Программы
СЕДЬМАЯ РАМОЧНАЯ ПРОГРАММА ЕС
ПОДПРОГРАММА
«СОТРУДНИЧЕСТВО»
М. Дженовезе
Седьмая Рамочная программа по научно-технологическому сотрудничеству (7РП) -один из наиболее динамичных инструментов содействия международным научноисследовательским инициативам. Она охватывает 27 стран-членов ЕС, а также 11 стран, которые не входят в Евросоюз или являются кандидатами на вступление в него, но тем не менее заключили специальные соглашения о частичном со-финансировании научных инициатив ЕС, позволяющие их ученым участвовать в Рамочных программах, проектах и грантовых конкурсах. Более того, предусматривая специальные правила участия, 7РП открыта практически для всего мирового научного сообщества.
Подпрограмма «Сотрудничество», являющаяся частью 7РП, оказывает поддержку исследовательским проектам, реализуемым университетами, научными центрами, бизнесом и органами государственной власти в рамках международного сотрудничества. Она имеет значительную долю в общем бюджете 7РП и включает 10 приоритетных тем, отражающих наиболее важные области науки и технологий. Программа оказывает поддержку коллабора-тивным работам, реализуемым совместно с «третьими» странами, открывая доступ ко всем тематическим областям и специальным проектам с учетом потребностей и возможностей отдельных государств или регионов мира.
60 | Форсайт | № 4 (8) 2008
Программы
Инструменты международного сотрудничества в сфере научных исследований и разработок
В целях должного охвата различных потребностей стран-участниц Седьмая Рамочная программа предусматривает несколько инструментов. Хотя их перечень может показаться несколько замысловатым, необходимо подчеркнуть, что он отвечает сложности мировой структуры научно-технического сотрудничества.
Общедоступность. Говоря о финансовой поддержке «третьих» стран-участниц со стороны ЕС, следует напомнить, что международное сотрудничество в рамках данной подпрограммы осуществляется путем предоставления возможности участия в европейских исследовательских проектах всем «третьим» странам: государствам с высоким уровнем дохода и партнерам ЕС по международному сотрудничеству (International Cooperation Partner Countries - ICPC). Отметим, что участники из всех без исключения стран ICPC имеют право на финансирование со стороны ЕС. Представители государств, не имеющих такого статуса, могут финансироваться лишь в том случае, если это считается необходимым для реализации проекта или если соответствующее положение предусмотрено в специальных программах, в тематической рабочей программе или в двусторонних соглашениях.
специальные направления деятельности в рамках международного сотрудничества (Specific International Cooperation Activities - SICA). Предусматривают обязательное участие научных организаций из различных стран, имеющих статус ICPC, или регионов. Таким образом, данный инструмент можно рассматривать как механизм, ориентированный на двустороннее сотрудничество, осуществляемое между странами и регионами. Он призван удовлетворять конкретные потребности этих целевых регионов (государств) в контексте общих интересов ЕС и «третьих» стран. Состав участников кол-лаборативных проектов подбирается в соответствии со специальным критерием: минимум две страны-члена или ассоциированные страны плюс две целевые страны-партнера. В случае Бразилии, России, Индии и Китая, которые рассматриваются (в том числе и самими этими государствами) как регионы, правила предусматривают участие двух исследовательских организаций из двух различных провинций, штатов либо областей. Что касается возможности финансирования, то любое юридическое лицо, созданное в «партнерской» стране и участвующее в подобном проекте, может рассчитывать на получение средств со стороны ЕС. По сути SICA подразумевает обязательное участие отобранных стран или регионов, что считается критерием «абсолютного соответствия». Этот инструмент должен применяться к определенным целевым странам и регионам, поэтому в рабочей программе необходимо четко установить их круг.
целевое «открытие» конкурсов для дополнительных партнеров. Предполагают участие научных организаций из различных отобранных регионов или стран в качестве дополнительных партнеров в исследовательских консорциумах, что особенно хорошо вписы-
вается в концепцию международного сотрудничества с конкретным государством либо их группой.
специализированные конкурсы. В «одностороннем» порядке фокусируются на определенной «третьей» стране или группе стран. Это обусловлено тем, что рабочая программа может потребовать особого «места происхождения» как критерия соответствия для участников (в дополнение к обязательному минимальному их числу из стран-членов ЕС либо ассоциированных государств). Таким образом, специальный конкурс может ограничивать сотрудничество с конкретной страной (странами) определенной темой исследований и даже потребовать, чтобы партнерство было сбалансировано по количеству участников.
Координируемые конкурсы. Тот или иной грантовый конкурс ЕС может быть скоординирован с аналогичным конкурсом, инициированным финансирующей организацией в «третьей» стране. За счет согласования содержания, сроков проведения, критериев и процедур оценки, а также ресурсов такой конкурс нацелен на формирование совместных или тесно координируемых проектов, при этом обычно подразумевается сбалансированное двустороннее партнерство и применение всех правил 7РП, включая порядок назначения независимых экспертов для оценки заявок. Это - перспективная форма двустороннего сотрудничества, которая возможна со всеми государствами, но на практике она нацелена, прежде всего, на растущие и индустриальные страны с высоким уровнем дохода, поскольку влечет за собой софинансирование со стороны страны-партнера. Координируемые конкурсы бывают двух типов - ориентированные на совместные проекты (когда участники из «третьих» стран должны подписать грантовое соглашение ЕС) либо координируемые проекты («третьи» страны указанное соглашение не подписывают).
«Попарное» объединение (сотрудничество на уровне программ). Содействует взаимодействию между проектами, реализуемыми независимо и финансируемыми в составе 7РП и исследовательских программ «третьих» стран. Это особенно актуально для тех «третьих» стран, которые заключили двусторонние научно-технические соглашения с ЕС. Цель подобного инструмента - содействовать расширению обмена знаниями между реализуемыми либо планируемыми исследовательскими проектами, осуществляемыми в 7РП, и аналогичными проектами «третьих» стран, финансируемыми из их собственных источников, в тех случаях, когда они дополняют друг друга по составу работ и целям. Объединение может быть реализовано за счет комплементарного финансирования текущих проектов 7РП (обычно посредством конкурса на координационные и поддерживающие меры) либо указания в рабочей программе, что Еврокомиссия предполагает (или оставляет за собой право просить координаторов проектов 7РП в процессе переговоров по контракту) включить подобные виды деятельности в проекты. Затраты на эти работы, как ожидается, составят лишь малый процент от общего вклада Еврокомиссии в такие проекты.
Все перечисленные инструменты применяются в нескольких рабочих программах, как будет показано ниже, и находят значительную поддержку со стороны международных коллективов, подающих заявки.
№ 4 (8) 2008 | Форсайт | 61
Программы
Первые результаты
Первый раунд грантовых конкурсов прошел в 20062007 гг.; затем последовали процедуры отбора, что и послужило основой для анализа некоторых общих тенденций.
К середине июня 2008 г. в заявках, поданных в рамках подпрограммы «Сотрудничество», участвовали в общей сложности 97 282 организации, в том числе 5631 - из «третьих» стран (рис. 1).
Анализ географии происхождения заявителей по девяти основным региональным зонам показывает, что в представленных заявках наибольшее число участников обеспечивают Азия, Восточная Европа, Центральная Азия и Латинская Америка (рис. 2).
Если говорить об отдельных странах, то по числу поданных заявок лидируют Россия, Китай, США и Индия (рис. 3).
Обратившись теперь к более интересным данным, связанным с прошедшими отбор заявками, мы видим, что в составе 16 144 выигравших заявок 848 принадлежат «третьим» странам (рис. 4). Ведущие позиции при
Рис. l. Общее число участников в заявках, поданных в рамках подпрограммы «Сотрудничество»
100000
80000
60000
40000
20000
5631
0 * ■
«Третьи» Страны - члены ЕС, страны ассоциированные страны, ОСТ*
* ОСТ (overseas countries and territories) - заокеанские страны и территории, конституционно зависящие от четырех стран - членов ЕС: Дании, Франции, Нидерландов и Великобритании.
этом занимают США, Россия, Китай и Индия, за ними следуют ЮАР и Канада (рис. 5).
Статистика по финансированию, запрашиваемому странами-реципиентами у ЕС в дополнение к собственным затратам, выявляет еще один интересный аспект, способствующий пониманию ситуации в целом (рис. 6).
Рис. 2. Распределение заявителей из «третьих» стран по регионам
1400 1200 1000 800 600 400 200 0
Рис. з. Число заявителей из отдельных «третьих» стран
1211
“I 1023 1027
1 894
639 J т 642
■ г
■ J
Е ■<* Г 12 159 _п^
w ■ w ■ 1 1 р ^
s
Ес
•е-
с
з 2 g
gg'S
Л\о У U н ^
п
£ я х <л
se-
<л о
S
Си
н
о
fit
X
S
к
<п X X 5
у а.
X 'Xj
к %
Он
U
52x
!§=§ ^ X У U л
0J\O
о
о
XI
s
н
к «
c«s
О X CO Cu£< M 5
Г т1
t! ^
5-1
x S
=Г"|—Г О1—1
H s
О
CQ
UM
62 | Форсайт | № 4 (8) 2008
Программы
Международное участие в рабочих программах 7РП
Анализ рабочих программ подпрограммы «Сотрудничество» после первых трех лет реализации Седьмой Рамочной программы свидетельствует о развитии международной деятельности в рамках тематических направлений этих программ (рис. 7).
Описанные выше инструменты поддержки международной кооперации активно используются во всех тематических направлениях подпрограммы «Сотрудничество». Тренд на графике демонстрирует рост их применения (рис. 8).
Использование инструмента SICA по тематическим приоритетным направлениям отражено на рис. 9.
Рис. 4. Общее число заявок, прошедших отбор в рамках подпрограммы «Сотрудничество»
15296
16000 "—i
I
12000- I
1
8000- I
4000 848
0 С ^ —W
«Третьи» Страны - члены ЕС,
страны ассоциированные страны, ОСТ
Рис. 5. Распределение отобранных заявок по отдельным странам (всего 584 заявки)
100
90 82
80 72 67
60
50
40
30
20
10
41
-36-
26
14
30
13
15
22
Рн
2
S
S
fit
X
S
S
X
о
с
Си
о
S
fit
со
a
и
Си
S
tr
Си
о
Си
S
X
н
99
70
28
10
9
9
6
5
0
Рис. 6. Соотношение собственного финансового вклада «третьих» стран и объема финансирования, запрашиваемого ими у ЕС, по странам (млн евро)
■ вклад ЕС
□ вклад «третьей» страны
№ 4 (8) 2008 | Форсайт | 63
Программы
Рис. 7. Доля инструментов международного сотрудничества в общем объеме финансирования по каждому из тематических приоритетов 7РП: 2007-2009 (%)
□ 2007 ■ 2008 ■ 2009
1 - Здравоохранение
2 - Продукты питания, сельское хозяйство и биотехнологии
3 - Информационно-коммуникационные технологии
4 - Нанонауки и нанотехнологии, материалы и новые
производственные технологии
5 - Энергетика
6 - Окружающая среда
7 - Транспорт
8 - Социально-экономические и гуманитарные науки
9 - Космос
10 - Евратом
Рис. 8. Дол я инструментов международного сотрудничества в суммарном объеме финансирования, выделенном на реализацию тематических приоритетов (%)
80
70
60
50
40
30
20
10
0
SICA Открытие целевых Координируемые «Попарное»
конкурсов для конкурсы объединение
дополнительных партнеров
□ 2007 ■ 2008 ■ 2009
Рис. 9. Распределение проектов SICA по тематическим _______________приоритетам 7РП______________
□ 2007 ■ 2008 ■ 2009
На рис. 10 представлена динамика числа целевых конкурсов за последние три года.
Заключение
Приведенные выше иллюстрации позволяют проследить некоторые статистические тенденции, наметившиеся в течение ограниченного периода времени после начала действия 7РП, хотя, как отмечалось ранее, речь
64 | Форсайт | № 4 (8) 2008
идет лишь о предварительных трендах. Так, можно определенно заключить, что «третьи» страны в целом позитивно восприняли инициативу ЕС по открытию для них соответствующих научно-технических программ: немало сложившихся консорциумов уже работают над реализацией большого количества исследовательских проектов, имеющих интересные и иногда далекоидущие перспективы для развития науки и экономики. К сожалению, значительная часть доступных
Программы
Рис. ю. Распределение целевых конкурсов, открытых для дополнительных партнеров, по тематическим приоритетам 7РП
25 и
20 -
15 -
и
о
S
о
о
□ 2007 ■ 2008 ■ 2009
данных касается только количественных параметров участия стран в этих проектах. Корректный, более детальный анализ должен учитывать дополнительные элементы, связанные с качеством участия «третьих» стран в проектных консорциумах: объединяют ли они свои усилия в программах и проектах в целях развития научных знаний или же они в основном ограничиваются второстепенными инициативами общего характера для поддержки международного сотрудничества? Решают ли они ключевые задачи, находящиеся «на переднем крае», или их вклад ограничивается полевыми исследованиями и дешевыми лабораторными тестами (особенно это касается стран, которые не располагают собственной адекватной ресурсной базой и не могут найти должную поддержку в современных высококонкурентных секторах промышленности)?
Кроме того, возникает фундаментальный вопрос относительно географического или регионального распределения участников из «третьих» стран: должны ли исторические, демографические и экономические дисбалансы учитываться более серьезно? Рискуют ли целые регионы, прежде всего наиболее нуждающиеся, остаться «вне игры» или быть на втором плане из-за структуры сотрудничества, которая может не учитывать адекватно их шансы? В достаточной ли степени ученые ЕС понимают потребности и возможности многих потенциальных партнеров из отдаленных уголков мира?
Помимо достижения очевидной цели значительного совершенствования знаний и технологических навыков международное научно-техническое сотрудничество отвечает также политическим, стратегическим нуждам. Оно привлекает к участию культурную и научную элиту, способную осознавать и решать трудные инновационные задачи. В то же время оно может помочь разрешить давние, сохраняющие актуальность проблемы и способствовать развитию наиболее слабых стран.
Окружающая среда, здравоохранение, сельское хозяйство, возобновляемые источники энергии, малый и средний бизнес в предыдущие годы являлись предметом специального внимания, реализуемого посредством организации конкурсов, в которых напрямую были задействованы менее успешные партнеры. Очевидно, эта традиция продолжается. Конечно, 7РП имеет также важные разделы для открытого сотрудничества с «третьими» странами, такие как подпрограммы «Идеи» (передовые исследования по принципу «снизу вверх»), «Кадры» (мобильность и карьерные перспективы) и «Возможности» (совершенствование научного и инновационного потенциала). Разумеется, необходимо тщательно проанализировать степень открытости национальных научно-технических программ «третьих» стран для ученых из ЕС. Таким образом, становится ясно, что детальная, сфокусированная и качественная обратная связь, опирающаяся на анализ среднесрочных результатов 7РП, отвечает вызовам, стоящим перед международным научно-техническим сотрудничеством в целом, и будет предметом повышенного интереса для всех, кто в этом заинтересован и верит в него. Несколько проектов продолжают осуществляться в целях продвижения сетевого сотрудничества исследовательских организаций во всем мире, включая деятельность национальных контактных центров ЕС и «третьих» стран, охватывающих широкий спектр научных приоритетов. Национальные контактные центры и информационные центры 7РП играют особую роль в распространении идей программы. Возможно, пришло время привлечь их к участию в выработке более широкой оценки и процедур обратной связи в целях возможной корректировки некоторых направлений и целей международного сотрудничества и формирования новых идей для будущего. Воспользуются ли они представившейся стратегической возможностью? В
№ 4 (8) 2008 | Форсайт | 65