МЕЖ
А РОД
РАВО
Мещерякова Ольга Михайловна
Профессор кафедры международного права Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России, доктор юридических наук, доцент E-mail: [email protected]
САНКЦИИ ЕС И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Аннотация.
Предмет исследования: развитие понятия «санкции» (ограничительные меры) в международном праве.
Целью настоящей статьи является анализ основных причин, обусловивших постепенную трансформацию и «наполняемость» понятия «санкции» на современном этапе развития международного права.
Методологическую основу данного исследования составляет совокупность методов научного познания, среди которых основное место занимают методы историзма, сравнительно-правовой, а также формально-юридический и системный подход.
Обоснованная в работе авторская позиция опирается на законодательство и мнения компетентной научной среды по вопросу о закономерностях развития рассматриваемого предмета. На основании анализа правовых норм проводится дифференциация характерных особенностей развития понятия «санкции» в связи с глобализацией и вызванным ею образованием интеграционных сообществ.
В результате исследования выявлено значение интеграционных сообществ для развития международного права. Выводы исследования могут быть использованы в дальнейших исследованиях, как в рассматриваемой сфере, так и при изучении международных отношений.
Ключевые слова: санкции, ограничительные меры, санкционные списки, интеграционные объединения, Европейский Союз, международно-правовая ответственность государств, торговые ограничения.
Abstract.
Scope of research: development of the concept of "sanctions" (restrictive measures) in international law.
The purpose of the article is to analyze the main reasons for the gradual transformation and "filling" of the concept of "sanctions" at the present stage of the development of international law.
The methodological basis of the research is a set of methods of scientific knowledge, among which the main place is occupied by the methods of historicism, comparative-legal, as well as formal-legal and systemic approach.
Author's reasonable position relies on the legislation and opinions of the competent scientific environment on the question of patterns of the development of the subject in point. Based on the analysis of legal norms, the distinctive features of the development of the concept of "sanction" are differentiated regarding globalization and the formation of integration communities caused by it.
The research revealed the importance of integration communities for the development of international law. The findings of the study can be used in further studies, both in the field under consideration, and in the study of international relations.
Keywords: sanctions, restrictive measures, sanctions lists, integration associations, the European Union, international legal responsibility of states, trade restrictions
Санкции ес и их влияние на развитие международного права
дг
Термин «санкции» в межгосударственных отношениях впервые появился в Версальском мирном договоре 1918 года, где ч. 7 имела одноимённое название — «Санкции». Договор устанавливал уголовную ответственность для германского кайзера ВильгельмаП и высших должностных лиц германского государства. Соответственно кайзеру инкриминировалось «оскорбление международной морали и священной силы договора», а некоторым лицам, занимавшим важные государственные посты — «совершение действий, противных законам и обычаям войны»1.
Таким образом, первоначально под санкциями понимали уголовную ответственность за деяния, совершённые высшими должностными лицами государства.
Термин «санкции» в его нынешнем понимании появился в ст. 16 Статута Лиги Наций, где санкции определяются как меры принуждения против государств, которые нарушили введенный Лигой Наций запрет на использование вооружённых конфликтов в качестве средства разрешения международных споров2.
В современном международном праве под санкциями понимается правовое последствие правонарушения, совершённого субъектом международного права3.
Однако в вопросе о том, являются ли санкции мерой ответственности, или, напротив, начинают действовать только в том случае, когда субъект международного права отказывается нести международно-правовую ответственность, мнения учёных расходятся4.
Тем не менее в общем смысле санкции — это меры принуждения, применяемые в случае отказа субъекта международного права выполнять свои международно-правовые обязательства.
Следовательно, санкции могут применяться как отдельным государством по от-
ношению к другому государству (индивидуальные санкции), так и международной межправительственной организацией или интеграционным сообществом по отношению к отдельному государству или группе государств (коллективные санкции).
Международные межправительственные организации могут применять санкции против государства-члена в форме лишения иммунитетов, приостановления членства государства-нарушителя в данной международной межправительственной организации и т.д.
Устав ООН предусматривает, что Совет Безопасности ООН полномочен принимать как «меры принуждения, не связанные с использованием вооружённых сил» (ст. 41), так и «действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности» (ст. 42)5.
Таким образом, целью санкций является принуждение государства-правонарушителя к выполнению его международно-правовых обязательств.
Однако в современном мире, как известно, решающее значение приобретает принуждение при помощи не столько непосредственного военного вмешательства, сколько с применением различных экономических рычагов воздействия.
Более того, необходимо учесть, что на сегодняшний день нельзя сбрасывать со счетов укрупнение акторов мировой политики.
В этом контексте интеграционные сообщества играют сегодня существенную роль в определении не только мировых геополитических реалий, но и в определении экономических векторов развития отдельных стран и целых регионов.
Кроме того, в современном мире интеграционные сообщества могут также вводить против
1 Курс международного права / Под ред. Н.А. Ушакова. М., 1990. Т. 3. С. 245.
2 Статут Лиги Наций //http://www.hist.msu.ru/Departments/ModernEuUS/INTREL/SOURCES/Legnatust.htm 11.12.2017.
3 Тункин Г. И. Теория международного права. М., 1970. С. 300.
4 Василенко В.А. Международно-правовые санкции. Киев, 1982. С. 38.
5 Устав ООН //http://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-vii/index.html. 11.12.2017.
третьего государства или группы государств различные санкционные режимы — от индивидуальных санкций против физических и юридических лиц, до секторальных санкций в отдельных отраслях.
Более того, в рассматриваемом контексте речь может идти также о полном или частичном приостановлении или сокращении экономических и финансовых отношений с одним или несколькими государствами.
Именно с такими реалиями столкнулась Российская Федерация на современном этапе своего развития.
Речь идёт об ограничительных мерах со стороны Европейского Союза. Разумеется, невозможно утверждать, что такие действия ЕС явились для нас полной неожиданностью, однако, ещё в середине XX века не могло быть и речи о введении каких-либо санкционных режимов со стороны таких субъектов международного права, как региональные интеграционные объединения, поскольку их просто не существовало.
На сегодняшний день Европейский Союз рассматривает «ограничительные меры», (а именно такой термин используется в Договоре о функционировании Европейского Союза), в качестве одного из основных механизмов в экономической сфере, который необходим для воздействия на третьи страны, а также отдельных физических и юридических лиц в целях принуждения к правомерному, с точки зрения Европейского Союза, поведению на международной арене.
Согласно ст. 215 Договора о функционировании Европейского Союза, (которая в единственном числе представляет раздел «Ограничительные меры»), в случае, когда Европейский совет принимает решение о введении ограничительных мер, Совет министров ЕС по совместному предложению Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности и Комиссии принимает решение о полном или частичном приостановлении или сокращении экономических и финансовых отно-
шений с одной или несколькими третьими странами6.
Таким образом, сначала решение о санкциях принимается на международно-правовом уровне саммитом ЕС. Это связано с тем, что Европейский Союз, несмотря на значительную степень делегирования полномочий, как и любое интеграционное сообщество, на современном этапе развития международного права имеет международно-правовую основу.
Следовательно, акты вторичного права Европейского Союза, закрепляющие ограничительные меры в отношении одного или нескольких третьих государств и оказывающие существенное влияние на экономическую и финансовую сферы сотрудничества государств-членов ЕС с третьими странами, принимаются во исполнение решения саммита ЕС.
Однако часто в процессе принятия такого решения возникают серьёзные расхождения между позицией большинства и позицией какого-либо государства — члена ЕС. Именно так происходило при обсуждении вопроса об ограничительных мерах в газовой сфере, где по ряду вопросов Федеративная Республика Германия придерживается позиции, отличной от позиции большинства. В качестве примера можно также привести те разногласия, которые возникают между государствами — членами ЕС по вопросу о газопроводе «Северный поток — 2».
Таким образом, расширение объёма понятия «санкции» приводит к тому, что не всегда удаётся принять некое «компромиссное» решение, которое удовлетворяло бы интересам всех государств-членов.
Тем не менее на основании вышеизложенного можно говорить о том, что Европейский Союз располагает компетенцией по введению ограничительных мер как в дипломатической, так и в экономической сферах.
Так, например, позицию Европейского Союза относительно действий Российской Федерации отражает резолюция Европейского парламента, № 284/20147.
6 Европейский Союз: основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора / отв. ред. С. Ю. Кашкин,— М., 2012.
7 Резолюция № 2014/284 ^Р) // OJ С408/597.
Шф
лг 1_
Санкции ес и их влияние на развитие международного права
В данной резолюции Российскую Федерацию обвиняют в совершении акта агрессии, а также нарушении территориальной целостности и суверенитета Украины и базовых принципов международного права.
Кроме того, данная резолюция обвиняет Россию в нарушении норм и принципов Устава ООН, Хельсинкского заключительного акта, Устава Совета Европы, Будапештского меморандума 1994 г., Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве, учреждающего партнёрство между Российской Федерацией — с одной стороны, и европейскими сообществами и их государствами-членами — с другой, Соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота на территории Украины.
Однако актами, которые непосредственно закрепляют ограничительные меры, являются, так называемые «санкционные» регламенты.
Так, например, Решение Совета ЕС №2014/145\CFSP 7 (Решение 145) и Регламент № 269/2014 от 17 марта 2014 года касаются ограничительных мер в отношении действий, по мнению Европейского Союза, «подрывающих территориальную целостность, суверенитет и независимость Украины»8.
Статья 1 рассматриваемого решения устанавливает запрет для въезда на территорию Европейского Союза и транзит через его территорию для граждан Российской Федерации и Украины, внесённых в санкци-онные списки.
В свою очередь, упомянутый регламент предусматривает запрет на удовлетворение любых требований, связанных с любым контрактом или сделкой, исполнение которых прямо или косвенно затрагивает замороженные активы лиц, внесённых в санкционные списки (ч. 1. ст. 11 Регламента 269).
Однако каждое государство — член Европейского Союза имеет право предоставить определённые исключения из этих ограни-
чительных мер, например, исключить замороженные активы, иные ресурсы из-под действия ограничений. Такие случаи могут быть связаны с гуманитарными нуждами и т.д. Каждый конкретный случай должен рассматриваться отдельно. При этом, согласно ч. 2 ст. 5 упомянутого регламента, государство обязано информировать о своём решении Европейскую комиссию другие государства — члены ЕС.
При этом ограничительные меры действуют не только на территории Европейского Союза, но и на бортах воздушных судов и кораблей, находящихся под юрисдикцией государств — членов ЕС.
Данные о физических и юридических лицах, внесённых в так называемые «санкци-онные» списки, содержатся в приложениях к Регламентам № 208/20149 и №269/2014, которые вводят финансовые санкции.
Таким образом, упомянутые регламенты вводят в действие нормы, исключающие лиц, чьи фамилии содержатся в приложении к ним, из финансово-экономического оборота с гражданами ЕС.
Регламент № 825/201410 вводит перечень оборудования и технологий, в отношении которых запрещается:
финансовая поддержка; посредничество; поставка;
последующая передача; продажа; вывоз.
В рассматриваемый регламент включены в основном трубы и буры для добычи нефти и природного газа, а также сопутствующее по своему назначению оборудование.
Запрет Европейского Союза на поставку оборудования, имеющего военное назначение, а также товаров двойного назначения, вводится регламентом № 833/201411. Причём понятие «товар» в контексте рассма-
8 Регламент № 269/2014 OJ of Еи L78/6.
9 Регламент № 208\2014 // OJ of Еи L66/1.
10 Регламент № 825\2014 // OJ of Еи L226\2.
11 Регламент № 833\2014 // OJ of Еи L229\1.
триваемого регламента расширяется таким образом, что оно охватывает как собственно товары, так и программное обеспечение и технологии для них.
Наряду с непосредственной поставкой товаров в Российскую Федерацию, под запрет попадает также так называемая опосредованная поставка, под которой понимается поставка «неперечисленных» запасных частей, если они могут быть использованы для восстановления товаров и оборудования, уже включённых в санкционные каталоги товаров.
Следует отметить, что до введения Европейским Союзом ограничительных мер в отношении Российской Федерации, упомянутые «неперечисленные» товары, в том числе связанные с товарами военного назначения, не требовали получения специального разрешения на поставку.
Поэтому приходится констатировать, что если ещё во второй половине ХХ века к ощутимым для государства последствиям могли привести только санкции, вводимые Советом Безопасности ООН, то сегодня в связи с укрупнением акторов мировой политики, и, следовательно, в связи с изменением геополитических реалий, существенное влияние на формирование всех региональных политических и экономических отношений оказывают интеграционные сообщества.
Речь идёт также об увеличении «объёма» самого понятия «санкции», которое также связано с деятельностью интеграционных сообществ.
Таким образом, применение ограничительных мер Европейским Союзом влечёт за собой изъятия, прежде всего, в сфере торговли, а также в финансово-кредитной сфере, что, несомненно, нарушает правила, установленные Всемирной торговой организацией. Следовательно, вопрос о санкциях, в свою очередь, может являться основанием для дискуссии об объёме правосубъектности вторичных субъектов международного права.
Введение ограничительных мер против Российской Федерации со стороны Европейского Союза стало своеобразным «Рубиконом» в отношениях России с её европейскими партнёрами. И дело тут не только в том, что наши взаимоотношения перешли, если так можно выразиться, в своеобразную стадию стагнации. Введение санкций от имени интеграционного сообщества знаменует собой существенное изменение не только всей структуры экономических связей в регионе, но также и некоторые изменения в науке международного права, где до сих пор укрупнению акторов мировой политики, связанному с образованием интеграционных сообществ, уделяется недостаточное внимание.
Библиографический список
1. Василенко В. А. Международно-правовые санкции. Киев, 1982.
2. Европейский Союз: основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора / отв. ред. С. Ю. Кашкин. М., 2012.
3. Курс международного права / Под ред. Н. А. Ушакова. М., 1990. Т. 3.
4. Статут Лиги Наций //http://www.hist.msu.ru/Departments/ModernEuUS/INTREL/ SOURCESZLegnatust.htm 11.12.2017.
5. Тункин Г. И. Теория международного права. М., 1970.
6. Устав ООН //http://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-vii/index.html. 11.12.2017.
7. Регламент № 208/2014 // OJ of Еи L66/1.
8. Регламент № 269/2014 OJ of Еи L78/6.
9. Регламент № 825/2014 // OJ of Еи L226/2.
10. Регламент № 833/2014 // OJ of Еи L229/1.
11. Резолюция № 2014/284 ^Р) // OJ С408/597.