Проблемы высшего образования
221
ческих чтений Международной академии наук высшей школы «Инженерное образование в России и государствах - участниках СНГ: проблемы и перспективы решения», Звенигород, Моск. обл., 21-23 сентября 2011 г. -С. 27-32.
2. Результаты ЕГЭ по математике и успеваемость: цели, статистика, анализ, предложения / П. В. Герасименко, В. А. Ходаковский // Проблемы математической и естественно-научной подготовки в инженерном образовании. Исторический опыт, современные вызовы : сб. тр. Международной научно-методической конференции, 11-12 ноября 2010 / под общ. ред.
B. А. Ходаковского. - СПб. : ПГУПС, 2011. -
C. 38-51.
3. О целесообразности разрешения в вузе сформировавшегося на современном этапе про-
тиворечия методик преподавания элементарной и высшей математики / П. В. Герасименко // Совершенствование математического образования в общеобразовательных школах, начальных, средних и высших профессиональных учебных заведениях : материалы VI Международной научно-методической конференции, Тирасполь, 29-30 сентября 2010 г. - Тирасполь : ПФ «Литера», 2010. - С. 26-31.
4. О возможности дообучения школьной математике студентов первого курса / П. В. Герасименко // Математика в вузе : труды XXII международной научно-методической конференции. -СПб. : ПГУПС, 2010. - С. 38-42.
5. Прикладная статистика. Основы эконометрики / С. А. Айвазян. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. -432 с.
УДК 378 Л. В. Мите
Петербургский государственный университет путей сообщения
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА - ОСНОВНОЕ ЗВЕНО В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Рассматриваются вопросы, связанные с организацией самостоятельной работы в процессе обучения студентов-заочников иностранному языку в условиях дистанционного обучения. Описаны трудности и неэффективность самостоятельной работы студентов заочной формы обучения при овладении иностранным языком.
Выделены два аспекта в самостоятельной работе студентов по развитию общеучебных умений, определены факторы, позволяющие успешно осуществлять самостоятельную работу.
самостоятельная работа, иностранный язык, дистанционное обучение, студент заочной формы обучения, учебный процесс.
Введение
Самостоятельная работа - одно из необходимых условий успешного изучения любого предмета, включая иностранный язык. Особенно это положение актуально для дистанционного обучения (ДО). Иностранный язык рассматривается сегодня не только как средство общения, но прежде всего как средство,
стимулирующее процесс познания. Сформи-рованность познавательной самостоятельности у студентов-заочников имеет особую значимость именно при изучении иностранного языка, поскольку усвоение большого объема иноязычного материала происходит дистантно, в искусственной среде, в процессе самостоятельной работы [1, с. 55].
ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС
2013/1
222
Проблемы высшего образования
1 Анализ самостоятельной работы
студентов-заочников в системе
дистанционного обучения
Основу образовательного процесса на заочном отделении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого. Только хорошо спланированная и эффективно управляемая самостоятельная работа студентов, контроль за ее результатами способствуют развитию творческого подхода к решению учебно-профессиональных задач и усвоению профессиональных и специальных знаний. Качество профессиональной подготовки студентов-заочников должно обеспечиваться в первую очередь за счет интенсификации самостоятельной учебно-профессиональной деятельности студентов в межсессионный период.
Обучение иностранному языку студентов-заочников, занимающихся в системе ДО без отрыва от своей трудовой деятельности, сопряжено с определенными трудностями. Поэтому оно требует четкой организации, моделирования учебного процесса и понимания специфических особенностей обучения студентов, совмещающих занятия с практической деятельностью. При моделировании учебного процесса следует учитывать, что основная доля приходится на самостоятельную работу студентов. Обучающиеся должны самостоятельно изучить большой объем материала. Поэтому одной из главных задач является обучение студентов различным видам и формам самостоятельной работы. При самостоятельной работе с источниками информации у студентов вырабатываются навыки пользования словарем и соответствующим комментарием в грамматическом справочнике, а главное - эта работа способствует формированию умений извлекать информацию из текстов, что очень важно для их последующей деятельности.
Таким образом, одной из наиболее значимых задач для развития системы ДО иностранным языкам является методическое обеспечение межсессионной самостоятель-
ной учебно-профессиональной деятельности студентов [2, с. 13].
2 Особенности самостоятельной работы в системе дистанционного обучения
2.1 Основные положения концепции дистанционного обучения относительно самостоятельной работы
Самостоятельность обучаемого можно считать основополагающей в системе дистанционного обучения. Подготовка специалиста по иностранному языку в современных условиях может определяться не только уровнем его знаний, способностью владения иностранным языком, но и умением самостоятельно ставить и решать новые профессиональные и социальные задачи. В связи с этим необходимо добиться качественного скачка в подготовке специалиста, чтобы к моменту окончания вуза сформировать его как творческую личность, владеющую способами самостоятельного пополнения знаний по иностранному языку.
Исследователи во главе с Е. С. Полат в концепции ДО выделяют следующие положения относительно самостоятельной работы обучаемых.
1. В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание). Учение, самостоятельное приобретение и применение знаний стало потребностью современного человека в условиях информатизированного общества.
2. ДО - это гибкая система образования, позволяющая приобретать знания там и тогда, где и когда это удобно обучаемому. При этом важно, чтобы обучаемый не только овладел определенной суммой знаний, но, что гораздо важнее, чтобы он научился самостоятельно приобретать знания, работать с информацией, овладел способами познавательной деятельности при необходимости
2013/1
Proceedings of Petersburg Transport University
Проблемы высшего образования
223
повышать квалификацию, менять профессиональную ориентацию и т д.
3. Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер. Обучаемый должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность. В ходе такого обучения учащиеся (любого возраста и социального статуса) должны прежде всего научиться приобретать и применять знания, искать и находить нужные для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией.
4. Организация самостоятельной деятельности обучаемых в сети предполагает использование новейших педагогических технологий, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого обучающегося и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности (умению работать в коллективе, выполняя различные социальные роли, решая сложные познавательные задачи). В первую очередь речь идет о широком применении метода проектов, обучения в сотрудничестве, исследовательских, проблемных методов [3, с. 23].
2.2 Классификация трудностей
студентов-заочников в процессе самостоятельной работы
Наблюдения за работой студентов заочной формы обучения показывают, что самостоятельная работа многих студентов-заочников отличается неэффективностью: несмотря на большое количество учебных часов, отводимых на самостоятельную работу по изучению иностранного языка, студенты-заочники испытывают большие трудности в ее организации, им не удается достичь высоких результатов в данном виде деятельности, что говорит об их неумении работать самостоятельно и об отсутствии готовности к самостоятельной работе.
Задача организации самостоятельной работы в вузе поднимает целый ряд вопросов, относящихся к готовности самого студента к ее осуществлению. Один из них: умеют ли большинство студентов осуществлять са-
мостоятельную работу? Материал многих исследований дает в целом отрицательный ответ. Процессы приема, осмысления, переработки, интерпретации, а также оценивания и фиксирования необходимой учебной информации вызывают существенные затруднения у студентов-нефилологов.
Мы считаем, что учебные занятия, на которых индивидуальная работа преподавателя с каждым студентом осуществляется параллельно с самостоятельной работой всех учащихся, значительно эффективнее. Однако возникает вопрос: может ли у обучаемых формироваться способность к эффективному осуществлению самостоятельной работы как формы деятельности, а не только как выполнение некоторого задания преподавателя? Ответить на этот вопрос можно утвердительно, но ответ может быть неоднозначным.
Самостоятельная работа студентов по иностранному языку - понятие достаточно широкое. Оно включает в себя не только познавательную деятельность, которая осуществляется при подготовке к контрольным работам, при подготовке к экзаменам и т. п. Самостоятельная работа является внутренней основой связи всех методов и форм учебного процесса в вузе, и в определенной мере она является показателем адаптированности студентов к его условиям.
3 Способы повышения
эффективности самостоятельной работы студентов-заочников в системе дистанционного обучения
3.1 Формирование общеучебных педагогических умений в самостоятельной работе студентов-заочников
Можно выделить два аспекта в самостоятельной работе студентов по овладению и применению общеучебных педагогических умений исходя из их содержания - воспроизведение и творчество. Естественно, что воспроизводящая деятельность выступает
ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС
2013/1
224
Проблемы высшего образования
в качестве подготовительного этапа к творческой деятельности.
Во-первых, формирование этой способности предполагает личностное развитие в плане совершенствования самосознания, самодисциплины, что определяется умением вычленять и реализовывать цель и многое другое.
Во-вторых, неоднозначность ответа определяется тем, что эта способность эффективна и как бы самопроизвольно формируется у тех студентов, которые характеризуются положительной учебной мотивацией и заинтересованностью в предмете.
Помимо общего времени, затрачиваемого обучаемым на выполнение самостоятельной работы, большое значение имеет систематичность его деятельности. Нет необходимости доказывать, что овладение учебным материалом, развитие навыков и умений будет эффективнее, если обучаемый будет овладевать языком регулярно, а не от случая к случаю. Приобщение обучаемых к систематической самостоятельной работе - одна из насущных воспитательных задач преподавателя иностранного языка. Она связана с бережным отношением к использованию свободного времени, самодисциплиной и самоорганизованностью.
3.2 Факторы, влияющие
на эффективность самостоятельной работы студентов-заочников в системе дистанционного обучения
Для развития самостоятельной деятельности студентов-заочников при изучении иностранного языка необходимо следующее.
1. Осознание цели выполняемой деятельности, каждого конкретного упражнения/за-дания. Обучаемый должен знать, что он будет делать, каков должен быть конечный результат, чем данное задание обогатит его опыт. Показателем высшего уровня развития самостоятельности обучающегося можно считать его способность самому осознать и сформулировать конечные и промежуточные цели и задачи, однако переход к этому уровню будет постепенным и успешность его достижения
во многом определяется консультативными и руководящими действиями преподавателя.
2. Знание процедуры выполнения задания. Задача преподавателя - вооружить студентов рациональными приемами учебной деятельности исходя из возможностей обучаемых, их опыта и уровня владения языком. Дело в том, что даже в рамках школьной программы учащиеся располагают довольно значительным набором знаний, навыков и умений, однако все это зачастую остается «мертвым грузом», не находя практического применения. Педагогу важно научить студентов-нефилологов пользоваться всем набором сформированных компетенций, выбирая те из них, которые могут быть наиболее эффективно применены для решения конкретной учебной задачи. В этом случае также имеет место опора на принцип сознательности, то есть осознание не только смысла задания, но и процесса его осуществления.
3. Наличие способности пользоваться соответствующими средствами обучения для выполнения заданий. Как показали наши наблюдения, студенты зачастую не умеют пользоваться даже простейшими традиционными средствами, такими как учебник (учебное пособие и т. п.), поскольку они плохо знакомы со структурой учебника, не ориентируются в нем, о существовании некоторых разделов не подозревают вообще, а потому не в состоянии прибегнуть к их помощи. Задача преподавателя - избегать подобных упущений, своевременно разъяснить студентам все перспективы использования как учебника, так и других вспомогательных средств (словаря, обучающих программ и т. д.).
Заключение
Самостоятельная работа в ДО является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которого происходит формирование навыков, умений, знаний и в дальнейшем обеспечивается усвоение обучаемыми приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и способность решать поставленные задачи.
2013/1
Proceedings of Petersburg Transport University
Проблемы высшего образования
225
Библиографический список
1. Введение в дистанционное обучение иностранным языкам : учеб. пособие / Л. П. Ха-ляпина. - Кемерово : Кемеровский гос. ун-т, 2000. - 104 с.
2. Содержание иноязычного образования как методическая категория / Е. И. Пассов // ИЯШ. -2007. - № 6. - С. 13-23.
3. Концепция дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций / Е. С. По-лат, А. Е. Петров, Ю. В. Аксенов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://is.tstu. tver.ru/3/article/art0014.htm (Дата обращения 13.11.2009).
ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС
2013/1