Научная статья на тему 'Сборник "Вопросы атеизма" как источник по истории советского религиоведения'

Сборник "Вопросы атеизма" как источник по истории советского религиоведения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
270
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сборник "Вопросы атеизма" как источник по истории советского религиоведения»

СБОРНИК «ВОПРОСЫ АТЕИЗМА» КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ СОВЕТСКОГО РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

Анна Мария Басаури Зюзина, Олег Сергеевич Киселев

Религиоведение в независимой Украине имеет свою историю, или, по крайней мере, предысторию. Один из исследователей истории украинского религиоведения Л. Кондратик выделяет следующие четыре периода: 1) становление религиоведения (вторая половина XIX в., основные представители: М. Драгоманов, А. Потебня); 2) развитие религиоведческих знаний (начало ХХ - 20-е гг. ХХ в., основные представители: М. Грушевский, А. Рычинский, И. Огиенко, В. Липинский); 3) институализация религиоведческих исследований и религиоведения в Украине в советский период (19201980 гг.); 4) современный этап развития религиоведения в условиях независимой Украины (с 1990-х гг.)1. Третий период — советский — чрезвычайно важен для современного религиоведения, поскольку именно на базе развитой атеистической инфраструктуры возникло современное украинское религиоведение.

С 1965 по 1991 гг. кафедрой истории и теории научного атеизма Киевского ордена Ленина государственного университета им. Т. Шевченко издавался Республиканский межведомственный научный сборник «Вопросы атеизма». За 27 лет своего существования он дважды менял название. Так, если в 1963-1976 гг. он назывался по-украински — «Питання атеизму», то в 1977-1990 гг. был переименован в «Вопросы атеизма», а в 1991 г. 27-й выпуск ежегодника вышел под названием «Проблеми релМ!" i атеизму». Несмотря на смену названия, сборник имел сквозную

1 Кондратик Л.Й. Релтезнавча концепщя В'ячеслава Липинського. Луцьк: Надстир'я, 2002.С. 28-40.

нумерацию: в 1965 году выходит выпуск 1, а в 1991 году — выпуск 27. Отметим, что в 1963 г. кафедра издала сборник «Питання наукового атеизму», в котором «были помещены доклады, сделанные на теоретической межвузовской конференции, созванной Министерством высшего и специального среднего образования УССР»1. Изменение названия сборника повлекло и другие перемены: до 1976 г. материалы сборника печатались исключительно на украинском, а с 1977 г. — на русском языке; последний выпуск вышел на украинском. Ответственными редакторами сборника были заведующие кафедрой истории и теории научного атеизма: до 1989 г. (№№ 1-24) В.К. Танчер, а с 1989 (№№ 24-27) — Ю.А. Калинин.

Большинство выпусков были тематическими. Например, выпуск 1 «Идеологическое приспособленчество современных религий», выпуск 4 «Современный верующий», выпуск 8 «Социология религии», выпуск 11 «Критика современной религиозной идеологии», выпуск 21 «Атеистическое значение новых обрядов и праздников», выпуск 14 «Критика современного религиозного модернизма», выпуск 18 «XXVI Съезд КПСС и проблемы научного атеизма», выпуск 24 «Программа КПСС — методологическая основа теории и практики атеистического воспитания» и т.д. Последние две приведенные нами темы являются показательными, поскольку значительная часть материалов всех выпусков сборника были идеологически ангажированными. Каждые 10 лет (1970, 1980 и 1990 гг.) сборник посвящался атеистическому наследию В.И. Ленина, поскольку это были годовщины дня его рождения. С 1975 г. содержание выпусков начинает четко рубриковаться, например, все материалы 11 выпуска были разделены на разделы: «I. Кризис религии и религиозный

1 Матерiали до ксгорп атейму в Ктвському державному университета в 1945-1965 рр. // Питання атейму. 1967. Вип. 2. С. 133.

модернизм», «II. Критика современной религиозно-идеалистической философии», «III. Критика религиозной морали», «IV. Реакционная сущность клерикального антикоммунизма», «V. Теоретический семинар слушателей Института повышения квалификации преподавателей общественных наук при КГУ» и «VI. Методологический семинар кафедры истории и теории атеизма КГУ». Рубрикация содержания со временем перестает быть такой разнородной, а в 25 выпуске (1989) полностью исчезает. Приведенные рубрики довольно показательны, хотя не исчерпывают многообразия проблематики. Львиная доля материалов сборника посвящена марксистско-ленинскому пониманию атеизма, очередным съездам партии и вопросам научного атеизма, атеистическому воспитанию и антирелигиозной пропаганде, борьбе с религиозными пережитками и формированию научного мировоззрения, проблеме введения советской обрядности и т.п.

Сборник «Вопросы атеизма» является важным источником по истории дисциплины «научный атеизм» не только из-за того, что в нем отражена некогда актуальная проблематика, но и наличием материалов, обобщающих работу за определенный период времени. Например, во втором выпуске помещена информация «Материалы по истории атеизма в Киевском государственном университете в 1945-1965 гг.». В статье раскрываются послевоенные шаги в развитии научного атеизма как университетской дисциплины. В частности, мы узнаем, что еще до создания в 1959 г. кафедры истории и теории атеизма в учебные планы всех ВУЗов УССР был введен курс «Основы научного атеизма» и была разработана программа «Основы атеизма» (1957, 1959 гг.), позже положенная в основу всесоюзной программы «Основы научного

атеизма» (1962 г.)1. Методическое обеспечение учебного курса по атеизму было продолжено и в 1961 г.: вышел в свет учебник В.К. Танчера «Основы атеизма», в 1962 г. — хрестоматия «Вопросы атеизма» (сост. В.К. Танчер) и пособие «КПСС и Советское государство про религию и атеистическую пропаганду» (сост. Б.А. Лобовик и Р.С. Приходько). В справке о научном атеизме в Киевском университете говорится и о развитии подготовки в этом направлении: с 1964/65 учебного года кафедра истории и теории атеизма предлагает специализацию для студентов, читаются соответствующие курсы и спецкурсы. Отражены в статье и направления исследований тех времен: проблема происхождения религии, причины существования религиозных пережитков, противостояние науки и религии, критика религиозной идеологии (особенно православной ипротестантской).В1962-1965гг.Кафедраработаланадтемой «Причины, характер и пути преодоления религиозных пережитков в период развернутого строительства коммунизма в СССР», реализуемая проведением более 2000 интервью верующих в 11 областях УССР. Материалы этого исследования использовались сотрудниками кафедры в статьях, брошюрах, выступлениях на конференциях, а аспирантами кафедры — при написании диссертаций. В 1966-1970 гг. кафедрой разрабатывалась тема «Свобода совести в СССР».

В девятом выпуске «Вопросов атеизма» мы находим уже три статьи о развитии научного атеизма в Украине: статья Р.С. Приходько и Ю.А. Калинина посвящена работе кафедры в Киевском университете2, статья Н.М. Козачишиной — работе кафедры научного атеизма

1 Матерiали до ксгорп атеизму в Ктвському державному университета в 1945-1965 рр. // Питання ате'йму. 1967. Вип. 2. С. 130-131.

2 Приходько Р.С., Калтт Ю.А. Наукова робота кафедри шторп та теорп ате'зму КДУ (1969-1971 рр.) // Питання ате'зму. 1973. Вип. 9. С. 140-144.

в Львовском университете1, а статья А.В. Васильевой — соответствующему направлению исследований в Институте философии АН СССР2.

Из статьи доцента Р. Приходько и старшего лаборанта Ю. Калинина мы узнаем, что дальнейшими темами научной работы кафедры истории и теории атеизма Киевского университета стали «Характеристика современных пережитков религии и пути их преодоления» (19691970 гг.) и «Критика современной религиозной идеологии и ее значение для формирования коммунистического мировоззрения» (1971-1975 гг.). При этом практика проведения социологических исследований продолжалась. Кроме того, речь идет об участии сотрудников кафедры в конференциях, совместном заседании кафедр МГУ и КГУ в Москве, сотрудничестве с Институтом научного атеизма АОН при ЦК КПСС и Институтом философии АН УССР и другими атеистическими структурами как СССР, так и зарубежья (Венгрия, Польша).

Материалы, подготовленные Н.М. Козачишиной, менее информативны, чем имеющиеся статьи о работе кафедры в КГУ. Возможно, это связано с тем, что во Львовском университете кафедра научного атеизма открылась только в 1964 г. Эта кафедра разрабатывала тему «Причины существования, характер религиозности различных слоев населения западных областей Украины и пути преодоления религиозных пережитков», проводя собственные социологические исследования и участвуя в исследованиях других атеистических и партийных структур. Значительное внимание сотрудниками кафедры уделялось критике

1 Козачишин Н.М. Кафедра наукового атеизму Л^вського ордена Ленша держутверситету 1м. I. Франка (1964-1972 рр.) // Питання атеизму. 1973. Вип. 9. С. 145-146.

2 Васильева А.В. Атекстичт достдження в ¡нституп фтософп АН УРСР (1968-1972 рр.) // Питання атезму. 1973. Вип. 9. С. 147-151.

сектантства и униатства.

А.В. Васильева подготовила информацию о работе Киевского и Ивано-Франковского отделов научного атеизма Института философии АН УССР за период 1968-1972 гг. Киевляне в это время разрабатывали две темы: «Духовная культура и религия» и «Социально-психологические факторы разложения религиозного сознания в современную эпоху», и подготовили 4 монографии: «Духовная культура и религия», «Религиозная психология и формирование атеистического мировоззрения» (отв. ред. Н.Д. Коротков), «Религия как социально-исторический феномен» (Е.К. Дулуман) и «Идейный кризис религии и религиозный модернизм» (отв. ред. А.С. Онищенко). В 1972 г. начат исследовательский проект «Марксистско-ленинский атеизм и современный культурный прогресс». Отдел атеизма в Ивано-Франковске проводил социологические исследования обыденного сознания верующих (опрошено 28 600 человек). А.В. Васильева затрагивает и атеистическую тематику в исследованиях других отделов Института, в частности, отдела истории философской и социологической мысли на Украине.

Исходя из рассмотренного материала, мы видим, что в УССР научный атеизм развивался более в идеологическом и прикладном направлении. Большинство материалов сборника «Вопросы атеизма», как и разработки кафедры истории и теории атеизма КГУ в целом, посвящены не конкретным религиозным направлениям, изучалось религиозное вообще, тем не менее, статьи о конкретных религиях все же встречаются.

Методологию раскрытия вопросов, связанных с исследованием отдельных религий, мы решили проиллюстрировать на примере статей, посвященных иудаизму. За весь период издания «Вопросов атеизма»

было напечатано 4 статьи об иудаизме, автором трех из которых является А.И. Эдельман и одной — Т.К. Кичко и И.И. Мигович. Все они издавались в 1970-х гг., так как именно на это время приходится усиление советского антисемитизма, а также целенаправленная политика антисионизма. Показательной здесь является статья Т.К. Кичко и И.И. Миговича «Критика антропофобии иудейского вероучения»1. Кандидат философских наук Т.К. Кичко был уже автором нескольких пропагандистских книг, где раскрыл «реакционную сущность иудаизма». А И.И. Мигович был лектором Киевского обкома Коммунистической партии Украины; это дает основания предполагать, что данная статья была написана «под заказ» партии и отражала основные советские аргументы против евреев. Об этом свидетельствуют не только высказывания в духе «религия — противник дружбы и братства народов»2, но и бедная библиография. Авторы приводят цитаты из Торы и Талмуда (на основе вторичных источников), в которых утверждается не только превосходство евреев над другими народами, но и предписание евреям убивать не-евреев3. Кроме того, в статье повторяются идеи почти столетней давности о всемирном еврейском заговоре по захвату власти во всем мире4. По нашим наблюдениям, подобная ненаучность часто встречается в советских изданиях про иудаизм.

Три другие посвященные иудаизму статьи написаны Адольфом Исидоровичем Эдельманом, доцентом Ужгородского университета. В 1968 г. он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Критика

1 Кичко Т.К., Мигович 1.1. Критика антропофобп 1удейського в1ровчення // Питания атезму. 1973. Вип. 9. С. 120-126.

2 Там же. С. 120.

3 Там же. С. 121.

4 Там же. С. 122.

модернизации идеологии современного иудаизма», где наряду с необходимой в то время марксистско-ленинской критикой ввел в научный оборот много интересной и взвешенной информации о модернизации иудаизма. Смотря на библиографию статей А.И. Эдельмана, становится понятным, что автор является серьезным исследователем, ведь он знаком с современными научными исследованиями в сфере иудаики (например, трудом Г. Шолема «Основные течения в еврейской мистике», переведенным на русский язык только в 1984 г.), а также владеетиностраннымиязыками,средикоторыханглийский, немецкий, французский, испанский, венгерский и иврит.

В статье «Критика В.И. Лениным еврейской буржуазной националистической идеи «богоизбранности»» А.И. Эдельман кратко излагает размышления В.И. Ленина про «узко-националистическую» программу партии Бунд и его критику теории «культурно-национальной автономии» С.М. Дубнова. Идею «богоизбранности» автор раскрывает в ее этнической перспективе, почти полностью исключая теологическое обоснование1. Значительная часть статьи посвящена воспеванию равноправия евреев, предоставленного им Советским Союзом2. Эта статья позволяетнамувидеть,что иудаизм всоветской науке прежде всего связывался с этническими (националистическими) и политическими (сионистскими) проблемами.

Критике философской концепции М. Бубера А.И. Эдельман посвятил статью «Апологетика иудаизма в экзистенциализме»3. На фоне критики автору удается

1 Едельман А.1. Критика В.! Летним еврейсько! буржуазно! надюнатстично! ще! «богообраносп» // Питания ате!зму. 1970. Вип. 5. С. 96.

2 Там же. С. 100.

3 Эдельман А.И. Апологетика иудаизма в экзистенциализме // Вопросы атеизма. 1978. Вып. 14. С. 70-80.

раскрыть религиозную компоненту философии М. Бубера, показать, какие религиозные идеи иудаизма стали «бэкграундом» для авторской философской позиции: «Исходные позиции Бубера характеризуются субъективным идеализмом, совмещенным с мистическими идеями кабалы и хасидизма»1. В этой статье чувствуется основательная подготовка А.И. Эдельмана и в философии в целом.

Наиболее интересной с религиоведческой точки зрения, по нашему мнению, является статья А.И. Эдельмана «Секуляризация и преодоление иудейских верований в СССР»2. Автор полемизирует с эмигрантами, высказывающими беспокойство о советской политике в отношении евреев, приводящей к уничтожению их культуры. Оправдывая действия советской власти, автор пишет: «Начала исчезать затхлая атмосфера замкнутого мира еврейских местечек, где центром всей «общественной» жизни была синагога, правили иудейские клерикалы и местные богачи. Были приняты меры по ликвидации культурной отсталости»3. Автор отделяет иудейскую религию от еврейской культуры, утверждая, что хотя первая и исчезает, вторая — наоборот, наконец получила все возможности для развития.

Говоря о массовой секуляризации (в смысле отхода от религии) евреев СССР, А.И. Эдельман приводит ее основные факторы на основе анкетирования 96 человек, проведенного в 1930-х гг. Наибольшее (31) количество респондентов назвало фактором их отхода от религии «влияние Великой Октябрьской революции» и ее положительные сдвиги. Также опрошенные отнесли

1 Там же. С. 72.

2 Эдельман А.И. Секуляризация и преодоление иудейских верований в СССР // Вопросы атеизма. 1977. Вып. 13. С. 98-104.

3 Там же. С. 100.

к причинам собственной секуляризации влияние революции 1905 г., пережитый опыт Первой мировой войны, службу в советской армии, условия личной жизни, конфликты с духовенством и государственную агитацию1. Эта часть статьи открывает завесу над интересным религиоведческим вопросом о причинах секуляризации иудеев в Советском союзе 1930-х гг. Насколько нам известно, подобные исследования не проводились в отечественном религиоведении и сегодня.

А.И. Эдельман также приводит интересные свидетельства о попытках приспособления иудаизма к новому общественному строю советского государства. Некоторые раввины и маггиды связывали иудаизм с социализмом, иногда Советскую власть называли «мессией», предоставляющим равноправие угнетенным российским евреям, считали, что учение большевиков базируется на идеях Торы, а выход из Египта — это прообраз освобождения рабочих. Следовательно, утверждалась необходимость сохранения иудаизма в условиях новой жизни2. Более детальное исследование этого движения в иудаизме представляется нам чрезвычайно интересным.

Автор также приводит данные о проведенном лично им опросе бывших адептов иудаизма на Закарпатье. К сожалению, это исследование подробно не расписано, но к названным факторам секуляризации автор добавляет еще один — опыт Холокоста (24,58% опрошенных именно так объяснили собственное неверие, поскольку Бог не защитил свой народ от уничтожения)3. Автор также выяснил, что, несмотря на снижение общего уровня религиозности среди опрошенных (лишь около 45% придерживаются иудейских заповедей и посещают синагоги), 83,27%

1 Там же. С. 101.

2 Там же. С. 102.

3 Там же. С. 103.

верующих считают необходимым воспитывать детей в своей религии1, а 77,41% - считают библейские сказания реальными историческими событиями2.

Подводя итоги проведенного анализа публикаций сборника «Вопросы атеизма», необходимо отметить следующее. Данный сборник отражает двадцатипятилетнюю работу кафедры истории и теории атеизма Киевского университета и, в определенной степени, других атеистических центров УССР. В сборнике преобладают статьи идеологического и прикладного характера, имеющие ценность только для исследователей истории и теории атеистических пропаганды, воспитания и подобной проблематики. В сборнике есть несколько материалов, отражающих работу атеистических центров, и, хотя они имеют более описательный, чем аналитический характер, тем не менее, являются важным источником для исследователей истории советского религиоведения. Несмотря на превалирование откровенно пропагандистских статей, в «Вопросах атеизма» печатались и солидные работы, посвященные отдельным религиям, которые изучали из-за необходимости их преодоления. Поскольку в Украине проводились социологические исследования религиозности, в некоторых статьях приводятся эмпирические данные, которые могут и теперь вызвать интерес у исследователей.

1 Там же. С. 103.

2 Там же. С. 104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.