А.В. Граблин
СБЛИЖЕНИЕ ГЕРМАНИИ СО СТРАНАМИ БРИКС (НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ)
RAPPROCHEMENT BETWEEN GERMANY AND BRICS STATES (THE CASE OF GERMAN-CHINESE RELATIONS)
Статья посвящена анализу отношений Германии со странами БРИКС. Выделены точки соприкосновения и столкновения политических и экономических интересов.
Ключевые слова: Германия, БРИКС, Китай, сотрудничество, экономика, политика.
This article is devoted to analysis of relations between German and BRICS states. Points of contact and collision of political and economic interests are identified.
Key words: Germany, BRICS, China, cooperation, economy, politics.
Сегодня ФРГ, располагаясь на четвертой строчке мирового экономического рейтинга, становится слишком мощной для европейской экономической системы, но недостаточно окрепшей для того, чтобы называться мировым лидером. В этой связи всё чаще приходится встречать мнение о том, что Германия находится на распутье - остаться в развитой, но проблемной евро-зоне или переориентировать свою экономику на быстроразвивающиеся страны; спасать своих традиционных партнеров или найти новых?
Немецкое правительство пытается определить позиции своего государства на мировой экономической карте, сопровождая этот поиск постепенными изменениями в сфере дипломатии. Одним из примеров подобных изменений выступает экономическое сближение Германии с группой БРИКС. Для такого сближения есть ряд объективных оснований:
- немецкая экономика носит экспортный характер и производит необходимую для развивающихся стран продукцию (прежде всего, в области машиностроения);
- Германия сумела извлечь определенную выгоду из понижения курса евро, вызванного кризисом. Немецкие товары становятся дешевле и, следовательно, популярнее на рынке развивающихся стран;
- развивающиеся страны понесли меньше урона в экономическом кризисе 2007 - 2009 гг. (возьмем именно эти временные рамки), у них сохранилась тенденция экономического роста, а значит, и покупательная способность;
- мирный характер внешнеполитических концепций государств-партнеров также важен для Берлина. И пока он считает, что страны БРИКС не имеют колонизационных намерений, будет идти на сближение с ними, оказывая посильную политическую поддержку.
Согласно данным Федерального министерства статистики Германии, за последние 5 лет доля стран ЕС в общем объеме немецкого экспорта снизилась с 64 до 59 %. При этом многократно возросли показатели торгового оборота Германии со странами БРИК (ЮАР в данном случае не рассматривается, поскольку присоединилась к группе лишь в феврале 2011 г.). Так, в 1996 г. общий объем немецкого экспорта в страны БРИК составлял 17,5 млрд евро. В том же году Германия импортировала из Бразилии, России, Индии и Китая товаров на 21,7 млрд евро. По итогам 2011 г. данные показатели возросли до 121,2 млрд евро и 138,8 млрд евро соответственно. Наиболее динамично с 1996 по 2011 гг. развивались отношения Германии с Китаем, занимающим на сегодняшний день вторую строчку мирового экономического рейтинга. Ежегодный прирост двусторонней торговли составлял в среднем 17,8 % [3]. Поэтому в данной работе сближение Германии со странами БРИКС будет рассмотрено на примере германо-китайских отношений.
Дипломатические отношения ФРГ и КНР были установлены в 1972 г. В 1979 г. подписано Соглашение по экономическому сотрудничеству; его первым следствием стал созданный в том же году Совместный комитет экономического сотрудничества на уровне министров стран. В 1985 г. создан политико-экономический консультационный механизм, задачами которого стало проведение консультаций, выработка рекомендаций и информирование друг друга о своем видении тенденций развития мировой экономики и глобальной политики. В настоящее время самым важным межгосударственным органом является Германо-китайский форум по экономическому и технологическому сотрудничеству, основанный в 1997 г. В рамках сессий этого форума обсуждаются разные сферы сотрудничества: машиностроение, аэрокосмическая промышленность, биотехнологии, ядерная энергия, охрана окружающей среды и т.д.
ФРГ и КНР, имея самые развитые экономики в своих регионах и интенсивно развивая двустороннюю торговлю, достигли в последние годы впечатляющих успехов. По данным Федерального министерства статистики Германии, в 2011 г. германо-китайский торговый оборот превысил 140 млрд долларов США (в 2010 г. он составлял 130 млрд долларов, в 2009 г. - 95 млрд долларов) [5]. Необходимо учитывать, что отношения Германии и Китая оказывают возрастающее воздействие на мировой рынок в целом, что во многом обусловлено их экспортно-ориентированными экономиками (в 2011 г. экспорт
КНР составил 1,9 трлн долларов США, экспорт ФРГ - 1 трлн евро). Однако, как заявил министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле, «две страны преследуют не только сугубо экономические интересы... Мы имеем партнерство стратегического характера с глобальной ответственностью. Чем сильнее экономика Китая, тем важнее для мира он становится, тем больше растет его политическое влияние, которое мы собираемся направить в русло мира, стабильности и равновесия» [4].
В этой связи выделим наиболее важные события последних трех лет, которые могут служить доказательством того, что германо-китайское партнерство выходит за экономические рамки, приобретает стратегический характер:
- в 2010 г. на саммите G-20 Берлин заступается за Пекин, который обвиняли в мировом экономическом кризисе (по мнению многих западных стран, одной из причин кризиса послужило искусственное занижение курса юаня, осуществляемое КНР для обеспечения конкурентоспособности своих товаров на мировом рынке);
- в том же 2010 г. Германия оправдывает активизацию внешнеэкономической политики Китая в отношении Африки и Средней Азии, что, по мнению США и ЕС, является настоящей экспансией;
- в 2011 г. в Совбезе ООН Германия вместе с Китаем, Россией, Индией, Бразилией воздержалась от голосования по резолюции № 1973, которая инициировала военное вмешательство в Ливию. Тем самым Берлин пошел вразрез с традиционными западными союзниками, многие из которых (прежде всего, Франция) обвинили ФРГ в «предательстве общих интересов». Как отмечает Т. Арзаманова, сотрудник Центра европейской безопасности, Германия в глазах союзников выглядела главным нарушителем евроатлантической солидарности [1, с. 14];
- в 2011 - 2012 гг. Германия от имени всего ЕС ведет с Китаем переговоры о спасении еврозоны, соглашаясь на невыгодные для европейских стран условия;
- в 2012 г. А. Меркель снижает ограничения на китайские инвестиции в немецкую экономику;
- Германия дает согласие на продажу аэробусов китайского производства в третьи страны, что было запрещено соглашением, ранее подписанным между Китаем и Airbus Industrie;
- Берлин наложил вето на общеевропейскую дипломатическую инициативу давления на Пекин для получения доступа европейских компаний к национальным зонам Китая (после чего немецкие компании получили его);
- подписание коммюнике о стратегическом характере отношений между Китаем и Германией. Этот документ, подписанный в китайской столице в июле 2012 г., содержит положения, предусматривающие партнерство в таких сферах, как политика, экономика и культура.
Все вышеперечисленные и многие другие моменты находят отражение во внешнеполитических концепциях Германии и Китая, где друг другу они отводят всё большую роль. Можно сказать, что Берлин в какой-то степени «предает» своих традиционных западных союзников, жертвуя их интересами ради построения действительно стратегического партнерства с Китаем. Безусловно, говорить о политическом союзе или блоке пока преждевременно. Тем не менее в этом отношении именно Германия имеет определенные преимущества перед остальными партнерами Китая. Основанием для такого предположения выступают стремительное развитие экономических отношений и сходство по многим острым вопросам «Большой политики».
Вернемся к группе БРИКС. Можно встретить даже точку зрения, что в ближайшем будущем Германия станет участником этого своеобразного альянса стран. В качестве примера можно привести статью «Шестая страна в БРИКС? И это - Германия», опубликованную в одной из итальянских газет [2]. Однако представляется, что подобное мнение не соответствует реалиям сегодняшнего дня. ФРГ пока не собирается присоединяться к группе БРИКС (хотя предпринимаемые ею шаги дают определенные основания так думать). Для этого есть ряд причин.
Во-первых, зависимость Берлина от еврозоны - неоспоримый факт. Без нее Германия окажется беззащитной на мировом рынке, и чудо-машина немецкого экспорта быстро разрушится. Во-вторых, историческая связь с традиционными западными партнерами пронизывает все сферы: от культуры и социальной организации до экономической дипломатии. В-третьих, для немецкого правительства большое значение имеет уровень демократизации страны-партнера. Такие внутригосударственные проблемы, как несовершенство законодательной базы, нарушения прав человека, социальные конфликты, низкий уровень жизни населения и т.д., могут отрицательно сказаться на развитии двусторонних связей. Это хорошо видно на примере сотрудничества Германии и с Россией, и с Китаем: несоответствие немецким демократическим стандартам не мешает развитию экономических отношений, однако в сфере политики остается определенным препятствием для полноценного сотрудничества. Но при всем этом прогнозирование создания многостороннего блока, ядром которого могли бы стать Германия и Китай, а участниками, например, другие страны БРИКС, постепенно приобретает всё большую актуальность.
Литература
1. Арзаманова Т. Позиция Германии во время ливийского кризиса-2011: новая внешнеполитическая стратегия или предвыборный маневр? // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. - 2011. - № 26 (42). -С. 11 - 15.
2. Таино Данило. Шестая страна в БРИКС? И это - Германия // ИноСМИ. - 24.04.2012. - Режим доступа: http://www.inosmi.ru/world/20120425/ 191149433.html
3. Торговый оборот Германии со странами БРИК вырос за последние 15 лет почти в семь раз // Бизнес ТАСС. - 29.08.2012. - Режим доступа: http://www.biztass.ru/news/id/36089
4. "China ist eines der großen Kraftzentren" // Presse-und Informationsamt der Bundesregierung. - URL: http://www.bundesregierung.de/ Content/DE/Interview/2012/10/2012-10-18-westerwelle-zeit.html
5. Erfolge und Perspektiven der Chinesisch-Deutschen Zusammenarbeit // Website der Botschaft der Volksrepublik China in der Bundesrepublik Deutschland. - URL: http://www.china-botschaft.de/det/gdxw/t833145.htm
Коротко об авторе
Граблин Антон Владиславович - студент Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: antongraben@mail.ru
Briefly about author
Grablin Anton Vladislavovich - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky. E-mail: antongra-ben@mail.ru