Из истории
ISSN 2313-7347 (print) ISSN 2500-3194 (online)
From history
DOI: 10.17749/2313-7347.2018.12.4.079-084
Сексуальность: развитие представлений в исторических
источниках
Д.Х. Хизроева, Х.Г. Султангаджиева, М.О. Арсланбекова
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет); Россия, 109004 Москва, ул. Земляной Вал, д. 62
Для контактов: Джамиля Хизриевна Хизроева, e-mail: [email protected]
Резюме
Как менялось представление о сексе? Физическая близость - гетеросексуальная и гомосексуальная описывается в истории с незапамятных времен. Социальная составляющая сексуального поведения - табу, регуляция, влияние общества и политики оказывают глубокий эффект на различные мировые культуры, начиная с доисторических времен.
Ключевые слова: сексуальные практики, традиции, ритуалы, мужское и женское, женственность и мужественность Статья поступила: 15.10.2018; в доработанном виде: 20.11.2018; принята к печати: 26.12.2018. Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии необходимости раскрытия финансовой поддержки или конфликта интересов в отношении данной публикации.
Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Для цитирования: Хизроева Д.Х., Султангаджиева Х.Г., Арсланбекова М.О. Сексуальность: развитие представлений в исторических источниках. Акушерство, гинекология и репродукция. 2018;12(4):79-84. DOI: 10.17749/2313-7347.2018.12.4.079-084.
Sexuality: the development of ideas in historical sources
Jamilya Kh. Khizroeva, Khadizhat H. Sultangadzhieva, Madina O. Arslanbekova
I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Health Ministry of Russian Federation; 62 St. Zemlyanoi Val, Moscow 109004, Russia Corresponding author: Jamilya Kh. Khizroeva, e-mail: [email protected]
Abstract
How did the concept of sex relations change through ages? Physical intimacy - heterosexual and homosexual - has been described in history from the antiquity. The social components of sexual behavior - taboos, regulations, the influence of society and politics - have had a profound impact on the world cultures, starting from the prehistoric times.
Key words: sexual practices, traditions, rituals, male and female, femininity and masculinity Received: 15.10.2018; in the revised form: 20.11.2018; accepted: 26.12.2018. Conflict of interests
The authors declare they have nothing to disclose regarding the funding or conflict of interests with respect to this manuscript. Authors contributed equally to this article.
For citation: Khizroeva J.Kh., Sultangadzhieva Kh.G., Arslanbekova M.O. Sexuality: the development of ideas in historical sources. Akusherstvo, ginekologiya i reproduktsiya = Obstetrics, Gynecology and Reproduction. 2018;12(4):79-84 (in Russ.). DOI: 10.17749/2313-7347.2018.12.4.079-084.
0 b
СЛ t И t
1 hH
c
СЛ
2 n
И
c
0
1 O
2 • Ф
M ■ ^
и p
о ^
о
ü rH
t—I ^ СП
c
t Ii
I—I I H
о
n ££
Введение / Introduction
Что такое сексуальность? Простого ответа на этот вопрос дать нельзя. Некоторые взгляды на секс и сексуальность передаются из поколения в поколение неизменными, однако многие современные представления резко отличаются от прежних.
Слово «секс» было адаптировано от старофранцузского «sexe» и от латинского «sexus» (мужской, маскулинный) и «secus» (neuter, относящийся к определенному полу) и впервые использовано в английском языке в конце XIV века для определения половой принадлежности особей того или иного вида. А вошло оно в обиход лишь в XVI веке, обозначая женственность либо мужественность. Концепция более сильного, лучшего, сурового, относившаяся к мужскому, и более нежного, слабого, прекрасного, ласкового или второстепенного, обозначавшая женщин, впервые была представлена в XVI—XVII веках [1]. Научное же исследование секса и сексуальности - относительно новое и получило развитие лишь в последние 75 лет.
Доисторическая эпоха / Prehistoric ages
Если бы наш современник очутился среди своих далеких предков ледникового периода, то увидел бы, что ключевую роль в социальной жизни племени играла женщина, от которой зависела численность рода, а значит, и его выживание в суровых природных условиях. Об этом свидетельствует и первобытное искусство, изобилующее скульптурными изображениями женских фигур - статуэтками из камня, известняка, керамики, бивней мамонта и костей. А вот образы мужчин древние художники запечатлевали очень редко. Палеолитические «Венеры» найдены в разных частях Евразии и имеют возраст 20-40 тысячелетий. У них гипертрофированы грудь, бедра, ягодицы, вульва (рис. 1). У многих изображений гигантский живот указывает на беременность [2]. Кроме того, среди археологических находок эпохи палеолита есть и отдельные изображения вульвы как источника жизни.
Античные времена / Antiquity
Сексуальные практики, традиции, ритуалы, представления и ценности претерпевали на протяжении веков удивительные трансформации. Первоначально в древние года сексуальность подразумевала размножение человеческой особи. Производство и воспроизводство - две важнейших константы человеческого бытия, определяющие ход мировой истории и развитие культуры с древнейших времен до наших дней. Половые отношения - условие выживания биологического вида. Однако вскоре появились религиозные практики, племенные обычаи и законы, регулирующие и контролирующие уровень рождаемости.
Сегодня мы располагаем письменными историческими памятниками, возраст которых достигает почти 5000 лет. Однако информации о сексуальном поведении и отношении к сексу в разных обществах ранее
Рисунок 1. Знаменитая Венера из Виллендорфа датируется более поздним временем (24 тыс. лет), но дает общее представление, как видели женщин древние художники [2].
Figure 1. The famous Venus from Willendorf dates back to a later time (24 thousand years), but it gives a general idea how ancient artists saw women [2].
I тысячелетия до нашей эры в них очень мало. Из имеющихся данных явствует, что уже в те времена существовал четкий запрет на браки между близкими родственниками [3], а женщина считалась собственностью, используемой для удовлетворения сексуальных потребностей и для продолжения рода [4].
Традиционно сексуальность в древнем мире ассоциируется с греческой, индийской и китайской цивилизациями. Египет же представляется этаким сакральным, монолитным и далеким от чувственного миром. Но мнение это ошибочно. Стоит вспомнить изображения знатных дам в полупрозрачных одеяниях и портреты цариц с золотыми чашечками в виде лотосов на сосках. Но порой за светскостью, парадностью и неприкрытым эротизмом таились глубинные смыслы. Ведь сексуальность у египтян - движущая сила божественного развития Вселенной [5].
Древний Египет / Ancient Egypt
В древнем Египте Боги Земли и Неба часто изображались с эрегированными фаллосами (рис. 2).
Древнеегипетская сексуальность священна изначально. По легенде город Иуну, который греки называли Гелитополем, создал солнечный творец Атум, мастурбируя. При этом облик его руки приняла его супруга Хатхор Небетхетепет - богиня любви, радости и экстаза, а заодно покровительница смерти как залога вечной жизни. Считалось, что именно сексуальная привлекательность богини любви и является стимулом развития мира (рис. 3).
Близко к фаллическому символу было изображение вульвы. «Священный треугольник» часто встреча-
X
к ц
CD ^
X
s ^
О CD
т
Œ
CD
О ^
СО
к s X
го со о
со
-Û ц
о с
* 5
К т-
л i
о ^
ÎD @ Т О
го х
со
5 го £ т
CD О О. С
CD ^
I ® ■ ю
^ СП
Й ю
СТ I О (У>
о ^
0 со
CD
с ю
^ О)
1 ?
Э ■ :
Q. CD
ГО О
го ч
О CD ГО ~ X
го т
го ^
о
CQ
ГО
_û
ю
т ^
о
о х
и &|
? (5
I- О.
ï ° О. 2
ÊÏ
S
X ° i -& ГО X
CIS
Рисунок 2. Фараон, коленопреклоненный перед статуей бога плодородия Амона-Мина. Карнак, XX век до нашей эры [5].
Figure 2. Pharaoh kneeling in front of the statue of Amon-Ming - the god of fertility. Karnak, XX century BC [5].
ется на артефактах, датированных 4000 лет до нашей эры. Одна из важнейших богинь египетской мифологии - Мут (собственно «мать»), царица неба, второй член фиванской триады (Амон - Мут - Хонсу), богиня-мать и покровительница материнства, является одновременно матерью, женой и дочерью Амона и имела и женские, и мужские гениталии. Образ фаллической женщины часто находит свое отражение в древних культурах. Он встречается в примитивных религиях, фигурирует в мифологических сюжетах, содержится в фольклоре.
Исида и Осирис были одновременно и сестрой и братом, и мужем и женой. Легенду об Осирисе и Исиде называют ядром египетской культуры. Существует несколько вариантов этой легенды. Один из самых распространенных гласит, что Осирис и Исида, брат и сестра, полюбили друг друга еще в чреве матери.
Хепри - древнейший бог, который создал себя сам. Изображался Хепри в основном в виде жука-скарабея, хотя в некоторых гробницах и на некоторых папирусах можно встретить его изображения в виде человека с головой жука (рис. 4). Он первым вышел из мирового океана, назвал свое имя и стал собой. Когда Хепри возник, то вокруг была лишь пустота, и не оказалось ничего, на чем можно было стоять. Тогда он произнес название места, на котором хотел стоять, и такое место возникло. После этого Хепри слился со своей собственной тенью и таким образом породил от своего тела потомство - богов Шу и Тефнут [6].
Куртизанки древнего Египта славились своей красотой, а проститутки становились частью повседневной жизни. Мужчинам были разрешены многочисленные сексуальные партнеры, но женская сексуальность строго пресекалась. Женщина рассматривалась как собственность мужчины с определенной сексуальной и репродуктивной значимостью [4, 6]. Смешанные браки были разрешены по религиозным соображениям, но не были правилом.
Древние египтяне знали толк в контрацепции. В древних египетских документах, относящихся к 1850 г. до нашей эры, можно найти описание пессария - предмета или смеси, вводимой во влагалище для предотвращения попадания спермы в матку. Они изготавливались из помета верблюда, крокодилов, меда и кальцинированной соды и были широко распространенными методами контрацепции. На другой иллюстрации из Древнего Египта, которой примерно 3000 лет, изображен человек, пенис которого обернут чем-то вроде оболочки.
X к с;
CD X
0 b
сл t И t
1 ни
c
СЛ
2 n
И
c
0
1 O
2
• cä
M ■ ^
и p
о ^
о
ü rH
t—I ^ СП
c
t Ii
I—I I H
о
n ££
Рисунок 3. Вселенная в виде сочетания мужского и женского начал. Фрагмент виньетки мифологического папируса жрицы Хентуттауи. X век до нашей эры. Лондон, Британский музей [5].
Figure 3. The universe is shown as a combination of masculine and feminine principles. Fragment of the mythological papyrus ascribed to the priestess Hentuttaui. X century BC. London, British Museum [5].
Рисунок 4. Бог Хепри. Figure 4. God Khepri.
Рисунок 5. Обряд обрезания на стенах некрополя в Саккаре. 2200 г. до нашей эры [5].
Figure 5. The rite of circumcision on the walls of the necropolis in Saqqara. 2200 BC [5].
Ритуал обрезания практиковался в Египте еще в 4000 году до нашей эры. Массовые церемонии обрезания проводились среди юношей до 15 лет (рис. 5) и были предназначены для обряда полового созревания, а также ради чистоты [7].
Древняя Греция / Ancient Greece
Древние греки считали сексуальное удовольствие величайшим наслаждением и счастьем человечества. Сексуальные обычаи, которые считаются извращением в наше время, в древние времена воспринимались совсем в другом свете и отождествлялись с любовью.
Проститутки высокого ранга, гетеры, работали в борделях и платили налоги в государственную казну. Оратор Демосфен, выступая на суде в защиту гетеры Нееры, утверждал: «Гетеры каждому нужны для радости!». Древнегреческие гетеры существенно отличались от замужних дам, которые в те времена практически не имели прав в сравнении со своими мужьями. Женщины, которых называли гетерами, являлись независимыми, что давало им возможность заниматься саморазвитием, обучаться и проводить время в свое удовольствие.
Куртизанки, которые отдавались посетителям храма (храмовая проституция), назывались гиеродулы (или священные служители).
К гомосексуальным отношениям между взрослыми мужчинами и подростками относились терпимо. Запрещены были лишь отношения c мальчиками, не достигшими половой зрелости. Подобные контакты между взрослыми мужчинами не приветствовались.
Хотя браку и семейным ценностям придавалось большое значение, в то же время женщины были гражданами второго сорта без политических и социальных прав, если их вообще можно было считать гражданами. «В Афинах женщины имели не больше политических прав, чем рабы; на протяжении всей своей жизни они находились в полном подчинении у ближайшего родственника мужского пола... Как и во всех других местах, в I тысячелетии до нашей эры женщины составляли часть личного движимого имущества, хотя некоторые из них были незаурядными личностями. Для древних греков женщина (независимо от возраста и семейного положения) - это всего лишь «гина», т. е. производительница детей» [3, 8].
Драматические и оргиастические фестивали в честь бога вина - Диониса (Бахус у римлян) хорошо известны. Во время этих фестивалей женщины, последовательницы культа Диониса, несли гигантскую модель эрегированного фаллоса и прославляли Диониса. Именно обряды во имя Диониса принимали яркий экстатический характер, основанный на идее воспроизводства жизни и эмоциональной экспрессивности.
Чтобы подчеркнуть плодовитость и жизнетворя-щую силу бога, его половой орган изображали в состоянии эрекции. Например, бог плодовитости, плодородия, секса и маскулинности - Приап (у римлян - бог полей и садов) изображался с чрезмерно развитым половым членом в состоянии вечной эрекции (рис. 6). В качестве символа созидающей природы мужской член выступал не только в культе Приапа. Он распространен во всех культах как на Востоке, так и на Западе: в культах Хроноса, Аполлона, Гермеса, Афродиты, Деметры, Диониса, Вакха.
Древний Рим / Ancient Rome
В романской культуре справедливо считалось, что недостаток или отсутствие оргазма у мужчин или женщин приводило к психическому дисбалансу и нервозности. Римские вакханалии хорошо описаны в
X
к ц
CD ^
X
s ^
О CD
т
CL
CD
О ^
СО
к
S X
го со о со
-О
ц
о с
* 5
К т-
л i
о ^
£ @ т О го х
со
5 го
5 £
CD О О. С
CD ^
I ■ ю
= СП
Й ю
СТ I О (У>
о ^
0 со
CD
с ю
^ О)
1 ?
Э ■ :
Q. CD
ГО О
го ч
О CD ГО ~ X
го т
го ^
о
CQ
ГО -О
ю
т ^
о
о х
и
? £
I- О.
£ °
^ 2
£ ^ X ° i -& ГО X
CIS
Рисунок 6. Бог Приап. Figure 6. God Priap.
литературе. Изначально это был женский праздник, на который мужчины не допускались вообще: он проводился 16-17 марта в роще у холма Авентин (ныне почти в центре Рима). Доподлинно неизвестно каким именно образом, но дамы вводили себя в исступление и устраивали дикие танцы без одежды. Позже к ним стали присоединяться мужчины. В Древнем Риме термин «оргия» не всегда имел сексу-
Рисунок 7. Оргия. Художник: Платцер Иоганн Георг (1704-1761). Figure 7. Orgy. Artist: Platzer Johann Georg (1704-1761).
альные отсылки: вечеринка, пирушка с неограниченной свободой в употреблении еды и напитков, когда допускались разные вольности. На пирушках римляне не сидели за столом как в наши дни, а возлежали на каменных софах, покрытых коврами. За несколько часов непрерывной еды съедали умопомрачительно много: кабанов, зайцев, камбалу, устриц, шампиньоны, колбасы, сыры, пироги, фрукты. Такие пиры нередко сопровождались распутством, непристойными песнями и танцами (рис. 7). Богатые римляне приглашали на пир знаменитых актеров, развлекали гостей миниатюрными пантомимами, танцами танцовщиц. Часто перед банкетом гости принимали ванну и натирали тело розовым маслом. За ассоциации с распущенностью заболевания, передающиеся половым путем, назывались indecens morbus или «неприличные, срамные болезни». Хотя древние римляне мало знали об инфекционных заболеваниях, они догадывались о связи между сексом и болезнью. Особенный интерес и любопытство к этим инфекциям проявлял Гален, весьма уважаемый в те времена учитель медицины. Он серьезно увлекся вопросами сексуальной активности и контрацепции и, возможно, был первым, кто занялся сексуальным образованием и обучением граждан.
После того, как римляне предположили, что устрицы являются сильнейшим афродизиаком, римские легионеры привозили их из Британии, дабы держать жителей Рима в эротическом настроении. Устрицы перевозили в контейнерах со льдом, и они стали излюбленным блюдом распутных женщин [9, 10].
В первых пяти книгах Ветхого завета содержатся правила сексуального поведения: адюльтер запрещен (об этом гласит одна из Десяти заповедей), а гомосексуализм строго осуждается (Левит 18:20, Левит 21:13). В то же время секс признается созидательной и доставляющей наслаждение силой, как это описано в Песни песней. Таким образом, секс не считался безусловным злом, и его роль не ограничивалась одним лишь воспроизведением. Однако с развитием христианства отношение к сексу становилось все более негативным. Это нашло отражение в исповеди знаменитого Блаженного Августина, который в IV веке нашей эры обличал себя в резких словах: «Я загрязнил реку дружбы мерзостью распутства и замутил ее прозрачные воды адской черной рекой вожделения» (Исповеди, Книга 111:1). Он считал, что вожделение - это результат грехопадения Адама и Евы в райском саду, которое оттор-гнуло людей от Бога. Сексуальность в те времена была резко осуждена во всех ее формах.
х
к ц
CD X
0 b
сл t
И t
1
ни
c
СЛ
2 n
И c O
г O
2
И
о ü
u c
t
hH O
n
Литература:
1. Leroy M. Pleasure: the truth about female sexuality. Harper Collins, 1994. 330 p.
2. Старейшая вульва в мире. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/ science/2012/05/15_a_4583705.shtml. [Дата доступа: 11.10.2018].
3. Tannahill R. Sex in history. NewYork: Stein and Day, 1980. 480 р.
4. Bullough V.L. Sexual variance in society and history. NewYork: Wiley, 1976. 715 p.
5. Чувственность и сексуальность в Древнем Египте: священная и земная (часть 1). Режим доступа: https://kulturologia.ru/ blogs/060616/29881/. [Дата доступа: 11.10.2018].
References:
1. Leroy M. Pleasure: the truth about female sexuality. Harper Collins, 1994. 330 p.
2. The oldest vulva in the world. [Starejshaya vul'va v mire] (in Russ.). Available at: https://www.gazeta.ru/ science/2012/05/15_a_4583705.shtml.
[Accessed: 11.10.2018].
3. Tannahill R. Sex in history. NewYork: Stein and Day, 1980. 480 р.
4. Bullough V.L. Sexual variance in society and history. NewYork: Wiley, 1976. 715 p.
5. Sensuality and sexuality in Ancient Egypt: sacred and earthly (part 1). [Chuvstvennost' i seksual'nost' v Drevnem Egipte: svyashchennaya i zemnaya (chast' 1)] (in Russ.).
6. Bullough V.L, Brundage J.A. Handbook of medieval sexuality. NewYork: Garland, 2000. 460 p.
7. Nunn J.F. The history of anaesthesia. London: Royal Society of Medicine, 1989. 22 p.
8. Keuls E.C. The reign of the phallus: sexual politics in ancient Athens. 1985. New York: Harper & Row, 1985. 452 p.
9. Farber M. Human sexuality: psychosexual effects of disease. New York: Macmillan, 1985. 362 p.
10. Kinsey A.C., Pomeroy W.B., Martin C.E., Gebhard P.H. Sexual behavior in the human male. Philadelphia: Saunders, 1953. 446 p.
Available at: https://kulturologia.ru/blogs/060616/29881. [Accessed: 11.10.2018].
6. Bullough V.L, Brundage J.A. Handbook of medieval sexuality. NewYork: Garland, 2000. 460 p.
7. Nunn J.F. The history of anaesthesia. London: Royal Society of Medicine, 1989. 22 p.
8. Keuls E.C. The reign of the phallus: sexual politics in ancient Athens. 1985. New York: Harper & Row, 1985. 452 p.
9. Farber M. Human sexuality: psychosexual effects of disease. New York: Macmillan, 1985. 362 p.
10. Kinsey A.C., Pomeroy W.B., Martin C.E., Gebhard P.H. Sexual behavior in the human male. Philadelphia: Saunders, 1953. 446 p.
x
CK
ц
CD ^
X
s ^
О CD T CL CD
О ^
cq
к s
X
CO CQ О
CO .0
0 с
* 5
К т-
1 -о ^
ю ©
т О СО 4= х
со
со
5 £
CD О О. С
Сведения об авторах:
Хизроева Джамиля Хизриевна - д.м.н., профессор кафедры акушерства и гинекологии медико-профилактического факультета ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» МЗ РФ. E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0725-9686. Researcher ID: F-8384-2017. Scopus Author ID: 57194547147.
Султангаджиева Хадижат Гасановна - аспирант кафедры акушерства и гинекологии медико-профилактического факультета ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» МЗ РФ. E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6192-1936.
Арсланбекова Мадина Османовна - аспирант кафедры акушерства и гинекологии медико-профилактического факультета ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» МЗ РФ. E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0023-2515-4420.
About the authors:
Jamilya Kh. Khizroeva - MD, PhD, Professor, Department of Obstetrics and Gynecology, Faculty of Preventive Medicine, I.M. Sechenov First MSMU HM of RF. E-mail: totu1@yandex. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0725-9686. Researcher ID: F-8384-2017. Scopus Author ID: 57194547147.
Khadizhat H. Sultangadzhieva - Postgraduate Student, Department of Obstetrics and Gynecology, Faculty of Preventive Medicine, I.M. Sechenov First MSMU HM of RF. E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6192-1936. Madina O. Arslanbekova - Postgraduate Student, Department of Obstetrics and Gynecology, Faculty of Preventive Medicine, I.M. Sechenov First MSMU HM of RF. E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0023-2515-4420.
CD ^
I
■ Ю
= cn
Ä Ю CT I о (J>
о ^
0 со
CD
С Ю ^ G> CT -"t
1 ?
Э ■ :
Q. CD
CO
о
CO
О CD CO ~ X CO T
CO ^
о
CQ
CO
.0
Ю
T
о
о x
и
? S
I- о. £ О о. 2
it
£ aX ° i ■& CO X
CIS