Научная статья на тему 'Сексуальные практики в ЛГБТ среде: соответствие циркулирующим в обществе стереотипам'

Сексуальные практики в ЛГБТ среде: соответствие циркулирующим в обществе стереотипам Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
6499
517
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / ГЕНДЕРНЫЙ ДИСПЛЕЙ / ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ / ГОМОСЕКСУАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СЕКСУАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / СЕКСУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СЕКСУАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / GENDER STEREOTYPES / GENDER DISPLAY / HOMOSEXUALITY / HOMOSEXUAL IDENTITY / SEXUAL ORIENTATION / SEXUAL ACTIVITY / SEXUAL PRACTICES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Обухов Константин Николаевич, Шурманова Алина Марселевна

Рассматриваются циркулирующие в обществе стереотипы о гомосексуальности, а также сексуальные практики, реализуемые в среде лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров (ЛГБТ). Приводятся результаты эмпирического исследования «Основные модели сексуального поведения представителей ЛГБТ сообществ», проведенного автором в марте-апреле 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lesbian, gay, bisexual, and transgender (LGBT) sexual practices: related stereotypes that circulate in society

We consider circulating in society stereotypes about homosexuality and sexual practices implemented among lesbians, gays, bisexuals and transgenders (LGBT). The results of an empirical study “Basic patterns of sexual behavior of the LGBT community”, conducted by the author in March-April 2013, are presented.

Текст научной работы на тему «Сексуальные практики в ЛГБТ среде: соответствие циркулирующим в обществе стереотипам»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Социология

УДК 316.346.2:316.356.4 К.Н. Обухов, А.М. Шурманова

СЕКСУАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В ЛГБТ СРЕДЕ: СООТВЕТСТВИЕ ЦИРКУЛИРУЮЩИМ В ОБЩЕСТВЕ СТЕРЕОТИПАМ

Рассматриваются циркулирующие в обществе стереотипы о гомосексуальности, а также сексуальные практики, реализуемые в среде лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров (ЛГБТ). Приводятся результаты эмпирического исследования «Основные модели сексуального поведения представителей ЛГБТ сообществ», проведенного автором в марте-апреле 2013 г.

Ключевые слова: гендерные стереотипы, гендерный дисплей, гомосексуальность, гомосексуальная идентичность, сексуальная ориентация, сексуальная активность, сексуальные практики.

Современное общество является сильно дифференцированным, причем процесс дифференциации продолжается и ускоряется по многим направлениям. Кроме того, некоторые сферы жизни и институты претерпевают структурные изменения, которые делают систему социальных взаимодействий и отношений еще более сложной для восприятия, воспроизводства и объяснения. Одной из таких сфер является сфера сексуальных и гендерных отношений. В условиях однозначности и малочисленности социальных полов представления о них формировались обществом достаточно быстро и являлись в большинстве своем четкими. В случаях же, когда люди сталкиваются с новыми моделями гендерного поведения, восприятие этих моделей и формирование представлений о новых гендерных ролях может быть затруднено или подвержено влиянию стереотипов. В частности, это утверждение справедливо для гомосексуальности как одного из проявлений гендерной дифференциации.

Необходимо также отметить, что для того чтобы выяснить насколько адекватно соотносятся стереотипы с реализуемыми практиками, недостаточно определить их степень влияния на то, какими являются представления о гомосексуальности в обществе и как эти представления формируются. Безусловно, понимание механизмов выстраивания системы отношений и связей полов позволит уточнить вектор развития гендерной проблематики и прояснить пути разрешения возникающих противоречий. Однако стоит также обратить внимание на реализуемые сексуальные практики представителей ЛГБТ сообществ.

Сам феномен сексуальности достаточно глубоко исследовался и исследуется сторонниками различных теорий и направлений. Изучение сексуальности «на стыке» наук имело, преимущественно, прикладной характер. Чаще всего результаты такого рода исследований использовались преимущественно для объяснения природы желаний человека, его сексуального поведения. Первые же шаги к пониманию и определению сексуальности были предприняты еще мыслителями Древнего мира. Древнеиндийский философ Ватсьяяна Малланага, опираясь на опыт в познании «искусства любви» своих предшественников - представителей высших каст, создал особый трактат - Камасутру. Данный трактат является особым сборником, в котором описано большинство норм сексуального поведения относительного социального статуса человека, а сексуальность, таким образом, представляет собой совокупность физических, психологических и эмоциональных, а также социальных взаимоотношений мужчин и женщин. Несмотря на то, что гомосексуальность рассматривалась как часть сексуальных практик, отношение к ней было не всегда положительным. Существовали наказания за однополые связи.

Иную природу имели взаимоотношения мужчин и женщин в Древней Греции. В Древней Греции практиковалась гендерная сегрегация, а гомосексуальность носила институционализированный характер. Это означает, что женщина могла лишь заниматься домашним хозяйством и воспитанием детей, целью же брака было обеспечение государства новыми гражданами. Следует отметить, что одновременно с этим идеализировались гомосексуальные отношения, основанные на чести и товариществе. Завоевание Греции Римом лишь отчасти изменило ситуацию - несмотря на рост положения женщин в обществе, гетеросексуальные браки продолжали представлять собой договоренность и могли заключаться только между представителями одного класса. Гомосексуальные союзы были легальны [4. С. 140].

КН. Обухов, А.М. Шурманова

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Практически одновременно с упадком Римской империи в средневековой Европе распространяется христианство. Господство теологии привело к тому, что возник конфликт между моралью и эротизмом. Продолжало существовать двойственное отношение к женщине, с одной стороны, выраженное в куртуазной или «истинной» любви, в основе которой лежали восхищение и дружба, и понимание женщины как воплощения греха - с другой [3. С. 90-96]. Известно, что с начала Средних веков и на протяжении достаточно долгого периода в Западной Европе греховной считалась сексуальная активность, не ведущая к зачатию, в том числе и любые гомосексуальные практики. Однако с ослаблением роли религии в жизни общества и укреплением позиций науки в середине XIX в. отношение к гомосексуальности начало меняться.

Как и прежде, все формы сексуальности, не направленные на воспроизводство рода, рассматривались как девиантные, однако теперь это обусловливалось результатами научных исследований в области сексуальности, которые были направлены на изучение физиологии и патологий сексуальных функций и проводились в рамках психиатрии и судебной медицины.

Немецкий психоневролог Рихард фон Крафт-Эбинг и французский врач-психиатр Жан-Мартен Шарко одними из первых описали различные случаи нетипичных проявлений сексуальности - девиации, к которым они отнесли и гомосексуализм [5. С. 120-124]. Иной точки зрения в проблеме гомосексуальности придерживались английский врач Хэвлок Эллис и немецкий ученый Иоган Блох, рассматривающие её как врождённую предрасположенность, лечение которой представлялось невозможным.

Психотерапевт Зигмунд Фрейд, применяя технику психоанализа, доказал то, что сексуальное желание является одним из основных человеческих инстинктов, подавление которого влечет за собой невроз. С позиций психоаналитического подхода, пытавшегося преодолеть жесткий биологический детерминизм, сексуальность - это не только особая активность и удовольствие, но и действия, не сводимые к генитальным переживаниям [8. С. 5-34].

Для того чтобы объяснить природу сексуальности человека, биолог Альфред Кинси использовал метод неформализованного интервью, положившего начало массовым социологическим исследованиям по данной проблеме. Позднее им была обнародована работа, включающая в себя описание множества индивидуальных и социальных вариаций сексуального поведения [2. С. 40-43]. Американские сексологи Уильям Мастерс и Вирджиния Джонсон также считали, что для понимания сексуальной функции человека необходимо рассмотреть не только физиологический, но и психологический аспект репродуктивной системы.

Развитие социальных наук в первой половине XX в., проведение первых эмпирических исследований в области сексуальности с применением статистических методов, а также труды антропологов Бронислава Малиновского и Маргарет Мид способствовали пониманию сексуальности как совокупности социальных и культурных факторов. Происходит вынесение на первый план социальных аспектов половой жизни. Начинается изучение сексуального поведения индивида как социального феномена такими деятелями науки, как Б. Рассел, X. Шельский, И. Гельман, П. Блонский.

Позднее подключение методических и технических средств для проведения исследований, включающих методики сбора и способы анализа данных при изучении сексуальной жизни индивида, позволяет ученым сконцентрировать внимание на специфике сексуальности различных социальных групп. Это, в свою очередь, способствует тому, что наряду с позитивистскими эмпирическими исследованиями возникает альтернативная точка зрения на природу человеческой сексуальности, которая оформляется в конструктивистском подходе, прочно утверждающем зависимость сексуального поведения человека от времени и культурного пространства.

В рамках конструктивизма определяющими становятся теории Мари Макинтош и Энтони Гид-денса. В данных теориях все формы сексуального поведения, в том числе и гомосексуальность, рассматриваются в качестве социальных конструктов, а не патологий, как это было ранее. Гомосексуалы начинают пониматься как социально сконструированные категории, а гомосексуальная идентичность, таким образом, перестает отождествляться с сексуальной ориентацией [2. С. 48-51]. Более того, происходит разграничение понятий «сексуальность» и «гендер». Гендер начинает восприниматься как социальный конструкт, определяющими элементами которого являются биологический пол, полоролевые стереотипы и гендерный дисплей. Здесь дисплей представляет собой различные проявления мужественности и женственности, связанные с предписанными обществом нормами мужского и женского поведения и взаимодействия. Сексуальность же является одним из «качеств» межличностного взаимодействия, инструментом развития жизненного стиля [1. С. 43-54].

Близкородственной является и постструктуралистская теория социального философа Мишеля Фуко, в основе которой лежит понимание сексуальности, во-первых, в качестве исторической, а во-вторых, социальной конструкции, действующей в сфере коммуникации. Первое составляющее обосновывается им при рассмотрении истории сексуальности как непрерывного процесса создания новых социально-психологических реальностей и последующего их переконструирования [4. С. 35-40]. Второе же объясняется Мишелем Фуко в рамках разработанной им теории коммуникации. Здесь социальный философ говорит о том, что индивиды, путем определенного обращения к ним, становятся социальными субъектами, занимающими определенные социальные позиции и ориентированными на определенные модели поведения. Именно данное обращение, или, иначе говоря, акт называния играет решающую роль в определении сексуальности [9. С. 51-90].

Идеи М. Фуко повлияли на интеракционистские представления о сексуальности. Представители данного направления, в частности Джудит Батлер и Гейл Рубин, утверждают, что сексуальность является культурным конструктом [7. С. 99-113]. Однако следует отметить, что культурой конструируется только гетеросексуальность, гомосексульность же ею подавляется. При этом относительно не сконструированная сексуальность детей предполагает обладание каждым ребенком всеми возможностями сексуальных вариаций, носящих также и социальный характер. Определенные вкусы, предпочтения и ориентации формируют самосознание, а вместе с ним и идентичность индивида. Таким образом, формирование сексуальной идентичности есть процесс конструирования.

Таким образом, в рамках социологии выделяются два направления, противоположные по своим теоретическим посылкам, - конструктивизм и эссенциализм, первыми представителями которого являются Р. Крафт-Эбинг, Ж.-М. Шарко, И. Блох. Эссенциалистская парадигма утверждает, что сложившиеся в детстве предпочтения человека неизменны, а сексуальная ориентация, таким образом, является устойчивым и объективным свойством индивида, не зависящим от культурных и исторических условий. Вследствие этого, в рамках данного подхода выделение методологической основы для социологического измерения сексуальности крайне затруднительно.

Наиболее плодотворным в методологическом плане является конструктивистский подход, делающий акцент на изменчивости сексуальных предпочтений у человека в течение жизни и на анализе сексуальной ориентации как совокупности различных элементов, которые могут проявляться и артикулироваться в различных сочетаниях и в различное время.

Если же говорить об отношении современного общества к гомосексуалам, то, прежде всего, необходимо отметить, что оно крайне неоднозначно и в значительной степени политизировано. В качестве основной причины этого можно назвать большое количество противоречивых данных, полученных и транслируемых в рамках различных дисциплин, отсутствие единых методологических оснований исследований. Кроме того, для современного российского общества характерен дефицит информации, и как следствие - возникновение множества стереотипов, транслируемых и научным сообществом. Все многообразие стереотипов можно объединить в такое понятие, как «гомосексуальный образ жизни». Как правило, под словом «стереотип» понимают устойчивое, упорядоченное и обобщенное представление человека о каком-либо социальном объекте, опосредующее его поведение, а также служащее ориентиром в восприятии сложных социальных процессов. Однако при изучении стереотипов, оказывающих влияние на формирование восприятия сексуальных практик в современном обществе, необходимо также рассмотреть такое понятие, как «гендерный стереотип».

Для изучения гендерных стереотипов интересна так называемая теория фреймов, ярким представителем которой является символический интеракционист Ирвинг Гофман. Центральными понятиями в его теории выступают такие категории, как «фрейм» и «фронт». В повседневной жизни общества фреймы играют важную роль в структурировании реальности и представляют собой перспективу восприятия, создающую формальные определения ситуации. Они являются абстрактным образом, который служит для представления некоего стереотипа информации. Именно благодаря закрепленным во фреймах стереотипам возможно социальное взаимодействие, связанное с пониманием событий - индивид становится способен соотнести своё восприятие какого-либо события с его идеальным смысловым образцом. Также стоит заметить, что системы фреймов не задаются в качестве алгоритмов восприятия, они всегда находятся в процессе своего формирования, их границы подвижны. Кроме того, И. Гофман отмечает, что границы фреймов определяют степень допустимой открытости эмоциональных состояний человека. Биологические функции индивида не могут являться определяющими и находиться в фокусе внимания - они второстепенны для социального опыта человека. Это необходимо прежде всего для того, чтобы общественные убеждения о высоких социальных каче-

ствах личности не подвергались дискредитации. Вследствие этого демонстрация интимных физических процессов, сведение человеческих сторон жизни к физиологическому уровню могут привести к осуждению со стороны общества, а также возникновению стереотипов.

Другое важное понятие в теории И. Гофмана - фронт. Социолог определяет его как «совокупность абстрактных стереотипных ожиданий, подготавливающих аудиторию к определенному исполнению» и помогающее участнику взаимодействия исполнить всё, что он намеревается. Зачастую ожидания и события, происходящие в действительности, существенно различаются. Если возможно представление исполнений в качестве наилучшим образом соответствующих ценностям культуры и нормам, то люди способны контролировать свои действия. В противном случае могут возникнуть «негативные идеализации».

Тесно с понятием фронта связано понятие «гендерный дисплей» - механизм создания гендера. Данный термин был введен И. Гофманом, однако более детальное его изучение можно обнаружить в работах представителей структуралистского конструктивизма. Пьер Бурдье и Мишель Добри начали применять его для объяснения не только нецелесообразности сведения гендерных отношений исключительно к исполнению половых ролей, но и невозможности быстрой смены гендерной идентичности. Дисплей здесь выступает в качестве различных закрепившихся представлений о проявлениях мужского и женского во взаимодействии. Так как эти представления детерминированы прежде всего культурой и властными отношениями, то можно говорить о том, что в различных обществах, социальных группах или ситуациях применяются разные формы дисплея.

Более широким понятием, помогающим объяснить сущность стереотипов с точки зрения структуралистского конструктивизма, является понятие габитуса. Габитус в концепции П. Бурдье представляет собой систему устойчивых приобретенных предрасположенностей. Эти предрасположенности являются для индивида исходными установками, порождающими как индивидуальные, так и коллективные практики. Исходя из этого, сама история производится со схемами, ею же порожденными. Логично предположить, что габитус эффективнее формальных норм и правил способствует постоянству практик во времени, именно благодаря тому, что в нем находит отражение прошлый опыт, существующий в каждом человеке в виде форм восприятия, мышления и действия. При этом необходимо отметить, что габитус стремится порождать преимущественно «разумные» способы поведения, допустимые в рамках определенного общества и вероятнее всего санкционированные им позитивно. Поведение же, предположительно обреченное на негативную оценку из-за его несовместимости с «объективными» условиями, габитус стремится исключить. Из этого следует, что чтобы определить, что такое стереотип, необходимо соотнести социальные условия его формирования с социальными условиями, в которых он начал функционировать. Это, в свою очередь, значит, что нужно установить связь между двумя состояниями исследуемого социального мира.

Таким образом, стереотипы играют весьма важную роль в жизни общества. Многие гендерные стереотипы, закрепленные в процессе социализации, проявляются через их отношение к сексуальности. С одной стороны, они применяются для интерпретации поведения людей разного пола. С другой - стереотипы выступают в качестве своеобразных регуляторов поведения, упрощающих социальное взаимодействие. Благодаря им поддерживаются социально приемлемые образцы поведения: индивиды, желая избежать неодобрения и осуждения со стороны социума, стремятся контролировать свои действия и поступки.

Используя в качестве основного подхода к рассмотрению стереотипов конструктивистский подход, следует также отметить, что данный феномен здесь будет рассматриваться как историческая и повседневная конструкция. При этом историчность будет проявляться в трех аспектах, которые основываются на том, что стереотипы конструируются исходя из прошлых пред-конструкций; прошлые стереотипы воспроизводятся, присваиваются и видоизменяются, а другие - изобретаются в ходе взаимодействия; прошлое наследие и повседневный труд открывают поле возможностей в будущем.

Американский социолог Дэвид Гринберг в качестве основания для возникновения стереотипов о гомосексуальности в западных обществах называет распространение с конца XIX в. современных бюрократических структур. Проявление эмоций могло способствовать разрушению данных структур. Для недопущения этого был наложен запрет на эмоции между мужчинами в рамках не только бюрократий, но и целых обществ с подобными системами. В результате в процессе воспитания мальчиков родители учили их, прежде всего, с осторожностью относиться к проявлениям положительных эмоций со стороны других мужчин. Таким образом, табу на внутриполовую интимность начало усваиваться как часть «бюрократической личности», что привело к усилению тревожности и проявлению её в гомофобии.

Сексуальные практики в ЛГБТ среде. ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Другой американский социолог Лилиан Фадерман исследовала женскую сексуальность в рамках гендерной проблематики. В своих научных трудах она говорит о том, что повышенный интерес мужчин к лесбиянству в XIX в. был вызван выходом женщин в общественную сферу и внедрением в традиционно мужские профессиональные области. Как следствие, гендерная политика была направлена на утверждение предприимчивых женщин «афемининными» и сексуально извращенными.

Сексуальная революция шестидесятых годов XX в., связанная с изменением взглядов общества на сексуальность, внутри- и межполовые отношения, привела к росту сексуальной терпимости в западных обществах. Однако в ряде стран Африки и Азии по-прежнему происходит дискриминация сексуальных меньшинств. В Российской Федерации с 30 июня 2013 г. введена в действие статья 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, запрещающая «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений» среди несовершеннолетних. Схожие законы ранее действовали на территории ряда субъектов Российской Федерации. Принятие подобных законов всегда вызывает широкий общественный резонанс: одна часть населения активно их поддерживает, другая -организует митинги, пикеты или выражает своё недовольство другими, более «мирными» способами. Для того чтобы понять причины такого неоднозначного отношения населения к данной проблеме, различными исследовательскими центрами проводятся полномасштабные исследования этого вопроса. К примеру, согласно опросу, проведенному в 2013 г. «Левада-Центром» [6] и опубликованному в статье «Общественное мнение о гомосексуалистах», практически половина населения - 43% - по-прежнему была убеждена в том, что гомосексуальность - это признак распущенности и вредной привычки; 35% уверены, что это болезнь. В связи с этим, 31% респондентов считает, что гомосексуалов нужно лечить, а 48% уверены, что государство должно пресекать любые публичные проявления гомосексуальности. В статье помимо текущих данных также приведены данные подобных исследований, проведенных в 2005, 2010 и 2012 гг. Исходя из них в российском обществе снизился уровень толерантности в отношении геев и лесбиянок и усилились гомофобские настроения. Значительно уменьшилось число тех, кто полностью согласен с утверждением, что геи и лесбиянки должны пользоваться в России такими же правами, как и другие граждане. Основываясь на этих данных, можно сделать вывод о том, что политика государства оказывает огромное влияние на формирование мнения населения.

Более того, печатные издания, выпускаемые самими гомосексуалами и предназначенные для сексуальных меньшинств, дают неоднозначное представление о гомосексуальной культуре. Часть журналов, например «Out» (http://www.out.com/) и «Instinct» (http://instinctmagazine.com/), могут сами стать источником стереотипов, так как у читателя может сложиться впечатление, что геи и лесбиянки интересуются только модой, развлечениями и удовлетворением сексуальных потребностей. Таким образом, стереотипные представления продолжали и продолжают существовать, видоизменяясь лишь отчасти.

Одним из таких стереотипов является отнесение гомосексуалов к группе повышенного социального риска, которая включает в себя несколько показателей. Во-первых, считается, что гомосек-суалы имеют большую склонность к суициду, чем гетеросексуальные индивиды. Данные нескольких опросов, в том числе и опроса, проведенного под руководством Марии Валерьевны Григорьевой в 2002 г. среди молодежи Ивановской области, отчасти подтверждают взаимосвязь гомосексуальности с суицидальными наклонностями. Однако результаты качественного интервью, проведенного уже в 2004 г., позволяют сделать вывод о том, что гомосексуалы, полностью «принявшие» свою ориентацию, суицидальных наклонностей не демонстрируют. Во-вторых, результаты проведенного М.В. Григорьевой социологического исследования в 2005 г. говорят о том, что, несмотря на высокую сексуальную активность, гомосексуалы не являются развращенными [2. С. 60-65]. К примеру, в ходе опроса не было обнаружено значимых различий в интересах гомо- и гетеросексуалов к эротической и порнографической продукции, которая могла бы считаться развратной. В-третьих, один из самых распространенных стереотипов в отношении гомосексуалов - высокая степень подверженности ВИЧ-инфекциям именно из-за их сексуальной ориентации - может быть опровергнут тем фактом, что заражению ВИЧ-инфекциями способствует целый ряд факторов, присущих как гомо-, так и гетеросексуалам: частая смена партнеров, отказ от средств контрацепции, занятие проституцией и т.п. Несмотря на то, что в Европе и США проблемы гомосексуальности и связанных с ними гомосексуальных практик достаточно давно изучаются с позиций различных областей знаний, результаты исследований зачастую оказываются достаточно разнородными ввиду их отхода от строгой исследовательской методологии и методики. Таким образом, теоретических знаний оказывается недостаточно для опровержения большинства стереотипов и изменения неоднозначного отношения населения к ЛГБТ сообществам. Это говорит о необходимости проведения эмпирического исследования в рамках

изучения реализуемых сексуальных практик гомо- и бисексуалов. На актуальность такого исследования указывает также возможность его применения при формировании социальной политики или же при корректировке системы полового воспитания и половой грамотности населения.

Для выявления основных моделей сексуального поведения би- и гомосексуалов в марте-апреле 2013 г. был проведен онлайн-опрос мужчин и женщин би- и гомосексуальной ориентации, посещающих сайты «labrys.ru» и «qguys.ru», а также тематические группы таких социальных сетей, как «Face-book» и «Вконтакте». Предложенная к заполнению анкета изначально была разбита на четыре смысловых блока. В первом блоке выявлялись гомо- и гетеросексуальные составляющие сексуальной ориентации гомо- и бисексуалов; во втором - оценивались масштабы распространения гомо- и гетеросексуальных практик среди представителей ЛГБТ сообществ; в третьем - определялся уровень сексуальной активности гомо- и бисексуалов; в четвертом - уточнялась справедливость включения го-мо- и бисексуалов в группы повышенного социального риска1. Всего было получено 600 заполненных анкет (по 300 от мужчин и женщин) из разных городов России, а также стран СНГ: Белоруссии, Украины, Казахстана. Ответы респондентов автоматически сохранялись в файле данных, после чего проводилась их обработка в пакете SPSS 18.0. При интерпретации результатов проведенного опроса использовался ранее определенный порядок тем.

Так, выводы по первому блоку позволяют говорить о наличии гомо- и гетеросексуальных составляющих сексуальной ориентации гомо- и бисексуалов, для оценки которых были зафиксированы такие переменные, как направленность сексуальных фантазий и эротического влечения, гомосексуальный опыт и самоидентичность как представление индивида о самом себе. Здесь, прежде всего, необходимо отметить, что с точки зрения сексуальной идентичности респонденты разделились на 4 группы: «исключительно гомосексуалами» являются 5,7% мужчин и 27% женщин; «скорее гомосексуалов» среди мужчин - 37,8%, среди женщин - 42,9%; к «бисексуалам» себя относят 9,5% мужчин и 24,3% женщин; при этом «затруднились ответить» - 2% мужчин и 3,4% женщин. Также нужно обратить внимание на тот факт, что 2,4% женщин отнесли себя к «исключительным гетеросексуалкам», при этом демонстрируя наличие гомосексуальных фантазий либо влечения. Это говорит о том, что реализуемые практики сексуального поведения не всегда совпадают с декларируемой сексуальной идентичностью (или с принятыми представлениями о ней), кроме того, широко используемые маркёры сексуальности могут достаточно широко интерпретироваться индивидами. Особый интерес представляют результаты ответов на вопрос о наличии сексуальных фантазий, так как ответы мужчин и женщин, позиционирующих себя в качестве исключительных гомосексуалов, значительно расходятся. Среди мужчин, признавших наличие у себя гомосексуальных фантазий, такой процент равен 91, а среди женщин он гораздо ниже и составляет лишь 67%. В то же время присутствие бисексуальных образов характерно для 7,5% мужчин и 27% женщин. Если говорить о бисексуалах, то сексуальные фантазии, в которых присутствуют как мужчины, так и женщины, отметили 41,4% мужчин и 59,7% женщин. Интересно так же что каждый второй бисексуал и каждая пятая бисексуалка представляет сексуальные сцены с партнерами своего пола; с партнерами противоположного пола - 3,4% и 18,1% соответственно. Таким образом, можно говорить о том, что сексуальные фантазии женщин тяготеют к би- и гетеросексуальным, в то время как фантазии мужчин скорее гомосексуальны.

Что касается сексуального влечения, то исключительно к представителям своего пола его испытывает большинство геев и лесбиянок; при этом абсолютно незначителен процент тех, кто испытывает его к представителям противоположного пола. К представителям же одновременно как своего, так и противоположного пола сексуальное влечение не испытывают ни «исключительные геи», ни «исключительные лесбиянки». Среди бисексуалов чуть меньше половины мужчин и чуть больше половины женщин привлекают как мужчины, так и женщины; при этом бисексуалов чаще, чем бисексуалок привлекают представители своего пола (37,9% и 27,8% соответственно).

Несмотря на то, что большой процент респондентов испытывает сексуальное влечение только к представителям своего пола, реальные сексуальные отношения «только с мужчинами/женщинами» практикует около 53% геев и 40% лесбиянок. Среди бисексуалов этот процент еще ниже - 7,1% мужчин и 8,7% женщин. Далее, наблюдается еще один парадокс: несмотря на то, что среди геев и лесбиянок нет тех, кого одновременно бы привлекали мужчины и женщины, «и с мужчинами, и с женщинами» сексуальные контакты были у 1,3% геев и 5% лесбиянок. Для бисексуалов данный процент практически абсолютен - 92,9% мужчин и 89,9% женщин.

1 С анкетой можно ознакомиться по адресу: http://goo.gl/ybWRrM

Таким образом, по первому блоку можно сделать вывод, состоящий в том, что отсутствие влечения к мужчинам или женщинам вовсе не означает полного отсутствия сексуальных контактов с ними. Это также подтверждает идею о том, что в жизни человека могут быть различные сексуальные практики, вопрос лишь в том, случайны они или практикуются более или менее постоянно. Только на основе этого можно судить о сексуальной ориентации и направленности эротического влечения каждого конкретного индивида.

Второй блок направлен на определение оценки масштабов распространения гомо- и гетеросексуальных практик в группах гомо- и бисексуальных мужчин и женщин. Ряд следующих показателей, наряду с вопросом о сексуальных контактах из первого блока, может косвенно подтверждать гипотезу о том, что существует категория людей, изначально испытывающих гомосексуальное влечение, причем данная гипотеза находит свое подтверждение в первую очередь у мужчин, а не у женщин.

Так на вопрос «Кто был Вашим первым сексуальным партнером?» ответы респондентов, позиционирующих себя как бисексуалы, разделились практически поровну; при этом процент мужчин, чьим первым партнером был человек одного с ними пола выше, чем этот процент у женщин (51,7% против 31,3%). При этом аналогичный ответ из группы «исключительно гомосексуалов» дали 84,1% мужчин и 67,1% женщин. Таким образом, бисексуалы женщины чаще, чем мужчины начинают свою сексуальную жизнь с гетеросексуальных отношений и только через некоторое время начинают практиковать однополый секс, тогда как гомосексуалы (как мужчины, так и женщины) предпочитают гомосексуальные связи с самого начала. Кроме того, при ответе на вопрос о мотивах первого гомосексуального контакта 75% мужчин и 76% женщин «исключительно гомосексуалов» ответили «испытывал(-а) сексуальное влечение к партнеру», среди бисексуалов (и мужчин, и женщин) таких было примерно 60%.

Третий блок связан с определением уровня сексуальной активности гомо- и бисексуалов. Необходимо отметить, что результаты зарубежных исследований сексуального поведения гомо- и гетеросексуалов свидетельствуют, что гомосексуалы ведут более активную сексуальную жизнь [10. С. 55]. Данные, полученные в ходе исследования, подтверждают, что подобные закономерности свойственны и для российских гомосексуалов. Здесь стоит обратить внимание на такой показатель, как количество сексуальных партнеров. У мужчин ситуация следующая: более половины «исключительно гомо-сексуалов» и половина «скорее гомосексуалов» отвечали, что число их сексуальных партнеров за последние 5 лет - от 1 до 10; примерно равен процент тех, у кого сексуальных контактов вообще не было и тех, у кого таких контактов было от 300 до 800. Женщины отвечали на эти же вопросы следующим образом: 92,1% «исключительно гомосексуалок» и 85% «скорее гомосексуалок»- «1-10 человек»; при этом максимальное число партнеров в первой группе - 20, а во второй - 90 человек. Показатели мужчин и женщин бисексуалов схожи. 78,6% мужчин и 79,1% женщин также выбрали вариант «1-10 человек»; максимальное число партнеров - 50 и 60 человек соответственно.

Помимо вышесказанного, гипотеза о высокой сексуальной активности подтверждается данными о частоте половых контактов, о наличии постоянного партнера в настоящее время, а также о допустимости регулярной смены партнеров и одновременного наличия двух и более половых партнеров. Так, среди геев и бисексуалов в настоящий момент имеют постоянного сексуального партнера около половины, среди лесбиянок и бисексуалок - 63% и 47% соответственно. Допустимость «регулярной смены полового партнера» и «одновременного наличия двух и более половых партнеров» признали около 40% геев и лишь 8% лесбиянок. Среди мужчин бисексуалов данный показатель равен 38%, среди женщин - 28%. Что касается частоты половых актов, то 39% геев и 37,5% лесбиянок практикуют сексуальные отношения чаще одного раза в неделю (при этом 30% женщин их вообще не имеют), аналогичная ситуация среди бисексуалок, а бисексуалы склонны практиковать сексуальные контакты реже 1 раза в месяц.

Полученные данные частично подтверждают стереотип о высокой сексуальной активности го-мосексуалов. Однако необходимо отметить, что данное высказывание справедливо скорее для геев и бисексуалов.

Последний блок посвящен вопросу о справедливости включения гомо- и бисексуалов в группы повышенного социального риска на основании данных о суицидальном поведении и показателях виктимизации - подверженности насилию или присутствию при изнасилованиях. По результатам опроса, примерно у 70% гомосексуалов за последние 5 лет мысли о суициде возникали крайне редко, а у половины из них вообще подобных мыслей не возникало (в детстве у геев и лесбиянок они возникали лишь иногда), у бисексуалов также подобные мысли практически никогда не возникали. Только 5% гомосексуалов отметили регулярность мыслей о суициде. Таким образом, стереотип о склонности к

КН. Обухов, А.М. Шурманова

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

суицидальному поведению практически не находит своего подтверждения. Также возможно опровержение стереотипа о частой подверженности насилию. Только 10% гомосексуалов и 13% бисексуалов подвергались насилию, при этом при изнасилованиях присутствовал лишь 1% гомосексуалов.

Проведенное исследование позволяет сделать некоторые выводы об основных моделях сексуального поведения представителей ЛГБТ сообществ. Во-первых, сексуальная ориентация человека может не исчерпываться его самоидентификацией. В конституировании сексуальных практик большое значение играют такие факторы, как направленность сексуальных фантазий, влечение и сексуальный опыт, причем сексуальные контакты с мужчинами и женщинами могут быть и не связаны с наличием влечения. Во-вторых, можно говорить о том, что для большинства респондентов, однозначно маркирующих себя в качестве «геев» или лесбиянок (причем, для геев в большей степени), характерно начинать сексуальную жизнь с гомосексуальных связей. Это может означать, что существует категория людей, артикулирующих изначальное гомосексуальное влечение. Для бисексуалов характерна подобная зависимость: мужчины чаще, чем женщины начинают свою сексуальную жизнь с гомосексуальных отношений. В-третьих, для российских гомо- и бисексуалов, как и для зарубежных, характерна высокая сексуальная активность. Этот вывод может служить подтверждением стереотипа о склонности представителей ЛГБТ сообществ к промискуитету. В четвертых, наличие данных о практически полном отсутствии демонстрации суицидальных наклонностей и подверженности изнасилованиям не позволяют отнести гомо- и бисексуалов к группе повышенного социального риска.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах / пер. с англ. В. Анурина. СПб.: Питер, 2004. 208 с.

2. Григорьева М.В. Гомосексуальность в современном российском обществе: Теория, методология, методы/ ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина». Иваново, 2007. 252 с.

3. Дюби Ж. Куртуазная любовь и перемены в положении женщин во Франции XII в. / под ред. А.Я. Гуревича // Одиссей. Человек в истории. М.: Наука, 1990. 222 с.

4. Кон И. С. Вкус запретного плода. Сексология для всех. М.: Семья и школа, 1997. 463 с.

5. Крафт-Эбинг Р. Половая психопатия. М.: Республика, 1996. 592 с.

6. Левада-Центр. Общественное мнение о гомосексуалистах. URL: http://www.levada.ru/17-05-2013/obshchest-vennoe-mnenie-o-gomoseksualistakh

7. Рубин Г. Обмен женщинами: заметки по политэкономии пола. Минск: Пропилеи, 2000. С. 99-113.

8. Фрейд З. Три статьи по теории сексуальности // Фрейд З. Психоанализ и теория сексуальности. СПб.: Але-тейя, 2000. С. 5-129.

9. Фуко М. Воля в истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: Касталь, 1996. 412 с.

10. Mayock P. Supporting LGBT lives: a study of the mental health and well-being of lesbian, gay, bisexual and transgender people. Dublin: GLEN, 2009. 188 p.

Поступила в редакцию 26.07.13

K.N. Obukhov, A.M. Shurmanova

Lesbian, gay, bisexual, and transgender (LGBT) sexual practices: related stereotypes that circulate in society

We consider circulating in society stereotypes about homosexuality and sexual practices implemented among lesbians, gays, bisexuals and transgenders (LGBT). The results of an empirical study “Basic patterns of sexual behavior of the LGBT community”, conducted by the author in March-April 2013, are presented.

Keywords: gender stereotypes, gender display, homosexuality, homosexual identity, sexual orientation, sexual activity, sexual practices.

Обухов Константин Николаевич, ассистент E-mail: fagotfrosch@gmail.com

Шурманова Алина Марселевна, студентка E-mail: shurmanova@gmail.com

K.N. Obukhov, assistant E-mail: fagotfrosch@gmail.com

A.M. Shurmanova, student E-mail: shurmanova@gmail.com

ФГБОУВПО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) 426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.