НаййН О01: 10.19181/егЬев.2024.1 ||)Ы: (Л1ВВА
Самозанятость на рынке труда россии: становление,развитие, вектор дальнейшего изучения 1
Зинаида Тихоновна Голенкова
Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия Инесса Михайловна Орехова
Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
Аннотация. В статье дан анализ развития самозанятости как вида трудовой деятельности на российском рынке труда. Обоснован вывод о том, что этот вид трудовой деятельности появился в стране значительно раньше, чем понятие и термин «самозанятость». Возникновение самозанятости в её современном виде относится к эпохе сталинских преобразований народного хозяйства, когда на экономическом пространстве Советского Союза появились самостоятельные работники — ремесленники, кустари-одиночки. По мнению авторов, основные положения федерального закона о самозанятых имеют ощутимое сходство с правилами для желающих заниматься кустарным промыслом. Авторы прослеживают изменения законодательства, которые помогли ввести значительную часть самозанятых в легальную, официально зарегистрированную деятельность. Официальный статус самозанятых способствовал их детальному изучению. Выработке стратегии дальнейшего изучения самозанятых способствовал проведённый с участием авторов опрос фокус-групп.
Ключевые слова: федеральное законодательство, самозанятость, самозанятые, рынок труда, кустарь-одиночка, экономическая деятельность самозанятых, фокус-группа, вектор исследования
Самозанятость на рынке труда является одним из наиболее показательных примеров трудовой индивидуализации, характерной особенностью которой является замена коллек-
1 Статья подготовлена в рамках темы Государственного задания: ЕГИСУ 122031500409-9; РМШ-2022-0010.
тивных трудовых договоров индивидуальными контрактами. Самозанятость входит в так называемый неформальный сектор занятости мирового рынка труда. В этом секторе, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), трудится около 2 млрд человек. В развитых странах неформальный сектор занимает 10—30% ВВП; в развивающихся — 30—60% [Особенности неформальной...].
Государственная политика относительно экономической деятельности самозанятых в разных странах имеет свои особенности. Например, в североамериканских странах самозанятые пользуются всесторонней и безусловной государственной поддержкой. В развитых европейских странах пытаются найти баланс между поддержкой и сдерживанием, поскольку здесь очень велико количество самозанятых, уклоняющихся от налогов. Эта особенность самозанятости, а именно уход от налогов, несомненно, сближает самозанятых европейских стран и России. При том, что уклонение от налогов совершенно не характерно для самозанятых в североамериканских государствах [Самозанятость в различных странах.].
Самозанятость как вид экономической деятельности появилась в структуре трудовых отношений России значительно раньше, чем само понятие «самозанятость». Федеральный закон самозанятыми называет, прежде всего, плательщиков налога на профессиональный доход (НПД). Кроме того, эти плательщики работают на себя, не имеют работодателя, платят низкий налог (4—6%), не нанимают работников, не платят страховые взносы и не сдают отчёты. Для самозанятых есть ограничения по доходу и масштабу дела [Федеральный закон.]. Это определение даёт экспертам основание считать, что самозанятость как вид экономической деятельности появилась в эпоху сталинских преобразований народного хозяйства Советского Союза. Современному определению «самозанятый работник» в полной мере отвечают так называемые кустари-одиночки, которые были заняты кустарным промыслом в упомянутой экономической обстановке.
Такие категории занятых, как ремесленники или кустари-одиночки работали сами на себя автономно, а не в государственных или кооперативных предприятиях и организациях. Их деятельность была не только законной, но и поощрялась государством. Например, жёстко пресекались попытки чиновников на местах огосударствления деятельности работников этой категории, поскольку она отличалась гибкостью, оперативностью, умением определять спрос на товары народного потребления и удовлетворить его.
Надо отметить, что вопреки расхожему мнению об абсолютной «тоталитарности» экономического развития Советского Союза, в сталинскую эпоху существовал довольно заметный сектор экономики, в котором люди работали на основе частной инициативы. В потребительском секторе сталинской экономики было занято 1,4 млн кустарей-одиночек. В сельском хозяйстве после организации колхозов вне этой структуры остались и достаточно успешно работали 3 млн крестьян-единоличников [Многоукладная экономика.]. У трудоспособного населения страны оставались выбор и возможность, часто с помощью членов семьи, заняться кустарным промыслом, ремеслом, извозом или предоставлением услуг населению. Выбор деятельности зачастую определялся семейными традициями. В Советском Союзе были приняты особые правила для желающих заниматься кустарным промыслом [10 фактов.]. Остановимся на них подробно, поскольку, по нашему мнению, основные положения Федерального закона Российской федерации «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «налог на профессиональный доход»» (Закон о самозанятых) имеют ощутимое сходство с этими правилами.
1. Самостоятельную деятельность кустарей нужно было зарегистрировать в финансовом отделе по месту промысла или по месту жительства, если промысел был связан с какими-то перемещениями (например, дальними перевозками). За выдачу регистрационного удостоверения взималась единая государственная пошлина в размере 10 рублей.
2. Существовали категории самостоятельных работников, которым регистрация не требовалась. Прежде всего, сельским жителям, поскольку они платили общий сельскохозяйственный налог, в котором изначально учитывались подобные индивидуальные доходы. Самостоятельно работающим городским жителям не нужно было регистрироваться, если их деятельность была связана с обслуживанием домашнего хозяйства населения. К таким работам причислялась колка дров, стирка непосредственно на дому, уход за детьми и больными членами семьи. Без регистрации можно было продавать переработанные продукты собственного хозяйства не только в установленных для этого местах, но и на станциях и пристанях.
3. Разрешительного списка видов профессиональной деятельности самостоятельных работников не существовало. Вид профессиональной деятельности указывался при регистрации, и архивные списки видов зарегистрированной профессиональной деятельности кустарей сохранились. В этих списках множество профессий, обладатели которых были способны оказывать различные услуги населению. Это плотники, столяры, бондари, маляры, печники, кровельщики, водопроводчики, слесари, электромонтёры, стекольщики, обойщики, носильщики, извозчики, парикмахеры, фотографы, швеи, белошвейки, портные, обувщики, мебельщики, гончары и многие другие. В основном, конечно, это были профессии, входящие в третичный сектор экономики.
4. Кустари обязаны были платить подоходный налог, который варьировался в зависимости от величины дохода. Если доход кустаря не превышал 600 руб. в год, он от налога освобождался. Далее действовала прогрессивная шкала и, например, при доходе в 25 000 руб. в год налог составлял 38,2%. Необходимо отметить, что величина дохода самостоятельно занятых не лимитировалась, а налог начислялся с чистого или валового дохода, то есть дохода за вычетом всех издержек. Налог оплачивался авансом поквартально равными четвертями исходя из суммы предполагаемого дохода. По итогам года рассчитыва-
лась сумма реального дохода и в течение 15 дней производилась корректировка платежей. Для сравнения отметим, что средняя заработная плата в стране тогда составляла 330 рублей (3960 рублей в год), а подоходный налог государственных работников составлял 2,18%.
5. Кустари не могли иметь наёмных работников. Но они могли иметь учеников, и им могли помогать члены семьи.
6. Для получения регистрационного удостоверения, некоторые кустари должны были документально подтвердить свою квалификацию. Неквалифицированные виды труда такого подтверждения не требовали. Для обучения кустарей и повышения их квалификации в стране была создана специальная образовательная сеть, в которую входили техникумы и два ВУЗа.
7. Существовала система взаимного страхования кустарей, то есть такого страхования, которое основано на добровольных взносах участников страхового фонда. Все члены фонда имеют равные права и обязанности, а выплаты осуществляются с согласия всех участников. Если самостоятельный работник принимал участие во взаимном страховании, он мог претендовать на пособие по временной нетрудоспособности или по безработице, на помощь по случаю рождения ребёнка или на погребение, на медицинскую помощь, на пенсию по случаю инвалидности и потери кормильца. Отметим, что, по мнению экспертов, система взаимного страхования не имела среди кустарей широкого распространения.
8. Существовал контроль финотделов за деятельностью кустарей. Но, по мнению экспертов, контроль был неэффективен в силу специфики деятельности самостоятельно занятых.
9. Была запрещена следующая деятельность самостоятельных работников:
• производство химических, ядовитых, взрывчатых, огнеопасных веществ;
• переработка купленного сельскохозяйственного сырья на продажу (исключая ковроткачества);
• полиграфическое производство, производство множительных аппаратов, штемпелей и печатей;
• производство из своих материалов для продажи на рынке готового платья, белья, трикотажа, головных уборов, кожаной обуви, галантереи (в том число кожаной), шорных изделий и изделий из цветных металлов. Однако такое производство было возможно на заказ из материала заказчика. Производство из своих материалов было разрешено также бондарям, гончарам, производителям мебели и музыкальных инструментов, так как материал для него они не покупали, а готовили сами из природного сырья;
• производство из покупного сырья продуктов питания: хлебобулочных, кондитерских, молочных, колбасно-ветчинных и плодоовощных изделий, кофе, перца, горчицы, уксуса, вина, алкогольных и безалкогольных напитков и т. п.;
• расфасовка, размол, розлив, сортировка, резка, очистка, складирование покупных товаров для их последующей перепродажи;
• всякого рода скупка-перепродажа, торговое посредничество;
• содержание постоялых дворов, каруселей, купален, весов на базарах, стрелковых тиров и устройство различных игр.
Большинство этих запретов можно объяснить особенностями экономической системы страны, в которой всякая предпринимательская деятельность была вне закона. По закону каждый трудящийся в СССР должен был получать вознаграждение строго за свой труд. Любое индивидуальное посредничество в экономических отношениях, особенно купля-продажа, запрещалось. Согласно этим ограничениям, только при изготовлении предметов из материала заказчика кустарь получал вознаграждение именно за свой труд.
В отличие от экономически развитых стран Запада, в которых самозанятость возникла в ходе естественных преобразований рынка труда, в современных экономических отно-
шениях России самозанятость появилась как адаптационный ресурс в неблагоприятных кризисных условиях. Само понятие «самозанятость» в законодательстве Российской Федерации появилось в 2017 году, когда этот вид экономической деятельности населения попал в поле зрения государственных структур. К этому времени численность самостоятельных работников, по данным Министерства труда, составляла 12 млн человек, а по данным независимых экспертов — от 15 до 25 млн человек, то есть, самозанятыми были более 16% активного населения страны, даже если исходить из минимальной оценки. Необходимо отметить, что в налоговом кодексе Российской Федерации одной из главных характеристик самозанятого работника указывалась неуплата им налогов государству. Вся дальнейшая деятельность властных законодательных структур была направлена на легализацию деятельности самозанятых работников, вывода их из «тени».
Авторам доподлинно неизвестно, ознакомились ли разработчики закона о самозанятых с законодательными документами сталинского времени о кустарях-одиночках. Но действовали они по известной поговорке — даже если сталинский закон был ими «читан», то «понят» явно «не так». Законодатели начали с попыток составить перечень разрешённых видов деятельности для самозанятых. Работа эта оказалась по определению неподъёмной и, с точки зрения поставленной задачи, — добиться официального статуса самозанятости — совершенно бесперспективной. Первоначальный перечень состоял из сорока разнообразных видов деятельности. Естественно, он не мог включить все возможные варианты, и вся дальнейшая работа шла в сторону уменьшения этого списка. Принятый в окончательном варианте перечень стал содержать только три вида деятельности самозанятых: репетиторство; присмотр и уход за больными, детьми, престарелыми; уборка жилых помещений, ведение домашнего хозяйства. Этот перечень почти полностью повторяет одно из положений закона о кустарях. Не нуждались в регистрации кустари, если их деятельность была связана с обслуживанием
домашнего хозяйства, в которое входила уборка жилых помещений, ведение домашнего хозяйства (колка дров, стирка), уход за детьми и больными членами семьи. Между этими двумя документами наблюдается одна, но принципиальная разница. В тоталитарном советском государстве, чтобы заниматься такой деятельностью, самостоятельно занятым вообще не нужно было регистрироваться. В демократическом российском государстве самозанятым только такая деятельность и была разрешена. Российские самозанятые против принятого закона проголосовали делом, вернее, полным отсутствием такового: официально зарегистрированных самозанятых после принятия закона с такими ограничениями можно было сосчитать по пальцам.
Разработчики закона о самозанятых переосмыслили неудачный опыт. Новый законопроект значительно облегчает легализацию деятельности самозанятых как с регистрационной, так и с налоговой стороны.
Сначала специальный налоговый режим для самозанятых был введён в качестве эксперимента в четырёх российских регионах: Москве, Подмосковье, Калужской области и Татарстане. Эксперимент был признан удачным, и законодатели приняли решение распространить налоговый режим на всю страну с 1 июля 2020 г.
Согласно новому закону, работнику, впервые желающему стать самозанятым или уже самозанятому, который хочет приобрести официальный статус, достаточно установить мобильное приложение «Мой налог» и зарегистрироваться в этом приложении.
Государственную пошлину при регистрации дистанционно платить не нужно. Госпошлину нужно заплатить лишь при подаче документов в налоговый орган лично, она составляет 800 рублей, то есть немногим более одного процента от средней величины заработной платы по России в целом (71 419 рублей). Но при этом нужно учитывать, что средний уровень зарплаты в регионах различен. По данным статистики, он колеблется в пределах от 30 до 100 тыс. рублей [Трухина...]. По данным Федеральной налоговой службы, подавляющее большинство самозанятых предпочитают регистрироваться онлайн, что, без-
условно, можно объяснить широким распространением цифровых технологий в стране и высоким уровнем компьютерной грамотности населения.
Новый закон не имеет никакого конкретного списка видов разрешённой деятельности. Более того, самозанятые не обязаны при регистрации или при уплате налога указывать вид деятельности. Они могут сделать это по желанию. Если самозанятый после регистрации решит сменить вид деятельности, он не обязан уведомлять об том налоговую службу. По данным ФНС, в настоящее время вид деятельности не указывают около половины самозанятых. Федеральная налоговая служба ежемесячно предоставляет данные о самозанятых, в которые входит и рейтинг видов их деятельности. Достоверность этих данных подтверждается другими источниками, например, исследованиями сервиса «Яндекс.Касса». В настоящее время (первые три месяца 2024 г.) наиболее предпочтительными занятиями стали следующие: различные ремонтные услуги; транспортные услуги, включая автоперевозки; информационные технологии; индустрия красоты; образовательные услуги; торговля товарами собственного производства; сдача в аренду жилых помещений.
Самозанятые платят единый налог — 4%. Законодатели отказались от прогрессивной формы подоходного налога для самозанятых, но ввели ограничения на их годовой доход — он не должен превышать 2 400 000 рублей. Это правило вызывает недовольство у достаточно большой части самозанятых. По данным ФНС, треть из них не устраивает то, что сумма годового дохода в этом сегменте занятости ограничена. Налог на профессиональный доход платят каждый месяц (за каждый день просрочки начисляют пени). Уплату налога разработчики постарались максимально упростить: приложение «Мой налог» само считает величину налога и готовит платёжку и электронные чеки, самозанятым не нужно представлять в налоговые органы отдельную отчётность.
Сейчас при регистрации самозанятым не нужно предъявлять документ об образовании и получать сертификат, независимо от того, какого уровня квалификации требует вид
их деятельности. Между тем, качество подавляющего большинства оказываемых самозанятыми услуг, напрямую зависит от профессиональной квалификации работника. В настоящее время наибольшие претензии предъявляются к качеству услуг в сфере красоты — к мастерам маникюра, косметологам, реже — к парикмахерам. Проблема приобрела такой масштаб, что представители Торгово-промышленной палаты обратились в кабинет министров страны с просьбой ввести обязательную сертификацию для самозанятых в этой сфере услуг, которая должна подтвердить квалификацию работника и его обязанность соблюдать необходимые требования безопасности. В то же время, в различных объединениях малого бизнеса обратили внимание на возможные негативные последствия введения обязательной сертификации: самозанятые могут предпочесть работать неофициально, то есть снова уйти «в тень». Не поддержали инициативу Торгово-промышленной палаты и в объединении малого и среднего бизнеса «Опора России». Мнение представителей малого бизнеса — такая сертификация нужна, но она должна быть добровольной.
Самозанятые не обязаны платить страховые взносы, в том числе взносы в пенсионный фонд. Они имеют право на социальную пенсию, но из-за отсутствия взносов им не будет начисляться пенсионный стаж. Чтобы иметь право на страховую пенсию, самозанятые могут платить пенсионные взносы добровольно. Размер обязательного пенсионного страхования такой же, как для индивидуальных предпринимателей: в 2024 году он составил 49 500 рублей. Страховые взносы позволяют включить период деятельности самозанятого в общий трудовой стаж и накапливать индивидуальные пенсионные коэффициенты. Добровольная уплата пенсионных взносов не получила широкого распространения. На конец 2023 г. пенсионные взносы делают 258,2 тыс. зарегистрированных самозанятых, что составляет 3% от их общего количества.
Законодательством определены следующие виды запрещённой деятельности для самозанятых:
• продажа подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной идентификационной маркировке, за исключением некоторых видов сахаросодержащих напитков;
• перепродажа товаров и имущественных прав, за исключением продажи имущества, которое использовалось для личных или домашних нужд;
• добыча и продажа полезных ископаемых;
• деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров;
• доставка товаров в интересах других лиц; однако такая доставка возможна, если продавец товаров ведёт расчёты с покупателем при помощи зарегистрированной контрольно-кассовой техники, и продавцом в чеках указан работодатель самозанятого.
Необходимо отметить, что в настоящее время в Государственную думу внесён законопроект, в котором предлагается разрешить самозанятым заниматься перепродажей чужих товаров. Предполагаем, что авторы поправки усмотрели в этом запрете плохо замаскированные «уши» советского понятия «спекуляция», которое совершенно не вписывается в российскую рыночную экономику.
Специальный налоговый режим определил минимальную ставку налога на профессиональную деятельность и максимально упростил процедуру регистрации для самозанятых работников. Самозанятые в целом положительно оценили новое законодательство и подтвердили свою оценку на практике. Сейчас Федеральная налоговая служба России ежедневно регистрирует в качестве самозанятых более 8,5 тыс. человек, а общая численность зарегистрированных составила 9 млн [В России число.].
Достигнутые к настоящему времени результаты позволяют сделать вывод, что основная задача специального налогового режима выполняется успешно: самозанятость на рынке труда России обрела официальный статус, что способствовало увеличению налоговых поступлений в бюджет — к 2024 году совокупный доход самозанятых работников составил 2,9 трлн рублей.
Тем не менее вопрос о том, сколько самозанятых граждан осталось в неформальном секторе экономики остаётся открытым. Федеральная налоговая служба в своих отчётах о самозанятых таких сведений не предоставляет. Между тем, в настоящее время ФНС является основным источником достоверной статистической информации о самозанятых работниках. До сих пор практически все исследования (в том числе социологические) в силу легальности этой группы работников касались потенциальных самозанятых. Одним из исследований, изучающим реальных самозанятых, явилось исследование «Самозанятые: кто они?», проведённое сотрудниками Института социологии ФНИСЦ РАН.
Объектом этого исследования были самозанятые Москвы, сбор информации проводился методом телефонного интервью по полуформализованному опроснику. Всего было опрошено 190 человек [Голенкова, Голиусова... 2020]. Отметим, что исследование проводилось после введения с 1 января 2019 г. в четырёх регионах страны (в том числе в Москве) специального налогового режима для самозанятых. На фоне проводимого эксперимента большинство опрошенных самозанятых не выразили желание официально зарегистрировать свою деятельность, мотивируя это своей привычкой полагаться только на себя и недоверием к государственным органам власти. Конечно, эти результаты нельзя прямолинейно переносить на всю генеральную совокупность. Однако они заставляют задуматься об источниках рекрутирования в формирующуюся группу зарегистрированных самозанятых работников. В частности, какое место в этой группе занимают самозанятые неформального сектора, которых и собирались изначально «вывести из тени» законодатели. Безусловным успехом введения специального налогового режима явилось формирование легальной группы самозанятых работников на российском рынке труда. Мы плохо знаем этот сегмент занятости и работников, которые в нём трудятся, поскольку, как было отмечено выше, исследованиям мешала степень легальности изучаемой группы. Новая официально зарегистрированная группа самозанятых может и должна быть всесторонне изучена, в том числе и для того, чтобы не допустить в дальнейшем законодательных ошибок.
Сведения, представляемые Федеральной налоговой службой, являются количественными показателями демографических, образовательно-квалификационных характеристиках самозанятых работников, рейтингов видов деятельности, миграционных потоков. По итогам 2023 года 58% самозанятых — мужчины, 42% — женщины. Средний возраст составляет 35 лет. Возраст и пол самозанятых работников — основные дифференцирующие факторы выбора вида деятельности. Наиболее предпочтительными видами деятельности на протяжении всего периода действия специального налогового режима остаются услуги такси; строительные работы и ремонт, маркетинг и ГГ-услуги, продажа продукции собственного производства, сфера красоты, курьерские услуги (доставка товаров), сдача жилья в аренду. Треть зарегистрировавшихся самозанятых являются трудовыми мигрантами — 30% работают за пределами региона проживания. Направление миграционных потоков — центральные регионы (Москва и Московская область, Санкт-Петербург), юг страны (Краснодарский край), Татарстан [Яшина.].
Статистические данные Федеральной налоговой службы дают возможность изучить количественную сторону такого явления на рынке труда России, как самозанятость. Напомним, однако, что специальный налоговый режим для самозанятых был введён как эксперимент до 2028 года. По окончании этого периода предполагается провести анализ полученных данных для окончательной разработки законодательства. Для всестороннего анализа только количественных данных недостаточно — должны быть изучены качественные стороны явления, мнения самозанятых работников. Такие сведения могут быть получены в ходе качественных статистических и социологических исследований.
Подобные обследования сейчас проводятся на основе цифровой платформы Консоль.Про. Одним из направлений её деятельности являются аналитические исследования самозанятых. Авторы используют данные анкетного опроса самозанятых, зарегистрированных Федеральной налоговой службой в 2023 году. Для отбора респондентов исследователями Консоль.Про была использована простая случайная выборка.
Анализ полученных данных позволил выявить положения закона, которые часть самозанятых хотела бы скорректировать. Например, 27% самозанятых хотели бы повысить лимит годового дохода, и ради этого они готовы пойти на определённые организационные неудобства и материальные потери: 46% согласны на увеличение отчётности, 28% — на незначительное повышение налога. Сейчас лимит составляет 2,4 млн рублей в год или в среднем 200 тыс. рублей в месяц. При этом реальные доходы самозанятых растут, и каждый четвёртый может в обозримой перспективе этот лимит превысить. Если повышения лимита не произойдёт, эти самозанятые работники из-за превышения лимита годового дохода будут вынуждены перейти в индивидуальное предпринимательство.
Однако вдвое больше самозанятых (47%) недовольны величиной своего дохода и для его увеличения планируют повысить стоимость услуг. При этом они хотят не механически «накручивать» цены, а улучшать качество своей продукции и своих услуг. Для этого 30% закупают новое оборудование, а 28% собираются повышать свою квалификацию и для этого инвестировать в образование.
Выявленные налоговые проблемы в большей степени касаются не размера налога, а его уплаты. Только 33% опрошенных самозанятых уплачивают налог регулярно и вовремя. Причём проблема вовсе не в сложной системе налоговых выплат — она максимально упрощена. Но 67% самозанятых работников просто забывают об оплате. На наш взгляд, дело в частоте оплаты, которую надо производить ежемесячно. Возможно, для самозанятых стоит ввести такую же поквартальную схему оплаты как при оплате НДФЛ.
Юридическая неграмотность вынуждает большую часть самозанятых выполнять работу на доверии, без заключения официального договора. Если такой договор заключается, то 23% самозанятых составляют его самостоятельно, 21% обращаются за помощью к юристам, 12% — к друзьям и знакомым. Если договор составляет заказчик, 31% самозанятых его попросту не читает, поскольку доверяет заказчикам или ничего
не понимает в юридических вопросах. В результате в 2023 году каждый третий самозанятый работник понёс убытки (до 80 тыс. рублей) из-за неправильно составленного договора.
В ходе исследования были выявлены и другие значимые для самозанятых работников проблемы. 32% самозанятых отметили трудности поиска клиентов; 22% — высокую конкуренцию в их области деятельности; 20% — сложности с тайм-менеджментом, то есть с оптимальной организацией своей трудовой деятельности; 16% — недобросовестность заказчиков [Яшина.].
Анализ данных, полученных в ходе исследований Консоль. Про, позволил авторам сделать следующий общий вывод: многих проблем в деятельности самозанятых можно было бы избежать или значительно их минимизировать, если бы самозанятые работники могли без проблем повышать свой образовательный и квалификационный уровень или получать дополнительное образование. Это касается, прежде всего, проблем с составлением договоров, с организацией трудовой деятельности, с повышением качества услуг. Кроме того, осваивая смежные профессии и повышая квалификацию, работники приобретают значимые конкурентные преимущества.
Сейчас в стране существуют различные проекты поддержки малого и среднего бизнеса, в том числе и самозанятости. Главный и основной — национальный проект «Малое и среднее предпринимательство». Одной из задач проекта является «оказание информационно-консультационных и образовательных услуг самозанятым гражданам на базе центров «Мой бизнес»». «Мой бизнес» не является образовательным центром. Он создан по принципу «единого окна» и предоставляет целый спектр различных услуг: юридических, информационных, консультационных, образовательных и многих прочих. По сути «Мой бизнес» — посредническая организация, взаимодействующая со множеством партнёрских учреждений и институтов разного профиля и назначения. Образовательные программы, предлагаемые в этих центрах, одобрены Министерством экономического развития и представляют собой различные бизнес-курсы: «Открытие и развитие бизнеса»; «Управление персоналом»;
«Привлечение клиентов и продажи» и т. п. [От идеи до реализации...]. По сути, это курсы повышения квалификации внутри узкого сегмента деятельности. Самозанятые принадлежат к такой категории работников, которая органично «вписалась» в рыночные отношения умением оперативно определять потребности потребительского сегмента рынка и также оперативно закрывать эти потребности. Эксперты, между тем, отмечают тенденцию расширения границ применения деятельности самозанятых работников в рамках так называемой гиг-экономики, или экономики свободного заработка. Эта деятельность предъявляет иные требования и к уровню образования и квалификации исполнителя, и к образовательным программам для работников.
В России нет единой государственной системы образования для самозанятых, но для максимального удовлетворения современных образовательных потребностей была разработана и запущена первая отечественная образовательная социальная сеть MANEO. В сети существуют десятки курсов, интенсивов, обучающих программ различных актуальных в настоящее время профессиональных направлений, системы дополнительного образования. В процессе обучения используются все онлайн возможности, включая виртуальную реальность для практических занятий [В России появилась.].
В 2023 году отделом социальной структуры Института социологии ФНИСЦ РАН для разработки исследовательских стратегий и выявления требующих дальнейшего изучения проблем самозанятых работников были проведены пять фокус-групп. Фокус-группа — качественный метод исследования, основанный на свободных дискуссиях с небольшой группой участников, представляющих значимую для исследователей целевую аудиторию. В отличие от формализованного интервью или анкетного опроса свободная дискуссия — наиболее эффективный способ получить широкий спектр идей и мнений об исследуемом предмете. В социологии фокус-группы, как правило, проводят в качестве дополнительных исследований. Их результаты служат основанием для различных гипотез, способствуют вы-
бору стратегии и разработке инструментария для конкретного социологического исследования с целью более предметного изучения проблемы 1.
В исследованных нами фокус-группах целевую аудиторию составили работники, которые официально зарегистрировались в качестве самозанятых.
Поскольку практически все участники фокус-групп начали свою деятельность в качестве самозанятых недавно, исследователей, в первую очередь, заинтересовали причины выбора самозанятости. Главной побудительной причиной выбора самозанятости стал социальный контракт, заключённый с местными властями. «Социальный контракт» — федеральная программа помощи малообеспеченным трудоспособным гражданам, чтобы реализовать свой трудовой потенциал. Он заключается между гражданином и местным управлением социальной защиты. Выплаченные по договору деньги должны быть потрачены либо на обучение востребованной профессии с целью дальнейшего трудоустройства, либо на открытие своего дела. Участники фокус-групп решили открыть собственное дело, стать самозанятыми.
Самые большие финансовые затраты у начинающих свою деятельность самозанятых приходятся на аренду помещений, закупку оборудования и исходных материалов. Аренда помещений — большая проблема не только с финансовой стороны. Во-первых, достаточно трудно найти подходящее помещение именно для своего конкретного вида деятельности, который требует определённых условий труда. Во-вторых, место расположения арендованного помещения напрямую влияет на количество клиентов. Перечисленные выше требования к помещению во многом определяют размер арендной платы. Хозяева недвижимости, видя заинтересованность клиента, могут завысить плату изначально, или часто повышать её впоследствии по своему усмотрению. Дороговизну и нестабиль-
1 Подробный анализ результатов исследования фокус-групп представлен в монографии «Неформальная занятость в России и Монголии в современных условиях» [Неформальная занятость. 2023].
ность арендной платы отметило подавляющее большинство участников фокус-групп. Есть и противоположные примеры, когда самозанятый арендует помещение у организации, заинтересованной в деятельности самозанятого работника.
Ещё одна очень затратная область — приобретение оборудования и, особенно, исходных материалов для работы. Самозанятые отмечают растущие цены и трудности с доставкой. Больше всего от постоянного повышения цен страдают те самозанятые работники, деятельность которых относится к сфере общественного питания. Себестоимость продуктов становится выше, а маржа (то есть разница между себестоимостью товара и ценой, по которой его продают) понижается. По мнению участников фокус-групп, занимающихся ресторанным бизнесом «если цену поднимаешь, клиенты просто уходят, как бы у тебя не было качественно, каким бы хорошим не было обслуживание». Проблему усугубляют «особенности» отечественных экономических отношений. В финансовой сфере существуют понятия «постоянные» и «переменные» затраты или расходы. Например, в ресторанном бизнесе с увеличением количества клиентов растут расходы на приготовление еды для них. Эти расходы являются переменными. Но арендная плата должна оставаться той же, что и была, то есть независимой от количества клиентов и, следовательно, быть постоянным расходом. Судя по рассказам участников фокус-групп, их затраты на аренду помещения стали вполне переменными, поскольку, несмотря на заключённые договоры, зависят не только от количества клиентов, но и от многих других причин, непостижимых умом законопослушных самозанятых.
Большая проблема — наработка клиентской базы. Участники фокус-групп предложили несколько путей её решения, основанных на собственном опыте. Во-первых, держать и улучшать качество работы. «Качество продукции — это залог, что клиент придёт ещё раз». Для этого самозанятые используют хорошо зарекомендовавшие себя способы: обновление оборудования и повышение квалификации, в том числе и с помощью дополнительного обучения.
Во-вторых, продуманно выбирать вид деятельности. Оптимальный вариант — его уникальность. Это, конечно, трудно достижимо. Но можно в рамках расхожего вида деятельности делать достаточно уникальную продукцию, «нужно придумать свою «фишку»».
В-третьих, оптимальное ценообразование. Цена должна быть приемлемой и для клиента, и для предоставляющего услуги. Участники фокус-групп отметили, что это трудная задача, для её решения нужно иметь определённый уровень финансовой грамотности. Вообще финансовою и юридическую неграмотность самозанятые считают одной из самых больших проблем своей деятельности.
В-четвёртых, нужно продуманное эффективное рекламирование. На время проведения фокус-групп наиболее популярными и эффективными были различные мессенджеры в Интернете. Но после начала СВО многие из них стали недоступны. Поэтому можно предположить, что в настоящее время рекламирование своей деятельности стало вызывать у самозанятых значительные затруднения. Они, конечно, использовали баннеры, объявления, так называемое «сарафанное радио». Наверняка используют и сейчас. Но все участники фокус-групп считают эти средства рекламирования значительно менее эффективными, нежели реклама в Интернете. Использование же визиток и раньше не имело широкого применения.
Конкурентная «борьба» — одна из сторон проблемы привлечения клиентов. Наличие конкуренции в большей мере отмечают самозанятые популярных видов занятости в сфере торговли, общественного питания, предоставления различных ремонтных услуг. Конкуренция в этих сферах зачастую носит недобросовестный и агрессивный характер. Также как и для наработки клиентской базы, самозанятые считают, что для успешной конкуренции нужно обучение дополнительным навыкам, обновление оборудования и т. п.
Участники фокус-групп отметили такие плюсы самостоятельной деятельности, как независимость и свобода действий. Эти стороны самозанятости как самые привлекательные чаще всего отмечают в ходе социологических исследований и потенциальные самозанятые. «Плюсы в том, что я могу
планировать своё время. Я занимаюсь тем, что мне нравится. У меня есть свобода действий, я сам себе руководитель». «Самостоятельная работа — это интересно. Вы являетесь и автором, и исполнителем проекта. Нужно много думать».
Было высказано и прямо противоположное мнение: независимость и свобода деятельности являются минусом самозанятости, более важной характеристикой является социальная гарантированность. «Работа на государство очень надёжна, тебя всегда поддержат». «Мысли завершить самостоятельную деятельность и устроиться на работу были, и не раз. Останавливали обязательства, потраченные усилия и время». Участники фокус-групп предположили, что некоторые самозанятые выбирают этот вид трудовой деятельности, потому что слабо представляют, что это такое. «Очень часто люди начинают заниматься предпринимательством, потому что это модно, особенно среди молодёжи. Они не знают, что у предпринимателей нет гарантированной поддержки. Думают, что будут идти по лёгкому пути. А этого не получается. У людей просто непонимание того, с чем они встретятся. Никто их не просвещает».
Участники фокус-групп предположили, что можно «соединить» свободу действий предпринимательской деятельности и социальные гарантии работы по найму, если использовать самозанятость в качестве дополнительной работы.
В ходе проведения фокус-групп был выявлен круг наиболее значимых проблем, требующих дальнейшего изучения и осмысления.
Для начинающих свою самостоятельную деятельность важнейшей является проблема «первоначального капитала». Но не только и не столько «где и сколько». Начинающих своё дело волнует вопрос, как распорядиться капиталом с пользой и наибольшей выгодой. То есть на этом этапе самозанятым нужны определённые консультационные услуги специалистов. Где самозанятый может получить такие услуги, известно только в одном случае: если он получает деньги для развития своего дела по определённой государственной программе. Тогда он получит консультацию в организации, которая выдала деньги. Если самозанятый использует банковские ссуды и кредиты или свои накопления, вопрос о дальнейших консультациях остаётся открытым.
На следующих этапах развития своего дела самозанятые сталкиваются с огромной проблемой недостатка знаний в различных областях. Как правило, это финансовая и юридическая безграмотность, отсутствие организационных навыков работы (её планирования), грамотного рекламирования своей деятельности, иначе говоря, общий недостаточный уровень образования и квалификации. Конечно, в стране есть система дополнительного образования и повышения квалификации, множество различных образовательных программ на интернет-пространстве. Но неизвестно, насколько они удобны и эффективны именно для самозанятых работников.
Важной проблемой для изучения является следующая: как соблюсти баланс между независимостью и свободой деятельности, которые так ценят самозанятые, и государственной поддержкой их деятельности. Одной оптимизации налоговой системы всё-таки недостаточно.
список ЛИТЕРАТУРЫ
В России появилась первая отечественная образовательная сеть для самозанятых // Социальный фонд России : [сайт]. 15.05.2023. URL: https://sfr.gov.ru/press_center/z_ news/~2023/05/15/249803 (дата обращения: 10.03.2024). В России число самозанятых достигло 9 млн // Социальный фонд России : [сайт]. 29.11.2023. URL: https://sfr.gov.ru/ press_center/z_news~2023/11/28/257546 (дата обращения: 10.03.2024).
Голенкова З. Т., Голиусова Ю. В., Горина Т. И. Социологический портрет самозанятых в современной России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Т. 20, № 4. С. 821-836. DOI 10.22363/23132272-2020-20-4-821-836. EDN TWLPSS.
Многоукладная экономика времён Сталина: кооперативы, кустари, единоличники : 19 марта 2020. URL: https://vk.eom/@ za_rodinu_za_stalina-mnogoukladnaya-ekonomika-vremen-stalina-kooperativy-kustari (дата обращения: 17.02.2024).
Неформальная занятость в России и Монголии в современных условиях : монография / З. Т. Голенкова, Ц. Цэцэнбилэг, Е. А. Алексеенок [и др.] ; науч. ред. З. Т. Голенкова ; отв. ред. Д. Д. Бадараев. Улан-Удэ : Бурятский научный центр СО РАН, 2023. 196 с. ISBN 978-5-7925-0663-3. EDN EQVVBB.
Особенности неформальной экономики в различных странах и регионах мира // Студопедия : [сайт]. 20.04.2015. URL: https://studopedia.ru/8_39820_osobennosti-neformalnoy-ekonomiki-v-razlichnih-stranah-i-regionah-mira.html (дата обращения: 17.04.2024).
От идеи до реализации: кому нужны центры «Мой бизнес» // РБК : [сайт]. 26.08.2022. URL: https://www.rbc.ru/business/26/08/2022 /6304a7cd9a79470ffc60ea0e (дата обращения: 17.04.2024).
Самозанятость в различных странах : 24.10.2018. URL: https:// vk.com/@vrh42-samozanyatost-v-razlichnyh-stranah (дата обращения: 17.02.2024).
Трухина В. Средняя заработная плата в России в 2023 году // Налог-налог.ру : [сайт]. 18.10.2023. URL: https://nalog-nalog. ru/zarplaty_i_kadry/srednyaya-zarabotnaya-plata-po-rossii-v-2023-godu/ (дата обращения: 29.02.2024).
Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан) // Президент России : [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/43826 (дата обращения: 10.03.2024).
Яшина В. Самозанятость в цифрах: итого 2023 года // Консоль. Про : [сайт]. 27.12.2023. URL: https://konsol.pro/blog/samo-zanyatost-v-tsifrah-2023 (дата обращения: 29.02.2024).
10 фактов о сталинских кустарях-одиночках // 2акон Vремени : [сайт]. 21.09.2014. URL: https://zakonvremeni.ru/analyt-ics/6-2--/18065-10-faktov-o-stalinskix-kustaryax-odinochkax. html (дата обращения: 17.02.2024).
Сведения об авторах
З. Т. Голенкова
доктор философских наук, профессор, руководитель Центра исследования социальной структуры и социального расслоения, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия E-mail: [email protected] SPIN-код: 8183-0640 И. М. Орехова
старший научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия E-mail: [email protected] SPIN-код: 3744-8620
DOI: 10.19181/ezheg.2024.1
Self-employment in the Russian labor market: formation, development, vector of further study
Zinaida T. Golenkova
Doctor of Philosophy, Professor, Head of the Center for the Study of Social Structure and Social Stratification, Institute of Sociology of FCTAS RAS, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
Inessa M. Orekhova
Senior researcher, Institute of Sociology of FCTAS RAS, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
Abstract. The authors trace the emergence and development of such a type of work activity as self-employment in the Russian labor market. They came to the conclusion that the very type of such activity appeared in the country much earlier than the concept and term "self-employment". The authors believe that the emergence of self-employment in the country's labor market occurred during the era of Stalinist transformations of the national economy, when independent artisan workers and single artisans appeared in the economic space of the Soviet Union. According to the authors, the main provisions of the Federal Law on the Self-employed have tangible similarities with the rules for those wishing to engage in handicrafts. The authors trace the legislative changes that helped introduce a significant part of the self-employed into legal, officially registered activities. The official status of the self-employed has facilitated their detailed study. The focus survey conducted with the participation of the authors contributed to the development of a strategy for further study of the self-employed. Keywords: federal legislation, self-employment, self-employed, labor market, lone artisan, economic activity of the self-employed, focus group, research vector