Социология и социальная работа Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2009, № 2 (14), с. 21-27 21
УДК 316.62
СЕКСУАЛЬНОСТЬ И СИСТЕМА СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЕВУШЕК
© 2009 г. Д.В. Зернов
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]
Поступила в редакцию 14.04.2009
Рассматривается система ценностей девушек-студенток, определяется место брачно-семейных ценностей. Показывается, что понятия сексуальности, брака и семьи студентами отделяются друг от друга. Установка на регистрацию брака оказывает серьезное воздействие на упорядочение отношения к рискованным сексуальным практикам, в том числе и за счет перестройки системы ценностей.
Ключевые слова: студенты, система ценностей, семья, дети, норма, девиантное поведение, регистрация брака, сексуальность, сексуальные практики, гендерная специфика.
Регистрация отношений (брак) серьезно изменяет установки мужчин и женщин по всему комплексу жизненно важных вопросов.
Заметное изменение претерпевают
сложившиеся до брака стратегии и образцы сексуального поведения. Что обусловливает возможность такого рода изменений? Попытка с помощью эмпирических данных дать ответ на этот вопрос и является целью статьи.
Проанализируем некоторые данные,
полученные в результате шести анкетных социологических исследований, проведенных с участием автора в Нижнем Новгороде в 20032008 гг.1
Брак и семья занимают особое место в системе жизненных ценностей учащейся
молодежи. Замужество, создание семьи и тем более рождение ребенка нельзя назвать жизненными приоритетами большинства девушек-студенток. Скорее напротив, все это сознательно отодвигается девушками на второй
план, при этом неизменно подчеркивается актуальность получения образования, обретения финансовой независимости и даже желания в настоящий момент пожить для себя. И это не удивительно. Как будет показано ниже, девушки-студентки не то чтобы считают себя не готовыми к самостоятельной семейной жизни, а отодвигают планы создания собственной семьи на момент окончания обучения в вузе. Итак, большинство девушек считает себя готовыми или скорее готовыми к семейной жизни, а число девушек, по их мнению, полностью готовых к браку, вдвое выше числа считающих себя совсем не готовыми. Оптимальный возраст для создания семьи, по мнению большинства студенток, - 23 года, т.е. примерно через год после завершения учебы. И чем ближе возрастная группа студенток к этой дате, тем меньше среди них тех, кто рассматривает замужество как что-то не важное и не актуальное.
Рис. 1. Представления студенток об оптимальном возрасте женщины
для сексуального дебюта замужества и материнства %
---“і---іТеїе^льЧУІІ Д-ЇІИ6Г — <■--Х^ІЗІТЬВІ —*>чг- (ЇТЦСЧіТЦі
До 10 ист 1Ё-1'де> 1 а-1; А лат гС-Й І1 гад £4-25 лет 2в-Й~яет ^3-2-8 лет ^1детн
йгаїіілг
ДеИВиет 11э-17де> Іа-ІвЛАТ гмігая г4-2&лег ЕЩ-У'г' чет £3’ЭД*ет ЗДдетн
йгаїіілг
Рис. 2. Представления студенток об оптимальном возрасте мужчины для сексуального дебюта, женитьбы и отцовства, %
Большинство студенток достаточно четко имели чуть более 70%3. Девушки, не имевшие
определяют для себя оптимальный возраст начала активной сексуальной жизни, возраст вступления в брак и рождения первого ребенка: сексуальный дебют должен состояться примерно в 18 лет, замуж можно выйти приблизительно в 23 года, а родить ребенка нужно в 24-25 лет (рис. 1).
Сценарий2 семейной жизни для подавляющего большинства девушек связан с рождением ребенка, которое должно произойти практически сразу после свадьбы. Отметим, что рождение ребенка вне брака не допускает никто из студенток, а четвертая часть, если и соглашается с тем, что ребенок может родиться до брака, но лишь в случае последующей обязательной официальной регистрации отношений. Среднее значение отрезка времени от оптимального возраста для замужества и оптимального возраста для рождения ребенка не превышает двух лет. Разделяют брак и рождение ребенка немногие: вариант, в котором отрезок
времени между браком и рождением ребенка превышает три года, встречается в ответах менее десятой части студенток, тогда как отрезок времени между сексуальным дебютом и браком, а тем более рождением ребенка, напротив, получается у девушек-студенток весьма продолжительным. Его среднее значение приближается к пяти годам.
В исследовании вопрос о личном сексуальном опыте напрямую не задавался, но косвенная информация (например,
регулярность использования средств контрацепции) позволяет сделать вывод о том, что среди участвовавших в опросе студенток опыт сексуальных отношений
сексуального дебюта, ощутимо отодвигают оптимальный возраст начала сексуальной жизни: среднее значение возраста
сексуального дебюта составляет 19.25 года против 17.63 года у тех, чей сексуальный дебют уже состоялся. Однако и у тех, и у других отрезок времени между сексуальным дебютом и оптимальным возрастом для брака превышает четыре года.
Оценивая оптимальный возраст
сексуального дебюта для юноши, девушки называют более ранний, по сравнению со своим собственным, возраст - примерно 17 лет, допуская, что сексуальная жизнь юношей может начаться и в более раннем возрасте, например, в 14-15 лет (рис. 2). При этом готовность мужчин к семейным отношениям, напротив, отодвигается на более поздний период: оптимальный возраст для женитьбы -после 25 лет, а для отцовства - после 27 лет. То есть, по оценкам девушек, между сексуальным дебютом и браком у мужчин должно пройти в среднем 8.5 года, а между началом сексуальной жизни и готовностью стать отцом - более десяти лет. Конечно, сценарии мужской сексуальной жизни в представлениях девушек менее очевидны, чем свои собственные, и особенно это касается их мнений по поводу готовности мужчины нести ответственность за ребенка. Однако, как видно из приведенных данных, девушки не только считают, что молодой человек должен нагуляться до свадьбы, но видят такую необходимость и для себя лично.
В современной научной литературе неоднократно указывалось, что молодежь все более и более отделяет сексуальные
практики от брачно-семейных отношений (например [1-2]). Этот вывод делался на основании как динамики начала сексуальной жизни, так и данных об отношении разных возрастных групп к семье и браку. Здесь мы показываем, что эта тенденция закреплена молодежью и в их собственных сценариях полоролевой жизни.
Разделение между сексом, сексуальностью и семейной жизнью находит отражение в системе ценностных ориентаций студенчества.
Жизненный успех девушки-студентки определяют для себя прежде всего через такие составляющие, как здоровье, любимая работа, уверенность в себе, а также дружная, сплоченная семья. Дети являются одной из важнейших составляющих жизненного успеха по мнению половины студенток, а секс включает в этот список примерно третья часть.
Семья, дети и здоровье - составляющие, которые в ответах студенток коррелируют между собой. Близкими по значению для них оказываются и такие составляющие, как уважение со стороны окружающих людей и доброта. А вот удачный брак в ответах студенток в большей степени связан не с семьей и детьми, а как раз с сексом, а также с такими составляющими жизненного успеха, как высокое социальное положение, удачный бизнес, власть, полезные связи, возможность иметь все, что хочется, деньги, богатство, развлечения и хорошие внешние данные.
Анализ составляющих жизненного успеха, каким его видят девушки-студентки, позволяет выделить несколько систем ценностных ориентаций. Есть девушки, для которых важным кажется проявление своих
творческих способностей, богатая духовная жизнь, приключения или, напротив, комфорт и душевное равновесие. Для других важнее уверенность, решительность,
профессионализм и деловитость, для третьих - быть полезными другим людям.
Ориентация на семейные ценности и ориентация на секс как один из элементов потребительского отношения к жизни также образуют хотя и не автономные, но в достаточной степени независимые системы жизненных приоритетов студенток.
Если подробнее рассмотреть группу девушек с ориентациями на семейные ценности и группу студенток,
демонстрирующих потребительское
отношение к жизни, то можно увидеть большую разницу между ними, например, в организации досуга. Так, девушки, ориентирующиеся на семью, больше времени проводят дома, уделяют учебе. Вдвое чаще, чем девушек с потребительскими взглядами на жизнь, их можно встретить в библиотеке. Они довольно часто бывают в театрах и кинотеатрах. Девушки с потребительским отношением к жизни чаще, чем девушки с семейными ценностями, проводят время в кафе, барах и ресторанах (более половины из них бывают здесь не реже раза в неделю), а также ходят на дискотеки и в ночные клубы (почти четвертая часть). Курение распространено среди девушек и той, и другой группы. Однако это связано с тем, что курение уже само по себе широко распространено в студенческой среде. При этом для большинства девушек с ориентацией на семью свойственен эпизодический
характер курения, тогда как девушкам с потребительскими взглядами - регулярный. Кроме того, среди девушек с системой ценностей, сориентированной на
потребительское отношение к жизни, вдвое больше употребляющих слабоалкогольные напитки (пиво) и в полтора раза - крепкие алкогольные напитки. Несмотря на то что вопрос о личных сексуальных практиках в этом исследовании не ставился, следует отметить, что среди студенток с потребительскими взглядами на жизнь почти вдвое больше тех, кто имеет опыт сексуальных контактов в состоянии алкогольного опьянения.
Рассмотрим сексуальную жизнь девушек-студенток (рис. 3).
Наличие собственного сексуального опыта признают от 60% до 70% девушек-студенток. Подавляющее большинство студенток, как правило, имеют сексуальные отношения с одним знакомым партнером. О супружеском сексе как основной характеристике сексуальной жизни говорит десятая часть студенток. Беспорядочные сексуальные практики являются нормальными примерно для десятой части девушек, как правило, это сексуальные контакты параллельно с несколькими знакомыми партнерами. Нацеленность на отношения только с одним партнером является основной отличительной характеристикой девушек в сравнении с юношами, среди которых втрое больше тех, кто ведет беспорядочную сексуальную жизнь.
Подавляющее большинство девушек во время половых контактов пользуются средствами контрацепции. Однако использование контрацепции во всех без исключения случаях свойственно только половине девушек, живущих активной половой жизнью. Сравнивая контрацептивные практики девушек и юношей, можно заметить, что регулярность
использования контрацептивов в группе юношей выше. Дело в том, что довольно большой процент девушек считают, что инициатива использования контрацептивов должна исходить прежде всего от мужчины. Такой точки зрения придерживаются более третьей части девушек-студенток, а противоположной (т.е. ответственность за контрацепцию лежит на самой девушке) - в пять раз меньше.
Мнения девушек по поводу допустимых и недопустимых форм сексуальных отношений целесообразно рассматривать с позиций особенностей их собственного сексуального
опыта. Чем богаче личный сексуальный опыт, тем более приемлемыми оказываются самые разнообразные сексуальные практики. Причем увеличение числа считающих данные практики для себя абсолютно нормальными происходит как по отношению к разнообразию сексуальной жизни для двух партнеров, так и по отношению к активному поиску сексуальных приключений. Проиллюстрируем первый случай отношением к оральному сексу. Если среди девушек, у которых сексуальный дебют только еще впереди, считающих оральный секс приемлемой практикой, - чуть более десятой части, то среди живущих в браке таких в три раза больше, среди имеющих одного постоянного сексуального партнера - в четыре раза и ведущих беспорядочную сексуальную жизнь - в пять раз. Если говорить о поиске сексуальных приключений, под которым здесь подразумевается постоянная смена сексуальных партнеров и другие формы рискованного сексуального поведения, то ситуация даже более показательна. Практически все девушки, не имеющие сексуальных отношений, сексуальные приключения считают для себя неприемлемыми. Девушки, практикующие партнерский секс, либо не допускают их для себя, либо относят к иногда допустимым формам. Для многих ведущих беспорядочную сексуальную жизнь вполне естественными кажутся постоянная смена сексуальных партнеров (четвертая часть), большое количество сексуальных связей (пятая часть), секс на пьяных вечеринках со случайными партнерами (более десятой части), а также случайный секс без использования предохранительных средств (десятая часть).
Собственная сексуальная жизнь и установки на допустимые формы сексуальных отношений имеют четкую корреляцию с образом жизни: с формами проведения досуга и, особенно, с наличием вредных привычек. Эта связь была подробно рассмотрена в других наших работах (например [3-5]).
Таким образом, партнерские отношения и особенно супружество выступают факторами сдерживания/ограничения/прекращения рискованных форм сексуального поведения. Это ограничение носит как внешний, так и внутренний характер. Последний - в особенности.
В исследованиях не стояла задача выявить представления студенток о будущей сексуальной жизни в браке. Безусловно, какая-то часть девушек задумывались над этим вопросом, но сама по себе эта тема для
Рис. 4. Иерархия предпочтений женщин относительно качеств будущего супруга
большинства из них не актуальна. Многие студентки уже имеют сексуальный опыт, поэтому сексуальные отношения с будущим супругом их не только не страшат, но и, скорее всего, не волнуют. Выстраивая иерархию качеств мужчины, по которым они стали бы ориентироваться при выборе супруга, девушки-студентки называют сексуальные навыки в числе последних (рис. 4). Прежде всего это личные качества человека, затем его способность принимать решение и нести за него ответственность, затем (практически с равным значением) - здоровье, красота, материальная обеспеченность, и только потом - сексуальные навыки и хозяйственность будущего мужа.
Подавляющее большинство студенток считают нормальными сексуальные отношения до свадьбы. Это мнение не только тех студенток, кто их уже практикует, но и тех, у кого сексуальный дебют еще не состоялся. Тех девушек, кто считает, что сексуальные отношения должны осуществляться только после свадьбы, единицы. Результаты исследования социальных установок различных групп населения дают похожую картину. Большинство 17-22-летних девушек, оценивая добрачные сексуальные связи в контексте нормы/патологии, считают их вполне естественными (нормальными) практиками для незамужних девушек и неженатых юношей.
Брак, который, по мнению почти всех студенток, должен быть официально зарегистрирован (обязательно или желательно),
призван упорядочить нелегитимные
сексуальные связи. Если добрачные сексуальные связи нормальными и совершенно естественными считают более половины девушек студенческого возраста, то адюльтер безоговорочно поддерживают лишь десятая их часть. Брак существенно изменяет жизненные установки и ценности как женщин, так и мужчин. Как отмечает А. А. Иудин, общеизвестным является факт, что большинство важных вопросов мужчины и женщины оценивают по-разному, однако установки мужчин и женщин отличаются меньше, чем установки женатых и неженатых мужчин, а также замужних и незамужних женщин [6]. Опираясь на результаты социологического исследования, проведенного в Нижнем Новгороде в сентябре - октябре 2007 г. на выборке из 300 нижегородцев, состоящих в зарегистрированном браке или проживающих с партнером в сожительстве, автор показывает, что после заключения регистрированного брака установки мужчин и женщин меняются практически по всему комплексу жизненно важных вопросов. Например, для незамужних женщин успех в большей степени - это богатая духовная жизнь (20% незамужних против 7% замужних), высокое социальное положение, возможность самостоятельно принимать решения, свое дело, удачный бизнес, необходимое для этого здоровье, включенность в научную деятельность. У женщин, вступивших в брак, рейтинг составляющих
* - Значение ранга рассчитано как взвешенное среднее, где тах=7 (по числу тестируемых характеристик), а тіп=1.
Рис. 5. Отношение незамужних и замужних женщин
успеха изменяется. На первый план выходит крепкая, дружная семья, счастливый брак и все, что для этого необходимо (деньги, личная безопасность, любимая работа).
На примере отношения к различным ситуациям с точки зрения нормы и патологии рассмотрим отличия в оценках замужних женщин и женщин, которые никогда не состояли в браке. Для того чтобы избежать влияния возраста как достаточно серьезного фактора, оказывающего воздействие на оценку допустимого/недопустимого поведения,
возьмем лишь одну возрастную группу от 18 до 35 лет (кроме того, в этой группе примерно равное число замужних и незамужних женщин).
И незамужние, и замужние молодые женщины относят добрачные сексуальные связи к нормальному, естественному поведению, а вот внебрачные сексуальные связи молодых замужних женщин ими скорее осуждаются. При этом факт собственного замужества оказывает влияние прежде всего на брачно-семейные отношения (рис. 5). Если почти четвертая часть незамужних женщин считает адюльтер нормальным или скорее нормальным поведением, то среди зарегистрировавших семейные отношения таковых в полтора раза меньше. Любопытно, что число молодых женщин, считающих женский адюльтер отклонением от нормы, среди тех и других примерно равное, а вот более третьей части замужних женщин, рассматривая возможность внебрачных связей, говорят, что все зависит от обстоятельств.
После заключения брака меняется не только отношение к самим внебрачным сексуальным
связям, но и к реакции на них со стороны партнера. Причем, по сравнению с изменением отношения к адюльтеру, осуждение постоянных подозрений супруга в неверности жены возрастает даже более стремительно. Если среди незамужних женщин постоянные поиски мужем следов неверности жены считают отклонением от норм поведения примерно четвертая часть, то среди состоящих в браке таких более половины.
Со стороны незамужних наблюдается определенная идеализация сексуальных отношений в браке. По сравнению с замужними женщинами они чаще называют отклонением от нормы стремление молодых замужних женщин знакомиться с кем-либо на улице, также отклонением от нормы для них является и просмотр порнографии мужем и особенно молодой женой. Т.е., по их мнению, супруги в браке должны быть полностью сексуально и эмоционально удовлетворены друг другом и им не нужна никакая другая дополнительная стимуляция этой сферы взаимоотношений. Замужние женщины в этом отношении менее идеалистичны.
А вот в семейно-бытовом плане ситуация обратная. То, что многие до брака отнесли бы к девиациям, в браке видится в другом свете. Так, например, замужние женщины не настолько скептично настроены по поводу того, что молодая жена два или три раза в день делает уборку в доме. Семья становится краеугольным камнем в представлениях большинства вышедших замуж женщин. Ненормальным для них является в ущерб семье все время проводить на работе. Плохо все время
опаздывать. Не очень хорошо все время грустить или, напротив, все время веселиться.
Если рассмотреть в целом женские представления о нормах поведения молодых женщин до брака и после его регистрации, то видится редкое единодушие по большинству вопросов в разных возрастных и социальных группах: если молодой девушке до брака многие вещи можно если не позволить, то простить, то после заключения брака никакого снисхождения к ней быть не может.
Примечания
1. Исследования осуществлялись в рамках научной и педагогической деятельности кафедры прикладной социологии факультета социальных наук Нижегородского государственного университета им.
Н.И. Лобачевского. Выборочная совокупность по опросам составляла от 150 до 1500 респондентов. Выборки фокусированные, квотные, с применением дополнительных индикаторов: «Образ жизни и
здоровье студентов» (март - апрель 2003 г.,
опрошено 1412 студентов); «Социальные установки населения: норма и патология (ноябрь 2006 г., октябрь 2008 г., опрошено 780 нижегородцев); «Семейные ценности нижегородцев» (сентябрь -октябрь 2007 г., опрошено 300 нижегородцев,
имеющих опыт семейной жизни); «Студенчество: проблемы здорового образа жизни» (март 2008 г.; опрошено 780 студентов); «Здоровье и вредные привычки студентов» (декабрь 2008 г., опрошено 146 студентов); «Семья и дети в системе ценностных установок студенток» (декабрь 2008 г., опрошено 140 студенток).
2. Понятие сценарий берется согласно его трактовке в рамках сценарного подхода, возникшего в интеракционистском варианте конструктивистской методологии. В соответствии со сценарным подходом сфера сексуальности рассматривается как регулируемая определенными правилами, организующими практики в конкретных социальных контекстах. Эти правила образуют устойчивые структуры - сценарии сексуальности (например [7, с. 247-287]).
3. По результатом исследования, осуществленного
весной 2007 года на базе Нижегородской государственной медицинской академии и
Нижегородского госуниверситета им. Н.И.
Лобачевского, наличие сексуальных отношений признали 62% студенток (всего в опросе приняли участие 617 студенток НижГМА и ННГУ). В 2003 г. число студенток, живущих половой жизнью, составило 48% из 865 студенток ННГУ.
Список литературы
1. Голод С.И. Что было пороками, стало нравами:
SEXUALITY AND SYSTEM OF FAMILY VALUES OF GIRLS D. V. Zernov
The system of values of girls-students is considered, the place of family values is determined. Shows, that concepts sexuality, marriage and family are separated by students from each other. Installation on registration of marriage renders serious influence on ordering of relations to risky sexual experts, including due to reorganization of system of values.
Keywords: students, system of values, family, children, norm, deviate behavior, registration of marriage, sexuality, sexual experts, gender specificity.
Лекции по социологии сексуальности. М.: Ладомир, 2005. 233 с.
2. Кон И.С. Сексуальная культура в России. Клубничка на березке. М.: Айрис-пресс, 2005. 448 с.
3. Зернов Д.В. Гендерные перспективы поведения молодежи, связанного с риском для здоровья // Социальные преобразования и социальные проблемы (Выпуск 7). Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2008. С. 31-46.
4. Зернов Д.В. Свободное время и досуг
студентов: формы рискованного поведения //
Социальные преобразования и социальные проблемы (Выпуск 8). Н. Новгород: Изд-во
НИСОЦ, 2009. С. 12-22.
5. Студенчество: проблемы здорового образа жизни. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2009. 185 с.
6. Иудин А.А. Различие установок на семейно-
брачные отношения и ценность детей // Семья и семейные отношения: состояние и тенденции
развития / Под ред. З.Х. Саралиевой. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2008. С. 47-51.
7. Темкина А.А. Сценарии сексуальности и гендерные различия // В поисках сексуальности / Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2002.