УДК 378
ББК 74 © И.В. Ульянова, И.Г. Евсеева, Е.В. Борисова, 2018
Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
САМОВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Ирина Валентиновна Ульянова,
профессор кафедры педагогики, доктор педагогических наук Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12);
Ирина Георгиевна Евсеева, профессор кафедры педагогики УНК ПСД, кандидат психологических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12);
Екатерина Владимировна Борисова, доцент кафедры экономической безопасности, финансов и экономического анализа,
кандидат экономических наук, полковник полиции Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: office@unity-dana.ru
Аннотация. Самовоспитания юношества, в когорту которого входят курсанты — архиважная проблема современного, постиндустриального общества, которое во многом дезориентирует подрастающее поколение в выборе ценностей, целеполагании. При дефиците системной рефлексивной работы в образовательном процессе обучающиеся испытывают затруднения в области самовоспитания, что деструктивно влияет как на личностный рост субъекта, так и на его профессиональное становление. Для системной работы с курсантами кафедрой педагогики выстроена целостная система воспитания, охватывающая наряду с учебными занятиями воспитательное сопровождение взвода, работу курсантского научного кружка.
Ключевые слова: курсант, воспитание, самовоспитание, рефлексивная деятельность, курсантский научный кружок, педагогика смысложизненных ориентаций.
SELF-EDUCATION OF STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF MIA OF RUSSIA AS THE ACTUAL PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM
Irina V. Ul'yanova,
Professor of the Chair of Pedagogy, Doctor of Pedagogical Sciences
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);
Irina G. Evseeva, Professor of Department of pedagogy UNK PSD, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);
Ekaterina V. Borisova, associate Professor Economic security, Finance and Economic analysis, Candidate of Economic Sciences, colonel of police Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. Self-education of youth, which includes cadets in the cohort ,is an archival problem of modern, post-industrial society, which largely disorients the younger generation in the choice of values, goal-setting. With a shortage of systemic reflexive work in the educational process, students experience difficulties in the field of self-education, which destructively affects both the personal growth of the subject and its professional development. For systematic work with cadets, the Department of pedagogics built an integral system of education, covering, along with training sessions, educational support platoon, the work of the Kursk scientific circle.
Keywords: cadet, upbringing, self-education, reflective activities, the cadets' scientific society, the pedagogy of life-meaningful orientations.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Ульянова И.В., Евсеева И.Г, Борисова Е.В. Самовоспитание курсантов образовательных организаций МВД России как актуальная психолого-педагогическая проблема. Вестник экономической безопасности. 2018;(3):266-9.
Постиндустриальное общество, представляющее собой крайне противоречивое явление, во многом дезориентирует подрастающее поколение в
выборе ценностей, целеполагании, что, по мнению В. Франкла, В.Э. Чудновского и др., обусловливает экзистенциальный вакуум личности, провоцирует
ноогенный невроз. Очевидно, что без учета данных рисков образовательный процесс, в том числе, в системе высшего образования, не может быть эффективным. Учитывая, что личностные характеристики полицейского играют особую роль в профессиональном становлении курсанта, сам педагогический процесс в образовательных организациях МВД России сегодня необходимо трактовать в контексте гуманистической педагогики (традиционной для отечественного образования, в том числе для ведомственной сферы — И.А. Алехин, Б.П. Груздев, В.Я. Кикоть, Н.В. Сердюк и др.) в противовес сциентистской (суть которой частично заложена в основу ФГОС ВО последнего поколения) представлять как устойчивую совокупность следующих аспектов:
• воспитательного (как целенаправленного, планомерного, системного влияния на личность для решения частных и общих педагогических задач, содействия ей в реализации социокультурного поведения на основе интериоризиро-ванных гуманистических ценностей);
• учебного (как процесса, включающего воспитание в освоение научных знаний, умений, навыков, т.е. «воспитывающего обучения»);
• служебного (как процесса освоения и выполнения служебных навыков с ориентацией на соблюдение закона, охрану правопорядка, заботу о сохранении прав человека);
• самостоятельную работу курсанта с собственной личностью.
Н.В. Сердюк [3] понимает «под гуманизацией высшего образования системы МВД направленный педагогический процесс, обеспечивающий такую атмосферу вузовской среды, в которой субъект — субъектные отношения всех партнеров строятся на основе уважения и индивидуальности друг друга; а осмысление научных знаний, открытий всеми участниками учебного процесса ведется только в соотнесении с общечеловеческими ценностями, только в контексте культуры», когда акцент ставится на диалоговой концепции культуры (М.М. Бахтин и др.).
Однако в массиве научных исследований, посвященных проблеме самовоспитания курсантов, акцент преимущественно ставится на профессиональное самовоспитание обучающихся (А.Н. Ковалев,
В.Н. Котляр, Ю.Н. Окунев, СЛ. Тихомиров и др.), тогда как, на наш взгляд, необходима внутренняя дифференциация интегрированного, целостного по своей сущности явления — самовоспитания — как личностного и профессионального компонентов. Причем они формируются в определенной иерархии: от личностного уровня к профессиональному.
Самовоспитание в самом обобщенном смысле нами трактуется как сознательная и целенаправленная деятельность человека по самоизучению и самооцениванию, изучению и интериоризации гуманистических ценностей, постановке жизненных целей, выбору актуального вида деятельности; готовность к изменению собственного поведения. Очевидно, что такая деятельность проходит подготовительные этапы, начиная с детства; в этом процессе ребенку долгое время необходима систематическая педагогическая помощь, ибо такие личностные качества, как ответственность, воля, прогнозирование и проч. частично формируются только к подростковому возрасту. Таким образом, если у курсанта не было подобного опыта в школьное время, то в период обучения в образовательной организации высшего образования (особенно ведомственного уровня) самовоспитание, как правило, затруднено, курсант не в состоянии полностью соответствовать предъявляемым требованиям. Это требует дополнительной консультационной, коррекционной работы с субъектом.
Самовоспитанию (как показано в педагогике смысложизненных ориентаций) [5, с. 331—335] присущи процессы, которые осуществляются в онтогенезе в определенной иерархической последовательности: самовыражение, самопознание, выбор, самоконтроль, самоиспытание, самостимулирование, самоутверждение, самоуважение, жизнетвор-чество.
Опыт авторов статьи показал, что самовыражение, самопознание, выбор, самоконтроль необходимо включить в образовательный процесс первокурсников, благодаря чему осуществляется их адаптация к новому коллективу, новым учебным, служебным требованиям, укрепляется чувство собственного достоинства. Для этого в рамках гуманитарных дисциплин (прежде всего, психологических, педагогических) в семинарские, практические занятия следует вводить тренинговые элементы, развивающие
свободу представления о собственной личности, активного слушания, организовывать дискуссии, диспуты, выполнение заданий в микрогруппах.
В данном контексте весьма значимой для курсантов является рефлексивная деятельность (рефлексия — от лат. геАехю — обращение назад — мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения), осуществляемая в конце проведенных занятий как ответы на вопросы: «Чем бала полезна данная тема в профессиональном плане? В личностном плане? Что оказалось трудным? Что особенно заинтересовало? И проч.) [4, с. 147— 150].
В темпоральном плане различаются такие виды рефлексии, как ситуативная, ретроспективная и проспективная. Первый вид связан с ситуацией в настоящем, анализом личности сопутствующих реакций. Ретроспективная — подразумевает оценку событий и действий, связанных с прошлым. Проспективная рефлексия позволяет анализировать предстоящую деятельность. Таким образом, систематически актуализируя рефлексивную деятельность в жизни курсанта, и преподавательский, и командный составы укрепляют позитивные представления курсантов о целостности своей жизни.
Обращаясь к воспитательному процессу, необходимо подчеркнуть ценность искусства в формировании гармоничной личности полицейского, когда в нем сбалансированы разум, чувства, воля. Для развития эмоциональной сферы личности курсантов их систематически следует включать в мероприятия, где они являются не только зрителями (концерты, театральные спектакли), но и активными участниками (художественное чтение, пение и т.д.). В данном контексте кафедрой педагогики успешно апробирован формат рефлексивных проектов типа «Линия моей жизни», «Герб моей личности», «Мой нравственный идеал», «Любимый уголок моей Родины», «Любимы поэтические строки» и проч., в которых курсанты развивают свои художественные, литературные, аналитические способности. Благодаря этому, как показали исследования, формируется культура гражданского, эстетического, рефлексивного уровней курсантов, готовность к творческому и морально-нравственному выбору, расширятся их кругозор, снижается тревожность, стабилизиру-
ется самооценка. Вместе с тем оказывается и благотворное влияние на образовательное пространство факультета.
Мужская когорта обучающихся, в силу таких маскулинных особенностей в возрасте 18—20 лет, как рационализм, самоуверенность, сила, сниженые самоинтерес и самопринятие (Гулина Н.Р., Сазонов М.А.) [1], менее склонна к самовыражению. В связи с этим охарактеризованная выше работа личности наиболее эффективна в гетерогенных группах, где женская часть участников более активно проявляет инициативу и на основе своего примера вовлекает юношей в процесс самопрезентации, самопознания.
Приобретая подобный опыт уже на первом курсе, курсанты с большей ответственностью подходят к самоконтролю, ситуациям самоиспытания, самостимулирования, самоутверждения в дальнейшем.
Для курсантов, обучающихся по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения, в образовательном процессе необходимо получение первичного опыта в самоанализе для уточнения такого личностного качества, как эмпа-тия (от греч. Empatheia — сопереживание — способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого). Как выяснил проведенный опрос, 30% курсантов в начале обучения оценивают собственную эмпатию как низкую, на основе чего конкретизируются перспективы самосовершенствования и профессионального роста.
В.И. Смирновым оформлена структурная схема процесса самовоспитания:
1. Осознание потребности и желания изменить себя, усовершенствовать свои личностные качества, свое поведение.
2. Самоанализ.
3. Определение цели, программы и плана деятельности.
4. Деятельность, направленная на самоизменение и самоусовершенствование.
5. Методы, приемы, средства деятельности по самовоспитанию:
а) самообязательство, самоприказ, самопринуждение, самоуговаривание, самоубеждение;
б) самоинструктирование, самопереключение, самонапоминание, самоподчинение;
в) эмоционально-мысленный перенос в положение другого;
г) самовнушение, самопоощрение, самонаказание, самоутешение;
д) самоконтроль, самооценка, корректировка плана деятельности [2].
Для того чтобы самовоспитание курсантов протекало планомерно, целенаправленно, следует после проведенной беседы обсудить с учебной группой Программу самовоспитания личности.
В частности, в начале изучения общих основ педагогики (1 семестр) курсанты обсуждают актуальные для будущего сотрудника ПДН личностные качества, конкретизируют (на основе самооценивания) уровень их сформированности. В случае низких показателей — оформляют Карту самовоспитания (табл.). Если в профессиональном плане выявляется высокий уровень мотивации, первичной профессиональной готовности обучающегося, то он выбирает для себя другие — значимые в данное время — задачи для самовоспитания.
Таблица
Карта самовоспитания
Процессуальные этапы Моя деятельность
1. Осознание потребности и желания изменить себя, усовершенствовать свои личностные качества, своё поведение
2. Самоанализ
Таким образом, подводя итог, следует подчеркнуть:
1. Самовоспитание курсантов — актуальная проблема современного образовательного процесса в связи с деструктивными тенденциями постиндустриального общества и дефицитом специальной психолого-педагогической работы с детьми и молодежью в течение их обучения в школе.
2. Преподавателям, курсовым офицерам необходимо понимать самовоспитание как актуальную и закономерную деятельность курсантов, являющуюся важным элементом процессов воспитания, обучения, служебной, личностно ориентированной деятельности.
3. Для реализации эффективного самовоспитания курсантов в образовательном процессе образовательных организаций МВД России необходима специальная программа, реализуемая с на-
чала первого курса и связанная с формированием рефлексивной, эстетической, гражданской культуры личности.
Литература
1. Гулина Н.Р., Сазонов М.А. Особенности проявлений феминности и маскулинности лиц периода ранней взрослости // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2009.
2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник для вузов / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др. М.: Академия, 2001.
3. Сердюк Н.В. Педагогические пути совершенствования преподавания культурологии в вузах МВД России: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1998.
4. Ульянова, И.В. Способность к рефлексии — актуальное качество будущего педагога// Научно-педагогический журнал «Высшее образование в России». № 8-9, 2011.
5. Ульянова И.В., Тихомиров С.Н. Формирование курсантами общекультурных и профессиональных компетенций посредством научного кружка// Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 10.
6. Ульянова, И.В., Евсеева И.Г., Борисова Е.В. Подготовка курсантов-будущих социальных педагогов к консультационной деятельности // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». № 6, 2015. URL: www. science-education.ru/127-21375 (дата обращения: 28.02.2018).
7. Ульянова И.В. Педагогика смысложизнен-ных ориентаций (Учебное пособие). Электрон. текстовые данные. Саратов: Вузовское образование, 2015. Режим доступа: http://www.iprbookshop. ru/38390. — ЭБС «IPRbooks», по паролю (дата обращения: 28.01.2018).
8. ФГОС ВО по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения [Электронный ресурс]: fgosvo.ru (дата обращения: 21.01.2018).
9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] rg.ru>2012/12/30/ obrazovanie-dok.html (дата обращения: 21.02.2018).