Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №2 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-2 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/25EVN215.pdf DOI: 10.15862/25EVN215 (http://dx.doi.org/10.15862/25EVN215)
Гончарова Ольга Юрьевна
Российская академия народного хозяйства и государственной службы
Россия, г. Москва
Южно-российский институт управления - филиал РАНХ и ГС
Россия, г. Ростов-на-Дону1 Доцент кафедры экономической теории и предпринимательства
Кандидат экономических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author items.asp?authorid=685430
Санкции как стимулирующий механизм предпринимательской деятельности
1 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70
Аннотация. В статье рассматриваются ключевые проблемы развития российской экономики, современное состояние и проблемы развития российского малого предпринимательства. Показывается, что кризисные явления в экономике России возникли не вследствие введения влияние антироссийских санкций и ответных мер России, а, как минимум, за год до этого вследствие исчерпания возможностей развития сырьевой модели. Дается анализ наиболее существенных последствий углубления кризиса и применения антироссийских санкций и ответных мер России на экономику нашей страны по истечении года после их введения. Обосновывается возможность и необходимость использования антироссийских санкций как стимула для решения многолетних проблем развития российской экономики (модернизации, перехода на инновационный путь развития, диверсификации структуры экономики, обеспечения экономической и продовольственной безопасности, поиска внутренних источников инвестиций, реализации потенциала малого и среднего бизнеса в нашей стране и др.) Даются анализ комплекса мер, реализуемых государством в современных условиях для обеспечения импортозамещения, развития российских малых предприятий в реальном секторе экономики, а также предложений, выдвигаемых российскими экономистами, практиками, представителями предпринимательского сообщества, которые необходимо учитывать и использовать для стимулирования предпринимательства в условиях экономических санкций.
Ключевые слова: проблемы развития экономики России; малое предпринимательство; санкции; импортозамещение; реальный сектор экономики; государственное регулирование экономики; государственное регулирование предпринимательства.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Гончарова О.Ю. Санкции как стимулирующий механизм предпринимательской деятельности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №2 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/25EVN215.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/25EVN215
Выявление особенностей современного этапа развития российского малого предпринимательства требует, прежде всего, анализа проблем, которые возникли задолго до введения антироссийских санкций. Это необходимо, как для понимания специфики отечественного малого бизнеса, так и для выработки предложений, которые способствовали бы реализации потенциала малого предпринимательства в нашей стране в современных условиях.
Прежде всего, задолго до введения антироссийских санкций стало очевидным несоответствие между ресурсным потенциалом РФ и ее местом в мировой экономике. Первый оценивается примерно в 60% от общемирового, [4, с. 31] причем объем минерально-сырьевых запасов - в четверть общемирового запаса соответствующего вида ресурсов, [15 с. 122-123] примерно такова же доля запасов леса и питьевой воды от общемировых запасов, 8,5% от мировой пашни, значительные рекреационные возможности, инновационный и транзитный потенциалы. Вместе с тем, на долю нашей страны приходится лишь 3% мирового производства товаров и услуг, 5% от общемирового потребления сырья. [8, с. 30] В структуре экспорта доминируют сырьевые товары: минеральные ресурсы обеспечивают более половины доходной части бюджета, свыше 70% экспорта и валютной выручки, почти четверть ВВП, около 30% объема промышленного производства. [1, с.47] Структура импорта также на протяжении многих лет не претерпевала существенных изменений: Россия импортирует около половины потребляемого продовольствия, от 30 до 70% промышленных потребительских товаров, % оборудования. [2, с.4]
На рынке высокотехнологичной продукции доля России ничтожно мала - чуть больше 1%, причем экспортирует наша страна технологическое «сырье», является поставщиком высококвалифицированных кадров, а закупает во много раз более дорогостоящие технологии, готовые к немедленному практическому использованию.
Потери российской экономики от утечки капитала, если оценивать его масштабы по данным официальной статистики, составляли в последние годы в среднем около 10 % ВВП. С усилением нестабильности экономики РФ данный показатель, конечно, увеличился (в 2,2 раза в 2014 году, прогноз же на 2015 год в настоящее время скорректирован до 115 млрд. долл.).
Кроме того, необходимо отметить, что сырьевая модель экономики, сложившаяся в нашей стране, не способствует:
• обеспечению высоких и устойчивых темпов экономического роста. Так, уже в 2013 году произошло резкое замедление экономического роста в РФ (не только по сравнению с периодом экономического подъема 1999-2008 гг., но и с поскризисным периодом 2010-2012 гг);
• уменьшению зависимости экономики нашей страны от конъюнктуры мировых товарных рынков. Особенно отчетливо это проявилось в ходе падения мировых цен на энергоносители;
• уменьшению степени монополизации экономики России (основные субъекты экономики РФ - государство и сверхкрупные сырьевые компании);
• росту инвестиционной активности. В 2013 году объем инвестиций в экономику России, по официальным данным, снизился на 0,3%;
• увеличению объемов промышленного производства. В 2013 году рост объемов промышленного производства прекратился;
• росту инновационной активности, вследствие чего появился даже термин «принуждение к инновациям». Это означает признание факта невозможности
«перехода к инновационной модели развития на основе чисто рыночных механизмов.. .для России с учетом ее нынешнего экономического состояния и отсутствия заинтересованности в инновациях частного национального капитала и современной конкурентоспособной промышленности». [1, с.40].
Несмотря на улучшение позиций России в рейтинге Doing Business за последние годы, наша страна сегодня занимает лишь 178-е место по показателю получения разрешений на строительство, 117-е место по показателю подключения к системам электроснабжения, 109-е место по доступности кредитных ресурсов, 115-е место по показателю защиты инвесторов и т.д. [13].
Не удивительно, что российское малое предпринимательство, развивавшееся в рамках такой экономической модели, представляет собой своеобразный феномен. Сегодня в России более четырех миллиона субъектов малого и среднего предпринимательства, подавляющее большинство из них (более 90%) - индивидуальные предприниматели (ИП) и микропредприятия. Вклад данного сектора в экономику России в 3-4 раза ниже, чем в развитых странах. Причем, несмотря на усилия по поддержке малого предпринимательства, доля этого сектора в российской экономике в последние годы сокращается (особенно это заметно на примере индивидуального предпринимательства и крестьянских фермерских хозяйств (КФХ)). Отраслевая структура российского малого предпринимательства остается практически неизменной на протяжении многих лет: почти половина субъектов малого предпринимательства занимается оптовой и розничной торговлей товарами, произведенных за пределами нашей страны. Доля субъектов малого предпринимательства в промышленности -менее 10%, в сельском хозяйстве - около 3%, в инновационной сфере, по разным данным, от 1 до 1,5%. [7].
Важно отметить и то обстоятельство, что сокращается число желающих стать предпринимателем. Так, только за период с 1 сентября 2012 года по 1 сентября 2013 г. количество желающих начать свой бизнес в РФ сократилось более чем на 30%. [6, с.109] По словам Д.А. Медведева, «...сейчас мы наблюдаем ситуацию, когда нет такого желания заниматься бизнесом, как это было, например, лет 15 назад. во всём мире собственное дело считается лучшим применением своих талантов при максимальном уважении к тем, кто служит государству. Именно такую атмосферу государство обязано создать» [3].
Отметим еще одну особенность российского малого предпринимательства. Как свидетельствует мировой опыт, интеграция малого и крупного предпринимательства способствует повышению качества и снижению цен на товары и услуги, повышению гибкости и оперативности, значительному сокращению издержек, включая трансакционные, объединению инновационных возможностей малого и крупного бизнеса, достижение синергетического эффекта и т.д. В современных условиях развитие, как малого, так и крупного предпринимательства, в особенности в высокотехнологичной сфере, определяется именно интеграционными объединениями малых и крупных предприятий. [10, с.90].
Однако особенностью российского предпринимательства является неразвитость интеграционных связей малого, среднего и крупного предпринимательства.
Таким образом, большинство проблем, тормозящих развитие российской экономики и российского предпринимательства, появились задолго до введения в отношении нашей страны санкций. О необходимости их преодоления путем построения собственной экономической модели, воссоздания национальной промышленности на основе продукции с высокой добавленной стоимостью, реализации общенациональных инфраструктурных проектов, обеспечения экономической безопасности, нахождения оптимального соотношения между государственным регулированием и рыночным саморегулированием, стимулирования
кооперации малого, среднего и крупного предпринимательства, усиления контроля за ценообразованием естественных монополий и стимулирования снижения издержек в данной группе отраслей и т.п. российские экономисты задолго до введения экономических санкций.[12, с.49] В начале нынешнего века была обозначена в официальных документах и необходимость ухода от сырьевой модели, диверсификации российской экономики, ее модернизации, развития национальной инновационной системы и т.п.
После введения США и ЕС опосредованных политическими обстоятельствами антироссийских экономических санкций, а также принятия Россией ответных защитных мер, важность решения этих проблем возросла. На повестку дня фактически был поставлен вопрос о поиске новых путей развития всех сфер экономики, снижении зависимости российской экономики от импорта, повышении конкурентоспособности российской продукции. В настоящее время, когда прошел почти год с момента введения первых санкций, можно подвести некоторые итоги. Среди негативных тенденций развития российской экономики, во многом обусловленных введением санкций, можно выделить:
• рост цен на внутреннем рынке;
• увеличение масштабов оттока капитала;
• растущие ограничения доступа российских компаний к внешним рынкам капитала;
• значительное падение курса рубля;
• обострение проблемы внешнего корпоративного долга;
• падение цен на нефть;
• увеличение ставок по кредитам;
• сокращение доходов государственного бюджета;
• уменьшение реальных доходов значительной части населения;
• усиление негативных экономических ожиданий;
• замена запрещенных к ввозу зарубежных товаров не товарами российского производства, а контрафактной продукцией;
• рост недобросовестной конкуренции и т.д.
В настоящее время трудно пытаться прогнозировать, как долго продлится действие антироссийских санкций. Прогноз социально-экономического развития России на 2015-2017 годы, подготовленный Министерством экономического развития РФ, исходит из того, что новые санкции в отношении России вводиться не будут, ранее введенные уже с 2015 года будут постепенно отменяться, и к 2016-2017 гг. доступ российских компаний на мировые рынки капитала будет полностью восстановлен. Однако, как показывает практика, США приняли решение о продлении антироссийских санкций до конца 2015 года, Евросоюз - до сентября 2015 года. С учетом того, что санкции США против других стран длились годами и даже десятилетиями, а на отмену антироссийской поправки Джексона-Вэника потребовалось почти 40 лет, есть основания предполагать, что России в течение определенного (возможно, длительного) периода времени предстоит развиваться и решать обозначенные выше проблемы в условиях экономических санкций.
Таким образом, необходимо сформулировать и реализовать комплекс мер по поддержке отечественной экономики и предпринимательства в этих новых условиях. При этом следует исходить из того, что переживаемый Россией период - время возможностей, в
том числе и возможностей решения проблем российского малого предпринимательства, многие из которых обусловлены особенностями отечественной экономики и механизма ее государственного регулирования. Причем решать эти проблемы, усугубленные в настоящее время действием экономических санкций, предстоит в достаточно сжатые сроки. В этом контексте санкции могут и должны стать стимулом для перехода страны на рельсы суверенного социально-экономического развития, для создания экономически и политически независимой России, развивающей собственное производство. Уже в первые месяцы после введения санкций была отмечена положительная динамика объемов производства стали, электрооборудования, вагонов, рост числа новых проектов в создании беспилотных средств, робототехники, в сельском хозяйстве, фармацевтике и т.д. Особенно значительные результаты в области импортозамещения достигнуты в оборонно-промышленном комплексе (ОПК). Справедливости ради следует заметить, что в ОПК процессы импортозамещения начались еще до введения экономических санкций.
Вместе с тем, реализация этих возможностей во многом зависит от политики государства. Не случайно шесть из десяти факторов, в наибольшей степени ограничивающих развитие бизнеса, по мнению руководителей российских малых производственных компаний связаны с эффективностью государственного регулирования экономики и предпринимательства. Это: [11].
• рост цен на энергоресурсы (выделили 75% опрошенных);
• неопределенность экономической обстановки (72%);
• существующий налоговый режим (69%);
• инфляционные ожидания (68%);
• процентные ставки по кредитам (64%);
• высокие транспортные расходы (57%).
Необходимо отметить, что вопросы импортозамещения, структурной перестройки экономики, перехода на инновационный путь развития и т.п. возникли не сегодня. Практически во всех государственных стратегиях развития конкретных отраслей промышленности до 2020-2030 гг. заложены меры по реализации этих целей. В условиях экономических санкций Министерство экономического развития РФ разработало комплекс мероприятий по поддержке отдельных отраслей отечественной экономики (в том числе, разработка и реализация федеральных целевых программ развития отдельных отраслей производства, прежде всего, перерабатывающих и высокотехнологичных производств, льготы предприятиям, осуществляющим модернизацию, государственные инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры, налоговые льготы для инвесторов и т.д.).
На практике уже реализуются такие меры, как расширение кредитования малого предпринимательства (созданы и работают соответствующие федеральный и региональные фонды), создание Агентства кредитных гарантий и национальной системы кредитных гарантий, принятие федеральных законов о федеральной контрактной системе (в соответствии с которым малому и среднему бизнесу должна быть выделена квота не менее 15% при осуществлении государственных закупок), «О промышленной политике в Российской Федерации» и о налоговых каникулах для малого бизнеса, развитие системы микрофинансирования и кредитной кооперации, снижение ключевой ставки с 17% до 15% и т.д.
Не менее важно:
• обеспечить доступ отечественных производителей сельскохозяйственной продукции в торговые сети. В настоящее время существует правило, в соответствии с которым торговые сети обязаны не менее 10% продукции принимать от российских товаропроизводителей, однако, на практике, допуск в торговую сеть обходится российскому производителю в 100 тысяч евро, что является непреодолимым барьером для представителей малого и среднего бизнеса;
• осуществить контроль за установлением наценок на товары. В современных условиях лишь 10% от конечной цены продукта получает его непосредственный производитель, все остальное приходится на долю, главным образом, посредников. В результате конечная цена нередко в 15-20 раз превышает себестоимость, что негативно сказывается на покупательной способности населения, дестимулирует производство отечественной сельскохозяйственной продукции, снижает ее конкурентоспособность;
• с учетом опыта реализации антикризисной программы 2009-2010 гг целесообразно установить эффективный контроль за банками-получателями бюджетных средств с целью последующего предоставления кредитов предприятиям реального сектора экономики либо применять другией методы: адресное выделение бюджетных средств на поддержку определенных отраслей или секьюритизацию кредитов, когда коммерческий банк получает средства Центрального банка под пакет кредитов (прежде всего, реальному сектору экономики), и Центральный банк контролирует, куда идут выделенные средства;
• для стимулирования малого бизнеса в нефтегазовой отрасли целесообразно осуществить передачу на уровень регионов ряда полномочий в сфере недропользования, обеспечить доступ малых и средних предприятий к неиспользуемым крупными компаниями активам и инфраструктуре;
• направить усилия на формирование региональных рынков кредитования малого и среднего бизнеса и т.п.
Необходимо данные меры свести в единый документ, охватывающий всю экономику России в целом, и разработать комплексную программу по импортозамещению и одновременному решению проблем опережающего развития производства на базе качественно новых технологий, обеспечения экономической и продовольственной безопасности страны. Важно, чтобы эта программа способствовала как сохранению кооперации с традиционными зарубежными партнерами, так и созданию новых кооперационных связей, прежде всего, в рамках ЕАЭС, БРИКС, что, в конечном итоге, должно придать дополнительный импульс развитию реального сектора российской экономики. Например, «Китай и...другие положительно настроенные азиатские страны могут стать «палочкой-выручалочкой» в вопросах фондирования, участия в крупных инфраструктурных и транспортных проектах, которые затрагивают их собственные интересы». [6].
При составлении этого документа необходим учет разных точек зрения, существующих в российской экономической науке, хозяйственной практике, практике государственного управления относительно будущей модели государственного регулирования экономики и предпринимательства.
В современных непростых условиях высказываются различные, зачастую взаимоисключающие предложения на этот счет. С одной стороны, отстаивается точка зрения о необходимости дальнейшей либерализации экономики России, что создаст условия для процветания малого бизнеса. Но даже в этом случае необходим поиск новых источников решения хронических проблем российской экономики и бизнеса. По справедливому замечанию В.А. Мау, в период кризиса 2008-2009 годов «мы смогли многие проблемы залить деньгами, как бы отложив некоторые решения проблем. Сейчас мы должны адаптироваться к новым условиям». [14].
С другой стороны, все чаще звучит точка зрения о том, что «без кардинальной перестройки промышленной и экономической стратегии страна сможет выжить, но рискует надолго остаться в аутсайдерах мирового сообщества». [16] По мнению уполномоченного при президенте России по правам предпринимателей Б.Ю.Титова, России нужна новая промышленная политика, денежно-кредитная, тарифная, налоговая политика государства должны служить интересам роста экономики, а система государственного регулирования малого бизнеса нуждается в упрощении и унификации, поскольку «административная волокита и коррупционное давление на бизнес становятся.. .факторами, прямо влияющими на безопасность страны». [17] Представители предпринимательского сообщества настаивают на необходимости предоставления комплекса налоговых льгот инвесторам (как юридическим, так и физическим лицам), индексации тарифов естественных монополий и других государственных корпораций по принципу «инфляция минус», упрощения процедур регулирования для малых предприятий, работающих легально, уменьшения ключевой процентной ставки до уровня «инфляция минус», совершенствования антиинфляционной политики, механизмов валютного регулирования и валютного контроля. [8].
Без учета различных точек зрения по вопросу стратегии развития российской экономики и предпринимательства в условиях экономических санкций существует реальная угроза того, что, как и в предшествующие годы, произойдет подмена в государственной экономической политике баланса интересов всех общественных групп узким интересом, монополизация научно-экспертного обеспечения федеральной государственной власти и др.[18, с. 659], а проблемы импортозамещения, диверсификации структуры экономики, модернизации, развития инновационного предпринимательства, реализации потенциала российского малого и среднего бизнеса так и не будут решены.
Несмотря на существенные преграды, у малого предпринимательства (при поддержке государства) есть все шансы для увеличения своей доли в решении задач повышения эффективности, инновационности, конкурентоспособности продукции промышленного и сельскохозяйственного производства, экономической независимости России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арутюнов В. Главные инвестиционные проекты России как индикатор перспектив национальной науки // Экономические стратегии. - 2011. - № 2.-С.40-51.
2. Бельчук А.И. Мировой кризис и Россия // Российский внешнеэкономический вестник.-2009.-№ 7. - С. 3-4.
3. Выступление Дмитрия Медведева на форуме Общероссийской общественной организации «Опора России» // http://government.ru/news/15484/
4. Глазьев С.Ю. Благосостояние и справедливость. Как победить бедность в богатой стране. М.: Б.С.Г. - Пресс, 2003. 192 с.
5. Гончарова О.Ю. Взаимодействие публичной власти и малого предпринимательства: региональный аспект // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС.-2014.-№ 4.- С. 107-115.
6. Даешь рост в условиях санкций! // http://politrussia.com/ekonomika/rossiyskaya-ekonomika-v-usloviyakh-sanktsiy-404/
7. Игнатова Т.В., Гончарова, О.Ю., Лозовова Л.А. Публичное управление инновациями в предпринимательстве и образовании // European journal of Social Sciences. 2014. - № 8 (1). - С. 440-448.
8. Как развивать бизнес в России в условиях санкций. Интервью сопредседателя «Деловой России» А.В. Даниловова-Данильяна // http://www.deloros.ru/kak-razvivat-biznes-v-usloviyah-sanktsiy.html
9. Козловский Е. Национальная безопасность в свете минерально-сырьевых проблем // Экономические стратегии. - 2011. - № 2. - С. 26-35.
10. Лихтер А.В. Малый бизнес в рамках российской инновационной экономики // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. - 2007. - № 2. - С. 90-95.
11. Малый бизнес: когда санкции на пользу// http://www.finmarket.ru/news/3861688.
12. Мартыненко Т.В. О роли православного мировоззрения при формировании экономической и социальной политики государства // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. - 2010. - № 3. - С. 44-49.
13. Мау В.А. В ожидании новой модели роста: социально-экономическое развитие России в 2013 году // http://institutiones.com/general/2325-v-ozhidanii-novoj-modeli-rosta.html
14. Мау признал: Гайдаровский форум не может предложить новую модель экономики//
http://www.nakanune.ru/news/2015/1/13/22383279#sthash.Uko1qJ3E.dpuf
15. Мировая экономика / Под ред. А.С. Булатова. М., Экономистъ, 2005. 734 с.
16. Не так страшны санкции, как политика выживания// http://www.ksonline.ru/stats/-/id/2940/
17. Россия знает, как выжить в условиях санкций и стать сильнее // http://rbcdaily.ru/politics/562949990893292
18. Якунин В.И., Макаров В.Л., Сулакшин С.С. и др. Государственная экономическая политика и Экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике. В 5 т. Т.1. М.: Научный эксперт, 2008.С. 842 с.
Рецензент: Игнатова Татьяна Владимировна, заведующий кафедрой экономической теории и предпринимательства ЮРИУ РАНХ и ГС, доктор экономических наук, профессор.
Goncharova Olga Yuryevna
South-Russian Institute of management -branch The Russian Academy
of national economy and public service Russia, Rostov-on-don E-mail: [email protected]
Sanctions as a stimulating mechanism of entrepreneurial activity
Abstract. The article examines the key problems of Russian economic development, current state and problems of development of Russian small businesses. It is shown that the crisis in the Russian economy was not due to the introduction of the influence of the anti-sanctions and retaliation Russia, and, at least, the year before due to exhaustion of the possibilities of development of the resource model. The analysis of the most significant consequences of the deepening crisis and the application of the anti-sanctions and retaliation Russia on the economy of our country in the year after their introduction. Demonstrates the possibility and the necessity of using anti-sanctions as an incentive to solve the perennial problems of development of Russian economy modernization, transition to an innovative way of development, diversification of the economic structure, to ensure economic and food security, search for domestic sources of investment potential of small and medium business in our country and others) are Given the analysis of a complex of measures implemented by the government in modern conditions for import substitution, development of Russian small enterprises in the real sector of the economy, as well as proposals put forward by Russian economists, practitioners, representatives of the business community, you need to consider and use to stimulate entrepreneurship in the context of economic sanctions.
Keywords: problems of development of the Russian economy; small businesses; sanctions; import substitution; the real sector of the economy; state regulation of economy; state regulation of entrepreneurship.
REFERENCES
1. Arutyunov V. Glavnye investitsionnye proekty Rossii kak indikator perspektiv natsional'noy nauki // Ekonomicheskie strategii. - 2011. - № 2.-S.40-51.
2. Bel'chuk A.I. Mirovoy krizis i Rossiya // Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik.-2009.-№ 7. - S. 3-4.
3. Vystuplenie Dmitriya Medvedeva na forume Obshcherossiyskoy obshchestvennoy organizatsii «Opora Rossii» // http://government.ru/news/15484/
4. Glaz'ev S.Yu. Blagosostoyanie i spravedlivost'. Kak pobedit' bednost' v bogatoy strane. M.: B.S.G. - Press, 2003. 192 c.
5. Goncharova O.Yu. Vzaimodeystvie publichnoy vlasti i malogo predprinimatel'stva: regional'nyy aspekt // Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS.-2014.-№ 4.- S. 107-115.
6. Daesh' rost v usloviyakh sanktsiy! // http://politrussia.com/ekonomika/rossiyskaya-ekonomika-v-usloviyakh-sanktsiy-404/
7. Ignatova T.V., Goncharova, O.Yu., Lozovova L.A. Publichnoe upravlenie innovatsiyami v predprinimatel'stve i obrazovanii // European journal of Social Sciences. 2014. - № 8 (1). - S. 440-448.
8. Kak razvivat' biznes v Rossii v usloviyakh sanktsiy. Interv'yu sopredsedatelya «Delovoy Rossii» A.V. Danilovova-Danil'yana // http://www.deloros.ru/kak-razvivat-biznes-v-usloviyah-sanktsiy.html
9. Kozlovskiy E. Natsional'naya bezopasnost' v svete mineral'no-syr'evykh problem // Ekonomicheskie strategii. - 2011. - № 2. - S. 26-35.
10. Likhter A.V. Malyy biznes v ramkakh rossiyskoy innovatsionnoy ekonomiki // Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo aerokosmicheskogo universiteta im. akademika M.F. Reshetneva. - 2007. - № 2. - S. 90-95.
11. Malyy biznes: kogda sanktsii na pol'zu// http://www.finmarket.ru/news/3861688.
12. Martynenko T.V. O roli pravoslavnogo mirovozzreniya pri formirovanii ekonomicheskoy i sotsial'noy politiki gosudarstva // Nedvizhimost' i investitsii. Pravovoe regulirovanie. - 2010. - № 3. - S. 44-49.
13. Mau V.A. V ozhidanii novoy modeli rosta: sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie Rossii v 2013 godu // http://institutiones.com/general/2325-v-ozhidanii-novoj-modeli-rosta.html
14. Mau priznal: Gaydarovskiy forum ne mozhet predlozhit' novuyu model' ekonomiki// http://www.nakanune.ru/news/2015/1/13/22383279#sthash.Uko1qJ3E.dpuf
15. Mirovaya ekonomika / Pod red. A.S. Bulatova. M., Ekonomist", 2005. 734 s.
16. Ne tak strashny sanktsii, kak politika vyzhivaniya// http://www.ksonline.ru/stats/-/id/2940/
17. Rossiya znaet, kak vyzhit' v usloviyakh sanktsiy i stat' sil'nee // http://rbcdaily.ru/politics/562949990893292
18. Yakunin V.I., Makarov V.L., Sulakshin S.S. i dr. Gosudarstvennaya ekonomicheskaya politika i Ekonomicheskaya doktrina Rossii. K umnoy i nravstvennoy ekonomike. V 5 t. T.1. M.: Nauchnyy ekspert, 2008.S. 842 s.