Научная статья на тему 'Седьмой поволжский научно-методический семинар по проблемам преподавания и изучения дисциплин античного цикла и задачи современного изучения филологии'

Седьмой поволжский научно-методический семинар по проблемам преподавания и изучения дисциплин античного цикла и задачи современного изучения филологии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
162
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИЧНОСТЬ / ДРЕВНИЕ ЯЗЫКИ И КУЛЬТУРЫ / ЛАТИНСКИЙ И ГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫКИ / ТРАДИЦИИ И ВЛИЯНИЯ / МИФОТВОРЧЕСТВО / РЕЦЕПЦИЯ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ANTIQUITY / ANCIENT LANGUAGES AND CULTURES / LATIN AND GREEK LANGUAGES / TRADITIONS AND INFLUENCES / MYTH-MAKING / RECEPTION / INTERPRETATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шарыпина Татьяна Александровна, Меньщикова Мария Константиновна, Полуяхтова Инна Константиновна

Анализируется работа Седьмого Поволжского научно-методического семинара по проблемам преподавания и изучения дисциплин античного цикла в связи с общими задачами Объединения региональных центров греко-латинской лингвокультурологии, работающего в рамках секции «Классическая, византийская и новогреческая филология» Научно-методического совета по филологии классических университетов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Шарыпина Татьяна Александровна, Меньщикова Мария Константиновна, Полуяхтова Инна Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SEVENTH VOLGA SCIENTIFIC-METHODOLOGICAL SEMINAR ON TEACHING AND STUDYING THE DISCIPLINES OF THE ANTIQUITY CYCLE AND CURRENT PROBLEMS OF PHILOLOGY

We analyze the work of the Seventh Volga scientific-methodological seminar on teaching and studying the disciplines of the antiquity cycle in relation to the overall objectives of "Association of Regional Centers of Greco-Latin cultural linguistics", working under the section "Classical, Byzantine and modern Greek philology" of the Scientific and Methodological Council on philology of Russian classical universities.

Текст научной работы на тему «Седьмой поволжский научно-методический семинар по проблемам преподавания и изучения дисциплин античного цикла и задачи современного изучения филологии»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УДК 80

СЕДЬМОЙ ПОВОЛЖСКИЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ПО ПРОБЛЕМАМ ПРЕПОДАВАНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН АНТИЧНОГО ЦИКЛА И ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОЛОГИИ

© 2012 г. Т.А. Шарыпина, М.К. Меньщикова, И.К. Полуяхтова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

kafzl@yandex.ru

Посоризча в реНакцзю 12.12.2011

Анализируется работа Седьмого Поволжского научно-методического семинара по проблемам преподавания и изучения дисциплин античного цикла в связи с общими задачами Объединения региональных центров греко-латинской лингвокультурологии, работающего в рамках секции «Классическая, византийская и новогреческая филология» Научно-методического совета по филологии классических университетов России.

Кчювевые счова: античность, древние языки и культуры, латинский и греческий языки, традиции и влияния, мифотворчество, рецепция, интерпретация.

21-23 апреля 2011 года на филологическом факультете ННГУ в ряду мероприятий, посвященных 50-летию кафедры зарубежной литературы, прошел Седьмой Поволжский научнометодический семинар по проблемам преподавания и изучения дисциплин античного цикла.

Филологический факультет ННГУ имеет свои давние традиции в преподавании античных дисциплин. Одним из первых заместителей декана историко-филологического факультета был выдающийся русский мыслитель, крупнейший философ ХХ века, всемирно известный теперь Алексей Федорович Лосев. Видный исследователь античности Владимир Григорьевич Борухович преподавал в Нижегородском университете в период с 1954 по 1969, традиции в преподавании древних языков на кафедре зарубежной литературы ННГУ были заложены ученицей известного знатока классических дисциплин С.И. Радцига Людмилой Васильевной Логиновой, работавшей на факультете с начала 50-х до середины 80-х гг.

Повышенное внимание к преподаванию и изучению дисциплин классического (античного) цикла связано в настоящее время с задачей качественного изменения уровня филологического образования в университетах России, с необходимостью широкого распространения знаний об основах европейской культуры в тот момент, когда встает проблема «конвертируемости» дипломов различных университетов.

Дисциплины классического цикла - тот незыблемый мост, на котором покоятся основы гуманитарного образования.

Решением Президиума Научно-методического совета по филологии учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию о совершенствовании научно-методической деятельности московских и региональных центров классической и византийской филологии от 17 апреля 2002 г. создано Объединение региональных центров греколатинской лингвокультурологии. Поволжский региональный центр греко-латинской лингво-культурологии учрежден на базе кафедры зарубежной литературы Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (руководитель - зав. кафедрой зарубежной литературы, профессор Т. А. Шарыпина). Поволжский региональный центр создан также благодаря горячей поддержке и неоценимой помощи Марины Николаевны Славятинской, всю свою жизнь посвятившей служению классической филологии. Именно энтузиазм Марины Николаевны послужил той движущей силой, которая помогла в создании Учебнометодического объединения по классической филологии при филологическом факультете МГУ, а затем и Объединения региональных центров греко-латинской лингвокультурологии, работающего в рамках секции «Классическая, византийская и новогреческая филология» На-

учно-методического совета по филологии классических университетов России.

Главная задача, поставленная перед региональными центрами, связана с научно-методическим обеспечением подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в области преподавания дисциплин классического (античного) цикла. В Поволжском координационном региональном центре создан банк данных о состоянии преподавания и изучения дисциплин классического цикла в различных учебных заведениях Поволжья. Начиная с 2003 года на базе кафедры зарубежной литературы ННГУ проводятся Поволжские научно-методические семинары по проблемам преподавания и изучения дисциплин классического (античного) цикла, работа которых проходит по следующим направлениям: античные традиции в западноевропейской и российской художественной культуре; проблемы преподавания дисциплин классического цикла в системе базового гуманитарного образования; роль древних языков в общепрофессиональной подготовке гуманитариев. Особое место в работе семинара отведено античным и национальным мифам как объекту вузовского преподавания и комплексного филологического изучения, выработаны методики анализа мифопоэтики художественных произведений Х1Х-ХХ веков.

Предметом для обсуждения на Поволжских семинарах стали такие вопросы, как новые методики работы со студентами негосударственных и коммерческих вузов, вопросы контроля знаний с целью выработки общих критериев и проблемы модернизации программ, изучение опыта различных вузов в преподавании античных дисциплин с целью дальнейшего внедрения в учебный процесс других учебных заведений.

Слушателями и участниками семинара становятся не только преподаватели вузов Поволжья, но и преподаватели школ, гимназий, училищ Нижнего Новгорода и районных центров. Это особенно важно, поскольку в последнее десятилетие не только вузы, но и школы, гимназии обращают серьёзное внимание на преподавание античных дисциплин (в гимназиях преподают не только латинский, но и греческий, введение в классическую филологию), так что встаёт проблема кадров. Семинар выполняет определенные функции повышения квалификации молодых преподавателей, которые также имеют возможность обсудить во время работы секций свои научные и методические находки.

За прошедшие годы выросла аудитория участников семинара. В его работе принимают участие преподаватели из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Петрозаводска, Казани, Вологды,

Ижевска, Уфы, Саранска, Саратова, Самары, Ульяновска, Тольятти, Твери, Елабуги, Коломны, Нижнего Новгорода, Чебоксар, Богородска, Иванова, Йошкар-Олы, Арзамаса. Укрепились связи различных вузов Поволжья и других регионов, сформировалась постоянная, очень активная и творческая аудитория. Тесные контакты сложились с коллективом Петрозаводского госуниверситета, преподаватели которого (ученики Т.Г. Мальчуковой) неизменно принимают участие во всех мероприятиях Поволжского центра. Частые гости и друзья Центра - коллектив СПбГМА им. И. И. Мечникова. Весьма разнообразно были представлены вузы региона и России в целом, в том числе следует назвать Московский государственный университет, Санкт-Петербургскую государственную медицинскую академию, Российский новый университет, Свято-Тихоновский Богословский институт, Саратовский госуниверситет, Самарский госуниверситет, Казанский госуниверситет, Нижегородскую духовную семинарию и многие другие учебные заведения. На пленарное заседание Седьмого Поволжского семинара были вынесены доклады общетеоретического и общеметодологического характера. В частности, в докладе М.Н. Славятинской (Москва) «Современные социальные функции греко-латинской словесности» была поставлена проблема необходимости противостоять усиливающемуся процессу превращения важных слов-терминов в семантические пустышки, наполняемые любым содержанием, в сообщении Л.И. Грацианской (Москва) «О необходимости специальной подготовки источниковедов-античников» рассматривалась история существования и развития специальной подготовки источниковедов-античников, а также освещались основные проблемы современного отечественного античного источниковедения. В выступлении Е.Ю. Басаргиной (Санкт-Петербург) «Из истории реформы Д.А. Толстого: А.И. Георгиевский» анализировалось участие А. И. Георгиевского в подготовке и проведении реформы среднего образования 1871-1872 гг., результатом которой стало утверждение системы классического образования. Ряд докладов был посвящен проблемам античного влияния и авторского мифотворчества на примере русской литературы. Так, в докладе О.Ю. Ивановой (Москва) «К вопросу о новых терминах в переводе (И. Анненский и его модель перевода)» дается характеристика переводческого метода И.Ф. Анненского на примере сопоставительного анализа поэтических интертекстов, относящихся к трем различным культурно-историческим эпохам: античность - Просвещение - Серебряный век. В выступлении

И.С. Юхновой (Нижний Новгород) «Самсон Вырин: миф о маленьком человеке» был дан историко-культурологический комментарий повести «Станционный смотритель» и показано, как реализуется в произведении тема униженного богатыря.

В ходе работы секции «Античные традиции в западноевропейской литературе» было прочитано 16 и представлено 6 стендовых докладов. Среди участников и слушателей секции были учёные из Нижнего Новгорода, Москвы, Арзамаса, Елабуги, Самары, Иванова, Саратова. Секцией руководили доктор филологических наук, профессор Т.А. Шарыпина (Нижний Новгород) и доктор филологических наук, профессор Е.М. Шастина (Елабуга). Представленные доклады преимущественно были посвящены двум проблемам: античным и национальным мифам как объектам комплексного филологического изучения и трансформации античных традиций в западноевропейской художественной культуре. Так, в частности в докладе Д.В. Ко-бенковой (Нижний Новгород) «Миф в шведской прозе ХХ века и проблема «Нобелевского формата» рассматривалось функционирование библейской и античной мифологии в шведской прозе ХХ столетия в контексте дискуссии о приоритетах Нобелевской комиссии по литературе. М.К. Меньщикова (Нижний Новгород) в выступлении «Античный код в мифопоэтической системе Фридриха Гёльдерлина» остановилась на проблема рецепции античности в творчестве Ф. Гёльдерлина. Она также обратила внимание на функционирование разнообразных античных компонентов на разных уровнях мифопоэтической системы Ф. Гёльдерлина. Л.И. Шевченко (Самара) в докладе «О своеобразии прозаического стиля в романе Лонга «Дафнис и Хлоя» анализировала стилистические приемы прозаических пассажей романа Лонга «Дафнис и Хлоя», в которых был выявлен практически весь арсенал риторических приемов, характерных для его опоэтизированных частей. Интерпретации мифа об Алкесте в драме Георга Кайзера «Пожар в оперном театре» было посвящено сообщение Ю.Л. Цветкова (Иваново), в котором на примере драмы Г. Кайзера «Пожар в оперном театре. Ночная пьеса в трех действиях» рассматриваются основные принципы создания драмы «духовного превращения»: система образов-марионеток, развитие внутреннего конфликта, композиция и условность игрового действия. В докладе Т.А. Шарыпиной (Нижний Новгород) «Немецкая «Одиссея» Бернхарда Шлинка» анализировалась интерпретация сюжета об Одиссее в романе Б. Шлинка «Возвращение», не только через призму авторского ми-

фотворчества, но и в контексте классических национальных традиций («Парцифаль» В. Фон Эшенбаха, «Фауст» Гёте, романы воспитания, детективный жанр). Е.М. Шастина (Елабуга) в своем выступлении анализировала мифопоэтическое пространство романа «Ослепление» австрийского писателя, лауреата Нобелевской премии Элиаса Канетти (1905-1994).

Секцией «Античные традиции в русской литературе и современной культуре» руководила доктор филологических наук, профессор И.В. Киреева (Нижний Новгород). В ходе работы секции было прочитано 15 и представлено 3 стендовых доклада. В выступлении О.И. Плешковой (Барнаул) «Мифологическая основа романа Ю.Н. Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара»: миф о Минотавре» исследовались мифологические основы творчества Ю.Н. Тынянова, анализировались особенности заимствования и трансформации античных мифологических образов в романе «Смерть Вазир-Мухтара». В докладе И.В. Киреевой (Нижний Новгород) «Мифологическое начало в российской печати в канун выборов президента РФ» анализировалась современная мифология российской печати, представленная следующими мифами: «Единая Россия - партия всего народа», «ОНФ - организация всей российской общественности», «Российская медицина действенна и бесплатна», «ЕГЭ в школе и вузе как средство борьбы с коррупцией». Выступление А.А. Скоропадской (Петрозаводск) «Тема одиночества в «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева» явилось продолжением исследования влияния творчества Горация на темы и мотивы, ставшие основой «Стихотворений в прозе» И. Тургенева. Дехтя-ренок А.В. (Петрозаводск) в докладе «Творчество Д.С. Мережковского 90-х годов в свете античной традиции» анализировала творчество писателя 90-х годов в свете рецепции античной культурной парадигмы. Е.А. Казеева (Саранск) в сообщении «Античность в книге А.И. Тиняко-ва Navis nigra рассматривала многоаспектный образ античности. На конкретных текстовых примерах показывалось, что в данной книге античные образы приобретают аллегорическое звучание, становятся носителями устоявшегося в веках иносказательного смысла.

В ходе работы секции «Роль древних языков в профессиональной подготовке и духовном развитии студентов-гуманитариев» было прочитано 14 и представлено 9 стендовых докладов. В заседании секции принимали участие филологи, историки, юристы из различных вузов Нижнего Новгорода (Нижегородский гос-университет им. Н. И. Лобачевского, Нижегородский педагогический университет, Нижего-

родский лингвистический университет, Нижегородская медицинская академия), а также гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Казани, Саранска, Самары, Тюмени, Перми и других городов. Секцией руководили доктор филологических наук, профессор Л. П. Клименко (ННГУ) и кандидат филологических наук, доцент Н.И. Данилина (Саратов).

Прочитанные доклады можно разделить на четыре тематических блока. Первый связан с методикой преподавания и использованием инновационных моделей в изучении древних языков и дисциплин античного цикла в средних и высших учебных заведениях. В этом русле сделаны доклады А.М. Браговой (НГЛУ) «Преодоление морфологических трудностей при аналитическом чтении латинской прозы со студента-ми-лингвистами»; А.Г. Ковзалиной (Санкт-Петербург) «Специфика преподавания латинского языка в профильных классах школы»; М.Н. Нечай (Тюмень) «Интернет-технологии в процессе обучения и контроля знаний студентов». Второй блок докладов посвящен особенностям обучения древним языкам студентов, будущих специалистов в определенной области, например, медицине и юриспруденции. Здесь следует назвать доклады И.А. Якунченковой (Саранск) «Праиндоевропейские термины родства в древнерусской юридической терминологии»; С.Р. Савенковой (НГМА) «Гуманитарные элективные курсы по латинскому языку в системе высшего медицинского образования», Н.А. Уль-янковой (Санкт-Петербург) «Некоторые аспекты преподавания латинского языка в медицинском вузе (на примере метафор и ассоциаций)»; Т.А. Любомудровой (Санкт-Петербург) «Интеграция преподавания иностранного и латинского языков в медицинском вузе» и др. Третий блок отражал результаты исследований, проводимых существующим при кафедре истории языка и сравнительного славянского языкознания филологического факультета ННГУ центром палеославистических исследований в области палеославистики, лексики, поэтики, структуры сакральных текстов. Были представлены доклады Л.П. Клименко «Содержание

концепта «темпоральность» в библейской, греческой и славянской картине языка»; И.Ю. Абрамовой «Синтаксические средства греческой поэтической системы в тексте славяно-русского рукописного Пролога XVI в.»; Е.С. Курзиной «Опыт описания состава рукописного Пролога XVI-XVII вв. в сопоставлении с греческими источниками» и др. Наконец, четвертая группа докладов была посвящена частным вопросам изучения и функционирования древних языков в синхроническом и диахроническом аспектах. В этом ключе можно назвать доклады Т. Г. Чу-гуновой (НГПУ) «Sacra Scriptura: проблема понимания термина и место Священного Писания в экклесиологии Дж. Виклифа»; С.А. Домани-ной (НГПУ) «Многозначность понятия otium в трудах римских авторов эпохи Поздней Республики»; Н.И. Данилиной (Саратов) «Греческая морфонология: эволюция системы» и многие другие.

Представленные доклады вызвали оживленную дискуссию, в которой также принимали участие и молодые ученые - студенты, магистранты и аспиранты филологического факультета ННГУ. В заключение руководитель секции профессор Л.П. Клименко подчеркнула актуальность и продуктивность подобных заседаний, способствующих решению как ряда частных, так и важных научных и педагогических задач в профессиональной подготовке и духовном развитии не только студентов-гуманита-риев.

По результатам работы семинара подготовлен сборников материалов, который в настоящее время находится в печати, что также является немаловажным событием.

Опыт работы Поволжского регионального центра греко-латинской лингвокультурологии и Поволжского научно-методического семинара по проблемам преподавания и изучения дисциплин античного цикла позволил кафедре зарубежной литературы Нижегородского госуни-верситета им. Н.И. Лобачевского лицензировать в 2008 г. в рамках общей программы «Филология» магистерскую программу «Античная литература», набор на которую начал осуществляться с 2011 года.

THE SEVENTH VOLGA SCIENTIFIC-METHODOLOGICAL SEMINAR ON TEACHING AND STUDYING THE DISCIPLINES OF THE ANTIQUITY CYCLE AND CURRENT PROBLEMS OF PHILOLOGY

T.A. Sharypina, M.K. Menshchikova

We analyze the work of the Seventh Volga scientific-methodological seminar on teaching and studying the disciplines of the antiquity cycle in relation to the overall objectives of "Association of Regional Centers of Greco-Latin cultural linguistics", working under the section "Classical, Byzantine and modern Greek philology" of the Scientific and Methodological Council on philology of Russian classical universities.

Keywords: antiquity, ancient languages and cultures, Latin and Greek languages, traditions and influences, mythmaking, reception, interpretation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.