Самосвалы повышенной проходимости серии МОАЗ-7505
С.Н. Семко, зам. генерального конструктора отдела главного конструктора подземной и строительно-дорожной
техники научно-технического центра (ОГК ПСДТ НТЦ) ОАО «БЕЛАЗ» (г. Могилев, Республика Беларусь)
Е.А. Мацуков, начальник КБ общей компоновки ОГК ПСДТ НТЦ ОАО «БЕЛАЗ»_
«Могилевский автомобильный завод им. С.М. Кирова - филиал ОАО «БЕЛАЗ» - управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» (далее - МОАЗ) на протяжении более 30 лет известен потребителям как предприятие, выпускающее самосвалы повышенной проходимости, строительно-дорожную технику и машины для добычи и транспортировки полезных ископаемых в подземных условиях.
С 1987 г. в производственной линейке МОАЗа появились самосвалы повышенной проходимости серии МОАЗ-7505, одной из первых машин в этой серии стал МОАЗ-75051 грузоподъемностью 23 т. Удачная компоновка машины: короткая база (3550 мм), короткие свесы (передний -2350 мм, задний - 1650 мм) в совокупности с полным приводом заложили основу для пректирования будущих машин серии, Машина хорошо зарекомендовала себя в тяжелых дорожных условиях Западной Сибири и Дальнего Востока. Основными потребителями техники стали российские предприятия газовой и нефтегазовой отрасли.
С 2002 г. на смену М0АЗ-75051 пришла новая грузовая машина МОАЗ-75054, которая разрабатывалась с учетом богатого опыта эксплуатации самосвалов предыдущего поколения.
Основные конструктивные и габаритные размеры самосвала МОАЗ-75050
карьерный транспорт
При создании МОАЗ-75054 в качестве основных задач ставилось:
- дальнейшее повышение производительности самосвала;
- повышение надежности и ресурса эксплуатации;
- снижение трудоемкости технического обслуживания и ремонта;
- улучшение комфортности труда водителя и большей приспособленности машин для эксплуатации в тяжелых условиях глубоких карьеров, расположенных в разных климатических зонах;
- повышение топливной экономичности и снижение себестоимости тонно-километра как основного удельного показателя эксплуатации машин;
- повышение грузоподъемности до 25 т. Всего заводом выпущено и реализовано более 1700 единиц МОАЗ-75054.
За время производства 25-тонных самосвалов предприятием проделана большая работа по совершенствованию
конструкции его узлов и систем, внедрению передовых технических решений, новых высокопрочных материалов и прогрессивных технологий изготовления. Доработка конструкции узлов самосвала велась при самом тесном сотрудничестве со специалистами эксплуатирующих организаций.
Согласно плану научно-технических разработок и опытно-конструкторских работ по ОАО «БЕЛАЗ» в 2015 г. была разработана конструкторская документация на опытный образец самосвала МОАЗ-75050, который соответствует современным требованиям и запросам потребителей строительной и дорожной техники. В конце 2015 г. состоялась сборка опытного образца.
Самосвал М0АЗ-75050 имеет ряд отличий от существующей серийной модели:
- на машине установлен экономный дизельный двигатель Scania DC 09 076 A с электронным управлением, в конструкции которого предусмотрены индивидуальные головки блока цилиндров, что уменьшает трудоёмкость и удешевляет проведение ремонтных работ; модульная кон-
Самосвалы серии М0АЗ-7505 Техническая характеристика самосвала МОАЗ-75050
Двигатель Scania DC09 076A
Мощность двигателя при 2100 мин-1, кВт/л.с. не менее 257/350
Гидромеханическая передача БЕЛАЗ (6+1) с САУ
Тип рамы сварная
Подвеска переднего и заднего моста пневмогидравлическая
Рабочая тормозная система барабанные тормоза с пневматическим приводом
Стояночная тормозная система дисковый тормоз с пружинным приводом и пневматическим растормаживанием
Колесная формула 4x4
Снаряженная масса, кг не более 20000
Номинальная грузоподъемность, кг 25000
Полная масса, кг не более 45000
Распределение полной массы, кг:
- на передний мост 22500
- на задний мост 22500
Максимальная скорость на горизонтальном участке дороги, км/ч 50
Вместимость кузова, м3:
- геометрическая не менее 11,5
- номинальная не менее 15,5
струкция обеспечивает взаимозаменяемость деталей по всей гамме двигателей Scania, снижая стоимость и время на техническое обслуживание и ремонт. При комплектации самосвала этим двигателем учитывалась достаточно широко развитая в странах СНГ сервисная структура Scania;
- проведен ряд доработок трансмиссии: с целью повышения ее ресурса, ГМП оборудована системой автоматического управления (САУ), что позволит с большей эффективностью использовать ресурс двигателя и самой ГМП;
- доработана гидросистема: она оборудована электрогидравлическим управлением, позволяющим сократить количество гидравлических соединений, а следовательно, повысить надежность машины в целом; установлены гидронасосы меньшего объема и увеличено давление в гидросистеме до 12,5 МПа (у М0АЗ-75054 - 10 МПа); цилиндры опрокидывающего механизма имеют меньший диаметр, улучшенную конструкцию с бронзовыми втулками и меньший объем по сравнению с предыдущим поколением, а следовательно, и меньшую массу;
- система подвески включает 4 независимых автономных пневмогидравлических цилиндра, которые эффективно поглощают ударные нагрузки, препятствуя их передаче на основную раму; цилиндры задней подвески обеспечивают качание заднего моста, способствуют поглощению изгибающих и скручивающих усилий, возникающих при движении по неровностям, и препятствуют их передаче на основную раму.
По результатам прочностного расчета и оптимизации конструкции рамы самосвала в наиболее нагруженных зонах проведено усиление конструктивных элементов: опоры подвески, опоры кузова и кабины.
На машине установлены бескамерные шины 26.5-25 ФБел 199 НС 32 (имеющие импортный аналог) с фланцевым креплением обода к ступицам мостов; новый кузов ковшевого типа, выполненный из износостойкой стали; усилены места крепления подвески.
Разработана оригинальная кабина, каркас, который выполнен в виде трубной конструкции обшитой листовым металлом. Как и многие производители самосвалов, предприятие уделяет значительное внимание обеспечению комфор-
табельных условий труда.
Кабина - шумо-виброизолированная, одноместная, с обширным обзором фронта работ, упруго с помощью амортизаторов крепится к основной раме. В кабине улучшен внутренний интерьер благодаря применению панелей из АБС-пластика. Уровень шума, как правило, не превышает 80 дБА. Кабина оборудована подрессоренным и регулируемым сиденьем кресельного типа. Изменение забора и подачи воздуха системы отопления, установка кондиционера обеспечивает комфортный микроклимат в кабине. Кабина оснащена необходимыми органами управления, расположение которых и прилагаемые при этом усилия полностью соответствуют требованиям международных стандартов ISO по условиям труда и безопасности.
Система защиты оператора при опрокидывании машины (ROPS) органично встроена в каркас кабины. Имеется также защита оператора от падающих предметов (FOPS). В комплектацию кабины входит интеллектуальная электронная
Самосвалы повышенной проходимости МОАЗ-75054
панель приборов, которая позволяет контролировать все параметры самосвала в режиме реального времени.
Основным направлением своей производственной политики Филиал ОАО «БЕЛАЗ» считает постоянное повышение технического уровня, качества и надежности выпускаемой продукции, максимальное удовлетворение запросов потребителей, с которыми предприятие связывает многолетнее и плодотворное сотрудничество.
Для решения поставленных задач проводится изучение мирового уровня строительно-дорожной, подземной и специальной техники, запросов потребителя.
Прежде чем новая техника получит «постоянную прописку» на производстве, ее системы и механизмы подвергаются сначала стендовым, затем - заводским испытаниям. Далее новинку ждут приемочные и эксплуатационные испытания с дальнейшей постановкой на серийное производство.
Выпускаемая предприятием техника постоянно модернизируется и обновляется с учетом требований и ожиданий рынка. Сервисное обслуживание выпускаемой продукции, снабжение эксплуатирующих организаций запчастями осуществляется оперативно и в полном объеме. Проходит обмен опытом и обучение персонала, эксплуатирующего и обслуживающего продукцию МОАЗа.
ОАО «БЕЛАЗ» - управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ»
Республика Беларусь, г. Жодино, ул. 40 лет Октября, 4
тел.: (+3751775) 3-27-82, 3-26-23, 3-37-37
факс: (+3751775) 7-01-37
e-mail: [email protected]
www.belaz.by
Филиал ОАО «БЕЛАЗ» - управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» в г. Могилеве - «Могилевский автомобильный завод имени С.М. Кирова»
212601, Республика Беларусь, г. Могилев, Витебский пр-т, 5 тел./факс: (+375 222) 74-07-63 e-mail: [email protected]
^Vbtotexmhmaiij
ООО «АВТОТЕХИНМАШ» - официальный дилер ОАО «БЕЛАЗ»
173001, Великий Новгород, ул. Стратилатовская, 5 тел.: +7 (911) 600-1398
e-mail: [email protected]; [email protected] www.atim-belaz.com
Представительство в Республике Беларусь:
220040, г. Минск, ул. М. Богдановича, 120Б
тел./факс: +8-10 (375 17) 237-2699, 237-2899, 237-2999
e-mail: [email protected]
Офис в г. Могилёв (Республика Беларусь)
212030, г. Могилёв, ул. М. Бялыницкого-Бирули, 11, 520
тел./факс: +8-10 (375 222) 279-289, 278-070
e-mail: [email protected]