© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 61(07)
С. К. Байгужина, А. К. Кабдуова, Н. А. Шамбилова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА КАФЕДРЕ МИКРОБИОЛОГИИ
Кафедра микробиологии Карагандинского Государственного медицинского университета
Проведение самостоятельной работы студентов с преподавателем в медицинском высшем учебном заведении как составляющей внеаудиторной работы студентов представляет интерес и позволяет реализовать исследовательские возможности студентов и педагогический опыт преподавателя. Авторами статьи предлагается методологический комплекс проведения самостоятельной работы студентов с преподавателем на кафедре микробиологии, включающий в себя внеаудиторное квантование микробиологических текстов научных статей по теме самостоятельной работы студентов с преподавателем, аудиторный разбор ситуационных задач и решение заданий в тестовой форме, с подведением итогов и выведением средней арифметической оценки.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов с преподавателем, микробиология, методологический комплекс, квантование текстов, ситуационные задачи
Система современного образования в настоящее время в Казахстане пребывает в состоянии эволюционного рывка. Прогрессивное шествие началось с подписания министром образования РК в 2010 г. Болонской декларации, расширив, таким образом, европейское образовательное пространство до Центральной Азии.
Одним их положений Болонской декларации является принятие системы зачетных единиц (European Credit Transfer System), что позволяет продолжить обучение в любом вузе стран, подписавших Болонскую декларацию, а также гарантирует признание казахстанского образования за рубежом.
Стандартной единицей в этой системе измерения стал так называемый кредит, количество академических часов в котором разнится в зависимости от периода обучения студентов. Так, в бакалавриате - 45 часов, в магистратуре - 60 часов и в докторантуре - 75 часов. Соотношение академических часов аудиторной и внеаудиторной работы студентов также различается, так в бакалавриате это соотношение равно 15:30, в магистратуре -15:45, в докторантуре - 15:60. Из академических часов на долю самостоятельной работы обучающегося под руководством преподавателя (СРОП) (Office Hours) приходится 15 часов. Общий объем часов самостоятельной работы обучающихся очной формы обучения в бакалавриате составляет 66% от общей трудоемкости дисциплины, до половины которых отводится на СРОП. При заочной форме обучения объем самостоятельной работы обучающихся должен составлять не менее 80% от общего объема отведенных кредитов [1].
Возникающие проблемы в осуществлении процесса образования в нелинейной фор-
ме связаны, в первую очередь, с изменением подхода преподавания в современном вузе, с изменением представления о значимости преподавателя. Определенный вклад в решение этой задачи вносит тщательная разработка и внедрение в процесс обучения современных, научно обоснованных учебных и методических пособий, позволяющих отойти от традиционного предоставления знаний, характерного для большинства учебной литературы [4].
На долю самостоятельного изучения материала приходится большая часть академических часов. Различают два уровня самостоятельной работы студентов: СРСП и СРС. Первый уровень наиболее значим, т.к. он предполагает наличие специальных методических указаний преподавателя, следуя которым студент приобретает и совершенствует знания, умения и навыки, накапливает опыт практической деятельности [3].
Как гласит китайская поговорка: «услышал - забыл; увидел - запомнил; сделал - понял». Если аппроксимировать эту древнюю мудрость на современное образование, то необходимо ориентироваться на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей общества и возможностей личности [5].
В современной дидактике самостоятельная работа студентов рассматривается, с одной стороны, как вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства, но под руководством преподавателя, а с другой - как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, формирования у них методов организации такой деятельности [6]. На кафедре
микробиологии Карагандинского государственного медицинского университета (КГМУ) такой вид деятельности получил реализацию в проведении исследовательской работы.
Микробиология как прикладная наука занимает нишу между клиническими и гигиеническими дисциплинами. Изучив немногочисленные материалы по организации и проведению СРСП в медицинских вузах, преподавателями кафедры микробиологии КГМУ была предложена и внедрена в учебный процесс особая методика проведения этой формы обучения. Учитывая специфику преподавания дисциплины: использование демонстрационных препаратов, работа в бактериологической лаборатории, формирование микробиологического мышления, предлагается комплекс заданий, который студент должен выполнить самостоятельно и после консультации преподавателя сдать в обозначенные сроки.
Подобная форма основана на проведении консультации по наиболее сложным вопросам учебной программы, выполнении домашних заданий, контроле семестровых работ, проведении рубежного контроля, что позволяет углубленно изучить вопросы практического занятия. На кафедре микробиологии СРСП осуществляется в форме квантования текстов научных трудов, решения ситуационных задач и заданий в тестовом виде, составлении схем-алгоритмов микробиологической диагностики определенных групп инфекционных заболеваний.
В качестве примера можно привести разработку методологического комплекса заданий по теме «Принципы лабораторной диагностики и профилактики вирусных гепатитов» для студентов II курса медико-профилактического факультета. Для успешного усвоения данной темы студентам на предыдущем занятии раздается теоретический материал в виде текста из дополнительной литературы в объеме 5-6 страниц для самостоятельного изучения и квантования вне учебной аудитории.
Квантованием называется разделение учебного текста на короткие, удобные для восприятия части. Текст редактируется, напоминая конспект, становится доступнее, интереснее, запоминающимся для студентов [6]. Возвращаясь к теме СРСП, стоит отметить, что открытие новых инфекционных агентов-возбудителей гепатита, расшифровка их геномов, а также рост заболеваемости парентеральными гепатитами в Республике Казахстан вызывает интерес к этой проблеме, на что ука-
зывает обилие статей, монографий и других научных публикаций. Усвоение как можно большего количества информации возможно распределением узких вопросов среди студентов группы.
Применение текущего квантования текстов по микробиологии обеспечивает блестящее воспроизведение знаний на устных экзаменах, что отвечает так называемой программе минимум (ближайшие цели). Для осуществления же программы максимум (конечные цели) - применение знаний, полученных при изучении дисциплины «Микробиология», на старших курсах предлагается разбор ситуационных задач по вирусным гепатитам. При составлении ситуационных задач для студентов медико-профилактического дела особое внимание уделяется следующим вопросам:
• обоснование выбора исследуемого материала с учетом особенностей патогенеза заболевания;
• возможности современной диагностики, интерпретация результатов лабораторных исследований (серологических как на обнаружение антигенов, так и антител и молекулярно -генетических);
• выявление и профилактика вирусоно-сительства;
• плановая и экстренная профилактика гепатитов А, В, й;
• проблемы вакцинации от гепатита С, б, Е и др.
Самоконтроль в форме решения заданий в тестовой форме, а также разбор ситуационных задач осуществляются в определенное время согласно календарно-тематическому плану.
В заключение стоит отметить, что предложенные пути и формы организации и проведения самостоятельной работы студентов с преподавателем на кафедре микробиологии КГМУ определяются опытом и уровнем профессионализма преподавателя, его мотивационной деятельностью, поэтому данная форма проведения СРСП не претендует на универсальность, но носит рекомендательный характер.
ЛИТЕРАТУРА
1 Абдыгапарова С. Б. Основы кредитной системы обучения в Казахстане /С. Б. Абдыгапарова, С. Р. Ахметова. - Алматы: Казак университету 2004. - С. 44-46.
2 Аванесов В. С. Знания как предмет педагогического измерения //Педагогические измерения. - 2005. - №3. - С. 16-25.
3 Загвязинский В. И. Методология и методы социально-педагогического исследования /
Медицина и экология, 2016, 1
113
В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М., 2001. -206 с.
4 Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента //Высшее образование в России. - 2000. - №1. - С. 114-115.
5 http ://main.isuct.ru/fi les/gos3/pri l/sam. pdf
6 http://www.e-reading.club/chapter. php/98177/41/Metodika_
REFERENCES
1 Abdygapparova S. B. Basics of credit system of education in Kazakhstan /S. B. Abdygapa-rova, S. R. Akhmetova. - Almaty: Kazakh University, 2004. - Pp. 44-46. (in Russian)
2 Avanesov V. S. Knowledge as the subject of pedagogical measurement //Pedagogical meas-
urements. - 2005. - No. 3. - Pp. 16-25. (in Russian)
3 Zagvyazinskii V. I. Methodology and methods of social and pedagogical research /V. I. Zagvyazinskii, R. Atakhanov. - M., 2001. - 206 p. (in Russian)
4 Kovalevskii I. Organization of independent work of the student //Higher education in Russia. - 2000. - No. 1. - Pp. 114-115. (in Russian)
5 http ://main.isuct. ru/files/gos3/pri l/sam. pdf
6 http://www.e-reading.club/chapter. php/98177/41/Metodika_
Поступила 09.02.2016 г.
S. K. Bayguzhina, A. K. Kabduova, N. A. Shambilova
INDIVIDUAL STUDENT'S WORK SUPERVISED BY THE TEACHER ON THE DEPARTMENT OF MICROBIOLOGY Department of Microbiology of Karaganda state medical universtty
Carrying out the individual student's work supervised by the teacher (office hours) in a medical high educational institution as the making classroom work of students is of interest and allows realizing research opportunities of students and pedagogical experience of the teacher. Authors of article offer the methodological complex of carrying out the office hours on department of microbiology including classroom quantization of microbiological texts of scientific articles on this subject, classroom analysis of situational tasks and the solution of tasks in a test form with summing up the average arithmetic mark.
Key words: individual student's work supervised by the teacher (office hours), microbiology, methodological complex, quantization of texts, situational tasks
С К. Байгужина, А. К. Кабдуова, Н. А. Шамбилова
МИКРОБИОЛОГИЯ КАФЕДРАСЫНДА ОКЫТУШЫНЬЩЖЕТЕКШ1П1ГМЕН СТУДЕНТТЕРДЩ ОЭ1НД1К ШМЫСЫН ОТК1ЗУ
%араFанды мемлекеттк медицина университет
Медициналык жорары оку орнында окытушынык жетекштИмен студенттердщ ез1нд1к жумысын етюзуде студенттердщ аудиториядан тыс жумыстарын курауда, кызырушылыктарын тудырып, студенттердщ зерттеу жумыстарын жYзеге асырура жэне окытушынык педагогикалык тэж1рибес1не mymk^Ik беред1. Макала авторлары окытушынык жетекштИмен студенттердН ез1нд1к жумысын микробиология кафедрасында кешенд1 турде етюзу усынылады, онык ш1нде аудиториядан тыс микробиологиялык рытыми макалалар мен жумыс 1стеу барысында б1л1мдер1н шыкдай тYседi, аудиторияда жардайлык есептерд1 жэне тест тур1нде тапсырмаларды шеш1п, корытындылап, орташа арифметикалык барасын шырару микробиология, методологиялык кешен, мазмунын бел1п алу, жардайлык есеп.
Клт сездер: окытушынык жетекш1л1г1мен студенттердщ ез1нд1к жумысы, микробиология, методологиялык кешен, мазмунын бел1п алу, жардайлык есеп