УДК 657.3 ББК 65. 052
СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЛИЗИНГОВОЙ КОМПАНИИ
Ю.Н.Иванова, Л.А.Жукова
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А
В жизненном цикле любой организации в процессе ее функционирования наступает момент, когда, достигнув определенных масштабов деятельности и стабильности в своей отрасли, руководство принимает решение о разработке и достижении стратегических целей развития, направленных на закрепление и удержание достигнутых результатов и позиций на рынке.
Один из самых эффективных способов решения данной задачи -разработка сбалансированной системы показателей ССП (англ. Balanced Score Card, BSC), которая является инструментом стратегического и оперативного управления деятельностью компании на основе измерения и оценки ее эффективности по набору оптимально подобранных финансовых и нефинансовых показателей.
ССП появилась в конце 80-х - начале 90-х гг. При исследовании деятельности 12 компаний профессора Гарвардской школы экономики Роберт Каплан и Давид Нортон установили, что компании слишком ориентируются на финансовые показатели. Для достижения заданных значений в краткосрочном периоде менеджмент компаний снижает текущие расходы на обучение, маркетинг и обслуживание клиентов, что в долгосрочном периоде отрицательно сказывается на общем финансовом положении. Как решение данной проблемы была разработана концепция ССП, которая получила мировое признание после публикации в журнале Harvard Business Review статьи «The Balanced Scorecard: Measures that drive performance» (Система сбалансированных показателей: измерения, ведущие к исполнению) [5].
ССП в классическом варианте содержит 4 проекции, представляющие собой стратегически важные аспекты деятельности компании:
- финансы;
- клиенты;
- внутренние бизнес-процессы;
- персонал.
Для того чтобы связать стратегические цели компании с текущими бизнес-процессами и повседневными действиями сотрудников на каждом уровне управления, а также осуществлять непрерывный контроль за реализацией единой стратегии, необходимо разработать ключевые
показатели эффективности - КПЭ (англ. Key Performance Indicators, KPI) -индикаторы достижения целей, и установить между ними причинноследственные связи и взаимные факторы влияния.
Основным принципом ССП является принцип измеримости. Управление с помощью ССП осуществляется путем определения целей, степень достижимости которых выражена в виде набора индикаторов. Для каждого индикатора задается диапазон допустимых значений. Контроль нахождения индикатора в установленных границах определяет правильность (или ошибочность) пути, выбранного для достижения поставленных целей.
Приведем лишь некоторые индикаторы достижения поставленных целей компании (по проекциям)[3]:
Финансовые индикаторы:
- валовой доход (доход от продаж);
- валовая маржа (или валовая прибыль);
- чистая прибыль;
- прибыль в процентном отношении к доходу от продаж;
- прибыль на работника;
- прибыльность собственного капитала (ROE);
- прибыльность инвестиций (ROI);
- добавленная экономическая стоимость (EVA).
Индикаторы по клиентам:
- доля рынка, занимаемая компанией;
- рост продаж за счет существующей клиентской базы;
- рост продаж за счет новых клиентов;
- индекс удовлетворенности клиентов.
Индикаторы внутренних бизнес-процессов:
- затраты ресурсов: временные (цикл, длительность,
производительность: продажи на сотрудника; прибыль на сотрудника; число операций, произведенным одним сотрудником) и материальные;
- затраты на обучение, подготовку и повышение квалификации сотрудников;
- эффективность использования ресурсов на единицу продукции: коэффициенты использования оборудования, коэффициенты использования ресурсов, сырья и материалов;
- административные (накладные) расходы;
Индикаторы персонала:
- текучесть кадров;
- средний стаж работы в компании;
- уровень невыходов на работу;
- добавленная стоимость на работника;
- удовлетворенность работников.
Концепция ССП представляет финансовую составляющую (показатели в проекции «Финансы») как конечную цель для измерения степени реализации стратегии компании. Приведем некоторые стратегические цели компании [3]:
Назначение компании с точки зрения владельца Стратегические цели деятельности компании
Компания - инвестиционный проект Повышение прибыльности или возвратности инвестиций (Я01)
Компания - актив для перепродажи Повышение ее рыночной стоимости с целью продажи
Компания - источник дохода для владельца Сбалансированный рост, получение прибыли, свободный денежный поток
Компания - производитель в рамках холдинга Производство, необходимое для построения производственной цепочки холдинга
Каждая стратегическая цель деятельности компании предполагает различную финансовую стратегию и финансовые цели. При условии, что компания ведет свою деятельность на свободном рынке и нет предпосылок к прекращению деятельности, конечной финансовой целью будет сбалансированный рост и максимизация прибыли. Компания может максимизировать прибыль, во-первых, больше продавая (стратегия роста) и, во-вторых, меньше расходуя (стратегия минимизации издержек). Как правило, независимо от модели, которую применяет компания, в целях управленческого учета все сводится к выявлению основных показателей работы компании, установлению плановых значений того или иного показателя, оперативному учету достигнутых результатов и выявлению отклонений.
Большая часть показателей в проекциях «Клиенты», «Внутренние бизнес-процессы», «Персонал» являются нефинансовыми показателями и не содержатся в стандартной финансовой отчетности. Поэтому неудивительно, что инвесторы при принятии решений об инвестировании отводят все большую роль управленческой отчетности.
Особенное внимание управленческой отчетности уделяется на предприятиях, специализирующихся в области финансовой аренды, которую также называют лизингом. Это связано как со сложным и неоднозначным содержанием, отражаемым термином «лизинг», так и различиями в правовых и отчетных системах разных стран. В нашей стране данная проблема стоит особенно остро, что обусловлено, прежде всего, отсутствием отдельного ПБУ, регулирующего арендные отношения, и, как следствие, значительным искажением экономической сущности финансовой аренды и ее отражением в финансовой отчетности. Качество и достоверность информации, представленной в финансовой отчетности отечественных лизинговых компаний, приводит к потере ее основного предназначения - необходимости
для пользователей.
В соответствии с главой 34 ГК РФ [1], финансовая аренда (лизинг) является одной из разновидностей арендных правоотношений. Статья 665 ГК РФ определяет финансовую аренду следующим образом: «По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца».
В ст.2 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)»[2] используются следующие основные понятия:
- «лизинг - совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга;
- договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель (далее - лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее - лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем;
- лизинговая деятельность - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг».
Согласно международной практике, лизинг представляет собой один из видов арендных отношений, который характеризуется тем, что а) лизингополучатель не приобретает права собственности на объект лизинга; б) риски и выгоды от пользования объектом лизинга лежат на лизингополучателе; в) оплата производится в рассрочку и (обычно) покрывает справедливую стоимость предмета лизинга и требуемую норму доходности лизингодателя.
В мировой практике существует два основных вида аренды: операционная и финансовая1 - «operating lease» и «financial lease». В англосаксонском праве финансовая аренда, в широком смысле, трактуется как лизинговая сделка, при которой полная стоимость основного средства выплачивается в течение срока аренды. Таким образом, финансовая аренда, как правило, означает приобретение основного средства или нематериального актива, то есть
1 При этом международное понятие «оперативная аренда» идентично российскому термину «аренда», а международному понятию «финансовая аренда» соответствуют российские термины «финансовая аренда» и «лизинг».
является альтернативной формой финансирования. Напротив, операционная аренда используется для приобретения права пользования средством в течение определенного периода времени без приобретения самого средства; следовательно, при аренде арендатор избегает большей части рисков, связанных с владением основным средством или нематериальным активом.
Отражение финансовой аренды в соответствии с МСФО требует от бухгалтера применения двух идей Стандартов, практически не реализующихся в отечественной практике. Это принцип приоритета содержания над формой и дисконтирование.
Согласно МСФО (IAS) 17 «Аренда», финансовая аренда определяется как аренда, по условиям которой происходит существенный перенос всех рисков и выгод, сопутствующих владению активом, от арендодателя к арендатору. Передача актива арендатору квалифицируется в учете арендодателя аналогично его выбытию.
Определяемый МСФО (IAS) 17 порядок оценки и признания финансовой аренды арендодателем базируется на содержании ряда ключевых понятий: «валовые инвестиции в аренду», «чистые инвестиции в аренду» и «незаработанный финансовый доход».
Под валовыми инвестициями в аренду понимаются совокупные минимальные арендные платежи, причитающиеся арендодателю по договору, а также остаточная стоимость объекта аренды (гарантированная или негарантированная арендатором).
Чистые инвестиции в аренду представляют собой валовые инвестиции, дисконтированные по ставке процента, подразумеваемой договором (или по рыночной ставке, если она выше). По сути, чистые инвестиции - это справедливая стоимость объекта аренды для арендодателя с учетом его первоначальных прямых затрат.
Разность между валовыми и чистыми инвестициями представляет собой финансовый доход арендодателя. На момент начала срока аренды это доход, пока не заработанный арендодателем.
Факт передачи актива в финансовую аренду предполагает:
а) либо списание (декапитализацию) балансовой стоимости передаваемого в аренду актива с одновременным признанием разницы между справедливой стоимостью переданного актива и его балансовой стоимостью как финансового результата текущего периода,
2 МСФО - Международные стандарты финансовой отчетности (англ. International Financial Reporting Standards (IFRS) или International Accounting Standards (IAS) -действующие редакции)
Ь) либо отражение факта предоставления кредита (займа) арендодателю в случае приобретения объекта аренды специально для данного арендатора.
При этом и в том, и в другом случае незаработанный финансовый доход по операциям финансовой аренды должен признаваться как полученный в течение всего периода действия договора.
В российской практике имущество, передаваемое в лизинг, отражается в бухгалтерском учете в составе доходных вложений в материальные ценности в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 [4]. Формирование бухгалтерских записей по отражению доходов и расходов по операциям финансового лизинга зависит от того, на чьем балансе учитывается имущество, передаваемое в лизинг. Договор финансовой аренды (лизинга) может заключаться в двух видах:
- лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя;
- лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя.
Двойственный подход к отражению в бухгалтерском учете доходов и
расходов по операциям, имеющим единое экономическое содержание, нарушает сопоставимость финансовых показателей.
По нашему мнению, для нивелирования данного положения в лизинговых компаниях в целях ведения внутреннего управленческого учета необходимо разработать учетную политику, основанную на единой методологической основе. Более логичным представляется подход, предложенный МСФО (IAS 17), который в большей степени согласуется с требованием, провозглашенным в п.6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» [4]: «отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой)».
Таким образом, разработка ключевых финансовых показателей деятельности лизинговых компаний затрагивает основы ведения учета и составления финансовой отчетности. Мы считаем, что устранение методологических расхождений по отражению в управленческом учете операций с имуществом, передаваемым в лизинг является необходимым условием для успешного внедрения ССП в управлении лизинговой компании.
Для внедрения ССП в управлении лизинговой компанией необходимо разработать финансовые и нефинансовые показатели (индикаторы). Все показатели, участвующие в ССП, должны быть связаны причинноследственной цепочкой, описывающей единую стратегию. Особенность
финансовых показателей в том, что они отражают «конечный пункт назначения» в стратегии компании. Нами сформулированы финансовые показатели, которые могут служить измерением степени достижения лизинговой компанией стратегических целей в проекции «Финансы»:
1. Доход от продаж.
Доходы от основной деятельности (доход от продаж) - это доходы, полученные в виде лизинговой маржи, доходов от реализации предметов лизинга, вознаграждения по агентским договорам и т.д. Данный показатель может быть сформирован на основе данных как бухгалтерского, так и управленческого учета. Однако планирование данного показателя в стратегических целях должно опираться на сведения управленческой отчетности, а именно:
- объем продаж - стоимость имущества, сданного в лизинг;
- объем нового бизнеса - общая стоимость договоров лизинга, заключенных за отчетный период.
Объем нового бизнеса является более крупным показателем, т.к. включает в себя объем продаж в денежных единицах и удорожание договора лизинга (лизинговая маржа, проценты по кредиту и стоимость дополнительных услуг, таких, как расходы на страхование и регистрацию предмета лизинга, налог на имущество и другие, связанные с видом предмета лизинга налоги);
- показатели портфеля - это основные показатели, характеризующие деятельность лизинговой компании. Они должны быть четко взаимоувязаны с нефинансовыми показателями в проекции «Клиенты».
Валовой портфель - сумма предусмотренных действующими договорами лизинговых платежей, которые будут получены от лизингополучателей после отчетной даты.
Чистый портфель - это сумма основной задолженности клиента по отдельно взятому договору лизинга. Показатели портфеля являются динамичными, в связи с чем при расчете валового портфеля на одну отчетную дату в разные моменты времени можно получить разные значения. Это получается за счет подписания дополнительных соглашений с клиентами, корректирующих те или иные составляющие договора.
- недоплаты - это размер абсолютной суммы недоплат в отношении к размеру портфеля.
Фактически данный показатель показывает, какая сумма лизинговых платежей не была получена в общем объеме лизинговых платежей. Если рассматривать данный показатель со стратегической точки зрения, то, при наличии определенного уровня недоплат, компания несет потери, вызванные
задержкой денежных платежей, во-первых, потому что деньги имеют свойство терять свою ценность с течением времени, во-вторых, данные средства могли быть направлены компанией на расширение бизнеса. Если стабилизировать и удерживать показатель на определенном уровне, то есть возможность прогнозировать денежные потоки, регулируя возможные потери, а также на основе этого показателя можно прогнозировать получение доходов в виде пеней и штрафов.
2. Показатели финансового результата (прибыльности).
Основными показателями данного раздела, как и в компании любой другой сферы деятельности, являются показатели отчета о прибылях и убытках: валовая прибыль, чистая прибыль. В ССП активнее используются не абсолютные, а относительные финансовые показатели, а именно: прибыль в процентном отношении к доходу от продаж; прибыль на работника.
При стратегическом планировании и разработке КПЭ особое место уделяется установлению текущих и перспективных параметров-ориентиров лизинговой деятельности, на которые может влиять сама компания.
Такими параметрами-ориентирами для лизинговых сделок могут быть:
- стоимость предмета лизинга;
- размер авансового платежа;
- эффективная процентная ставка;
- срок договора лизинга;
- отсрочка поставки предмета лизинга;
- размер лизинговой маржи;
- тип лизингового расчета: равными или убывающими платежами;
- вид предмета лизинга (сегменты лизинга - легковые автомобили, грузовые автомобили, строительная техника).
При выборе параметров-ориентиров лизинговых сделок необходимо учитывать не только доходность, но и уровень риска. Таким образом, компании необходимо определить параметры лизинговых сделок исходя из минимального риска при максимальном уровне доходности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1,2,3 и 4. - М.: Эксмо, 2011.
2. Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)». М.: Омега-Л, 2010.
3. Немировский И.Б., Старожукова И.А. Бюджетирование. От стратегии до бюджета -пошаговое руководство. М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2006.
4. Все положения по бухгалтерскому учету: действующие, принятые, проекты к реформе. М.: Эксмо, 2010. (Российское законодательство. Бухгалтерская нормативная литература).
5. Kaplan R.S., Norton D.P. The Balanced Scorecard: Measures That Drive Peformance // Harvard Business Review. January - February. 1992.