МНЕНИЕ
єаногенное мышление как фактор повышения рЕсурсности организации
ю.в. Морозюк
д.психол.н., профессор кафедры менеджмента Финакадемии
с.н. Морозюк
д.психол.н., профессор, зав. кафедрой психологии МПГУ
Ресурсность - это не только эффективность профессиональной деятельности, но и потенциальная возможность повышения результативности. В нашем понимании ресурсность представлена показателями здоровья, профессиональной и эмоциональной компетентностью, способностями персонала. Отсутствие даже одного из показателей ресурсности значительно снижает возможность эффективности профессиональной деятельности.
Рассмотрим, в частности, отсутствие в структуре ресурсности такого показателя, как «эмоциональная компетентность», под которой мы, вслед за Райнольдсом М., подразумеваем способность понимать свои собственные чувства, эмоциональные состояния других, правильно оценивать их, а также контролировать свои эмоции и конструктивно их выражать для того, чтобы управлять своим поведением [3].
Для персонала организаций любых организационно-правовых форм, одним из критериев «профессиональной нормы» является профессиональная эмоционально-волевая надёжность, которая проявляется в психологической устойчивости, способности к самоконтролю и эмоциональнопсихологической саморегуляции. Стресс, как результат психо-эмоционального перенапряжения, является существенным фактором снижения ресурсности сотрудников.
Селье под стрессом понимал неспецифическую адаптационную реакцию организма на стрессогенный фактор. С его точки зрения есть полезный стресс (эустресс) и не полезный (дистресс) [4].
Открытие отечественными учёными Гарка-ви Л.Х., Квакиной Е.Б., Кузьменко Т.С., Шихля-ровой И.А. новых антистрессорных реакций тренировки и реакций спокойной и повышенной активации, существенно изменило понимание сущности стресса. Учёные доказали периодическую зависимость адаптационной реакции от силы и дозы действующего фактора. Организм человека на действие раздражителей (физических, психических и т.д.) отвечает одной из адаптационных реакций: на раздражители большой силы - стрессом, на раздражители слабой силы (дозы) - реакцией тренировки, на раздражители средней силы (дозы) - реакцией спокойной и повышенной активации [1].
Источником стресса являются различные факторы, как внешние (условия труда, социальная и бытовая неустроенность, взаимоотношения с коллегами и близкими и т.п.), так и внутренние (жизненная философия, система личностных ценностей, стиль мышления).
Почему мышление может быть источником стресса?
Мышление в концепции Ю.М. Орлова рассматривается с позиций его влияния на качество жизни человека, в том числе и качество эмоциональной сферы. Основная функция мышления - обеспечение поведения и выживания, и от того, насколько хорошо мышление выполняет свою функцию, зависит благополучие человека. Если результатом мышления является поведение, переживание, приводящее к страданию и болезни, то
такое мышление авторы называют патогенным, если мышление направлено на достижение эмоционального благополучия - саногенным1, т.е. оз-доравливающим.
В основе теории Орлова Ю.М. лежат психофизиологические исследования Павлова И.П. (условно-рефлекторная деятельность, теория классического научения), Анохина П.К. (обратная аффе-рентация), Узнадзе Д.Н. (установка) и др. [2].
По Орлову Ю.М. когнитивная структура эмоций выглядит следующим образом.
1. Мои ожидания относительно поведения другого.
2. Моё восприятие поведения другого.
3. Моя эмоциональная реакция, вызванная восприятием рассогласования моих ожиданий и реального поведения близкого мне или значимого для меня человека.
Суть метода по Олову Ю.М. заключается в уместном применении умственных автоматизмов. Измените философию обыденной жизни, изменится ваше поведение. Можно сказать, что
стрессоустойчивость - это способность контролировать свой ум, производящий образы и мысли.
В настоящее время существует ряд экспериментальных исследований, доказывающих позитивное влияние саногенного мышления на личность человека, результативность его деятельности, а также на снижение тревожности, оптимизацию акцентуации характера, социально-психологическую адаптацию, повышение академической успеваемости, развитие эмоциональной компетентности (Морозюк С.Н., Павлюченкова Н.В., Рассохин А.В., Лысенко В.В., Стоюхина Н.Ю., Козловская М.С., Мар-чукова С.Ф., Иванов В.А., Тотанов Ю.А. и др.).
Таким образом, ключом к повышению стрессо-устойчивости персонала, достижению душевного равновесия, физического благополучия является осознание сотрудниками источника возникновения своих мыслей, чувств, эмоций, изменение этих мыслей и управление эмоциями, что непременно приводит к повышению ресурсности организации в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., Кузьменко Т.С., Шихлярова А.И. Антистрессорные реакции и активационная терапия. Реакция активации как путь к здоровью через процессы самоорганизации. - Екатеринбург, «Филантроп», 2003 г. - 336 с.
2. Орлов Ю.М. Саногенное (оздоравливающее мышление) / Составитель А.В. Ребенок. Серия: Управление поведением, кН. 1. - 2-е изд., исправленное. - М.: Слайдинг, 2006. - 96 с.
3. Райнольдс М. Коучинг: эмоциональная компетентность/ пер. С англ. Центра поддержки корпоративного управления и бизнеса, 2003, 112 с.
4. Selye H. Stress, cancer and the mind// Cancer, stress and death. - NY-L, 1981. - P.11-21
1 Изначально термин саногенное мышление вошёл в психологию благодаря представителям когнитивной психотерапии Эллису и Беку. Теория саногенного мышления Ю.М. Орлова и когнитивная психотерапия сходны в том, что в обоих направлениях суть терапии заключается в смене стиля мышления. Однако саногенное мышление в отличие от когнитивной психотерапии предполагает не простую замену (аффермацию) одних патогенных установок на другие - саногенные, а обучение уместному использованию автоматизмов умственного поведения. Поэтому теорию Ю.М. Орлова можно рассматривать как более гуманистическую, т.к. она предлагает путь совершенствования не через отказ от себя (т.к. замена установок - отказ от индивидуальности), а через поиск ресурсов более адекватного функционирования в себе, гармонизацию интраперсональ-ных и интерперсональных отношений посредством адекватности и уместности за счёт гибкости мышления.