А. В. Репета-Турсунова, А. В. Ядрин
СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ДОМОХОЗЯЙСТВ В ОБЛАСТИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ С ПОЗИЦИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Аннотация
В статье рассматривается взаимосвязь уровня финансовой грамотности населения и сбережений для обеспечения достойного уровня жизни при выходе на пенсию. Рассматриваются подходы к определению финансовой грамотности отечественных и зарубежных авторов. Показана необходимость осуществления пенсионных накоплений согласно гипотезы жизненного цикла. Предложены меры по повышению финансовой грамотности населения.
Ключевые слова
Финансовая грамотность, пенсионное обеспечение, сбережения, потребительское поведение, гипотеза жизненного цикла.
2015 № 2 (50) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
A. V. Repeta-Tursunova, A. V. Yadrin
HOUSEHOLD'S SAVINGS FOR THE RETIREMENT IN TERM OF FINANCIAL LITERACY
Annotation
The article examines financial literacy and savings of households for well-being life quality after retirement. It presents data of pension savings and financial literacy level of households. Describes the definitions of financial literacy as Russian as foreign researchers. Shown the need for pension savings according to Life-cycle hypothesis and ways to increase financial literacy of households.
Keywords
Financial literacy, pension fund scheme, savings, customer behavior, life-cycle hypothesis.
С проблемой обеспечения достойного уровня жизни после выхода на пенсию столкнулись экономики большинства стран мира. Постоянные изменения в области пенсионного законодательства России также говорят об актуальности темы. Значительную роль в решении данного вопроса играет мотивация и возможность населения самостоятельно осуществлять сбережения для жизни после выхода на пенсию.
Отсутствие сбережений, накопленных в течение трудовой деятельности, значительно снижает качество жизни человека при выходе на пенсию. Именно поэтому необходимо четко определять стратегию достижения финансовых целей заранее. Поскольку только 11 % россиян имеют выработанную стратегию сбережений при выходе на пенсию (тогда как, например, в Великобритании этот показатель составляет 63 %), представляется вполне очевидным, что чем раньше стратегия сбережений будет сформирована, тем выше вероятность того, что финансовые цели при выходе на пенсию будут достигнуты.
Таким образом, в данной статье пенсионное обеспечение рассматривается с позиции потребительского поведения и финансовой грамотности домо-хозяйств. Безусловно, необходимо принимать во внимание многие факторы, напрямую влияющие на пенсионную систему, такие как, например, демогра-
фическая ситуация, уровень доходов населения, переходный характер экономики, несовершенство законодательства в области пенсионного регулирования, макроэкономическая ситуация в целом (снижение темпов роста ВВП, нестабильный уровень инфляции, волатиль-ность финансовых рынков и др.).
Исследованию политики пенсионного обеспечения с институциональной точки зрения уделяется достаточное внимание как в отечественной, так и зарубежной литературе. Однако авторы делают акцент на политику сбережений домохозяйств в области обеспечения пенсионного периода с позиции их финансовой компетенции.
Теоретические основы пенсионных сбережений
Исследованием проблемы формирования сбережений домохозяйств, в том числе и с целью обеспечения старости, занимается значительное количество как отечественных, так и зарубежных ученых. Среди отечественных авторов можно выделить работы С. А. Белозёрова, Ж. В. Писаренко, В. Д. Роика, О. Е. Кузиной и др. По данной проблематике наиболее интересными являются труды Дж. М. Кейнса, Ф. Модильяни, Дж. Дью-зенберри, Р. Маурера, О. С. Митчелл и др.
В части планирования сбережений на старость интересной для рассмотрения, по мнению авторов, является гипотеза жизненного цикла Ф. Модильяни
(Life-cycle hypothesis). Данная гипотеза основывается на том, что распределение доходов на потребление и сбережения индивидом в текущем периоде зависит не от его текущего дохода, но и от его совокупных ресурсов за весь жизненный цикл. То есть в основном индивид будет посредством сбережений перераспределять свой доход таким образом, чтобы сбалансировать период высоких и низких доходов. При этом гипотеза жизненного цикла предполагает, что главной причиной резкого снижения уровня дохода индивида является выход на пенсию [1]. Соответственно, предвидя снижение доходов в старости, индивид будет сберегать на пенсионный период, пытаясь избежать существенного снижения уровня жизни в данный период. Таким образом, можно сделать вывод, что основным мотивом осуществления долгосрочных сбережений является мотив сбережений на старость.
Действительно, если рассмотреть жизненный цикл индивида с позиции данной гипотезы, то очевидно, что в молодости, на первом этапе трудовой деятельности, наблюдается период низких доходов, более того, в это время имеет место одалживание; затем происходит увеличение доходов и достижение его пика в среднем возрасте, это период наиболее активных сбережений; затем наблюдается снижение уровня доходов в старости и наступает период использования накоплений.
При планировании сбережений на покрытие пенсионного периода необходимо ориентироваться на определенные показатели. Например, Организация экономического сотрудничества и развития использует следующий критерий: минимальный размер пенсионного обеспечения должен составлять 40 %, а желаемый размер 70-75 % от средней заработной платы последних нескольких предпенсионных лет [2, с. 6]. Также важно учитывать такой показатель, как средняя продолжительность жизни. Эти данные дают возможность приблизительно оценить количество лет жизни после выхода на пенсию. В нашей стране, по данным Всемирной организации здравоохранения, средняя продолжительность жизни по состоянию на 2013 г. составляет 63 года для мужчин и 75 лет — для женщин.
Однако однозначной методики расчета объема сбережений на пенсионный период нет. Обратимся к методике оценки объемов сбережений, предложенной аналитиками американской инвестиционной компании Fidelity Investments. Объем сбережений к моменту выхода на пенсию (в США — это 67 лет для рожденных с 1960 г.) должен составлять 8 годовых заработных плат. Предполагается, что эту сумму необходимо начинать накапливать с 25 лет, откладывая по 6 %, а затем доведя до 12 % от месячной зарплаты. Схема накоплений представлена в таблице 1.
Таблица 1 — Рекомендуемый объем пенсионных сбережений
Возраст Объем сбережений (от годового дохода)
30 0,5Х
35 1Х
40 2Х
45 3Х
50 4Х
55 5Х
60 6Х
65 7Х
67 8Х
Источник: Fidelity Investments.
Кроме того, в данной модели предусмотрено участие работодателя, который должен добавлять 50 центов на каждый доллар сделанных сбережений работника. Учитывается здесь и рост зарплаты, опережающий инфляцию. Инфляция в данной модели заложена на уровне 1,5 %.
Конечно, данная модель является эталонной и для США, и носит рекомендательный характер, потому что число тех, кто задумывается о сбережениях на пенсию в 25 лет, очень мало. Кроме того, необходимо учитывать также возможные перерывы в рабочем стаже.
Если рассматривать применимость данной теории для России, то необходимо учитывать следующие особенности. Объективным фактором выступает уровень доходов и потребления населения. По данным официальной статистики, средняя заработная плата в России с 2000 г. имеет тенденцию к росту и по предварительным данным на 2014 г. составляет 27 754,9 рублей. Аналогичный тренд просматривается с уровнем потребления товаров, услуг и оплатой обязательных платежей. В 2014 г. этот показатель составил 86,9 % от денежного дохода населения [3]. Таким образом, оставшаяся часть доходов может быть распределена на цели сбережения и инвестиции. Однако сложно выделить объем сберегаемых средств, направляемых на формирование пенсионных накоплений. Субъективным фактором здесь выступает мотивация к осуществлению сбережений на «старость». Согласно недавнему опросу Росстата за 2010-2013 гг., основными целями сбережений населения составили: отпуск и отдых, «на черный день», ремонт и приобретение недвижимости, и только для 12 % россиян одним из приоритетных мотивов являются сбережения на «старость» [4].
Более того, нужно принимать во внимание уровень развития долгосрочных сберегательных продуктов; уровень инфляции, который в нашей стране зна-
чительно выше, однако и доходность при этом тоже может быть выше; сложность планирования и прогнозирования в условиях развития отечественной экономики и др.
Важным выводом из предложенной модели является необходимость осуществления добровольных сбережений на старость и формирования сберегательной стратегии для покрытия дефицита пенсионного обеспечения в будущем.
Понятие финансовой грамотности
Для формирования сберегательной стратегии необходимо не только желание, но и знание основных видов финансовых инструментов, а также умение управлять ими. В научной литературе все чаще используют понятие финансовой грамотности, означающее обладание знаниями и пониманием механизма работы финансовых инструментов.
Американский исследователь М. Мор (Moore, 2003) полагает, что «физические лица считаются финансово грамотными, если они компетентны и могут демонстрировать полученные знания на практике». При этом автор считает, что финансовая грамотность не может быть измерена количеством знаний. Грамотность можно проявить только на действиях, поступках людей. При этом Лусарди и Митчелл (Lusardi, Mitchell, 2007) рассматривают финансовую грамотность «как важное экономическое понятие, определяющее чувствительность людей к сбережениям и принятию инвестиционных решений» [5]. Таким образом, финансовую грамотность необходимо рассматривать через финансовое поведение самого человека: управление своими счетами, страхование жизни, инвестирование в различные виды активов, налоговую оптимизацию, защиту прав потребителя, планирование финансовых потоков при выходе на пенсию и др.
Отечественные авторы, такие как Н. Лапин, П. Козырева, О. С. Дейнека, В. Беляева, Г. Шахназярян и др., также
занимаются изучением проблемы финансовой грамотности как экономической культуры. Например, Г. Шахна-зярян под финансовой грамотностью понимает «компетентность в финансовых вопросах, позволяющую осуществлять финансовое планирование, контроль за личным бюджетом, осознанный выбор финансовых продуктов и услуг с учетом имеющихся возможностей и рисков, умение в случае необходимости обращаться за помощью и консультацией к специалистам, принимать другие эффективные меры для улучшения финансового благополучия и защиты» [6, с. 18].
Исходя из вышеизложенного можно предположить, что уровень финансовой грамотности является одним из факторов, определяющих стратегии сбережений на обеспечение старости.
Уровень финансовой грамотности в России в части формирования пенсионных сбережений
Анализ опроса, проведенного в 2013 г. «Левада-Центром» на тему «Отношение населения России к новой пенсионной формуле и другим направлениям пенсионной реформы», показал, что 93 % пенсионеров и 66 % работающих людей отмечают пенсию как единственный источник доходов по достижении пенсионного возраста. И только лишь 5 % респондентов из той и другой группы определяют сбережения как один из источников доходов. При этом 32 % работающих респондентов и 14 % пенсионеров планируют продолжать работать для сохранения достойного уровня жизни [7]. В данном случае возникает вопрос: насколько население нашей страны осведомлено о содержании пенсионной системы и формировании пенсии?
В России пенсия формируется из страховой и накопительной частей. Обе части состоят из отчислений работодателя от фонда оплаты труда. Страховая часть фактически направляется на финансирование текущих пенсионеров, то
есть на эту часть средств индивид влиять не может, она остается неизменной. Средства, перечисляемые на финансирование накопительной части пенсии, не идут на выплату текущих пенсий, а инвестируются в установленном законодательством порядке и накапливаются вплоть до выхода данного гражданина на пенсию и выплачиваются ему в качестве содержания по завершению трудовой деятельности. Именно накопительная часть пенсии позволяет гражданину непосредственно влиять на будущие пенсионные выплаты [8, с. 101]. Кроме того, накопительная часть пенсии может быть увеличена за счет добровольных сбережений населения, которые можно осуществлять как через государственный пенсионный фонд, так и через систему негосударственных пенсионных фондов (НПФ).
Выше упомянутое исследование «Левада-Центр» о степени информированности респондентов о содержании пенсионной системы показало, что каждый десятый респондент полностью не информирован о пенсионной системе. Лишь 12 % респондентов ответили, что полностью информированы о содержании пенсионной системы. Таким образом, более половины респондентов (60 %) имеют низкое представление или вообще не знают о пенсионной системе страны, что характеризует низкую финансовую грамотность населения в этом вопросе [9].
В целом, данные опроса подтверждает и официальная статистика по развитию системы НПФ, которая, по мнению авторов, отражает активность населения в части сбережений на обеспечение достойного уровня жизни при выходе на пенсию.
Обзор системы негосударственного пенсионного обеспечения
Рассмотрим основные показатели развития системы НПФ за последние несколько лет. Например, объемы пенсионных накоплений в НПФ по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) и по
негосударственному пенсионному обеспечению (НПО) имеют положительную
Особенно стремительный рост показывают накопления по ОПС. Это свидетельствует о том, что число участников пенсионной системы, решившие сделать выбор в инвестировании накопительной части пенсии через систему НПФ растет. Темпы прироста объемов
динамику на протяжении последних лет даже несмотря на кризис 2008 г. (рис. 1).
сбережений по НПО не такие большие, однако динамика положительная. При этом количество негосударственных пенсионных фондов с начала рассматриваемого периода (2005-2013 гг.) сократилось более чем в два раза.
Рисунок 1 — Динамика пенсионных накоплений, в млрд
Составлен авторами по данным [12].
Рисунок 2 — Количество НПФ по годам [13]
В целом, уменьшение числа негосударственный пенсионных фондов вызвано несколькими причинами. Во-первых, вступивший в силу с 1 января 2014 г. Фе-
деральный закон № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Россий-
ской Федерации, согласно которому все НПФ должны быть преобразованы в акционерные общества до 1 января 2016 г., а также им предписывается вступить в систему гарантированных пенсионных накоплений. Данное требование также распространяется на вновь создаваемые фонды. Во-вторых, это изменения требований к уставному капиталу фондов. С 1 января 2009 г. собственные средства НПФ должны составлять не менее 100 млн рублей, с принятием нового закона — не менее 150 млн рублей, с 1 января 2020 г. — 200 млн рублей. Предполагается, что данные изменения позволят повысить прозрачность и надежность фондов, увеличить ответственность менеджеров при принятии управленческих решений и стать данным институтам полноправными участниками финансового рынка. Таким образом, с рынка негосударственного пенсионного обеспечения уходят наиболее слабые участники, которые не могут показать требуемую надежность.
Первые результаты изложенных выше требований отразились в том, что на конец апреля 2015 г. 66 из 87 НПФ, состоящих в системе ОПС, прошли или согласовали процедуру акционирования с Центральным Банком РФ, а также 26 из них вступили в систему гарантирования пенсионных накоплений. Произошедшие изменения способствуют по-
вышению доверия населения к данным финансовым институтам и позволяют предположить, что объемы средств, инвестируемых в НПФ, продолжат тенденцию к росту [10].
Несмотря на положительную динамику в сфере ОПС, уровень добровольных сбережений на пенсию остается практически неизменным на протяжении последних 10 лет.
При изучении данного вопроса следует обратить внимание на то, что численность участников НПФ, которые добровольно пополняют свой пенсионный счет, составляет около 10 % (табл. 2). Получается, что только один человек из десяти увеличивает свои пенсионные накопления самостоятельно. Соотношение тех, кто добровольно делает сбережения на пенсию и экономически активного населения уже на протяжении девяти лет остается практически неизменным, в то время как среднедушевые денежные доходы населения с начала рассматриваемого периода выросли более чем в три раза (в 2005 г. — 8 112 рублей, 2013 — 25 928 рублей в месяц) [11]. Это говорит о том, что население России все еще неохотно пользуются доступными ему инструментами активного управления благосостоянием и сбережений на пенсию, больше доверяя государственным институтам пенсионного обеспечения.
Таблица 2 — Соотношение экономически активного населения,
Год 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Соотношение ЭАН к клиентам НПФ по НПО, % 8,9 9,3 9,5 9,5 9,7 9,3 9,3 9,5 9,5
Составлена авторами по данным [12].
Выводы
Таким образом, можно сделать вывод, что в сфере пенсионных сбережений наблюдается определенная положительная динамика, в особенности в части объемов накоплений. Однако, мы
видим, что, несмотря на то что существуют такие факторы, как доходы и расходы населения, экономическая конъюнктура, доходность инвестирования средств, развитие пенсионной системы и системы НПФ, которые напря-
мую влияют на объемы пенсионных накоплений и экономическую активность населения в данной области, не стоит недооценивать уровень финансовой грамотности населения. Недостаточная информированность населения о пенсионной системе в целом и о механизме формирования пенсии в частности является сдерживающим фактором для создания долгосрочных пенсионных накоплений через пенсионную систему и систему НПФ, а также другие финансовые инструменты.
Формирование стратегии и осуществление мер по повышению уровня финансовой грамотности населения, по мнению авторов, является одной из приоритетных задач государства. Посредством работы в области повышения финансовой грамотности, государство способствует росту благосостояния населения, уменьшению социальной напряженности, особенно в периоды нестабильности экономики. Финансовое образование следует вводить в учебную программу школ, средне-специальных учебных заведений, вузов в независимости от профиля обучения, осуществлять информирование населения при помощи поддержки ме-диаресурсов, приложений и программного обеспечения.
Кроме того, важным вопросом повышения финансовой грамотности населения является защита прав потребителей финансовых услуг. Населению необходимо четко знать свои права как потребителя финансовых услуг, а также понимать каким образом и куда можно обратиться в случае нарушения права.
Таким образом, государство должно сформировать инфраструктуру для формирования знания, навыков и компетенций населения в области организации личных финансов. В свою очередь, данные знания положительно отразятся на благосостоянии как отдельного человека, так и общества в целом.
Библиографический список
1. Modigliani, F., Brumberg, R. Utility analisys and the consumption. In Post-Keynesian economics. — New Brunswick, N. J. : Rutgers University Press, 1954. — Р. 388-436.
2. Mind the gap. Quantifying Europe's pensions gap [Electronic resource].
— URL : https://www.aviva.com/ Mind_ the_gap_regional_uk2010.pdf.
3. Объем и структура использования денежных доходов населения. Данные Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс].
— Режим доступа : http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/population/level.
4. Мнение населения о приоритетности целей сбережений. Социальное положение и уровень жизни населения России // Статистический сборник.
— М. : Росстат, 2013.
5. Financial literacy and planning: implication for retirement wellbeing [Electronic resource]. — URL : http://www.dartmouth.edu/ ~alusardi/Papers/FinancialLiteracy.pdf.
6. Шахназарян, Г. Э. Повышение финансовой грамотности населения — важнейший приоритет государственной политики // Финансы. — 2010. — № 5.
— С. 18.
7. Малева, Т. Отношение населения России к новой пенсионной формуле и другим направлениям пенсионной реформы. Доклад ИСАПРАНХиГС 09.07.2013 [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.ranepa.ru/ news/item/download/429_b29eea65b5395 b159bbb57127 c971e4f%20.html.
8. Репета-Турсунова, А. В. Пенсионные сбережения в России: текущие проблемы и пути их решения // Финансы и бизнес. — 2014. — № 1. — С. 99-108.
9. Отношение населения России к новой пенсионной формуле и другим направлениям пенсионной реформы, 2013 [Электронный ресурс]. — Режим
доступа : http://www.rosmintrud.ru/pensions/
razvitie/199/Penformula_LTC_16_07_
2013.pdf.
10. Будущее пенсионного рынка: от повышения надежности к повышению эффективности. Исследование рейтингового агентства «Эксперт РА» [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.raexpert.ru/researches/ npf/2015.
11. Среднедушевые денежные доходы населения. Данные Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. — Режим доступа :
http://www.gks.ru/b gd/regl/b09_14p/IssW WW.exe/Stg/d1/05-02.htm.
12. Обзор инвестирования средств пенсионных накоплений в 2013 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://minfin.ru/common/upload/ library/2014/12/main/Obzor_2013.pdf.
13. Фонд ушел на пенсию [Электронный ресурс] // Российская газета. — 04.03.2014. — Режим доступа : http://www.rg.ru/2014/03/04/npf.html.
Bibliographic list
1. Modigliani, F., Brumberg, R Utility analisys and the consumption. In Post-Keynesian economics. — New Brunswick, N. J.: Rutgers University Press, 1954. — Р. 388-436.
2. Mind The gap. Quantifying Europe's pensions gap [Electronic resource]. — URL : https:// www.aviva.com/Mind_ the_gap_regional_uk2010.pdf.
3. Volume and Structure of population's income distribution. The data of the Federal State Statistics Service[Electronice resource]. — URL : http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/s tatistics/population/level.
4. Population opinion of the objectives savings priority. Social standard of
living of the population of Russia // Statistical collection. — M. : Rosstat, 2013.
5. Financial Literacy and Planning: Implication for Retirement Wellbeing [Electronic resource]. — URL : http://www.dartmouth.edu/~alusardi/ Papers / FinancialLiteracy.pdf.
6. Shahnazaryan, G. E. Improving financial literacy — a key priority of the sovereign, public policies // Finance. — 2010. — № 5. — P. 18.
7. Malevа, T. Russian's attitudes to the new pension formula and other areas of pension reform. Report RANKHIGS 09.07.2013 [Electronic resource]. — URL : http://www.ranepa.ru/news/item/ download/429_b29eea65b5395b159bbb57 127c971e4f% 20.html.
8. Repeta-Tursunova, A. V. Retirement savings in Russia: current problems and solutions // Finance and business. —
2014. — № 1. — P. 99-108.
9. The attitude of the Russian population to the new pension formula and other ways of pension reform 2013 [Electronic resource]. — URL : http://www.rosmintrud.ru/pensions/razvitie /199/Penformula_LTC_16_07_2013.pdf.
10. The future of the pension market: from improving reliability and to efficiency. Research of the rating agency «Expert RA» [Electronic resource]. — URL : http://www.raexpert.ru/researches/npf/
2015.
11. The average per capita income in Russia. The data of the Federal State Statistics Service [Electronic resource]. — URL : http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_ 14p /IssWWW.exe/ Stg/d1/05-02.htm.
12. Overview of investing pension savings in 2013 [Electronic resource]. — URL : http://minfin.ru/common/ upload / library / 2014/12 / main / 0bzor_2013.pdf.
13. The Fond was going to the pension // Rossiysskaya gazeta. — 04.03.2014. — URL : http://www.rg.ru/2014/03/04/ npf.html.