Научная статья на тему 'Саниги (жанеевцы) в ранней истории черкесов'

Саниги (жанеевцы) в ранней истории черкесов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
761
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСТОЧНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ / КАВКАЗ / ДИОСКУРИАДА / САНИГИ / ЖАНЕЕВЦЫ / ГЕНИОХИ / ЗИХИ / ЗИХИЯ / ЧЕРКЕСИЯ / EASTERN BLACK SEA REGION / CAUCASUS / DIOSCURIADA / THE SANIGS / THE ZHANEY / THE HENIOCHI / THE ZYGII / ZICHIA / CIRCASSIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бгажноков Барасби Хачимович

Статья посвящена одному из некогда самых известных народов Восточного Причерноморья. Показано, что этническая история санигов тесно связана с группой гениохских народов и прослеживается, по крайней мере, с V в. до н.э., хотя их первое упоминание под именем «санеги» относится к I в. до н.э. и принадлежит Мемнону. В I-II вв. н.э. саниги занимали берег Черного моря, начиная с Себастополиса (Сухуми) до реки Ахеунт (Шахе), и имели своего царя по имени Спадаг (Флавий Арриан). На рубеже III-IV вв. н.э., покинув места своего обитания за Кавказским хребтом, они поселились на его северном скате к северу от Туапсе, о чем свидетельствуют данные Певтингеровой карты, на которой саниги (Sannigae) отмечены к югу от народа Caucasi. Одной из причин переселения стала экспансия римлян. В сочинении Прокопия Кесарийского саниги представлены как народ, живущий между абасгами, аланами и зихами. Объединившись с зихами и распространившись постепенно на север до Геленджика, Цемеза и Кубани, они становятся известны среди адыгов под именем жанэ и обретают постепенно статус одного из самых крупных и влиятельных княжеств в Черкесии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SANIGS (THE ZHANEY) IN EARLY HISTORY OF THE CIRCASSIANS

The article is devoted to one of the formerly most famous peoples of the eastern Black Sea region. It is shown that the Sanigs’ ethnic history is closely associated with the Heniochi and can be traced back at least to the V century B.C. though they were first mentioned as the “Sanegs” by Memnon in the I century B.C. In the I-II centuries A.D. the Sanigs resided at the Black Sea coast, from Sebastopolis (Sukhumi) to the Akheunta (Shakhe) river, and had their own tsar named Spadag (Flavius Arrianus). At the turn of the III-IV centuries A.D. they left their residential areas beyond the Caucasian mountain range and resettled on its northern slope north of Tuapse. It is testified by Tabula Peutingeriana, on which the Sanigs’ (Sannigae) residential area is marked south of the Caucasi people. One of the motives for resettlement was Roman expansion. Procopius Caesariensis describes the Sanigs as the people living between the Abasgoi, the Alans and the Zygii. The Sanigs make an alliance with the Zygii and gradually spread northward, to Gelendzhik, the Tsemes and the Kuban. They become famous among the Adyghe under the name Zhaney and gradually acquire the status of one of the biggest and most influential Circassian principalities.

Текст научной работы на тему «Саниги (жанеевцы) в ранней истории черкесов»

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.3.2

Бгажноков Барасби Хачимович

САНИГИ (ЖАНЕЕВЦЫ) В РАННЕЙ ИСТОРИИ ЧЕРКЕСОВ

Статья посвящена одному из некогда самых известных народов Восточного Причерноморья. Показано, что этническая история санигов тесно связана с группой гениохских народов и прослеживается, по крайней мере, с V в. до н.э., хотя их первое упоминание под именем "санеги" относится к I в. до н.э. и принадлежит Мемнону. В 1-11 вв. н.э. саниги занимали берег Черного моря, начиная с Себастополиса (Сухуми) до реки Ахеунт (Шахе), и имели своего царя по имени Спадаг (Флавий Арриан). На рубеже Ш-М вв. н.э., покинув места своего обитания за Кавказским хребтом, они поселились на его северном скате к северу от Туапсе, о чем свидетельствуют данные Певтингеровой карты, на которой саниги ^аптдае) отмечены к югу от народа Caucasi. Одной из причин переселения стала экспансия римлян. В сочинении Прокопия Кесарийского саниги представлены как народ, живущий между абасгами, аланами и зихами. Объединившись с зихами и распространившись постепенно на север до Геленджика, Цемеза и Кубани, они становятся известны среди адыгов под именем жанэ и обретают постепенно статус одного из самых крупных и влиятельных княжеств в Черкесии.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/9/2019/3/2.html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 3. C. 16-19. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/З/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

Отечественная история

National History

УДК 94(479) Дата поступления рукописи: 09.01.2019

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.3.2

Статья посвящена одному из некогда самых известных народов Восточного Причерноморья. Показано, что этническая история санигов тесно связана с группой гениохских народов и прослеживается, по крайней мере, с V в. до н.э., хотя их первое упоминание под именем «санеги» относится к I в. до н.э. и принадлежит Мемнону. В I-II вв. н.э. саниги занимали берег Черного моря, начиная с Себастополиса (Сухуми) до реки Ахеунт (Шахе), и имели своего царя по имени Спадаг (Флавий Арриан). На рубеже III-IV вв. н.э., покинув места своего обитания за Кавказским хребтом, они поселились на его северном скате к северу от Туапсе, о чем свидетельствуют данные Певтингеровой карты, на которой саниги (Sannigae) отмечены к югу от народа Caucasi. Одной из причин переселения стала экспансия римлян. В сочинении Прокопия Ке-сарийского саниги представлены как народ, живущий между абасгами, аланами и зихами. Объединившись с зихами и распространившись постепенно на север до Геленджика, Цемеза и Кубани, они становятся известны среди адыгов под именем жанэ и обретают постепенно статус одного из самых крупных и влиятельных княжеств в Черкесии.

Ключевые слова и фразы: Восточное Причерноморье; Кавказ; Диоскуриада; саниги; жанеевцы; гениохи; зихи; Зихия; Черкесия.

Бгажноков Барасби Хачимович, д.и.н.

Институт гуманитарных исследований -

филиал Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук, г. Нальчик bbarasbi@yandex. т

САНИГИ (ЖАНЕЕВЦЫ) В РАННЕЙ ИСТОРИИ ЧЕРКЕСОВ

Древняя история коренных народов Восточного Причерноморья и Кавказа остается одной из самых малоисследованных. Нет, в частности, сколько-нибудь ясного представления о происхождении, истории, культурной динамике гениохов, апсилов, абасгов, санигов, ахейцев, керкетов, зигов, синдов. Поэтому актуальным и восполняющим один из пробелов в отечественной истории мы считаем исследование ранней истории санигов, времени и причин их переселения из окрестностей Диоскуриады на Северный склон Кавказского хребта и превращения в одну из самых крупных народностей Черкесии под названием жанэ - жанеевцев.

О том, что ранняя история жанеевцев связана с санигами, писали Ад. Берже [5, с. 16], Л. Я. Лавров [8], Н. Г. Волкова [6, с. 18], другие ученые. И это мнение как наиболее обоснованное было поддержано нами с учетом данных античного и последующего времени, свидетельствующих в пользу такой постановки вопроса [4]. Между тем существуют и другие версии происхождения и этнической принадлежности санигов. Например, И. А. Орбели считал, что этноним «саниги является точной параллелью названия гениохов» [11, с. 214]. К этому мнению присоединились Г. А. Меликишвили [9, с. 93] и З. В. Анчабадзе [2, с. 136-137]. Но при этом З. В. Анчабадзе пишет в другой своей работе о генетической связи санигов с джигетами-садзами. Отвергая мегрело-лазскую, сванскую и жанеевскую гипотезы этнической и культурной преемственности данного народа, он считает, таким образом, что саниги никогда, вплоть до XIX века не покидали места своего обитания в Закавказье [3, с. 35-38].

Все это, однако, требует нового прочтения и осмысления источников по древней истории санигов, и в том числе в свете данных Певтингеровой карты, а также столь же важных сведений Прокопия Кесарийского и Агафия Миринейского.

В античных источниках рубежа последнего века до н.э. саниги предстают обычно под именем саннов/ санов/'санигов/санегов как племя, называвшееся раньше макронами. Например, Страбон пишет: «Над Тра-пезунтом и Фарнакией расположены тибарены, халдеи, саны, которые прежде назывались макронами» (Страбон. География. XII. 3. 18). Еще раньше, в I в. до н.э., Мемнон упоминает племена санегов и лазов, заселявших «внутренние (восточно-причерноморские. - Б. Б. ) области Понта». Во время Митридатовских войн конца I века до н.э. к ним, по словам Мемнона, бежали на судах жители Синопа, осажденные римским главнокомандующим Лукуллом (Мемнон. О Гераклее. XVI. ЦУГ. 1).

Римский писатель и ученый-энциклопедист I в. н.э. Плиний Старший пишет, что саниги граничат на юге «с племенем абшилов» (абсилов), живущим к северу от реки Фасис (Ингури), а на северо-западе - с генио-хами. В Апсилии в 100000 шагов от Фасиса, - пишет Плиний, - находится римская крепость Себастополис (Сухуми). За Себастополисом до Кавказского хребта живут племена санников (санигов) и гениохов. На землях этих племен расположен город Питиунт (Пицунда) (Плиний Секунд Г. Естественная история. VI. 14, 16). Из этого следует, что в I веке нашей эры значительная часть санигов занимала на восточном берегу Черного моря пространство от Себастополиса (Сухуми) до (предположительно) реки Ахеунт (Шахе). На юге страна санигов (Санника) граничила со страной абшилов (Апсилией), на севере по реке Ахеунт - со страной ге-ниохов (Гениохией), простиравшейся до Пагры (Геленджика).

На тесную связь санигов с гениохами указывает и упоминание в труде Плиния Старшего племени под названием «санны-гениохи». В отличие от гениохов на севере, «санны-гениохи» обитали на юге в окрестностях Трапезунта, по соседству с собственно гениохами, лазами, колхами и мосхами (Плиний Секунд Г. Естественная история. VI. 12, 14).

Это свидетельствует, с одной стороны, о том, что племена под общим названием гениохов занимали когда-то (в первой половине первого тысячелетия до н.э.) практически все Восточное Причерноморье, а с другой стороны, позволяет думать, что античные писатели знали, что саны или саниги относятся к группе гениохских (древнеабхазо-адыгских) племен, отличавшихся от колхов, лазов и некоторых других народов Восточного Причерноморья. Не случайно начиная с I века нашей эры саниги упоминаются в одном ряду с зихами, меотами, синдами, керкитами/керкетами, ахеями, абшилами, гениохами, абасгами (абасками) и другими родственными и, безусловно, абхазо-адыгскими племенами. Они предстают с самого начала как часть большой группы жителей Восточного Причерноморья, тесно связанных с гениохами, а иногда и в качестве одного из множества других народов Гениохии.

Следует подчеркнуть в данной связи, что известия о народах под названием «гениохи» содержатся в трудах Геродота, Ксенофонта (V в. до н.э.) и затем в разных вариантах повторяются в источниках античного времени на протяжении целого тысячелетия, вплоть до V в. н.э.

Важно отметить также, что само имя этого народа было известно задолго до сообщений античных историков и писателей. Первое его упоминание в форме иганиехи содержится в урартских клинописных надписях, датируемых 740-ми годами до н.э. в надписях царя Аргишти I и в хронике его сына Сардура II о войне, которую вели урартийцы с царями Колхиды. Наряду со странами колхов (Кулха), диаухов/таохов (Диауха) и др. упоминается в указанных надписях большая, богатая и густонаселенная страна иганиехов - Игани. В этой стране 35 дворцов (укреплений) и 200 поселений. Отмечается, что Сардур одолел царя иганиехов Капури, разорил их страну, а жителей угнал в страну урартийцев Бианили вблизи озера Ван [10, с. 305].

В 1946 г. П. Н. Ушаков, исследуя хронику этих войн, связал этническое имя иганиехи с греческим этнонимом гениохи, ■рто^ [14, с. 38]. С учетом большого числа поселений в стране Игани он высказывает предположение о сравнительно больших размерах страны иганиехов: «...от Чалдырского озера к северу на большое пространство... достигая территории нынешней Абхазии» [Там же].

Таким образом, история санигов, как одного из гениохских племен уходит своими корнями в период, когда продолжался, начавшийся задолго до этого распад майкопско-анатолийских (хаттских, протохеттских) племен Анатолии и Кавказа.

Возвращаясь к сведениям античных писателей, следует отметить, что, кроме санигов, к числу гениохов или близких, тесно связанных с ними племен относят античные писатели тибаренов, таохов, макронов, лазов, мосхов, колхов, керкетов, кораксов, меланхоленов, абасков, абшилов, зихов, ахейцев.

Поэтому Плиний Старший пишет о гениохах как о «множестве племен», как о «племенах, различающихся многими названиями» (Плиний Секунд Г. Естественная история. VI. 14). А Псевдо-Арриан (V в. н.э.), основываясь на сообщениях своих предшественников, утверждает, что «народ. гениохов смешанный» (Псевдо-Арриан. Объезд Эвксинского Понта. 50).

Однако по происхождению и в основе своей гениохи - это, безусловно, предки абхазо-адыгских народов Причерноморья, включая сюда наряду с санигами, апсилов, абасков, зихов, ахейцев, керкетов [4]. На протяжении всего античного времени термин «гениохи» оставался для всех этих племен общим, собирательным. При этом внутри гениохской культурно-языковой общности саниги были наиболее близки зихам (зигам). Не зря в средневековых исторических хрониках Грузии места в окрестностях Пицунды, где были сосредоточены в прошлом саниги, сохраняют за собой название Джихетия, а абазгское племя садзов в этих местах именуется джихами (зихами).

Во II в. н.э. Апсилия, Абасгия, Санигия (Санника), а также Зихия предстают как сравнительно крупные эт-нополитические образования, имеющие своих «царей» и входящие в состав Римской империи. Об этом узнаем мы из сочинения Флавия Арриана «Объезд Эвксинского Понта». Составленный в 134 г. по результатам плавания по Черному морю до Диоскуриады, этот труд был представлен как отчет императору Адриану. Поэтому сведениям Флавия Арриана, полученным, что называется, на месте, из первых рук, можно доверять вполне.

Особого внимания заслуживает его сообщение о том, что в этот период в пространстве между Апсилией и Санникой (Санигией) существует (появляется) сравнительно новое этнополитическое образование - Абаски или Абаския. Это первое упоминание страны, населенной абасками (абазгами, абазинами). Впоследствии, уже в Средние века, Абазгия (Абазия) превратилась в сложное многосоставное и весьма многочисленное сообщество черкесских и абазинских племен, которое вместе с абхазами (апсилами) и убыхами занимало длительное время большую часть Восточного Причерноморья. Но их господство в этом пространстве было

очевидным и в период Античности. Зихов, санигов, абасков и апсилов Флавий Арриан называет в числе самых значительных народов Восточного Причерноморья. Их земли простираются от Тамани на севере до Дио-скуриады на юге (Флавий Арриан. Объезд Эвксинского Понта. 15, 27).

При этом земли зихов расположены от гавани Пагры (Геленджик) до реки Ахеунт (Шахе), отделяющей их от санигов (Флавий Арриан. Объезд Эвксинского Понта. 27). К югу от санигов живут абаски, а за абаска-ми следуют апсилы.

Сообщается также о царях этих племен и народов. Зихи, по словам Арриана, подчиняются царю Стахем-факу. Санигами управляет царь Спадаг (Спедага), абасками царь Ресмаг (Римага), апсилами - царь Юлиан. Первые три царя получили власть от римского императора Адриана. А апсильский царь Юлиан «коронован» еще раньше императором Траяном, отцом Адриана.

Выделившись из общей массы гениохского населения, саниги, как следует из сказанного, обосновались в большинстве своем в окрестностях Диоскуриады (Себастополиса), к северу от колхов и абшилов и к югу от зигов/зихов, с которыми они, как надо думать, были особенно близки по языку и культуре. На юго-востоке страна санигов граничила с владениями брухов, убыхов, жившими, как мы увидим ниже, в верховьях рек Брухонт (Мзымта) и Ахеунт (Шахе).

Важные детали расселения санигов и племен, в окружении которых они находились в центре Восточного Причерноморья, мы узнаем также из сочинения Псевдо-Арриана. Отмечается, что царство абасков (абазгов) располагалось между реками Абаска (Гумиста или Бзыбь) и Брухонт (Мзымта). Саниги («санихи») живут от реки Брухонт (Мзымта) до реки Ахеунт (Шахе) (Псевдо-Арриан. Объезд Эвксинского Понта. 56). Из этого следует, что Абаския образовалась на территории, принадлежавшей ранее (в I в. н.э. по упомянутым выше сообщениям Плиния Старшего) санигам.

Таким образом, во II-III вв. н.э. Санигия располагалась в пространстве между Абаскией (Абазгией), Убыхией, Зихией и берегом Черного моря. С Абаскией она граничила на юге - по реке Брухонт (Мзымта), с Зихией на севере - по реке Ахеунт (Шахе), на востоке - с Убыхией в пространстве между верховьями Бру-хонта и Ахеунта. С запада земли санигов омывали воды Черного моря.

Санигия, как мы видим, была сравнительно большой страной. Занимая живописное и стратегически важное центральное место восточного берега Черного моря, она была средоточием абхазо-адыгского культурно-языкового взаимодействия и единства. В то же время саниги, как сказано выше, оставались типично зих-ским народом, проводником черкесского влияния на абасков (абазгов) и апсилов (абхазов). Вот почему, как уже отмечалось, в грузинских источниках позднего времени, по традиции, сложившейся в древности, в античное время, места, где располагалась Санигия, называют Джихетией, а жителей этой местности (садзов, древних абазгов) - джихами. В частности, в «Географии Грузии» (Вахушти, 1745 г.) Джигетией называется страна к северу от Абхазии, за рекой Каппетис-цкали (Бзыбь) [7, с. 86].

С конца II в. этноним зихи становится постепенно общим и преобладающим для обозначения большинства адыгоязычных племен восточного берега Черного моря, заменив собой во многом термин гениохи. Этот процесс был тесно связан усилением зихов и зихского влияния на Западном Кавказе и сопровождался поглощением одних племен и вытеснением некоторых других.

Об усилении зихов и связанных с этим существенных изменениях этнической ситуации в Восточном Причерноморье Псевдо-Арриан пишет следующим образом: «Итак, от Старой Ахеи (совр. Джубга) до Старой Лазики (совр. Ново-Михайловка) и затем до реки Ахеунта прежде жили народы, носившие имена: генио-хи, кораксы, колики, меланхолены, махелоны, колхи и лазы, а ныне живут зихи» (Псевдо-Арриан. Объезд Эвксинского Понта. 59). Отмечается также, что «от гавани Пагры (совр. Геленджик. - Б. Б.) до Старой Ахеи (населенный пункт на реке Ахеунт, совр. Шахе. - Б. Б.) прежде жили так называемые ахейцы, а ныне живут зихи» (Псевдо-Арриан. Объезд Эвксинского Понта. 60).

Происходит, одним словом, диверсификация и консолидация родственных друг другу абхазо-адыгских племен Восточного Причерноморья, их объединение вокруг трех народов - зихов, абазгов и апсилов.

Процесс консолидации причерноморских племен вокруг зихов, о котором пишет Псевдо-Арриан, как будто, еще не коснулся санигов. Однако, судя по данным Певтингеровой карты [12, с. 358], в конце III - начале IV в. саниги в полном составе или в составе своей значительной части мигрировали на север и, объединившись с зихами, поселились на северо-западных отрогах Большого Кавказа. При этом группа санигов, наиболее тесно связанных с абазгами и апсилами, по нашему мнению, все же, осталась на прежнем месте. Уже в период раннего Средневековья она сформировалась как отдельная зихская в своей основе общность под названием садзов у абхазо-адыгских обществ и джиков/джихов или джигетов у грузинских племен.

Что же касается той части санигов, которая мигрировала на север, то, судя по Певтингеровой карте, перевалив через Главный Кавказский хребет и объединившись здесь с зихами, они расселяются к югу от Сaucasi, иначе говоря, к югу от страны касов, каукасов ^aucasi) или черкесов, там, где в это время были расположены, кроме того, синды, псаканы, аланы, аорсы, амазонки и другие северокавказские народы. Этноним Sannigae, - пишет в данной связи А. В. Подосинов, - «надписан южнее надписи Сaucasi и севернее западных отрогов большого горного массива (очевидно, Большого Кавказа)» [Там же]. Это означает, что сначала са-ниги жили в северо-восточных окрестностях Туапсе, то есть в горах, а не на морском побережье. И лишь впоследствии, вытеснив римлян и других завоевателей, заняли берега Черного моря к северо-западу от Туапсе.

Итак, в IV веке, а возможно, и раньше, в конце III века, значительная часть санигов покинула места своего обитания в Закавказье. Это была вынужденная миграция, вызванная экспансией римлян. На Северном

Кавказе, в окружении близкородственных адыгских племен, саниги обрели свою новую родину. Начинается новая страница истории этого народа под названием жанэ, или жанеевцев.

Показательно, что в трудах Прокопия Кесарийского [13] и Агафия Миринейского [1] с подробнейшим описанием событий середины VI века в Восточном Причерноморье о санигах к северу от апсилов и абасгов не сказано ни слова. Мало того, Прокопий в своем сочинении «Война с готами», характеризуя этническую ситуацию Западного Кавказа первой половины VI века, локализует санигов («сагинов») не в Закавказье, а на северном склоне Кавказского хребта к северу от зихов и Зихии. «За пределами абасгов до Кавказского хребта, -пишет он, - живут брухи, находясь между абасгов и алан. По берегу же Понта Эвксинского утвердились зехи. В древности этим зехам римский император назначил царя; теперь же эти варвары ни в чем уже не повинуются римлянам. За ними живут сагины; приморской же частью их страны издревле владели римляне» [13, с. 383].

Отмечается также, что к северу от зихов и санигов до «Меотского болота» (Азовского моря) и до реки Танаис (Дон) живут гунны и отдельные группы готов [Там же, с. 484].

По всей видимости, во времена нашествия гуннов (вторая половина IV века) саниги занимали большой и живописный район близ Туапсе, Никопсиса, Джубги. А в V-VI вв., оттеснив готов и гуннов, продвинулись на северо-запад до реки Жанэ, южнее современного Геленджика и еще дальше - до Цемеза и Абрау-Дюрсо. При этом река Жанэ с множеством дольменов по ее берегам, по всей вероятности, получила свое название по имени (жанэ), которое было дано санигам (санам) в Зихии и Западной Черкесии.

Из всего вышеизложенного следует, что до III в. саниги, будучи одним из множества гениохских племен, обитали в Закавказье в центральной части Восточного Причерноморья к северу от апсилов и абазгов. В конце III - начале IV в. значительная часть этого народа, стремясь освободиться от господства римлян, мигрировала на Северный Кавказ. При этом саниги, оставшиеся в Закавказье, стали известны впоследствии (в период Средневековья и Нового времени) под именем садзов. А саниги на Северном Кавказе, оттеснив готов и гуннов, сформировались как зихское племя жанэ (жанеевцы). В XIV-XVII вв. княжество Жанэ получило известность как одно из самых крупных и влиятельных в составе Черкесии [15, с. 197-199].

Список источников

1. Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана. М. - Л.: Изд. АН СССР, 1953. 221 с.

2. Анчабадзе З. В. История и культура древней Абхазии. М.: Наука, 1964. 240 с.

3. Анчабадзе З. В. Очерк этнической истории абхазского народа. Сухуми: Алашара, 1976. 168 с.

4. Бгажноков Б. Х. К культурной истории майкопско-анатолийских племен (гениохи и Гениохия) // Археология и этнология Северного Кавказа. 2017. Вып. 7. С. 33-60.

5. Берже Ад. Краткий обзор горских племен на Кавказе. Тифлис: Типография Канцелярии наместника Е. И. В. на Кавказе, 1858. 46 с.

6. Волкова Н. Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М.: Наука, 1973. 212 с.

7. Джанашвили М. Г. Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1897. Вып. 22. С. 1-206.

8. Лавров Л. И. К истории бжедугов и жанеевцев // Ученые записки Адыгейского научно-исследовательского института. 1965. Т. 4. С. 247-250.

9. Меликишвили Г. А. К истории древней Грузии. Тбилиси: Изд. Академии наук Грузинской ССР, 1959. 510 с.

10. Меликишвили Г. А. Урартские клинообразные надписи. М.: Изд. Академии наук СССР. 1960. 504 с.

11. Орбели И. А. Город близнецов «диоскуриас» и племя возниц «henuoxorn // Журнал Министерства народного просвещения. 1911. № XXXIII. С. 210-217.

12. Подосинов А. В. Восточная Европа в Римской картографической традиции. М.: Индрик, 2002. 488 с.

13. Прокопий из Кессарии. Война с готами. М.: Наука, 1950. 519 с.

14. Ушаков П. Н. К походам урартийцев в Закавказье в IX и VIII вв. до н.э. // Вестник древней истории. 1946. Т. 16. Ч. 2. С. 31-44.

15. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик: Эльбрус, 1978. 334 с.

THE SANIGS (THE ZHANEY) IN EARLY HISTORY OF THE CIRCASSIANS

Bgazhnokov Barasbi Khachimovich, Doctor in History Institute for the Humanities Research -Branch of the Kabardino-Balkarian Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences, Nalchik

bbarasbi@yandex. ru

The article is devoted to one of the formerly most famous peoples of the eastern Black Sea region. It is shown that the Sanigs' ethnic history is closely associated with the Heniochi and can be traced back at least to the V century B.C. though they were first mentioned as the "Sanegs" by Memnon in the I century B.C. In the I-II centuries A.D. the Sanigs resided at the Black Sea coast, from Sebastopolis (Sukhumi) to the Akheunta (Shakhe) river, and had their own tsar named Spadag (Flavius Arrianus). At the turn of the III-IV centuries A.D. they left their residential areas beyond the Caucasian mountain range and resettled on its northern slope north of Tuapse. It is testified by Tabula Peutingeriana, on which the Sanigs' (Sannigae) residential area is marked south of the Caucasi people. One of the motives for resettlement was Roman expansion. Procopius Caesariensis describes the Sanigs as the people living between the Abasgoi, the Alans and the Zygii. The Sanigs make an alliance with the Zygii and gradually spread northward, to Gelendzhik, the Tsemes and the Kuban. They become famous among the Adyghe under the name Zhaney and gradually acquire the status of one of the biggest and most influential Circassian principalities.

Key words and phrases: eastern Black Sea region; Caucasus; Dioscuriada; the Sanigs; the Zhaney; the Heniochi; the Zygii; Zichia; Circassia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.