УДК 331
Ламзина К.Ф.
студент, Югорский государственный университет,
г. Ханты-Мансийск, Россия Научный руководитель: Горбунова Е.Н.
кандидат юридических наук, доцент Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, Россия
САМОЗАНЯТОСТЬ, КАК СПОСОБ ПОДМЕНЫ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Аннотация
Самозанятость, как форма трудовой занятости, приобретает все большую популярность в современном обществе. Этот вид работы обеспечивает гибкость, независимость и возможность управлять своим рабочим графиком. Однако, несмотря на преимущества, связанные с самозанятостью, она также несет определенные негативные последствия, в том числе использование самозанятости граждан, как способа подмены трудовых отношений.
Ключевые слова:
самозанятость, рынок труда, подмена трудовых отношений, негативные последствия.
С 1 января 2019 года в некоторых субъектах Российской Федерации началось проведение эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», а с 1 июля 2020 года экспериментом была охвачена вся территория Российской Федерации. Эксперимент ограничен сроком проведения до 31 декабря 2028 года.
Плательщиков налога на профессиональный доход называют самозанятыми. Самозанятыми считаются люди, занимающиеся предпринимательской или профессиональной деятельностью без регистрации юридического лица. Они трудятся на себя, не имея постоянного трудового контракта с организацией. Статус самозанятого позволяет физическим лицам официально заниматься предпринимательской деятельностью, уплачивать налоги на упрощенной основе [5].
С начала проведения эксперимента в Российской Федерации в качестве «самозанятых» зарегистрировано порядка 8 миллионов человек, при этом более 50% ранее никак не декларировали свои доходы. За все время эксперимента самозанятые граждане задекларировали свои доходы в размере около
2 триллионов рублей, исчисленный налог составил более 81 миллиарда рублей [1].
Для граждан возможность регистрации в качестве самозанятого имеет ряд плюсов, например таких
как:
гибкость графика работы;
самостоятельность и независимость;
потенциал для увеличения дохода;
выход из тени;
реализация творческого потенциала и другие.
Однако появление новой формы трудовой занятости граждан повлекло за собой возможность «налоговой оптимизации» для недобросовестных работодателей. Происходит это по следующей схеме: потенциальный работодатель просит кандидата на должность зарегистрироваться в качестве самозанятого, после чего организация заключает с новоиспеченным самозанятым договор гражданско-правового характера. Таким образом, работодатель и работник обретают новый статус - заказчика и исполнителя соответственно.
За счет злоупотребления трудом самозанятых работодатель получает ощутимую экономию денежных средств, так как по трудовому договору за работника необходимо платить взносы в размере 30% от заработной платы, а также удерживать и перечислять в бюджет налог на доходы физических лиц в размере 13 %, а за самозанятого работодателю ничего платить не нужно, самозанятый самостоятельно уплачивает налог на профессиональный доход в размере 6% от прибыли [2].
Работники же в ситуации с подменой трудовых отношений самозанятостью многого лишаются, а именно:
отсутствие социальных гарантий (не предоставляется оплачиваемый отпуск, не оплачивается больничный; не предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством);
государственное пенсионное обеспечение не в полном объеме (самозанятые не платят страховые взносы, поэтому может назначаться только социальная пенсия без учета стажа и баллов, которая значительно ниже);
отсутствие возможности получить налоговый вычет, так как с выплат самозанятому не удерживается налог на доходы физических лиц.
В Трудовом кодексе Российской Федерации обозначен запрет на подмену трудовых отношений гражданско-правовыми [3].
Федеральная налоговая служба России располагает информационным реестром, который содержит сведения об организациях, привлекающих для выполнения работ самозанятых граждан.
Признаки наличия трудовых отношений с самозанятыми:
подчинение работника (самозанятого) действующим правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы;
устойчивый и стабильный характер отношений;
индивидуальный предприниматель является единственным источником дохода самозанятых и другие [5].
При выявлении признаков подмены трудовых отношений с самозанятыми налоговыми органами проводится комплекс мероприятий, в том числе: анализ финансово-хозяйственной деятельности организации и индивидуальных предпринимателей, анализ выписок банков о движении денежных средств по расчетному счету, допросы плательщиков налога на профессиональный доход, руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей, привлекающих самозанятых, осмотры мест ведения деятельности.
В случае подтверждения факта наличия трудовых отношений с самозанятым, работодатель несет ответственность в соответствии со статьей 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также гражданско-правовые отношения будут переквалифицированы в трудовые, с последующим доначислением налога на доходы физических лиц и страховых взносов [4].
Кроме того, Федеральная налоговая служба России позаботилась заранее о возможных деформациях трудовых отношений с работниками в гражданско-правовые, и установила запрет на заключение договоров гражданско-правового характера в течение двух лет с бывшими работодателями [5].
Налог на профессиональный доход интересный эксперимент, который оправдал ожидания законодателей, об этом свидетельствует география распространения эксперимента и суммы налоговых отчислений самозанятыми гражданами за весь период, поступивших в бюджет, вместе с тем, как и любой эксперимент, он имеет как положительные, так и отрицательные моменты. Эксперимент относительно «молодой» и потому, все недостатки будут регулироваться в процессе его проведения.
Список использованной литературы: 1. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). 2022 Стат.сб./Росстат. - М., 2022.- 151 с.
2. Самозанятость в Российской Федерации. Социально-экономические и юридико-правовые аспекты по итогам 2019-2021 годов. - Санкт-Петербург: СПбГУП, 2021. - 132 с. - (Социально-трудовые конфликты; Вып. 34).
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) [Электронный ресурс] — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_34683/
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 08.07.2024) [Электронный ресурс] — URL: https://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_34661/
5. Официальный сайт ФНС России [Электронный ресурс] — URL:. https://www.nalog.gov.ru/.
©Ламзина К.Ф., 2024
УДК 347
Синицына А. В.
государственный судебный эксперт БЛСЭ
г. Брянск, РФ
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА ПОСЛЕ ЗАЛИВА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СУДЕБНОЙ СТРОИТЕЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Аннотация
При производстве судебной строительно-технической экспертизы возникает множество проблем при определении стоимости восстановительного ремонта после залива. Эти проблемы могут быть связаны как с техническими аспектами, так и с финансовыми и правовыми вопросами.
Ключевые слова
восстановительная стоимость; строительно-техническая экспертиза; дата определения стоимости; залив помещения; объемы работ, судебная экспертиза.
Sinitsyna A. V.
State judicial expert of the BLSE Bryansk, Russia
ACTUAL PROBLEMS OF DETERMINING THE COST OF RESTORATION REPAIRS AFTER THE BAY IN THE PRODUCTION OF FORENSIC CONSTRUCTION AND TECHNICAL EXPERTISE
Abstract
During the production of forensic construction and technical expertise, there are many problems in determining the cost of restoration repairs after the bay. These problems may be related to both technical aspects, as well as financial and legal issues.
Key words
replacement cost; construction and technical expertise; date of cost determination; room filling,
scope of work; forensic examination.
Залив - одна из самых распространенных причин повреждения жилых и нежилых помещений,