Научная статья на тему 'Самостоятельная работа студентов при изучении фармакогнозии в системе подготовки современных специалистов-провизоров'

Самостоятельная работа студентов при изучении фармакогнозии в системе подготовки современных специалистов-провизоров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
458
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ААМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ФАРМАКОГНОЗИЯ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / ПРОВИЗОРЫ / INDEPENDENT WORK / PHARMACOGNOSY / PHARMACEUTICAL FACULTY / METHODICAL SUPPORT / STUDENTS / PHARMACISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бубенчикова В. Н., Бубенчиков Р. А., Сухомлинов Ю. А.

В статье рассматриваются вопросы организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов фармацевтического факультета при изучении дисциплины «Фармакогнозия». Для достижения поставленной цели проведен анализ видов, форм и уровней самостоятельной работы, реализуемых на кафедре. Дан анализ учебной и научной работы студентов, отмечена роль преподавателя в ее выполнении. Самостоятельная работа имеет хороший результат только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Основной мотивирующий фактор подготовка к дальнейшей профессиональной фармацевтической деятельности. Существуют также внутренние факторы, способствующие активизации и повышению результативности самостоятельной работы. Особо отмечено выполнение курсовой работы и особенности самостоятельной работы во время учебной практики по дисциплине, где студенты занимаются определением лекарственных растений в природе, их гербаризацией, получают навыки заготовки лекарственного растительного сырья, сушки и упаковки в соответствии с нормативной документацией. Описаны методы контроля самостоятельной работы. Это текущий, промежуточный, итоговый, выборочный и контроль остаточных знаний и умений после изучения дисциплины. В заключении сделаны выводы о значении самостоятельной работы студентов при изучении фармакогнозии в общей системе подготовки современных специалистов-провизоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE STUDY OF PHARMACOGNOSY IN THE SYSTEM OF TRAINING OF MODERN SPECIALISTS OF PHARMACISTS

The article deals with the issues of organizing classroom and extracurricular independent work of the students of the pharmaceutical faculty in studying the discipline "Pharmacognosy". To achieve this goal, the analysis, forms and levels of independent work carried out at the department. The analysis of educational and scientific work of students is given, the role of the teacher in its performance is noted. Independent work has a good result only if there is a serious and sustainable motivation. The main motivating factor is the preparation for further professional pharmaceutical activities. There are also internal factors that help to activate and improve the results of independent work. Particular mention is made of the execution of the course work and the features of independent work during the training practice in the discipline, where students are engaged in the determination ofmedicinal plants in nature, their herbarium, acquire the skills of harvesting medicinal plant material, drying and packaging in accordance with regulatory documentation. methods of control of independent work are described. This is the current, intermediate, final, selective and control of residual knowledge and skills after studying the discipline. In conclusion, conclusions are drawn about the importance of independent work of students in the study ofpharmacognosy in the general system of training pharmacists.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа студентов при изучении фармакогнозии в системе подготовки современных специалистов-провизоров»

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2018-20-2-83-87

УДК: 378.147.88: 615.15

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФАРМАКОГНОЗИИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ-ПРОВИЗОРОВ

Бубенчикова В.Н., Бубенчиков Р.А., Сухомлинов ЮА.

ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет», г. Курск, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов фармацевтического факультета при изучении дисциплины «Фармакогнозия». Для достижения поставленной цели проведен анализ видов, форм и уровней самостоятельной работы, реализуемых на кафедре. Дан анализ учебной и научной работы студентов, отмечена роль преподавателя в ее выполнении. Самостоятельная работа имеет хороший результат только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Основной мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей профессиональной фармацевтической деятельности. Существуют также внутренние факторы, способствующие активизации и повышению результативности самостоятельной работы. Особо отмечено выполнение курсовой работы и особенности самостоятельной работы во время учебной практики по дисциплине, где студенты занимаются определением лекарственных растений в природе, их гербаризацией, получают навыки заготовки лекарственного растительного сырья, сушки и упаковки в соответствии с нормативной документацией. Описаны методы контроля самостоятельной работы. Это текущий, промежуточный, итоговый, выборочный и контроль остаточных знаний и умений после изучения дисциплины. В заключении сделаны выводы о значении самостоятельной работы студентов при изучении фармакогнозии в общей системе подготовки современных специалистов-провизоров.

Ключевые слова: самостоятельная работа, фармакогнозия, фармацевтический факультет, методическое обеспечение, студенты, провизоры.

Основная задача высшего фармацевтического образования заключается в формировании творческой личности специалиста-провизора, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.

На кафедре фармакогнозии и ботаники Курского государственного медицинского университета учебный процесс совмещает элементы традиционного образования и инновационные технологии. Новые формы обучения используются в лекционном курсе, на практических занятиях и при выполнении студентами самостоятельной работы.

Самостоятельная работа - это совокупность различных видов самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне ее; при участии преподавателя и в его отсутствии.

В современном образовании самостоятельная работа рассматривается как одна из форм организации обучения, способная обеспечивать самостоятельный поиск научной информации, ее анализ, творческое восприятие и осмысление учебного материала в ходе аудиторных занятий, развитие аналитических способностей, навыков контроля и планирования учебного

времени, выработку умений и навыков рациональной организации учебного труда [1].

Самостоятельное изучение литературных данных, фактов, явлений, проводимое студентами под руководством преподавателя является стимулом активной умственной деятельности [2].

Самостоятельная работа - это форма самоорганизации, которая требует от студента знаний процедуры определения и достижения цели, планирования, самоуправления, самоконтроля и самооценки. А также это деятельность по приобретению и применению знаний без помощи со стороны, которая требует от студента умственных и физических усилий. Самостоятельная работа связана с самостоятельным добыванием знаний и самостоятельным получением результатов учебно-познавательной деятельности [3].

Ученые Российского научно-исследовательского института высшего образования при проведении исследований установили, что на момент поступления в ВУЗ только 40% абитуриентов способны самостоятельно работать с различными источниками информации, около 80% студентов, самостоятельно способны решать учебные проблемы. Большинство нуждаются в

дополнительных консультациях с преподавателем и испытывают потребность в помощи при выполнении различных учебных задач.

В педагогике и в учебном процессе есть понятие «педагогическое сопровождение», что означает постоянную деятельность преподавателя, направленную на предотвращение трудностей у студентов, а также и в обычных ситуациях, связанных с самостоятельной работой во время обучения, особенно на младших курсах.

На кафедре фармакогнозии и ботаники при изучении дисциплины «Фармакогнозия» на первых занятиях преподавателями обеспечивается полная информированность студентов о целях, задачах, видах, сроках выполнения, формах отчетности и контроля самостоятельной работы.

На кафедре самостоятельной работы студентов проводится в трех взаимосвязанных формах:

1. Внеаудиторная самостоятельная работа (без участия преподавателя).

2. Аудиторная самостоятельная работа (под руководством преподавателя).

3. Творческая (научно-исследовательская работа).

Самостоятельная работа студентами может выполняться, как в университетской аудитории, так и вне ее. Но часто, рассматривая эти вопросы, мы имеем в виду внеаудиторную работу.

Виды самостоятельной работы на кафедре разнообразны:

- подготовка докладов, анализ литературных данных на заданные темы.

- выполнение домашних заданий - решение задач;

- выполнение курсовых работ (теоретических и экспериментальных);

- подготовка к участию в заседаниях СНО, научных конференциях, олимпиадах, и др.

- подготовка к практическим и итоговым занятиям, зачетам, экзаменам.

Самостоятельная работа выполняется в учебных и научных целях. Учебная и научная самостоятельная работа существуют в комплексе, взаимосвязано. Основное место занимает учебная самостоятельная работа. На кафедре самостоятельная работа входит в единую систему средств по приобретению знаний и выработке практических навыков и умений.

Три вышеуказанные формы самостоятельной работы подразделяются на 6 разделов:

1. Подготовительный, ознакомительный. На первых

занятиях преподаватель знакомит студента с формами самостоятельной работы.

2. Репродуктивный. Студент самостоятельно воспроизводит то, что ему уже знакомо.

3. Учебно-поисковый. Студент получает определенное задание и проводит самостоятельный поиск информации для его выполнения.

4. Экспериментально-поисковый. Студент в условиях лаборатории, самостоятельно, но под руководством преподавателя, проводит эксперимент.

5. Теоретико-экспериментальный. Студент анализирует и обобщает теоретические и экспериментальные данные самостоятельно или с помощью преподавателя, готовит выступление (на практическом занятии, на заседании СНО, на конференции) по результатам эксперимента.

6. Теоретико-практический. Студент анализирует и обобщает теоретические и экспериментальные данные и на их основе готовит материал для публикации, курсовую или дипломную работу. Самостоятельная работа имеет хороший результат

только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Основной мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей профессиональной фармацевтической деятельности. Существуют также внутренние факторы, способствующие активизации и повышению результативности самостоятельной работы. Это:

1. Выполняемая работа должна быть полезна. Студент должен знать, что результаты его работы будут использованы.

Результаты работы могут быть использованы в учебной, научной и профессиональной подготовке. Например, если студент получил задание на дипломную работу, он может выполнять самостоятельные задания, которые затем войдут как разделы в его выпускную работу.

2. Выполняемая научно-исследовательская работа соответствует научному направлению работы сотрудников кафедры.

3. Результаты выполнения самостоятельной работы учитываются на итоговых занятиях и влияют на рейтинговые показатели успеваемости студентов.

4. Необходимо поощрять студентов за выполнение самостоятельной работы (участие в олимпиаде, выступление на кружке, конференции) - дополнительные баллы к рейтингу.

5. Наиболее подготовленным студентам необходимо предлагать экспериментальные формы самостоятельной работы.

6. Большим мотивационным фактором в учебной, научной и самостоятельной работе является личность преподавателя. Преподаватель должен быть примером для студента.

Разработка учебно-методического комплекса является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов. По дисциплине «Фармакогнозия» подготовлено учебно-методическое посо-

бие в 3-х частях, имеется рекомендация УМО. При составлении заданий на самостоятельное выполнение учтены следующие критерии:

■ Объем каждого задания должен быть таким, чтобы при хорошем знании материала студент мог изложить ответ на все вопросы задания в письменном виде;

■ Все задания должны быть приблизительно одинаковой трудности;

■ При всем проблемном разнообразии каждое задание должно содержать вопросы, требующие достаточно точных ответов, например, дать определение, написать формулу, изобразить график, составить схему, привести численные значения каких-либо показателей, выполнить анализ схемы, процесса и т.д.;

■ В каждом задании должен быть вопрос по материалу, подлежащему самостоятельному изучению по учебной литературе;

■ Вопросы не должны повторяться.

В качестве формы организации самостоятельной работы студентов по фармакогнозии взяты ситуационные задачи, в которых представлены растительные объекты. Таких индивидуальных заданий на кафедре имеется свыше одной тысячи, что максимально исключает возможность повторов.

Решение задач требует от каждого студента проведения приемки лекарственного растительного сырья и определение основных товароведческих показателей, выполнение полного морфолого-анатомического и фи-тохимического анализа лекарственного растительного сырья. В заключении студент должен указать соответствие (или несоответствие) изучаемого растительного сырья требованиям нормативной документации.

Весьма важным элементом организации познавательной деятельности студентов является включение в учебный процесс таких активных методов обучения, как учебно-исследовательская работа, проблемно-ситуационные задачи и деловые игры. Учебно-исследовательская работа включена практически во все занятия по фармакогнозии.

На практических занятиях по фармакогнозии студенты готовят микропрепараты, проводят определения морфологических диагностических признаков сырья, используемого в научной медицине и диагностику его от возможных примесей; определяют химический состав растений близких в филогенетическом отношении к официальным видам; определяют комплекс биологически активных веществ, которые сопутствуют основному классу действующих веществ. Ситуационные задачи стали обязательным элементом каждого занятия.

Практические занятия сопровождаются элементами деловых игр, используются проблемные задачи, ситуационные задачи, направленные на закрепление

практических умении и навыков, межпредметных связей.

Для подготовки к практическим и итоговым занятиям, зачетам, экзаменам студенты используют лекционные материалы, информацию на традиционных бумажных носителях (учебники, научные журналы, монографии) и электронные учебные пособия, как один из видов электронных образовательных ресурсов. Разработанные тематические электронные учебные пособия доступны студентам в электронной библиотеке университета [4, 5, 6].

Студенты имеют возможность применять электронные учебные пособия вне учебной аудитории, самостоятельно, что повышает качество их образования

[7].

Для студентов информационные технологии открывают широкий доступ к информации, а значит, к новым знаниям [8].

В подготовке молодого специалиста-провизора одной из самых трудно достижимых задач является приобретение навыков умелого использования теоретических знаний в конкретно сложившейся практической ситуации (в аптеке, на производстве). Именно этому способствует полная самостоятельность студента в сочетании с ответственностью за выполняемую работу.

При изучении дисциплины «Фармакогнозия» студенты выполняют в соответствии с учебным планом обязательную курсовую работу, за которую выставляется оценка в зачетную книжку. Это очень большой и ответственный раздел самостоятельной работы. Для его выполнения на кафедре имеются подробные методические рекомендации.

Самостоятельно, под контролем преподавателя, работают студенты во время учебной практике по фармакогнозии. Студентам предлагается заготовить, высушить, оформить согласно нормативной документации сырье и правильно изготовить гербарий. Здесь проявляется необходимость использования фактических знаний, полученных на практических занятиях.

Для результативности самостоятельной работы студентов необходимо наличие активных методов ее контроля. На кафедре используют следующие виды контроля:

■ Текущий контроль (регулярно, на каждом занятии проводится отслеживание уровня усвоения материала);

■ Промежуточный контроль (по окончании изучения ряда тем);

■ Итоговый контроль (по окончании изучения дисциплины);

■ Выборочный контроль (проводит периодически заведующий кафедрой);

■ Контроль остаточных знаний и умений (после завершения изучения дисциплины проводится тестирование студентов).

Контроль выполнения самостоятельной работы является одним из мотивирующих факторов образовательной деятельности студента.

Результаты выполнения самостоятельной работы учитываются на итоговых занятиях, и влияют на рейтинговые показатели, от которых зависит окончательная оценка, а, следовательно, стипендия. Некоторым студентам важен моральный интерес в форме общественного признания (приятно быть первым на факультете, на курсе, в группе).

Выполнение самостоятельной работы с проверкой результатов преподавателем приучает студентов грамотно и правильно выполнять анализ лекарственного растительного сырья, проводить технические расчеты, пользоваться нормативными документами и справочными данными.

Педагогическая ценность самостоятельной работы заключается в обеспечении активной познавательной деятельности каждого студента, ее максимальной индивидуализации с учетом психофизиологических особенностей и академической успеваемости студентов.

Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации-провизора.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки / Под общ. ред. Т.И. Гречухиной, А.В. Меренкова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016.

- 80 с.

[2] Почитаева Р.А. Психология усвоения знаний студентами// Среднее профессиональное образование. - 2000.

- № 5. - С. 22-23.

[3] Новикова Т.В. Самостоятельная работа студентов// Среднее профессиональное образование. - 2003. - № 7.

- С. 43-44.

[4] Бубенчикова В.Н., Кондратова Ю.А. Лекарственные растения и лекарственное растительное сырье, содержащие антраценпроизводные соединения/ Учебно-методическое пособие. Электронное издание на 1 CD-R, номер государственной регистрации 0321000062. -2010.

[5] Бубенчикова В.Н., Сухомлинов Ю.А., Кондратова Ю.А. Лекарственные растения и лекарственное растительное сырье, содержащие сердечные гликозиды / Учебно-методическое пособие. Электронное издание на 1 CD-R, номер государственной регистрации 0321002210. - 2010.

[6] Бубенчикова В.Н., Кондратова Ю.А. Лекарственные растения и лекарственное сырье, содержащее кума-рины и хромоны / Учебно-методическое пособие. Электронное издание на 1 CD-R, номер государственной регистрации 0321202343. - 2012.

[7] Деревнина А.Ю. Принципы создания электронных учебников// Открытое образование. - 2013. - № 2. - С. 48-50.

[8] Суркова А.В. О формировании профессионально значимых качеств будущих специалистов//Среднее профессиональное образование. - 2002. - № 10. - С. 7-8.

INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE STUDY OF PHARMACOGNOSY IN THE SYSTEM OF TRAINING OF MODERN SPECIALISTS OF PHARMACISTS

Bubenchikova V.N., Bubenchikov R.A., Suhomlinov Yu.A.

Kursk state medical university, Kursk, Russian Federation

Annotation. The article deals with the issues of organizing classroom and extracurricular independent work of the students of the pharmaceutical faculty in studying the discipline "Pharmacognosy". To achieve this goal, the analysis, forms and levels of independent work carried out at the department. The analysis of educational and scientific work of students is given, the role of the teacher in its performance is noted. Independent work has a good result only if there is a serious and sustainable motivation. The main motivating factor is the preparation for further professional pharmaceutical activities. There are also internal factors that help to activate and improve the results of independent work. Particular mention is made of the execution of the course work and the features of independent work during the training practice in the discipline, where students are engaged in the determination ofmedicinal plants in nature, their herbarium, acquire the skills of harvesting medicinal plant material, drying and packaging in accordance with regulatory documentation. methods of control of independent work are described. This is the current, intermediate, final, selective and control of residual knowledge and skills after studying the discipline. In conclusion, conclusions are drawn about the importance of independent work of students in the study ofpharmacognosy in the general system of training pharmacists.

Key words: independent work, pharmacognosy, pharmaceutical faculty, methodical support, students, pharmacists.

REFERENCES [2] Pochitaeva R.A. Psychology of learning by students // Sec-

ondary vocational education. - 2000. - №5. - P. 22 - 23. [1] Independent work of students: types, forms, evaluation cri- [3] Novikova T.V. Independent work of students // Secondary teria / Edited by T.L Grechuhin°j, A.V. Merenk°va. - Eka- vocational education. - 2003. - №7. - P. 43 - 44.

terinburg: Publisher of the Ural University 2016. - 80 p.

4 Bubenchikova V.N., Kondratova Yu.A. Medicinal plants and medicinal plant raw materials containing anthracene derivatives compounds / Teaching-methodical manual. Electronic edition for 1 CD-R, state registration number 0321000062.-2010.

[5] Bubenchikova V.N., Suhomlinov Yu.A., Kondratova Yu.A. Medicinal plants and herbal raw materials containing cardiac glycosides / Teaching-methodical manual. Electronic edition for 1 CD-R, state registration number 0321002210 9. - 2010.

[6] Bubenchikova V.N., Kondratova Yu.A. Medicinal plants and medicinal raw materials containing coumarins and chromons / Educational-methodical manual. Electronic edition for 1 CD-R, state registration number 0321202343. -2012.

[7] Derevnina A.Yu. Principles of creating electronic textbooks // Open education. - 2013. - №2. - p. 48 - 50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[8] Surkova A.V. The formation of professionally significant qualities of future specialists // Secondary vocational education. - 2002. - №10. p. 7 - 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.