Научная статья на тему 'Самовар как предмет декоративно-прикладного искусства'

Самовар как предмет декоративно-прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1149
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самовар как предмет декоративно-прикладного искусства»

УДК 641.542.26:008 О. Н. Борисова

САМОВАР КАК ПРЕДМЕТ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

The Samovar as an object of the decorative and applied art. OLESYA N. BORISOVA (V.K. Arseniev State Museum of the Primorye Region, Vladivostok).

История самовара, начавшаяся в XVIII в., неразрывно связана с таким интереснейшим разделом декоративно-прикладного искусства, как русский художественный металл. Самовар более двухсот лет был признаком благополучия, традиций русского гостеприимства и «душой» уютного и родного дома. Он занимал почетное место на столе. Когда было много гостей, его размещали на отдельном столике. За ним собирались всей семьей или душевной компанией. Вместительный и долго сохраняющий кипяток, он был источником радости долгой беседы и непринужденного общения. Однако мало кто знает, что у русского самовара было довольно много предшественников. В отдельных письменных источниках можно найти упоминания о «самоварящих» приборах древних. Например, у греков и римлян использовалось переносное поваренное устройство - так называемая автепса. Изготавливали этот прибор в виде четырехугольной площадки, обнесенной двойными стенками. Между стенками наливали воду, а на площадке в середине разводили огонь, так подогревали воду. Над площадкой можно было установить треножник для подогрева или варки пищи.

Есть нечто общее у русского самовара и с китайским «хо-го» [2]. Еще одним прототипом самовара можно назвать «кратер» — сосуд для охлаждения вина, который в быту носил условное название «фонтан». Существовали фонтаны и для горячей воды. В России привезенные из-за границы фонтаны появились в первых десятилетиях XVII в., позднее их стали производить и на русских фабриках.

Прообраз самовара в России - медный чайник с трубой и решеткой, в котором уличные торговцы варили русский национальный напиток сбитень, готовившийся из меда, трав и сушеных ягод. Отсюда название этого устройства - «сбитенник». Благодаря своей конструкции он оказался чрезвычайно эффективной, удобной и экономичной машиной для кипячения воды, а потому быстро вошел в домашний обиход всех слоев общества. В 1760-е годы производство медной посуды и самоваров было уже налажено на крупных мануфактурах Урала и Москвы. Наряду с самоварами-чайниками делали и самовары-кухни в виде глубоких чаш на ножках с трубой в центре. Отличительным признаком были внутренние перегородки, позволявшие не только кипятить воду, но и готовить различную пищу. Иногда отделение, предназначенное для кипячения воды, имело кран. Сваренные кушанья доставали из «кухни» особыми черпачками. Сверху самовар-кухня закрывалась общей крышкой, кроме того, зачастую каждое отделение имело отдельную крышку. Самовары-кухни использовались не только дома: их брали в дорогу, при выездах за город, в лесу или в поле варили в них обед и кипятили воду для чаепития.

Сегодня трудно сказать, когда и где изобрели первый самовар. Для истории его возникновения небезынтересен также тот факт, что среди ассортимента уральской медной посуды уже в начале 1730-х годов часто упоминаются казаны и кубы винокуренные с трубами, которые широко применялись в монастырских и помещичьих хозяйствах [1]. Первая известная фабрика самовара была основана в Туле Назаром Лисицыным в 1778 г. Искусные тульские мастера, являвшиеся основателями самоварных фабрик, передавали из поколения в поколение навыки кузнечной работы и художественной обработки металла, поэтому им было нетрудно приспособиться к новому виду производства. В это время окончательно оформился процесс изготовления самоваров, в основе которого лежало ручное производство.

Впервые появившись, русский самовар стал завоевывать все большее признание. К концу XVIII в. он приобретает все свои отличительные черты: трубу-жаровню, поддон, поддувало, кран, ручки с держателями, конфорку и колпачок-заглушку, в это же время складываются и основные принципы его декорирования.

БОРИСОВА Олеся Николаевна, научный сотрудник отдела фондов (Приморский государственный музей им. В.К. Арсеньева, Владивосток). E-mail: [email protected]

© Борисова О. Н., 2009

Богато орнаментированный самовар при его утилитарном назначении воспринимается и как художественное произведение декоративно-прикладного искусства: он включается в сервировку стола, в оформление интерьера.

Самовары имели различные обиходные названия, указывающие на форму изделия: «банка», «рюмка», «шар», «ваза» и т.д. [3]. Эти названия появились уже в XIX в., они условны и даны по ассоциации с определенными предметами. Самовары разнообразны не только по своим формам, но и по материалу, из которого они изготовлены. Это красная медь, латунь, томпак, белый металл, бронза, железо, серебро и фарфор. Крайне разнообразны были и размеры и емкости самоваров - от стакана до двадцати литров.

Изучение форм самоваров и их декора позволяет проследить разные стилистические направления в оформлении предметов быта, обусловленные изменениями общественного вкуса. Отчетливее всего это прослеживается на изделиях тульских самоварных фабрик, большая часть которых относится к XIX и началу ХХ в. Каждое предприятие старалось придумать свой, не похожий на другие самовар.

Наиболее ранние самовары имели форму античной вазы - показатель того, что их стилистика укладывается в рамки классической традиции, а именно стиля ампир с его изяществом, четкостью пропорций, сдержанным орнаментальным оформлением - именно такими были эти изделия.

В 1840-х годах в России господствовал стиль второго рококо, для которого характерна богатая, пышная орнаментация из рельефных цветов, листьев и раковин. Основание, ручки, кран, верх тулова самоваров окантованы бордюрами из стилизованных затейливых растительных завитков и цветов. Самовары, выполненные в этом стиле, изготовленные, как правило, на заказ, являлись неотъемлемым предметом быта, прекрасно вписываясь в господствующий интерьер.

К середине XIX в. в моду входят изделия из заменителей серебра, которые нашли массовый сбыт и в кругах среднего по достатку городского населения, и в семьях дворян, и даже при царском дворе. Популярными становятся самовары из накладного серебра, имитирующие дорогостоящие серебряные.

В 1840-1850-х годах выделяются крупные самоварные фабриканты - «самоварные короли»: Ломовы, Тейле (рис. 1), Баташевы (рис. 2), Воронцовы, Шемарины [4]. Самовары, сделанные на их фабриках, пользовались особой популярностью. Ни одна русская выставка в России и за рубежом не обходилась без их изделий. За лучшую продукцию на выставках фабриканты получали награды, а оттиски с медалей гравировались на стенках самовара. Практика клеймения была присуща всем крупным самоварным фирмам Тулы. Самовары, клейменные фамилией тульских фабрикантов Баташевых, были наиболее популярны и в городской, и в деревенской среде.

В это время самоварные изделия широко завоевывают рынок. В связи с большим спросом происходит унификация их форм и декора. Вырабатывается ряд стандартизированных образцов, удобных для массового производства, которые модифицируются, различаясь чаще всего литыми фигурными деталями. Во второй половине XIX в. многие стандартные самоварные части, такие как краны, душнички, шишки, можно было приобрести на складах или в магазинах. На кранах и других деталях самовара встречается номер «первый», «второй», «третий» и т.д., обозначающий их размер. Ключи крана различают по форме: «решетка», «рамка», «лепесток», «ветка».

В конце XIX - начале XX в. в русском обществе входит в моду стиль модерн. Он сумел прочно внедриться и в бытовую среду, так как мастера модерна придавали большое значение красоте повседневных вещей, создавая модные образцы для массового производства. В это время появляется понятие «художественная промышленность». Этому стилю присуще оформление самоваров стилизованным растительным орнаментом. Одним из излюбленных приемов цветового решения становится сочетание красной меди и латуни.

Производство самоваров продолжалось и после событий 1917 г., на двух крупных государственных самоварных фабриках, работавших в Туле: имени В.И. Ленина (в помещении бывшей фабрики Шемарина) и Тульского патронного завода (на территории бывшей фабрики Н.И. Баташева). В конце 1920 - 1930-х годах работала еще тульская фабрика «Наше будущее» (1-я кооперативная артель). Позднее самовары выпускали на целом ряде предприятий в различных городах СССР. Наряду с жаровыми делали и электрические, в форме шара, «рюмки» различных видов, «вазы», бочонка, а в Куйбышеве даже изготавливали подарочный самовар-петух.

Возрастающий интерес к истории самовара как самобытного предмета русского декоративноприкладного искусства и русского быта обусловливает наличие самоварных коллекций во многих музеях, а также изучение его с точки зрения искусствоведения, так как в историческом контексте предмет исследован довольно подробно. Коллекция самоваров Приморского государственного объединенного музея им. В.К. Арсеньева насчитывает около 50 предметов, большая часть которых относится ко второй половине XIX-началу ХХ в. Здесь есть и сувенирные самовары, и самовары, изготовленные на заказ владивостокскими компаниями.

На протяжении XIX и XX в. самовар стал характерным символом русского быта, главным предметом чаепития, которое уже в XIX в. в России рассматривалось как часть национальной культурной традиции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гилодо А.А. Русский самовар. М.: Сов. Россия, 1991. 224 с.

2. Кононенко Е.А. История Санкт-Петербурга - Петрограда, 1830-1918: путеводитель. СПб.: Белл, 2005. 128 с.

3. Новиков В.П., Мельситов И.П., Комягин Ю.П. Современные художественные изделия из металла. Л.: Машиностроение, 1990. 232 с.

4. Срибнис Л.М. Художественные собрания СССР. М.: Сов. художник, 1986. 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.