родным участием «Профилактическая медицина-2017» часть III. Санкт-Петербург. - 2017. - С. 73-77.
11.Смирнов В.В., Сладкова Ю.Н., Зарицкая Е.В. Актуальные проблемы микроклимата офисных помещений // Сборник материалов II Международного научно-практического Форума «Здоровье и безопасность на рабочем месте». Минск. - 2018. - С. 216-220.
12.Устинов В.В. Микроклимат и качество воздуха в офисных зданиях// Здания высоких технологий. - 2015. - № 1. - С. 6-13.
УДК: 613.644
Кузнецова Е.Б.
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЯМ ШУМА В ЖИЛЫХ ЗДАНИЯХ И НА ТЕРРИТОРИИ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ. СУЩЕСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ
ФБУН «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья» Роспотребнадзора, Санкт-Петербург, Россия, sound_kuzn@mail. ru
Резюме.
В статье выполнен краткий анализ нормативной документации, регламентирующей требования к уровням шума в жилых и общественных зданиях и на территории жилой застройки в Российской Федерации и за рубежом. Обоснована необходимость пересмотра действующих санитарных норм и правил и представлены предложения по актуализации требований к уровням шума. Ключевые слова: шум, нормирование, нормативно-правовые акты, критерии, безопасность.
Summary.
Kuznetsova E.B. Sanitary and hygienic requirements to noise levels in residential buildings and in the territory of residential buildings.
Existing practice of application the paper present a short analysis of regulatory documentation, regulating requirements to the sound-levels in dwellings and public building and on territory of residential areas in Russian Federation and abroad. The necessity of revision of operating sanitary norms and rules has been proved and suggestion on actualization of requirements to the sound-levels are presented. Key words: noise, regulation, regulation§3 working environment, criteria, safety
Введение. Изменения законодательства Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста требуют повышенного внимания к факторам воздействия на здоровье населения, в том числе шума.
Многократными исследованиями доказано, что шум относится к вредным факторам среды обитания [1, 2], т.е. факторам, которые оказывают или могут оказывать вредное воздействие на здоровье человека. Согласно Федеральному закону от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» показателем, характеризующим фактор с позиций его безопасности, для человека является гигиенический норматив.
Значительное раздражающее воздействие шума на человека подтверждается наибольшим удельным весом жалоб на шум в общем количестве обращений на неблагоприятное воздействие физических факторов [3].
В данной статье рассмотрены основные действующие документы, регламентирующие уровни шума в жилых и общественных зданиях и на территории жилой застройки, изложены предложения по их актуализации.
Материал и методы. Работа выполнена на основании анализа нормативных документов, используемых в РФ и за рубежом с целью ограничения вредного воздействия шума на здоровье человека в условиях проживания.
Государственное санитарно-гигиеническое нормирование осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 №554.
Первый нормативный документ - санитарные нормы СН 827-70, регламентирующие уровни шума в жилых и общественных зданиях и на территории жилой застройки был принят в 1970 году. В 1984 году санитарные нормы актуализировали. С 1996 года по настоящее время основным документом, согласно которому проводится санитарно-гигиеническое нормирование уровней шума являются санитарные нормы \
Санитарными нормами1 определены основные параметры нормирования уровней шума (уровень звука, эквивалентный уровень звука, максимальный уровень звука, уровни звукового давления в октавных полосах частот); оценочные периоды нормирования (с 7 до 23 часов, с 23 до 7 часов); регламентированы допустимые уровни проникающего шума в помещениях жилых зданиях, медицинских, учебных заведениях, интернатах, домах отдыха, общежитиях, гостиницах,
854
в торговых залах, пунктах приема бытового обслуживания, холлах аэропортов, а также шума на территориях, непосредственно прилегающих к перечисленным зданиям и на площадках отдыха больниц и групп жилых домов.
Установлено, что допустимые уровни шума от внешних источников в помещениях устанавливаются при условии обеспечения нормативной вентиляцией помещений.
Также в 1 предлагается использовать поправки к нормативным значениям «+10 дБА» в 2 м от ограждающих конструкций первого эшелона шумозащитных типов зданий от транспортных магистралей, «-5 дБ(дБА)» - для инженерно- технологического и вентиляционного оборудования.
Следует отметить, что от 1970 к 1996 году основные требования к уровням шума в жилых помещениях квартир практически не менялись. Внесенные в 1996 г. изменения, с одной стороны, были направлены на улучшение условий проживания граждан. Так, расширение действия поправки «-5дБ (дБА)» к нормативным значениям при оценке шума инженерно- технологического оборудования позволило специалистам санитарной службы принимать меры по снижению шума холодильного оборудования магазинов, насосных, компрессорных, котельных, работающих круглосуточно. Структурный шум, создаваемый подобным оборудованием, как правило, превышал уровни фона в ночное время суток и являлся значительным раздражающим факторам для жизни граждан, проживающих в ближайших жилых квартирах [4].
С другой стороны, были исключены поправки на время воздействия шума, что, ввиду отсутствия четкого указания в санитарных нормах на оценочный интервал, создало проблемы при проведении измерений и нормирования [5]. Также были исключены поправки, ужесточающие требования для курортных районов и мест отдыха.
Практическое применение санитарных норм 1 показало следующие недостатки данного документа: отсутствие нормирования уровней шума на границе жилой застройки, на границе санитарно-защитной зоны, парков, садоводств, рекреационных зон; отсутствие четки критериев по применению корректирующих поправок к нормативным значениям; отсутствие определений понятий «территория, непосредственно прилегающая..», «шумозащитное здание», «нормативная вентиляция помещений», «оценочный период» и ряд других. Также в 1 имеются противоречия с другими нормативными документами.
Требования, регламентирующие уровни шума в жилых и общественных
зданиях и на территории жилой застройки содержатся также в санитарных нормах и правилах \ Своде правил 1 и ГОСТе \ Действующая версия санитарных норм 2 дублирует требования к шуму в помещениям жилых зданий и территориях, прилегающей к жилым домам, изложенные в 1 за исключением условий применения поправки «-5дБ (дБА)», которая в 1 используется для шума от технологического и вентиляционного оборудования, без конкретизации источников и их местоположения.
В санитарных нормах 2 поправку «-5дБ (дБА)» предлагается использовать только для шума источников, обслуживающих само здание. Данная трактовка представляется некорректной с санитарно-гигиенической точки зрения, так как реакция организма человека на воздействие идентичных источников шума не может зависеть от того, обслуживает данный источник само здание, в котором он находится, или соседнее.
К документам Росстандарта относится ГОСТ 4 (далее ГОСТ). Несмотря на название, которое предполагает наличие только методов измерений, ГОСТ, опосредованно, через корректирующие поправки - «коррекции» включает элементы нормирования шума. Так, в ГОСТ предлагается результаты измерений/расчетов уровней шума железнодорожного транспорта уменьшить на 3 дБА, то есть фактически увеличить норму на 3 дБА, тем самым смягчив требования. Напротив, для шума авиационного транспорта результаты измерений/расчетов увеличиваются на 3 дБ, тем самым на 3 дБА ужесточая нормы. Указанные поправки учитывают раздражающее воздействие шума. Необходимость использование определена результатами многочисленных научных исследований и соответствует международным требованиям [6].
Однако, ГОСТ не приводит разъяснения о том, применяются ли поправки только для шума единичного события (например, только на период прохождения поезда) или для всего оценочного периода (день/ ночь). Отсутствие указанной информации не позволяет сегодня в практической деятельности корректно использовать поправки при проведении измерений и нормирования уровней звука от движения железнодорожного и авиационного транспорта
В ГОСТе, в отличие от 1 и 2 содержится требование о необходимости расчета неопределенности исследований. Все Стандарты, принятые в последнее время, требуют расчета неопределенности. Требований различных документов и предлагаемых специализированных методик (МИ) спорны. [7]. Должна быть разработана методика применительно к оценке шума в жилых помещениях и на се-
литебной территории измерениям, учитывающая значительное количества факторов, влияющих на ход измерений, а также важность объективности результата. Следствием некорректных действий может стать ухудшение условий проживания граждан, судебные разбирательства, необоснованные затраты предпринимателей на проведение дорогостоящих мероприятий по шумоглушению и др.
Свод правил3 включен в перечень документов, регламентированных Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и, соответственно, в обязательном порядке должен быть использован при проектировании новых объектов.
Строительные своды правил не являются документами санитарно-гигиенического нормирования, однако, параметры шума в нормируемых объектах, определяемые при проектировании на соответствие требованиям 3, должны удовлетворять требованиям гигиенического нормирования 1 при вводе в эксплуатацию построенных объектов. Противоречия в данных документах должны быть исключены.
В части нормирования проникающего шума в жилых и общественных зданиях и на территории жилой застройки по основным позициям Свод правил3 дублирует требования 1. Исключение составляет нормирование допустимых уровней шума на площадках отдыха. В Своде правил3 нормирование уровней на площадках отдыха на территориях больниц, санаториев отсутствует, нормирование эквивалентного/максимального уровня шума на площадках отдыха микрорайонов и групп жилых домов принято 55/70 дБА, т.е на 10 дБА мягче, чем предусмотрено в санитарных нормах1 - 45/60 дБА.
В настоящее время акустическая обстановка на территории Санкт-Петербурга [8] и других городов [9,10] с разветвленной сетью автодорог не позволяет обеспечить требования санитарных требований к шуму для площадках отдыха. Поэтому, можно утверждать, что требование Свода правил3 о нормировании шума на площадках отдыха, в большей мере соответствует сложившейся акустической обстановке на городских территориях, нежели требования санитарных норм1.
Поправку « - 5 дБ(дБА)» Свод правил предлагает использовать при оценке шума от работы оборудования систем вентиляции, кондиционирования воздуха и воздушного отопления, а также от насосов систем отопления, водоснабжения
и холодильных установок встроенных пристроенных (пристроенных) предприятий торговли и общественного питания. Однако разъяснение, для каких помещений, в какое время суток должна быть использована данная поправка, в своде правил представлено весьма неразборчиво. Предположительно, поправка должна быть использована для оценки шума в ночное время суток в жилых помещениях квартир, гостиниц, общежитий, домов отдыха, пансионатов, интернатов, спальных помещений детских дошкольных учреждений и школ-интернатов.
Данная трактовка использования поправки также противоречит требова-
1 2
ниям санитарных норм 1 и 2, изложенных ранее.
В последнее время не только в среде специалистов [11, 12], но и в сознании обычных граждан сформировался миф о том, что санитарно-гигиенические требования в Российской Федерации намного и необоснованно жестче, чем в зарубежных странах. В нормировании акустических параметров, это утверждение не соответствует действительности.
Европейским руководством по контролю ночного шума Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ.2014) установлен целевой показатель уровня шума на территории жилой застройки [13]. Максимальный среднегодовой уровень, регламентируемый в ЕС - 40 дБ night,outside [5] (близкий количественно к LА экв 45 дБА для территорий в РФ) может считаться предельной величиной рекомендуемого ночного шума (РУНШ), позволяющего обеспечить защиту населения от неблагоприятных последствий ночного шума для здоровья населения, включая самые уязвимые группы людей, таких как дети, больные с хроническими заболеваниями и лица пожилого возраста.
В случаях, когда обеспечение РУНШ в краткосрочной перспективе невозможно, в европейских странах рекомендуется использование промежуточного целевого показателя (ПЦП) 55 дБ night,outside, при этом подчеркивается, что ПЦП не является медицински обоснованной предельной величиной и при этом уровне шума не может быть обеспечена охрана здоровья населения [6].
Показатель максимального скорректированного уровня шума внутри помещений LAmax 2009 г составлял 45 дБА в ночное время, что аналогично требованиям санитарного нормирования в РФ. По данным руководства ВОЗ по контролю ночного шума для многих эффектов пороговые значения LAmax теперь составляют менее 45 дБА [13].
Обсуждение. Перечисленные выше недостатки и противоречия в действующей нормативной документации; введение новых санитарных норм и правил 1 [14], которыми из 1 исключены требования к уровням шума на рабочих местах,
дата выпуска санитарных норм - 1996 г., свидетельствует о необходимости актуализации требований к уровням шума в жилых и общественных зданиях и на территории жилой застройки.
Для гармонизации новых санитарно- гигиенических требований к уровням шума с Требованиями Таможенного Союза, РосСтандарта и строительными нормами предлагается, по аналогии с 4, для нормирования уровней шума использовать опорные значения допустимых уровней шума для дневного времени суток. Для учета времени воздействия, типа источника и др. ввести «коррекцию». Корректирующие коэффициенты вычитаются из результатов выполненных измерений или акустических расчетов. Корректирующие коэффициенты со знаками (+/) предусмотреть в следующих случаях: для оценки результатов измерений в ночное время суток; учета времени воздействия шума; для оценки результатов измерений шума железнодорожного транспорта для территорий; результатов измерений шума авиационного транспорта для территорий, для учета фона; для учета звукопоглощения в помещениях: для нормирования шума на территориях, прилегающих к многоэтажным шумозащитным зданиям; для учета тонального характера звука.
Подлежит обсуждению необходимость введения «коррекции» в вечернее время суток, которая используется в странах ЕС, а ранее и в СССР.
В санитарных нормах и правилах следует четко изложить требования по использованию спорной поправки «-5 дБ(дБА)» к нормативным значениям [4] Целесообразно учесть данную поправку также в виде корректирующего коэффициента, но к результатам измерений «+5дБ(дБА)».
Данную коррекцию применять для оценки шума внутри жилых помещений, палат больниц и др. для внешних и внутренних источников шума с постоянным характером, независимо от местоположения источника.
Типовыми источниками постоянного шума внутри жилых зданий и на территории, ближайшей к жилым зданиям в населенных пунктов является работа инженерного вентиляционного, холодильного, технологического оборудования, котельных, трансформаторных подстанций, производственных предприятий [4].
Применение «коррекции» ограничить источниками с постоянным характером звука, как вызывающими наибольшее раздражение. Использовать «коррекцию» только для оценки шума в ночное время суток. Человек должен иметь право на спокойный ночной сон.
Не следует применять коррекцию для источников с непостоянным характером шума (транспорт, железная дорога и др.).
Отсутствие в действующей нормативной документации требований по нормированию уровней шума для точек на границе жилых зон, садоводств, границ санитарно-защитных зон, парков и рекреационных создает проблемы как при проектировании, так и проведении санитарно-гигиенической экспертизы проектной документации. Актуализированную версию санитарных правил целесообразно дополнить необходимым нормированием. В качестве базового использовать подтвердившее свою актуальность нормативное значение п.9.табл.3 санитарных норм 1.
Нормативные значения для детских площадок предлагается принять согласно п.9.табл.3 1 с целью гармонизации со Сводом правил3, и в связи с тем, что в относительно крупных городах действующие санитарные нормы для площадок отдыха практически не обеспечить.
Указать, что применяемая поправка+10дБА для территорий, прилегающих к шумозащитным зданиям, не применима для территории малоэтажной постройки с приусадебными участками, т.к. участок в этом случае является и детской площадкой и площадкой отдыха.
Логично распространить действие поправки +10 в виде корректирующего коэффициента для территорий, прилегающих к шумозащитным зданиям, не только на шум транспортных и железнодорожных магистралей, как указано в СН, но и для других источников, что уже широко применяется на практике.
Дополнить проектируемый документ необходимыми терминами и определениями (шумозащитное здание, внешний источник, внутренний источник звука и др.).
Выводы. Анализ нормативной документации, регламентирующей параметры шума в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки показал необходимость актуализации действующих санитарных норм.
Предлагаемые изменения касаются гармонизации санитарных норм с требованиями строительных правил, ГОСТов, международных документов. Гармонизация предполагает введение дополнительного нормирования для ряда объектов, устранение противоречий в части использования корректирующих коэффициентов, а также корректировку нормирования уровней звука на площадках отдыха.
Целесообразно дополнить документ нормативными требованиями для территорий жилых, рекреационных зон, санитарно-защитных зон, садоводств, необходимыми терминами и определениями, требованиями о необходимости учета неопределенности при нормированиизрезультатов исследований.
При этом, следует отметить, что в части основополагающих требований к уровням шума в жилых зданиях и на прилегающих территориях, действующие санитарные нормы не требуют значительной корректировки. Обоснованность нормативных требований по шуму подтверждена как многолетней практикой их применения в РФ, так и соответствием действующего в РФ санитарно-гигиенического нормирования современным международным требованиям.
Список литературы:
1. Суворов Г.А., Шкаринов Л.Н., Денисов Э.И. Гигиеническое нормирование производственных шумов и вибраций. — Москва: Медицина, 1984. — 240 с.
2. Зинкин В.Н., Ахметзянов И.М., Солдатов С.К, Свидовый В.И. Риск развития шумовой патологии как критерий нормирования шума на территории жилой застройки. Материалы Международной научно-практической конференции. Памяти профессора, заведующего кафедрой "Экология и безопасность жизнедеятельности" Анатолия Павловича Кузьмина. В 2 томах. Курган, 20-21 октября 2010 г. С.120-123
3. Буткарева Т.А.,Ю Аликова Е.Ю. Практика рассмотрения обращений граждан на неблагоприятное воздействие физических факторов. Статья в сборнике «Актуальные вопросы организации контроля и надзора за физическими факторами. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией А.Ю. Поповой. 2017-С.55-58
4. Лазаренко Н.В., Веретина И.А., Дегтярева Ю.В. Опыт проведения измерений физических факторов про жалобам населения в Москве . Статья в сборнике «Актуальные вопросы организации контроля и надзора за физическими факторами. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией А.Ю. Поповой. 2017-С.219-222
5. Руднева Е.А. О проекте новой редакции методических указаний МУК 4.3.2194-07 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в помещениях жилых и общественных зданиях и помещениях». Статья в сборнике «Актуальные вопросы организации контроля и надзора за физическими факторами. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией А.Ю. Поповой. 2017-С.256-361
6. «Европейское руководство по контролю ночного шума: ВОЗ, 2014
7. Курепин А.Д. Неопределенности измерения нормируемых параметров физфакторов. Статья в сборнике «Актуальные вопросы организации контроля и надзора за физическими факторами. Материалы Всероссийской научно-
практической конференции. Под редакцией А.Ю. Поповой. 2017-С.212-215
8. Куклин Д.А., Иванов Н.И., Буторина М.В. Решение проблемы снижения шума на железных дорогах Российской Федерации. Сборник докладов VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Защита от повышенного шума и вибрации», 21-23 марта 2017 - С.79-92
9. Механтьев И.И., МасайловаЛ.А., Ласточкина Г.В., Степкин Ю.И., Колнет И.В. Региональные аспекты мониторинга общего шума селитебных территорий. Статья в сборнике «Актуальные вопросы организации контроля и надзора за физическими факторами. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией А.Ю. Поповой. 2017 С.254-257
10. Анатольева Н.С., Иванникова Л.И., Захаров С.А. Шумовое загрязнение от автотранспорта селитебной территории г.Череповца. Статья в сборнике «Актуальные вопросы организации контроля и надзора за физическими факторами. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией А.Ю. Поповой. 2017-С.14-18
11. Комкин А.И., Готлиб Я.Г., Смирнов С.Г. Нормирование шума. Реальный подход к проблеме. Журнал: Безопасность жизнедеятельности. Издательство: Издательство" Новые технологии" (Москва) Номер: 10(178) Год: 2015 Страницы: 23-30
12. Иванов Н. И. "Проблема шума в Российской Федерации: "Кто виноват?" и "Что делать?"Доклады IV Всероссийской научно-практической конференции "Защита от повышенного шума и вибрации". Санкт-Петербург, 26-28 марта 2014 г. С. 14-35
13. «Директива 2002/49/ЕС об оценке и контроле шумового загрязнения окружающей среды»
14. .Мироновская А.В., Носовской Т.И.1, Водолазова С.А.2, Видякина А.В.3, Дурягина О.Н. Актуальные вопросы нормирования шума. Статья в сборнике «Актуальные вопросы организации контроля и надзора за физическими факторами. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией А.Ю. Поповой. 2017-С.281-284.