5. Ильин А.Б. Оценка рыночной стоимости результатов интеллектуальной деятельности как одна из ведущих проблем инновационной экономики России. // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». Выпуск 3. май, июнь 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publ.naukovedenie.ru/ ( дата обращения: 31.09.2017).
UNAUTHORIZED OCCUPATION OF LAND AS THE MAIN PROBLEM OF LAND RELATIONS IN THE CITY OF ULAN-UDE Bardaeva I-А. (Russian Federation) Email: [email protected]
Bardaeva Irina Arkadievna - Master Student, DEPARTMENT OF ECONOMIC THEORY, WORLD ECONOMY, STATE AND MUNICIPAL
MANAGEMENT,
EAST-SIBERIAN STATE UNIVERSITY OF TECHNOLOGY AND MANAGEMENT, ULAN-UDE
Abstract: the article examines the problem of land management, which is currently relevant, as well as the land fund and land resources are considered as a separate direction in the state and municipal government. The structure of the land fund of the city of Ulan-Ude by land categories is presented, the main problem of management of the land fund of the city of Ulan-Ude is considered - unauthorized occupation of land plots and the solution of this problem by "legalizing" land plots under unauthorized buildings, recommendations for further improvement of legislative norms and rules are formulated. Keywords: land management, land fund, rational land use, unauthorized buildings.
САМОВОЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ КАК ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ГОРОДА
УЛАН-УДЭ Бардаева И.А. (Российская Федерация)
Бардаева Ирина Аркадьевна - магистрант, кафедра экономической теории, мировой экономики, государственного и муниципального
управления,
Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ
Аннотация: в статье исследуется проблема управления земельными ресурсами, которая на данный момент является актуальной, а также земельный фонд и земельные ресурсы рассматриваются как отдельное направление в государственном и муниципальном управлении. Представлена структура земельного фонда города Улан-Удэ по категориям земель, рассмотрена основная проблема управления земельным фондом города Улан-Удэ - самовольное занятие земельных участков и решение данной проблемы путем «узаконения» земельных участков под самовольными постройками, формулируются рекомендации по дальнейшему совершенствованию законодательных норм и правил.
Ключевые слова: управление земельными ресурсами, земельный фонд, рациональное использование земель, самовольные постройки.
УДК 332.37
Основной целью любых преобразований является достижение уровня максимального удовлетворения потребностей людей, что возможно при высоком и постоянно растущем уровне экономического развития государства. Для достижения этого, государство
постоянно решает задачи, связанные с совершенствованием внутренней и внешней экономической политики, ростом производства продукции, ее качества и повышения объемов ее реализации внутри государства и за его пределами, развитием рыночных отношений, поиском новых ресурсов.
Функционирование общественного производства невозможно без использования земли. Каждый земельный участок имеет свои особенности и для рационального использования земель требуется эффективное и научно обоснованное управление процессами, в которые вовлечены участники земельных отношений [1].
Управление земельными ресурсами со стороны государства осуществляется исполнительными органами государственной власти на уровне Российской Федерации и ее субъектов, законодательными органами в сфере нормотворчества, а также органами местного самоуправления.
Проблема управления земельными ресурсами в Российской Федерации, с учетом проводимых социально-экономических реформ, является актуальной и острой. Основное внимание уделяется нормативно-правовому обеспечению и ведению государственного кадастра недвижимости. Данным направлениям посвящено много работ и исследований. Однако проблема управления земельными ресурсами в целом освещена довольно слабо, несмотря на актуальность и значимость данного направления государственного и муниципального управления. За более чем пятнадцать лет земельной реформы в стране слишком мало работ, в которых бы раскрывались методологические, экономические и правовые основы управления земельными ресурсами. В особенности это актуально в отношении муниципального управления земельными ресурсами [2].
Земельный фонд г. Улан-Удэ по состоянию на 1 января 2015 года составляет 37712 га и имеет следующую структуру, представленную в таблице 1.
Таблица 1. Структура земельного фонда г. Улан-Удэ по категориям
№ Категория земель Площадь, га
1 Земли сельскохозяйственного использования 5576
2 Земли жилой застройки 4142
3 Земли общественно-деловой застройки 2547
4 Земли общего пользования 3008
5 Земли промышленности 4684
6 Земли транспорта, связи, инженерных коммуникаций 1444
7 Земли под военными и иными режимными объектами 3005
8 Земли лесничеств и лесопарков 2113
9 Земли, занятые особо охраняемыми территориями и объектами 9037
10 Земли под водными объектами 1096
11 Земли, не вовлеченные в градостроительную и иную деятельность 910
12 Земли под объектами иного специального назначения 150
Итого 37712
Структурировать земельный фонд города Улан-Удэ по категориям удалось лишь в связи с выполнением программы мероприятий по развитию имущественно-земельных отношений на 2014-2016 годы. В данную программу были включены работы по инвентаризации земель г. Улан-Удэ.
■ Собственность Российской Федерации
I- Собственность Республики Бурятия
о Собственность МО «г.Улан-Удэ»
Не разграниченные земли
Частная собственность, пользование юридических и физических лиц
Рис. 1. Процентное соотношение земельного фонда г. Улан-Удэ по формам собственности
В муниципальной и не разграниченной государственной собственности находится порядка 70% от всех земель МО ГО «город Улан-Удэ», из которых 51% являются землями, ограниченными в обороте (леса, водные объекты, места общего пользования, охранные, шумовые, затопляемые территории) [3].
Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ, является структурным подразделением, входящим в состав Администрации г. Улан-Удэ. На Комитет возложены обязанности по управлению имущественно--земельными ресурсами муниципального образования городской округ «город Улан-Удэ».
Приоритетным направлением деятельности Комитета является, эффективное управление земельными ресурсами в пределах территории административного района, в т.ч. увеличение доходной части бюджета города от реализации полномочий по управлению земельными ресурсами, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Одной из основных проблем управления земельным фондом города Улан-Удэ является самовольное занятие земельных участков. Масштаб распространения самовольных построек в городе достаточно велик, что делает его самой острой проблемой и самым болезненным вопросом для муниципальной власти.
По состоянию на 01.01.2015 г. на территории г. Улан-Удэ выявлено свыше 6150 самовольно возведенных жилых домов, из которых 2370 домов возведены после 2001 года. Около 50% земельных участков занято теми гражданами, чьи дома построены без соответствующих документов 30 и более лет тому назад [4].
Решение данной проблемы путем «узаконения» земельных участков под самовольными постройками позволит решить сразу несколько проблем, стоящих перед администрацией города, таких как:
- Увеличение поступлений в бюджет города за счет продажи земельных участков, занятых жилыми домами.
- Поступление налоговых сборов в бюджет города за использование земельных участков.
- Снижение количества незарегистрированных (не разграниченных) земельных участков.
Так же решение данной проблемы может дать новое направление в развитии земельных отношений в части возможного расширения границ города Улан-Удэ.
Проблема «самоволок» носит массовый характер, и решение данной проблемы может осуществиться только при установлении взаимодействия и понимания на всех уровнях власти. Первым шагом на пути решения данной проблемы будет внесение изменений в действующее законодательство, а также принятие новых нормативно-правовых актов. Вторым шагом будет выявление полного перечня «самоволок» на территории г. Улан-Удэ. Третьим шагом должно стать установление контакта с физическими и
юридическими лицами, для того чтобы они были заинтересованы в оформлении прав на свои постройки, а затеи и на земельные участки.
В настоящее время насчитывается более 6000 «самоволок». Если решить проблему путем «узаконения», то бюджет города получит более 681 млн руб. в итоге «узаконения» и более 13 млн руб. ежегодных налоговых поступлений.
Список литературы /References
1. Варламов А.А. Земельный кадастр. Управление земельными ресурсами. Т. 2. / А.А. Варламов. М.: КолосС, 2004. 528 с.
2. Управление земельными ресурсами в целях вовлечения земельных участков в экономический оборот / А.П. Анисимов, Г.Л. Землякова // Право и экономика, 2012. № 8. С. 63-68.
3. Отчет работы Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ за 2013-2015 гг.
4. Региональный доклад о состоянии и использовании земель в республике Бурятия в 2015 году / Управление Росреестра по Республике Бурятия, 2016. 131 с.
DEVELOPMENT INSTITUTIONS: CONDITIONS OF FORMATION
IN RUSSIA
12 3
Dunaeva E.S. , Lv S. , Ge Ch. Email: [email protected]
'Dunaeva Elena Stepanovna - master, DEPARTMENT OF FINANCIAL MANAGEMENT AND AUDIT SAINT PETERSBURG NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY OF INFORMATION TECHNOLOGIES,
MECHANICS AND OPTICS, Saint - Petersburg 2Lv ShaoXun - master; 3Ge ChunLin - master, DEPARTMENT ENGINEERING AND QUALITY MANAGEMENT, BALTIC STATE TECHNICAL UNIVERSITY «VOENMEH» named after D.F. Ustinov,
Saint - Petersburg
Abstract: this article discusses the nature of development institutions, the process of formation and directions of their activities in Russia. Among these institutions include the scientific, technological and industrial parks, business incubators, centers for collective use of high-tech equipment, innovative clusters, etc. Given the classification of development institutions. Assesses the quality of functioning of modern institutions of development in Russia and analyzes the activities of development institutions and their activities in Russia.
Keywords: institutions, development, innovation infrastructure, regional socio-economic policy.
ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ: УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ В
РОССИИ Дунаева Е.С.1, Люй Ш.2, Ге Ч.3
'Дунаева Елена Степановна - магистр, кафедра финансового менеджмента и аудита, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург 2Люй Шаосюнь - магистр; 3Гэ Чуньлин - магистр, кафедра инжиринга и менеджмента качества, Балтийский государственный технический университет "ВОЕНМЕХ" им. Д. Ф. Устинова,
г. Санкт-Петербург