Научная статья на тему 'Саратовская школа программистов. Региональный опыт'

Саратовская школа программистов. Региональный опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Наталия Львовна, Федорова Антонина Гавриловна

Авторы рассказывают о подготовке саратовских школьников и студентов к олимпиадам по информатике. Приводится краткий исторический обзор, перечислены различные формы работы, направленные на привлечение молодых людей к занятиям математикой и информатикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Саратовская школа программистов. Региональный опыт»

Андреева Наталия Львовна, Федорова Антонина Гавриловна

САРАТОВСКАЯ ШКОЛА ПРОГРАММИСТОВ. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ

«Все лучшее находится в столицах» -это высказывание справедливо для всех времен и всех государств. И если что-то из ряда вон выходящее происходит «в деревне, у тетки, в глуши, например, в Саратове», то это становится событием, достойным внимания широкой общественности.

% если гМо-Мо ... аршсх&ршй "6 у

МеМки, 6 глуши, ... 6 Мо

сМаНо&иМс^ со&шМием, дасМойЯым широкой

В финальных соревнованиях 26 чемпионата мира по программированию, состоявшихся 20-24 марта 2002 г. в г. Гонолулу (США, Гавайские острова), впервые принимала участие команда студентов Саратовского государственного университета (СГУ). Дебют оказался успешным. Команда СГУ завоевала серебряные медали чемпионата мира и звание чемпиона Европы. Честь Саратовского университета защищали Илья Эльтерман - студент физического факультета, Андрей Лазарев - студент факультета нелинейных процессов, Михаил Мирзаянов - студент факультета компьютерных наук и информационных технологий. Случаен ли этот успех? Обратимся к истории.

Саратовский государственный университет всегда уделял большое внимание занятиям со школьниками, профориента-ционной работе различного рода. В середине 60-х гг. в Саратове создается физико-математическая школа № 13, и это не обходится без участия СГУ, его сотрудников. Созданный в 1957 году первым в Поволжье Вычислительный центр СГУ взял шефство над этой школой. В 1966 г. он передал школе вычислительную машину «Урал-1», затем «Урал-2». Опытные программисты и преподаватели СГУ помогали проводить уроки программирования в школе, вели кружки по программированию и читали различные специальные курсы. Школьники тех лет под руководством своих университетских наставников изучали системы команд одноадресных вычислительных машин, составляли программы, пробивая их на перфолентах и отлаживая на современных в то время, ушедших в историю ЭВМ 1-го поколения. На базе механико-математического факультета СГУ работала юношеская математическая школа - ЮМШ, студенческий вычислительный центр. К 1985 г., когда во всей стране вводили новый школьный предмет - основы информатики и вычис-

лительной техники, СГУ имел уже большой опыт всесторонней работы со школьниками в области основ программирования. Поэтому именно госуниверситет возглавил в Саратовской области работу по подготовке педагогических кадров, методических разработок по информатике для учителей и школьников.

Как известно, в нашей стране национальные олимпиады школьников по информатике проводятся с 1988 г. До 1991 г. они назывались Всесоюзными, с 1992 г. -олимпиады школьников по информатике. Многие сотрудники профессорско-преподавательского состава СГУ занимаются подготовкой талантливых юных программистов, бескорыстно работали и работают в жюри и оргкомитетах школьных олимпиад. Среди них профессора: А.М. Богомолов! - ректор университета,

A.A. Привалов|, Л.Ю. Коссович, Д.В. Сперанский - деканы факультетов, заведующий кафедрой С.И. Дудов, доценты Н.Л. Андреева, А.Г. Федорова, С.В. Пап-шев, В.С. Рыхлов, И.Д. Сагаева, Л.Б. Тяпа-ев, преподаватели С.Н. Купцов, О.В. Емельянова, А.С. Иванов, С.В. Миронов, Т.В. Семенова и многие, многие другие. Школьники Саратовской области уже много лет, участвуя в Российских олимпиадах, возвращаются с дипломами I, II, III степеней, а учащийся ФТЛ № 1 (физико-технического лицея № 1, бывшей школы № 13) Максим Бабенко в 2000 г. получил золотую медаль Международной олимпиады по информатике. В достижение этих высоких резуль-

e^e-tofHa подгоо*&аёмиёаеЛ. и шкоом&Яикоо^ старших классов 8 олимпиад. ра^мегЯого ура^ЯЯ,,,

татов внес значительный вклад и Саратовский государственный университет.

СГУ ежегодно подготавливает и проводит для школьников старших классов 8-9 туров олимпиад различного уровня, среди которых как личные первенства, так и командные турниры.

Особо следует сказать об областных школах-турнирах по математике и информатике, которые проводятся с 1990 г.

Областные летние школы-турниры по математике и информатике - это школы для старшеклассников, побеждающих в учебном году в олимпиадах и конкурсах по математике и информатике, интересующихся компьютерами и современными проблемами информатики. Ежегодные 10-дневные летние школы - это много и мало: это - лекции профессоров и молодых ученых Саратовского государственного университета (по 3, 4 лекции в день); это -олимпиады по математике и командные турниры по информатике; это - появление на доске объявлений после ежедневной зарядки серии новых задач, их обсуждение и решение (зачастую и после отбоя); это - спортивные игры и песни под гитару; одним словом - это 10 насыщенных дней летнего «отдыха» школьников с интересной и любимой информатикой и математикой и 10 суток упорного труда преподавателей и студентов университета.

Школа - это общение трех поколений людей: школьников, преподавателей и студентов госуниверситета, работающих в качестве вожатых и помощников в организации работы компьютерного класса. Это общение проходит в различных формах: вопросы-ответы и беседы; лекции и семинары; коллективные решения задач и обсуждение этих решений, песни под гитару доцентов и докторов вместе со всеми участниками и «посиделки» у костра; рассказы студентов о «серьезных» олимпиадах, своих проблемах в учебном году и коллективные баталии. Такое общение зарождается в 10 дней и вечеров проведения летней школы и

продолжается затем многие годы. Такое общение несомненно приносит пользу всем «поколениям». Для нас это -маленькие педагогические открытия, новые методические приемы и новые формы работы, будущие ученики-студенты.

При проведении летних школ впервые был опробован и успешно используется на протяжении нескольких лет комплекс компьютерных программ автоматизированной проверки алгоритмов. Главным разработчиком этого комплекса явился тогда студент механико-математического факультета, а ныне заместитель начальника отдела Поволжского Регионального Центра Новых Информационных Технологий Павел Комков, в прошлом победитель школьных олимпиад и участник наших летних школ. Все студенты-вожатые - в прошлом участники школ разных лет.

Из числа участников школьных олимпиад по математике и информатике вышли многие молодые ученые СГУ, теперь уже аспиранты и преподаватели различных факультетов, многие студенты, которые и в студенческие годы «болеют» олимпиадным движением.

Через систему школьных олимпиад и летних школ-турниров по математике и информатике прошли и наши победители - студенты И. Эльтерман, А. Лазарев, М. Мирзаянов.

Свои особенности имеют ставшие традиционными открытые Межвузовские олимпиады по программированию для студентов г. Саратова, являющиеся одновременно и отборочными для участников командных турниров. Межвузовские олимпиады по программированию проводятся госуниверситетом, начиная с 1997 г. Студенты СГУ, занявшие первые 15-20 мест в этих соревнованиях, приглашаются на регулярные тренировки. Из этих студентов формируются команды для участия в соревнованиях чемпионата мира по программированию.

В 1996 г. были проведены первые полуфинальные соревнования командного чемпионата мира по программированию (АСМ) Северо-восточного Европейского региона. Саратовский государственный университет получил приглашение принять участие в этих соревнованиях.

В состав первой команды вошли Павел Комков, Алексей Суслов, Роман Милю-чихин, запасной Виктор Самойлов - студенты механико-математического факультета, бывшие призеры школьных олимпиад. На первых тренировках единственной команды мы не знали, что делать, как конкретно готовить студентов, какие именно принципы закладывать в работу. Но именно тогда сформировался первый, один из главных принципов: три участника - это не только три студента-программиста, это - психологически совместимые, объединенные одной целью студенты, умеющие с полуслова понимать друг друга, научившиеся работать в коллективе. И, возможно, именно «чувство локтя», слаженность коллектива плюс тренировки позволили команде Саратовского университета уже в первый год участия в полуфинале чемпионата мира занять 20-е место и получить диплом III степени

с погуыа&я паЛимаЛ-ъ f-руг уруга,

...мАагие сЛу^еАЛм, ... и & сЯууеНгеасме гаум

Российских командных соревнований. В последующие годы команды СГУ поднимались чуть выше в таблицах результатов или спускались чуть ниже. Сейчас мы накопили опыт, выработали многие принципы подготовки студентов к командным соревнованиям. И уже не только мы, тренеры и руководители, но и студенты «со стажем» учат первокурсников составлять программу так, чтобы ее текст мог быстро прочитать и понять любой другой участник; разрабатывать тесты, писать программы, еще раз дорабатывать тесты, проверять программы по тестам, только потом посылать их на проверку в жюри.

По предложению директората полуфинала чемпионата мира по программированию, начиная с 1998 г., Саратовскому государственному университету предоставлено право проведения четвертьфинальных соревнований чемпионата мира. Это большая честь и огромная ответственность. В соревнованиях Южно-Поволжского подрегиона России ежегодно участвуют 30 - 50 команд из вузов 25-ти субъектов Федерации, из них 4-6 команд СГУ. Команды СГУ добросовестно тренируются практически весь учебный год, а в последнее время и летом. Начиная с первых лет участия в командных соревнованиях, мы учили студентов распределению работ между членами команды, составлению тестов независимым лицом, то есть тем, кто не участвует в обсуждении алгоритма и написании программы. Учили находить наиболее простую задачу и, решая ее, пытаться получить некоторое преимущество в самом начале соревнований. У многих были проблемы с переводом условий задач с английского языка, и мы использовали различные способы для преодоления этой очень важной проблемы.

Но главным условием достижения высоких результатов безусловно является постоянное повышение уровня математической подготовки. Поэтому в группу олим-пиадников попадают, как правило, студенты, которые имеют хорошие знания по классическим математическим дисциплинам: математическому анализу, методам оп-

тимизации, дифференциальным уравнениям, алгебре и аналитической геометрии, дискретной математике, теории графов, языкам программирования. Кроме того, для этих студентов мы организуем специальные теоретические семинары с целью повышения уровня знаний по этим дисциплинам, тем более что в команды часто входят студенты, обучающиеся на различных факультетах, по различным учебным планам и программам.

В течение всего года (за исключением сессий) каждую неделю проводятся 5-часовые компьютерные тренировки с последующим разбором алгоритмов решения задач этой тренировки. В летний период такие тренировки выливаются в так называемые летние сборы, продолжительностью 1,5-2 недели, с ежедневными 5-часовыми компьютерными тренировками. Мы мечтаем о наиболее благоприятных условиях проведения этих летних сборов -на природе, в лагере отдыха, но пока они проходят в душном и жарком городе. Постоянно ведется рейтинговая система оценки результатов как личных, так и командных тренировок.

Сегодня говорят, что в Саратове есть Школа программистов. Саратовская Школа программистов - это, безусловно, СГУ с его профессорско-преподавательским составом, это - студенты, не жалеющие сил и времени на тренировки и одержимые идеей участия в олимпиадах, это -сотрудники СГУ, работающие со школьниками, проявляющими интерес к проблемам математики и программирования.

Трудно перечислить все цели, которые должна бы решать эта Школа: показать красоту их величеств Математики и Компьютерных Наук; раскрыть перед участниками внутренний мир ученого и проблемы студентов; показать, каким мощным инструментом является компьютер для современного человека; показать особенности как индивидуальных, так и коллективных методов исследования проблем и решения конкретных задач; развивать стремление поиска интересных проблем и новых «красивых» решений; заложить

основы дружеских и творческих отношений.

В сезоне 2002-2003 гг. Саратов и Саратовский государственный университет имеет вполне хорошие результаты. 5 команд школьников участвовали во Всероссийских командных соревнованиях, проходивших в рамках недели информатики в г. Санкт-Петербурге. Они завоевали два диплома третьей степени, один второй и два диплома первой степени, заняли второе и третье места. На четвертьфинале чемпионата мира по программированию (октябрь 2002 г., Саратов) СГУ был представлен шестью командами, заняв-

шими 2-е, 3-е, 6-е, 8-е, 11-е, 27-е места среди 49 участвовавших студенческих команд Южно-Поволжского подрегиона. На полуфинале чемпионата мира по программированию (ноябрь 2002 г., Санкт-Петербург) три команды СГУ заняли 2-е, 17-е, 50-е места среди 116 команд-участниц; одна команда получила право участия в финале, который состоится в марте 2003 г.

Очень хочется надеяться, что в ближайшие годы мы сумеем поддерживать достигнутый уровень.

^госЛ-Ятслми мир угёКагл...

Андреева Наталия Львовна, кандидат физ.-мат. наук, доцент кафедры математического анализа Саратовского государственного университета (СГУ).

Федорова Антонина Гавриловна, канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры математической кибернетики и компьютерных наук, зам. декана факультета компьютерных наук и информационных технологий СГУ.

© Наши авторы: 2002. Оиг аи^огз, 2002,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.