самоуважение как фактор самоотношения личности (по материалам франкоязычных авторов)
Обухова Ю.В.
В статье рассматриваются главные аспекты и подходы изучения самоотношения и самоуважения личности во французской современной психологии. Приводятся данные взаимосвязи этих понятий с биологическими, психологическими, социальными параметрами. Подчеркивается сложность и противоречие в изучении этой проблемы.
Ключевые слова: самоуважение, образ Я, Я-концепция, самоотношение.
Самоуважение является одной из наиболее давних областей исследования в зарубежной психологии. Во многих теоретических концепциях развития личности акцентируется внимание на том факте, что повышение самооценки, потребность ценить себя является фундаментальным элементом на протяжении всей жизни личности. Существенной составляющей построения самоуважения является идентичность личности и образа Я. Слово «самоуважение» в обыденной речи, и отчасти в научной литературе подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и сознание собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего наличного и идеального Я [3].
Следовательно, самоуважение отвечает за все отношения и чувства, которые субъект испытывает по отношению к себе самому и которые помогают ему ориентироваться в возможных реакциях и тем самым организовывать свое поведение. Источник самоуважения закладывается на ранних этапах развития и зависит от отношения матери или замещающего лица к ребенку. Самоуважение - процесс, результаты которого проявляются в поведении индивида, его способностях и его характеристиках. Психологические тесты и шкалы самоуважения стремятся измерить и зафиксировать более или менее устойчивую степень положительности отношения индивида к самому себе [3].
Исследователи рассматривали самоуважение как независимую переменную. Мир воспитания признает значимость самоуважения (Heroux и Farell; Obiakor) и его воздействие на общее развитие ребенка (Harter; Leonard и Gottsdanker-Willekens). В своих исследованиях Coopersmith и Rosenberg приходят к выводу, что самоуважение - психологическая составляющая, отражающая
положительную или отрицательную ценность человека в собственных глазах, в более или менее благоприятном чувстве, которое каждый испытывает по отношению к тому, чем он является, или к тому, чем он хочет быть. По мнению Lawrence, самоуважение - личная оценка соответствующая представлению о себе. В исследовании Harter, самоуважение определяется как мера, в которой каждый любит себя, принимает и уважает себя в качестве личности [3].
Paradis и Vitaro определяют самоуважение как общий взгляд на себя, отсылающий к суждению личной ценности. Это суждение возможно, ввиду того, что индивид выработал «изображение себя», то есть знание о своих личных характеристиках. С детства, индивиды конструируют образ Я, исключительно основанный на том, как о них говорят значимые другие: родители, преподаватели, товарищи. Это, с одной стороны, положительная или отрицательная оценка образа Я, которое создает самоуважение. С другой стороны, самоуважение определяется как все мнения и отношения с внешним миром, которые индивиды используют в своих отчетах: вера в личный успех, мобилизация в зависимости от цели, которую надо достигать, ощущение более или менее глубокого провала, улучшение своих показателей, извлечение пользы из предшествующих опытов отношения, напрямую связанны с самоуважением. Таким образом, самоуважение содержит некоторую рациональную посылку, которая готовит индивида в соответствии с его ожиданиями к самоподтверждению и самоопределению. Развивая эту мысль, CPA уточняет, что «самоуважение - выражение одобрения или неодобрения, отнесенного к себе самому. Оно указывает, в какой мере индивид считается способным, действительным и значительным. Именно субъективный опыт вы-
ражает значимость поведения для него». Из этого определения видно, что самоуважение направлено на относительно длительную самооценку. Поэтому самоуважение должно учесть изменения, вызванные индивидуальными опытами, полом, возрастом и другими аспектами, фиксирующими роли человека [4].
Самоуважение понятийно тесно связано с понятием «самооценка». Этот термин отсылает к процессу суждения, при помощи и в результате которого индивид рассматривает свои результаты, свои способности, свои качества, согласно личной системе ценностей и норм, и дает оценку своим успехам. Эти установки по отношению к самому себе отличаются от установок к другим объектам: здесь речь идет о положительном или отрицательном направлении к предмету или факту, и предрасположенности, к благоприятному или неблагоприятному реагированию на то, что связано с этим предметом (Horland и Janis). Эти установки могут быть сознательными или бессознательными и несущими положительные или отрицательные эмоциональные коннотации и тесно связанными с когнитивными процессами и мотивацией. Meyer, продолжая линию исследования выше указанных авторов, подчеркивает, что самоуважение есть «все умения человека положительно или отрицательно оценивать себя, - результат психического строительства и продукт когнитивной деятельности. Эти умения снабжены информацией, берущие начало из семейных и учебных сфер жизни, в которых ребенку приписываются различные значения». Развивая мысль Meyer, Dorai высказал предположение, что самоуважение возникает тогда, когда ребенок образовывает сам себя после интериоризации суждений, происходящих из среды. Самоуважение, следовательно, опосредуется осознанием и знанием о себе, положительной или отрицательной оценкой, которая есть у ребенка в отличие от его оценок элементов своей среды (родители, преподаватели). Его влияние ограничивается не только реакциями на момент, но и способствует тому, чтобы ориентироваться на решения и приобретения ресурсов для будущей деятельности, мотивируя или демобилизуя человека [6].
Через все эти определения мы замечаем, что самоуважение личности связано с самооценкой в отражении её способностей, её качеств и её результатов в различных областях, где она осуществляет свою компетенцию. Эта самооценка, которая является суждением, может быть положительной или отрицательной.
Самоуважение - портрет, который человек создает из своих способностей, ориентирующих его отношения и его поведение. К тому же разнообразие жизненного опыта затрагивает тот или иной аспект
человека, то, что выражается в многогранном характере самоуважения, которым долго пренебрегали в пользу общего описания. Как отмечает Shavelson, эта тенденция изменилась, и теперь исследователи учитывают специфические структуры или подструктуры себя. Поэтому Shavelson и др. различают четыре подструктуры себя: понятие себя учебного, понятие себя социального, понятие себя эмоционального, понятие себя телесного. Ссылаясь на эту классификацию, CPA выделяет четыре подструктуры: общее самоуважение (личное самоуважение), учебное самоуважение, самоуважение семейное, самоуважение социальное. Kellerhalls и другие выделяют два вида самоуважения у подростков: «self-efficacy» - оценка, с помощью которой подросток, анализируя свои склонности, может преуспеть в некоторых действиях (например, выбирать своих друзей, решить учебную проблему) и «self-worth» или чувство личной ценности - оценка, того, как именно сравнивает себя подросток с другими и как видит себя (он может считать себя хорошим или плохим, сильным или слабым, глупым или наделенным живым разумом, скупым или щедрым по отношению к другим). В том же направлении работал и Roberge-Blanchet, он, принимая во внимание различные исследования, выявил, что слабый уровень самоуважения может вызвать расстройства поведения, поэтому так важно придавать особое значение различным формам вмешательств, чтобы благоприятствовать положительному развитию самоуважения. Это развитие самоуважения очень важно, т. к. оно оказывает влияние на умственную деятельность учеников. Сходную идею высказали Toczek-Capelle и Martinot, они показали, что в течение жизни, действительно, индивид интегрирует в автобиографический список бесчисленные успехи или неудачи, которые могут вновь появиться в сопровождении эмоциональной нагрузки в некоторых положениях, с более или менее счастливыми последствиями для когнитивного функционирования. Положительное самоуважение заставляет ребенка принимать поведение, связанное с высокой учебной мотивацией, следовательно, осуществлять хорошие показатели в обучении, в то время как отрицательное самоуважение связано с понижением мотивации, приводящей к плохим учебным показателям. Положительное самоуважение учеников характеризуется следующим поведением: ученик не волнуется, легко берет слово в классе, чувствует себя в своей тарелке, как в классе, так и дома, прекрасно себя чувствует, хорошо себя оценивает в соответствии со своим возрастом, гордится своими результатами, у него есть хорошее мнение о себе. Напротив, отрицательное самоуважение характеризуется следующим поведением: ученик придумывает себе много забот, ненавидит
брать слово в классе, всегда обеспокоен, позволяет себя обескураживать, чувствует, что его родители ожидают многого от него, что ему не по силам, часто сожалеет о том, что он делает [5].
В современной французской психологической науке прослеживается несколько подходов к изучению самоуважения: диспозиционный, ситуационистский, интеракционистский, динамический.
Fortes (2003) выделяет 4 подхода к исследованию самоуважения: диспозиционный, ситуационистский, интеракционистский и динамический [8].
В рамках диспозиционного подхода самоуважение понимается как устойчивая черта личности, происходящая из восприятия своей компетенции (Epstein; Harter; Tap; Tesser). Для Epstein эта черта соответствует относительно устойчивому типичному поведению в соответствии с экологическими возможностями. Цель диспозиционного подхода состоит в том, чтобы суметь предсказать отношения и поведение людей, проявляющих эту «черту» в зависимости от их уровня самоуважения (Baumester, 1998; Brown, 1998). Когда эта черта была связана с воспринимаемой компетенцией (Blaine и Crocker, 1993; Dutton и Brown, 1997; Taradi и Swann, 1995), люди, считающиеся способными, эффективными и действующими в направлении успеха, имели высокий уровень самоуважения и наоборот, людям, мало верящим в свои способности и имеющим незначительные ожидания по отношению к себе, свойственен низкий уровень самоуважения. Высокое самоуважение может выражаться в доброте, субъективности (Kampber; Diener и Diener), а также в депрессивном состоянии (Harte; Rosenberg), в невротизме (Bagley и Evan-Wong,), в беспокойстве (Rosenberg; Percell, Berwick и Beigel), в соматических симптомах, в уязвимости и т. д. [2].
В поле рассмотрения ситуационного подхода самоуважение рассматривается как состояние относительно неустойчивой личности, которая строится, поддерживается и меняется в зависимости от среды, контекста и положения. Несколько работ доказали этот характер изменения самоуважения (Brown и Mankowski; Gergen: Markus и Kunda; Tesser). Самоуважение в рамках этого подхода связано с сильной чувствительностью к социальному мнению. Оно описано как переходный барометр восприятия собственной личности по отношению к другим (Leary и Baumeister). Самоуважение является барометром нашего отношения с другими, психологическим показателем, помогающим обнаружить, что нас заставляет избежать угрозы социальных отклонений (Leary, 1995). Иными словами, подразумеваемая угроза отклонения, привела бы человек к высокому положительному уважению, и к реализации для достижения соци-
ального включения. Один раз возникшее слабое неустойчивое уважение связано с подтверждением отрицательной обратной связи, тогда как сильное неустойчивое уважение связано с отклонением от отрицательной обратной связи (Kernis; Cornell; Sun; Berry и Harlow) [2].
Интеракционистский подход понимает самоуважение как состояние уравновешивания. В этом подходе воспроизводится барометрическая нестабильность (Джеймс; Rosenberg), которая рассматривается в двух контекстах: нестабильность базового уровня, связанная с медленными изменениями на протяжении длительного периода нестабильности и нестабильность ситуативная, связанная с быстрыми колебаниями и быстро возникающими чувствами. Нестабильность самоуважения представлена как возникающая в результате из контекстуальных факторов (Kernis; Kernis, Grannemann и Barkley), которые зависят от обратных связей, они эволюционно присущи (Markus и Kunda) характеристикам человека (Rosenberg). Уровень и стабильность самоуважения рассмотрены в работе Kernis и других авторов [8].
Динамический подход рассматривает самоуважение как свойство динамичной системы. Динамический подход изучает временную эволюцию психологических структур, включающих в себя сложные координирующиеся элементы и образующие структуру (Novak, Vallacher, Tesser и Borkowski; Vallacher, Novak, Froehlich и Rockloff; Marks-Tarlow). В этом подходе самоуважение - свойство динамичной системы, которое включает контекстуальные факторы, социальные факторы, культурные факторы и их изменение. Duclos, Laporte & Ross постулируют, что эта динамика заключается в следующем: «Каждый индивид составляет представление о себе, представление, на которое оказывают сильные влияния все социальные изменения, происходящие год за годом (Duclos,Laporte и Ross) [8].
S. Harter в своих исследованиях постулировала взаимосвязь опытов жизни и характера самоуважения [3]. Продолжая её линию рассуждений M. Bolognini и Y. Prêteur пришли к выводу, что к факторам развития хорошего самоуважения у ребенка в процессе обучения относится: установление равновесия между «безопасностью» (показатель того, что ребенка любят) и «законом» (он несет непререкаемый смысл); объяснение ребенку его ошибок и совместно с взрослыми устранения их; побуждение ребенка к высказыванию своего собственного мнения в тех областях, в которые он включен. Общие факторы развития положительного самоуважения во всех сферах жизнедеятельности зависят от семейных, учебных, воспитательных ситуаций, качеств взаимодействия и коммуникации, представления и оценки своих
успехов и неудач. Умозаключения цитируемых авторов вызвали большие споры в научных кругах. В связи с этим O. Lescarret выделил 3 подхода: в первом из них утверждается, что самоуважение влияет на учебные результаты, во втором учебные показатели связаны с самоуважением, в третьем подчеркивается динамика и взаимосвязь учебных результатов и самоуважения (хорошие учебные результаты могут положительно усиливать самоуважение, совсем как низкое самоуважение может помешать ученику проявить себя с лучшей стороны, т.к. он считает себя обреченным на неудачу). Как утверждает большинство авторов, повышение самооценки и адаптации в области учебы позволяет ребенку усвоить систему умений, ценностей и норм. Таким образом, становится очевидным, что дети с высокой самооценкой, в отличие от детей с низкой самооценкой, лучше осознают себя и свои возможности. Напротив, последствия одного случая отрицательного отношения к себе позволяют предположить факт уменьшения мотивации к деятельности, исчезновения старательности при выполнении заданий, сходных с тем, что когда-то не получилось, сокращение планов и проектов на будущее, а также недооценивания своих компетенций [8].
В медицинском аспекте изучения самоуважения уделяется внимание изучению взаимосвязи уровня самоуважения с депрессивными рисками, тревогой и сниженным фоном настроения (С. André; Bolognini и Prêteur). Lamia упоминает, что клинические исследования показывают, что чувство провала или неадекватности по отношению к личным стремлениям спровоцировало бы состояние беспокойства у индивида [5]. Jendoubi уделяет внимание также низкому самоуважению, которое появляется очень часто с патологическими расстройствами, такими как депрессия, самоубийство, преступность, учебные проблемы [4]. Наконец, André объясняет, что «это желание оставаться печальным» у лиц со сниженным самоуважением вызвано чувством непринужденности в сочетании с обычно переживаемыми чувствовавшимися отрицательными волнениями: они лучше узнают себя в депрессии, чем в удовлетворении, так как в последнем случае чувствуют себя менее комфортно. У этих детей, страдающих от отсутствия самоуважения, наблюдается больше затруднений в поднятии настроения и возможности жить моментами радости и удовольствия [2].
На основании изучения франкоязычной литературы нами были выделены 2 дополнительных подхода: половозрастной, эмпирико-методический.
В рамках половозрастного подхода показана взаимосвязь между такими психологическими харак-
теристиками, как возраст, половая принадлежность, социальный и культурный статус и изменение самооценки. С одной стороны, это проявляется в более значительном снижении самоуважения у девушек по сравнению с юношами, а с другой стороны, самооценка меняется с возрастом: дошкольники становятся с возрастом немного больше «реалистами», у подростков в возрасте 13 лет и подростков в возрасте 19-20 лет наблюдаются наиболее лучшие показатели самоуважения, чем в других возрастных группах. В то время как в возрасте 15-18 лет самоуважение сильно обесценивается, поэтому справедливо предположить, что это период глубоких реорганизаций, не идущих без дестабилизации. Также была выделена интересная закономерность: ученики в учебных неуспехах обесценивают себя избирательно, т. е. в области интеллектуальной или учебной компетенции, а компенсация происходит в положительной оценке себя в физическом плане (чаще всего наблюдается у мальчиков, чем у девочек) [6].
В рамках эмпирико-методического подхода В. Pierrehumbert выделяет главные области в самоописаниях: у дошкольников - взаимоотношения в школе, социальные контакты, телосложение (телесное Я), внешность, поведение и чувства (экспрессивные характеристики), а у подростков -эмоциональная область, социальные контакты, учебная деятельность, внешность, общая категория (в неё обычно включены некоторые факты из жизни, которые нельзя четко отнести ни к одной из областей) [7].
Существует реальная трудность сравнения различных определений самоуважения, поскольку каждый автор наделяет это понятие разными смыслами. Определение самоуважения страдает от отсутствия общего глоссария, неразделимости понятия Я-концепции и образа Я.
Наиболее употребляемо во французской психологической литературе понятие самоуважение, которое трактуется как идеи по отношению к себе, оценка и положительные или отрицательные чувства по отношению к себе, влияющие на мотивацию и поведение индивида.
ЛИТЕРАТУРА
1. Anderson E. The code of the streets. Atlantic Monthly. - Paris, 1994. - Р. 81-94.
2. André C.L'estime de soi // Recherche en soins infirmiers. - 2005. - № 82. - Р. 26-30.
3. Harter S. Comprendre l'estime de soi de l'enfant et de l'adolescent: considérations historiques, théoriques et méthodologiques, in: Bolognini, M. et Prêteur, Y. (éds.). Estime de soi. Perspectives développementales. - Lausanne-Paris: Delachaux et. Niestlé, 1998. - Р. 57-81.
4. Jendoubi V. Estime de soi et éducation scolaire, Évaluation de la rénovation de l'enseignement primaire, Document de travail, Département de l'instruction publique de la République et Canton de Genève, 2002. - P. 12.
5. Lamia A. L'estime de soi chez les enfants français de 6 à 10 ans: Différences d'appréciation selon le sexe et l'âge, dans Bolognini M. et Prêteur Y. Estime de soi: Perspectives développementales, Delachaux et Niestlé, Paris, 1998. - P. 107-123.
6. Pierrehumbert B. «J'aimerais aimer l'école... » Quelques données sur les images et les idéaux
des élèves en difficulté scolaire. in Échec à l'école. Échec de l'école / sous la dir. de Blaise Pierrehumbert, Neuchâtel: Delachaux et Niestlé, 1992. - P. 177-180.
7. Pierrehumbert B. Rankin Kelly. Image de soi et cursus scolaire: une investigation basée sur la technique du Q-SORT // Revue de psychologie appliquée. -1990. - Vol. 40. - №°3. - P. 357-377.
8. Richard Pfister et al. Agressivité, impulsivité et estime de soi // Staps 3/2001 (no56). - P. 33-42.