Научная статья на тему 'Сайт регионального сетевого информационного агентства как динамичная система (на примере ИА «Бизнес-новости Коми»)'

Сайт регионального сетевого информационного агентства как динамичная система (на примере ИА «Бизнес-новости Коми») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
360
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СМИ / ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И СМИ / МУЛЬТИМЕДИА / РЕСПУБЛИКА КОМИ / NETWORK NEWS AGENCY / REGIONAL MASS MEDIA / INTERNET / SOCIAL NETWORKS AND MASS MEDIA / MULTIMEDIA / KOMI REPUBLIC

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бешкарев Алексей Александрович

В статье рассматривается динамика регионального сетевого агентства на примере сайта «Бизнес-новости Коми» как самого популярного в регионе: прослеживается история его возникновения, изучается специфика использования мультимедийных технологий, социальных сетей, способов привлечения аудитории. На основе статистических методов делается вывод о степени эффективности различных форм работы ресурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEBSITE OF REGIONAL NETWORK NEWS AGENCY AS DYNAMIC SYSTEM (BY THE EXAMPLE OF THE NEWS AGENCY “BUSINESS NEWS OF KOMI”)

The article deals with the dynamics of a regional network agency by the example of the website “Business News of Komi” as the most popular one in the region. The author traces the history of its origin, and studies the specificity of using multimedia technologies, social networks, and ways to attract the audience. On the basis of statistical methods the conclusion about the effectiveness of different forms of the resource work is drawn.

Текст научной работы на тему «Сайт регионального сетевого информационного агентства как динамичная система (на примере ИА «Бизнес-новости Коми»)»

Бешкарев Алексей Александрович

САЙТ РЕГИОНАЛЬНОГО СЕТЕВОГО ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА КАК ДИНАМИЧНАЯ СИСТЕМА (НА ПРИМЕРЕ ИА "БИЗНЕС-НОВОСТИ КОМИ")

В статье рассматривается динамика регионального сетевого агентства на примере сайта "Бизнес-новости Коми" как самого популярного в регионе: прослеживается история его возникновения, изучается специфика использования мультимедийных технологий, социальных сетей, способов привлечения аудитории. На основе статистических методов делается вывод о степени эффективности различных форм работы ресурса. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2016/9-1/3.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 9(63): в 3-х ч. Ч. 1. C. 16-18. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/9-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

УДК 316.77

В статье рассматривается динамика регионального сетевого агентства на примере сайта «Бизнес-новости Коми» как самого популярного в регионе: прослеживается история его возникновения, изучается специфика использования мультимедийных технологий, социальных сетей, способов привлечения аудитории. На основе статистических методов делается вывод о степени эффективности различных форм работы ресурса.

Ключевые слова и фразы: сетевое информационное агентство; региональные СМИ; Интернет; социальные сети и СМИ; мультимедиа; Республика Коми.

Бешкарев Алексей Александрович, к. филол. н.

Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина beshi@mail.ru

САЙТ РЕГИОНАЛЬНОГО СЕТЕВОГО ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА КАК ДИНАМИЧНАЯ СИСТЕМА (НА ПРИМЕРЕ ИА «БИЗНЕС-НОВОСТИ КОМИ»)

Сегодня, в пору снижения тиражей печатных изданий и оттока массовой аудитории от аудиовизуальных СМИ, на пике интересов оказываются сетевые СМИ, удовлетворяющие самые разнообразные коммуникационные потребности общества. Именно здесь происходят наиболее активные изменения, связанные как с трансформацией массовых предпочтений, так и с техническим прогрессом. При этом если процессы в центральных СМИ достаточно очевидны, то региональные, имеющие свою специфику, порой оказывающие обратное влияние на политику крупных сетевых ресурсов, не столь заметны, хотя и не менее актуальны. В этой связи небезынтересно исследование эволюции отдельно взятого регионального сетевого ресурса в контексте изменений, происходящих в области новых медиа.

«БНК» - наиболее популярное сетевое СМИ Республики Коми [4]. В момент создания в 2003 году ресурс принадлежал частной бизнес-группе, ориентировался на новости делового характера и назывался «Бизнес-новости Коми». Но учитывая большие затраты на производство контента и узкую целевую аудиторию, bnkomi.ru расширил диапазон новостей. Нынешняя редакция «БНК» купила готовую площадку для сайта, и с 2000-х он начал своё функционирование. Первые три года ставка делалась на репортажи, позже начали развиваться и другие жанры: очерки, статьи, репортажи, житейские истории, сайт освещает криминальные, культурные и политические события. При этом новости географически не ограничиваются республикой, «БНК» подают информацию и о соседних регионах: Архангельской, Кировской областях. Информационным агентством «БНК» официально стал 2 ноября 2009 года, когда он получил свидетельство о регистрации средства массовой информации. С 2011 года сайт сократил своё название до «БНК». Сейчас владельцем является ООО «Информационное агентство "Север-Медиа"», из чего следует, что «БНК» - коммерческая структура, хотя по содержанию больше напоминает независимое информационное СМИ [1]. Уже на уровне истории сайта можно убедиться в специфике регионального пути развития сетевого ресурса. Авторы учебного пособия «Проблематика периодической печати» указывают: «C начала 90-х гг. идет интенсивный процесс образования специализированных информационных агентств, поиск ими информационных ниш. Агентства экономического профиля быстро заняли лидирующие позиции» [3]. Но если мировые и общероссийские тенденции свидетельствуют о специализации как наилучшем способе обрести свою нишу, то в регионе именно политематичность оказывается залогом успеха сетевого проекта.

При этом тенденция к специализации все же отмечается в наполнении сайта: редакцией сделана попытка строгой рубрикации своих материалов, чтобы посетители могли быстро найти интересующие их публикации. Так, на сайте можно найти рубрику «Инфографика», где публикуются важные для населения сведения в виде изображений с текстовым сопровождением (например, о ситуации на рынке труда). «Выбор БНК» - материалы, вызывающие интерес у тех, кто хочет больше узнать о «...необыкновенных географических объектах нашего региона, необычных творениях природы, мистических историях, ярких событиях, интересных людях, литературных, скульптурных и архитектурных шедеврах» (например: «Десятка спортсменов, прославивших республику») [2]. «Привет, сосед» - новости из других регионов страны. Все эти три раздела являются относительно новыми: «Инфографика» функционирует с 24 декабря 2015 года, «Выбор БНК» публикуется с 13 января 2016 г., «Привет, сосед» - с 1 апреля 2016 г. Недавнее появление именно этих рубрик говорит о таких тенденциях, как мультимедизация контента, дальнейшее расширение тематики и вместе с тем, как в случае с «Выбором БНК», аналитичность, призванных помочь пользователю ориентироваться в новостных потоках.

Отличительной чертой портала является высокий уровень интерактивности. Она реализуется при помощи таких сервисов, как форум, комментарии, возможность перепоста в социальные сети и выхода напрямую на любого сотрудника, контактные данные которых указаны в рубрике «Агентство». Платформой «БНК.Блоги» пользуется большинство политических и медийных фигур республики. Благодаря этому редакция «БНКоми» зачастую генерирует новости, опираясь на эти публикации.

На сайте имеется возможность перехода на любую социальную сеть - «Instagram», «Facebook», «Telegram», «ВКонтакте», «Одноклассники», «Twitter», а также видеохостинги «YouTube» и «Periscope». У ИА есть свои проекты на основе технологий WEB 2.0: «БНК-спорт», «Банка», «#ГдеТоВКоми». «Банка» и «#ГдеТоВКоми» имеют свои тематические группы во «ВКонтакте», а «БНК-спорт» отдельную страницу в «Twitter».

10.01.00 Литературоведение

17

Официальная группа «ВКонтакте» насчитывает 87500 подписчиков, 76280 новостей; в группе «#ГдеТоВКо-ми» 324 подписчика, в «Банке» 8200 подписчиков. «Банка» - своеобразный антикризисный проект, который публикует объявления от частных лиц. «#ГдеТоВКоми» собирает любительские и профессиональные фотографии, сделанные в республике. Лента официальной группы «ВКонтакте» содержит новости, фотографии, из которых большинство дублируются с сайта. В «Instagram» у «БНК» по состоянию на июнь 2015 года 139 подписчиков и 97 публикаций. Новости там появляются примерно раз в неделю, контент публикуется нерегулярно и чаще всего привязан к какому-либо событию. Например, на праздник 9 Мая было опубликовано 3 фото, а в День города 12 июня - 8. В «Facebook» новости обновляются регулярно, лента наполняется ежедневно, дублируя новости официального сайта. Более современный «Telegram» предоставляет ещё один способ связи с редакцией. В этой социальной сети каждый владелец приложения может отправить новость сообщением. Страница в «Twitter» содержит 36100 твитов и 1413 подписчиков. Лента обновляется регулярно, выпуская около 30 новостей в сутки. «БНК-спорт» в «Twitter» насчитывает 5457 твитов и 395 читателей. Новости там обновляются редко, в силу чего «БНК-спорт» можно относить к так называемым «умирающим» страницам.

Страница в «Одноклассниках» насчитывает 2640 участников и 7327 тем. Новости дублируются с сайта и выходят регулярно. В «Periscope» пока 59 подписчиков. Страница «YouTube» включает в себя все видеоролики, которые добавляет информационное агентство на сайт и в группу «ВКонтакте», на нее подписано 810 человек.

Таким образом, важной чертой динамики сетевого ресурса сегодня, в ситуации WEB 2.0, является интеграция с социальными сетями. Редакция разбивает информацию по блокам, чтобы больше соответствовать интересам подписчиков, активно взаимодействует с аудиторией. При этом существует тенденция дублирования информации по разным источникам.

Что касается динамики контента, то её можно проследить по эволюции нескольких рубрик. Так, ранее существовавший раздел «Путь к ребёнку» прекратил функционирование и был заменен разделом под более широким по смыслу названием «Сила Добра». В рубрике «Рейтинги» посты об упоминаниях в СМИ депутатов Госсовета, руководителей муниципалитетов и общественных персон, которые поначалу сопровождались монохромными фотографиями, с 2014 года стали оформляться цветным снимками, то есть внешне более привлекательными для «среднего» посетителя. Видеорубрика «Experto credite» (по сути, редкий пример республиканского сетевого телевидения) не вызывала интереса у пользователей, поэтому через три года после начала функционирования была закрыта. Всего за время функционирования рубрики было опубликовано 17 лекций известных людей, её материалы просматривали в среднем за время функционирования 938 раз, комментариев было в среднем по 9, что на фоне большой посещаемости сайта говорило об отсутствии интереса пользователей. Столь недолгое функционирование рубрики говорит о том, что населению региона интереснее новости, чем лекции медийных личностей, поэтому решение редакции отказаться от своей единственной видеорубрики является оправданным.

Рассмотрим динамику просмотров различных рубрик сайта за два месяца. В подразделе «Политика» в среднем за май 3949 просмотров в день (в апреле было 2074). «Экономика»: средний показатель за май 3671 просмотр в день (в апреле было 3818). «Общество»: в мае средний показатель составил 3712 просмотров в день (в апреле 3889). «Экология»: в среднем в мае 3847 просмотров в день (в апреле 3684). Рубрика «Право» в мае набрала в среднем 4129 просмотров в день (в апреле 4467). «Спорт»: средний показатель за май 4998 просмотров в день (в апреле было 3363). «Культура» в мае в среднем просматривалась 3044 раза в день, в апреле просмотров было 3511. «Происшествия» в среднем за май набрали 4531 просмотр в день (в апреле было 4950). «Рейтинги СМИ» в среднем набрали за май 2509 просмотров в день, за апрель 3362. «Инфографика»: за май в среднем 2426 просмотров в день, за апрель 2689. «Выбор БНК» - 3969 просмотров в день в среднем за май, за апрель 4148. Что касается динамики посещений в целом, за период с 24 апреля по 24 мая «БНК» набрал 2905510 просмотров, на сайт зашел 261461 уникальный посетитель. За неделю с 14 по 20 мая 2016 г. прослеживается следующая динамика: 14 мая, по данным «Яндекс. Метрики», было зафиксировано 60950 просмотров, 24392 визита и 15797 уникальных посетителей. На конец периода (20 мая 2016, 18:06) было зафиксировано 69939 просмотров, 28599 визитов и 18721 уникальный посетитель. Число посетителей сайта быстро растёт, однако при этом динамика положительна лишь у трех разделов: «Политика», «Экология» и «Спорт». Популярность остальных разделов снижается, но рост этих трёх компенсирует падение спроса на остальные.

Таким образом, редакция разрабатывает новые рубрики для привлечения посетителей, активно пользуется инфографикой, но основную ставку по-прежнему делает на новости. Именно оперативная информация и дополняющие ее комментарии (как правило, идущие вразрез с позицией авторов материалов) обеспечивают сайту внимание со стороны аудитории. «БНК» ориентирует контент на определённую аудиторию каждой из социальных сетей. Редакция следит за актуальными тенденциями и в соответствии с ними корректирует свою политику.

Список литературы

1. Бешкарев А. А. Сетевые СМИ как медиаресурс Республики Коми. Сыктывкар, 2014.

2. «Выбор БНК. Это в Коми!»: десятка спортсменов, прославивших республику [Электронный ресурс].

URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/49150/ (дата обращения: 07.07.2016).

3. Проблематика периодической печати [Электронный ресурс]: учебное пособие / под ред. Г. С. Вычуба и Т. И. Фроловой.

М., 2008. URL: http://www.evartist.narod.ru/text19/063.htm (дата обращения: 07.07.2016).

4. https://www.bnkomi.ru/ (дата обращения: 07.07.2016).

WEBSITE OF REGIONAL NETWORK NEWS AGENCY AS DYNAMIC SYSTEM (BY THE EXAMPLE OF THE NEWS AGENCY "BUSINESS NEWS OF KOMI")

Beshkarev Aleksei Aleksandrovich, Ph. D. in Philology Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin beshi@mail.ru

The article deals with the dynamics of a regional network agency by the example of the website "Business News of Komi" as the most popular one in the region. The author traces the history of its origin, and studies the specificity of using multimedia technologies, social networks, and ways to attract the audience. On the basis of statistical methods the conclusion about the effectiveness of different forms of the resource work is drawn.

Key words and phrases: network news agency; regional mass media; Internet; social networks and mass media; multimedia; The Komi Republic.

УДК 82.09

Статья посвящена определению связи романа В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба» и «Черной книги». Автор предлагает жанровое определение последней - «коллективное свидетельство» - и доказывает, что документальные материалы сборника являются основой художественного повествования о Холокосте в романе. В частности, трагические образы узников «эшелона смерти», направляющегося в лагерь уничтожения, изображены в «Жизни и судьбе» с опорой на реальные факты, запечатленные в «Черной книге».

Ключевые слова и фразы: документ; «Черная книга»; «коллективное свидетельство»; Холокост; «Жизнь и судьба»; В. С. Гроссман.

Бирючин Святослав Владимирович

Московский педагогический государственный университет biryuchin@yandex. ги

ДОКУМЕНТ КАК ОСНОВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ В РОМАНЕ ВАСИЛИЯ ГРОССМАНА «ЖИЗНЬ И СУДЬБА» (ПО МАТЕРИАЛАМ «ЧЕРНОЙ КНИГИ»)

«Черная книга» - сборник документальных материалов о тотальном истреблении советских граждан-евреев, осуществлявшемся гитлеровцами на оккупированных территориях Советского Союза и в лагерях уничтожения в Польше во время Великой Отечественной войны. Сборник был подготовлен в СССР членами специальной Литературной комиссии при Еврейском антифашистском комитете (ЕАК) под руководством И. Г. Эренбурга и В. С. Гроссмана в 1944-1946 гг.

В конце 1940-х гг. в условиях взятого Сталиным курса на борьбу против «низкопоклонства перед Западом» и «безродных космополитов» книга была запрещена как выделяющая и преувеличивающая масштаб геноцида евреев на фоне общей трагедии всех советских народов, пострадавших от фашизма.

При жизни Василия Гроссмана и Ильи Эренбурга «Черная книга» так и не была опубликована в Советском Союзе. Первое российское издание «Черной книги» состоялось спустя почти семьдесят лет после ее составления - в 2015 г. Цель настоящей статьи - определение жанровой специфики «Черной книги» как документального текста и выявление ее связи с романом «Жизнь и судьба».

«Черная книга» представляет собой сложное структурное образование. Основу ее составляют эго-документальные материалы (область лично пережитого факта), представленные в форме первичных документальных жанров - писем, дневников, записей устных рассказов (о жанровой типологии документальной литературы см.: [7]) жертв Холокоста. Дополняют их очерки советских писателей и журналистов, написанные преимущественно на основе подобных свидетельств (область опосредованного изложения факта), а также документы, которыми располагало официальное следствие: главным образом показания нацистов. В последнюю категорию включены не только собственно служебные материалы (протоколы опросов военнопленных немецких офицеров, донесения вермахта), но и де-факто личные записи, использованные в судебных целях и де-юре обретшие статус официальных документов (дневник оберефрейтора Карла Иоганнеса Дрекселя).

В. С. Федоров отмечает, что в 1970-1980-х гг. советским «литературоведам и критикам пришлось всерьез заговорить о становлении особого жанра "коллективного свидетельства", "хоровой" или "магнитофонной" литературы» [9, с. 1], в которой обширно представлены записанные автором документальные воспоминания множества различных людей о реальных событиях прошлого. По справедливому замечанию исследователя, в фокусе внимания которого оказались «Я из огненной деревни...» А. М. Адамовича, Я. Брыля и В. А. Колесника, «Блокадная книга» А. М. Адамовича и Д. А. Гранина, «Последние свидетели: книга недетских рассказов» С. А. Алексиевич, «особенность вышеназванных произведений в отличие от всей остальной документалистики связана, во-первых, с прорывом эстетического табу, позволившим показать такую жизненную правду, которую литература до этого времени показывать не решалась, и, во-вторых, с их жанровым своеобразием <...>. Сюжетный ряд героев этих произведений выстроен так, что ни одного из них с уверенностью нельзя назвать главным, ибо здесь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.