренбургском крае: история и современность. С. 320.
10. Любичанковский С.В. Миссионерская деятельность русской православной церкви как механизм имперской политики аккультурации (на материалах старообрядче-
циальной статистики трудно назвать объективными, особенно когда речь идет о сектантах-мистиках, зачастую не отделявших себя от православия и осуществлявших свою религиозную деятельность в строго конспиративном режиме. Однако масштаб исследований, посвященных оренбургской хлыстовщине11 и субботни-честву несравним при примерно одинаковых цифрах статистики присутствия в губернии приверженцев данных направлений старого русского сектантства.
Ранее на основе данных публикаций о субботниках в «Оренбургских епархиальных ведомостях» и архивных материалах мной была подготовлена статья в соавторстве с С.И. Ковальской, посвященная религиозной миграции на окраины империи12, и статья о повседневности оренбургских иудействующих сектантов13. В них исследуется крупная субботническая община хутора Угличанина, состоявшая из переселенцев из Саратовской губернии. Для этой общины субботников характерен консервативно-охранительный подход к религиозности, замкнутость и опасения по поводу ухода молодого поколения в православие. Совсем иной тип субботнической религиозности мы видим в двух делах Петра Максакова, хранящихся в фонде духовной консистории Государственного архива Оренбургской области.
Впервые в поле зрения церковных властей Петр Маклаков попал в 1892 году. Священник хутора Назаровского Оренбургского уезда Андрей Попов в рапорте от 23 марта сообщает Оренбургской духовной консистории, что в начале месяца крестьянин
ства в Оренбургской епархии пореформенного периода). Оренбург: ОГАУ, 2017. С. 209.
11. См. Голикова С.В. Путь хлыстов к богу как вариант локальной конфессиональной традиции. (По материалам «Оренбургских епархиальных ведомостей») // Документ. Архив. История. Современность. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. Вып. 6. С. 175-188.; Моргунов К.А. Религиозные организации хлыстов в Оренбургском крае (1917-1991 гг.) // Религиозное многообразие Уральского региона. Мат. Всеросс. науч. пр. конф. Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014. С. 154-167.
12. ЗаруцкийА.Г., Ковальская С.И. Религиозная миграция на восточные окраины как фактор стягивания империи в XIX — начале XX в. // Электронный научно-образовательный журнал «История» [https://history.jes.su/s207987840006021-2-1/, доступ от 29.12.2019].
13. Заруцкий А.Г. Повседневная жизнь русских иудействующих в Оренбургской губернии конца XIX — начала XX века // История повседневности и образ жизни россиян в XIX-XXI вв.: материалы Всерос. оч.-заоч. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 24 октября 2019 г., посвящ. 80-летию Шадр. гос. пед. ун-та / редкол. Н.Ф. Чипинова, С.А. Парфенова, Е.А. Бурлакова; Шадр. гос. пед. ун-т. Шадринск: ШГПУ, 2019.
Петр Маклаков «объявил себя субботником еврейской веры»14. Попов особенно отмечает, что ранее Маклаков «был на счету порядочных православных христиан» и выполнял все положенные церковные обряды. Почему высланный в Оренбуржье уроженец Старооскольского уезда Курской губернии, благочестивый православный христианин стал субботником? В этом вопросе священник высказывает недоверие к словам Маклакова, что тот до своего убеждения «дошел сам и дочитался из книг». Субботник настаивает, что обратился в еврейскую веру в результате самостоятельного чтения книг Ветхого Завета. Попов утверждает, что Маклаков почти неграмотен, не умеет правильно читать и не имеет дома никаких книг кроме Псалтыря. Переход крестьянина в еврейскую веру он связывает с влиянием проживавшего в шести верстах от хутора Назаровского в селе Троицком мещанина Егора Волкова. Было известно, что Волков ранее стал иудействующим, а Маклаков не скрывал, что посещал его и даже привозил к нему свою жену Ирину и брата Матвея, чтобы те послушали рассказ Волкова о еврейской вере15.
Попов добавляет, что ранее ставший сектантом Маклаков сидел в тюрьме за покушение на жизнь станового пристава, однако подробностей не сообщает. В конце рапорта он пишет, что полицейский урядник намерен добиться суда над Маклаковым и выдворить его из хутора Назаровского, в котором с момента его заселения в течение 30 лет никогда не было никаких сектантов16.
Рассмотрев рапорт Попова, Консистория распорядилась продолжить увещевать Маклакова вернуться в лоно православной церкви и доложить о результатах через полгода. Кроме того благочинному было поручено взять под негласное наблюдение мещанина Волкова и сообщить о фактах распространения еврейской веры, если таковые будут иметь место17.
В следующем рапорте от 16 декабря 1892 года священник сообщает о попытках Маклакова распространять еврейскую веру18. Этот документ через благочинного Дмитрия Смирнова попадает
14. Дело об отпадении от православия в секту субботников крестьянина Петра Дмитриева Маклакова. 1892 г. // Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. 173. Оп. 5. Д. 10846. Л. 1.
15. ГАОО. Ф. 173. Оп.5. Д. 10846. Л. 1 об.
16. Там же. Л. 2.
17. Там же. Л. 15.
18. Там же. Л. 6 об.
к епископу Оренбургскому и Уральскому Макарию. Андрей Попов доносит о состоявшемся собеседовании с Максаковым. На беседу в дом священника Маклаков принес Библию и Псалтырь. Темой для дискуссии были выбраны пророчества книги Даниила. Следует отметить, что именно тема прихода мессии по пророчествам Даниила часто обсуждалась на беседах православных миссионеров с субботниками. В частности, именно «исчисление седмин» обсуждал миссионер Никита Гринякин с иудействующими хутора Угличанина в 1899 году19.
Священник Андрей Попов в рапорте пишет, что Петр Маклаков считает Даниила пророком. Однако то, что седмины уже прошли и пришествие мессии состоялось, Маклаков, как и сектанты хутора Угличанина, отрицает20. От обсуждения пророчеств Попов перешел к обличению субботника в пропаганде еврейской веры. Он ссылается на слова жителей хутора Назаровского, которых Маклаков приглашал в дом для собеседования и проповедовал им свою веру как «самую спасительную для души»21. Петр Маклаков обвинения в распространении своего вероучения отверг, однако открыто заявил, что его брат Тимофей убедился, что он «правильно и спасительно верует», и в результате тоже стал субботником.
Интересные подробности содержатся в полицейском акте, составленном в апреле 1893 года. Помимо уже известных фактов о том, что Маклаков перешел из православия в еврейскую веру, по его словам, в результате чтения Священного Писания, в документе говорится о порицании им икон и именовании иконы Богородицы «красавицей», а Иисуса Христа — «волшебником»22. Стоит отметить, что именно иконоборчество имело фундаментальное значение в традиции субботничества, а также христианской секты молокан23. Своего девятилетнего сына Степана Маклаков воспитывал в еврейской вере, а десятимесячную дочь отказался крестить и самостоятельно нарек ей имя Наталья24. Жена субботника
19. Гринякин Н. Сектанты Оренбургского уезда и их самозащита. С. 338-340.
20. ГАОО. Ф. 173. Оп. 5. Д. 10846. Л. 6 об.
21. Там же. Л. 7.
22. Там же. Л. 10 об.
23. Хижая Т.И. «Образам св. не поклоняться...»: восприятие библейского запрета в культуре русских субботников XVIII-XIX вв. // Запреты и предписания в славянской и еврейской культурной традиции / Отв. ред. О.В. Белова. М., 2018. С. 116117.
24. ГАОО. Ф. 173. Оп. 5. Д. 10846. Л. 11.
Наталья уверяла, что оставалась в православии, и что муж не совращал ее в еврейскую веру, однако не могла ответить на вопрос, почему не посещает православную церковь. Кроме того отмечается, что семья Маклакова не соблюдает установленные церковью посты, постоянно употребляя мясную пищу25.
В полицейском акте приводятся показания 11 жителей хутора Назаровского, которые утверждают, что Маклаков «выдает себя за еврея» и приглашал их к себе для чтения ветхозаветных книг. Кроме того свидетели утверждают, что в результате проповеди Маклакова его однохуторянин Петр Дворянков принял еврейскую веру, и он же позволил себе хулить «скверно-матерными словами» распятие26. Любопытно, что нецензурная брань в адрес христианских святынь также фигурирует среди обвинений в адрес предполагаемого наставника Петра Маклакова субботника из села Троицкое Егора Волкова27. Сам же Маклаков иных выражений кроме «красавицы» и «волшебника» в адрес икон не употреблял, однако не препятствовал богохульству, совершаемому посещавшим его дом Петром Дворянковым. Таким образом можно сделать вывод о свойственном Волкову, Маклакову и впоследствии Дворянкову презрительному отношению к православным святыням и ключевым почитаемым фигурам христианской религии, что было характерно для определенной части субботнического движения, с конца XVIII века проходившего процесс дехри-стианизации28. Речь идет не о надругательстве над христианскими святынями как заученном ритуале, передаваемом от наставника ученику, а о пренебрежении к ним, возникающем в процессе «исправления веры» на базе текстов Библии29.
Рассмотрев вышеуказанные документы, Оренбургская духовная консистория 7 июня 1893 года распорядилась передать их губернскому прокурору для организации уголовного преследования
25. Там же. Л. 11 об.
26. Там же. Л. 12.
27. Дело о переходе из православной веры мещанина города Бузулука Егора Никитина Волкова // Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. 173. Оп. 5. Д. 8964. Л. 6 об.
28. Хижая Т.И. Образ Христа и отношение к Новому Завету в мировоззрении субботников // Сравнительное изучение религиозных традиций: Россия, Восточная Европа, постсоветское пространство: сб. авторских программ и материалов учебных курсов / сост. К.Г. Кацадзе, И.Н. Кодина. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2010. С. 371.
29. Львов А.Л. Русские иудействующие как текстуальное сообщество: о границах применимости этноконфессиональных категорий // Этнографическое обозрение. 2009. № 6. С. 78-80.
Егора Волкова за совращение в нехристианскую веру (ст. 189 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных), Петра Дво-рянкова за богохульство (ст. 177) и Петра Маклакова за отступление от православия (ст. 185)30. За отступление от православной веры лица, подвергнутые уголовному преследованию, временно лишались прав состояния, а их имущество передавалось под опеку до тех пор, пока «отступник» не вернется в христианство31.
В сообщении Оренбургского губернского прокурора говорится о передаче судебному следователю дела по обвинению Дворян-кова в богохульстве, а Маклакова в отступлении от православия и совращении в нехристианскую веру32, за которое ему грозило заключение на срок от восьми месяцев до года и четырех месяцев.
Однако мы знаем, что спустя десять лет, в 1902 году, Петр Маклаков снова привлек внимание светских и церковных властей. В Оренбургскую духовную консисторию в конце января от станового пристава поступил материал о распространении Петром Максаковым и Федором Жиляковым «секты жидовствующих» в хуторе Назаровском, а также изъятый у них еврейский молитвенник33. Маклаков обратился в еврейскую веру десять лет назад, а Жиляков — около восьми лет назад По словам Жилякова, еврейскую веру он принял по собственному желанию, а не из-за пропаганды со стороны Маклакова, которого он, тем не менее, действительно посещал. Шесть жителей хутора Назаровского дали показания о том, что сначала Петр Маклаков начал иудейство-вать, затем от него еврейскую веру принял Федор Жиляков. Оба субботника ведут активную миссионерскую деятельность, проводя открытые беседы с однохуторянами по религиозным вопросам. Петр Маклаков, помимо миссионерства, также занимается благотворительностью. Будучи обеспеченным человеком, он помогает нуждающимся землякам34.
На переданные становым приставом сведения свое заключение подготовил окружной миссионер Никита Гринякин. Ссы-
30. ГАОО. Ф. 173. Оп. 5. Д. 10846. Л. 15 об.
31. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, с приведением статей других томов Свода законов, на которые сделаны ссылки и указания в этом уложении (изд. 1866 г.). (Неофиц. изд.) М.: тип. Шюман и Глушкова, 1867. С. 58.
32. ГАОО. Ф. 173. Оп. 5. Д. 10846. Л. 16.
33. Дело об уклонении от православия в секту жидовствующих Петра Маклакова и Федора Жилякова // Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. 173. Оп. 5. Д. 9264. Л. 2.
34. Там же. Л. 3 об.
лаясь на показания свидетелей, Гринякин утверждает, что Петр Маклаков и обращенный им в еврейскую веру крестьянин Федор Жиляков начали сектантскую пропаганду в Назаровском хуторе. Для распространения еврейской веры они «открыто беседуют» с хуторянами, при этом сами не скрывают своего отхода от православия и молятся по еврейскому молитвеннику. Окружной миссионер отмечает, что Маклакова и Жилякова следует привлечь к ответственности за отход от православия и совращение в нехристианскую религию35. По решению Консистории, дело и изъятый еврейский молитвенник были переданы прокурору Оренбургского окружного суда для организации уголовного преследования сектантов36.
К сожалению, на данный момент судебные дела в отношении Петра Маклакова и Федора Жилякова в архивах не найдены, и мы не знаем, каково было назначенное им наказание.
Несмотря на достаточно скудные сведения о биографии, религиозных взглядах и практиках субботника Петра Маклакова, содержащиеся в двух консисторских делах, можно сделать ряд значимых выводов.
Во-первых, несмотря на то, что подлинные обстоятельства перехода Маклакова в субботничество нам неизвестны, важно то, что сам он считал еврейскую веру результатом самостоятельного прочтения ветхозаветных книг. Это служит аргументом в пользу точки зрения Александра Львова о том, что движение иудей-ствующих следует рассматривать как текстуальное сообщество, для которого первичным было общее понимание письменных текстов даже у неграмотных его членов37. Если Маклаков и принял еврейскую веру в результате общения с Волковым, первопричиной для него служил не авторитет начетчика, а апелляция к тексту Священного Писания. Примечательно, что на собеседование с православным священником субботник приносит с собой Библию и Псалтырь, даже если почти не способен их прочесть, ведь именно эти тексты служат для него главной защитой его упования.
Во-вторых, мы должны отметить эволюцию в религиозной практике Петра Маклакова, которая отражает развитие одного
35. Там же. Л. 2 об.
36. Там же. Л. 4.
37. Львов А.Л. Соха и Пятикнижие: русские иудействующие как текстуальное сообщество. С. 14.
из субботнических толков, а именно субботников-талмудистов. В 1892-1893 годах Маклаков не имеет других книг, кроме Библии и Псалтыря, а используемая им терминология является скорее несвойственной для иудейской традиции (в том числе наименование еврейской веры «наиболее спасительной для души», что характерно для народной религиозности с ее стремлением к «исправлению веры»). По прошествии десяти лет он молится по еврейскому молитвеннику. К сожалению, мы не знаем, о каком именно молитвеннике идет речь. Однако известно, что с 1864 года было издано большое количество различных двуязычных еврейских молитвенников — сиддуров, которые пользовались большой популярностью у субботников38.
Мы не знаем, молился ли Маклаков на иврите, как некоторые из оренбургских субботников, проживавших на хуторе Угличанина, или на русском языке, насколько он стремился следовать практикам нормативного раввинистического иудаизма, подобно «угличанинцам», которые были известны даже ношением «пей-сообразных» причесок39. Нам достоверно известно о контактах жителей хутора Угличанина с евреями, поскольку упоминается, что они употребляли только мясо скота, забитого «природным ев-реем-резаком»40. О том, контактировал ли с «природными евреями» Маклаков, мы, к сожалению, информацией не располагаем. А.Л. Львов отмечает факт усвоения субботниками не «идентичности» или «конфессии» иудеев, а отдельных практик, включая молитву по сиддуру41. Тем не менее, упоминавшиеся ранее свидетельства о том, что Маклаков «выдает себя за еврея» не исключают возможности того, что он в том или ином виде усваивал именно еврейскую идентичность в том виде, как он ее мог понимать.
И в-третьих, следует отметить стремление Петра Маклакова к распространению еврейской веры. Его миссионерский запал не угас даже несмотря на то, что в 1893 году он, очевидно, был в той или иной форме привлечен к юридической ответственности. Через десять лет мы видим его еще более активным суббот-
38. Там же. С. 252-257.
39. Заруцкий А.Г. Повседневная жизнь русских иудействующих в Оренбургской губернии конца XIX — начала XX века. С. 125.
40. Головкин М. «Вечер у субботников» // Оренбургские епархиальные ведомости.
Г. 25. 1897. № 1-24. С. 119.
41. Львов А. Л. Русские иудействующие как текстуальное сообщество: о границах применимости этноконфессиональных категорий // Этнографическое обозрение.
2009. № 6. С. 81.
ническим миссионером. И эта тенденция входит в некоторое противоречие со словами самого Маклакова о том, что он «дочитался из книг» до принятия еврейской веры, а не был совращен Волковым. В лице оренбургского субботника мы видим любопытный типаж «еврейского миссионера», который нес свет «спасительной веры», по всей видимости, помогая своим землякам «дочитаться» из Библии до того же, до чего «дочитался» он сам.
Библиография / References
Архивные материалы
Государственный архив Оренбургской области (ГАОО)
Ф. 173. Оп. 5. Д. 10846. Дело об отпадении от православия в секту субботников крестьянина Петра Дмитриева Маклакова. 1892 г.
Ф. 173. Оп. 5. Д. 9264. Дело об уклонении от православия в секту жидовствующих Петра Маклакова и Федора Жилякова.
Ф. 173. Оп. 5. Д. 8964. Дело о переходе из православной веры мещанина города Бузу-лука Егора Никитина Волкова.
Литература
Голикова С.В. Путь хлыстов к богу как вариант локальной конфессиональной традиции. (По материалам «Оренбургских епархиальных ведомостей») / / Документ. Архив. История. Современность. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. Вып. 6. С. 175-188.
Головкин М. Вечер у субботников // Оренбургские епархиальные ведомости. Г. 25 1897, № 1-24. 1897. С. 117-125.
Гринякин Н. «Сектанты Оренбургского уезда и их самозащита» // Оренбургские епархиальные ведомости. Г. 27 1899, № 8 (15 апр.). 1899. С. 333-344.
Ежков В.В. Адвентисты Оренбуржья: история и вероисповедная практика // Протестантизм в Оренбургском крае: история и современность. Материалы Международной и Всероссийской научно-практических конференций. — Оренбург: ИПК «Университет», 2013. С. 320-329. .Заруцкий А.Г., Ковальская С. И. Религиозная миграция на восточные окраины как фактор стягивания империи в XIX — начале XX в. // Электронный научно-образовательный журнал «История». Доступ для зарегистрированных пользователей [https://history.jes.su/s207987840006021-2-1/, доступ от 29.12.2019]
Заруцкий А.Г. Повседневная жизнь русских иудействующих в Оренбургской губернии конца XIX — начала XX века // История повседневности и образ жизни россиян в XIX-XXI вв.: материалы Всерос. оч.-заоч. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 24 октября 2019 г., посвящ. 80-летию Шадр. гос. пед. ун-та / редкол. Н.Ф. Чипинова, С.А. Парфенова, Е.А. Бурлакова; Шадр. гос. пед. ун-т. Ша-дринск: ШГПУ, 2019. С. 122-126.
Кориков Д.Г. Государство, церковь и сектантство в России во второй половине XIX — начале XX в. (на примере Южного Урала и Приуралья): диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Специальность: 07.00.02 — Отечественная история. Челябинск, 2011.
Львов А.И. Простонародное движение иудействующих в России XVIII-XX веков (методологические аспекты этнографического изучения). Диссертация на соискание ученого звания кандидата исторических наук. Специальность: 07.00.07 — этнография, этнология, антропология. СПб., 2007.
Львов А.Л. Русские иудействующие как текстуальное сообщество: о границах применимости этноконфессиональных категорий // Этнографическое обозрение. 2009. № 6. С. 73-86.
Львов А.Л. Соха и Пятикнижие: русские иудействующие как текстуальное сообщество. СПб.: Издательство европейского университета в Санкт-Петербурге, 2011.
Любичанковский С.В. Миссионерская деятельность русской православной церкви как механизм имперской политики аккультурации (на материалах старообрядчества в Оренбургской епархии пореформенного периода) [Текст]: монография. Оренбург: ОГАУ, 2017.
Моргунов КА. Религиозные организации хлыстов в Оренбургском крае (19171991 гг.) / / Религиозное многообразие Уральского региона. Мат. Всеросс. науч. пр.конф. Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014. С. 154-167.
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, с приведением статей других томов Свода законов, на которые сделаны ссылки и указания в этом уложении (изд. 1866 г.). (Неофиц. изд.) М.: тип. Шюман и Глушкова, 1867.
Хижая Т.И. Движение иудействующих в России (XVIII — начало XX вв.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Специальность: 09.00.13. — религиоведение, философская антропология, философия культуры. СПб., 2007.
Хижая Т.И. Образ Христа и отношение к Новому Завету в мировоззрении субботников // Сравнительное изучение религиозных традиций: Россия, Восточная Европа, постсоветское пространство: сб. авторских программ и материалов учебных курсов / сост. К.Г. Кацадзе, И.Н. Кодина. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2010. С. 410-426.
Хижая Т.И. «Образам св. не поклоняться...»: восприятие библейского запрета в культуре русских субботников XVIII-XIX вв. // Запреты и предписания в славянской и еврейской культурной традиции / Отв. ред. О.В. Белова. М., 2018. С. 116-117.
Хижая Т.И. Исследование движения субботников в российской науке: подходы, дискурсы, результаты // История религиоведения и интеллектуальная история России XIX — первой половины XX века. Архивные материалы и исследования / отв. ред. М.М. Шахнович, Е.А. Терюкова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018 С. 155-167.
Archival materials
Gosudarstvennyi arkhiv Orenburgskoi oblasti (GAOO) [State Archive of Orenburg Region]
F. 173. Op. 5. D. 10846. Delo ob otpadenii ot pravoslaviia v sektu subbotnikov krest'ianina Petra Dmitrieva Maklakova [The case of alienation from Orthodoxy in the sabbath sect of the peasant Peter Dmitriev Maklakov].
F. 173. Op. 5. D. 9264. Delo ob uklonenii ot pravoslaviia v sektu zhidovstvuiushchikh Petra Maklakova i Fedora Zhiliakova [The case of evasion from Orthodoxy to the Ju-daizers sect of the Pyotr Maklakov and Fedor Zhilyakov]
F. 173. Op. 5. D. 8964. Delo o perekhode iz pravoslavnoi very meshchanina goroda Buzu-luka Egora Nikitina Volkova [The case of the transition from the Orthodox faith of the Buzuluk tradesman Yegor Nikitin Volkov].
Literature
Ezhkov, V.V. (2013) "Adventisty Orenburzh'ia: istoriia i veroispovednaia praktika" [Advent-ists of the Orenburg Region: History and Religious Practice], Protestantizm v Oren-burgskom krae: istoriia i sovremennost'. Materialy Mezhdunarodnoi i Vserossi-iskoi nauchno-prakticheskikh konferentsii, pp. 320-329. Orenburg: IPK «Universitet».
Golikova, S. (2006) "Put' khlystov k bogu kak variant lokal'noi konfessional'noi traditsii. (Po materialam «Orenburgskikh eparkhial'nykh vedomostei»)" [The path of the kh-lysts to God as a variant of the local confessional tradition. (Based on materials from the Orenburg Diocesan Gazette)], in Dokument. Arkhiv. Istoriia. Sovremennost', pp. 175-188. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta.
Golovkin, M. (1897) "Vecher u subbotnikov" [Sabbaterians evening], Orenburgskie eparkhial'nye vedomosti. G. 25 1897, № 1-24: 117-125.
Griniakin, N. (1899) "Sektanty Orenburgskogo uezda i ikh samozashchita" [Sectarians of the Orenburg district and their self-defense], Orenburgskie eparkhial'nye vedomosti. G. 27 1899, № 8 (15 apr.): 333-344.
Khizhaia, T.I. (2007) Dvizhenie iudeistvuiushchikh v Rossii (XVIII — nachalo XX vv.) [The Sabbaterian movement in Russia (18th — early 20th centuries)]. Dissertatsiia na soiskanie uchenoi stepeni kandidata filosofskikh nauk. Spetsial'nost': 09.00.13. — religiovedenie, filosofskaia antropologiia, filosofiia kul'tury. SPb., 2007.
Khizhaia, T.I. (2010) "Obraz Xrista i otnoshenie k Novomu Zavetu v mirovozzrenii subbotnikov" [The image of Christ and the attitude to the New Testament in the world-view of Subbotniks], in K.G. Katsadze, I.N. Kodina (eds) Sravnitel'noe izuchenie religioznykh traditsii: Rossiia, Vostochnaia Evropa, postsovetskoe prostranstvo: sb. avtorskikh programm i materialov uchebnykh kursov, pp. 410-426. Ivanovo: Ivan. gos. un-t.
Khizhaia, T.I. (2018) "'Obrazam sv. ne pokloniat'sia...': vospriiatie bibleiskogo zapreta v kul'ture russkikh subbotnikov XVIII-XIX vv." ["One should not worship sacred images.": The perception of the Biblical prohibition in the culture of Russian Subbotniks of the 18th — 19th centuries], Zaprety i predpisaniia v slavianskoi i evre-iskoi kul'turnoi traditsii / Otv. red. O. V. Belova, p. 116-117. Moscow.
Khizhaia, T.I. (2018) "Issledovanie dvizheniia subbotnikov v rossiiskoi nauke: podkhody, diskursy, rezul'taty" [Study of the Subbotnik Movement in Russian Humanities: Approaches, Discourses, Results], in M.M. SHakhnovich, E.A. Teriukova (eds) Istoriia religiovedeniia i intellektual'naia istoriia Rossii XIX — pervoi poloviny XX veka. Arkhivnye materialy i issledovaniia, pp. 155-167. SPb.: Izd-vo S.-Peterb. unta.
Korikov, D.G. (2011) Gosudarstvo, tserkov' i sektantstvo v Rossii vo vtoroipolovine XIX — nachale XX v. (na primere IUzhnogo Urala i Priural'ia) [State, church and sectarianism in Russia in the second half of the XIX — beginning of XX century. (on the example of the South Urals and foothills of the Urals)]. Dissertatsiia na soiskanie uchenoi stepeni kandidata istoricheskikh nauk. Spetsial'nost': 07.00.02 — Otechest-vennaia istoriia. Cheliabinsk.
Liubichankovskii, S.V. (2017) "Missionerskaia deiatel'nost' russkoi pravoslavnoi tserkvi kak mekhanizm imperskoi politiki akkul'turatsii (na materialakh staroobriadchestva v Orenburgskoi eparkhii poreformennogo perioda)" [Missionary activity of the Russian Orthodox Church as a mechanism of the imperial policy of acculturation (based on materials of the Old Believers in the Orenburg diocese of the post-reform period)]. Orenburg: OGAU.
L'vov, A.I. (2007) Prostonarodnoe dvizhenie iudeistvuiushchikh v Rossii XVIII—XX vekov (metodologicheskie aspekty etnograficheskogo izucheniia) [The vernacular move-
ment of the Russian Judaizers in the 18th — 20th centuries (methodological aspects of ethnographic research)]. Dissertatsiia na soiskanie uchenogo zvaniia kan-didata istoricheskikh nauk. Spetsial'nost': 07.00.07 — etnografiia, etnologiia, antropologiia. SPb., 2007.
L'vov, A.L. (2009) "Russkie iudeistvuiushchie kak tekstual'noe soobshchestvo: o granitsakh primenimosti etnokonfessional'nykh kategorii" [Russian Judaizers as a textual community: On the question of applicability of the ethno-confessional concepts], Etno-graficheskoe obozrenie 6: 73-86.
L'vov, A.L. (2011) Sokha i Piatiknizhie: russkie iudeistvuiushchie kak tekstual'noe soobshchestvo [Plough and Pentateuch: Russian Judaizers as Textual Community]. SPb.: Izdatel'stvo evropeiskogo universiteta v Sankt-Peterburge.
Morgunov, K.A. (2014) "Religioznye organizatsii khlystov v Orenburgskom krae (1917-1991 gg.)" [Religious khlyst organisations in Orenburg region (1917-1991)], in Religioznoe mno-goobrazie Ural'skogo regiona. Mat. Vseross. nauch.pr.konf, pp. 154-167. Orenburg: OOO IPK «Universitet».
Ulozhenie o nakazaniiakh ugolovnykh i ispravitel'nykh [The Code of Criminal and Correctional Penalties] (1867). M.: tip. SHiuman i Glushkova.
Zarutskii, A.G. (2019) "Povsednevnaia zhizn' russkikh iudeistvuiushchikh v Orenburgskoi gubernii kontsa XIX — nachala XX veka" [Everyday life of Russian Judaizers in the Orenburg province of the late XIX — early XX century], in N.F. CHipinova, S.A. Parfenova, E.A. Burlakova (eds) Istoriia povsednevnosti i obraz zhizni rossi-ian v XIX—XXI vv.: materialy Vseros. och.-zaoch. nauch.-prakt. konf. s mezhdu-nar. uchastiem, 24 oktiabria 2019 g., posviashch. 80-letiiu SHadr. gos. ped. un-ta, pp. 122-126. Shadrinsk: SHGPU.
Zarutskii, A.G., Koval'skaia S.I. (2019) "Religioznaia migratsiia na vostochnye okrainy kak faktor stiagivaniia imperii v XIX — nachale XX vv." [Religious Migration to the Eastern Outskirts as a Factor of Tightening of Empire in the 19th — early 20th Century.], Elektronnyi nauchno-obrazovatel'nyi zhurnal «Istoriia». Dostup dlia zar-egistrirovannykh pol'zovatelei [https://history.jes.su/s207987840006021-2-1/, accessed on 29.12.2019).