30 см (в среднем по 6 см в год), в Москве на 31,3 см (в среднем по 6,2 см).
> / Однако у детей детских садов области интенсивнее, чем у город-'/ских детей,-"идет нарастание размеров грудной_ клетки. Окружность I / грудной клетки у мальчиков с _а„до_8) лег в "детских садах области ! ( увеличивается на 8,7_см, у девочек нгГТД см, тогда как соответствую-' щие числа для Москвы 8,1 (мальчики)" и 6^7 см (девочки).
Большему росту детей в Москве соответствует и несколько больший (вес: у мальчиков о'З до 8 лет вес увеличился на 9,9 кг, у девочек на !9^кг; в области: у мальчиков на 9,5 кг, у девочек на 8,8 кг.
Увеличение роста, окружности грудной клетки и веса отмечается ы. в наибольшей степени у мальчиков_от 5 дсэ 6 лет, у девочек от 6 до
[' 7^дет (табл. 1). -------8 •
. В большинстве детских садов разница средних величин роста детей ~ чю возрастным группам в отдельных районах о общими стандартами I не превышает 0,1—0,2 о. В Люблине лишь восьмилетние мальчики ' дают разницу в —0,3 о и семилетние в +0,4 о, в Ногинске шестилетние девочки + 0,4 о и восьмилетние + 0,3 о, в Мытищах восьмилетние мальчики + 0,6 о, в Павловопосадском районе шестилетние мальчики —0,4 о, четырехлетние девочки —0,3 о, семилетние —0,4 о и восьмилетние —0,5 о. Наибольшая разница средних роста у детей Калининграда: у мальчиков в возрасте 5 лет +0,7 о, 8 лет +1 а, у девочек в возрасте 8 лет +1 о. Но и эту максимальную разницу в одной лишь возрастной группе можно считать не превышающей пределов нормального отклонения от стандарта.
Вычисленные нами стандарты физического развития дошкольников в Московской области (табл. 2) являются, таким образом, действительно типичными и могут служить критерием для индивидуальных оценок при измерениях детей в детских садах области.
Г. П. САЛЬНИКОВА (Москва)
Сдвиги в физическом развитии учащихся Фрунзенского района Москвы
Задача настоящей работы — проследить дицамику физического раз-вития школьников Фрунзенского района Москвы путем сопоставлений
данных~за Т939 г. с данными__за 1935 г., собранными ассистентом
кафедры школьной гигиены I ММИ Н." И. Соколовым, и материалами 1925 г ..собранными Л. А. Сыркиным. ~ "
~~"\>Ьследование~~Г939 Г. охватило детей младших к л а с сов. 22^:, 26-й и 45-й школ Фрунзенского района, "расположенных вблизи завода 1 «Каучук», фабрики им: Г.верлловя. АртамоновскОГб~трамвайноГгг~Парка. ¡Военной- академии и клиник I МедицинскогсГинститута. Обследованные школьники — дети рабочих и служащих этих предприятий и учреждений (детей" рабочих 43%, служащих — 34°/о, военнослужащих 23%). / Разработаны были данные о 661 школьнике. Методика и техника V обследования и обработки материала проводились в строгом соответствии с требованиями «Методики антропометрических исследований» (под редакцией Бунака). Измерения делались сотрудниками кафедры школьной гигиены I ММИ под непосредственным руководством Л. А. Сыркина. Результаты приведены в табл. 1 и 2.
Анализируя данные табл. 1, следует отметить закономерные в об-
(щем повозрастные кривые веса, роста, окружности_грудной клетки
у лщлышков и девочек, а "также равномерность и сравнительно неболь-шую величину средних квадратических отклонений и средних арифметических ошибок.
Таблица 1
Физическое развитие школьников Фрунзенского района Москвы (октябрь — ноябрь 1939 г.)
Признак Возраст Д е о о ч к и Мал Ь Ч И К II
N М ± т ± * N М ± т ± °
Вес ... . 9 116 25,8±0,29 ±3,16 102 26,95 ±0,32 ±3,2
10 131 29,0 ±0,34 ±3,94 104 29,2 + 0,28 ±2,9
11 109 32,6± 0,5 ±5,21 99 31,7 ±0,35 ±3,53
Рост . . . 9 116 126,0 + 0,47 ±5,16 102 128,2 ±0,54 ±5,41
10 131 132,7 + 0,41 + 4,8 104 133,1 ±0,44 ±4,5
11 109 138,6 ± 0,58 ±6,1 99 137,1 ±0,52 ±5,2
Рост сидя 9 116 68,2 ±0,26 ±2,72 102 68,36 -ь 0,32 ±3,24
10 131 70,5-1-0,26 ±3,02 104 70,8 ±0,22 ±2,3
11 109 73,2 ± 0,31 ± 3,3 99 72,6 Л 0,28 ±2,82
Окружность 9 116 60,8 ±0,26 ±2,8 102 63,0 ±0,27 ±2,7
грудной 10 131 63,6 — 0,28 ±3,2 104 64,89 ±0,27 ±2,7
клетки 11 109 65,9 + 0,36 ±3,6 99 66,9 ±0,29 ±2,9
Таблица 2
Сопоставление данных физического развития школьников Фрунзенского района Москвы за 1925, 1935 и 1939 гг.
Признак Возраст 1925 1935 1939
М а л ь ч и к и
Вес................... 9 24,9 26,2 26,9
10 26,6 28,2 28,24
11 28,6 31,0- 31,7
Рост . . ................. 9 124,9 126,4 128,2
10 128,1 131,1 133,1
11 132,0 135,8 137,1
9 61,8 62,6 63,0
10 63,2 64,3 64,89
11 65,1 65,8 66,9
Д е в о ч к и
Вес ................... 9 23,7 24,5 25,8
10 26,3 27,4 29,0
11 29,2 30,9 32,6
Рост................... 9 123,8 126,3 126,0
10 128,2 130,9 132,7
11 133,8 135,8 138,6
Окружность грудной клетки....... 9 59,8 60,2 60,8
10 62,3 62,8 63,6
11 64,0 64,6 65,9
Сопоставление средних по основным данным физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки) позволяет установить положи-тельные сдвиги в физическом развитии советских школьников, отра^ жающие все растущее материальное благосостояние трудящихся нашей великой социалистической родины и улучшение условий воспитания советских детей.
Доц. Э. М. КРАСНОПОЛЬСКИЙ
и канд. мед. наук Д. И. ХОРОШАНСКАЯ (Одесса)
К вопросу о микрофлоре воздуха классных помещений
Из кафедры общей гигиены Одесского медицинского института
Исследование микрофлоры воздуха, наряду о физическими и химическими данными, должно занимать видное место при санитарно-гигиенической оценке воздушной среды классных помещений. Учитывая это, мы занялись изучением количественного и качественного состава микрофлоры воздуха классных помещений в связи с санитарным режимом. Параллельно мы изучали также другие компоненты: содержание пыли, угольной кислоты, водяных паров. При этом мы пользовались ультрафильтрами. Вначале они применялись только для бактериологического изучения воды (Разумов, Дианова и Ворошилова), а затем ими стали пользоваться при исследовании микрофлоры воздуха (Хорошан-ская) и пыли (Резник). Содержание угольной кислоты определялось по Ребергу-Винокурову. Пыль исследовалась о помощью мембранных фильтров по Резнику.
Обследование производилось осенью, зимой и весной 1939—1940 гг. в классных помещениях 42 школ Одессы. При этом было обнаружено что содержание микроорганизмов в воздухе классного помещения значительно меняется в зависимости от времени года, достигая максимума зимой. К аналогичному выводу приходит и Эфенди-Заде. Повидимому, это объясняется вынужденным пребыванием школьников в течение всего учебного дня в недостаточно проветриваемых помещениях. Возможно, что тут играет роль и более слабая инсоляция классов зимой. Эти сезонные различия тем более интересны, что в воздухе открытых пространств обычно наблюдается обратное соотношение.
Проветривание школьных помещений во время большой перемены в некоторой степени уменьшает количество бактерий в воздухе, но к концу занятий оно снова резко увеличивается.
Зимой в классах оказалось меньше пылевых частиц, чем в прочие времена года. Этот факт в ряде случаев обусловливал несоответствие между содержанием в воздухе классных помещений пылевых частиц и микроорганизмов.
Трудно также установить зависимость между количеством пылевых частиц и микрофлоры, с одной стороны, и временем дня — с другой: в зимние месяцы, например, после большой перемены (как уже было сказано) количество микроорганизмов в воздухе класса уменьшалось, а число пылинок резко увеличивалось. К концу занятий бактериальная загрязненность воздуха снова значительно повышалась, а пылинок, наоборот, делалось несколько меньше по сравнению с данными, полученными непосредственно после большой перемены.
1 Приложенные авторами к статье таблицы опущены по техническим причинам.