УДК 908
САРОВСКАЯ ПУСТЫНЬ
Геннадий Александрович Рожков
старший преподаватель gennadij [email protected] Дмитрий Геннадиевич Санталов
студент dsantalov [email protected] Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье предпринята попытка рассмотреть историю Саровской пустыни.
Ключевые слова: история, краеведение, саровская пустынь, Тамбовская епархия, монастырь.
Сатисо-Градо-Саровская местность разместилась в водоразделе между двумя реками Сатиса и Сарова, входящими под стенами монастырем в единый поток, впадающий в реку Мекшу пониже центра темниковского уездного центра местного епископата.
Название Саровская обитель получила от рек Сатиса и Соровы, на этом месте был татарский город Сараклычь, где они жили в нем во время взятия Казани. И «много лет жили тут три монаха и в 1699 году пришел туда жить из города Арзамас монах Исакий», вслед за ним, «после этого на это место переехали несколько людей» [1, с. 26-27].
В 1705 году по прошению и по грамоте блюстителя патриархии, местный земледержатель князь Д.И. Кугушев, выделил Сатисо-соровское междуречье для воздвижения нового центра монашества. (Отметим, что это время правления якобы царя-антихриста, хотя мы видим обратное - создается новая ячейка духовной святости). На начальном этапе пустынники выкопали пещерный храм, а затем приступили к воздвижению срубной церкви во имя Преображения Господня. И уже на следующий год Саровская местность получила освещение.
О позитивных тенденциях в жизни новой обители свидетельствует и то, что через шесть лет после основания центром обители становится новая церковь, но уже каменная. Однако воздвижение нового храма было связано и с все поглотившем в окрестных лесах пожаре, перекинувшемся и на обитель [1, с. 11]. Воздвигаются крепостные стены и наблюдательные башни, появляются крепкие ворота, разрастаются вспомогательно-хозяйственные сооружения для долговременной монастырской жизни и каменные больничные палаты, для «немощной братии». Однако только в 1770 году церковь была отделана изнутри, а с наружи получила ярко выделявшую ее преемственность - ее украсили Киево-Печерскими куполами, став одним из центров периферийной культуры [6, с. 183].
Вслед за саровским летописцем А.М. Щекатовым, будем констатировать, что в обитель получила три стены каменные, а четвертая стена все же,
деревянная. Примечательно, что колокольня была каменная, на ней 13 колоколов (число явно знаменательное, так как колокольный перелив должен отпугивать негативные силы); самый большой из них весил 350 пудов. Устроители позаботились и о страждущих: была сооружена деревянная гостиница на три сословных предела: для дворян, купечества и крестьян. Проживание в гостинице было бесплатным [7, с. 850-852].
Итак, с момента основания до 1819 года в истории обители можно выделить девять зодчих-настоятелей, которые каждодневно занимались улучшением архитектоники монастыря, придавая ему неповторимый завершенный вид.
Однако, несмотря на состояние постоянного качественного переустройства, особенно связанные с торжествами начала ХХ в., и, предстоящим, визитом самодержца, с расширением круга обязанностей монахов, вызванного чрезмерным наплывом богомольцев, обитель не утратила своего главного предназначения - нести бескорыстно духовное просвещение.
И, как без апологетики замечает участник действия В.П. Тигров, уже 4-е сутки, не переставая, идет народ к пустыни, чтобы приложиться к раке. Выполнив свою миссию, страждущие не стремятся обратно, домой. Все они жаждут встретить монастырского старца, а еще лучше где-нибудь, в лесной чащобе, уединенного отшельника или прозорливца. И тогда, получив духовные наставления, излив свою душу, цель паломничества для них достигнута.
Что же движет неиссякаемый поток страждущих? А все вполне объяснимо, - в бывших кугушевских угодьях, дарованных под монастырь, с 1778 года пятьдесят лет нес постриг преподобный Серафим, известный более как Саровский [5, с. 486].
К преподобному с ура и до поздней ночи тянулись бесконечным потоком и цензовые представители образованного класса, и простолюдины, и высокопоставленные лица, сверкающие мундирами, эполетами и орденами; одним тезисом - вся социальная палитра страны. Имущественная неоднородность страждущих порождала и разновекторность как треб, так
душевного состояния [4, с. 371]. Однако это не обременяло старца, так как он стремился, по свидетельствам современников, в зависимости от возраста всех подготовить к вступлению в царствие Божие. [3, с. 426].
И, старцу приходилось исповедовать, наставлять, лечить, как духовно, так и реально всех «Ваше Боголюбие» (так Саровский называл посетителей, тем самым резко определяя направленность действий для «пациента»).
В целом, в канун революционного мракобесия монастырь вышел в первый ранг духовных центров страны, но не смог противостоять духовно-идейному расколу общества, так негативно сказавшемуся и на церковных институтах православной страны [2, с. 41].
Список литературы:
1. Краткое историческое описание Саровской пустыни сначала заведения и до нынешнего 1819 года, выбранное из разных историй, указов и благословенной грамоты, хранящихся в оной пустыни, игуменом Маркеллином. М.: Тип-я Решетникова, 1819. 71 с.
2. Мастин М.С., Рожков Г.А. Духовенство Тамбовской епархии и революция 1905 - 1907 годов // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 4. С. 41.
3. Преподобный Серафим Саровский как подвижник // Тамбовские епархиальные ведомости. 1905. № 9. С. 425-432.
4. Сидорова И.В., Томонов Д.С. Сословная политика России в XIX -начала ХХ вв. // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 371.
5. Тигров В.П. Воспоминания о Саровских торжествах // Тамбовские епархиальные ведомости. 1905. № 10. С. 486-493.
6. Трусова А.С., Толмачева Н.В. Исторический аспект патриотизма и его роль в возрождении периферийной культуры жизни общества // Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция практики. Материалы Национальной контент-платформы. Мичуринск: Изд-во Мичуринского ГАУ, 2019. С. 183-185.
7. Щекатов А.М. Саровская пустынь в описании современника Преподобного Серафима // Тамбовские епархиальные ведомости. 1903. № 28. С. 849-853.
UDC 908
SAROV DESERT
Gennady A. Rozhkov
senior lecturer gennadij [email protected] Dmitry G. Santalov
student
dsantalov [email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Annotation. The article attempts to consider the history of the Sarov desert. Keywords: history, local history, Sarov desert, Tambov diocese, monastery.
Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 13.06.2022.
The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 13.06.2022.